НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Победитель конкурса «Лидеры России» получила должность в университете «Сириус»

Дарья Гриц
назначена на должность проректора по образованию Научно-технологического университета «Сириус».

В новой должности ей предстоит создать исследовательскую команду технологического университета. Молодые ученые присоединятся к прорывным проектам вуза в области генетики и наук о жизни, математики, когнитивных исследований, информационных технологий и искусственного интеллекта.

«Конкурс «Лидеры России» учит мыслить горизонтом в 10-20 лет – это помогает четко ставить перед собой цель и не отклоняться от нее. Участие в конкурсе дает возможность познакомиться с «заряженными» амбициями людьми, которые формируют сплоченное сообщество и остаются на связи даже после завершения конкурса. Для меня конкурс стал важным и мощным импульсом к развитию. Можно сказать, что начался новый этап моей жизни, в котором я могу быть быстрее, выше, сильнее!»

@stranavozmojnostey

#назначение
Андрей Шаронов, президент МШУ «Сколково», сегодня на форуме Территория смыслов:

Человек, который говорит, что знает, что будет через 5-10 лет, вызывает иронию.
Мы должны понимать, что от нас будут требовать в будущем.

Уже 7 лет назад мои коллеги вместе с АСИ сделали Атлас новых профессий. Было сделано несколько гипотез, важно понять дух этой работы – огромное количество профессий исчезнет, и с некоторыми из них это произойдет быстро.

Искусственный интеллект убивает часть профессий, делает ненужным специалистов.

Нужно быть заранее готовым, чтобы ваша профессия не попала в этот список.

В XXI веке грамотный не тот, кто умеет читать и писать, а тот, кто умеет переучиваться и разучиваться. Мы не можем освоить новые навыки, потому что старые сидят глубоко и не дают учиться новому. Модель 4К: кооперация, коммуникация, креативность, критическое мышление. Эта модель изначально была предложена для обучения детей. Сколько бы лет нам не было, мы должны развивать эти компетенции.

Меня как-то попросили поговорить по поводу навыков коммуникации, когда я начал думать о развитии цепочки: первый крик ребенка – это уже коммуникация, через некоторое время ребенок переходит к членораздельным звукам, мы перешли на следующий уровень коммуникации, на ней находимся очень долго. Следующий этап – публичное выступление, где вызовом может стать аудитория, которая нас не слушает. Другой вызов, заключается в том, как нам говорить так, чтобы нас слышали. В какой-то момент мы понимаем, что нам не верят – это следующий вызов, как говорить так, чтобы нам поверили. Через какое-то время вы приходите к следующему потолку, как мы должны говорить, чтобы люди начали делать то, что мы говорим. Мы ставим перед собой новой задачу: нам хочется, чтобы люди думали так же, как мы думаем. Как много ступеней мы можем пройти, чтобы улучшить результат.

Мы говорим не для того, чтобы говорить, а чтобы нас слушали, слышали, делали и думали, как мы. Посмотрите какой потенциал скрыт в этой компетенции. Я считаю, что я говорю полезные и правильные вещи и пытаюсь вас убедить в этом. У нас возникает паттерн поведения, скатываемся в модель, где стремимся успеть за всем, а в результате мы везде, но нигде.

Меня недавно поразил факт, вы знаете, компьютеры обыграли человека в шахматы, недавно компьютер поразил человека в го. Количество атомов в видимой части вселенной 10 в 30 степени, а количество вариантов игры в го – 10 в 60 степени.

Из-за машинного обучения – сейчас в отличие от того, как человека учили в шахматы, человек не знает, как машина пришла к этому решению.

Мы говорили о влиянии: текст влияет на позиции собеседника только на 10%, подача и презентация – это еще 38%, а третий элемент – внутренне состояние, которое не связано с тем, что мы произносим, не связано с картинкой и презентацией. Если мы хотим в чем-то убедить, мы должны подумать, с каким внутренним состоянием мы выйдем к аудитории. Человек не может врать по нескольким каналам.

У человека есть идеи и воображение, машины не умеют представлять будущее окружающего мира. Данные не могут вам подсказать, что с ними нужно сделать.
Одно из главных заблуждений – в области обучения, все мы думаем, что мы умеем учиться.

Ключевая компетенция заключается в том, что мы должны понимать, что мы делаем и зачем мы делаем. Многие думают, что плохие эмоции – не про меня, это самообман. Давайте думать о том, зачем мы что-то делаем. Это напрямую влияет на смысл нашей жизни. Результат работы должен измеряться не потом, а целью и смыслом. Наше поведение должно меняться, изменение поведения – главнейший критерий обучения. Обучение – это внутреннее состояние, внутренний настрой. Лошадь можно подвести к воде, но нельзя заставить пить.
Одним из ключевых для вузов на Архипелаге 2121 станет трек «Новые форматы образования в университетах» (с 4 по 10 августа). Команды разработают программы стратегического развития вузов, в том числе в рамках программы «Приоритет 2030», проработают вопросы цифровой трансформации, студенческого предпринимательства и т.д.

Среди тем трека:
● Новые форматы отношений образовательных институтов, студентов и бизнеса (ДПО как вузовские стартапы, социальные спиноффы технологических компаний)
● Сетевые форматы и финансовые модели для распаковки образовательного процесса
● Проработка связки Центров трансфера технологий с индустриальными партнерами и логики новых ЦТТ в университетах
● Стартап как учебный план
● Доказательная цифровизация и цифровая зрелость университетов
● Стратегии привлечения и удержания абитуриентов в регионе
● Культура образовательной организации и коммуникация
● Новые форматы аспирантуры и работа с интеллектуальной собственностью.

НОП - соавтор деловой программы

https://clck.ru/VeYSi
Путешествие длиною в 800 лет

В недавно анонсированной пилотной спецпрограмме по развитию студенческого туризма принимает участие ННГУ им. Н.И.Лобачевского. НОП удалось узнать, как именно Университет Лобачевского делает пребывание гостей в городе комфортным и увлекательным.

Елена Загайнова, ректор ННГУ им.Н. И. Лобачевского для НОП:

«Университет Лобачевского вошёл в число 15 вузов – участников пилотной программы развития студенческого туризма, причём вошёл одним из первых, ведь Нижнему Новгороду в этом году исполняется 800 лет, и интерес к нашему городу в стране очень большой.

Программа разработана Министерством науки и высшего образования РФ, она направлена на расширение возможностей студенческого отдыха и позволяет студентам, которые хотят совершить путешествие по России в период каникул, останавливаться в университетских кампусах и общежитиях.

Этим летом в тестовом режиме наш университет готов принимать порядка 30 студентов одновременно при соблюдении всех необходимых противоэпидемических мер. Для реализации программы выделены два университетских общежития, где могут проживать студенты из других вузов и регионов.

Представители Студенческого совета ННГУ будут сопровождать наших гостей, а студенты, которые профессионально занимаются разработкой экскурсионных программ, подготовили для них несколько маршрутов по Нижнему Новгороду.

Я убеждена, что данная программа развития и поддержки студенческого туризма – прекрасная и очень перспективная идея и у её реализации – большой потенциал. Так вузы могут презентовать себя путешествующим студентам в неформальной обстановке, так налаживаются связи и создаются новые молодёжные проекты».
Forwarded from РИА Новости
Минобрнауки подготовило проект о минимальных баллах ЕГЭ для приема в вузы на 2022/2023 учебный год
Бюджетное исполнение – оценка за полугодие

Коллеги из Майского указа (@maydecree) традиционно подводят итоги кассового исполнения нацпроектов за минувшие полгода.

У «Науки и университетов» очень хорошие показатели – 39%. Больше вряд ли могло быть, поскольку Год науки и технологий фактически стартовал ближе к марту. Да и в целом нацпроект в основном состоит из проектных мероприятий – то есть конкурсных отборов, которые только планируются к проведению. Или как вариант – их итоги подведены, но пока что перечисление средств не состоялось.

В принципе подобная ситуация характерна для целого ряда нацпроектов – где проектные по букве и духу мероприятия превалируют над процессным форматом.

В разрезе федеральных проектов ситуация еще позитивнее:
«Инфраструктура» — 55,2%;
«Исследовательское лидерство» — 54,4%;
«Кадры» — 54,3%.

Чуть отстает федеральный проект «Интеграция» - но это и понятно, ведь, например, третья пятерка научно-образовательных центров мирового уровня была определена буквально только что. А сведения о кассовом исполнение представлены на 1 июля сего года.

Так что, во-первых, есть полное понимание того, что финансовый блок Министерства науки и высшего образования держит руку на пульсе дисциплины исполнения нацпроектов. А во-вторых, присутствует однозначная уверенность, что министр Валерий Фальков и его команда полностью выполнят все финансовые планы.

Подробнее: краткая аналитика от «Майского указа» и исходная таблица.
Новые карбон-полигоны

Одной из точек пересечения научно-технологической и эколого-климатической повестки являются «карбоновые полигоны» - специальные площадки по всей стране, где с помощью специально откалиброванного и сертифицированного оборудования проводятся замеры эмиссии и поглощения углерода. Это важно в свете трансфера мировой экономики, который включает дополнительные налоговые обременения для стран, технологий, компаний и продуктов с большим «углеродным следом».

Отбор площадок продолжается уже некоторое время – это стимулирует регионы к пересмотру своей эколого-климатической повестки. Важно, чтобы были представлены различные климатические зоны, а также те территории, где концентрируется (особенно – специфическое) производство. Для принятия решений создан Экспертный совет при Минобрнауки.

На заседании Экспертного совета одобрены программы шести карбоновых полигонов.

Первый полигон появится на базе Тюменского госуниверситета, которая одновременно будет координатором всех площадок на пространстве Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра. Преимуществом является широкая представленность климатических зон.

Второй расположится на базе Балтийского федерального университета с фокусом на все процессы, связанные с Балтикой и Балтийским морем.
Третий – в Краснодарском крае. Там, на Черном море Институт океанологии РАН будет изучать «работу» морских просторов по эмиссии и поглощению углекислого газа.

Четвертый полигон – горный, будет создан в Чечне двумя ведущими вузами республики: Чеченским госуниверситетом и Грозненским нефтяным (ГГНТУ им. Миллионщикова).

Пятый полигон начнет работу в Свердловской области. Полигон «Урал-Карбон» будет представлен таежными лесами, а тайга — один из наиболее значимых резервуаров стока углерода из атмосферы за счет фотосинтеза и его долговременного хранения.

Шестой полигон будет работать на базе Новосибирского государственного университета - «Карбоновый полигон НГУ».

Также решением Экспертного совета в состав участников проекта Минобрнауки были введены два новых субъекта – Московская область и Республика Татарстан. Карбоновый полигон в Подмосковье будет создан на базе Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В Татарстане проектом займется Казанский федеральный университет.

Иван Романчук, ректор ТюмГУ, специально для НОП рассказал о тюменском полигоне:
«Наша программа развития карбоновых полигонов получила одобрение, тому есть несколько причин. У нас был существенный научный задел в области изучения адаптации экосистем Западной Сибири к климатическим изменениям. ТюмГУ вел эту работу в течение последнего десятилетия совместно с ведущими научными центрами России, Германии, США и Финляндии. ТюмГУ готов стать научно-методическим и образовательным хабом в широкой сети карбоновых полигонов, создаваемых в России, для мониторинга парниковых газов и отработки новых технологий секвестрации углерода».

Подробнее: https://news.1rj.ru/str/minobrnaukiofficial/1672
Кадры для связи города и страны

Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ) и Департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы (ДИиПП) договорились сотрудничестве в рамках многостороннего соглашения. Партнёрами соглашения также выступили другие ведущие вузы Москвы и WorldSkills Russia.

Со стороны МТУСИ документ подписал проректор по международной деятельности и связям с общественностью Андрей Муханов, со стороны ДИиПП - руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Александр Прохоров.

Соглашение направлено на интеграцию МТУСИ с промышленными предприятиями Москвы с целью развития их кадрового потенциала, разработки новых конкурентоспособных технологий, решения актуальных производственно-технологических задач в интересах развития отраслей и технологий по приоритетам научно-технологического развития России.

Стороны договорились о содействии внедрению актуальных образовательных программ, современных методов и технологий обучения в образовательных процесс с целью опережающей подготовки кадров с учетом реальных потребностей промышленных предприятий столицы.

Андрей Муханов, проректор МТУСИ для НОП:

«МТУСИ всегда обучал и будет обучать специалистов для развития кадрового потенциала Москвы и нашей страны в целом. Информационные системы и технологии, интеллектуальные радиосистемы, информационная безопасность и другие направления обучения направлены на опережающую подготовку молодых работников отрасли.

Совместными усилиями мы сможем оперативно преодолевать возникающие технологические барьеры, препятствующие инновационному развитию промышленности Москвы.
Для нас это соглашение имеет знаковый характер.

Соединяя накопленные за столетие традиции высшей советской и российской технической школы с новейшими трендами современности, мы создаём на практике одну из ведущих отраслевых специализированных учебных площадок, соответствующих самым современным стандартам и потребностям, и готовящих востребованных и конкурентоспособных специалистов.

Вместе с вузами-партнёрами мы фактически решаем предусмотренную Программой «Приоритет-2030» задачу обеспечения участия образовательных организаций высшего образования в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, а именно столицы нашей Родины – Москвы.

Отрадно видеть в числе сторон, заинтересованных в реализации настоящего Соглашения, наших зарубежных партнёров – крупнейшую телекоммуникационную компанию HUAWEI.

В настоящее время в МТУСИ совместно с Тяньцзиньским профессиональным колледжем электроники и информатики создаётся образовательный центр «Лубан», который скоро начнёт подготовку кадров в области современных сетей связи, включая 5G. Центр будет оснащён новейшим оборудованием компании HUAWEI».
Николай Рогалев, ректор НИУ «МЭИ» о соглашении с ДИиПП специалиьно для НОП:

Ряд ведущих московских вузов, в том числе и НИУ «МЭИ», выступят образовательными партнерами «Московской технической школе» (МТШ) - проекте, инициированном Департаментом инвестиционной и промышленной политики города Москвы.

В рамках соглашения с московским правительством, НИУ «МЭИ» будет проводить переподготовку специалистов московских предприятий самых инновационных отраслей, а также формировать новые практико-ориентированные образовательные программы для опережающей подготовки кадров высокотехнологичных отраслей.

Помимо вузов к реализации проекта привлечён ряд промышленных партнеров - МТС/МГТС, Итэлма, Huawei и др.

«Московская техническая школа» - весьма своевременная и крайне перспективная инициатива московского правительства. Уверен, что в рамках МТШ будет восстановлена утерянная во многих областях связка между образованием и промышленностью. Фактически, создается механизм адаптации образования к нуждам промышленности на новом этапе.

Отдельно замечу, что в соглашении для университета нет финансовых обязательств, есть только возможность участвовать на общественных началах в экспертном совете, вырабатывать новые практики. Мы готовы к применению наших экспертных и методических знаний для реализации этой важнейшей инициативы.
По информации от наших источников, предметом интереса к СГЭУ могут быть два фактора:

Некоторые особнности работы регионального министерства образования и науки, а также взаимодействие вуза с АСИ.

Так, приказом Минобрнауки РФ от 07.05 2021г. С.В.Чупшева включена в набсовет СГЭУ.

Впрочем, эксперты отмечают прозрачность диалога между АСИ и СГЭУ и сомневаются, что этот фактор может иметь негативное развитие.

https://m.samaraonline24.ru/post/view/9370
⚡️⚡️ Управляющая команда одного их ранее победивших НОЦ мирового уровня приняла решение уволиться почти в полном составе.

Причина - системная задержка заработной платы сотрудников со стороны профильного регионального Минобрнауки, не считающего НОЦ приоритетом развития региона.

Будем наблюдать за развитием событий
НОП.РФ pinned Deleted message