Квантовые инициативы
В начале года Московский технический университет связи и информатики приобрел оборудование для Научно-образовательного комплекса квантового распределения ключей (НОК КРК), разработанного компанией QRate для обучения студентов в сфере квантовых коммуникаций, и за полгода подготовил студентов для межвузовского этапа WorldSkills по профильным компетенциям.
Практические занятия на инновационном оборудовании НОК КРК позволили подготовить участников к проведению этапа международного чемпионата в кратчайшие сроки. Результаты чемпионата подтвердили широкие перспективы использования оборудования научно-производственной компании Qrate, возможность адаптации его под образовательные программы и запуск новых инициатив.
QRate – научно-производственная компания, разрабатывающая аппаратно-программные решения для обеспечения информационной безопасности с помощью технологий квантовых коммуникаций. Высокотехнологичные продукты компании обеспечивают новый уровень защиты информации. Поэтому заинтересованность государства и частного сектора в специалистах квантовых коммуникаций растет по всему миру для абсолютно разных направлений от инфомационной безопасности до применения в транспортной отрасли.
Сейчас МТУСИ совместно с QRate разрабатывает образовательный стандарт по направлению «Квантовые технологии».
Сергей Ерохин, ректор МТУСИ, специально для НОП:
«МТУСИ ведет теоретическое обучение квантовой физике и квантовым технологиям на протяжении нескольких лет, но с началом 2021/2021 учебного года для студентов будут проводиться практические занятия по данным направлениям. Изменения в учебном процессе повысят качество подготовки студентов и окажут положительное влияние на разработку образовательных стандартов в сфере квантовых технологий. Результат участия в чемпионате WorldSkills свидетельствует о том, что у МТУСИ есть все необходимое для успешной конкуренции в компетенции «Квантовые технологии» на мировой арене».
В начале года Московский технический университет связи и информатики приобрел оборудование для Научно-образовательного комплекса квантового распределения ключей (НОК КРК), разработанного компанией QRate для обучения студентов в сфере квантовых коммуникаций, и за полгода подготовил студентов для межвузовского этапа WorldSkills по профильным компетенциям.
Практические занятия на инновационном оборудовании НОК КРК позволили подготовить участников к проведению этапа международного чемпионата в кратчайшие сроки. Результаты чемпионата подтвердили широкие перспективы использования оборудования научно-производственной компании Qrate, возможность адаптации его под образовательные программы и запуск новых инициатив.
QRate – научно-производственная компания, разрабатывающая аппаратно-программные решения для обеспечения информационной безопасности с помощью технологий квантовых коммуникаций. Высокотехнологичные продукты компании обеспечивают новый уровень защиты информации. Поэтому заинтересованность государства и частного сектора в специалистах квантовых коммуникаций растет по всему миру для абсолютно разных направлений от инфомационной безопасности до применения в транспортной отрасли.
Сейчас МТУСИ совместно с QRate разрабатывает образовательный стандарт по направлению «Квантовые технологии».
Сергей Ерохин, ректор МТУСИ, специально для НОП:
«МТУСИ ведет теоретическое обучение квантовой физике и квантовым технологиям на протяжении нескольких лет, но с началом 2021/2021 учебного года для студентов будут проводиться практические занятия по данным направлениям. Изменения в учебном процессе повысят качество подготовки студентов и окажут положительное влияние на разработку образовательных стандартов в сфере квантовых технологий. Результат участия в чемпионате WorldSkills свидетельствует о том, что у МТУСИ есть все необходимое для успешной конкуренции в компетенции «Квантовые технологии» на мировой арене».
На «Архипелаге 2121» стартовала дискуссия «Драйверы Архипелага: наука и университеты», открывающая треки «Вузы как институты развития городов и регионов» и «Новые форматы образования в вузах».
Участники дискуссии:
спецпредставитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков;
научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин;
декан факультета педагогического образования МГУ Виктор Басюк;
ректор Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Анатолий Николаев;
ректор Новосибирского государственного университета экономики и управления Павел Новгородов;
заместитель генерального директора Агентства стратегических инициатив Дмитрий Глушко.
Модераторы:
Ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ Евгений Сжёнов;
Ректор МГУПП Михаил Балыхин.
#Архипелаг2121
Участники дискуссии:
спецпредставитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков;
научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин;
декан факультета педагогического образования МГУ Виктор Басюк;
ректор Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Анатолий Николаев;
ректор Новосибирского государственного университета экономики и управления Павел Новгородов;
заместитель генерального директора Агентства стратегических инициатив Дмитрий Глушко.
Модераторы:
Ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ Евгений Сжёнов;
Ректор МГУПП Михаил Балыхин.
#Архипелаг2121
Forwarded from Настоящее Будущее
🎓 Что университеты заберут с Архипелага 2121?
💬 Виктор Басюк, декан факультета педагогического образования МГУ: «Возросший эффект в вопросах управленческой культуры вузов».
💬 Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ: «Нетривиальные идеи. Чем хороши интенсивы — здесь рождаются нетривиальные идеи».
💬 Дмитрий Песков, спецпредставитель президента по вопросам цифрового и технологического развития: «Сейчас началась работа команд регионов, рассчитываю, что представители вузов познакомятся со своими вице-губернаторами и в ваших вузах откроются программы, которые будут поддерживать технологическое развитие».
💬 Дмитрий Глушко, заместитель генерального директора АСИ: «По итогу нашей работы появится проект или продукт, который покажут губернаторам».
💬 Анатолий Николаев, ректор Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова: «Многие приехали посмотреть на проекты-маяки и выбрать свой путь развития».
💬 Павел Новгородов, ректор Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ» (НГУЭУ): «Отношение к технологиям и технологическому предпринимательству».
💬 Михаил Балыхин, ректор Московского государственного университета пищевых производств: «Дорожная карта, как действовать в рамках конкретного региона».
💬 Евгений Сженов, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ: «Проектные интенсивы, которые собираются вдали от столицы и собирают столько представителей вузов, имеют эффект, который вы еще долго будете ощущать».
💬 Виктор Басюк, декан факультета педагогического образования МГУ: «Возросший эффект в вопросах управленческой культуры вузов».
💬 Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ: «Нетривиальные идеи. Чем хороши интенсивы — здесь рождаются нетривиальные идеи».
💬 Дмитрий Песков, спецпредставитель президента по вопросам цифрового и технологического развития: «Сейчас началась работа команд регионов, рассчитываю, что представители вузов познакомятся со своими вице-губернаторами и в ваших вузах откроются программы, которые будут поддерживать технологическое развитие».
💬 Дмитрий Глушко, заместитель генерального директора АСИ: «По итогу нашей работы появится проект или продукт, который покажут губернаторам».
💬 Анатолий Николаев, ректор Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова: «Многие приехали посмотреть на проекты-маяки и выбрать свой путь развития».
💬 Павел Новгородов, ректор Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ» (НГУЭУ): «Отношение к технологиям и технологическому предпринимательству».
💬 Михаил Балыхин, ректор Московского государственного университета пищевых производств: «Дорожная карта, как действовать в рамках конкретного региона».
💬 Евгений Сженов, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ: «Проектные интенсивы, которые собираются вдали от столицы и собирают столько представителей вузов, имеют эффект, который вы еще долго будете ощущать».
ИИ и ИОТ
Цифровизация – это кровь современного развития что личности, что общества, что государства. Искусственный интеллект, дистанционное обучение или оказание государственных услуг, нейросети – все эти темы находятся в фокусе внимания государства.
Вне меньшей степени цифровой прорыв зависит от кадров – то есть тех выпускников, которые пришли в эту сферу, успешно отучились и далее работают в стране или на ее благо.
Вернее всего видят достоинства и недостатки как раз те эксперты, что находятся на стыке науки, практики и образования. Именно поэтому наше внимание привлекло интервью Игоря Пивоварова – аналитика Центра искусственного интеллекта МФТИ.
Он выделяет три проблемы российского ИИ: недофинансированность, огосударствление отрасли и неразвитость рынка, утечка мозгов.
И здесь встает вопрос о соотношении планов и реальности. Администраторы научно-образовательной политики и визионеры видят ситуацию скорее в будущем – как желаемый образ грядущего и созидаемого.
А изнутри вузов видна реальность, но и она уже не относится к категории настоящего. Дело в том, что в последние год-два было принято огромное количество инициатив в области поддержки IT-образования, студенческого технологического предпринимательства, поддержки стратапов и отрасли в целом.
Главное, на что нужно делать фокус, по мнению Игоря Пивоварова – это образование, то есть – кадры: «Если бы я был главным человеком, который определял, на что потратить деньги по этому федпроекту [по ИИ], то я бы все потратил на образование. Я понял, что это ключевое стратегическое преимущество России, но оно не раскрыто».
Далее он выделяет самую главную проблему для подготовки IT-шников – отсутствие гибкости образования. В частности – избыточное и жесткое нормирование подготовки.
И здесь остается потерпеть совсем немного – ведь уже сейчас индивидуальные образовательные траектории становятся sine qua non хорошего (не только ведущего) вуза. Это и есть как раз переход от «трубы» предзаданности к значительно более свободному набору курсов, которые должен совершить сам студент.
Ключевую задачу Игорь Пивоваров определяет верно: сделать так, чтобы курсы по компьютерным наукам, IT, ИИ и сопредельным сюжетам были доступны для выбора представителями любого направления подготовки. Здесь подчеркнем – это и будет полноценная междисциплинарность, которая в ее цифровом измерении охватывает все области вплоть до digital humanities. Добавим к тому – курсы эти должны быть понятны студенту, а значит это скорее будут модули с разными точками входа в зависимости от цифровой квалификации обучающегося.
Вообще индивидуализации гигантскими темпами проникает в образовательное пространство университетов – и, конечно, их не 5-6, кто качественно внедряет подобные подход, а больше. Тем более, что параллельно с идеологией развиваются и цифровые решения для индивидуализации обучения – например, такие как платформа Modeus (создана компанией Custis). Именно на ее базе уже почти с десяток вызов начали успешно индивидуализировать обучение.
Пока Игорь Пивоваров с коллегами определил точку отстчета – сколько нужных специалистов готовят отечественные вузы в год, вышло – 650. А для экономики нужно больше на пару порядков, что и решается активным внедрением модулей по ИИ в образовательный процесс, а также увеличением количества бюджетных мест на IT-направления.
Далее поставлена еще одна важнейшая проблема – презентация результатов. Научиться презентовать свои успехи – задача не только для IT, но и для всей науки в целом. Не менее важно – после эпидемии коронавируса – сохранить лучшее, не допустив отката к доковидному бюрократическому болоту.
Проблемы для форсированного развития ИИ и цифры – к которому нас призывают все руководители страны – кроются в совершенно разных вещах: от несовершенства законодательства о госзакупках до не совсем правильного ментального позиционирования самих изобретателей и технологических предпринимателей. В сущности, все то же, что и для науки.
Подробнее.
Цифровизация – это кровь современного развития что личности, что общества, что государства. Искусственный интеллект, дистанционное обучение или оказание государственных услуг, нейросети – все эти темы находятся в фокусе внимания государства.
Вне меньшей степени цифровой прорыв зависит от кадров – то есть тех выпускников, которые пришли в эту сферу, успешно отучились и далее работают в стране или на ее благо.
Вернее всего видят достоинства и недостатки как раз те эксперты, что находятся на стыке науки, практики и образования. Именно поэтому наше внимание привлекло интервью Игоря Пивоварова – аналитика Центра искусственного интеллекта МФТИ.
Он выделяет три проблемы российского ИИ: недофинансированность, огосударствление отрасли и неразвитость рынка, утечка мозгов.
И здесь встает вопрос о соотношении планов и реальности. Администраторы научно-образовательной политики и визионеры видят ситуацию скорее в будущем – как желаемый образ грядущего и созидаемого.
А изнутри вузов видна реальность, но и она уже не относится к категории настоящего. Дело в том, что в последние год-два было принято огромное количество инициатив в области поддержки IT-образования, студенческого технологического предпринимательства, поддержки стратапов и отрасли в целом.
Главное, на что нужно делать фокус, по мнению Игоря Пивоварова – это образование, то есть – кадры: «Если бы я был главным человеком, который определял, на что потратить деньги по этому федпроекту [по ИИ], то я бы все потратил на образование. Я понял, что это ключевое стратегическое преимущество России, но оно не раскрыто».
Далее он выделяет самую главную проблему для подготовки IT-шников – отсутствие гибкости образования. В частности – избыточное и жесткое нормирование подготовки.
И здесь остается потерпеть совсем немного – ведь уже сейчас индивидуальные образовательные траектории становятся sine qua non хорошего (не только ведущего) вуза. Это и есть как раз переход от «трубы» предзаданности к значительно более свободному набору курсов, которые должен совершить сам студент.
Ключевую задачу Игорь Пивоваров определяет верно: сделать так, чтобы курсы по компьютерным наукам, IT, ИИ и сопредельным сюжетам были доступны для выбора представителями любого направления подготовки. Здесь подчеркнем – это и будет полноценная междисциплинарность, которая в ее цифровом измерении охватывает все области вплоть до digital humanities. Добавим к тому – курсы эти должны быть понятны студенту, а значит это скорее будут модули с разными точками входа в зависимости от цифровой квалификации обучающегося.
Вообще индивидуализации гигантскими темпами проникает в образовательное пространство университетов – и, конечно, их не 5-6, кто качественно внедряет подобные подход, а больше. Тем более, что параллельно с идеологией развиваются и цифровые решения для индивидуализации обучения – например, такие как платформа Modeus (создана компанией Custis). Именно на ее базе уже почти с десяток вызов начали успешно индивидуализировать обучение.
Пока Игорь Пивоваров с коллегами определил точку отстчета – сколько нужных специалистов готовят отечественные вузы в год, вышло – 650. А для экономики нужно больше на пару порядков, что и решается активным внедрением модулей по ИИ в образовательный процесс, а также увеличением количества бюджетных мест на IT-направления.
Далее поставлена еще одна важнейшая проблема – презентация результатов. Научиться презентовать свои успехи – задача не только для IT, но и для всей науки в целом. Не менее важно – после эпидемии коронавируса – сохранить лучшее, не допустив отката к доковидному бюрократическому болоту.
Проблемы для форсированного развития ИИ и цифры – к которому нас призывают все руководители страны – кроются в совершенно разных вещах: от несовершенства законодательства о госзакупках до не совсем правильного ментального позиционирования самих изобретателей и технологических предпринимателей. В сущности, все то же, что и для науки.
Подробнее.
Атомный отчет развития (1/2)
Президент Владимир Путин провел встречу с гендиректором Росатома Алексеем Лихачёвым. Без преувеличения можно сказать, что это одна из государствообразующих компаний.
В научно-образовательной сфере традиционно мы рассуждаем об «атомном локомотиве» научно-технологического прорыва, имея в виду совокупность развития исследований, технологий и инноваций по широкому спектру исследований и разработок: от коллайдеров до термояда, от синхротронов до ядерной медицины.
Вместе с тем, разговор Алексея Лихачева с Владимиром Путиным дал несколько не менее интересных сюжетов.
Первый – однозначная эффективность. И планы в целом, и гособоронзаказ – все выполнено, а местами и перевыполнено. В выработке электроэнергиии, по словам главы Росатома, дело идет к очередному рекорду в районе 220 миллиарда киловатт-часов. Это, как говорится, психологически важный рубеж – СССР в пиковые годы вырабатывал меньше.
Второе – безопасность. При этом снижается количество внештатных ситуаций и, как заявил гендиректор Росатома: «улучшаются показатели устойчивости, положительная динамика по радиационной безопасности, экологической безопасности, промышленной безопасности».
Здесь Алексею Лихачеву было важно выделить госкорпорацию и саму атомную энергетику на фоне ЧП в Норильске и неприятностей Владимира Потанина.
Третье – мировые рынки. Здесь Росатому есть, чем гордиться – выручка действительно растет, а иностранных партнеров привлекают не только отработанные технологие возведения реакторов, но также возможности России по подготовке кадров, а также перспективные разработки – например, тот же термояд. Очевидно, что после нашей страны и самых близких союзников (скорее всего, по классике – это будут армия и флот) именно текущие и проверенные партнеры первыми смогут разместить заказ на прорывные реакторы и комплексы.
Четвертое – наука-технологии-инновации. Принципиально значимо, что Росатом развивается не только через количество построенных реакторов, но и благодаря экспорту высокотехнологичных решений. Алексей Лихачев рапортовал так: «Как я говорил уже Вам, почти восемь процентов – среднегодовой рост выручки зарубежной. Владимир Владимирович, особенно бы хотел подчеркнуть, 18 с лишним процентов – рост выручки по новым продуктам: это ядерная медицина, это экологические проекты, Северный морской путь, ветрогенерация. То есть это тот серьёзный добавок, который корпорация сейчас прибавляет к нашим традиционным ядерным технологиям».
Пятое – маяки фронтира. Так мы можем называть технологии, в которых Россия находится и в числе лидеров, и на самой границе научного фронта. Одной из ключевых таких областей является ледокольный флот. Он находится, как однозначно заявил Алексей Лихачев, отвечая на вопрос президента, «в образцовом [состоянии]». Действительно, строятся новые уникальные ледоколы, более того – запущено строительство двух научно-исследовательских судов, которые тоже могут заплывать в Арктику (как, впрочем и в Антарктику).
Шестое – транспортная связанность. В этом разделе речь идет о Северном морском пути. Недавние проблемы в Суэцком канале заставили весь мир уже с полной серьезностью посмотреть на СМП как на реальный транспортный канал. Да, выгодным он становится лишь при соблюдении целого ряда условий. Однако, здесь Росатом готов сделать ход «с козырей»: Алексей Лихачев презентовал главе государства проект нового масштабного транспортного логистического контейнерного коридора. За этими словами кроются очень амбициозные планы, которые, в том числе, приведут к взрывному освоению и развитию Арктики, в том числе – через строительство огромных перевалочных терминалов.
Под это дело Алексей Лихачев презентовал Владимиру Путину проект расширения программы строительства новых ледоколов. И можно быть уверенными – добро президент даст.
Полная стенограмма: http://kremlin.ru/events/president/news/66320
Президент Владимир Путин провел встречу с гендиректором Росатома Алексеем Лихачёвым. Без преувеличения можно сказать, что это одна из государствообразующих компаний.
В научно-образовательной сфере традиционно мы рассуждаем об «атомном локомотиве» научно-технологического прорыва, имея в виду совокупность развития исследований, технологий и инноваций по широкому спектру исследований и разработок: от коллайдеров до термояда, от синхротронов до ядерной медицины.
Вместе с тем, разговор Алексея Лихачева с Владимиром Путиным дал несколько не менее интересных сюжетов.
Первый – однозначная эффективность. И планы в целом, и гособоронзаказ – все выполнено, а местами и перевыполнено. В выработке электроэнергиии, по словам главы Росатома, дело идет к очередному рекорду в районе 220 миллиарда киловатт-часов. Это, как говорится, психологически важный рубеж – СССР в пиковые годы вырабатывал меньше.
Второе – безопасность. При этом снижается количество внештатных ситуаций и, как заявил гендиректор Росатома: «улучшаются показатели устойчивости, положительная динамика по радиационной безопасности, экологической безопасности, промышленной безопасности».
Здесь Алексею Лихачеву было важно выделить госкорпорацию и саму атомную энергетику на фоне ЧП в Норильске и неприятностей Владимира Потанина.
Третье – мировые рынки. Здесь Росатому есть, чем гордиться – выручка действительно растет, а иностранных партнеров привлекают не только отработанные технологие возведения реакторов, но также возможности России по подготовке кадров, а также перспективные разработки – например, тот же термояд. Очевидно, что после нашей страны и самых близких союзников (скорее всего, по классике – это будут армия и флот) именно текущие и проверенные партнеры первыми смогут разместить заказ на прорывные реакторы и комплексы.
Четвертое – наука-технологии-инновации. Принципиально значимо, что Росатом развивается не только через количество построенных реакторов, но и благодаря экспорту высокотехнологичных решений. Алексей Лихачев рапортовал так: «Как я говорил уже Вам, почти восемь процентов – среднегодовой рост выручки зарубежной. Владимир Владимирович, особенно бы хотел подчеркнуть, 18 с лишним процентов – рост выручки по новым продуктам: это ядерная медицина, это экологические проекты, Северный морской путь, ветрогенерация. То есть это тот серьёзный добавок, который корпорация сейчас прибавляет к нашим традиционным ядерным технологиям».
Пятое – маяки фронтира. Так мы можем называть технологии, в которых Россия находится и в числе лидеров, и на самой границе научного фронта. Одной из ключевых таких областей является ледокольный флот. Он находится, как однозначно заявил Алексей Лихачев, отвечая на вопрос президента, «в образцовом [состоянии]». Действительно, строятся новые уникальные ледоколы, более того – запущено строительство двух научно-исследовательских судов, которые тоже могут заплывать в Арктику (как, впрочем и в Антарктику).
Шестое – транспортная связанность. В этом разделе речь идет о Северном морском пути. Недавние проблемы в Суэцком канале заставили весь мир уже с полной серьезностью посмотреть на СМП как на реальный транспортный канал. Да, выгодным он становится лишь при соблюдении целого ряда условий. Однако, здесь Росатом готов сделать ход «с козырей»: Алексей Лихачев презентовал главе государства проект нового масштабного транспортного логистического контейнерного коридора. За этими словами кроются очень амбициозные планы, которые, в том числе, приведут к взрывному освоению и развитию Арктики, в том числе – через строительство огромных перевалочных терминалов.
Под это дело Алексей Лихачев презентовал Владимиру Путину проект расширения программы строительства новых ледоколов. И можно быть уверенными – добро президент даст.
Полная стенограмма: http://kremlin.ru/events/president/news/66320
Президент России
Встреча с руководителем госкорпорации «Росатом» Алексеем Лихачёвым
Владимир Путин провёл рабочую встречу с генеральным директором Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Алексеем Лихачёвым.
Атомный отчет развития (2/2)
Седьмое – диверсификация. Росатому, как части ОПК, предстоит решать те же задачи – переводить производство мирные рельсы.
Алексей Лихачев рассказал о 10-летней программе диверсификации, а также обещал к 2024-2025 гг., то есть досрочно, выйти на обозначенный президентом рубеж в 50% продукции гражданского назначения.
Гендиректор Росатома прямо по пунктам расписал главе государства то «переплескивание», которое делают атомные и ядерные технологии в качестве стержневых на другие области:
«Появился целый ряд новых направлений. Дело в том, что наши работники ядерно-оружейного комплекса активно участвуют и в медицинских проектах, связанных с ядерной медициной, и в малых энергетических установках, то есть ЯОК стал значимой частью реализации национального проекта развития техники, технологий и научных исследований в сфере атомной энергии, который реализуется с этого года благодаря в первую очередь Вашему указу. Это тоже очень серьёзная линия развития, это большие ядерные города. И, конечно же, мы делаем всё, чтобы жизнь там, в общем, у людей тоже улучшалась».
И здесь особенно важно, что эти процессы происходят именно в рамках диверсификации ЯОК, хотя не стоит недооценивать и развитие мирных исследований и разработок, которые ведутся в партнерстве с самым близким для Росатома Курчатовским институтом.
Восьмое. Научно-технологический прорыв, в который «атомный локомотив» на пару с ОПК и немного с космосом втягивает страну, не мог не получить отражения во время встречи.
Алексей Лихачев рапортовал о развитии проекта «Большой Саров»: «Владимир Владимирович, получена лицензия на деятельность филиала Сарова, «Саров-МГУ» – такое у него название будет. Мы подписали меморандум с ведущими 16 университетами и институтами партнёров по стране и сформировали пять образовательных программ для первой серии, для первых магистров, и первые 50 ребят уже примут непосредственное участие в обучении с 1 сентября текущего года».
Глава Росатома не остался в стороне и от важных трендовых аспектов научно-образовательного развития: то есть, от создания кампусов мирового уровня, цифры и выполнения «третьей миссии»:
«Если Вы перевернёте страницу, то Вы увидите, какой кампус их ждёт и какой их ждёт студенческий городок. То есть это не компьютерная графика, это действительно существующее здание: это таунхаусы, где будет двухместное расселение, учебные помещения, соответственно, зоны обучения студентов, личные пространства – всё это имеет, конечно, ещё и цифровое воплощение, то есть такой цифровой кампус, если так можно выразиться. И, соответственно, мы к этому проекту относимся очень неравнодушно».
Не будем забывать о туристическом и духовном значении развивающегося кластера.
И девятое – человекоориентированность и сердце. Вообще в словах Алексей Лихачева чувствуется, что человек реально радеет за свое дело. Пусть есть недостатки и недоработки, но он несет ответственность за 350 организаций и 300 тысяч работающих там, что с членами семей составляет практически миллион. Алексей Лихачев подчеркнул эти столь важные аспекты – сделал это сам, потому что Владимир Путин неизбежно спросил бы о людях – своих россиянах, за которые также отвечает и его собеседник.
«Мы наладили очень эффективное взаимодействие с людьми – это еженедельные обращения, это «горячая линия». Конечно же, не только для своих работников, но и в наших городах наладили защиту людей: индивидуальную, средства индивидуальной защиты, разведение потоков, мы работали в транспорте. … Люди поверили, и у нас вовлечённость очень выросла. … И, конечно же, мы делаем всё, чтобы жизнь там, в общем, у людей тоже улучшалась. … Мы к этому проекту относимся очень неравнодушно», - в этих словах понимание важнейшей «третьей миссии», что обязан выполнять Росатом в своих ЗАТО и на своих объектах.
«Атомный локомотив» идет вперед с опережением графика – в том имеет поддержку президента. Так будет и впредь. Таковы краткие итоги встречи Алексея Лихачева с Владимиром Путиным.
О туризме и делах духовных: https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/19111
Седьмое – диверсификация. Росатому, как части ОПК, предстоит решать те же задачи – переводить производство мирные рельсы.
Алексей Лихачев рассказал о 10-летней программе диверсификации, а также обещал к 2024-2025 гг., то есть досрочно, выйти на обозначенный президентом рубеж в 50% продукции гражданского назначения.
Гендиректор Росатома прямо по пунктам расписал главе государства то «переплескивание», которое делают атомные и ядерные технологии в качестве стержневых на другие области:
«Появился целый ряд новых направлений. Дело в том, что наши работники ядерно-оружейного комплекса активно участвуют и в медицинских проектах, связанных с ядерной медициной, и в малых энергетических установках, то есть ЯОК стал значимой частью реализации национального проекта развития техники, технологий и научных исследований в сфере атомной энергии, который реализуется с этого года благодаря в первую очередь Вашему указу. Это тоже очень серьёзная линия развития, это большие ядерные города. И, конечно же, мы делаем всё, чтобы жизнь там, в общем, у людей тоже улучшалась».
И здесь особенно важно, что эти процессы происходят именно в рамках диверсификации ЯОК, хотя не стоит недооценивать и развитие мирных исследований и разработок, которые ведутся в партнерстве с самым близким для Росатома Курчатовским институтом.
Восьмое. Научно-технологический прорыв, в который «атомный локомотив» на пару с ОПК и немного с космосом втягивает страну, не мог не получить отражения во время встречи.
Алексей Лихачев рапортовал о развитии проекта «Большой Саров»: «Владимир Владимирович, получена лицензия на деятельность филиала Сарова, «Саров-МГУ» – такое у него название будет. Мы подписали меморандум с ведущими 16 университетами и институтами партнёров по стране и сформировали пять образовательных программ для первой серии, для первых магистров, и первые 50 ребят уже примут непосредственное участие в обучении с 1 сентября текущего года».
Глава Росатома не остался в стороне и от важных трендовых аспектов научно-образовательного развития: то есть, от создания кампусов мирового уровня, цифры и выполнения «третьей миссии»:
«Если Вы перевернёте страницу, то Вы увидите, какой кампус их ждёт и какой их ждёт студенческий городок. То есть это не компьютерная графика, это действительно существующее здание: это таунхаусы, где будет двухместное расселение, учебные помещения, соответственно, зоны обучения студентов, личные пространства – всё это имеет, конечно, ещё и цифровое воплощение, то есть такой цифровой кампус, если так можно выразиться. И, соответственно, мы к этому проекту относимся очень неравнодушно».
Не будем забывать о туристическом и духовном значении развивающегося кластера.
И девятое – человекоориентированность и сердце. Вообще в словах Алексей Лихачева чувствуется, что человек реально радеет за свое дело. Пусть есть недостатки и недоработки, но он несет ответственность за 350 организаций и 300 тысяч работающих там, что с членами семей составляет практически миллион. Алексей Лихачев подчеркнул эти столь важные аспекты – сделал это сам, потому что Владимир Путин неизбежно спросил бы о людях – своих россиянах, за которые также отвечает и его собеседник.
«Мы наладили очень эффективное взаимодействие с людьми – это еженедельные обращения, это «горячая линия». Конечно же, не только для своих работников, но и в наших городах наладили защиту людей: индивидуальную, средства индивидуальной защиты, разведение потоков, мы работали в транспорте. … Люди поверили, и у нас вовлечённость очень выросла. … И, конечно же, мы делаем всё, чтобы жизнь там, в общем, у людей тоже улучшалась. … Мы к этому проекту относимся очень неравнодушно», - в этих словах понимание важнейшей «третьей миссии», что обязан выполнять Росатом в своих ЗАТО и на своих объектах.
«Атомный локомотив» идет вперед с опережением графика – в том имеет поддержку президента. Так будет и впредь. Таковы краткие итоги встречи Алексея Лихачева с Владимиром Путиным.
О туризме и делах духовных: https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/19111
Telegram
Научно-образовательная политика
Кластеры: туризм, святые, наука и образование
В воскресенье православные россияне отмечали значимый праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского. Он традиционно является одним из самых любимых и почитаемых святых.
«Преподобный Серафим Саровский…
В воскресенье православные россияне отмечали значимый праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского. Он традиционно является одним из самых любимых и почитаемых святых.
«Преподобный Серафим Саровский…
Новый горизонт российской истории
Сегодня стартовал двухдневный федеральный форум «Россия – Моя история. Новые горизонты», посвящённый дальнейшему развитию проекта исторических парков на территории страны, планам по преобразованию их в универсальные мультимедийные центры просвещения.
Александр Бугаев, первый заместитель министра просвещения РФ, специально для НОП:
«Безусловно, исторические парки «Моя Россия – моя история» - это очень современный подход к историческому просвещению, и мы как министерство просвещения здесь не может оставаться в стороне. Сейчас министерство просвещения берет на себя такую координирующую, управляющую функцию всем большим проектом.
А если говорить о личных ощущениях, то у меня от посещения исторического парка всегда остается чувство глубокого исторического единства различных народов, различных конфессий всегда населявших нашу страну и великого исторического пути, который прошел наш народ.
И я уверен, что такие парки всегда являются отличной площадкой образовательного процесса со школьниками. Это очень важно доносить ребятам ту историческую компоненту, ту историческую составляющую, которая сделала нас нами, сделала великим, неделимым, многонациональным и многоконфессиональным народом Российской Федерации».
Александр Бугаев на открытии федерального форума «Россия – Моя история. Новые горизонты»:
«Работа с парком, я бы сказал, с системой исторических парков «Россия – моя история» – это одно из важнейших направлений. Вот уже 7 лет как этот проект стартовал, прошел разные этапы и нам кажется, что достиг серьезных результатов. Пользуясь случаем, я бы хотел поблагодарить руководство республики Татарстан, тех, кто принимает нас, Казанский парк, спасибо, коллеги, за ту работу, которую вы организовываете. Спасибо, что Казанский парк – один из прогрессивных парков, один из тех, кто начинал эту серьезную программу.
Мне довелось еще в бытность моей работы в администрации президента иметь отношение к созданию первых парков. Я этим очень горжусь, и, пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить наших коллег и партнеров из администрации президента РФ за ту поддержку, которую мы все совместно чувствуем в нашей работе. Министерство просвещения сейчас становится таким сетевым координатором вообще проекта «Моя Россия – моя история» и для нас важно, чтобы проект развивался. Мы очень рассчитываем, что парков будет становиться больше. Что единство образовательной среды, а именно это вы обеспечиваете – единство нашей образовательной среды, единство понимания исторического процесса развития нашей страны, те новые IT-технологии, которые вы внедряете в образовательный процесс: все это создает для наших школьников единое понимание мира вокруг нас. А это очень важно.
Потому что не так много вещей, которые делают нас нами: это наша общая история прежде всего, наш великий язык и наша общая многонациональная, многоконфессиональная культура. Именно эту культуру, этот единый подход, язык и эту память о великой нашей совместной истории вы и несете нашим детям. Спасибо за это.
Мы всегда открыты и готовы не просто для взаимодействия, а для конструктивного партнерства, понимая, что есть особенности. Наша страна очень большая. И каждый регион непохож на другой. Это культурные компоненты, которые важно учитывать, важность которых невозможно преувеличить в работе исторических парков и вообще в образовательном процессе. Обо всех этих вопросах и технических, и организационных, и содержательных у нас есть возможность поговорить на этой замечательной площадке. Мне кажется, это очень правильный формат».
Подробнее.
Сегодня стартовал двухдневный федеральный форум «Россия – Моя история. Новые горизонты», посвящённый дальнейшему развитию проекта исторических парков на территории страны, планам по преобразованию их в универсальные мультимедийные центры просвещения.
Александр Бугаев, первый заместитель министра просвещения РФ, специально для НОП:
«Безусловно, исторические парки «Моя Россия – моя история» - это очень современный подход к историческому просвещению, и мы как министерство просвещения здесь не может оставаться в стороне. Сейчас министерство просвещения берет на себя такую координирующую, управляющую функцию всем большим проектом.
А если говорить о личных ощущениях, то у меня от посещения исторического парка всегда остается чувство глубокого исторического единства различных народов, различных конфессий всегда населявших нашу страну и великого исторического пути, который прошел наш народ.
И я уверен, что такие парки всегда являются отличной площадкой образовательного процесса со школьниками. Это очень важно доносить ребятам ту историческую компоненту, ту историческую составляющую, которая сделала нас нами, сделала великим, неделимым, многонациональным и многоконфессиональным народом Российской Федерации».
Александр Бугаев на открытии федерального форума «Россия – Моя история. Новые горизонты»:
«Работа с парком, я бы сказал, с системой исторических парков «Россия – моя история» – это одно из важнейших направлений. Вот уже 7 лет как этот проект стартовал, прошел разные этапы и нам кажется, что достиг серьезных результатов. Пользуясь случаем, я бы хотел поблагодарить руководство республики Татарстан, тех, кто принимает нас, Казанский парк, спасибо, коллеги, за ту работу, которую вы организовываете. Спасибо, что Казанский парк – один из прогрессивных парков, один из тех, кто начинал эту серьезную программу.
Мне довелось еще в бытность моей работы в администрации президента иметь отношение к созданию первых парков. Я этим очень горжусь, и, пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить наших коллег и партнеров из администрации президента РФ за ту поддержку, которую мы все совместно чувствуем в нашей работе. Министерство просвещения сейчас становится таким сетевым координатором вообще проекта «Моя Россия – моя история» и для нас важно, чтобы проект развивался. Мы очень рассчитываем, что парков будет становиться больше. Что единство образовательной среды, а именно это вы обеспечиваете – единство нашей образовательной среды, единство понимания исторического процесса развития нашей страны, те новые IT-технологии, которые вы внедряете в образовательный процесс: все это создает для наших школьников единое понимание мира вокруг нас. А это очень важно.
Потому что не так много вещей, которые делают нас нами: это наша общая история прежде всего, наш великий язык и наша общая многонациональная, многоконфессиональная культура. Именно эту культуру, этот единый подход, язык и эту память о великой нашей совместной истории вы и несете нашим детям. Спасибо за это.
Мы всегда открыты и готовы не просто для взаимодействия, а для конструктивного партнерства, понимая, что есть особенности. Наша страна очень большая. И каждый регион непохож на другой. Это культурные компоненты, которые важно учитывать, важность которых невозможно преувеличить в работе исторических парков и вообще в образовательном процессе. Обо всех этих вопросах и технических, и организационных, и содержательных у нас есть возможность поговорить на этой замечательной площадке. Мне кажется, это очень правильный формат».
Подробнее.
YouTube
Форум «Россия – Моя история. Новые горизонты»
Эпидемия и великий уравнитель
COVID сильно ударил по многим областям жизни – от макроэкономического развития стран до личных отношений внутри семьи. При этом COVID и противодействие ему обнажили и расширили новые разрывы – между богатыми странами и бедными, между благополучными и испытывающими целый спектр проблем.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гуттериш рассказал объединенным нациям о ключевых бедах мирового образования в связи с коронавирусом и предполагаемых путях преодоления кризиса.
Вообще ООН – это особое мировоззрение. Организация и ее руководство чаще занимается бедами, а не победами. Их восприятие влияние COVID на образовательную систему – это не про соотношение дистанта и очного формата, а об образовании как таковом. Причем, чем проблемнее страна, тем, как правило, большее значение имеет образовательный процесс – часто это доступ не только к знаниям, но и к бытовым и социальным благам. Сам факт посещения школы и обучения часто является мощным социальным лифтом.
Не будем забывать, что именно школа является ступенью к университетскому образованию, которое традиционно дает хотя бы некоторые гарантии на жизненном пути.
Коронавирус усугубил тот кризис неравенства в образовании, который существовал и ранее. В принципе образование как более традиционная сфера, где еще очень многое продолжает зависеть от учителя, учебника, доски и мела, в меньшей степени зависит от цифровизации и интернетизации, но без интеграции в новый digital-тренды у того или иного сообщества нет шансов реально догнать лидеров.
Перед ООН стоит задача – привлечь детей в школы, убедить родителей отдавать их туда, затем – обучить и выпустить из школы. И на каждом из этих этапах существуют серьезные проблемы.
Генсек ООН ставит ключевой вопрос – который, пусть в меньших объемах, но обсуждается и в России применительно к нашей действительности: «Сейчас мы переживаем масштабнейшую катастрофу, которая может привести к тому, что пропадет впустую несказанный человеческий потенциал, подорвать десятилетия прогресса и усугубить укоренившееся неравенство».
Антонио Гуттериш, по сути, говорит об интеллектуальном и ментальном эхе пандемии по аналогии с эхами войн в демографической структуре многих стран мира.
«Таковы условия, в которых я обнародую сегодня эту аналитическую записку и даю старт новой кампании с участием партнеров в области образования и учреждений ООН под лозунгом «Спасти наше будущее», - продолжает он:
«Аналитическая записка содержит призыв к действиям по четырем ключевым направлениям.
Во-первых, нужно снова открыть школы.
Крайне важно будет найти баланс между рисками для здоровья и рисками в плане образования и защиты детей, а также учесть, как это отразится на участии женщин в трудовой деятельности.
Во-вторых, принимая финансовые решения, следует уделять приоритетное внимание образованию.
Бюджетные ассигнования на образование необходимо защищать и увеличивать.
Крайне важно к тому же, чтобы образование находилось в центре международных акций проявления солидарности, начиная с управления долгом и пакетов мер стимулирования и заканчивая глобальными гуманитарными призывами и официальной помощью в целях развития.
В-третьих, следует нацеливать внимание на тех, кого труднее всего охватить.
Инициативы должны быть направлены на охват тех, кто в наибольшей степени рискует остаться позади, — людей, находящихся в чрезвычайных и кризисных ситуациях; всевозможные группы меньшинств; перемещенных лиц и инвалидов.
В-четвертых, на карту поставлено будущее образования. Нам дана уникальная возможность переосмыслить концепцию образования». [Здесь речь идет о цифровых технологиях и гибридных образовательных моделях.]
ООН мыслит особенным образом – для организации и ее лидера «великим уравнителем» является не кольт, а образование:
«В мире сохраняются неприемлемые уровни неравенства, и в этих условиях образование — этот «великий уравнитель» — необходимо нам как никогда ранее».
Это очень правильная, гуманитарная и гуманная позиция.
Подробнее: новость и аналитическая записка.
COVID сильно ударил по многим областям жизни – от макроэкономического развития стран до личных отношений внутри семьи. При этом COVID и противодействие ему обнажили и расширили новые разрывы – между богатыми странами и бедными, между благополучными и испытывающими целый спектр проблем.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гуттериш рассказал объединенным нациям о ключевых бедах мирового образования в связи с коронавирусом и предполагаемых путях преодоления кризиса.
Вообще ООН – это особое мировоззрение. Организация и ее руководство чаще занимается бедами, а не победами. Их восприятие влияние COVID на образовательную систему – это не про соотношение дистанта и очного формата, а об образовании как таковом. Причем, чем проблемнее страна, тем, как правило, большее значение имеет образовательный процесс – часто это доступ не только к знаниям, но и к бытовым и социальным благам. Сам факт посещения школы и обучения часто является мощным социальным лифтом.
Не будем забывать, что именно школа является ступенью к университетскому образованию, которое традиционно дает хотя бы некоторые гарантии на жизненном пути.
Коронавирус усугубил тот кризис неравенства в образовании, который существовал и ранее. В принципе образование как более традиционная сфера, где еще очень многое продолжает зависеть от учителя, учебника, доски и мела, в меньшей степени зависит от цифровизации и интернетизации, но без интеграции в новый digital-тренды у того или иного сообщества нет шансов реально догнать лидеров.
Перед ООН стоит задача – привлечь детей в школы, убедить родителей отдавать их туда, затем – обучить и выпустить из школы. И на каждом из этих этапах существуют серьезные проблемы.
Генсек ООН ставит ключевой вопрос – который, пусть в меньших объемах, но обсуждается и в России применительно к нашей действительности: «Сейчас мы переживаем масштабнейшую катастрофу, которая может привести к тому, что пропадет впустую несказанный человеческий потенциал, подорвать десятилетия прогресса и усугубить укоренившееся неравенство».
Антонио Гуттериш, по сути, говорит об интеллектуальном и ментальном эхе пандемии по аналогии с эхами войн в демографической структуре многих стран мира.
«Таковы условия, в которых я обнародую сегодня эту аналитическую записку и даю старт новой кампании с участием партнеров в области образования и учреждений ООН под лозунгом «Спасти наше будущее», - продолжает он:
«Аналитическая записка содержит призыв к действиям по четырем ключевым направлениям.
Во-первых, нужно снова открыть школы.
Крайне важно будет найти баланс между рисками для здоровья и рисками в плане образования и защиты детей, а также учесть, как это отразится на участии женщин в трудовой деятельности.
Во-вторых, принимая финансовые решения, следует уделять приоритетное внимание образованию.
Бюджетные ассигнования на образование необходимо защищать и увеличивать.
Крайне важно к тому же, чтобы образование находилось в центре международных акций проявления солидарности, начиная с управления долгом и пакетов мер стимулирования и заканчивая глобальными гуманитарными призывами и официальной помощью в целях развития.
В-третьих, следует нацеливать внимание на тех, кого труднее всего охватить.
Инициативы должны быть направлены на охват тех, кто в наибольшей степени рискует остаться позади, — людей, находящихся в чрезвычайных и кризисных ситуациях; всевозможные группы меньшинств; перемещенных лиц и инвалидов.
В-четвертых, на карту поставлено будущее образования. Нам дана уникальная возможность переосмыслить концепцию образования». [Здесь речь идет о цифровых технологиях и гибридных образовательных моделях.]
ООН мыслит особенным образом – для организации и ее лидера «великим уравнителем» является не кольт, а образование:
«В мире сохраняются неприемлемые уровни неравенства, и в этих условиях образование — этот «великий уравнитель» — необходимо нам как никогда ранее».
Это очень правильная, гуманитарная и гуманная позиция.
Подробнее: новость и аналитическая записка.
United Nations
Нам дана уникальная возможность переосмыслить концепцию образования | Организация Объединенных Наций
Образование — это ключ к развитию личности и к будущему общества. Оно позволяет раскрыть возможности и сужает неравенство. Оно составляет основу информированного, толерантного общества и является главной движущей силой устойчивого развития.
Студенчество и стартапы
Алтайский государственный университет с рабочим визитом посетила Елена Дружинина, заместитель министра науки и высшего образования РФ. Вместе с ректором АлтГУ Сергеем Бочаровым они осмотрели студенческий бизнес-инкубатор, лаборатории университета. В рамках визита была организована встреча со студентами, реализующими собственные стартапы. Елена Дружинина оценила научный и коммерческий потенциал разработок университета и отметила, что в России активно работают проекты и направления, которые нацелены на поддержку студенчества.
Сергей Бочаров, ректор АлтГУ, по итогам встречи специально для НОП:
«Университету важно развивать и поддерживать талантливую молодежь. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации выступает инициатором большого количества проектов, которые нацелены на поддержку наших целеустремленных студентов и молодых ученых.
Рады, что коллеги из Минобра оценили наши проекты. Например, разработки нашего Российско-американского противоракового центра — микрочипы для диагностики рака, полезные сладости от коллектива студентов-химиков, в которых совсем не содержится сахар, а также стартапы резидентов бизнес-инкубатора АлтГУ, например, мобильную систему спортивного инвентаря — она уже была поддержана грантовым конкурсом в рамках форума «Алтай. Территория развития».
Алтайский государственный университет с рабочим визитом посетила Елена Дружинина, заместитель министра науки и высшего образования РФ. Вместе с ректором АлтГУ Сергеем Бочаровым они осмотрели студенческий бизнес-инкубатор, лаборатории университета. В рамках визита была организована встреча со студентами, реализующими собственные стартапы. Елена Дружинина оценила научный и коммерческий потенциал разработок университета и отметила, что в России активно работают проекты и направления, которые нацелены на поддержку студенчества.
Сергей Бочаров, ректор АлтГУ, по итогам встречи специально для НОП:
«Университету важно развивать и поддерживать талантливую молодежь. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации выступает инициатором большого количества проектов, которые нацелены на поддержку наших целеустремленных студентов и молодых ученых.
Рады, что коллеги из Минобра оценили наши проекты. Например, разработки нашего Российско-американского противоракового центра — микрочипы для диагностики рака, полезные сладости от коллектива студентов-химиков, в которых совсем не содержится сахар, а также стартапы резидентов бизнес-инкубатора АлтГУ, например, мобильную систему спортивного инвентаря — она уже была поддержана грантовым конкурсом в рамках форума «Алтай. Территория развития».
Forwarded from Настоящее Будущее
Опыт Иннополиса: как вуз влияет на развитие целого региона
Вузы выходят за рамки образования с точки зрения своей деятельности, и Университет Иннополис — не исключение. Вуз помогает устранить разрыв между требованиями индустрии и результатами образования, решает проблему отсутствия единой методологической системы цифровой трансформации профессионального образования.
Как и каких результатов удалось добиться?
Рассказывают Искандер Бариев, проректор — начальник управления по проектной и научно-исследовательской деятельности Университета Иннополис, и Мария Образцова, директор института дополнительного образования Университета Иннополис.
Из-за развития технологий привычные профессии исчезают и меняются. В Университете Иннополис пытаются быть на шаг впереди перемен с помощью Опорного образовательного центра. В рамках деятельности ООЦ создан консорциум, в который входят более 400 ведущих вузов и ссузов РФ. 🌍
Цель проекта — создание, апробация и масштабирование модели обеспечения приоритетных отраслей РФ высококвалифицированными кадрами для цифровой экономики.
Результаты:
⭐️11 839 обученных преподавателей и методистов к августу 2021 года
⭐️свыше 5 000 вебинаров, 50 митапов, 300 видеолекций
По плану к 2024 году:
⭐️80 000 обученных преподавателей
⭐️143 разработанных основных образовательных программ
🧪 Так Университет Иннополис становится экспериментальной площадкой для апробации новых методик. Через них вуз оказывает влияние на систему образования региона и страны.
Чего не хватает образованию❓
Единой электронной образовательной среды в сфере профессионального образования, чтобы оперативно и бесшовно тиражировать наработки по всей России.
Но над этим в Университете Иннополис тоже уже работают в Едином методологическом центре.
Вузы выходят за рамки образования с точки зрения своей деятельности, и Университет Иннополис — не исключение. Вуз помогает устранить разрыв между требованиями индустрии и результатами образования, решает проблему отсутствия единой методологической системы цифровой трансформации профессионального образования.
Как и каких результатов удалось добиться?
Рассказывают Искандер Бариев, проректор — начальник управления по проектной и научно-исследовательской деятельности Университета Иннополис, и Мария Образцова, директор института дополнительного образования Университета Иннополис.
Из-за развития технологий привычные профессии исчезают и меняются. В Университете Иннополис пытаются быть на шаг впереди перемен с помощью Опорного образовательного центра. В рамках деятельности ООЦ создан консорциум, в который входят более 400 ведущих вузов и ссузов РФ. 🌍
Цель проекта — создание, апробация и масштабирование модели обеспечения приоритетных отраслей РФ высококвалифицированными кадрами для цифровой экономики.
Результаты:
⭐️11 839 обученных преподавателей и методистов к августу 2021 года
⭐️свыше 5 000 вебинаров, 50 митапов, 300 видеолекций
По плану к 2024 году:
⭐️80 000 обученных преподавателей
⭐️143 разработанных основных образовательных программ
🧪 Так Университет Иннополис становится экспериментальной площадкой для апробации новых методик. Через них вуз оказывает влияние на систему образования региона и страны.
Чего не хватает образованию❓
Единой электронной образовательной среды в сфере профессионального образования, чтобы оперативно и бесшовно тиражировать наработки по всей России.
Но над этим в Университете Иннополис тоже уже работают в Едином методологическом центре.
Драйверы Архипелага: наука и университеты (1/2)
Сегодня на «Архипелаге 2121» открыла треки «Вузы как институты развития городов и регионов» и «Новые форматы образования в вузах» панельная дискуссия «Драйверы Архипелага: наука и университеты». Спикеры обсудили будущее образования, планы и ожидания работы от интенсива.
Дмитрий Песков, спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития:
Изменения последних нескольких недель — проекты-маяки. В их основе лежит специализация труда. Важно, чтобы университеты выполнили эту миссию — готовить специалистов для развивающихся рынков, в этой связи важны проекты-маяки. Сейчас началась работа команд регионов, рассчитываю, что представители вузов познакомятся со своими вице-губернаторами и в ваших вузах откроются программы, которые будут поддерживать технологическое развитие.
Плюсы программы «Приоритет 2030» в простой логике — связка с экономическими агентами и способность создавать продукты, которые будут востребованы российской экономикой. Огромной проблемой является то, когда университеты работают как вещь в себе и воспринимают НИОКР как способ дополнительного бюджетного финансирования.
Цифровизация и пандемия как 2 тренда создают большое количество рисков, но и большое количество возможностей развития регионов, городов и мелких поселений.
Дмитрий Глушко, заместитель генерального директора АСИ:
Пилотов мы начинали готовить через систему движения Worldskills и систему компетенций в колледжах. Сегодня во многих компетенциях очень важна роль университетов, которые должны формировать новую системную подготовку специалистов. А дальше мы можем это декомпозировать на СПО и масштабировать. Важно, чтобы в этот процесс включились университеты для системной подготовки как в высшем, так и в среднем профессиональном образовании.
Когда речь о кооперации, то это и кооперация с различными экономическими агентами, органами власти и т.д. Университет закладывался как новая среда, которая должна менять город и сознание горожан.
Евгений Сжёнов, научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ:
Проектные интенсивы, которые собираются вдали от столицы и собирают столько представителей вузов, имеют эффект, который вы еще долго будете ощущать.
Те форумы, которые мы провели в Якутске, Нижнем Новгороде, Астрахани и других городах имели особое значение для геостратегического развития регионов.
Виктор Басюк, декан факультета педагогического образования МГУ:
Важно, чтобы университет помогал региону. Проект «Вернадский» как раз призван способствовать тому, чтобы университет становился драйвером развития региона. Успеха этого проекта в том, что первичен запрос от региона. То есть вуз понимает потребности региона и пытается их решить через первую и вторую миссии. Важен потенциал независимого академического исследования с точки зрения итога.
Здесь ещё важна функция вуза как коммуникатора. За этим будущее. Любой результат достигается в большей степени в привлечении всеобщих усилий.
Образовательная миссия — она для подготовки любых кадров. Это драйвер развития. Важно, чтобы не было разрыва образовательного, научного и социального. Очень важна включенность в этот процесс регионов — это дорога с двусторонним движением.
Сегодня на «Архипелаге 2121» открыла треки «Вузы как институты развития городов и регионов» и «Новые форматы образования в вузах» панельная дискуссия «Драйверы Архипелага: наука и университеты». Спикеры обсудили будущее образования, планы и ожидания работы от интенсива.
Дмитрий Песков, спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития:
Изменения последних нескольких недель — проекты-маяки. В их основе лежит специализация труда. Важно, чтобы университеты выполнили эту миссию — готовить специалистов для развивающихся рынков, в этой связи важны проекты-маяки. Сейчас началась работа команд регионов, рассчитываю, что представители вузов познакомятся со своими вице-губернаторами и в ваших вузах откроются программы, которые будут поддерживать технологическое развитие.
Плюсы программы «Приоритет 2030» в простой логике — связка с экономическими агентами и способность создавать продукты, которые будут востребованы российской экономикой. Огромной проблемой является то, когда университеты работают как вещь в себе и воспринимают НИОКР как способ дополнительного бюджетного финансирования.
Цифровизация и пандемия как 2 тренда создают большое количество рисков, но и большое количество возможностей развития регионов, городов и мелких поселений.
Дмитрий Глушко, заместитель генерального директора АСИ:
Пилотов мы начинали готовить через систему движения Worldskills и систему компетенций в колледжах. Сегодня во многих компетенциях очень важна роль университетов, которые должны формировать новую системную подготовку специалистов. А дальше мы можем это декомпозировать на СПО и масштабировать. Важно, чтобы в этот процесс включились университеты для системной подготовки как в высшем, так и в среднем профессиональном образовании.
Когда речь о кооперации, то это и кооперация с различными экономическими агентами, органами власти и т.д. Университет закладывался как новая среда, которая должна менять город и сознание горожан.
Евгений Сжёнов, научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ:
Проектные интенсивы, которые собираются вдали от столицы и собирают столько представителей вузов, имеют эффект, который вы еще долго будете ощущать.
Те форумы, которые мы провели в Якутске, Нижнем Новгороде, Астрахани и других городах имели особое значение для геостратегического развития регионов.
Виктор Басюк, декан факультета педагогического образования МГУ:
Важно, чтобы университет помогал региону. Проект «Вернадский» как раз призван способствовать тому, чтобы университет становился драйвером развития региона. Успеха этого проекта в том, что первичен запрос от региона. То есть вуз понимает потребности региона и пытается их решить через первую и вторую миссии. Важен потенциал независимого академического исследования с точки зрения итога.
Здесь ещё важна функция вуза как коммуникатора. За этим будущее. Любой результат достигается в большей степени в привлечении всеобщих усилий.
Образовательная миссия — она для подготовки любых кадров. Это драйвер развития. Важно, чтобы не было разрыва образовательного, научного и социального. Очень важна включенность в этот процесс регионов — это дорога с двусторонним движением.
Драйверы Архипелага: наука и университеты (2/2)
Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ:
Разговор про третью миссию как влияние университетского сообщества родился из того, что с образованием и исследованиями все понятно —
университет это башня из слоновой кости, которая иногда открывается. Нужно ли разделять? Жалко потерять эту башню из слоновой кости. Не хочется мне соглашаться, но приходится. Надо в этих процессах что-то менять, чтобы и их рассматривать как институты развития, встраивать в образовательную повестку.
Ориентация на работодателя — это вторая провокация. Это может создавать определенные конфликты.
Когда работают оба трека, не только третья миссия, но и первая и вторая становятся инструментами развития.
Плюс программы «Приоритет 2030» в том, что ее идеологи пытались заточить на ответ на внешние вызовы, но это оказалось довольно сложно. Приоритет и его реализация в русле того, что мы сегодня здесь обсуждаем.
Чем хороши интенсивы— на них рождаются нетривиальные идеи.
Анатолий Николаев, ректор СВФУ:
Университет сейчас больше чем просто университет, поэтому разграничили 3 миссии. В работе университета они должны развиваться гармонично. Вопрос изменения климата достаточно важен сейчас, например, там, где большое количество мерзлоты. Если мерзлота начнет таять, и мы на эти вызовы не ответим, пострадает большой регион. И в этом смысле важно не только проводить исследования, но и готовить кадры.
Университеты должны очень быстро учиться готовить ответы на вызовы. Сейчас настал переломные момент, когда университеты в одиночку уже не могут развивать вот эти треки. Важно регистрировать в университетах молодые коллективы. Я надеюсь, что будущее науки будет в университетах.
СВФУ не только та структура, которая занимается клонированием мамонтов: в прошлом году закончилась программа развития федеральных университетов. В рамках этого у нас развитие федерального университета увязано с программой развития Дальнего Востока.
Университет будет идти по уникальному пути и будет направлен на развитие региона. Среди того, что будет развивать регион:
- Климат и мерзлота;
- Материалы;
- Улучшение жизни людей.
Павел Новгородов, ректор НГУЭУ:
Что касается вопроса миссий в региональной рамке. Специфика кадров такова, что многие уезжают из региона. Специфика науки — ее экстерриториальность. Во многих регионах у ректоров возникают эти же мысли — как эти миссии упаковать в региональный аспект?
Специфика нашего вуза в том, что мы поняли, что нужно достраивать третье измерение — из матрицы сделать куб, тогда можно увидеть место специфических вузов, которые не всегда понимают свою роль в определённом аспекте развития.
Нам нужно сформировать архитектуру связей и увидеть развитие всех трёх миссий. Нужен понятный интерфейс для взаимодействия с этим кубом/матрицей. Сейчас не все вузовское сообщество видит себя и понимает, как реализовать все три миссии именно для региона.
Среди направлений развития для себя мы видим — развитие муниципалитетов и сельских территорий, а также понимание того, по какому мы идём пути. Кроме того важна работа с талантами. Цель каждого вуза войти в ТОП-10 работодателей и региона.
Михаил Балыхин, ректор МГУПП:
Шанс спасти мир есть у университетов. Далеко не все университеты эту роль понимают. Здесь важен подход, который меняет парадигму ректора и университета. Университет несёт ответственность за то новое, что может быть связано.
Возникает ситуация тупика. Когда мы стали работать с одним из заказчиком, мы выявили, что мы им не нужны. Нужна проактивная позиция, где университет является полигоном, на котором будет опробовано что-то новое. И чтобы именно университет мог навязывать бизнесу что-то прорывное и инновационное.
Наука должна быть не ради науки. Она должна быть целевой и инновационной. У нас у всех сейчас матричный подход — мы взаимодействуем с тем, что рядом. Кубический подход интересен и важен для реализации разных направлений и задач. Очень много проектов и все они быстро меняются.
Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ:
Разговор про третью миссию как влияние университетского сообщества родился из того, что с образованием и исследованиями все понятно —
университет это башня из слоновой кости, которая иногда открывается. Нужно ли разделять? Жалко потерять эту башню из слоновой кости. Не хочется мне соглашаться, но приходится. Надо в этих процессах что-то менять, чтобы и их рассматривать как институты развития, встраивать в образовательную повестку.
Ориентация на работодателя — это вторая провокация. Это может создавать определенные конфликты.
Когда работают оба трека, не только третья миссия, но и первая и вторая становятся инструментами развития.
Плюс программы «Приоритет 2030» в том, что ее идеологи пытались заточить на ответ на внешние вызовы, но это оказалось довольно сложно. Приоритет и его реализация в русле того, что мы сегодня здесь обсуждаем.
Чем хороши интенсивы— на них рождаются нетривиальные идеи.
Анатолий Николаев, ректор СВФУ:
Университет сейчас больше чем просто университет, поэтому разграничили 3 миссии. В работе университета они должны развиваться гармонично. Вопрос изменения климата достаточно важен сейчас, например, там, где большое количество мерзлоты. Если мерзлота начнет таять, и мы на эти вызовы не ответим, пострадает большой регион. И в этом смысле важно не только проводить исследования, но и готовить кадры.
Университеты должны очень быстро учиться готовить ответы на вызовы. Сейчас настал переломные момент, когда университеты в одиночку уже не могут развивать вот эти треки. Важно регистрировать в университетах молодые коллективы. Я надеюсь, что будущее науки будет в университетах.
СВФУ не только та структура, которая занимается клонированием мамонтов: в прошлом году закончилась программа развития федеральных университетов. В рамках этого у нас развитие федерального университета увязано с программой развития Дальнего Востока.
Университет будет идти по уникальному пути и будет направлен на развитие региона. Среди того, что будет развивать регион:
- Климат и мерзлота;
- Материалы;
- Улучшение жизни людей.
Павел Новгородов, ректор НГУЭУ:
Что касается вопроса миссий в региональной рамке. Специфика кадров такова, что многие уезжают из региона. Специфика науки — ее экстерриториальность. Во многих регионах у ректоров возникают эти же мысли — как эти миссии упаковать в региональный аспект?
Специфика нашего вуза в том, что мы поняли, что нужно достраивать третье измерение — из матрицы сделать куб, тогда можно увидеть место специфических вузов, которые не всегда понимают свою роль в определённом аспекте развития.
Нам нужно сформировать архитектуру связей и увидеть развитие всех трёх миссий. Нужен понятный интерфейс для взаимодействия с этим кубом/матрицей. Сейчас не все вузовское сообщество видит себя и понимает, как реализовать все три миссии именно для региона.
Среди направлений развития для себя мы видим — развитие муниципалитетов и сельских территорий, а также понимание того, по какому мы идём пути. Кроме того важна работа с талантами. Цель каждого вуза войти в ТОП-10 работодателей и региона.
Михаил Балыхин, ректор МГУПП:
Шанс спасти мир есть у университетов. Далеко не все университеты эту роль понимают. Здесь важен подход, который меняет парадигму ректора и университета. Университет несёт ответственность за то новое, что может быть связано.
Возникает ситуация тупика. Когда мы стали работать с одним из заказчиком, мы выявили, что мы им не нужны. Нужна проактивная позиция, где университет является полигоном, на котором будет опробовано что-то новое. И чтобы именно университет мог навязывать бизнесу что-то прорывное и инновационное.
Наука должна быть не ради науки. Она должна быть целевой и инновационной. У нас у всех сейчас матричный подход — мы взаимодействуем с тем, что рядом. Кубический подход интересен и важен для реализации разных направлений и задач. Очень много проектов и все они быстро меняются.