НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Forwarded from Глушко
Вчера участвовал в дискуссии «Драйверы Архипелага: наука и университеты» в рамках «Архипелага 2121» в Великом Новгороде совместно с Дмитрием Николаевичем Песковым, Исаком Давидовичем Фруминым, Виктором Стефановичем Басюком, Анатолием Николаевичем Николаевым, Павлом Анатольевичем Новгородовым, Михаилом Григорьевичем Балыхиным и Евгением Станиславовичем Сженовым, где мы обсуждали дальнейшее направление развития университетов и их миссии, что тесно связано с Национальным проектом «Наука и университеты» и программой «Приоритет 2030».

Операторов беспилотных летательных аппаратов мы начали готовить благодаря движению Ворлдскиллс. Обучение строилось на практике зарубежных партнеров, в первую очередь разработчиков и производителей различного оборудования.

Мы вовлекали лучших экспертов в мире для того, чтобы сформировать и программы обучения, и технологии обучения, и методики, и инфраструктуру. Университеты в создании, развитии и актуализации компетенций участие не принимали.

Считаю, что сегодня во многих компетенциях, особенно которые как раз связаны с новыми индустриями, очень важна роль университетов.

Они должны нам совершенно точно формировать новую системную подготовку специалистов, а дальше мы могли бы в систему СПО декомпозировать эти требования к специалистам: разбить их на компетенции, быстро актуализировать и перенести их на массовую подготовку.

В том числе на переподготовку тех людей, что уже сегодня есть на рынке труда и готовы получать новые компетенции, подстраиваясь под те изменения, которые происходят на рынке труда.
"Любовь к отечеству начинается с любви к себе, своей семье, малой родине. Для меня такое место – Сенеж", - заявила Мария Афонина, проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж», на открытии 5 смены форума "Территория смыслов".

"Вы нам сразу нравитесь, чтобы вы поверили, я объясню причину. Потому что ни у кого не было 4 панельки в день заезда за 7 лет. У нас были бы проблемы. Спасибо вам за ваше терпение, все эпитеты неслучайны. Поколение в целом патерналистски нацелены, и так здоровы, что вы другие, и хотите не только получать, но и отдавать", – открыл 5 смену "Служение отечеству" Матвей Навдаев, программный директор форума "Территория смыслов".
Университеты — центры умного развития регионов (1/4)

Сегодня в рамках образовательного интенсива «Архипелаг 2121» состоялся открытый разговор «Университеты — центры умного развития регионов». Модератором разговора выступил Евгений Сжёнов, научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ. Ректоры и руководство регионов рассказали о своем видении развития.

Дмитрий Азаров, губернатор Самарской области:

Университеты становятся центрами управления региона. Развитые регионов идет через научно-технологический прорыв. НОЦ объединяет не только научные школы, но и индустриальных партнёров. Сегодня совместные разработки Самарского НОЦ меняют мир вокруг нас.

Мы меняем подходы и к образованию, и к благоустройству, следуя новым вызовом и запросам, которые нам направляют не только ученые, но и молодёжь. Такую модель мы выстраиваем.

Одна из целей нашего НОЦ — космические технологии.

Михаил Дегтярёв, врио главы Хабаровского края:

В Хабаровске опора идет на инфраструктурную связанность и логистику. Хабаровская агломерация обладает существенным научным капиталом, в том числе у нас 14 вузов. Буквально сегодня Минобрнауки подписало письмо в поддержку участия в программе «Приоритет 2030».

У нас имеется достаточно условий и компетенций для ИНТЦ. Есть 5 взаимосвязанных кластеров — недра, новые материалы, зелёные технологи, цифровой регион и междисциплинарный кластер.

Регион выступает как заказчик и потребитель на разработки. Это вписано в региональную политику. Мы заинтересованы, чтобы рост региона обеспечивался через науку и университет. Без науки никуда!

Антон Алиханов, губернатор Калининградской области:

Для нас БФУ — безусловный приоритет развития и точка роста. Динамика прироста населения у нас положительная, примерно 10% из этого составляют студенты. Многие остаются здесь после окончания обучения. Они вливаются в экономическую жизнь региона и становятся ее трудоспособной единицей.

Благодаря программе развития кампуса мы можем съехаться в одной точке и создать одну среду. Есть ряд региональных компаний, готовых участвовать в научных проектах. На базе БФУ был создан консорциум с российскими и иностранными университетами.

Мы крайне заинтересованы, чтобы вуз стал участником программы «Приоритет 2030». Мы понимаем, что существенно пересмотрены условия по сравнению с «5-100». «5-100» помогла создать целый ряд новых направлений в работе вуза и региона.

Со следующего года вуз будет откладывать средства для создания малых технологических компаний.

Также запускается проект содружества — «Университет в области ИИ».

Алексей Нечаев, президент российской косметической компании «Faberlic», член ОНФ, председатель политической партии «Новые люди»:

Мы создали программу «Капитаны» на базе РЭУ им. Г.В.Плеханова. Мы делали в апреле большое исследование с ВЦИОМ. По его результатам мы получили ответ на следующие вопросы:

- Готовят ли школы к современной жизни? —19% ответили «да», 82% — «нет». Это приговор средней школе.
- Готовят ли вузы к работе по специальности? — 33% — «да», 49% — «нет».

62 % людей хотят, чтобы их дети учились предпринимательству. Это компетенция XXI века — уметь сварить кашу из топора, это и есть предпринимательство.

Люди хотят зарабатывать. Консервировать можно, когда есть что консервировать. Консервировать бедность — ужасно. «Архипелаг 2121» — это место развития.

2 вещи для чего нужны университеты — мы видим, как образовательная возможность расширяет людей. У Faberlic 60 процентов продаж находится за пределами России. Нужны люди, которые придумывают продукты, которые делают небывалое. Обычными проектами ты никого не завоюешь. Вторая вещь — организаторские способности, некий вождизм.
Университеты — центры умного развития регионов (2/4)

Роберт Уразов, генеральный директор «Ворлдскиллс Россия»:

Горизонт, который волнует регионы и людей — это 20-30 лет. Согласен с кризисом системы — готовить индустриальными способом под неоиндустриальный мир неэффективно. Что делать? Давайте будем честны: сколько у нас университетов, готовых делать науку и зарабатывать на этом? Сколько уникальных российских университетов в мире? — их единицы.

Life Science — это нормальная логика. Мы берём технологию и не просим делать прорыв. Мы просто учим команду на этом зарабатывать. Мы учим сочетать и Харды и Софты эти окаянные [hard skills и soft skills – прим. НОП].

Универсальные рецепты? Я оспариваю универсальное предпринимательство. Оно опасно само по себе. Научить человека предпринимательским способом, наверное, можно. Можно давать теоретические знания. Но это не работает. Можно готовить к практике, но такой подход хромает в том, чтобы встроиться в действующую ткань.

Третья модель не просто быть эффективным, но и уметь это продать. Если вы выпустите такого человека, вы получаете совсем другой эффект. Мы должны пересмотреть модель обучения и сделать ее максимально приближенной к жизни.

Александр Колсанов, ректор Самарского государственного медицинского университета:

С 2014 IT-компании при поддержке Правительства области сформировали новое направление — информационные технологии в здравоохранении. За 7 лет дошли от идей до коммерциализации. При этом цикл вывода на рынок в медицине более длительный.

Эти 7 лет дают нам неплохой задел идти дальше — основания формировать новый сектор в экономике по всей России — «Информационные технологии в медицине».

Вуз свою нишу нашёл. И нашёл на уровне региона. Особая роль у губернатора — мы первично инициировали создание, апробацию коммерциализацию в регионе, а регион выделяет на это средства. К слову, мы вышли на международный рынок. Стоит задача масштабировать, именно эта логика у нас в «Приоритет 2030» и заложена.

Александр Федоров, ректор Балтийского федерального университета:

Должно быть конвенциональное понимание того, что мы решаем одну задачу — вуз и регион.

Произошли 4 вещи:
- новые партнёрства с конкретными проектами, Включая проект по нейробиомед совместно с Курчатовский НИЦ на базе БФУ;
- новые люди университета;
- среда — совместный шаг с регионом к созданию кампуса;
- создание привлекательных условий в регионе для нового энергичного поколения студентов.

Алан Огоев, ректор Северо-Осетинского госуниверситета:

Нужны общие точки регионов, команд и вузовского сообщества для повышения вовлечённости в науку и образование в вузах.

Акценты:
- разделять регулирование в сфере образования и законодательстве, которое требует мониторинга и ответов на запросы бизнеса;
- не забывать, что качество сопровождается регуляторами, необходимо быть честными с самими собой относительно того, насколько качественно работаем;
- студенческое предпринимательство; трансфер технологий может не формироваться в вузе, надо брать лучшее;
- следует обратить внимание на демографический рост.
С учетом этого в ряде регионов стоит обратить особое внимание науке и образованию, способствовать взаимодействию между регионами и округами. Сейчас есть переизбыток нетрудоустроенной молодёжи, поэтому требования к системе образования в этих субъектах повышает многократно в части академической и трудовой мобильности.

Замечательный проект со студенческим туризмом. Мы приняли в нем участие. Общение между собой и изучение друг друга студентами — это то, для чего мы работаем. Мы делаем акцент на индивидуальной траектории развития студента, и такой туризм помогает это делать через связь «регион-вуз».
Университеты — центры умного развития регионов (3/4)

Михаил Алашкевич, старший вице-президент
ВЭБ.РФ:

В процентном соотношении по числу иногородних студентов на первом месте стоит Санкт-Петербург, на втором — Томск. Москва находится лишь на седьмом месте. У нас есть субъекты, которые привлекают большое количество иногородних студентов.

Что касается предмета взаимодействия, то он может быть наполнен конкретными проектами — университетские кампусы, НОЦ и прочее. Но какие показатели эффективности этих проектов? Количество созданных консорциумов, новые соглашения — все это важно как начало большого пути.

Хочется, чтобы наше взаимодействия стало фабрикой результатов в деятельности консорциумов. Важно научиться не осваивать, а приумножать. Совместный проект ВЭБ.РФ с Минобрнауки предполагает привлечение частных инвестиций. Здесь нужны частники, которые займутся реализацией проектов. Наша задача сделать так, чтобы регион демонстрировал финансовую модель с участием частного партнера. Для нас это показатель того, что проект серьёзный, когда частники готовы инвестировать собственные деньги для развития региона.

Елена Загайнова, ректор Университета Лобачевского (ННГУ):

У нас есть НОЦ, ИНТЦ, совместный кампус. Сейчас фокус на ИИ. Хочется, чтобы мы перешли на новый уровень взаимодействия, новые совместные инициативные проекты.

Недавно мы стали говорить про проект новой креативной личности в регионе, в том числе этот вопрос обсуждался в ходе последнего визита Сергея Кириенко, первого заместителя Администрации Президента РФ. Губернатор также поддержал этот проект. Этот проект может монетизироваться. Личность представляется нам как наиболее дорогой ресурс региона.

Владимир Богатырёв, ректор Самарского университета:

В последнее время мы много говорим про Третью миссию и взаимодействие вуза и региона. Концепция развития до 2030 года соответствует стратегическим планам вуза в части:
- повышения конкурентоспособности Самарского региона, в том числе посредством НОЦ;
- повышение качества жизни населения, где университет выступает как точка притяжения;
- повышение качества управления регионом (про использование цифрового двойника региона);
- внедрение новых технологий на предприятиях региона, включая аддитивные технологии.

В программе «Приоритет 2030» мы выступаем со стратегическим проектом «Космос для жизни».
Университеты — центры умного развития регионов (4/4)

Владислав Нигматулин, вице-губернатор ХМАО-Югра:

Мы посмотрели разный опыт развития вузов. Для себя мы вынесли 3 модели — межрегиональное соглашение, взаимодействие между вузами, создание научно-технологического центра, который был презентован вице-премьеру Правительства РФ Дмитрию Чернышенко.

Сергей Иванченко, ректор Тихоокеанского госуниверситета:

4 направления вуза как драйвера развития:
- вокруг вуза сделать мощное объединение при горизонтальном участие научных организаций, власти и бизнеса для решения задач региона;
- трансформация социальной культурной среды региона — идея строительства кампуса, к нам готовы ехать из других регионов;
- приграничное направление — мы получаем ещё одно окно на территорию Китая (Большой Уссурийский остров); это станет драйвером для Хабаровска;
- развитие предпринимательства — культура и подготовка кадров в этом направлении формирует экосистему вокруг университета.

Евгений Меркулов, ректор Камчатского госуниверситета:

Россия большая и разнообразие регионов колоссальное. Партнёрские отношения между властью и вузом — это отличные примеры. Это регионы развитые и сильные. С другой стороны, есть отдалённые регионы с демографическими особенностями. Это накладывает отпечаток и на региональные вузы. Они не имеют необходимой базы для вхождения в ряд проектов. Для нас это вызов. Они хорошо вовлечены в социально-культурную жизнь региона.

Но когда регион получает новый импульс к развитию, новые взгляды и точки развития, на университет возлагаются новые надежды и задачи. Мы для региональной власти хотим стать поддержкой и опорой. Невозможно нам войти в интересные крупные проекты, но мы активно участвуем в тех проектах, которые нам доступны. Например, сотрудничаем с ДВФУ в рамках консорциума.

Это дает возможность решить вопрос с отдельным направлением сфер. Сегодня региональный вуз становится точкой притяжения ресурсов и возможностей. В этом плане интересно обратить внимание на такие активно развивающиеся регионы.

Владимир Солодов, губернатор Камчатского края:

На таких мероприятиях формируются команды, направленные на развитие регионов, отраслей и компаний. Архипелаг задаёт новую планку в виде 100-летнего развития региона. Для меня эта планка особенно важна в условиях того, какие задачи я ставлю в условиях развития Камчатского края —изменения климата, переосмысление критической инфраструктуры, условия для автономных умных поселений. Стоят вопросы с изучением процессов, чтобы дать ответ на те вызовы, которые стоят.

Камчатка — тот регион, который даёт возможность ответ на эти вызовы найти. Экономика наша основана на устойчивом рыболовстве, здесь большое после для стартапов.

Второе направление — мониторинг процессов в окружающей среде и Мировой океан как одна из ключевых точек в динамике этих процессов. Красные приливы подтвердили важность этого направления.

Третье — изучение вулканизма. Камчатка естественная площадка, где можно это изучать.

Также мы делаем ставку на зеленую энергетику. Здесь есть все условия для ветровой энергетики и энергетики приливов.
Forwarded from НЕЧАЕВ
Сегодня в Великом Новгороде участвовал в дискуссии «Университеты — центры умного развития регионов» в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого. Модератором беседы был Евгений Сжёнов.

Надеюсь, разговор получился полезным и для участников, и для спикеров, и для лидеров вузов. Символично, что тему образования мы обсуждаем именно здесь. Когда в Новгороде строилась первая школа, на месте Москвы ещё даже первого камня не заложили.

На личном опыте вижу, насколько перспективно и важно сотрудничество с университетами. Восемь лет назад мы создали факультет «Капитаны» в РЭУ им. Г.В. Плеханова. Мы соединили академическое образование и практикоориентированность. Этот новый подход к образованию прекрасно зарекомендовал себя ещё в 12 регионах во взаимодействии с нашими партнёрскими вузами. Мы и дальше готовы его масштабировать.

Система образования требует раскрепощения. Апатия педагогов и научного университетского сообщества неизбежно передаётся студентам. Когда страна живёт в концепции «осаждённой крепости», многое оказывается «зажато»: вузы, экономика, творчество. И только новые раскрепощённые университеты смогут стать центрами развития наших регионов.

Пришло время ликвидировать Рособрнадзор.

Чтобы вузы становились центрами умного развития городов, вокруг вузов должна быть умная среда для жизни. Необходимо дать студентам удобные условия для жизни и развития, а за ними поднимется регион.

А чтобы выпускникам было легче найти работу, нужно принять закон «О первом рабочем месте», по которому работодатели, трудоустроившие выпускников, освобождаются от уплаты страховых взносов — это свыше 30% от зарплаты.

Мы в Faberlic очень заинтересованы в приходе ярких и талантливых выпускников, с двумя самыми главными компетенциями — организаторской и предпринимательской, с любовью к созданию необычных, уникальных продуктов.
НОП.РФ pinned «Университеты — центры умного развития регионов (1/4) Сегодня в рамках образовательного интенсива «Архипелаг 2121» состоялся открытый разговор «Университеты — центры умного развития регионов». Модератором разговора выступил Евгений Сжёнов, научный руководитель…»
Прямо сейчас на образовательном интенсиве «Архипелаг 2121» начинается экспертный диалог «Региональное развитие — ключевой трек проектов и инициатив ВЭБ.РФ, АСИ и АНО РСВ».
Институты развития регионам

На образовательном интенсиве «Архипелаг 2121» состоялся экспертный диалог «Региональное развитие — ключевой трек проектов и инициатив ВЭБ.РФ, АСИ и АНО РСВ». Модератором дискуссии выступил Евгений Сжёнов, научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ.

Дмитрий Глушко, заместитель генерального директора АСИ:

У АСИ сложилась система отбора лучших практик, в том числе для тиражирования их в других регионах. Важно обеспечивать их сопровождение. Любая практика потребует адаптации и корректировки в процессе.

С другой стороны агенство научилось не только их отбирать, но и доращивать через акселерацию. Это помогает масштабировать проекты, в том числе выходить на новые рынки. Проекты вырастали в самостоятельные. Пример —Ворлдскиллс России.

Эти практики сложились без участия органов власти. И в этом есть недостаток, когда мы говорим о развитии регионов и включении команд. Ключевое лицо здесь губернатор, и его оценивают по разным направлениям, в том числе инструментами АСИ.

Система оценки позволяет выявить сильные и слабые стороны. В частности рейтинг качества жизни может показать, что в регионе делается, чем в других субъектах.

Когда мы занялись верификацией проблемы в одном регионе, то стали к верификации привлекать коллег из различных деловых сообществ, а также победителей конкурса «Лидеры России». Нам важно их мнение, но и коллеги из РСВ смогут увидеть, как их победители приносят пользу субъектам, где они живут.

Важно обеспечивать кооперацию через команды, проекты и инструменты.

Дмитрий Гужеля, руководитель департамента оценки и методологии АНО РСВ:

Вы нас знаете как площадку с ведущими кадровыми конкурсами. Почему РСВ и регионы? — потому что РСВ занимается в том числе региональной молодёжной политикой. Над этими показателями мы работаем с университетами, потому что в регионах они выступают точками притяжения молодёжи.

За последний год у нас появился ряд проектов — глобальный региональный кадровый резерв. Я надеюсь, мы попробуем это состыковать и с АСИ. В рамках этой системы мы сформируем личные кабинеты губернаторов, чтобы они могли отбирать себе молодёжь. Наша задача с университетами создавать точки активности для кадрового резерва на базе субъектов.

Проект развития центров компетенций — ещё один проект РСВ. Внедряя инструменты оценки, мы прогоняем через них всех студентов. И для каждого из них формируем личный профиль развития. Это даёт возможность отбирать перспективных молодых людей, привлекать и строить для них правильные траектории развития. Мы реализуем этот проект при поддержке Минобрнауки, и мы надеемся на масштабирование этой истории.

Татьяна Караваева, вице-президент ЦСР:

Развитие регионов напрямую зависит от образовательных кластеров в регионах. Вузы —единственные маячки, которые помогают нам быть заметными в мире.

Важно понимать, каким образом вузы смогут встроиться в систему городского и пространственного развития. Ключевая задача — определиться, что является эффективным проектом в образовании.

Необходимо уйти от узких эффектов, которые даёт образование. Непосредственное влияние на экономику города, встраивание вузов и образовательной среды — один из приоритетов перед регионов сегодня. Города, которые ставят перед собой цели устойчивого и инновационного развития, должны делать на это ставку.

Михаил Алашкевич, управляющий директор блока агента Правительства РФ «ВЭБ.РФ»:

В повестке ВЭБ.РФ два основных акцента: городское развитие и социальные проекты. Образование — один из основных фокусов в деятельности.

Среди проектов
ВЭБ.РФ — создание новой образовательной среды для средней школы и проект создания новой научной и образовательной среды университетских кампусов.

Мы делаем попытку создать условия для научно-технологического прорыва с помощью инфраструктуры.

Такой масштабный проект требует привлечения частных инвестиций и особых принципов управления, этим и займётся
ВЭБ.РФ в партнерстве с Минобрнауки, регионами и университетскими командами.
История и служение

В пятницу, 6 августа, прозвучало несколько новостей и мнений. Все они касались одного круга тем: социального конструирования национальной идеи и идентичности, воспитания, исторического образования и просвещения.

К этому моменту уже было четко ясно: история – это категория безопасности. Свидетельством тому стало создание межведомственной комиссии по историческому просвещению.

Утвердлили ее не в случайное время – а как раз под проходящий сейчас форум «Россия – моя история. Новые горизонты». Первую важную новость сообщил гендиректор общества «Знание» Максим Древаль:

«В соответствии с соглашением [между обществом «Знание» и проектом «Россия - моя история»] на территории 23 исторических парков, которые в скором времени станут центрами просвещения «Моя история», общество «Знание» организует сеть просветительских центров».

Напомним, что мультимедийные исторические парки – это детище митрополита Тихона (Шевкунова), а буквально недавно на их базе уже была развернута подготовка школьников к ЕГЭ по истории. Теперь же парки трансформируются в просветительские центры – естественно, с историческим уклоном.

В итоге митрополит Тихон становится новым и крайне сильным игроком на образовательно-воспитательном пространстве. Что особенно важно – в сфере истории, которая все больше становится национальной идее, но пока что: в стадии конструирования.

Для общества «Знание» это тоже весьма симптоматичный акт: просветительская работа, в первую очередь, будет вестись в рамках государственных интересов. И лишь после этого возможен креатив на тему. Да и тот должен быть в рамках.

Каких? Об них, отвечая на совсем иные вопросы, рассказал Андрей Фурсенко, выступая перед слушателями смены «Служение Отечеству» на «Территории смыслов». Заметьте, что именно перед будущими (и частично – нынешними) силовиками и спасателями решил озвучить свое кредо «серый кардинал» научно-образовательной политики. Это симптоматично.

Отвечая на вопрос про воспитание, помощник Президента поставил вопрос ребром:

«Воспитание – это не набор каких-то мероприятий, это вся наша жизнь. Если рядом с вами есть люди, которым вы деловеряете, на которых хотели бы быть похожи. И эти люди реализуют те ценности, которые дают возможность развиваться не только человеку, но и стране – это и есть главное воспитание.

Мы должны понимать, почему то или иное событие произошло. Почему что-то в нашей истории получилось, а что-то не получилось. Что принесла, например, революция 1917 года и почему она случилась».

А далее, словно вспомнив что-то важное, Андрей Фурсенко рассказал о серии документальных передач владыки Тихона как примера исследования того, что всеобщее предательство может ввергнуть страну в неисчислимые испытания и беды.

Здесь опять прозвучал митрополит Тихон и его просветительские (а на самом деле – социально-конструктивистские) проекты – в том числе, и парки «Россия – моя история».

Не менее интересную вещь поведал Андрей Фурсенко далее – министр просвещения Сергей Кравцов и глава СВР Сергей Нарышкин написали главе государства письмо, в котором просят сформировать – конечно, после всех соответствующих дискуссий и обсуждений с экспертами и учеными – концепцию российской истории. А буквально на днях Сергей Нарышкин в интервью Владимиру Соловьеву сказал, что переписывание и фальсификация истории – это личное оскорбление для него. И поведал о симпатиях к Александру III.

Один из постулатов этой единой концепции Андрей Фурсенко озвучил: Россия всегда была, есть и будет основополагающим элементом мировой системы и мировой истории. Президент Владимир Путин уже давно проецирует в глобальном измерении новый идеологический и гуманитарный альтерглобализм. Но вместе с тем он дополняется изнутри стальными нитями: «Стабильность России – это в огромной степени стабильность мира».

Андрей Фурсенко ближе к концу выступления еще раз подтвердил постулат, что наука и образование стали неотъемлемыми компонентами безопасности и независимости страны: «Образование и наука – это служение». Перед такой аудиторией это было особенно знаково.
Валерий Фальков:

«О своем стремлении стать участниками программы и получать гранты на развитие заявил 191 университет из всех регионов страны. Такой высокий интерес говорит о том, что у вузов есть потребность и желание проводить прорывные научные исследования, создавать новые технологии и наукоемкие продукты, выпускать востребованных специалистов».

Поздравляем Минобрнауки РФ и оператора программы - Социоцентр
@priority_2030, которому в последние дни подачи заявок пришлось несладко, коллеги работали круглосуточно.

https://priority2030.ru/news/vuzy-gotovy-zashchishchat-svoi
Александр Хинштейн @Hinshtein, депутат Государственной Думы РФ, председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, на смене «Служение Отечеству» форума «Территория смыслов».

«Слово фейк возникло недавно в широком дискурсе, хотя такая практика существовала всегда, для создания напряженности, нестабильности. Но сегодня с развитием цифровых технологий фейки приобрели новое звучание и особое значение. Сегодня мы видим общество готово поддаться на любую наживку и этим делом пользуются. Интернет трансграничен и опасность этих явлений высока как никогда. Фейк не может быть позитивен, в основе своей он несет негативную коннотацию.

Государство было вынуждено пойти на крайние меры и одновременно в борьбе с пандемией мы приняли изменения в закон, установили уголовную ответственность за распространение фейков. Потому что мы понимали, насколько опасно это явление в условиях, когда общество крайне напряженно, когда мы боремся с болезнью и любой слух, любая непроверенная информация может вызвать массовую панику. Сразу ужесточение закона дало свое плоды. Потому что за период распространения COVID-19 каких-то серьезных и масштабных вбросов фейковых мы не наблюдали, хотя изначально они были.

Сегодня мы понимаем, что учить фактчекингу, то есть умению отличать правду от лжи и что такое фейки, надо учить людей не в зрелом, а уже школьном возрасте. Вместе с министерствами просвещения, цифрового развития, АНО «Диалог» мы готовим курсы цифровой грамотности. Мы рассчитываем, они будут внедрены в образовательную программу средней школы, где ребята смогут на бытовом и доступном уровне как можно быстрей понять, что это такое. Что такое фактчекинг, как не попасться на чужие провокации, сохранить безопасность в сети, как в конечном счете не нажать на кнопку, чтобы у родителей не списали с банковской карточки деньги.

Сегодня журналистике не хватает тех черт, которые были присуще журналистике советской. Журналистика сейчас обезличена. Это в большей степени передача информации без какой-либо моральной воспитательной составляющей. Классическая советская, российская журналистика – это не только информация, не только новостной повод. Мы понимаем, что информационные преимущества СМИ сегодня теряются. На мой взгляд, будущее за теми СМИ, которые отдают внимание не только информационной повестке, но и иным очень важным вещам, там где есть профессиональная журналистская составляющая. Полузабытые сегодня жанры как очерк, эссе, репортаж, фельетон в конечном счете. Не помню, когда последний раз читал в газете фельетон и вообще в журналистике сегодняшней, хотя это очень замечательный яркий жанр.

Госдума приняла наш закон, который реагирует на проявление интернет-цензуры. Ограничения касаются прогосударственных СМИ в первую очередь, это закон наделил государство в лице Роскомнадзора право отреагировать на нарушение конкретного гражданина или СМИ. Есть разный набор мер понуждения. Мы прописали такие возможности не только на акты цензуры, но и на игнорирование требований закона. Мы были вынуждены пойти на установление этих санкций, чтобы обязать удалять контент. И лидером у нас являлась социальная сеть Твиттер, но не о блокировке шла речь, мы надеемся, что нам не придется к этому прибегать, мы пришли к замедлению трафика. На улице, стоя на остановке, ты не можешь кого-то оскорбить, а в телеграм-канале с 2 млн подписчиков – можешь. Но свобода в том, что каждый должен отвечать за свои слова.

От мошенников никто не застрахован. И статистика несет жуткие цифры. Повышение финансовой грамотности – это правильно и важно, но этого недостаточно. Всегда находятся люди, которые верят в сказку и правду, которые хотят поверить лисе Алисе и коту Базилио. Мы разрабатываем новые поправки и инициативы, которые будут бороться с этим злом. Но вера человека в чудеса неукротима».