О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель…
Александр Пушкин
https://news.1rj.ru/str/bpshkola/12585
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель…
Александр Пушкин
https://news.1rj.ru/str/bpshkola/12585
Цифровой тандем
Университет Иннополис совместно с Институтом перспективных исследований и цифровых решений в сфере науки и образования РУДН провёл обучение «Управление цифровой трансформацией образовательных организаций высшего образования». Программа нацелена на формирование и развитие необходимых компетенций у руководителей цифровой трансформации в вузах и их команд.
В конце обучения команды каждого вуза представили свою стратегию цифровой трансформации. Аттестационная комиссия из представители Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ оценила представленные проекты.
В составе первого потока обучения участие приняли 111 слушателей из 28 вузов: СВФУ, САФУ, СКФУ, НИУ МЭИ, МГУ им. Н.П. Огарева, АГУ, СПбГЭУ и другие.
Искандер Бариев, проректор — начальник управления по проектной и научно-исследовательской деятельности Университета Иннополис для НОП:
«Совместно с коллегами из РУДН мы составили образовательную программу, которая направлена на погружение в технологические аспекты цифровой трансформации вузов. Актуальность программы обусловлена спецификой бизнес-процессов высшей школы и необходимостью внедрять информационные системы и работать с ними внутри организаций самостоятельно».
Следующий поток обучения пройдёт в сентября. Заявки на обучение принимаются от команд из 3—5 человек до 10 сентября: https://forms.yandex.ru/u/6107eae0bce156c6d60213b5/
Университет Иннополис совместно с Институтом перспективных исследований и цифровых решений в сфере науки и образования РУДН провёл обучение «Управление цифровой трансформацией образовательных организаций высшего образования». Программа нацелена на формирование и развитие необходимых компетенций у руководителей цифровой трансформации в вузах и их команд.
В конце обучения команды каждого вуза представили свою стратегию цифровой трансформации. Аттестационная комиссия из представители Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ оценила представленные проекты.
В составе первого потока обучения участие приняли 111 слушателей из 28 вузов: СВФУ, САФУ, СКФУ, НИУ МЭИ, МГУ им. Н.П. Огарева, АГУ, СПбГЭУ и другие.
Искандер Бариев, проректор — начальник управления по проектной и научно-исследовательской деятельности Университета Иннополис для НОП:
«Совместно с коллегами из РУДН мы составили образовательную программу, которая направлена на погружение в технологические аспекты цифровой трансформации вузов. Актуальность программы обусловлена спецификой бизнес-процессов высшей школы и необходимостью внедрять информационные системы и работать с ними внутри организаций самостоятельно».
Следующий поток обучения пройдёт в сентября. Заявки на обучение принимаются от команд из 3—5 человек до 10 сентября: https://forms.yandex.ru/u/6107eae0bce156c6d60213b5/
Yandex.Forms
Заявка на 2 поток обучения по программе повышения квалификации «Управление цифровой трансформацией образовательных организаций…
Музей Просвещения
Юбилеи в Нижнем не заканчиваются. Впереди – 110-летие одного из лидирующих педагогических региональных вузов страны – Мининского университета. Одно из знаковых событий – создание в вузе музея Просвещения. Комплекс будет состоять из нескольких помещений, и один из первых кабинетов – кабинет физики имени Ильи Ульянова - уже готов. Более того - презентован министру Сергею Кравцову во время августовского педагогического форума, который в этом году проходил на территории вуза.
Как рассказал НОП и.о. ректора Мининского Виктор Сдобняков, министр просвещения поддержал идею создания музея и оценил редкие экспонаты, которые вузу удалось собрать вместе с неравнодушными нижегородцами. Там, кстати, экспозиция с редкими приборами 19 века, которые еще в свое время скупал сам Ульянов, пока жил и трудился в Нижнем.
Поскольку Ульянов продвигал идеи Ушинского и считал, что образование должно опираться на принципы наглядности, мы тоже постарались собрать экспонаты, которые использовались в образовательном процессе с середины 19 века до революции. Здесь есть и макет котла паровоза, который Ульянов купил еще в первый год работы в 1863 году, электрофорная машина, редкие оптические приборы, кипятильник Франклина, хронометр, который применяли не только в физике, но и даже в психологии, так как он фиксировал реакцию человека с точностью до тысячной доли секунды. Также посетители смогут увидеть фильм об опытах, проводившихся два века назад.
Всего же музейный комплекс будет состоять из трех кабинетов – физического, литературного и астрономического. Позже еще два зала посвятят истории просвещения и педагогическим династиям.
Музея Учителя – это тоже инструмент воспитания и способ повысить престижность профессии педагога. Все помещения комплекса будут готовы к 110-летию вуза и открыты не только для студентов, но и для всех нижегородцев и гостей города.
Юбилеи в Нижнем не заканчиваются. Впереди – 110-летие одного из лидирующих педагогических региональных вузов страны – Мининского университета. Одно из знаковых событий – создание в вузе музея Просвещения. Комплекс будет состоять из нескольких помещений, и один из первых кабинетов – кабинет физики имени Ильи Ульянова - уже готов. Более того - презентован министру Сергею Кравцову во время августовского педагогического форума, который в этом году проходил на территории вуза.
Как рассказал НОП и.о. ректора Мининского Виктор Сдобняков, министр просвещения поддержал идею создания музея и оценил редкие экспонаты, которые вузу удалось собрать вместе с неравнодушными нижегородцами. Там, кстати, экспозиция с редкими приборами 19 века, которые еще в свое время скупал сам Ульянов, пока жил и трудился в Нижнем.
Поскольку Ульянов продвигал идеи Ушинского и считал, что образование должно опираться на принципы наглядности, мы тоже постарались собрать экспонаты, которые использовались в образовательном процессе с середины 19 века до революции. Здесь есть и макет котла паровоза, который Ульянов купил еще в первый год работы в 1863 году, электрофорная машина, редкие оптические приборы, кипятильник Франклина, хронометр, который применяли не только в физике, но и даже в психологии, так как он фиксировал реакцию человека с точностью до тысячной доли секунды. Также посетители смогут увидеть фильм об опытах, проводившихся два века назад.
Всего же музейный комплекс будет состоять из трех кабинетов – физического, литературного и астрономического. Позже еще два зала посвятят истории просвещения и педагогическим династиям.
Музея Учителя – это тоже инструмент воспитания и способ повысить престижность профессии педагога. Все помещения комплекса будут готовы к 110-летию вуза и открыты не только для студентов, но и для всех нижегородцев и гостей города.
⚡ Прямо сейчас Михаил Ковальчук, президент Курчатовского института, на Собрании профессорско-преподавательского состава НИЯУ МИФИ:
У нас всегда был успех, потому что у нас всегда были правильные отношения. Наша задача – выстроить правильные отношения [сейчас].
Минсредмаш – это был великий научно-технологический монстр. [Он] делал великие государственные дела. Далее Министерство стало превращаться в высоко технологическую компанию.
В результате мы [Курчатовский институт] превратились в основной ядерно-физический [научный] институт страны
Две недели назад - с Алексеем Евгеньевичем [Лихачёвым] – мы запустили новую программу развития атомной отрасли – Курчатовский институт. головной организацией программы по научным вопросам.
Нам надо найти правильное место МИФИ. С одной стороны, МИФИ должен создавать людей которые будут работать в атомной отрасли. С другой – это всегда была кузница кадров и высококвалифицированных учёных.
МФТИ тоже был построен по принципу базовых научных учреждений. Сегодня все стабилизировалось мы хорошо видим картину. Мы можем переходить к системе базовых научных учреждений. У нас есть правильная цепочка. У нас есть Росатом, Курчатовский институт, МИФИ и куст вузов, которые могут в [атомной] истории участвовать.
У нас всегда был успех, потому что у нас всегда были правильные отношения. Наша задача – выстроить правильные отношения [сейчас].
Минсредмаш – это был великий научно-технологический монстр. [Он] делал великие государственные дела. Далее Министерство стало превращаться в высоко технологическую компанию.
В результате мы [Курчатовский институт] превратились в основной ядерно-физический [научный] институт страны
Две недели назад - с Алексеем Евгеньевичем [Лихачёвым] – мы запустили новую программу развития атомной отрасли – Курчатовский институт. головной организацией программы по научным вопросам.
Нам надо найти правильное место МИФИ. С одной стороны, МИФИ должен создавать людей которые будут работать в атомной отрасли. С другой – это всегда была кузница кадров и высококвалифицированных учёных.
МФТИ тоже был построен по принципу базовых научных учреждений. Сегодня все стабилизировалось мы хорошо видим картину. Мы можем переходить к системе базовых научных учреждений. У нас есть правильная цепочка. У нас есть Росатом, Курчатовский институт, МИФИ и куст вузов, которые могут в [атомной] истории участвовать.
⚡ Прямо сейчас Алексей Лихачев, гендиректор Росатома, на собрании профессорско-преподавательского состава НИЯУ МИФИ:
Нужно укреплять связь Росатома, Курчатовского института и МИФИ. Я выступаю в первую очередь как руководитель Росатома – партнера тбзового и ключевого в программе развития МИФИ.
МИФИ на особом положении для Росатома. Это действительно кузница кадров.
Это лучшие люди Росатома и в первую очеред. мы обязаны мифи за качество их работы.
На сегодняшний день 30% выпускников [что мы берем на работу -] это выпускники МИФИ.
В горизонте до 2030 года самая скромная потребность – около 30 тысяч человек. Цифра будет расти – впереди новые проекты, слияния и поглощения. Мы готовы брать до 50% брать из МИФИ и его филиалов. Поэтому у мы рассматривали и рассматриваем МИФИ как базовый институт.
Второй вопрос – постановка задач и обозначение тех направлений над которыми нам предстоит работать:
- ядерный оружейный комплекс – это центр всей нашей кадровой работы. Мы понимаем подробно состояние работы и портрет этих будущих работников;
- подготовка специалистов в филиалах МИФИ, их 11, они располагаются в наших ключевых городах, именно оттуда 90% специалистов приходят на наши региональные предприятия. Филиалы МИФИ не могут себя чувствовать бедными родственниками - развитие филиальной сети - это важно – это сопоставимо с [важностью развития] кадрового потенциала для ядерного оруженийного комплекса;
- атомная энергетика - Нацпрограмма РТТН с Курчатником как головной организацией, Росатом – как держатель этого «нацпроекта». Президент поставил задачу – 25%, ЗЯЦ, коммерческое использование возобновляемых атомных технологий.
- новые направления - цифра, ИИ, устойчивые города — коммерчески ориентированные проекты - нужны специалисты и управленцы - из этого следующая задача;
- МИФИ – как лидер консорциума вузов Росатома – должна быть общая кадровая политика в консорциума; недостаточно выражена роль МИФИ как держатель компетенций системы опорных вузов;
- рост международного сотрудничества - повышение конкурентоспособности - сделать МИФИ одним из лучших мировых вузов в части ядерного образования - совместные образовательные программы, международный ядерный студенческий кампус и другие проекты;
- Сегодня важны надпредметные навыки. Мы сегодня открыли первый центр оценки компетенций в стране. В РАНХиГС, к сожалению, не в МИФИ. Хотелось бы активного участия МИФИ связанного с воспитанием современных лидеров и современных граждан (много внимания уделяет Сергей Владиленович Кириенко - отметил Лихачёв) - выстроить систему более активной подготовки в части управленческих компетенций и работы на международных рынках.
Важно ресурсное финансирование. Если мы заведём речь о полграммном системном подходе – потребуется увеличение.
Задача у нас только одна. Мы говорим спасибо Михаилу Ковальчуку и его команде. А Шевченко и его команде говорим – мы готовы ваши задачи считать своими при одном условии что вы наши задачи тоже будете считать своими.
Нужно укреплять связь Росатома, Курчатовского института и МИФИ. Я выступаю в первую очередь как руководитель Росатома – партнера тбзового и ключевого в программе развития МИФИ.
МИФИ на особом положении для Росатома. Это действительно кузница кадров.
Это лучшие люди Росатома и в первую очеред. мы обязаны мифи за качество их работы.
На сегодняшний день 30% выпускников [что мы берем на работу -] это выпускники МИФИ.
В горизонте до 2030 года самая скромная потребность – около 30 тысяч человек. Цифра будет расти – впереди новые проекты, слияния и поглощения. Мы готовы брать до 50% брать из МИФИ и его филиалов. Поэтому у мы рассматривали и рассматриваем МИФИ как базовый институт.
Второй вопрос – постановка задач и обозначение тех направлений над которыми нам предстоит работать:
- ядерный оружейный комплекс – это центр всей нашей кадровой работы. Мы понимаем подробно состояние работы и портрет этих будущих работников;
- подготовка специалистов в филиалах МИФИ, их 11, они располагаются в наших ключевых городах, именно оттуда 90% специалистов приходят на наши региональные предприятия. Филиалы МИФИ не могут себя чувствовать бедными родственниками - развитие филиальной сети - это важно – это сопоставимо с [важностью развития] кадрового потенциала для ядерного оруженийного комплекса;
- атомная энергетика - Нацпрограмма РТТН с Курчатником как головной организацией, Росатом – как держатель этого «нацпроекта». Президент поставил задачу – 25%, ЗЯЦ, коммерческое использование возобновляемых атомных технологий.
- новые направления - цифра, ИИ, устойчивые города — коммерчески ориентированные проекты - нужны специалисты и управленцы - из этого следующая задача;
- МИФИ – как лидер консорциума вузов Росатома – должна быть общая кадровая политика в консорциума; недостаточно выражена роль МИФИ как держатель компетенций системы опорных вузов;
- рост международного сотрудничества - повышение конкурентоспособности - сделать МИФИ одним из лучших мировых вузов в части ядерного образования - совместные образовательные программы, международный ядерный студенческий кампус и другие проекты;
- Сегодня важны надпредметные навыки. Мы сегодня открыли первый центр оценки компетенций в стране. В РАНХиГС, к сожалению, не в МИФИ. Хотелось бы активного участия МИФИ связанного с воспитанием современных лидеров и современных граждан (много внимания уделяет Сергей Владиленович Кириенко - отметил Лихачёв) - выстроить систему более активной подготовки в части управленческих компетенций и работы на международных рынках.
Важно ресурсное финансирование. Если мы заведём речь о полграммном системном подходе – потребуется увеличение.
Задача у нас только одна. Мы говорим спасибо Михаилу Ковальчуку и его команде. А Шевченко и его команде говорим – мы готовы ваши задачи считать своими при одном условии что вы наши задачи тоже будете считать своими.
⚡ Прямо сейчас Дмитрий Ливанов, ректор МФТИ, на собрании профессорско-преподавательского состава НИЯУ МИФИ:
Мы в МФТИ рассматриваем МИФИ и Курчатовский институт как одну семью. Если МИФИ – это брат, то Курчатник скорее родитель.
МФТИ был задуман ещё до войны. Тогда перед страной тогда стояли большие серьёзные глобальные вызовы. Нужны были люди, которые смогут с ними справиться. До войны решение о создании не было принято. В 1946 появилось решение о создании высшей физико-технической школы.
Был определён список базовых организаций - их было 5 - лаборатория 2 и 3, физический и математический институт академии наук и институт химфизики.
Уже тогда была заложена идея, что одновременно с подготовкой инженерной элиты, МИФИ будет готовить и научную элиту. И идея о том, что в стране с первоклассной наукой и прикладная наука, была заложена именно тогда.
В этой же логике создавался МИФИ – это работа с крупными проектами – тогда это атомный и космический. Сегодня они развились в огромные отрасли.
Сегодня перед нашей страной и человечеством встали новые вызовы - климатические изменения, новые системы связи и коммуникации, энергетический переход, новые лекарства, агротехнологии и другие – сегодня это круг глобальных пробоем надо решать странами претендующим на научно-технологическое лидерство.
Модель физтеха сохранилась, и она лучше всего подходит для [такого рода] решений.
В МИФИ мы видим партнера, который важен, чтобы совершить такой совместный рывок.
Есть и проблема – количество школьников, которые сдают физику, уменьшается с каждым годом – надо вести с этим работу, только совместная работа может переломить эту тенденцию.
Нам нужно отвоевывать ту молодежь, которая придёт на смену нам с вами.
Мы в МФТИ рассматриваем МИФИ и Курчатовский институт как одну семью. Если МИФИ – это брат, то Курчатник скорее родитель.
МФТИ был задуман ещё до войны. Тогда перед страной тогда стояли большие серьёзные глобальные вызовы. Нужны были люди, которые смогут с ними справиться. До войны решение о создании не было принято. В 1946 появилось решение о создании высшей физико-технической школы.
Был определён список базовых организаций - их было 5 - лаборатория 2 и 3, физический и математический институт академии наук и институт химфизики.
Уже тогда была заложена идея, что одновременно с подготовкой инженерной элиты, МИФИ будет готовить и научную элиту. И идея о том, что в стране с первоклассной наукой и прикладная наука, была заложена именно тогда.
В этой же логике создавался МИФИ – это работа с крупными проектами – тогда это атомный и космический. Сегодня они развились в огромные отрасли.
Сегодня перед нашей страной и человечеством встали новые вызовы - климатические изменения, новые системы связи и коммуникации, энергетический переход, новые лекарства, агротехнологии и другие – сегодня это круг глобальных пробоем надо решать странами претендующим на научно-технологическое лидерство.
Модель физтеха сохранилась, и она лучше всего подходит для [такого рода] решений.
В МИФИ мы видим партнера, который важен, чтобы совершить такой совместный рывок.
Есть и проблема – количество школьников, которые сдают физику, уменьшается с каждым годом – надо вести с этим работу, только совместная работа может переломить эту тенденцию.
Нам нужно отвоевывать ту молодежь, которая придёт на смену нам с вами.
⚡ Прямо сейчас Владислав Шапша, губернатор Калужской области, на собрании профессорско-преподавательского состава НИЯУ МИФИ:
Учёный из меня не получился, но какой-никакой управленец получился. Нам [Калужской области] повезло.
У нас есть Обнинск. Хорошие отношения с Росатомом и МИФИ.
Мы надеемся, что сотрудничество позволит нам реализовать массу интересных проектов.
Я рад, что среди наших 10 научных институтов, которые используют достижения ядерной науки. Будут [и другие] институты, которые станут сотрудничать с Курчатником.
То, что кадры готовятся в Обнинске, это тоже точка роста.
Уверен, что специалисты и выпускники МИФИ готовы работать на любом направлении.
Ещё один проект – создание инновационного научного центра – центра ядерных медицинских технологий.
Учёный из меня не получился, но какой-никакой управленец получился. Нам [Калужской области] повезло.
У нас есть Обнинск. Хорошие отношения с Росатомом и МИФИ.
Мы надеемся, что сотрудничество позволит нам реализовать массу интересных проектов.
Я рад, что среди наших 10 научных институтов, которые используют достижения ядерной науки. Будут [и другие] институты, которые станут сотрудничать с Курчатником.
То, что кадры готовятся в Обнинске, это тоже точка роста.
Уверен, что специалисты и выпускники МИФИ готовы работать на любом направлении.
Ещё один проект – создание инновационного научного центра – центра ядерных медицинских технологий.
Григорий Трубников, директор ОИЯИ на собрании профессорско-преподавательского собрания НИЯУ МИФИ:
Курчатовский институт — интегрирующая площадка для науки, образования и высокотехнологичной индустрии.
У МИФИ большое будущее с такими партнёрами, как Курчатник и МФТИ.
Мы на площадке Курчатовского института не просто собираемся, мы строим здесь совместные планы.
Курчатовский институт — интегрирующая площадка для науки, образования и высокотехнологичной индустрии.
У МИФИ большое будущее с такими партнёрами, как Курчатник и МФТИ.
Мы на площадке Курчатовского института не просто собираемся, мы строим здесь совместные планы.
Владимир Шевченко, и.о. ректора НИЯУ МИФИ на собрании профессорско-преподавательского собрания рассказал о достижениях университета, вот некоторые из них:
Из достижений 2021 года:
- Строительство корпуса детектора ТРЕК;
- Дипломные проекты на токамаке «МИФИСТ-О»;
- Ядерная медицина в борьбе с онкологическими образованиями.
Мы гордимся нашими молодыми учёными.
Двойная природа нашего университета — глобальная и региональная.
Мы являемся оператором Всероссийского инженерного конкурса.
Большое внимание в этом году придаётся развитию регионального комплекса на Урале.
Про будущее — все мы, и Росатом, и Курчатовский институт - сосредоточены на сохранении лидерства в ядерной сфере и диверсификация, поиске других ниш. Для нас это история глобальности. Важен баланс между московской площадкой и филиалами — в этом баланс для нашей энергетики в будущем.
Из достижений 2021 года:
- Строительство корпуса детектора ТРЕК;
- Дипломные проекты на токамаке «МИФИСТ-О»;
- Ядерная медицина в борьбе с онкологическими образованиями.
Мы гордимся нашими молодыми учёными.
Двойная природа нашего университета — глобальная и региональная.
Мы являемся оператором Всероссийского инженерного конкурса.
Большое внимание в этом году придаётся развитию регионального комплекса на Урале.
Про будущее — все мы, и Росатом, и Курчатовский институт - сосредоточены на сохранении лидерства в ядерной сфере и диверсификация, поиске других ниш. Для нас это история глобальности. Важен баланс между московской площадкой и филиалами — в этом баланс для нашей энергетики в будущем.
Платформа от местечковости
На Технопроме-2021 много говорилось о необходимости системных решений и сквозных траекториях в научно-технологическом развитии.
«В рамках стратегии цифрового развития сферы науки и высшего образования предусмотрено создание Единой сервисной платформы науки. Она как раз и будет обеспечивать доступ к профилям исследователей, создаст возможности проведения совместных исследований и облегчит взаимодействие науки с реальным сектором экономики. Также будем создавать условия для того, чтобы учёные на этапе обучения или при повышении квалификации могли получать цифровые навыки», – сообщил вице-премьер Дмитрий Чернышенко во время пленарной сессии «Цифровая трансформация науки – драйвер обеспечения лидерства России в сфере исследований и разработок».
Участники пленарного заседания отметили, что сегодня есть потребность в кардинальном наращивании мощностей сети суперкомпьютерных центров по всей стране и создании новой инфраструктуры для высокопроизводительных вычислений.
Для Новосибирска суперкомпьютерная тематика важна вдвойне – здесь активно реализуется суперкомпьютерный проект СНЦ ВВОД, который также должен будет удовлетворять потребности в вычислениях и хранению данных от синхротрона СКИФ. Отметим, что все структуры класса мегасайенс должны будут включать в свою инфраструктуры суперкомпьютерные центры, поскольку каждая из них является генератором огромного числа данных. Доступ к этим центрам также должен быть открыт для исследователей.
«За счёт «цифры» мы ускорим научно-технологический прогресс для исследователей. Появятся, например, удалённый доступ к научным установкам, их цифровые двойники и цифровые двойники экспериментов», – сказал Дмитрий Чернышенко.
Спустя несколько дней эту тему подхватила Елена Шмелева:
«Необходимо создать единую платформу, на которой молодой ученый, который по тем или иным техническим причинам не может реализовать свой исследовательский потенциал в своем институте, мог бы найти возможности в других. Изучить доступные лаборатории и кафедры, с которыми он мог бы взаимодействовать или воспользоваться их инфраструктурой».
Судя по двойной поддержке – проект предстоит реализовать амбициозный и очень дорогой. К его принятию постепенно готовят элиты – именно на них, несмотря на публичность заявлений, ориентированы все рассуждения о масштабных и бюджетоемких проектах.
Одна из основных идей этой федеральной цифровой научной платформы – создать пространство стыковки (а во многих смыслах – и маркетплейс этого процесса) запросов исследователей – в том числе, начинающих – и приборно-технологических возможностей любого научного института или вуза страны.
Елена Шмелева отметила, что нужно избежать бюрократических и политических (со стороны руководителей научных школ) ограничений, которые существуют сегодня. Напомним, что именно научно-образовательная сфера является одним из ключевых полигонов для отработки дебюрократизации госуправления.
По словам Елены Шмелевой, российской науке нужно избавиться от «местечковости» и обеспечить высокую академическую научную мобильность. А по сути требуется сформировать единое сетевое пространство взаимодействия и коммуникации, а физическая мобильность должна дополняться полноценной цифровой.
Отметим еще одно важное требование к новой научной инфосистеме – стыковка с лучшими образовательными платформами. В частности, внедрение индивидуальных образовательных траекторий наиболее успешно ведущие вузы проводят на базе «Modeus» компании «Custis». Для стимулирования науки молодых как раз будет требоваться стыковать ИОТ лучших студентов с возможностями единой сетевой научной платформенной России. А по большому счету, во многих смыслах научная платформа будет копировать многое из идеологии и механики того же «Modeus», поскольку помимо ИОТ мы должны говорить об индивидуализации карьеры каждого исследователя.
На Технопроме-2021 много говорилось о необходимости системных решений и сквозных траекториях в научно-технологическом развитии.
«В рамках стратегии цифрового развития сферы науки и высшего образования предусмотрено создание Единой сервисной платформы науки. Она как раз и будет обеспечивать доступ к профилям исследователей, создаст возможности проведения совместных исследований и облегчит взаимодействие науки с реальным сектором экономики. Также будем создавать условия для того, чтобы учёные на этапе обучения или при повышении квалификации могли получать цифровые навыки», – сообщил вице-премьер Дмитрий Чернышенко во время пленарной сессии «Цифровая трансформация науки – драйвер обеспечения лидерства России в сфере исследований и разработок».
Участники пленарного заседания отметили, что сегодня есть потребность в кардинальном наращивании мощностей сети суперкомпьютерных центров по всей стране и создании новой инфраструктуры для высокопроизводительных вычислений.
Для Новосибирска суперкомпьютерная тематика важна вдвойне – здесь активно реализуется суперкомпьютерный проект СНЦ ВВОД, который также должен будет удовлетворять потребности в вычислениях и хранению данных от синхротрона СКИФ. Отметим, что все структуры класса мегасайенс должны будут включать в свою инфраструктуры суперкомпьютерные центры, поскольку каждая из них является генератором огромного числа данных. Доступ к этим центрам также должен быть открыт для исследователей.
«За счёт «цифры» мы ускорим научно-технологический прогресс для исследователей. Появятся, например, удалённый доступ к научным установкам, их цифровые двойники и цифровые двойники экспериментов», – сказал Дмитрий Чернышенко.
Спустя несколько дней эту тему подхватила Елена Шмелева:
«Необходимо создать единую платформу, на которой молодой ученый, который по тем или иным техническим причинам не может реализовать свой исследовательский потенциал в своем институте, мог бы найти возможности в других. Изучить доступные лаборатории и кафедры, с которыми он мог бы взаимодействовать или воспользоваться их инфраструктурой».
Судя по двойной поддержке – проект предстоит реализовать амбициозный и очень дорогой. К его принятию постепенно готовят элиты – именно на них, несмотря на публичность заявлений, ориентированы все рассуждения о масштабных и бюджетоемких проектах.
Одна из основных идей этой федеральной цифровой научной платформы – создать пространство стыковки (а во многих смыслах – и маркетплейс этого процесса) запросов исследователей – в том числе, начинающих – и приборно-технологических возможностей любого научного института или вуза страны.
Елена Шмелева отметила, что нужно избежать бюрократических и политических (со стороны руководителей научных школ) ограничений, которые существуют сегодня. Напомним, что именно научно-образовательная сфера является одним из ключевых полигонов для отработки дебюрократизации госуправления.
По словам Елены Шмелевой, российской науке нужно избавиться от «местечковости» и обеспечить высокую академическую научную мобильность. А по сути требуется сформировать единое сетевое пространство взаимодействия и коммуникации, а физическая мобильность должна дополняться полноценной цифровой.
Отметим еще одно важное требование к новой научной инфосистеме – стыковка с лучшими образовательными платформами. В частности, внедрение индивидуальных образовательных траекторий наиболее успешно ведущие вузы проводят на базе «Modeus» компании «Custis». Для стимулирования науки молодых как раз будет требоваться стыковать ИОТ лучших студентов с возможностями единой сетевой научной платформенной России. А по большому счету, во многих смыслах научная платформа будет копировать многое из идеологии и механики того же «Modeus», поскольку помимо ИОТ мы должны говорить об индивидуализации карьеры каждого исследователя.
www.nso.ru
Участники первого пленарного заседания «Технопрома» обсудили создание Единой сервисной платформы науки | Правительство Новосибирской…
В Год науки и технологий стартовала работа по созданию новой госпрограммы научно-технологического развития. Об этом сообщил заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко во время пленарной сессии «Цифровая трансформация науки – драйвер обеспечения…