НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
⚡️Андрей Волков, научный руководитель программы «Приоритет 2030», специально для НОП:

«Сегодня мы стоим на пороге уникального, на мой взгляд, вызова.

С одной стороны, эта программа позволит продолжить развивать достижения всех предыдущих глобальных образовательных проектов.

С другой — заставит участников мыслить о себе в международной парадигме высшего образования и научного лидерства, что неизбежно приведет прогрессу и выходу вузов на новый уровень.

Гранты получат вузы, которые наилучшим образом проявили себя в подготовке и представлении своих программ и стратегий развития.

Те вузы, которые представили на рассмотрение Комиссии действительно большие, важные практические проекты, связанные с новейшими технологиями и инновационными решениями, и, естественно, подготовкой наилучших специалистов для разных сфер деятельности.
Конкурсный отбор участников был проведен самым тщательным образом.

В первую очередь мы оценивали стратегический уровень программ развития: стратегические проекты и качество их проработки, политики, целевые показатели эффективности. И здесь результат зависел только от самих вузов, от того, насколько хорошо они подготовились, как видят свои цели и перспективы внутри коллектива, заручились поддержкой руководство региона и стратегических партнеров.

Очень важно поддерживать максимальную прозрачность программы «Приоритет 2030». Такой подход обеспечивает отсутствие прерогатив как в отборе кандидатов в программу, так и в последующей оценке результативности ее участников. Это делает программу понятной для всех сторон».
Хартия молодежного будущего

На первом Международном молодежном лагере БРИКС, проходящем в Ульяновской области, делегаты из стран пятерки приняли футурологическую хартию «Умная цивилизация», определив основные принципы сотрудничества и развития отношений в экономической, инновационной и гуманитарной сферах.

В основе принятого документа - принцип самоценности культурно-исторических общностей - цивилизаций, каждая из которых уникальна, имеет свои традиции, ценности, исторический опыт, имеет право на собственное видение будущего и принципы своего развития.

«Разносторонние таланты и творческая энергия представителей каждой цивилизации являются источником развития для всего человечества. В будущем важна приоритетная поддержка сферы образования, науки, культуры, спорта, досуга, инновационного предпринимательства и некоммерческого сектора с целью достижения максимально полного интеллектуального, культурного и физического развития каждого человека», - декларируют участники лагеря.

Принятый документ специально для НОП прокомментировали эксперты форума:

Сергей Крикалев, лётчик-космонавт, Президент федерации самолётного спорта России, Председатель Наблюдательного Совета АНО «Умная цивилизация»:
«Мероприятие международное, и, я считаю, это очень важно для наших стран, каждая из которых имеет свою инженерную и технологическую культуру, дающую при взаимообмене синергетический эффект. Все хорошие идеи, генерируемые в лагере, могут быть принесены в разные страны, а здесь, в Ульяновской области, может быть создана площадка для их реализации. Эти идеи ребята заберут с собой и те контакты, которые они наработают здесь».

Мария Ситтель, тележурналист, Председатель Попечительского Совета АНО «Умная цивилизация»:
«Почему-то многие до сих пор считают, что мировым законодателем мод в медиасфере являются исключительно западные компании. Однако это не совсем так! И сейчас, в первом молодежном лагере БРИКС, мы видим удивительно креативную молодежь, которая, я уверена, уже совсем скоро даст нам образцы медиапродукта высочайшего качества, который получит самое высокое признание на глобальном уровне, но при этом будет создан на основе цивилизационного многообразия стран и Востока, и Запада».

Маринэ Восканян, руководитель Института «Умная цивилизация»:
«В рамках трёх смен с участниками первого молодёжного лагеря БРИКС мы обсуждали будущее многополярного мира, построенного на принципах уважения к цивилизационной идентичности друг друга. Как в таком мире, где все разные и никто не диктует правила другим, строить будущее на принципах сотрудничества, а не конфликта цивилизаций? Тем более, что окружающий нас мир стремительно меняют технологии - и шёл очень интересный разговор о том, как сохранить баланс между экономическим развитием и заботой о природе, между инновациями и традициями, между освоением пространств Земли и космоса и цифровым миром. Этим вопросам посвящена «Футурологическая хартия «Умная цивилизация»», которая станет отправным пунктом для новых дискуссий молодёжи БРИКС о человеке и образе жизни будущего».
Научно-технологические приоритеты

Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию под председательством Дмитрия Медведева одобрил представленную Правительством России госпрограмму научно-технологического развития страны. Об этом сообщил заместитель председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко по итогам заседания Президиума Совета.

Дмитрий Чернышенко подчеркнул, что требования к содержанию новой государственной программы научно-технологического развития России определил Президент России Владимир Путин.

В новой госпрограмме планируется усилить фокус на создание определенных продуктов и достижение технологических результатов в рамках приоритетов стратегии научно-технологического развития: повышение уровня техновооруженности, показателей продуктовой безопасности, снижение показателей внутрибольничной инфекции и т.д. Произойдет запуск новых механизмов финансирования на принципах проектного управления.

Дмитрий Чернышенко для НОП:

"В ходе формирования новой государственной программы нам удалось консолидировать все расходы на науку. Раньше они были разнесены по 34 госпрограммам, теперь собраны в одной. Объем финансирования на проведение исследований и реализацию проектов по сравнению с предыдущей редакцией вырос на 200 млрд рублей. Сейчас он превышает 1 трлн рублей. В частности, на 21 млрд рублей увеличено финансирование на фундаментальные исследования. Общий объем направленных на это средств составит более 221 млрд рублей. На прикладные исследования сумма увеличились на 165 млрд рублей и составила 222 млрд.

На втором этапе нам предстоит провести исполнение инструментов поддержки и провести их гармонизацию. Для этого нам потребуется усилить систему научно-технологического прогноза. Он позволит определять перспективные направления научно-технологического развития, вызовы и угрозы, а также зарождающиеся и растущие рынки, где Россия может занять свою нишу. Кроме того, общий прогноз и стратегия научно-технологического развития должны определить содержание секторальных прогнозов, на которых строятся и актуализируются стратегии развития отраслей"
«Приоритет-2030»: цифры и факты

Участниками программы, в качестве получателей гранта из других ФОИВов, субъектов Российской Федерации и/или компаний реального сектора экономики - не менее 100 млн рублей, дополнительное финансирование от Минобрнауки
России – 50 млн рублей каждому кандидату) стали:
- всего – 121 университет
- из Москвы и Санкт-Петербурга – 44 университета (36,4%);
- из других регионов - 77 университетов (63,6 %);
- количество субъектов Российской Федерации (за исключением г. Москва и г. Санкт-Петербурга) - 50

● Рекомендованы на специальную часть гранта из числа отобранных на базовую часть гранта:
- из Москвы и Санкт-Петербурга – 24 университета (44 %);
- из других регионов - 30 университетов (56 %).

● В программе поддержки национальных исследовательских университетов (2009-2013 гг.) участвовали:
- из Москвы и Санкт-Петербурга – 15 университетов (52 %);
- из других регионов - 14 университетов (48 %).

В проекте по повышению конкурентоспособности российских университетов (2013-2020 гг.) участвовали:
- из Москвы и Санкт-Петербурга – 9 университетов (43 %);
- из других регионов - 12 университетов (57 %).

● Распределение участников программы (получателей гранта и кандидатов) по ведомственной принадлежности:

Минздрав России:
- из Москвы и Санкт-Петербурга – 4 университета (29 %);
- из других регионов - 10 университетов (71 %)

Минсельхоз России:
- из Москвы и Санкт-Петербурга – 1 университет (25 %);
- из других регионов - 3 университета (75 %)

Минобрнауки России:
- из Москвы и Санкт-Петербурга – 25 университетов (29 %);
- из других регионов - 62 университета (71 %).

Информация об участии региональных университетов в программе «Приоритет-2030»:

● Заявку подали - 192 университета;
● Техническую экспертизу прошли и были допущены к конкурсному отбору на Комиссии 187 университетов, в том числе:
- из Москвы и Санкт-Петербурга – 64 университета (34 % от общего числа заявок);
- из других регионов - 123 университета (66 %).

● Отобраны на базовую часть гранта - 106 университетов,
- из Москвы и Санкт-Петербурга – 40 университетов (38 %);
- из других регионов - 66 университетов (62 %).

● Отобраны на участие в качестве кандидата:
- из Москвы и Санкт-Петербурга – 4 университета (27 %);
- из других регионов - 11 университетов (73 %).

Андрей Омельчук, заместитель Министра науки и высшего образования России, для НОП:

15 университетов по итогам работы комиссии были признаны кандидатами на участие в программе «ПРИОРИТЕТ 2030». На финансирование их программ развития органы исполнительной власти субъектов, профильные госкорпорации и системообразующие предприятия или учредители этих вузов каждому выделят средства в объеме не менее 100 млн.рублей в год. Минобрнауки России окажет дополнительную финансовую поддержку данным университетам в объеме до 50 млн.рублей в год.
В числе кандидатов 3 университета, подведомственных Минпросвещения России, 3 - Минзраву России, 7 - Минобрнауки России и 1 университет, учредителем которого является субъект Российской Федерации.

В программе 121 вуз с учетом 15-ти, которые признаны кандидатами на следующий год.

4 педвуза из 8 подавших заявки (1 получит базовую часть уже в этом году и 3 кандидата)

Всего 15 вузов в статусе кандидатов на участие в основном конкурсе. Минобрнауки России выделит до 50 млн каждому из них.
⚡️Педагогика в «Приоритете-2030»

Заявку на участие в конкурсном отборе подали 8 педагогических университетов, в том числе:
- на базовую часть гранта – 3 университета
1. Московский городской педагогический университет
2. Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
3. Новосибирский государственный педагогический университет

- на базовую и специальную часть гранта - 2 университета (один университет творческой направленности):

4. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
5. Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова

- на участие в качестве кандидата (соответствуют 2 из 3 входных критериев) - 3 университета.
6. Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого - доходы университета из всех источников менее 1,0 млрд рублей (0,935 млрд рублей);
7. Московский государственный психолого-педагогический университет - удельный вес доходов от НИОКР менее 5% (2,61%);
8. Московский педагогический государственный университет - удельный вес доходов от НИОКР менее 5% (4,29%).

По итогам отбора:
- отобраны на базовую часть гранта – 1 университет
Московский городской педагогический университет

- отобраны на участие в качестве кандидата – 3 университета
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого;
Московский государственный психолого-педагогический университет;
Московский педагогический государственный университет

- не отобраны – 4 университета (минимальный балл по итогам оценки комиссии для участия в программе – 28,2):
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина – 27,5
Новосибирский государственный педагогический университет- 25,2
Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова – 27,6
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена - 18,9

По условиям конкурса университет будет считаться кандидатом, при фактическом заключении соглашения с ФОИВом, субъектом Российской Федерации и/или компанией реального сектора экономики на софинансирование программы развития в размере не менее 100 млн рублей.
Минобрнауки России дополнительно выделит каждому кандидату по 50 млн рублей.

Из 106 вузов, отобранных для получения базовой части гранта подготовку педагогических кадров осуществляют – 48 университетов.
Контингент студентов очной формы обучения по группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки» (бакалавриат, специалитет, магистратура, 2020 г.):
- Московский городской педагогический университет – 5 444 чел.
- другие университеты из числа участников программы – 35 373 чел.
В том числе:
Казанский (Приволжский) федеральный университет – 4 227 чел.,
Южный федеральный университет – 3 066 чел.,
Саратовский национальный исследовательский государственный университет – 2 688 чел.,
Астраханский государственный университет – 2 653 чел.
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова – 2 292 чел.
Подтверждаем информацию Незыгаря. По нашим данным, комиссии "Единой России" будут играть важную надправительственную роль мониторов и контролёров.

Однозначно будут активно прорабатываться макрорегиональные связки "комиссии" - курирующие вице-премьеры.

Это, в том числе, развитие идеи "риск-ориентированной" модели контроля и надзора, в своё время разработанной в АП (К.Чуйченко/В.Летуновский). Один из примеров реализации - переход к данной схеме в работе по аккредитации, которую вводит Рособрнадзор.

В комиссиях ЕР кроме рискориентированной контрольно- надзорной модели может получить реализацию и функционал "партийная инициатива" как "дорожная карта" госполитики для ФОИВ и регионов.

Комиссию ЕР по образованию и науке возглавила Елена Шмелёва. Некоторые эксперты ожидали увидеть её спикером ГосДумы, многие ждут на позиции министра и даже вице-премьера.

Но чем ближе 2024 год, тем сильнее будет аппаратный вес именно у "лидеров от народа" из обоймы президента, в том числе через новые инструменты, такие как Комиссии ЕР. Что, очевидно, укрепляет институциональный потенциал партии.

Помимо этого отрабатывается "женский" вектор - не только в виде формирования "женского клуба" (на уровне "женского кабинета" или "женщин-лидеров России", но и увеличения количества женщин на самых высоких постах в стране. Пока это реализуется на уровен Совета Федерации, вице-премьеров и частично - министров.

https://news.1rj.ru/str/russica2/41362
Первая квантовая

На прошедшем 23 сентября заседании Совете по профессиональным квалификациям в области телекоммуникаций, почтовой связи и радиотехники (СПК) был затронут один из самых актуальных вопрос сегодняшнего дня – квантовые коммуникации.

Квантовые коммуникации – одна из трех субтехнологий, входящая в состав квантовых технологии, развитие которых осуществляется на основе дорожной карты в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика».

Квантовые коммуникации устраняют угрозы информационной безопасности. Приоритетными отраслями для их внедрения являются: защита национальных информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечение защиты информации для финансового сектора, государственных органов, крупных технологических компаний и оборонно – промышленного комплекса.

Принимая во внимание усилившуюся потребность в кадрах в области квантовых коммуникаций МТУСИ, в сотрудничестве с индустриальными партнерами, реализует концепцию непрерывной подготовки специалистов по квантовым коммуникациям. Учитывая направленность существующих образовательных программ проходит их актуализация.

О запуске первой в России межвузовской квантово – защищенной сети участников заседания СПК связи проинформировал проректор МТУСИ Андрей Муханов. 9 августа 2021 года МТУСИ совместно с своими партнерами ООО «Код безопасности», ООО «КуРэйт» и МИСиС запустили первую в России межвузовскую квантовую сеть.

Андрей Муханов, проректор МТУСИ для НОП:

«Понимая всю важность дальнейшего потенциала развития квантовых коммуникаций, с учетом того, что специалист по квантовым коммуникация - обладатель уникальной профессии, востребованной во всем мире, МТУСИ вижу важность изучения международного опыта и, в первую очередь, скорейшей разработки международных стандартов.

Совместная деятельность – одна из движущих сил университетской науки, которая может проявляться как: привлечение иностранных ученых, студентов, разработка и реализация совместных программы с иностранными учебными заведениями, проведение международных инженерных и научных школ (школа молодых ученых) и многое другое».
DocText_1254135482685_28092021202034362.pdf
112.6 KB
Утвержден состав Совета по поддержке программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».

Соответствующее распоряжение подписал Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин 27 сентября 2021 года.
Открытый город

Утро красит нежным светом стены древнего Кремля – это история русских городов, выросших из крепостей, служивших сотни лет верной опорой и защитой для горожан. Один из самых известных кремлей затворял поволжский центр научно-технологической революции Советского Союза вплоть до конца 20 века – с 1959 года по 1991 год Горький (Нижний Новгород) был закрытым для посещения иностранцами.

15-16 сентября в Нижегородской области прошел Международный форум «ИнтерВолга-2021». Раньше существовала поговорка Петербург — голова, Москва — сердце, а Нижний Новгород — карман России, там располагалась Нижегородская ярмарка – окно России в Азию. Поэтому международное событие приурочено и к величественному 800-летию Нижнего Новгорода, и возрождению исторических корней города, годовщине открытия Нижнего для иностранных гостей.
Сюда жемчуг привез индеец
Поддельны вины европеец
Табун бракованных коней
Пригнал заводчик из степей —

Писал Александр Сергеевич в Онегине о Нижегородской ярмарке, а в «ИнтерВолге-2021» приняли участие российские дипломаты, представителей федеральных, региональных и муниципальных органов власти, образовательных и общественных организаций, знаменитых деятелей науки, культуры и спорта, иностранных гостей, более 160 участников из 20 стран.

Форум организован правительством Нижегородской области в партнерстве с представительством МИД России в Нижнем Новгороде, региональной Торгово-промышленной палатой, ННГУ имени Н.И. Лобачевского, НГЛУ имени Н.А. Добролюбова, Международной школой имени М.В. Ломоносова и АНО «Центр 800».

Университет Лобачевского как партнёр форума стал площадкой работы одной из четырех секций – в вузе прошла дискуссия «Международное межвузовское сотрудничество». Для обмена опытом и обсуждения текущих проблем она собрала в очном и дистанционном режимах несколько десятков сотрудников международных служб и руководителей российских и зарубежных вузов.

Елена Загайнова, ректор Университета Лобачевского, специально для НОП:

Образование и наука – это язык международной дипломатии. Очень важно, что это обсуждается именно в рамках форума «ИнтерВолга-2021», и именно поэтому на площадке университета проходит панельная дискуссия о международным взаимодействии, о сотрудничестве российских и зарубежных вузов. Вузы из разных стран создают и реализуют совместные образовательные программы, проводят семинары, организуют форумы и конференции, открывают свои филиалы. Сегодня вузовские открытия и научные разработки становятся предметом государственной и мировой инновационной политики.
Индустриальный межвузовский акселератор

30 лучших студенческих стартапов прошли отбор в Индустриальный межвузовский акселератор

По итогам двухмесячной программы проекты получат на развитие до 10 миллионов рублей от инвесторов, бизнес-ангелов и венчурных фондов, а также гранты в размере 3 млн рублей от Фонда содействия инновациям. Отбор стартапов прошёл в рамках интенсива «Развитие инноваций в университетах: Стартап как диплом», организованного Университетом Иннополис совместно с Томским политехническим университетом.

Эксперты в области инновационного предпринимательства и представители бизнеса работали с преподавателями и студенческими командами вузов из консорциума Опорного образовательного центра на базе Университета Иннополис. Всего в консорциум ООЦ входит 461 российский вуз и ссуз. Проекты, прошедшие онлайн-отбор, организаторы пригласили на очный интенсив.

Команды, прошедшие отбор в Индустриальный межвузовский акселератор:
- Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова;
- РГСУ - МСХА имени К. А. Тимирязева;
- ДГТУ;
- ТПУ;
- ВятГУ;
- СПбГУ;
- КНИТУ;
- Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова;
- УГНТУ;
- СПбГУТ им. профессора М. А. Бонч-Бруевича;
- Университет Иннополис
- Самарский Университет;
- МЭИ;
- Уфимский государственный авиационный технический университет
- МГУГК;
- Марийский государственный университет;
- Башкирский государственный аграрный университет;
- Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева;
- Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина;
- Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова;
- Юго-Западный государственный университет.

Артём Усов, руководитель Стартап-студии Университета Иннополис для НОП:

«Цель интенсива — расширение сотрудничества между вузами консорциума и обмен опытом по развитию инновационного предпринимательства среди студентов, а также повышение компетенций преподавателей в рамках программы «Стартап как диплом».

Для студенческих команд мы провели образовательный интенсив, в рамках которого отобрали 30 лучших проектов для участия в индустриальном межвузовском акселераторе StartupHouse. Эта программа пройдет онлайн с 1 октября по 30 ноября. С командами будут работать бизнес-наставники и эксперты Университета Иннополис и Особой экономической зоны «Иннополис». Итоги работы акселератора мы презентуем в начале декабря на отдельном мероприятии».


Александр Осадченко, директор Школы инженерного предпринимательства ТПУ:

«Очень важно не «замыкать» предпринимательскую экосистему рамками только одного университета. Предпринимательство не знает и не понимает границ. Для нас также очень важно поддерживать амбиции студентов инженерных специальностей в создании собственного технологического бизнеса.

С этой целью в ТПУ работает экосистема сервисов развития технологического предпринимательства: от механизмов набора лучших абитуриентов страны до защиты своего диплома в виде стартапа. Конкурс стартапов с Университетом Иннополис стал одним из шагов в направлении поддержки и развития лучших студенческих проектов. Помимо этого, в эти дни мы обсудили с 30 российскими университетами лучшие практики студенческого предпринимательства».
@szhenov для @scienpolicy

Всё верно, я в гостях у Вадима Лобова, первого лица Корпорации «Синергия» (в неё входит и университет).

Иногда важно сесть и честно поговорить, а я никогда не был фанатом Синергии и не скрывал скепсис.

Но! Вадим рассказал про амбиции, и там всё звучит достойно, особенно исходя из задач сетевой подготовки кадров.

Возможно, пришло время принять: круто уметь говорить на одном языке с молодежью (рожденной в 2000-х) не менее важно, чем иметь прокачанную науку в вузе.

У Лобова студенты уже учатся делать свои мультфильмы, пока коллеги-ректоры учат фразу «креативные индустрии».

И пока эти же ректоры гуглят «Максим Древаль» и думают о гипотетическом партнёрстве с Обществом «Знание», Лобов с Древалём&Со давно и работает и дружит.

Мне вчера и сегодня многие писали с вопросом «кто завалил «Синергию» в Приоритете»?

Отвечаю: никто не завалил. И знаю схожее мнение многих в Комиссии. Время «Синергии» придёт, и скоро.

А работу над ошибками провести поможем.
Инженеры нового поколения

Сегодня, 29 сентября, в 11:00 (Мск) в Томском политехническом университете начнётся Круглый стол «Новое инженерное образование», который пройдет в рамках форума молодых ученых U-NOVUS'2021.

Какие изменения в ближайшие годы ожидаются в высокотехнологичных секторах экономики? Каких инженеров ждут индустрии? Что нужно изменить в системе подготовки инженеров?

Дмитрий Седнев, и.о. ректора Томского политеха, для НОП:

«Цикл смены технологий существенно ускорился, поэтому система подготовки инженеров требует существенной трансформации. Мы больше не можем себе позволить учить студентов четыре года, потом два в магистратуре, чтобы на выходе они поняли, что технологии уже изменились.

Необходимо понять, что конкретно нужно изменить в инженерном образовании, как эффективно внедрить эти изменения, учитывая накопленный опыт ведущих университетов. Все эти вопросы мы обсудим с коллегами на форуме U-NOVUS»

Среди университетов-участников (ректоры и проректоры):
• Томский политехнический университет
• Томский госуниверситет
• Томский университет систем управления и радиоэлектроники
• Высшая школа экономики
• Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
• НИЯУ МИФИ
• Новосибирский госуниверситет
• Новосибирский государственный технический университет
• Уральский федеральный университет
• Дальневосточный федеральный университет
• НИТУ «МИСиС»
• Тюменский государственный университет
• Череповецкий государственный университет
• СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

Как пример трансформации инженерного образования на круглом столе будет представлен проект ПАО «Газпромнефть» «Актив будущего».

Участники также планируют обсудить создание консорциума в области инженерного образования по инициативе Томского политеха.

В мероприятии примет участие заместитель Министра Дмитрий Афанасьев.

Дискуссия пройдет офлайн и онлайн. Приглашаем читателей НОП:
https://www.youtube.com/watch?v=048cF0txKHg

Начало – в 11.00 (мск)
Александр Колсанов, ректор СамГМУ о победе в конкурсе на участие в программе «Приоритет 2030» для НОП:

Искренне радуемся всей командой нашей победе! Быть в числе 106 сильнейших вузов и в числе рекомендованных на получение спецгранта почетно и очень ответственно. Готовы к дальнейшей борьбе!

Проделана колоссальная работа по подготовке стратегии, в ходе которой мы ответили сами себе на сложные вопросы: как мы будем привлекать молодёжь в науку, какие технологии будем развивать и какие образовательные программы создавать.

Считаю, что конкурентная составляющая, заложенная в логику программы и необходимость ежегодно показывать результат реализации стратегии, будет подстёгивать вузы развивать и ставить себе планку все выше и выше. У нас очень много планов и мы готовы к этой сложной, ответственной работе!
IQ ПФО

6-ой год подряд Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва проводит Интеллектуальную олимпиаду Приволжского федерального округа «IQ ПФО» среди студентов.

Это право было получено в 2015 году студенткой вуза Дарьей Кливер, чей проект победил на Молодежном форуме ПФО «iВолга» и был поддержан полномочным представителем Президента РФ в Приволжском федеральном округе.

Традиционно в «IQ ПФО» принимают участие сборные команды из 14 регионов Приволжья. Лучших выявляют по 6 направлениям: управленческие поединки, программирование, парламентские дебаты, «Что? Где? Когда?», робототехника, конкурс инженерных команд.

По итогам олимпиады первое место заняла сборная Мордовии, в состав которой традиционно входят студенты-огарёвцы. Второе место у Татарстана, замыкает тройку лидеров Республика Башкортостан.

Победителей по направлению «Парламентские дебаты» наградил ректор Мордовского университета Сергей Вдовин, который также является депутатом Государственного Собрания Республики Мордовия.

Олег Машковцев, заместитель полномочного представителя Президента РФ в ПФО:

«Уже в студенчестве вы способны выполнить сложнейшие задания, которые дают люди, профессионально работающие в конкретной сфере. Я надеюсь, что вы успели завести важные контакты, которые в дальнейшем выльются в новые интереснейшие проекты. Я желаю, чтобы вы распространили их по всему округу и по всей России».

Артём Здунов, глава Республики Мордовия:

«Я вас поздравляю от всей души. Вы огромные молодцы. Очень приятно осознавать, что наша земля дает таких умниц. Сегодня в зале находятся руководители многих предприятий. Они здесь не только, чтобы вас поздравить. Уверен, что во время церемонии награждения они уже подбирали себе будущих работников».

IQ у управленческих команд и округа, и Республики, и Огаревского университета - отличный. Тому свидетельство победа университета в отборе на Приоритет-2030. С чем НОП поздравляет.
Школьно-системные поручения (1/2)

Президент Владимир Путин утвердил два перечня поручений – по итогам прошедшего 25 августа заседания Президиума Госсовета и по следам встречи со школьниками в «Океане» 1 сентября.

В формулировках нашли отражение ключевые темы, затронутые в ходе дискуссий.

Школа как здание
Правительству и комиссии «Образование» Госсовета поручено не только строить, но и оснащать новые и отремонтированные школьные здания. Также им предстоит системно поработать над сокращением сроков постройки и наполнения техникой.

Причем для этого предстоит предусмотреть конкурсный формат – где, в том числе, и сами учащиеся, и педагоги смогут определять внешний вид школ, их «кампусность» на соответствующих конкурсах.

«Океан», естественно, получит деньги на автобусы, оснащение и (кап)ремонт.

Школы как контроль
Президент поручает унифицировать формы статистических наблюдейний, а также расширить перечень данных. Здесь переход от формы (школа как объект) к содержанию (образование как процесс).

С другой стороны, дано поручение сократить число всероссийских проверочных работ. Сама по себе это вещь важная и нужная, качество контроля снижатья не должно. Но и подобных ВПР должно стать меньше.

Школа как воспитатель
Глава государства распорядился четко проработать вопрос о советниках директора по воспитанию – при необходимости, изменить законодательство.

Школа как шоу
Владимир Путин не раз и не два высказывал свою идею о том, чтобы конкурс «Учитель года» стал медийным и народным. В итоге это, судя по всему, ему надоело – и появилось конкретное поручение: создать шоу, транслировать, использовать креативные подходы, максимально широко освещать.

Косвенно, кстати, тот канал, что будет транслировать «Учитель года» скажет многое и о важности этой идеи лично для президента, и о соотношении сил. Понятно, что на «Культуре» всегда найдется место и для оперы, и для балета, и для учителей. А вот «взять» Первый или Россию-1 – это уже будет знаковым и для профессии, и для всей образовательной сферы.

Школа как мастерство
Президент поручил расширить количество премий, присуждаемых учителям, а также максимально привлекать к ним общественное внимание. В частности, выделены «Навигаторы детства» с их воспитательным зарядом.

После традиционных спортсменов, силовиков и медиков, в пантеон национальных героев начинают возвращать учителей. Очень ждем там ученых.

Для самих школьников поручено на регулярной основе проводить всероссийские конкурсы – театральные, спортивные, технологические.

Школа как инфосистема
В вопросах дистанционного, смешанного и электронного обучения внедряется жесткое государственное регулирование. Для применения в школах и учреждения СПО с 1 января 2023 года допускается использование только государственных ресурсов и информационных платформ.

Экспертизу и лицензирование поручено осуществлять Минпросвещения. При этом открыта опция для формирования и применения экспериментальных правовых режимов.

Отдельное направление работы – создание «белого детского интернета», то есть системного государственного регулирования оборота информации для детей.

Школа как …
Профессиональное сообщество с упорством, достойным лучшего применения, многие годы боролось с формулировкой «образовательная услуга». В итоге президент дал поручение убрать ее из законодательства. Как теперь описывать то, что делает школа – предстоит поломать голову юристам.

Школа как социальный хаб
Все более расширяются возможности использования школ лицами иных возрастов – в том числе, для ДПО, досуговых и спортивных мероприятий. Вследствие этого, кстати, можно ожидать некоторого соперничества между школами и библиотеками, особенно в части просвещения и гуманитарных активностей.

В сельской местности вообще предлагается строить социальные хабы (многофункциональные образовательные центры). Они станут логичным продолжением отделениям «Почты России», которые станут за финансовые вопросы и взаимодействие с государством.

Подробнее: поручения по Госсовету, по «Океану» .
Школьно-системные поручения (2/2)

Школа как управленческий процесс
Общий тренд на интеграцию главных участников общественно-экономических процессов в принятие решений происходит не только в рамках социального казначейства – школьное самоуправление повышает свой статус. Главным по взаимодействию с ним становится советник директора по воспитанию.

Школа как финансы
Одним из традиционных поручений по вопросам образования становится совершенствование оплаты труда учителей. Несмотря на «майские указы», в этой сфере не меньше проблем, чем в эшелоне высшего образования или науки.

«Новые люди» шли в Думу с идеей о федеральном учительском окладе – как раз-таки в некоторой аналогии с тем, что должен вводиться после «кейса Проскуриной» в организациях науки и высшей школы.

Отсылка к национальной системе учительского роста также подчеркивает возможность федерального решения. Дополнительно поручено консолидировать субсидии всех уровней и оценить эффективность их расходования.

Школа как образ жизни
Одним из флагманских проектов госполитики является «Школа полного дня». Она подразумевает интеграцию и систематизацию всех активностей.

Не стоит забывать, что высшая ступень этой модели уже функционирует – это СУНЦы, созданные при ведущих университетах страны.

Школа как равенство
Большой блок поручений касается расширения инклюзивного образования, а также подготовки специалистов для работы с особенными детьми. В частности, поручено дополнить модули по коррекционной педагогике и психологии для этих задач у студентов-педагогов.

Хотя, отметим, здесь требуется нечто большее – формирование тотальной психологической культуры. Тут нужно просвещать детей, родителей, действующих и будущих педагогов. Требуется системно работать против стигматизации эмоциональных травм и психологических заболеваний.

Если школа позиционирует себя не как проводника услуг, но как воспитателя, учителя и наставника – то однозначно требуется усиление по психологическим направлениям работы.

Дополнительно настраивается и доступность (в т.ч. – инклюзия) – за каждым ребенком по месту жительства обязательно должна быть доступна школа. Не прозвучало в поручениях, но отражено в нацпроектах и госпрограммах также – категорический отказ от третьей смены, постепенный отход от второй (тут сложности). И «школа полного дня» может стать одним из решений – где будет проходить более творческая и смысловая стыковка ДПО с уроками. Конечно, это в идеале.

В этой же логике – поручение не только Минпросвещения или Рособрнадзору, но и Роспотребнадзору проверить, сколько часов тратят дети на домашние задания. А заодно – интегрировать эти объемы в продленку и «школу полного дня».

Школа как выбор
Продолжается усиленная работа над (ранней) профориентацией – школьника предлагают дать возможность определиться с предпочтениями. Естественно, это должно быть заточено под социальные и экономические потребности региона.

Школа как наука
Профилизация усилена в «поручениях по «Океану» - усилить привлечение к научно-техническому творчеству, причем при участии Минобрнауки, вузов, научных институтов и высокотехнологичных компаний. Это должно усиливать связку школа-вуз-работодатель. Из успешных проектов – это опять же СУНЦы, корпоративные и профильные классы и «базовые школы РАН».

Краткие выводы:
1. Усиление воспитательной и психологической роли школьных сотрудников.
2. Системная инклюзия – школьников и сотрудников в принятие некоторых решений, особенных детей в учебный процесс.
3. Интеграция с дополнительными форматами (спорт, искусство, наука, технологии) – в рамках продленки и «школы полного дня».
4. Закрепление рискориентированного контроля и надзора за счет перманентного мониторинга, а не разовых проверок.
5. Символический отказ от «предоставления услуги».
6. Учитель (как и остальные сотрудники) – это Наставник, Воспитатель, Товарищ.
7. «Учитель» форсировано поддерживается и продвигается в качестве ролевой модели, а также интегрируется в национальный пантеон героев.
Креативно, творчески, системно (1/2)

Креатив – это одна из важнейших тем для президента страны и внешнеполитического блока Кремля во главе с Сергеем Кириенко. Именно потому знакомых стало утверждение Правительством «Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года».

Для системного прорыва (социально-экономического, да и любого более сегментированного) требуется творческий заряд – он и объединяет по своей сути условную моду и условную науку. Ведь исследование – это также творческий процесс.

Генетическое родство подчеркивается и в «Концепции» - она на доктринальном уровне интегрирована с Основами государственной культурной политики, Стратегией научно-технологического развития и Стратегией пространственного развития.

С другой стороны, драйвером экономики является малое и среднее предпринимательство – и «Концепция» отмечает генетическое родство качеств и компетенций, необходимых и для креативности, и для бизнеса.

Именно креативные индустрии (вместе с туризмом) определены как достаточно широко применимый (но обязательно – территориально-привязанный) формат развития, в том числе – пространственного. Заметим, что при этом должна происходить «умная специалиазация» регионов (термин «Концепции»).

Принципиально важно базовое определение, приведенное в «Концепции»: «креативная экономика» - тип экономики, основанный на капитализации интеллектуальной собственности во всех областях человеческой деятельности - научной, научно-технической, культурной и в целом творческой деятельности. Ядром креативной экономики являются творческие (креативные) индустрии».

Конечно, в строгое нормативное определение «креативных индустрий» наука не вошла. Но весь классификатор очень широк, как его определил Михаил Мишустин: «Это искусство, включая театр, музыку, кино, живопись, наше историко-культурное наследие, а также прикладные индустрии, такие как архитектура, дизайн, туризм. Это медиа и производство цифрового контента, от разработок программного обеспечения до блогов и видеоигр».

Неслучайно премьер-министр напомнил: «ООН объявила текущий год Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития».

Важной новацией в «госполитике прорыва» является ее системность – более уже никто не говорит отдельно об образовании или цифре. Все интегрировано в единое полотно развития. Собственно, для уверенной работе с ними нужны и управленцы особого рода. Их в определенном масштабе поставляет как раз президентская платформа «Россия – страна возможностей».

В «Концепции» четко прописано, как и в каких нацпроектах и нацпрограммах креативные индустрии смогут принести пользу. Практически везде – от МСП до науки, от цифры до среды.

Комплексность регулярно подчеркивают и первые лица государства, например Михаил Мишустин: «рассчитываем сформировать новые точки роста в регионах, помочь им создать необходимую инфраструктуру, в том числе при городском планировании, строительстве жилья, дорог, формировании креативных кластеров с высокотехнологичным оборудованием».

Именно на это нацелены «локальные творческие индустрии» - те что о комплексной привлекательности, – в том числе туристической – той или иной местности.

«Концепция» также предусматривает трансформацию бывших заводов и промзон в центрах городов в креативные кластеры. И кстати, жаль, что в той же Москве чаще всего их застраивают под эгидой реновации. Хорошим примером могут являться многие пространства – в частности, «Октава» в Тульской области (где и про творчество, и про производство). Естественно, это прекрасно интегрируется с форматами работы местного научно-обарзовательного центра мирового уровня «ТулаТЕХ».

Принципы госполитики четко фиксируют основные подходы: «баланс, экосистемность, инвариантность поддержки, координация для бесшовности, стимулирование роста инвестиций, преемственность и инновации, локализация».

Полный текст Концепции.
1