Школьно-системные поручения (1/2)
Президент Владимир Путин утвердил два перечня поручений – по итогам прошедшего 25 августа заседания Президиума Госсовета и по следам встречи со школьниками в «Океане» 1 сентября.
В формулировках нашли отражение ключевые темы, затронутые в ходе дискуссий.
Школа как здание
Правительству и комиссии «Образование» Госсовета поручено не только строить, но и оснащать новые и отремонтированные школьные здания. Также им предстоит системно поработать над сокращением сроков постройки и наполнения техникой.
Причем для этого предстоит предусмотреть конкурсный формат – где, в том числе, и сами учащиеся, и педагоги смогут определять внешний вид школ, их «кампусность» на соответствующих конкурсах.
«Океан», естественно, получит деньги на автобусы, оснащение и (кап)ремонт.
Школы как контроль
Президент поручает унифицировать формы статистических наблюдейний, а также расширить перечень данных. Здесь переход от формы (школа как объект) к содержанию (образование как процесс).
С другой стороны, дано поручение сократить число всероссийских проверочных работ. Сама по себе это вещь важная и нужная, качество контроля снижатья не должно. Но и подобных ВПР должно стать меньше.
Школа как воспитатель
Глава государства распорядился четко проработать вопрос о советниках директора по воспитанию – при необходимости, изменить законодательство.
Школа как шоу
Владимир Путин не раз и не два высказывал свою идею о том, чтобы конкурс «Учитель года» стал медийным и народным. В итоге это, судя по всему, ему надоело – и появилось конкретное поручение: создать шоу, транслировать, использовать креативные подходы, максимально широко освещать.
Косвенно, кстати, тот канал, что будет транслировать «Учитель года» скажет многое и о важности этой идеи лично для президента, и о соотношении сил. Понятно, что на «Культуре» всегда найдется место и для оперы, и для балета, и для учителей. А вот «взять» Первый или Россию-1 – это уже будет знаковым и для профессии, и для всей образовательной сферы.
Школа как мастерство
Президент поручил расширить количество премий, присуждаемых учителям, а также максимально привлекать к ним общественное внимание. В частности, выделены «Навигаторы детства» с их воспитательным зарядом.
После традиционных спортсменов, силовиков и медиков, в пантеон национальных героев начинают возвращать учителей. Очень ждем там ученых.
Для самих школьников поручено на регулярной основе проводить всероссийские конкурсы – театральные, спортивные, технологические.
Школа как инфосистема
В вопросах дистанционного, смешанного и электронного обучения внедряется жесткое государственное регулирование. Для применения в школах и учреждения СПО с 1 января 2023 года допускается использование только государственных ресурсов и информационных платформ.
Экспертизу и лицензирование поручено осуществлять Минпросвещения. При этом открыта опция для формирования и применения экспериментальных правовых режимов.
Отдельное направление работы – создание «белого детского интернета», то есть системного государственного регулирования оборота информации для детей.
Школа как …
Профессиональное сообщество с упорством, достойным лучшего применения, многие годы боролось с формулировкой «образовательная услуга». В итоге президент дал поручение убрать ее из законодательства. Как теперь описывать то, что делает школа – предстоит поломать голову юристам.
Школа как социальный хаб
Все более расширяются возможности использования школ лицами иных возрастов – в том числе, для ДПО, досуговых и спортивных мероприятий. Вследствие этого, кстати, можно ожидать некоторого соперничества между школами и библиотеками, особенно в части просвещения и гуманитарных активностей.
В сельской местности вообще предлагается строить социальные хабы (многофункциональные образовательные центры). Они станут логичным продолжением отделениям «Почты России», которые станут за финансовые вопросы и взаимодействие с государством.
Подробнее: поручения по Госсовету, по «Океану» .
Президент Владимир Путин утвердил два перечня поручений – по итогам прошедшего 25 августа заседания Президиума Госсовета и по следам встречи со школьниками в «Океане» 1 сентября.
В формулировках нашли отражение ключевые темы, затронутые в ходе дискуссий.
Школа как здание
Правительству и комиссии «Образование» Госсовета поручено не только строить, но и оснащать новые и отремонтированные школьные здания. Также им предстоит системно поработать над сокращением сроков постройки и наполнения техникой.
Причем для этого предстоит предусмотреть конкурсный формат – где, в том числе, и сами учащиеся, и педагоги смогут определять внешний вид школ, их «кампусность» на соответствующих конкурсах.
«Океан», естественно, получит деньги на автобусы, оснащение и (кап)ремонт.
Школы как контроль
Президент поручает унифицировать формы статистических наблюдейний, а также расширить перечень данных. Здесь переход от формы (школа как объект) к содержанию (образование как процесс).
С другой стороны, дано поручение сократить число всероссийских проверочных работ. Сама по себе это вещь важная и нужная, качество контроля снижатья не должно. Но и подобных ВПР должно стать меньше.
Школа как воспитатель
Глава государства распорядился четко проработать вопрос о советниках директора по воспитанию – при необходимости, изменить законодательство.
Школа как шоу
Владимир Путин не раз и не два высказывал свою идею о том, чтобы конкурс «Учитель года» стал медийным и народным. В итоге это, судя по всему, ему надоело – и появилось конкретное поручение: создать шоу, транслировать, использовать креативные подходы, максимально широко освещать.
Косвенно, кстати, тот канал, что будет транслировать «Учитель года» скажет многое и о важности этой идеи лично для президента, и о соотношении сил. Понятно, что на «Культуре» всегда найдется место и для оперы, и для балета, и для учителей. А вот «взять» Первый или Россию-1 – это уже будет знаковым и для профессии, и для всей образовательной сферы.
Школа как мастерство
Президент поручил расширить количество премий, присуждаемых учителям, а также максимально привлекать к ним общественное внимание. В частности, выделены «Навигаторы детства» с их воспитательным зарядом.
После традиционных спортсменов, силовиков и медиков, в пантеон национальных героев начинают возвращать учителей. Очень ждем там ученых.
Для самих школьников поручено на регулярной основе проводить всероссийские конкурсы – театральные, спортивные, технологические.
Школа как инфосистема
В вопросах дистанционного, смешанного и электронного обучения внедряется жесткое государственное регулирование. Для применения в школах и учреждения СПО с 1 января 2023 года допускается использование только государственных ресурсов и информационных платформ.
Экспертизу и лицензирование поручено осуществлять Минпросвещения. При этом открыта опция для формирования и применения экспериментальных правовых режимов.
Отдельное направление работы – создание «белого детского интернета», то есть системного государственного регулирования оборота информации для детей.
Школа как …
Профессиональное сообщество с упорством, достойным лучшего применения, многие годы боролось с формулировкой «образовательная услуга». В итоге президент дал поручение убрать ее из законодательства. Как теперь описывать то, что делает школа – предстоит поломать голову юристам.
Школа как социальный хаб
Все более расширяются возможности использования школ лицами иных возрастов – в том числе, для ДПО, досуговых и спортивных мероприятий. Вследствие этого, кстати, можно ожидать некоторого соперничества между школами и библиотеками, особенно в части просвещения и гуманитарных активностей.
В сельской местности вообще предлагается строить социальные хабы (многофункциональные образовательные центры). Они станут логичным продолжением отделениям «Почты России», которые станут за финансовые вопросы и взаимодействие с государством.
Подробнее: поручения по Госсовету, по «Океану» .
Президент России
Перечень поручений по итогам заседания Президиума Государственного Совета • Президент России
Новости, стенограммы, фото и видеозаписи, документы, подписанные Президентом России, информация о деятельности Администрации
Школьно-системные поручения (2/2)
Школа как управленческий процесс
Общий тренд на интеграцию главных участников общественно-экономических процессов в принятие решений происходит не только в рамках социального казначейства – школьное самоуправление повышает свой статус. Главным по взаимодействию с ним становится советник директора по воспитанию.
Школа как финансы
Одним из традиционных поручений по вопросам образования становится совершенствование оплаты труда учителей. Несмотря на «майские указы», в этой сфере не меньше проблем, чем в эшелоне высшего образования или науки.
«Новые люди» шли в Думу с идеей о федеральном учительском окладе – как раз-таки в некоторой аналогии с тем, что должен вводиться после «кейса Проскуриной» в организациях науки и высшей школы.
Отсылка к национальной системе учительского роста также подчеркивает возможность федерального решения. Дополнительно поручено консолидировать субсидии всех уровней и оценить эффективность их расходования.
Школа как образ жизни
Одним из флагманских проектов госполитики является «Школа полного дня». Она подразумевает интеграцию и систематизацию всех активностей.
Не стоит забывать, что высшая ступень этой модели уже функционирует – это СУНЦы, созданные при ведущих университетах страны.
Школа как равенство
Большой блок поручений касается расширения инклюзивного образования, а также подготовки специалистов для работы с особенными детьми. В частности, поручено дополнить модули по коррекционной педагогике и психологии для этих задач у студентов-педагогов.
Хотя, отметим, здесь требуется нечто большее – формирование тотальной психологической культуры. Тут нужно просвещать детей, родителей, действующих и будущих педагогов. Требуется системно работать против стигматизации эмоциональных травм и психологических заболеваний.
Если школа позиционирует себя не как проводника услуг, но как воспитателя, учителя и наставника – то однозначно требуется усиление по психологическим направлениям работы.
Дополнительно настраивается и доступность (в т.ч. – инклюзия) – за каждым ребенком по месту жительства обязательно должна быть доступна школа. Не прозвучало в поручениях, но отражено в нацпроектах и госпрограммах также – категорический отказ от третьей смены, постепенный отход от второй (тут сложности). И «школа полного дня» может стать одним из решений – где будет проходить более творческая и смысловая стыковка ДПО с уроками. Конечно, это в идеале.
В этой же логике – поручение не только Минпросвещения или Рособрнадзору, но и Роспотребнадзору проверить, сколько часов тратят дети на домашние задания. А заодно – интегрировать эти объемы в продленку и «школу полного дня».
Школа как выбор
Продолжается усиленная работа над (ранней) профориентацией – школьника предлагают дать возможность определиться с предпочтениями. Естественно, это должно быть заточено под социальные и экономические потребности региона.
Школа как наука
Профилизация усилена в «поручениях по «Океану» - усилить привлечение к научно-техническому творчеству, причем при участии Минобрнауки, вузов, научных институтов и высокотехнологичных компаний. Это должно усиливать связку школа-вуз-работодатель. Из успешных проектов – это опять же СУНЦы, корпоративные и профильные классы и «базовые школы РАН».
Краткие выводы:
1. Усиление воспитательной и психологической роли школьных сотрудников.
2. Системная инклюзия – школьников и сотрудников в принятие некоторых решений, особенных детей в учебный процесс.
3. Интеграция с дополнительными форматами (спорт, искусство, наука, технологии) – в рамках продленки и «школы полного дня».
4. Закрепление рискориентированного контроля и надзора за счет перманентного мониторинга, а не разовых проверок.
5. Символический отказ от «предоставления услуги».
6. Учитель (как и остальные сотрудники) – это Наставник, Воспитатель, Товарищ.
7. «Учитель» форсировано поддерживается и продвигается в качестве ролевой модели, а также интегрируется в национальный пантеон героев.
Школа как управленческий процесс
Общий тренд на интеграцию главных участников общественно-экономических процессов в принятие решений происходит не только в рамках социального казначейства – школьное самоуправление повышает свой статус. Главным по взаимодействию с ним становится советник директора по воспитанию.
Школа как финансы
Одним из традиционных поручений по вопросам образования становится совершенствование оплаты труда учителей. Несмотря на «майские указы», в этой сфере не меньше проблем, чем в эшелоне высшего образования или науки.
«Новые люди» шли в Думу с идеей о федеральном учительском окладе – как раз-таки в некоторой аналогии с тем, что должен вводиться после «кейса Проскуриной» в организациях науки и высшей школы.
Отсылка к национальной системе учительского роста также подчеркивает возможность федерального решения. Дополнительно поручено консолидировать субсидии всех уровней и оценить эффективность их расходования.
Школа как образ жизни
Одним из флагманских проектов госполитики является «Школа полного дня». Она подразумевает интеграцию и систематизацию всех активностей.
Не стоит забывать, что высшая ступень этой модели уже функционирует – это СУНЦы, созданные при ведущих университетах страны.
Школа как равенство
Большой блок поручений касается расширения инклюзивного образования, а также подготовки специалистов для работы с особенными детьми. В частности, поручено дополнить модули по коррекционной педагогике и психологии для этих задач у студентов-педагогов.
Хотя, отметим, здесь требуется нечто большее – формирование тотальной психологической культуры. Тут нужно просвещать детей, родителей, действующих и будущих педагогов. Требуется системно работать против стигматизации эмоциональных травм и психологических заболеваний.
Если школа позиционирует себя не как проводника услуг, но как воспитателя, учителя и наставника – то однозначно требуется усиление по психологическим направлениям работы.
Дополнительно настраивается и доступность (в т.ч. – инклюзия) – за каждым ребенком по месту жительства обязательно должна быть доступна школа. Не прозвучало в поручениях, но отражено в нацпроектах и госпрограммах также – категорический отказ от третьей смены, постепенный отход от второй (тут сложности). И «школа полного дня» может стать одним из решений – где будет проходить более творческая и смысловая стыковка ДПО с уроками. Конечно, это в идеале.
В этой же логике – поручение не только Минпросвещения или Рособрнадзору, но и Роспотребнадзору проверить, сколько часов тратят дети на домашние задания. А заодно – интегрировать эти объемы в продленку и «школу полного дня».
Школа как выбор
Продолжается усиленная работа над (ранней) профориентацией – школьника предлагают дать возможность определиться с предпочтениями. Естественно, это должно быть заточено под социальные и экономические потребности региона.
Школа как наука
Профилизация усилена в «поручениях по «Океану» - усилить привлечение к научно-техническому творчеству, причем при участии Минобрнауки, вузов, научных институтов и высокотехнологичных компаний. Это должно усиливать связку школа-вуз-работодатель. Из успешных проектов – это опять же СУНЦы, корпоративные и профильные классы и «базовые школы РАН».
Краткие выводы:
1. Усиление воспитательной и психологической роли школьных сотрудников.
2. Системная инклюзия – школьников и сотрудников в принятие некоторых решений, особенных детей в учебный процесс.
3. Интеграция с дополнительными форматами (спорт, искусство, наука, технологии) – в рамках продленки и «школы полного дня».
4. Закрепление рискориентированного контроля и надзора за счет перманентного мониторинга, а не разовых проверок.
5. Символический отказ от «предоставления услуги».
6. Учитель (как и остальные сотрудники) – это Наставник, Воспитатель, Товарищ.
7. «Учитель» форсировано поддерживается и продвигается в качестве ролевой модели, а также интегрируется в национальный пантеон героев.
Креативно, творчески, системно (1/2)
Креатив – это одна из важнейших тем для президента страны и внешнеполитического блока Кремля во главе с Сергеем Кириенко. Именно потому знакомых стало утверждение Правительством «Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года».
Для системного прорыва (социально-экономического, да и любого более сегментированного) требуется творческий заряд – он и объединяет по своей сути условную моду и условную науку. Ведь исследование – это также творческий процесс.
Генетическое родство подчеркивается и в «Концепции» - она на доктринальном уровне интегрирована с Основами государственной культурной политики, Стратегией научно-технологического развития и Стратегией пространственного развития.
С другой стороны, драйвером экономики является малое и среднее предпринимательство – и «Концепция» отмечает генетическое родство качеств и компетенций, необходимых и для креативности, и для бизнеса.
Именно креативные индустрии (вместе с туризмом) определены как достаточно широко применимый (но обязательно – территориально-привязанный) формат развития, в том числе – пространственного. Заметим, что при этом должна происходить «умная специалиазация» регионов (термин «Концепции»).
Принципиально важно базовое определение, приведенное в «Концепции»: «креативная экономика» - тип экономики, основанный на капитализации интеллектуальной собственности во всех областях человеческой деятельности - научной, научно-технической, культурной и в целом творческой деятельности. Ядром креативной экономики являются творческие (креативные) индустрии».
Конечно, в строгое нормативное определение «креативных индустрий» наука не вошла. Но весь классификатор очень широк, как его определил Михаил Мишустин: «Это искусство, включая театр, музыку, кино, живопись, наше историко-культурное наследие, а также прикладные индустрии, такие как архитектура, дизайн, туризм. Это медиа и производство цифрового контента, от разработок программного обеспечения до блогов и видеоигр».
Неслучайно премьер-министр напомнил: «ООН объявила текущий год Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития».
Важной новацией в «госполитике прорыва» является ее системность – более уже никто не говорит отдельно об образовании или цифре. Все интегрировано в единое полотно развития. Собственно, для уверенной работе с ними нужны и управленцы особого рода. Их в определенном масштабе поставляет как раз президентская платформа «Россия – страна возможностей».
В «Концепции» четко прописано, как и в каких нацпроектах и нацпрограммах креативные индустрии смогут принести пользу. Практически везде – от МСП до науки, от цифры до среды.
Комплексность регулярно подчеркивают и первые лица государства, например Михаил Мишустин: «рассчитываем сформировать новые точки роста в регионах, помочь им создать необходимую инфраструктуру, в том числе при городском планировании, строительстве жилья, дорог, формировании креативных кластеров с высокотехнологичным оборудованием».
Именно на это нацелены «локальные творческие индустрии» - те что о комплексной привлекательности, – в том числе туристической – той или иной местности.
«Концепция» также предусматривает трансформацию бывших заводов и промзон в центрах городов в креативные кластеры. И кстати, жаль, что в той же Москве чаще всего их застраивают под эгидой реновации. Хорошим примером могут являться многие пространства – в частности, «Октава» в Тульской области (где и про творчество, и про производство). Естественно, это прекрасно интегрируется с форматами работы местного научно-обарзовательного центра мирового уровня «ТулаТЕХ».
Принципы госполитики четко фиксируют основные подходы: «баланс, экосистемность, инвариантность поддержки, координация для бесшовности, стимулирование роста инвестиций, преемственность и инновации, локализация».
Полный текст Концепции.
Креатив – это одна из важнейших тем для президента страны и внешнеполитического блока Кремля во главе с Сергеем Кириенко. Именно потому знакомых стало утверждение Правительством «Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года».
Для системного прорыва (социально-экономического, да и любого более сегментированного) требуется творческий заряд – он и объединяет по своей сути условную моду и условную науку. Ведь исследование – это также творческий процесс.
Генетическое родство подчеркивается и в «Концепции» - она на доктринальном уровне интегрирована с Основами государственной культурной политики, Стратегией научно-технологического развития и Стратегией пространственного развития.
С другой стороны, драйвером экономики является малое и среднее предпринимательство – и «Концепция» отмечает генетическое родство качеств и компетенций, необходимых и для креативности, и для бизнеса.
Именно креативные индустрии (вместе с туризмом) определены как достаточно широко применимый (но обязательно – территориально-привязанный) формат развития, в том числе – пространственного. Заметим, что при этом должна происходить «умная специалиазация» регионов (термин «Концепции»).
Принципиально важно базовое определение, приведенное в «Концепции»: «креативная экономика» - тип экономики, основанный на капитализации интеллектуальной собственности во всех областях человеческой деятельности - научной, научно-технической, культурной и в целом творческой деятельности. Ядром креативной экономики являются творческие (креативные) индустрии».
Конечно, в строгое нормативное определение «креативных индустрий» наука не вошла. Но весь классификатор очень широк, как его определил Михаил Мишустин: «Это искусство, включая театр, музыку, кино, живопись, наше историко-культурное наследие, а также прикладные индустрии, такие как архитектура, дизайн, туризм. Это медиа и производство цифрового контента, от разработок программного обеспечения до блогов и видеоигр».
Неслучайно премьер-министр напомнил: «ООН объявила текущий год Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития».
Важной новацией в «госполитике прорыва» является ее системность – более уже никто не говорит отдельно об образовании или цифре. Все интегрировано в единое полотно развития. Собственно, для уверенной работе с ними нужны и управленцы особого рода. Их в определенном масштабе поставляет как раз президентская платформа «Россия – страна возможностей».
В «Концепции» четко прописано, как и в каких нацпроектах и нацпрограммах креативные индустрии смогут принести пользу. Практически везде – от МСП до науки, от цифры до среды.
Комплексность регулярно подчеркивают и первые лица государства, например Михаил Мишустин: «рассчитываем сформировать новые точки роста в регионах, помочь им создать необходимую инфраструктуру, в том числе при городском планировании, строительстве жилья, дорог, формировании креативных кластеров с высокотехнологичным оборудованием».
Именно на это нацелены «локальные творческие индустрии» - те что о комплексной привлекательности, – в том числе туристической – той или иной местности.
«Концепция» также предусматривает трансформацию бывших заводов и промзон в центрах городов в креативные кластеры. И кстати, жаль, что в той же Москве чаще всего их застраивают под эгидой реновации. Хорошим примером могут являться многие пространства – в частности, «Октава» в Тульской области (где и про творчество, и про производство). Естественно, это прекрасно интегрируется с форматами работы местного научно-обарзовательного центра мирового уровня «ТулаТЕХ».
Принципы госполитики четко фиксируют основные подходы: «баланс, экосистемность, инвариантность поддержки, координация для бесшовности, стимулирование роста инвестиций, преемственность и инновации, локализация».
Полный текст Концепции.
❤1
Креативно, творчески, системно (2/2)
Критически важной для развития творческих индустрий является защита авторских прав. Соответствующая часть Гражданского кодекса вступила в действие с задержкой и последней – и ни культура, ни рынок интеллектуальной собственности так и не сформировались до конца.
Также не достает людей с креативным мышлением – это определено препятствием для создания креативного бизнеса: «обладающих необходимыми творческими, исследовательскими, инженерными и предпринимательскими компетенциями». Здесь важно подчеркнуть – креативность является скорее врожденной способностью человека, а развиваться она может в различных направлениях. Суть же в том, что подобный гражданин готов по своим компетенциям и креативному вектору к участию и в проекте, и в развитии территорий, и в создании бизнеса.
Примечательно и знаково, что во многих смыслах образцом для развития поддержки креативных индустрий станет наука. В частности, речь о наделении учреждений культуры создавать малые инновационные предприятия по аналогии с малыми инновационными предприятиями в исследовательской сфере. Аналогично и с инкубаторами. А далее – приглашение зарубежных «ведущих специалистов», системная (пере)подготовка педагогов, «креативные стажировки». Это все уже было обкатано на научно-молодежном примере. Частично сейчас реализуется в форсированной поддержки «цифры». Оттуда же и более широкое просветительство, акцент на бесшовность поддержки, интеграцию в развитие городских и отраслевых сообществ.
Усиление информационно-просветительского сопровождения креативных индустрий планируется вести, в том числе, через цифровизацию.
Развитие креативного и технологического предпринимательства идет одним блоком – меры нужны практически одни и те же. Можно ожидать, что после формирования хотя бы тонкой сети креативных кластеров по всей стране, будут объявлены и консорциумные форматы, столько популярные сейчас в научной политике.
Еще более креатив и высшее образование с наукой интегрируются, когда речь заходит о подготовке специалистов. Креативность как качество планируют стимулировать и в школах, и в системе допобразования. Во все образовательные программы (СПО и высшего образования) предложено включить практикоориентированные курсы по созданию и (или) продюссированию творческих продуктов. Кроме того, креативная индустрия претендует на отдельный пакет бюджетных мест.
Более того, в программе «Приоритет-2030» было выделено 5 мест – специально для вузов творческого профиля. Победителями стали Театральный институт Щукина при театре Вахтангова, Академия Русского балета, ВГИК, ГИТИС и РАМ им. Гнесиных.
Единственным разумным вариантом в концепции (естественно) представлен форсированный план развития.
Реализация Концепции осуществляется в два этапа. На первом этапе предполагается введение необходимых критериев творческого (креативного) предпринимательства, реализация аналитических, проектных и организационных мероприятий. На втором – реализация крупных сетевых общественно-государственных проектов, способствующих концентрации и реализации талантов, достижению мультипликативного эффекта от создаваемых результатов интеллектуальной деятельности и статистически заметное увеличение показателей инвестиций в основной капитал.
План будет сформирован к 1 марта 2022 года.
Выводы
Креативные индустрии – это один из стержней, которые должны связывать и регионы, и отрасли, и доктринальные векторы, и форматы развития. Сетевое креативное пространство – цель, которая должна будет обеспечить не только творческое Возрождение, но и конкретную экономическую отдачу – через массовизацию бизнеса и предпринимательства.
Конечно, творческие компоненты развития ближе именно к области культуры, но фундаментально «Концепция» объединяет науку, креатив и бизнес с инновациями в одно концептуальное ядро. Меры по стимулированию студенческого технологического предпринимательства – одна из точек уже существующего сопряжения науки и творчества.
Концептуально, идейно, дискурсивно творческие индустрии соприкасаются с наукой, а также туризмом.
Критически важной для развития творческих индустрий является защита авторских прав. Соответствующая часть Гражданского кодекса вступила в действие с задержкой и последней – и ни культура, ни рынок интеллектуальной собственности так и не сформировались до конца.
Также не достает людей с креативным мышлением – это определено препятствием для создания креативного бизнеса: «обладающих необходимыми творческими, исследовательскими, инженерными и предпринимательскими компетенциями». Здесь важно подчеркнуть – креативность является скорее врожденной способностью человека, а развиваться она может в различных направлениях. Суть же в том, что подобный гражданин готов по своим компетенциям и креативному вектору к участию и в проекте, и в развитии территорий, и в создании бизнеса.
Примечательно и знаково, что во многих смыслах образцом для развития поддержки креативных индустрий станет наука. В частности, речь о наделении учреждений культуры создавать малые инновационные предприятия по аналогии с малыми инновационными предприятиями в исследовательской сфере. Аналогично и с инкубаторами. А далее – приглашение зарубежных «ведущих специалистов», системная (пере)подготовка педагогов, «креативные стажировки». Это все уже было обкатано на научно-молодежном примере. Частично сейчас реализуется в форсированной поддержки «цифры». Оттуда же и более широкое просветительство, акцент на бесшовность поддержки, интеграцию в развитие городских и отраслевых сообществ.
Усиление информационно-просветительского сопровождения креативных индустрий планируется вести, в том числе, через цифровизацию.
Развитие креативного и технологического предпринимательства идет одним блоком – меры нужны практически одни и те же. Можно ожидать, что после формирования хотя бы тонкой сети креативных кластеров по всей стране, будут объявлены и консорциумные форматы, столько популярные сейчас в научной политике.
Еще более креатив и высшее образование с наукой интегрируются, когда речь заходит о подготовке специалистов. Креативность как качество планируют стимулировать и в школах, и в системе допобразования. Во все образовательные программы (СПО и высшего образования) предложено включить практикоориентированные курсы по созданию и (или) продюссированию творческих продуктов. Кроме того, креативная индустрия претендует на отдельный пакет бюджетных мест.
Более того, в программе «Приоритет-2030» было выделено 5 мест – специально для вузов творческого профиля. Победителями стали Театральный институт Щукина при театре Вахтангова, Академия Русского балета, ВГИК, ГИТИС и РАМ им. Гнесиных.
Единственным разумным вариантом в концепции (естественно) представлен форсированный план развития.
Реализация Концепции осуществляется в два этапа. На первом этапе предполагается введение необходимых критериев творческого (креативного) предпринимательства, реализация аналитических, проектных и организационных мероприятий. На втором – реализация крупных сетевых общественно-государственных проектов, способствующих концентрации и реализации талантов, достижению мультипликативного эффекта от создаваемых результатов интеллектуальной деятельности и статистически заметное увеличение показателей инвестиций в основной капитал.
План будет сформирован к 1 марта 2022 года.
Выводы
Креативные индустрии – это один из стержней, которые должны связывать и регионы, и отрасли, и доктринальные векторы, и форматы развития. Сетевое креативное пространство – цель, которая должна будет обеспечить не только творческое Возрождение, но и конкретную экономическую отдачу – через массовизацию бизнеса и предпринимательства.
Конечно, творческие компоненты развития ближе именно к области культуры, но фундаментально «Концепция» объединяет науку, креатив и бизнес с инновациями в одно концептуальное ядро. Меры по стимулированию студенческого технологического предпринимательства – одна из точек уже существующего сопряжения науки и творчества.
Концептуально, идейно, дискурсивно творческие индустрии соприкасаются с наукой, а также туризмом.
Битвы за историю – школьный фронт
История остается в фокусе внимания высших сановников и лично президента России Владимира Путина. Она включена в контур национальной безопасности. По итогам встречи со школьниками в центре «Океан» утвержден перечень поручений, где история – в фокусе внимания.
Ключевое – комплексное обновление системы преподавания истории в школе. Механика – сочетание урочных и внеурочных форматов, привлечение ресурсов организаций культуры и искусства, расширение мультимедийности в образовательном процессе.
Отдельно – и очень важно – поручение предусмотреть «приобретение обучающимися навыков работы с архивами и другими историческими источниками, в том числе путем их привлечения к поисковой и исследовательской деятельности». Это будет способствовать решению целого ряда задач: от профориентации до умений работать с источниками информации.
На смену эпохе экономистов и юристов, судя по всему, приходит эра программистов и гуманитариев. Да и сама качественная историческая подготовка – залог приобретения многих важных для современного мира компетенций. Не зря Сергей Нарышкин в своем недавнем интервью отметил:
«Владея навыками «исторической критики», грамотный выпускник истфака сможет добыть необходимые сведения практически в любой ситуации. <...> Это особое мировоззрение, уникальная оптика мышления, востребованная в самых ответственных сферах человеческой деятельности».
Подобная профилизация школьников особенно важна – ведь университеты все больше интегрируются со школами, создаются специализированные классы, да и сами заведения могут получать особые статусы. И чаще всего речь идет о точных и естественных науках – биология, химия, физика. Так же и система дополнительного образования – IT-кубы, Кванториумы, лаборатории Сириуса и его региональных созвездий. Во всем этом и гуманитарная сфера, и история – словно теряются. Теперь ситуация явно изменится.
Привлечение ресурсов организаций культуры и искусства будет происходить, в том числе через их цифровизацию – это закреплено в «Концепции развития творческих (креативных) индустрий».
В области и школьного, и массового исторического просвещения самым публичным и громким проектом являются парки «Россия – Моя история», курируемые митрополитом Тихоном. На их базе развернуты центры исторического просвещения и подготовки к ЕГЭ по истории. Сами парки сейчас осуществляют трансфер под эгиду Минпросвещения. А на их базе общество «Знание» будет надстраивать просветительские центры «Моя история». Отметим, что «Знание» также активно вовлечено в развитие креативных индустрий – например, запускается целый ряд совместных проектов с Университетом «Синергия».
Особенно примечателен перечень тех, кому поручено комплексно обновить систему преподавания истории в школе. Адресат поручения – Правительство, но с участием: РАН, университеты и научные институты; РИО, РВИО, РГО; общество «Знание», Российское движение школьников. И вся эта работа должна вестись во взаимодействии с Межведомственной комиссией по историческому просвещению. Где, к слову, представлена часть партнеров по перезагрузке школьной истории.
Перечисленными игроками не исчерпывается круг тех, кто задействован в создании и реализации целостной исторической политики, анонсированной президентом Владимиром Путин, а также в ее школьном измерении. Здесь не только Правительство в целом, но также Минобрнауки (учредитель вузов и профильных научных институтов), Минпросвещения (с его педагогическими университетами). Не стоит забывать о Российской академии образования, которую возглавила историк Ольга Васильева, что ведет РАО прямым курсом к статусу главного экспертного центра по образованию и педагогике, а все педагогические науки – к включению в научно-технологическую матрицу прорыва.
Перезагрузка школьной истории - это следующий, после запуска Межведомственной комиссии по историческому просвещению, элемент создания и реализации целостной исторической политики. На этом пути будет немало бурь: публичных и кулуарных, экспертных и диванных, кухонных и медийных.
Перечень поручений.
История остается в фокусе внимания высших сановников и лично президента России Владимира Путина. Она включена в контур национальной безопасности. По итогам встречи со школьниками в центре «Океан» утвержден перечень поручений, где история – в фокусе внимания.
Ключевое – комплексное обновление системы преподавания истории в школе. Механика – сочетание урочных и внеурочных форматов, привлечение ресурсов организаций культуры и искусства, расширение мультимедийности в образовательном процессе.
Отдельно – и очень важно – поручение предусмотреть «приобретение обучающимися навыков работы с архивами и другими историческими источниками, в том числе путем их привлечения к поисковой и исследовательской деятельности». Это будет способствовать решению целого ряда задач: от профориентации до умений работать с источниками информации.
На смену эпохе экономистов и юристов, судя по всему, приходит эра программистов и гуманитариев. Да и сама качественная историческая подготовка – залог приобретения многих важных для современного мира компетенций. Не зря Сергей Нарышкин в своем недавнем интервью отметил:
«Владея навыками «исторической критики», грамотный выпускник истфака сможет добыть необходимые сведения практически в любой ситуации. <...> Это особое мировоззрение, уникальная оптика мышления, востребованная в самых ответственных сферах человеческой деятельности».
Подобная профилизация школьников особенно важна – ведь университеты все больше интегрируются со школами, создаются специализированные классы, да и сами заведения могут получать особые статусы. И чаще всего речь идет о точных и естественных науках – биология, химия, физика. Так же и система дополнительного образования – IT-кубы, Кванториумы, лаборатории Сириуса и его региональных созвездий. Во всем этом и гуманитарная сфера, и история – словно теряются. Теперь ситуация явно изменится.
Привлечение ресурсов организаций культуры и искусства будет происходить, в том числе через их цифровизацию – это закреплено в «Концепции развития творческих (креативных) индустрий».
В области и школьного, и массового исторического просвещения самым публичным и громким проектом являются парки «Россия – Моя история», курируемые митрополитом Тихоном. На их базе развернуты центры исторического просвещения и подготовки к ЕГЭ по истории. Сами парки сейчас осуществляют трансфер под эгиду Минпросвещения. А на их базе общество «Знание» будет надстраивать просветительские центры «Моя история». Отметим, что «Знание» также активно вовлечено в развитие креативных индустрий – например, запускается целый ряд совместных проектов с Университетом «Синергия».
Особенно примечателен перечень тех, кому поручено комплексно обновить систему преподавания истории в школе. Адресат поручения – Правительство, но с участием: РАН, университеты и научные институты; РИО, РВИО, РГО; общество «Знание», Российское движение школьников. И вся эта работа должна вестись во взаимодействии с Межведомственной комиссией по историческому просвещению. Где, к слову, представлена часть партнеров по перезагрузке школьной истории.
Перечисленными игроками не исчерпывается круг тех, кто задействован в создании и реализации целостной исторической политики, анонсированной президентом Владимиром Путин, а также в ее школьном измерении. Здесь не только Правительство в целом, но также Минобрнауки (учредитель вузов и профильных научных институтов), Минпросвещения (с его педагогическими университетами). Не стоит забывать о Российской академии образования, которую возглавила историк Ольга Васильева, что ведет РАО прямым курсом к статусу главного экспертного центра по образованию и педагогике, а все педагогические науки – к включению в научно-технологическую матрицу прорыва.
Перезагрузка школьной истории - это следующий, после запуска Межведомственной комиссии по историческому просвещению, элемент создания и реализации целостной исторической политики. На этом пути будет немало бурь: публичных и кулуарных, экспертных и диванных, кухонных и медийных.
Перечень поручений.
Президент России
Перечень поручений по итогам встречи со школьниками во Всероссийском детском центре «Океан» • Президент России
Новости, стенограммы, фото и видеозаписи, документы, подписанные Президентом России, информация о деятельности Администрации
Eurasia 5G Trainings
Сегодня в МТУСИ стартовала совместная учебная программы МТУСИ и компании Huawei — «Eurasia 5G Trainings». Проект направлен на подготовку квалифицированных ИКТ-специалистов, которые смогут стать ценными и востребованными кадрами в отрасли 5G.
В торжественной церемонии приняли участие ректор МТУСИ Сергей Ерохин, Заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Андрей Заренин, Президент HUAWEI EURASIA Даниел Чжоу, руководитель направления по работе с операторами сотовой связи ДИТ Москвы Евгений Новиков, заместитель генерального директор Фонда «Московский инновационный кластер» Павел Подгорнев и другие.
Богдан Рагулин, руководитель инновационных проектов, советник ректора МТУСИ для НОП:
«Взаимодействие с мировым лидером — компанией HUAWEI дает возможность МТУСИ быть в курсе разработок, готовить студентов для индустрии будущего, заглядывая на несколько лет вперед.
Помимо работы с системами связи МТУСИ разрабатывает системы искусственного интеллекта, технического зрения. Компания HUAWEI заявила на презентации то, что 5G — это не только связь, это целая экосистема. Мы можем стать частью этой экосистемы, видеть последние разработки и образцы оборудования, внедрять их, а также, интегрировавшись в их комплексные решения, мы сможем представлять решения на мировом рынке и конкурировать своими продуктами и студентами. А также расти, потому что после 5G будет 6G, потому что связь будет развиваться. То, что нам сейчас кажется мечтой, очень скоро станет реальностью — еще 15 лет назад и сотовый телефон был диковинкой.
Лаборатории МТУСИ работают с ИИ. Для обработки данных мы можем использовать аппаратную базу HUAWEI. Мы работаем с медициной — обработка информации, передача информации. То, что мы сейчас зазывам телемедициной и помощником врача, опять же касается 5G.
Сама по себе индустрия развивается, мы можем только предполагать, какие конкретно сервисы могут быть востребованы дальше. Но все это требует большой скорости и передачи большого объема данных. Как сказал директор HUAWEI, это может быть не только связь, но и медицина, и оборудование, и передача каких-то медиафайлов.
Когда появлялась сотовая связь, мы не предполагали, что с помощью сим-карты и устройства мы сможем отслеживать нахождение ребенка в школе, искать потерявшихся домашних питомцев и многое другое. Но сейчас эти сервисы предоставлены. Появились возможности, под них специалисты находят новые способы применения технологий.
Мы не предполагали, что можно делать удаленно хирургические операции — существует робот Da Vinci. Он позволяет хирургу находиться на одном континенте, а робот, который делает операцию, находится на другом континенте. Соответственно, консилиум врачей может собраться и вести операцию. Это может обеспечить только связь.
Для нас это новое поле знаний, новое поле открытий, которое позволит улучшить нашу жизнь, а наши студенты будут востребованы на рынке, создавая новые технологии и продукты».
Сегодня в МТУСИ стартовала совместная учебная программы МТУСИ и компании Huawei — «Eurasia 5G Trainings». Проект направлен на подготовку квалифицированных ИКТ-специалистов, которые смогут стать ценными и востребованными кадрами в отрасли 5G.
В торжественной церемонии приняли участие ректор МТУСИ Сергей Ерохин, Заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Андрей Заренин, Президент HUAWEI EURASIA Даниел Чжоу, руководитель направления по работе с операторами сотовой связи ДИТ Москвы Евгений Новиков, заместитель генерального директор Фонда «Московский инновационный кластер» Павел Подгорнев и другие.
Богдан Рагулин, руководитель инновационных проектов, советник ректора МТУСИ для НОП:
«Взаимодействие с мировым лидером — компанией HUAWEI дает возможность МТУСИ быть в курсе разработок, готовить студентов для индустрии будущего, заглядывая на несколько лет вперед.
Помимо работы с системами связи МТУСИ разрабатывает системы искусственного интеллекта, технического зрения. Компания HUAWEI заявила на презентации то, что 5G — это не только связь, это целая экосистема. Мы можем стать частью этой экосистемы, видеть последние разработки и образцы оборудования, внедрять их, а также, интегрировавшись в их комплексные решения, мы сможем представлять решения на мировом рынке и конкурировать своими продуктами и студентами. А также расти, потому что после 5G будет 6G, потому что связь будет развиваться. То, что нам сейчас кажется мечтой, очень скоро станет реальностью — еще 15 лет назад и сотовый телефон был диковинкой.
Лаборатории МТУСИ работают с ИИ. Для обработки данных мы можем использовать аппаратную базу HUAWEI. Мы работаем с медициной — обработка информации, передача информации. То, что мы сейчас зазывам телемедициной и помощником врача, опять же касается 5G.
Сама по себе индустрия развивается, мы можем только предполагать, какие конкретно сервисы могут быть востребованы дальше. Но все это требует большой скорости и передачи большого объема данных. Как сказал директор HUAWEI, это может быть не только связь, но и медицина, и оборудование, и передача каких-то медиафайлов.
Когда появлялась сотовая связь, мы не предполагали, что с помощью сим-карты и устройства мы сможем отслеживать нахождение ребенка в школе, искать потерявшихся домашних питомцев и многое другое. Но сейчас эти сервисы предоставлены. Появились возможности, под них специалисты находят новые способы применения технологий.
Мы не предполагали, что можно делать удаленно хирургические операции — существует робот Da Vinci. Он позволяет хирургу находиться на одном континенте, а робот, который делает операцию, находится на другом континенте. Соответственно, консилиум врачей может собраться и вести операцию. Это может обеспечить только связь.
Для нас это новое поле знаний, новое поле открытий, которое позволит улучшить нашу жизнь, а наши студенты будут востребованы на рынке, создавая новые технологии и продукты».
Павел Подгорнев, заместитель генерального директор Фонда «Московский инновационный кластер» о запуске программы «Eurasia 5G Trainings» для НОП:
«И компания HUAWEI, и МТУСИ — участники Московского инновационного кластера, поэтому мы довольно давно взаимодействуем с этими двумя уважаемыми организациями.
Очень отрадно, что именно в московском вузе открывается такая практикоориентированная программа по технологиям связи 5-го поколения, потому что, насколько мне известно, аналогов таким программам нет. И развитие сети 5-го поколения является одним из приоритетных научно-технологических направлений для развития городской экономики в целом и развития бизнеса, компаний, расположенных и функционирующих на территории города Москвы.
Остается пожелать удачи в развитии этой программы, как можно больше студентов подготовить. Я надеюсь, что они займут достойное место не только в московских компаниях, но и дальше разъедутся по всем регионам России поднимать 5G-инфраструктуру по всей стране.
В фокусе развития Московского инновационного кластера сегодня — развитие инновационного бизнеса по разным направлениям. Мы поддерживаем одинаково все отрасли, но есть среди них наиболее яркие, по которым у нас есть специализированные проекты — стартапы в сфере 5G, проекты в сфере беспилотного транспорта, проекты в сфере биотехнологий, медицины и фармацевтической индустрии. Сейчас активное внимание стали обращать на проекты в сфере FoodTech.
Наша задача, чтобы было больше успешных стартапов. Недавно было выпущено исследование РБК совместно с НИУ ВШЭ, что в России, несмотря на большое количество стартапов, нет ни одного «единорога», то есть стартапа, который за последние 10 лет вырос до капитализации в 1 млрд долларов, соответственно, наша далеко идущая цель — вырастить в Москве таких «единорогов, чтобы они развивались здесь, оставались в Москве и не уезжали за рубеж».
«И компания HUAWEI, и МТУСИ — участники Московского инновационного кластера, поэтому мы довольно давно взаимодействуем с этими двумя уважаемыми организациями.
Очень отрадно, что именно в московском вузе открывается такая практикоориентированная программа по технологиям связи 5-го поколения, потому что, насколько мне известно, аналогов таким программам нет. И развитие сети 5-го поколения является одним из приоритетных научно-технологических направлений для развития городской экономики в целом и развития бизнеса, компаний, расположенных и функционирующих на территории города Москвы.
Остается пожелать удачи в развитии этой программы, как можно больше студентов подготовить. Я надеюсь, что они займут достойное место не только в московских компаниях, но и дальше разъедутся по всем регионам России поднимать 5G-инфраструктуру по всей стране.
В фокусе развития Московского инновационного кластера сегодня — развитие инновационного бизнеса по разным направлениям. Мы поддерживаем одинаково все отрасли, но есть среди них наиболее яркие, по которым у нас есть специализированные проекты — стартапы в сфере 5G, проекты в сфере беспилотного транспорта, проекты в сфере биотехнологий, медицины и фармацевтической индустрии. Сейчас активное внимание стали обращать на проекты в сфере FoodTech.
Наша задача, чтобы было больше успешных стартапов. Недавно было выпущено исследование РБК совместно с НИУ ВШЭ, что в России, несмотря на большое количество стартапов, нет ни одного «единорога», то есть стартапа, который за последние 10 лет вырос до капитализации в 1 млрд долларов, соответственно, наша далеко идущая цель — вырастить в Москве таких «единорогов, чтобы они развивались здесь, оставались в Москве и не уезжали за рубеж».
Forwarded from РБК. Новости. Главное
Экс-замглавы Минпросвещения и вице-президент Сбербанка Марина Ракова стала фигурантом дела о хищении, сообщил источник «РИА Новости». У нее дома и на рабочем месте проходят следственные действия, агентство опубликовало видео с ними. Следователи проверяют контракты на сумму 150 млн руб., заключенные при ее участии.
«Данный запрос не имеет отношения к деятельности Сбербанка», — заявили РБК в банке в ответ на запрос с просьбой прокомментировать эти данные.
«Данный запрос не имеет отношения к деятельности Сбербанка», — заявили РБК в банке в ответ на запрос с просьбой прокомментировать эти данные.
Тренд на позитивный контент
Вчера открылся V Всероссийский конгресс молодежных медиа, участники которого раскрывают «Новую медиареальность». На мероприятии НОП пообщался с Дарьей Ярыгиной, главным продюсером проекта РБК Тренды, о молодежных медиа российских вузов:
[Молодежь – одна из самых сложных аудиторий, которую сложно увлечь, занять. Какой потенциал имеют паблики вузовские, которые ориентированы на своих студентов? Как они могут стать интересней для своей аудитории?]
Мы много говорим о том, что информация должна быть там, где есть ее потребитель. Мы как медиа должны ходить за своим читателем. У студенческих пабликов может быть не очень большая аудитория, но она очень лояльна. Они, как условные городские медиа, пишут о том, что происходит рядом с тобой. И где студенты узнают информацию о своем вузе, о своих товарищах, педагогах, кроме как в этом паблике? У студенческих медиа есть монополия на эту информацию, они будут жить всегда. Другой вопрос, что студенческим медиа, так же как и взрослым, большим медиа, тоже нужно развиваться, меняться. Нельзя, условно, выпускать стенгазету, написанную ручкой, в 2021 году. Студенческим медиа также надо думать: а где их аудитория? Если они читают Вконтакте, значит, Вконтакте, если они хотят смотреть Tik Tok, значит, Tik Tok.
Мне кажется, это классное время, чтобы поэкспериментировать. Потому что пока они молодые, не работают, могут посвятить время тому, чтобы попробовать делать контент в разных форматах. И студенческие медиа – сами себе аудитория, они сами студенты, которые понимают, что им было бы интересно. Они могут проанализировать, где проводят время в течение дня, посмотрев отчет в телефоне о количестве времени в разных приложениях. Можно себя проанализировать, своих друзей и понять, что нужно делать.
[Телеграм может стать площадкой для молодежных медиа? Многие представляют Телеграм как место для взрослого, интеллектуального читателя.]
Я бы не согласилась. Мне кажется, что Телеграм – это площадка, где есть и молодежь в том числе. Это понятно по статистике. Эта площадка дает возможность быстро получать контент в каком-то очень сжатом виде, это то, чего сегодня хочет молодежь, это точно. Поэтому я думаю, что Телеграм, как и любая другая платформа, будет завоевывать аудиторию разных возрастов, молодежную в том числе.
[Большая часть молодежной аудитории предпочитает негативный контент. И паблики городские, вузовские, которые развиваются в негативном ключе жанра "депрессивная Россия". Вузовские паблики не могут быть такими. Как повлиять на этот тренд негатива?]
Как повлиять на тренд - начать делать контент, который мы считаем хорошим. Если мы его делать не будем, нечего будет смотреть. Что смотреть, если его нет? Поэтому его надо просто делать. Сказать, что одно взятое студенческое медиа начнет делать классный позитивный контент и мир изменится, так не будет, конечно. Но отдельно взятый вуз, может быть, и изменится. И те люди, которые в этом вузе учатся, может быть и изменятся. И у нас сегодня как раз первый вопрос был про позитивный контент. И на это, правда, сейчас есть тренд. Люди устали от того, что вокруг все умирают, что вокруг все ужасно, плохо, это страшно, но хочется продолжать жить и хочется видеть, что что-то в этом мире есть хорошее. Среди моих друзей, среди людей, которые работают в медиа сами в новостях, много людей, которые говорят, что после работы все их информационное поле – позитивные новости, иначе можно сойти с ума. Поэтому такие медиа точно нужны.
[Ваше информационное поле – позитивное?]
Мое информационное поле и за пределами, и на работе позитивное, потому что наш проект не про новости, даже если мы берем сложную тему, которая чувствительна для общества, мы стараемся видеть в ней позитив, конечно.
Вчера открылся V Всероссийский конгресс молодежных медиа, участники которого раскрывают «Новую медиареальность». На мероприятии НОП пообщался с Дарьей Ярыгиной, главным продюсером проекта РБК Тренды, о молодежных медиа российских вузов:
[Молодежь – одна из самых сложных аудиторий, которую сложно увлечь, занять. Какой потенциал имеют паблики вузовские, которые ориентированы на своих студентов? Как они могут стать интересней для своей аудитории?]
Мы много говорим о том, что информация должна быть там, где есть ее потребитель. Мы как медиа должны ходить за своим читателем. У студенческих пабликов может быть не очень большая аудитория, но она очень лояльна. Они, как условные городские медиа, пишут о том, что происходит рядом с тобой. И где студенты узнают информацию о своем вузе, о своих товарищах, педагогах, кроме как в этом паблике? У студенческих медиа есть монополия на эту информацию, они будут жить всегда. Другой вопрос, что студенческим медиа, так же как и взрослым, большим медиа, тоже нужно развиваться, меняться. Нельзя, условно, выпускать стенгазету, написанную ручкой, в 2021 году. Студенческим медиа также надо думать: а где их аудитория? Если они читают Вконтакте, значит, Вконтакте, если они хотят смотреть Tik Tok, значит, Tik Tok.
Мне кажется, это классное время, чтобы поэкспериментировать. Потому что пока они молодые, не работают, могут посвятить время тому, чтобы попробовать делать контент в разных форматах. И студенческие медиа – сами себе аудитория, они сами студенты, которые понимают, что им было бы интересно. Они могут проанализировать, где проводят время в течение дня, посмотрев отчет в телефоне о количестве времени в разных приложениях. Можно себя проанализировать, своих друзей и понять, что нужно делать.
[Телеграм может стать площадкой для молодежных медиа? Многие представляют Телеграм как место для взрослого, интеллектуального читателя.]
Я бы не согласилась. Мне кажется, что Телеграм – это площадка, где есть и молодежь в том числе. Это понятно по статистике. Эта площадка дает возможность быстро получать контент в каком-то очень сжатом виде, это то, чего сегодня хочет молодежь, это точно. Поэтому я думаю, что Телеграм, как и любая другая платформа, будет завоевывать аудиторию разных возрастов, молодежную в том числе.
[Большая часть молодежной аудитории предпочитает негативный контент. И паблики городские, вузовские, которые развиваются в негативном ключе жанра "депрессивная Россия". Вузовские паблики не могут быть такими. Как повлиять на этот тренд негатива?]
Как повлиять на тренд - начать делать контент, который мы считаем хорошим. Если мы его делать не будем, нечего будет смотреть. Что смотреть, если его нет? Поэтому его надо просто делать. Сказать, что одно взятое студенческое медиа начнет делать классный позитивный контент и мир изменится, так не будет, конечно. Но отдельно взятый вуз, может быть, и изменится. И те люди, которые в этом вузе учатся, может быть и изменятся. И у нас сегодня как раз первый вопрос был про позитивный контент. И на это, правда, сейчас есть тренд. Люди устали от того, что вокруг все умирают, что вокруг все ужасно, плохо, это страшно, но хочется продолжать жить и хочется видеть, что что-то в этом мире есть хорошее. Среди моих друзей, среди людей, которые работают в медиа сами в новостях, много людей, которые говорят, что после работы все их информационное поле – позитивные новости, иначе можно сойти с ума. Поэтому такие медиа точно нужны.
[Ваше информационное поле – позитивное?]
Мое информационное поле и за пределами, и на работе позитивное, потому что наш проект не про новости, даже если мы берем сложную тему, которая чувствительна для общества, мы стараемся видеть в ней позитив, конечно.
Место встречи – аллея поколений
Государство начало активно формировать экосистемы социальных инноваций. Участие граждан в государственном и муниципальном управлении формирует новый тип экономики - инклюзивный. Такие экосистемы создают, чтобы улучшить управление, включить локальные сообщества в выбор приоритетов развития территорий. Растет популярность у инициативного бюджетирования, при котором в принятие бюджетных решений на местном уровне вовлекаются местные жители. Такой подход расширяет возможности граждан, улучшает обратную связь, повышает эффективность расходования средств.
В 2020 году Президент России Владимир Путин подписал закон об инициативном бюджетировании на муниципальном уровне, направленный на реализацию поручения главы государства – довести за три года долю распределения местных бюджетов с участием населения до 5%. Документ предусматривает, что сами граждане должны предлагать решения приоритетных проблем на уровне города или его районов.
Инициативные проекты представляют администрации для рассмотрения и обсуждения. Каждый такой проект обязательно должен иметь предварительный расчёт расходов и планируемые сроки реализации. Соглашаясь с инициативой, муниципалитет берёт на себя часть финансирования. Но, поскольку инициатива народная, то и горожане – физические и юридические лица – должны «вложиться рублём».
В Тольятти пионером социальных инноваций стал Тольяттинский государственный университет, разработав проект на принципах инициативного бюджетирования. Университет предложил высадить в сквере 50-летия АВТОВАЗа «Аллею поколений Тольяттинского государственного университета». И эту идею поддержали жители города и городская администрация. Сквер 50-летия АВТОВАЗа был открыт в городе в 2020 году. Он удобен для отдыха, единственное чего не хватает – зелени. Поэтому специалисты центра урбанистики ТГУ предложили реализовать общегородской проект и засадить свободную территорию липами и каштанами.
На прошлой неделе депутаты Думы городского округа Тольятти одобрили поправки в бюджет 2021 года в части благоустройства: муниципалитет выделяет 4,1 млн рублей на будущую аллею. Согласно законодательству, доля ТГУ в софинансировании должна составлять от 1% до 5%. Высадка деревьев в «Аллее» – первый и пока единственный опыт инициативного бюджетирования в Тольятти.
Дмитрий Микель, проректор Тольяттинского государственного университета по внешним связям, специально для НОП:
Тольяттинский госуниверситет первым в городе решился воспользоваться инициативным бюджетированием и вышел к администрации Тольятти со своей инициативой. Нам в короткие сроки удалось собрать более 1000 подписей от горожан, подготовить необходимую документацию, пройти конкурсный отбор и получить финансирование из городского бюджета. В настоящее время проводятся конкурсные процедуры по проекту. Уверен, в следующем году многие компании пойдут по нашему пути, чтобы воплотить в жизнь свои инициативы, важные и нужные для города и горожан. В свою очередь, ТГУ планирует заявить в качестве второго инициативного проекта восстановление стелы «Радость труда» в Автозаводском районе Тольятти.
Государство начало активно формировать экосистемы социальных инноваций. Участие граждан в государственном и муниципальном управлении формирует новый тип экономики - инклюзивный. Такие экосистемы создают, чтобы улучшить управление, включить локальные сообщества в выбор приоритетов развития территорий. Растет популярность у инициативного бюджетирования, при котором в принятие бюджетных решений на местном уровне вовлекаются местные жители. Такой подход расширяет возможности граждан, улучшает обратную связь, повышает эффективность расходования средств.
В 2020 году Президент России Владимир Путин подписал закон об инициативном бюджетировании на муниципальном уровне, направленный на реализацию поручения главы государства – довести за три года долю распределения местных бюджетов с участием населения до 5%. Документ предусматривает, что сами граждане должны предлагать решения приоритетных проблем на уровне города или его районов.
Инициативные проекты представляют администрации для рассмотрения и обсуждения. Каждый такой проект обязательно должен иметь предварительный расчёт расходов и планируемые сроки реализации. Соглашаясь с инициативой, муниципалитет берёт на себя часть финансирования. Но, поскольку инициатива народная, то и горожане – физические и юридические лица – должны «вложиться рублём».
В Тольятти пионером социальных инноваций стал Тольяттинский государственный университет, разработав проект на принципах инициативного бюджетирования. Университет предложил высадить в сквере 50-летия АВТОВАЗа «Аллею поколений Тольяттинского государственного университета». И эту идею поддержали жители города и городская администрация. Сквер 50-летия АВТОВАЗа был открыт в городе в 2020 году. Он удобен для отдыха, единственное чего не хватает – зелени. Поэтому специалисты центра урбанистики ТГУ предложили реализовать общегородской проект и засадить свободную территорию липами и каштанами.
На прошлой неделе депутаты Думы городского округа Тольятти одобрили поправки в бюджет 2021 года в части благоустройства: муниципалитет выделяет 4,1 млн рублей на будущую аллею. Согласно законодательству, доля ТГУ в софинансировании должна составлять от 1% до 5%. Высадка деревьев в «Аллее» – первый и пока единственный опыт инициативного бюджетирования в Тольятти.
Дмитрий Микель, проректор Тольяттинского государственного университета по внешним связям, специально для НОП:
Тольяттинский госуниверситет первым в городе решился воспользоваться инициативным бюджетированием и вышел к администрации Тольятти со своей инициативой. Нам в короткие сроки удалось собрать более 1000 подписей от горожан, подготовить необходимую документацию, пройти конкурсный отбор и получить финансирование из городского бюджета. В настоящее время проводятся конкурсные процедуры по проекту. Уверен, в следующем году многие компании пойдут по нашему пути, чтобы воплотить в жизнь свои инициативы, важные и нужные для города и горожан. В свою очередь, ТГУ планирует заявить в качестве второго инициативного проекта восстановление стелы «Радость труда» в Автозаводском районе Тольятти.
На заседании Ученого совета РХТУ им. Д. И. Менделеева объявлено о назначении Ильи Воротынцева исполняющим обязанности ректора.
Илья Владимирович Воротынцев - доктор технических наук, профессор, заведующий лаборатории «SMART PolyMat» РХТУ им. Д.И. Менделеева. Он руководит группой, которая занимается исследованиями в области мембранно-каталитических систем для альтернативной водородной энергетики, разработкой новых полимерных «умных» материалов, гибридными процессами газоразделения, разработкой и созданием новых мембранных аппаратов, и другими перспективными направлениями.
Илья Воротынцев активно публикуется в ведущих мировых журналах, активно занимается популяризацией химии и работой с молодежью, участвует в научно-популярных и профориентационных мероприятиях.
Илья Владимирович Воротынцев - доктор технических наук, профессор, заведующий лаборатории «SMART PolyMat» РХТУ им. Д.И. Менделеева. Он руководит группой, которая занимается исследованиями в области мембранно-каталитических систем для альтернативной водородной энергетики, разработкой новых полимерных «умных» материалов, гибридными процессами газоразделения, разработкой и созданием новых мембранных аппаратов, и другими перспективными направлениями.
Илья Воротынцев активно публикуется в ведущих мировых журналах, активно занимается популяризацией химии и работой с молодежью, участвует в научно-популярных и профориентационных мероприятиях.
Илья Воротынцев, и.о. ректора РХТУ им. Д.И. Менделеева специально для НОП:
РХТУ — это ведущий университет химического комплекса России, для меня большая честь стать исполняющим обязанности ректора этого вуза. За последние четыре года РХТУ значительно укрепил свои позиции как в научной, так и в образовательной части.
Сегодня мы стоим в начале крупнейшего проекта для нашего университета — реализации стратегии развития РХТУ в рамках программы «Приоритет-2030». Особое внимание мы будем уделять развитию человеческого капитала, проектам декарбонизации и цифровизации научно-образовательной среды.
Наша цель — стать научно-образовательным центром компетенций мирового уровня в области химических технологий и устойчивого развития, и я уверен, что вместе с командой университета мы обязательно ее достигнем.
РХТУ — это ведущий университет химического комплекса России, для меня большая честь стать исполняющим обязанности ректора этого вуза. За последние четыре года РХТУ значительно укрепил свои позиции как в научной, так и в образовательной части.
Сегодня мы стоим в начале крупнейшего проекта для нашего университета — реализации стратегии развития РХТУ в рамках программы «Приоритет-2030». Особое внимание мы будем уделять развитию человеческого капитала, проектам декарбонизации и цифровизации научно-образовательной среды.
Наша цель — стать научно-образовательным центром компетенций мирового уровня в области химических технологий и устойчивого развития, и я уверен, что вместе с командой университета мы обязательно ее достигнем.
Прикаспийский лидер Приоритета
Астраханский государственный университет вошел в масштабный проект Министерства науки и высшего образования РФ по поддержке вузов «Приоритет 2030». Заявка университета готовилась в тесном сотрудничестве с правительством региона и при поддержке губернатора Игоря Бабушкина, официально одобрившего участие АГУ в этом уникальном проекте. В защите программы вуза перед комиссией принял участие руководитель администрации губернатора Астраханской области Павел Паутов.
«План совершенствования деятельности Астраханского госуниверситета синхронизирован с долгосрочной стратегией развития региона, а уникальные инновационные образовательные продукты АГУ, заложенные в программу, направлены на развитие науки и экономики нашей области», - отметил Павел Паутов.
Константин Маркелов, ректор Астраханского госуниверситета, презентуя концепцию развития Астраханского университета до 2030 года, рассказал о пяти ключевых направлениях работы:
«Морской робот», «Цифровая платформа транспортного коридора «Север – Юг», «Разработка системы социетальной безопасности Каспийского макрорегиона», «Повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем Каспийского макрорегиона», «Каспийский инкубатор агро- и биотехнологий.
Реализация таких идей окажет колоссальное влияние на развитие высшей школы, образовательных программ, вовлечение в науку бизнеса и сотрудничество с органами государственной власти. Это будет способствовать совершенствованию научных школ, продвижению новых технологий, проведению эффективных исследований, созданию экспертных центров в заявленных сферах, а также развитию цифровой среды, подготовке профессиональных кадров и повышению транспортного и экономического потенциала региона.
Первоочередная задача Астраханского госуниверситета – не получение гранта как финансовой дотации. Наша цель более масштабная – это трансформация вуза в опорный университет региона, возможность обрести новый статус и выйти на другой уровень. Мы предлагаем проект Каспийского открытого университета – вуза, который открыт для развития новых идей и технологий, готов развивать научные разработки под запрос бизнес-структур и стать комфортной средой для студентов и молодых исследователей.
После объявления результатов НОП попросил прокомментировать ректора Астраханского государственного университета результаты работы, и, главное, стратегию работы и трансформации вуза, которые за 10 лет сможет привести университет к достижению всех целей:
«Поддержка правительства региона и перспективы Астраханской области как геостратегической территории российского Прикаспия дают возможности для перехода университета на принципиально новый уровень подготовки специалистов и развития научных школ.
Третья миссия Астраханского госуниверситета заключена в содействии по наращиванию экономической мощи и международного влияния РФ на Каспии, развитию человеческого и научно-технического потенциала региона, генерации и трансферу научных знаний и технологий, сохранению и приумножению духовных ценностей и традиций за счёт интеграции процессов воспроизводства новых научных знаний, элитных кадров и инноваций. Участие в программе «Приоритет 2030» поспособствует этому и поможет стать вузу регионообразующим».
Астраханский государственный университет вошел в масштабный проект Министерства науки и высшего образования РФ по поддержке вузов «Приоритет 2030». Заявка университета готовилась в тесном сотрудничестве с правительством региона и при поддержке губернатора Игоря Бабушкина, официально одобрившего участие АГУ в этом уникальном проекте. В защите программы вуза перед комиссией принял участие руководитель администрации губернатора Астраханской области Павел Паутов.
«План совершенствования деятельности Астраханского госуниверситета синхронизирован с долгосрочной стратегией развития региона, а уникальные инновационные образовательные продукты АГУ, заложенные в программу, направлены на развитие науки и экономики нашей области», - отметил Павел Паутов.
Константин Маркелов, ректор Астраханского госуниверситета, презентуя концепцию развития Астраханского университета до 2030 года, рассказал о пяти ключевых направлениях работы:
«Морской робот», «Цифровая платформа транспортного коридора «Север – Юг», «Разработка системы социетальной безопасности Каспийского макрорегиона», «Повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем Каспийского макрорегиона», «Каспийский инкубатор агро- и биотехнологий.
Реализация таких идей окажет колоссальное влияние на развитие высшей школы, образовательных программ, вовлечение в науку бизнеса и сотрудничество с органами государственной власти. Это будет способствовать совершенствованию научных школ, продвижению новых технологий, проведению эффективных исследований, созданию экспертных центров в заявленных сферах, а также развитию цифровой среды, подготовке профессиональных кадров и повышению транспортного и экономического потенциала региона.
Первоочередная задача Астраханского госуниверситета – не получение гранта как финансовой дотации. Наша цель более масштабная – это трансформация вуза в опорный университет региона, возможность обрести новый статус и выйти на другой уровень. Мы предлагаем проект Каспийского открытого университета – вуза, который открыт для развития новых идей и технологий, готов развивать научные разработки под запрос бизнес-структур и стать комфортной средой для студентов и молодых исследователей.
После объявления результатов НОП попросил прокомментировать ректора Астраханского государственного университета результаты работы, и, главное, стратегию работы и трансформации вуза, которые за 10 лет сможет привести университет к достижению всех целей:
«Поддержка правительства региона и перспективы Астраханской области как геостратегической территории российского Прикаспия дают возможности для перехода университета на принципиально новый уровень подготовки специалистов и развития научных школ.
Третья миссия Астраханского госуниверситета заключена в содействии по наращиванию экономической мощи и международного влияния РФ на Каспии, развитию человеческого и научно-технического потенциала региона, генерации и трансферу научных знаний и технологий, сохранению и приумножению духовных ценностей и традиций за счёт интеграции процессов воспроизводства новых научных знаний, элитных кадров и инноваций. Участие в программе «Приоритет 2030» поспособствует этому и поможет стать вузу регионообразующим».
Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета:
"Московский городской педагогический университет стал участником главной программы развития высшего образования «Приоритет-2030». Это, конечно, связано с тем заделом – в части исследований, образования и проектов – что университет нарастил за прошедшие 25 лет. Однако, все же ключевым фактором оказывается новая стратегия развития. Стратегия, в которой МГПУ переосмысляет механику педагогического университета и создает модель «университета для города». Это требует новой дидактики и исследований, развития социально-гуманитарных практик, привлечение к уже сложившимся научным школам молодых исследователей, международного развития университета. На 10 лет предстоят по-настоящему сложные и амбициозные задачи, но и именно они позволят нам стать действительно университетом глобального города".
#ЭксклюзивНОП
#Приоритет2030
"Московский городской педагогический университет стал участником главной программы развития высшего образования «Приоритет-2030». Это, конечно, связано с тем заделом – в части исследований, образования и проектов – что университет нарастил за прошедшие 25 лет. Однако, все же ключевым фактором оказывается новая стратегия развития. Стратегия, в которой МГПУ переосмысляет механику педагогического университета и создает модель «университета для города». Это требует новой дидактики и исследований, развития социально-гуманитарных практик, привлечение к уже сложившимся научным школам молодых исследователей, международного развития университета. На 10 лет предстоят по-настоящему сложные и амбициозные задачи, но и именно они позволят нам стать действительно университетом глобального города".
#ЭксклюзивНОП
#Приоритет2030
Железный занавес из карточек учета
Редко какие события вызывают столь бурную реакцию в научно-образовательной среде, как недавние «просветительские поправки». Копья ломались и по всему блоку изменений, и по отдельным его частям. А таковых было два – собственно регулирование просвещения и международные договоры.
Самые острые споры были относительно просвещения, самый обоснованные – по иностранным связям. На них мы и сосредоточим внимание.
Высказывались громкие панические мысли о железном занавесе, о Большом Брате, о конце международной науки в России. Как и всегда в подобных случаях, здравомыслящее меньшинство указывало – давайте дождемся конкретных документов, детальной нормативки, все зависит не от громких лозунгов и не от программных формулировок. Так и вышло. По крайней мере, на сегодняшний день.
Министерство науки и высшего образования подготовило проект «Правил учета…». Здесь звучит ключевое слово: «учет». Не «согласование», не «одобрение» - именно «учет». Как не раз писала «Научно-образовательная политика», именно к фиксации реалий сведется вся эта механика. И не раз само Минобрнауки заявляло, что делается это ради учета и анализа.
Заниматься учетом карточек и всем карточным оборотом будет (как и ранее) подведомственный Минобрнауки «Научно-технический институт межотраслевой информации».
Сами «Правила» будут действовать в отношении подведов Минобрнауки, осуществляющих научные исследования за счет средств федерального бюджета: и университетов, и научных институтов. Есть и важное нововведение – учитываться будут договоры: «с иностранными организациями и с научными и образовательными организациями с долей в уставном капитале иностранных граждан и иностранных организаций».
Судя по всему, это и есть результат компромисса: пока что ни в каком виде не прозвучали «заключения», что должны быть получены у учредителям – а стало быть, это заменено учетом. Но в ответ – нормы были расширены на организации с долями иностранного владения. Второй компенсацией стала жесткая формулировка: «За непредставление или несвоевременное представление в Институт организацией информации о выполняемых договорах предусматривается персональная (дисциплинарная) ответственность руководителя организации».
Отметим, что данные правила не касаются подведов Правительства и иных ведомств.
Вообще с подобными карточками регулярно сталкивались в научных институтах – теперь с ними предстоит научиться работать и в вузах. Однако, само содержание карточек крайне формализовано. До 50 слов аннотации договора и до 30 слов о результате для России – вся содержательная часть. И блок о гостайне – ради него во многом все это и делается. Плюс сама механика учета и анализа.
Реакция научно-образовательного сообщества на проект – сдержанно-оптимистичная. Пока что с ужасом ожидаемый (причем, с такой экзальтацией – словно желаемый) железный занавес обратился отдельными учетными карточками.
Говорить о резкой либерализации в области исследований и разработок явно не стоит. Исследовательский сектор прочно закреплен в контуре национальной безопасности. Наука окончательно секьюритизирована – и научная безопасность перестала быть отвлеченным концептом. Это реальность. А раз так, то споры между либералами и государственниками – особенно частые в научно-образовательной среде – обрастают новым уровнем дискуссий. Теперь в многосторонних дискуссиях активно участвуют представители охранительно-прогрессистского блока и силовики.
Подробнее: https://regulation.gov.ru/p/120614
Редко какие события вызывают столь бурную реакцию в научно-образовательной среде, как недавние «просветительские поправки». Копья ломались и по всему блоку изменений, и по отдельным его частям. А таковых было два – собственно регулирование просвещения и международные договоры.
Самые острые споры были относительно просвещения, самый обоснованные – по иностранным связям. На них мы и сосредоточим внимание.
Высказывались громкие панические мысли о железном занавесе, о Большом Брате, о конце международной науки в России. Как и всегда в подобных случаях, здравомыслящее меньшинство указывало – давайте дождемся конкретных документов, детальной нормативки, все зависит не от громких лозунгов и не от программных формулировок. Так и вышло. По крайней мере, на сегодняшний день.
Министерство науки и высшего образования подготовило проект «Правил учета…». Здесь звучит ключевое слово: «учет». Не «согласование», не «одобрение» - именно «учет». Как не раз писала «Научно-образовательная политика», именно к фиксации реалий сведется вся эта механика. И не раз само Минобрнауки заявляло, что делается это ради учета и анализа.
Заниматься учетом карточек и всем карточным оборотом будет (как и ранее) подведомственный Минобрнауки «Научно-технический институт межотраслевой информации».
Сами «Правила» будут действовать в отношении подведов Минобрнауки, осуществляющих научные исследования за счет средств федерального бюджета: и университетов, и научных институтов. Есть и важное нововведение – учитываться будут договоры: «с иностранными организациями и с научными и образовательными организациями с долей в уставном капитале иностранных граждан и иностранных организаций».
Судя по всему, это и есть результат компромисса: пока что ни в каком виде не прозвучали «заключения», что должны быть получены у учредителям – а стало быть, это заменено учетом. Но в ответ – нормы были расширены на организации с долями иностранного владения. Второй компенсацией стала жесткая формулировка: «За непредставление или несвоевременное представление в Институт организацией информации о выполняемых договорах предусматривается персональная (дисциплинарная) ответственность руководителя организации».
Отметим, что данные правила не касаются подведов Правительства и иных ведомств.
Вообще с подобными карточками регулярно сталкивались в научных институтах – теперь с ними предстоит научиться работать и в вузах. Однако, само содержание карточек крайне формализовано. До 50 слов аннотации договора и до 30 слов о результате для России – вся содержательная часть. И блок о гостайне – ради него во многом все это и делается. Плюс сама механика учета и анализа.
Реакция научно-образовательного сообщества на проект – сдержанно-оптимистичная. Пока что с ужасом ожидаемый (причем, с такой экзальтацией – словно желаемый) железный занавес обратился отдельными учетными карточками.
Говорить о резкой либерализации в области исследований и разработок явно не стоит. Исследовательский сектор прочно закреплен в контуре национальной безопасности. Наука окончательно секьюритизирована – и научная безопасность перестала быть отвлеченным концептом. Это реальность. А раз так, то споры между либералами и государственниками – особенно частые в научно-образовательной среде – обрастают новым уровнем дискуссий. Теперь в многосторонних дискуссиях активно участвуют представители охранительно-прогрессистского блока и силовики.
Подробнее: https://regulation.gov.ru/p/120614
regulation.gov.ru
Нормативные правовые акты - Официальный сайт для размещения информации о подготовке нормативных правовых актов и результатах их…
Официальный сайт для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения