НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Флагманы образования

Сегодня стартовал новый масштабный проект Министерства просвещения РФ и президентской платформы «Россия — страна возможностей» — Всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования».

В торжественной презентации конкурса приняли участие:

- Александр Бугаев, первый заместитель Министра просвещения РФ,

- Алексей Комиссаров, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей»,

- Владимир Мау, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

- Андрей Богданцев,
руководитель проектов АНО «Россия – страна возможностей» и другие.

Алексей Комиссаров, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей»:

«Все проекты платформы «Россия – страна возможностей» не стоят на месте. Как вы знаете, два года назад мы запустили проект «Учитель будущего» – первый в России командный конкурс для педагогов. И он себя хорошо зарекомендовал.

Проанализировав обратную связь от участников, экспертного сообщества, а также получив письма от тех, кто хотел бы, но не мог принять участие в конкурсе, мы решили его расширить и позволить принять в нем участие тем, кто занимается образованием на разных уровнях. Сегодня мы запускаем новый масштабный проект «Флагманы образования», состоящий из четырех самостоятельных треков. И молодые ребята, и действующие педагоги, и профессиональные управленцы в сфере образования смогут показать свои силы, предложить собственные решения конкурсных испытаний и, следовательно, развивать систему образования нашей страны.

Для участия необходимо собрать команду из сотрудников общеобразовательной организации. В команду должны входить 4 человека: директор или его заместитель, заместитель директора, два классных руководителя. Участникам предстоит пройти дистанционное тестирование (тест общих знаний, функциональная грамотность и управленческие навыки).

Затем пройдут очные полуфиналы в 8 федеральных округах и финал, в котором будут соревноваться 100 команд. В конкурсе нет ограничений: участвовать в нем могут как опытные сотрудники образовательных организаций, так и имеющие небольшой стаж. Участники трека смогут посоревноваться с управленческими командами школ из всех регионов страны».

Сергей Кравцов, министр просвещения РФ:

«
Современной системе образования нужны талантливые управленцы, настоящие лидеры, которые могут продемонстрировать, как эффективно выстроить командную работу, сплотить коллектив для достижения наилучших образовательных результатов. Именно от них во многом зависит успех образовательной организации, раскрытие потенциала учащихся и развитие системы образования в целом. Конкурс «Флагманы образования» позволит выявить лучших представителей системы образования, опыт которых станет вдохновляющим примером для других».
⚡️ Прямо сейчас на ММСО 2021 проходит панельная дискуссия Развитие надпрофессиональных компетенций (soft skills) в университетах
Спикеры:
Ольга Петрова, министр науки, образования и молодежной политики Нижегородской области Нижегородской области
Елена Загайнова, ректор ННГУ
Седнев Дмитрий, ректор ТПУ
Алла Калинина, ректор ВолГУ
Александрова Елена, ректор КУПНО
Евгений Сженов, научный руководитель ЭАЦ Научно-образовательная политика
Илья Коршунов, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ
Модератор: Дмитрий Гужеля, директор департамента АНО «Россия - страна возможностей»
Образование и цифровая зрелость

Виктор Басюк, заместитель президента РАО:

Говорить о современной дидактике в условиях цифровой трансформации – это абсолютно актуальная задача. Когда мы говорим об общепедагогических компетенциях, я остановился бы на еще одной важной функции, которая появляется у педагогов, в том числе у педагогов высшей школы. Это – посредническая функция. Когда мы говорим, что высшая школа формирует особенные профессиональные компетенции, то должны понимать, что студент может получать любые знания и навыки из различного множества источников.

Виктор Сдобняков, и.о. ректора Мининского университета:

С точки зрения цифрового образования, надо понимать, где целевое состояние, где баланс между офлайн и онлайн, который зависит и от предмета, и от физического состояния студента. Технологии становятся сильным помощником. Образовательная стратегия раньше разрабатывалась внутренним сообществом, сейчас мы стараемся стать помощником для региона. Вузы должны работать в рамках опережающей модели.

Нина Яныкина, ректор «Университета 20.35»:

Емкость рынка специалистов в сфере цифровых технологий растет. Чем больше технологий проникает в различные сферы, тем больше требуется компетенций по работе с данными.

Что касается образования, когда мы точно для себя определим, что профессорско-преподавательский состав – это не просто пользователи, сколько квалифицированные постановщики задач для разработчиков, тогда мы можем говорить о цифровой зрелости, если не университета, то коллектива, от которого зависит развитие университета, города, региона.

Искандер Бариев, проректор Университета Иннополиса:

Есть разные мнения, что такое цифровая зрелость. Для меня самым важным ответом является то, о чем говорит индустрия. Нам нужно формировать такой пул специалистов, которые разбираются в том, в чем нуждается индустрия. А преподаватели должны быть всегда на шаг впереди. Подводя итоги нашего проекта, мы думаем, как сделать так, чтобы люди после обучения продолжали изучать тему дальше.
Цифровая зрелость — это понимание задач той индустрии, в которой работает преподаватель.

Марина Боровская, президент Южного федерального университета:

Думая о цифровом следе, о цифровых двойниках, мы должны взять в партнеры территории и регионы. Сделать качественную исследовательскую инфраструктуру без этого партнерства не получится.
Уязвимость тех преподавателей и студентов в том, что не многие могут получить качественный интернет. Мы должны поискать и методические решения для мобильного обмена и взаимодействия.
Приоритет 2030 показывает, что университеты понимают необходимость «ситицентрированного» развития, надо только понять, какие регионы готовы к этому.

Сергей Ерохин, ректор МТУСИ:

Наш университет является пионером внедрения цифровых технологий. Я бы отметил еще один важный тренд, что наконец ушел негативный контекст, что дистанционный формат образования ушел от ассоциации некачественности. Раньше к дистанционному образованию относились с пренебрежением, называя некачественным, сейчас мы видим тренд, что это представление ушло.

Мы уже привыкли, что можно учиться в распределенном формате, университеты стали гибкими. Группы учатся онлайн, офлайн и гибридно, но кто бы знал, что прошедшее падение Facebook и Whatsapp может сказаться на образовании? Педагог должен производить качественный контент – это одна из задач цифровой трансформации.

Подробнее
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Глава Минтруда представил программу содействия молодежной занятости до 2030 года

По данным Росстата, в августе насчитывалось 72,3 миллиона занятых россиян, что почти на 400 тысяч выше допандемического показателя. Уровень безработицы по методологии Международной организации труда снизился до 4,4%.

Главное:

👩‍💻 Новая биржа навыков позволит ориентироваться в вакансиях и необходимых к ним требованиях. На портале «Работа в России» уже оцифрована вся база вакансий по стране

🏭 Промышленный туризм позволит познакомить молодежь с работой различных организаций

🧑‍🦱 Наем подростков будет упрощен за счет субсидирования трудоустройства молодежи

👷 Вузы будут обязаны устраивать студентам производственную практику

📊 К следующей приемной кампании будет создан рейтинг образовательных программ по эффективности трудоустройства выпускников

«По результатам программы почти на четверть увеличится вовлеченность молодежи в экономику», – заявил глава Минтруда Антон Котяков.
Труд – молодежи, федерализация – СПО

В День Учителя президент Владимир Путин провел совещание с членами Правительства. Образовательные сюжеты были затронуты и там, но касались они в основном системы поддержки молодежи и развития системы СПО.

Первый важный сюжет в этом блоке касался программы содействия занятости молодежи до 2030 года. Презентовал ее министр труда и соцзащиты Антон Котяков. Разработка велась в сотрудничестве Минтруда и заинтересованных ведомств с АСИ, WorldSkills Россия и экспертным сообществом. Ключевая задача – повысить вовлеченность молодежи в экономику.

Всего в программе 4 направления.

Формирование эффективных карьерных траекторий молодых людей
1. Предлагается совместно с Национальным агентством развития квалификаций совместно с WorldSkills Россия создать публичную биржу навыков. Это декомпозиция вакансий через матрицу компетенций, а затем – пересборка. То есть во главу угла – что особенно важно для молодежи – будет поставлен не фактический опыт работы, а имеющиеся навыки и умения.

2. Расширение программы по профориентированию. Масштабированию подвергнется проект АСИ по промышленному туризму. Реализацию также будут вести Минпросвещения, Росмолодежь и Ростуризм.

3. Упрощение найма подростков – через изменения в законодательстве предлагается расширить возможности для легальной подработки школьников и учащихся системы СПО.

Усиление практических навыков у студентов
1. Развитие предпринимательских компетенций. По предложению АСИ будет развернута такая подготовка по выбору для студентов любых направлений.
2. Развитие прикладных компетенций. Усиление практической подготовки, а предоставление места практики станет обязанностью для учебного заведения. Возможность самостоятельного нахождения такового останется, но будет поставлена под контроль через специальный модуль портала «Работа в России».
3. Изменение механизма формирования контрольных цифр приема в СПО: учет прогнозной потребности рынка труда и публичный рейтинг трудоустройства выпускников.

В этом же подпункте содержится и самое радикальное изменение, которое ожидает российскую систему СПО – федерализация. На данный момент предлагается передать на федеральный уровень полномочия по формированию КЦП не только в высшем, но и среднем профессиональном образовании.

Создание условий для совмещения образования и трудовой или предпринимательской деятельности
1. Поддержка предпринимательских инициатив.
2. Упрощение работы во время учебы и использование волонтерской деятельности в качестве опыта первой работы.

Снижение молодежной безработицы
1. Субсидирование трудоустройства молодежи.
2. Обучение незанятой молодежи.
3. Содействие трудовой мобильности – обеспечить переезд не менее 2 тысяч молодых специалистов из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные субъекты.

Второй масштабный блок был посвящен WorldSkills. Владимир Путин поздравил российскую команду с успехами на EuroSkills. Кстати, следующий евро пройдет в 2023 году в Санкт-Петербурге, а до того – в 2022-м – будет мировое первенство в Шанхае.

Министр просвещения Сергей Кравцов кратко отметил, что уже 60% выпускников 9 классов идет в систему СПО, а с 2022 года будет запущен «Профессионалитет» - где к подготовке кадров привлекут отрасли и обеспечат практически 100% трудоустройства.

Смысловую часть отразил Роберт Уразов. Он подчеркнул методологические свершения – разработку собственного уникального метода, который позволяет добиваться хороших результатов. Примечательно, что задействован он уже в трех нацпроектах – по образованию, демографии и производительности труда.

Далее слово получили два победителя EuroSkills – это серьезное новаторство для совещаний президента с правительством.

Система СПО все более обособляется как самостоятельная сфера – начав с федерализации КЦП сложно не прийти к выводу об усилении единой управленческой матрицы на базе WorldSkills Russia под руководством Роберта Уразова. Именно на систему СПО возлагаются особые надежды по уменьшению молодежной безработицы и (наравне с вузами) по массовой (пере)подготовке граждан.

Подробнее.
Код мечты

Премьер-министр Михаил Мишустин встретится с российскими финалистами Международного студенческого чемпионата мира по программированию (ICPC).

Беседа происходила в Координационном центре Правительства - в первую очередь, центра сосредоточения оргуправленяеских процессов именно в цифровой форме.

Именно Михаил Мишустин сейчас является лидером digital-этатизма, а сам Координационный центр возглавляет цифровой (а также , в частности, научно-университетский) вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

«Хочу поздравить призёров с победой в самом престижном и масштабном командном соревновании молодых программистов. Это сборные из Нижегородского университета имени Лобачевского, Санкт-Петербургского университета ИТМО (это бывший Институт точной механики и оптики), Московского физико-технического института и ребята из Высшей школы экономики. Они завоевали три золотые медали из четырёх, одну бронзовую медаль и кубок абсолютных чемпионов. Это отличный результат!

<…>

Хочу также поприветствовать и поблагодарить ректоров вузов победителей олимпиад, которые здесь сегодня присутствуют: ректора МФТИ Дмитрия Викторовича Ливанова, ректора Нижегородского университета имени Лобачевского – Елену Вадимовну Загайнову, ректора ИТМО Владимира Николаевича Васильева, ректора Высшей школы экономики Никиту Юрьевича Анисимова. Спасибо вам огромное»,
- отметил в своём поздравлении глава правительства.

Михаил Мишустин напомнил, что цифровая трансформация является стратегической целью, обозначенной президентом Владимиром Путиным. А кадры - одна из основ успеха.

Напомним, что в последнее время был принят ряд решений по масштабной и системной цифровой (пере)подготовки россиян.
1. Увеличено количество бюджетных мест на IT-направления.
2. Модули по цифровым компетенциям включены во все образовательный программы высшей школы.
3. Государство субсидирует обучение цифровым профессиям.
4. На базе университетов разворачивается система масштабной переподготовки россиян и освоения digital-навыков.
5. Запущены программы подготовки цифровых управленцев разного уровня.

В конце поздравления Михаил Мишустин призвал юных программистов: «Друзья, перед вами сейчас открывается очень много возможностей. Позволяйте себе мечтать. Не бойтесь ставить перед собой самые амбициозные цели, выходить за рамки привычного, понятного».

Мечта становится категорией универсальной. Это основа любого системного развития, фундамент успеха всех креативных процессов (наука здесь не исключение).

Владимир Путин, Сергей Кириенко, Михаил Мишустин, Алексей Комиссаров - да и вообще почти все в высшем управленческом эшелоне - раз за разом призывают: мечтать, дерзать, творить, но обязательно воплощать свои мечты, на деле идти к их воплощению.

Подробнее: http://government.ru/news/43437/
⚡️Ректорат Вышки: первые измения

Более 100 вопросов поступило в редакцию НОП с недоумением об отсутствии ректора ВШЭ Никиты Анисимова в программе ММСО.

Действительно, этот факт выглядит (на первый взгляд) странно, особенно на фоне успеха Вышки в «Приоритете 2030».

Расстроим конспирологов: по нашей информации, Никита Анисимов участвует в газовом форуме в Питере. И уже завтра он представит коллективу Питерского кампуса НИУ ВШЭ нового директора.

Директором Вышки в Питере станет Анна Тышецкая, хорошо известная в НОП- сфере проректор БФУ им. Канта по образовательной деятельности, хорошо знакомая Никите Анисимову по работе с ДВФУ.

Заявка Вышки на «Приоритет-2030» предполагает серьезную трансформацию университета, в которой одно из ключевых направлений — реальный переход к модели «4 кампуса - 1 университет». По информации НОП, именно эта задача станет главной для Анны Тышецкой в новой должности.

При этом, по нашим данным, к предшественнику Тышецкой Сергею Кадочникову нет никаких претензий. Де-факто он развил Питерский филиал ВШЭ в мощный университет, который успешно конкурирует с лучшими вузами Питера и занимает 4 место по качеству приема в стране.

Насколько нам известно, Сергей Кадочников перейдёт на работу в Москву, при этом продолжит помогать своему питерскому «детищу».

Первое крупное назначение в Высшей школе экономики с момента прихода Анисимова на пост ректора не останется единственным.

О том, что ожидаются кадровые изменения, мы знали давно. Они произойдут, но уже в Московском кампусе НИУ ВШЭ.

Какие именно - будем наблюдать.
Компетенции для страны

На Московском международном салоне образования прошла дискуссия Центры компетенций: интеллектуальный университетский пояс России.

Владимир Мау, ректор РАНХиГС:

Не будем забывать, что задача цифровизации была поставлена до пандемии, а пандемия ускорила [её]. Теперь есть абсолютное равенство физического и онлайн присутствия.

Важно, что этот проект запущен по поручению президента. У проекта есть и очень важный экономический аспект. Очень важно, чтобы он был интересен и студентам, и работодателям. Центры [компетенций] - это про молодых людей, которые способны формировать свое будущее, будущее страны. А чтобы показывать и отстаивать свою важность, нужно что-то знать и уметь.

Алексей Комиссаров, генеральный директор АНО «Россия - страна возможностей»:

Мы даем выпускникам найти ту дорогу, которая им интересна. А лучшие вузы всегда заинтересованы, чтобы студенты получили карьерное развитие.

Все те, кто занимается оценкой, знают, что одна из проблем – валидация данных. Сейчас самая мощная система валидации существует в РАНХиГС. Я надеюсь, проект поможет расширить эту историю.

Алевтина Черникова, ректор НИТУ МИСиС:

Проект Центров компетенций нам очень важен. Сейчас требования работодателя таковы, что они хотят, чтобы выпускники знали несколько языков, разбирались в архитектуре бизнеса и т.д.

Настолько быстро меняются требования к выпускникам: пандемия внесла свои коррективы и сейчас одно из первых требований – стрессоустойчивость. ЦК станут точками объединения для масштабирования лучших проектов. В каждом филиале у нас есть свои компетентностные модели. Сейчас невозможно единожды получить качественное образование и конвертировать это в опыт. Центры компетенций помогут создать систему непрерывного образования.

Сергей Лукьянов, ректор РНИМУ им. Пирогова:

Мы стали делать такие проекты, что у студентов появилась возможность организовывать свои интересы самостоятельно. Мы стали использовать курсы тьюторов для студентов. Университет ощущает это, по-другому строится взаимодействие. У нас исторически есть взаимодействие с работодателями. Но без платформы и системы это носит точечный характер.
Мы уже давно создали научное портфолио, но это – не все, что можно сказать о выпускнике. Поэтому мы рады поучаствовать в проекте Центров компетенций.

Михаил Балыхин, ректор МГУПП:

История Приоритета заставила нас полностью пересмотреть все целеполагание и миссию университета. Сейчас перед нами горизонт – международные рынки, мы должны поменяться, экспортировать кадры, для этого необходимы доступные образовательные программы.
Пищевая отрасль абсолютно прикладная, но кроме этого она и глубоко социальная. Поэтому специалист должен быть развит и эмоционально, и ментально. Мы ставим перед собой задачу, составляя портрет выпускника – руководитель какого-либо бизнеса. Мы зашили в проект центра компетенций и профессиональную ориентацию.

Дмитрий Беспалов, ректор СКФУ:

Центр компетенций – тот формат, который даст нашему региону больше возможностей для практикоориентированности.

Готовя высококвалифицированного специалиста, [нужно следить за тем, что] он должен попадать в востребованную среду. Мы создали в прошлом году консорциум, одной из задач которого является закрепление молодых специалистов в местах проживания. Мы должны обращать внимание и на профессорско-преподавательский состав, и на административный, поэтому мы в прошлом году запустили проект кадрового резерва.

Дмитрий Гужеля, директор департамента АНО «Россия - страна возможностей»:

На открытии центров жизнь только начинается. У них большие задачи: студент на выходе из университета оказывается перед открытым космосом. Центры компетенций дадут ключевым работодателям увидеть специалистов еще на 2-3 курсе и подготовить их с точки зрения своих требований. Когда мы оцениваем компетенции, нет плохих оценок, они просто у всех разные. Мы должны дать им просто понять, куда двигаться дальше. С одной стороны подхватывает регион и работодатели, с другой, студенты понимают куда им двигаться.

#НОПдискуссия
Инициативно-технологический рывок

На прошедшем 7 октября заседании Правительства премьер-министр Михаил Мишустин сообщил, что кабинет министров завершил формирование перечня стратегических инициатив социально-экономического развития.

Создавались они по поручению президента:

«Летом на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам мы подробно обсудили их с Президентом. Все эти инициативы нужны для более эффективного достижения национальных целей, которые были определены главой государства на ближайшие 10 лет. А также – решения задач, которые глава государства поставил в посланиях Федеральному Собранию», - отметил премьер-министр.

Всего инициатив 42 по шести направлениям: социальная сфера, строительство, экология, цифровая трансформация, технологический рывок и государство для граждан. Работу над ними вело пять рабочих групп, в том числе – «Национальная инновационная система» во главе с вице-премьером Дмитрием Чернышенко.

Базовым для научно-образовательной сферы является направление «Технологический рывок», который составляет один из компонентов стратегического научно-технологического прорыва.

Здесь представлено больше всего СИ СЭР – 15 штук. По каждой определен ответственный орган.

Минэнерго отвечает за «Чистую энергетику (водород и ВИЭ)»
Росатом – курирует инициативы «Новая атомная энергетика, в том числе малые атомные реакторы для удаленных территорий» и «Круглогодичный Севморпуть». Напомним, что у госкорпорации есть свой «нацпроект «Атом» - программа РТТН.

Минтранс будет реализовывать «Беспилотные логистические коридоры», «Автономное судовождение», «Беспилотная авиадоставка грузов».
Минэкономразвития координирует «Электромобиль и водородный автомобиль». В этих четырех стратегических инициативах есть логическая связь c Net’ами НТИ. Также ведомство будет курировать СИ «Взлет – от стартапа до IPO», координируя бесшовную стадиальную поддержку технологического предпринимательства.

Именно этой темой в рамках инициативы «Платформа университетского технологического предпринимательства» будет в вузовском разрезе заниматься Минобрнауки.

Второй важный проект – инициатива «Передовые инженерные школы».

Мипромторг – во главе двух инициатив: «Развитие производств новых материалов» и «Прорыв на рынки СНГ».

Российский экспортный центр будет (на самом деле – продолжать) создавать «Цифровую экосистему «Одно окно» для экспортера».

Минсельхоз будет координировать научно-технологическое развитие профильной отрасли через инициативу «Аграрная наука - шаг в будущее развитие АПК». Здесь самая прямая связь с Федеральной научно-технической программой развития сельского хозяйства, а также многими сюжетами ФНТП развития генетических технологий.

Помимо инициатив «Технологического рывка» в иных направления также присутствуют важные научно-образовательные сюжеты: «Медицинская наука для человека» (Минздрав), «Россия – привлекательная для учебы и работы страна» (Минэкономразвития), «Подготовка кадров для ИТ» (Минцифры).

Министерство просвещения будет запускать инициативу «Профессионалитет», которая должна интенсифицировать подготовку в системе СПО и еще более жестко увязать ее с динамически меняющимися запросами рынка труда и ключевых работодателей.

Часть СИ СЭР войдут в качестве отдельных федпроектов, иные более значительно растворены как отдельные мероприятия имеющихся ФП или госпрограмм.

На реализацию инициатив до 2024 года потребуется 4,6 трлн рублей. Средства на эти цели будут взяты из федерального бюджета и Фонда национального благосостояния. Также планируется привлекать частные инвестиции. Это дата и станет первой отсечкой, вторая – это горизонт 2030 года.

Реализацию стратегических инициатив будут обсуждать на Российском инвестиционном форуме в Сочи с 17 по 19 февраля следующего года.

СИ СЭР стали последним компонентом «Единого плана по достижению национальных целей развития», а также будут включены в будущую Стратегию социально-экономического развития.


Подробнее: перечень инициатив и новость о заседании Правительства.
От зрелости к индивидуальным траекториям (1/2)

На Московском международном салоне образования 2021 прошла дискуссия «Цифровая трансформация образования и науки: ИОТ-технологии и новый коммуникационный код»

Андрей Юрченко, врио директора Федерального исследовательского центра информационных и вычислительных технологий:

Цифровая трансформация науки: первое, что мы можем видеть, это движение в сторону создания цифрового профиля ученого, который так или иначе уже реализуется, преимущественно западными наукометрическими площадками. Для этого уже существуют различные информационные системы. Но когда мы говорим о цифровизации науки в целом, мы все равно должны прийти к какому-то новому пониманию. И это не просто новая платформа, база данных или база знаний, это инструментарий, который позволит ученым лавировать, оперировать данными, создавая интероперабельный цифровой продукт, а тем, кто работает с учеными, видеть, куда двигается ученый и использовать то движение, которое у ученого есть, чтобы его уловить и нативным образом применить для решения прикладных задач.

Цифровая наука – это движение науки к цифровому описанию знаний, цифровой модели, своеобразному "знаниеобороту" - свободному движению знаний между наукой и образованием. Преимущество такой модели в полноформатном цифровом следе. У ученых уже есть свой цифровой след, и он в настоящее время больше собирается и анализируется на западе. Все-таки должна быть похожая система и у нас. Нужно обозначить эти приоритеты изучения и использования цифрового следа через создание новых отечественных наукометрических систем. Наука сейчас – работа больших групп и коллективов, важно создать безбарьерную среду взаимодействия для учёных, стремиться к действительной академической мобильности.

Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng:

Если взять всех людей в России, отсортировать по убыванию мотивации к обучению, мы увидим некоторую вырождающуюся экспоненту. И все образование: школьное, вузовское, частное, детей и взрослых - оно умеет работать только около ноля - с мотивированными, а с остальными оно умеет как-то коммуницировать. Опережающий показатель нашей цифровой зрелости - это то, что длинный хвост, который сейчас тратит секунды в месяц на собственное развитие, начал думать, что это реально полезно и мы нашли интерфейсы и способы коммуникации, чтобы пробудить у них интерес к собственному развитию.

Екатерина Любимова, проректор по образованию Университет 20.35:

Цифровая зрелость это про изменение мышления студентов и преподавателей, все это – часть цифровой трансформации. И мы понимаем, что это изменяет и педдизайн, но мы должны понимать, что во главу угла становится работа с данными.

Трендом становится изменение финансовой модели, где студенты будут сами выбирать, куда им потратить деньги на обучение.

#НОПдискуссия

Подробнее
От зрелости к индивидуальным траекториям (2/2)

Ирина Гордина, заместитель генерального директора IT-компании CUSTIS:

Мы не совсем ИТ-компания, процесс индивидуализации массового образования – это не тренд и не хайп. Это то, что делается, чтобы университеты сохранили свою актуальность. Сейчас главное - индивидуализация, ее университет прежде всего защищает [как стратегию развития]. Сейчас очень важно привести статистику, которую проявил Приоритет – 73 вуза показали свое стратегическое намерение по индивидуализации образования. У нас сейчас уже есть Консорциум, все его участники вошли в программу. Но мы видим, что не все 73 вуза готовы к внедрению индивидуальных образовательных программ.

Искандер Бариев, проректор Университета Иннополис:

Тема коллаборации и общения очень важная. Университет Иннополис является больше бутиковым. И индивидуальные образовательные траектории у нас получается выстраивать. Но при массовой истории получается, что индивидуальные траектории – это дорого, но дает результат. Средняя зарплата наших выпускников составляет 150 тысяч рублей.

Андрей Муханов, проректор МТУСИ:

Мы не сможем обойтись без понятия цифровой зрелости, потому что все в нее упирается. Старшее поколение еще помнит другую трансформацию - перестройку, где был использован современный инструментарий, а многие игроки остались в прошлом. Сейчас мы развиваемся. Цифровизация и ее зрелость, в первую очередь, это осознанность. Мы должны понимать, как мы работаем и с кем.
Современные студенты – поколение Z, называют цифровыми аборигенами. Почему студентам проще воспринимать молодого преподавателя? Потому что он говорит со студентами на одном языке.

Меняются традиционные роли преподавателей и студентов. Пандемия нам показала, что сложные времена сильных делают сильнее, а слабых – слабее.

Трендом должна стать унификация ученых степеней, увеличение количества молодых ученых – и это одна из главных наших задач.

#НОПдискуссия