НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Теория и практика индивидуализации

8 ноября стартует третий поток онлайн-курса ТюмГУ «Индивидуализация в высшем образовании, или Как трансформировать образовательное пространство университета».
В курсе собран опыт формирования индивидуальных образовательных траекторий в ТюмГУ: уроки, выводы, кейсы и лайфхаки. Главная цель курса - распространить практику ИОТ и помочь коллегам запустить свои уникальные проекты трансформации образования.

Погодаева Таисья, руководитель программы развития ТюмГУ, специально для НОП:
«Когда мы 5 лет назад заявили, что начинаем внедрение новой модели, основанной на индивидуализации, большинство коллег были настроены скептически и цитировали ФГОС. Сегодня практически все университеты заявили о внедрении индивидуальных траекторий в своих программах развития в рамках Приоритет 2030. Теперь нестрашно – ТюмГУ прошел аккредитацию. На курсе я лично и моя команда подробно рассказываем про наш кейс полной трансформации образования в ТюмГУ. Будет захватывающе!»

Часть курса посвящена цифровой трансформации университета и реализации индивидуальных образовательных траекторий с помощью платформенного решения Modeus.
Участников ждут пять недель совместной работы: видеолекции, подробные интерактивные вебинары и консалтинговая поддержка от экспертов ТюмГУ.
Участники, успешно завершившие курс, получат удостоверение о повышении квалификации (216 часов). Старт курса - 8 ноября 2021 года.

Записаться на курс и ознакомиться со всей информацией можно на сайте: www.utmn.ru/iot
В науку через технопарк

Одним из самых доступных и понятных входов в науку, инженерию и производство традиционно были технические кружки и секции. Ещё с советских времён они вовлекали молодые таланты в исследовательскую и инженерную деятельность. Но сам формат кружковой деятельности теперь редко совпадает с ожиданиями современного школьника и родителя. Поэтому современной альтернативой кружков стали детские технопарки, которые создаются на базе технологических университетов.

В рамках Всероссийского Фестиваля NAUKA 0+ прошел финал Международного конкурса научно-исследовательских и инженерно-технических проектных работ школьников «Ученые будущего». Такое мероприятие ‐ не игра и даже не теоретический кейс, а настоящий социальный лифт, который вовлекает старшеклассников в научную деятельность, открывает им исследовательскую работу и мотивирует стать на научную стезю.

Выпускник детского технопарка «Альтаир» РТУ МИРЭА Владислав Воронин, занял 3-е место на Международном конкурсе научно-технических работ «Учёные будущего» в рамках XVI Всероссийского Фестиваля науки NAUKA 0+ (в категории «Цифровые технологии»). Юноша представил проект «VR-тренажёр для обучения вождению» — симулятор вождения автомобиля в виртуальной реальности.

Его разработка уже стала финалистом программы акселератора технологических проектов «Технолидеры будущего», а сам автор был приглашён на проектную смену в Международном детском центре «Артек», где ребят обучали основам предпринимательства и запуска бизнеса в сфере высоких технологий. Всего на акселератор было заявлено 70 проектов слушателей детских технопарков города Москвы.

Станислав Кудж, ректор МИРЭА – Российского технологического университета, специально для НОП:

«Мы поздравляем Владислава с его заслуженной победой! И я хотел бы отметить вклад нашего университета в этот успех. Детский технопарк «Альтаир» РТУ МИРЭА предоставляет огромные возможности для развития ребенка со школьной скамьи. Для занятий открыты лаборатории, оснащенные высокотехнологичным оборудованием. Под руководством квалифицированных наставников старшеклассники могут конструировать квадрокоптеры и робототехнику, паять электрические схемы и писать сложное программное обеспечение для компьютеров, приборов и мобильных устройств.

Здесь каждый талантливый школьник сможет получить качественное дополнительное образование, причём, совершенно бесплатно».
СтройДПО

В Екатеринбурге прошел VIII Международный форум «100+TechnoBuild», который стал масштабной площадкой для обсуждения современных технологий и методов градостроительства.

В ходе панельных дискуссий и докладов прозвучало общее мнение, что ведущими трендами последних лет в России стали комплексность и многофункциональность подходов к проектам городского развития, основанные на современных технологиях и профессиональных возможностях инженерных кадров.

Делегация НИУ МГСУ во главе с ректором университета Павлом Акимовым приняла активное участие в образовательном секторе Международного форума.

Значимым событием мероприятия стал круглый стол «Новые кадры для строительной отрасли», организованный НИУ МГСУ совместно с Министерством строительства и ЖКХ РФ, на котором ректор Павел Акимов сделал доклад «О совершенствовании многоуровневой системы подготовки кадров для строительной отрасли».

Выступая на круглом столе, ректор НИУ МГСУ Павел Акимов сделал акцент на совместную работу в рамках отраслевого консорциума «Строительство и архитектура» и обозначил основные направления деятельности:

«Созданный в мае этого года консорциум ориентирован на широкое участие вузовского сообщества, научных организаций, объединений работодателей, НОПРИЗ, НОСТРОЙ, Союза российских строителей и Российской академии строительных наук в федеральной программе «Приоритет-2030». В него вошли все архитектурно-строительные вузы нашей страны.

Я бы выделил три основных блока задач консорциума: в первую очередь, это вопросы, связанные с кадровым обеспечением строительной отрасли, которые коррелируются с программой «Приоритет-2030», где существенное внимание уделяется не только высшему образованию, но и дополнительному профессиональному образованию (ДПО). Перед отраслью сегодня стоят непростые задачи, например, переход на BIM-технологии с 1 января 2022 года, которые необходимо решать с помощью программ ДПО, потому что и бакалавриат, и магистратура в российских строительных вузах не дают в полной мере необходимых компетенций.

Второй большой блок задач – это научный, он является стратегической программой развития НИУ МГСУ и Консорциума и ориентирован на фундаментальные исследования в интересах строительной отрасли. Здесь предусмотрена отдельная масштабная программа научных исследований Консорциума, где за основу взят успешный отраслевой опыт начала 90-х годов, связанный с тематической программой «Архитектура и строительство». Предполагается, что это направление будет реализовано в рамках программы «Приоритет-2030».

Третий блок задач – это цифровизация, он связан как с образовательной траекторией, так и с научной составляющей. Есть ряд нерешенных проблем, например, связанных с программным обеспечением. Сегодня, практически все строительные расчеты зданий и конструкций выполняются на основе численных методов, но вместе с тем, парадоксально, но факт, у нас в стране нет ни одного программного комплекса, который можно назвать полностью отечественным. Поэтому, одна из задач, которые мы будем ставить в рамках Консорциума, это создание программных алгоритмических основ такого продукта.

Существует еще и четвертый блок наших задач – это все, что касается молодежной политики, социальных и волонтерских проектов. С ними связан и вопрос трудоустройства наших выпускников. Хотя, в целом, с этим проблем нет, процент трудоустройства колеблется от 85-ти процентов и выше».
Лучшие практики ДПО: Университет Иннополис

Университет Иннополис – флагман цифрового образования в России. Организация реализует масштабные программы повышения квалификации для управленцев и лидеров цифровой трансформации.

О том, как проходит обучение цифровым навыкам, какие результаты уже достигнуты и зачем Иннополису партнеры, в интервью «Лаборатории» рассказывает директор Института дополнительного образования Университета Иннополис Мария Образцова.

https://www.youtube.com/watch?v=Bg6KfmbIEE0
ДПО_в_Университете_Иннополис_презентация.pdf
3.7 MB
25 000 человек прошли обучение по программам ДПО в Университете Иннополис с 2016 года. Об успехах вуза в сфере непрерывного образования - в презентации.
Forwarded from НЕЗЫГАРЬ
Минобрнауки разрабатывает новую модель аккредитации вузов.
 
Оценивать качество образования в университетах скоро будут иначе. Старая система аккредитации вузов давно изжила себя. Минобрнауки России совместно с Рособрнадзором предложили совершенно новую модель аккредитации университетов.
Что изменится?
- вузы оценят по аккредитационным показателям;
- не нужно проходить процедуру аккредитации каждые шесть лет.
Аккредитационные показатели – это:
- обеспеченность кадрами;
- уровень трудоустройства выпускников;
- сохранение контингента;
- внедрение новых технологий;
- научно-методическая деятельность.
В итоге, если вузы докажут, что достигли всех показателей, то они получат бессрочную аккредитацию. Но их ждет регулярный мониторинг качества образования.
Что это за показатели? 
По сути – это обязательные требования, которые позволяли бы аккредитационному органу (Рособрнадзору) в режиме мониторинга гарантировать высокий уровень качества образования. 
Понятно, что перечень таких показателей будет иметь эволюционный характер. 
Аккредитационные показатели будут меняться в зависимости от требований времени и развития образования, науки и технологий. Но, главное- уходит в прошлое субъективное мнение экспертов по трактовке качества реализации основных образовательных программ и периодический выезд этих экспертов в образовательные учреждения независимо от результатов анализа работы учреждений.
ДФО: научно-образовательные поручения

Президент Владимир Путин утвердил три перечня поручений по итогам Восточного экономического форума. В фокусе внимания – комплексное развитие дальневосточного макрорегиона. Науке и образования уготована роль одного из локомотивов опережающего прогресса.

Развитие образовательных процессов начнется со школы. Правительству поручено создать 21 500 новых учебных мест до конца 2023 года и провести капитальный ремонт более тысячи зданий общеобразовательных организаций до конца 2026 года.

Второй блок – кадры. На учителей (от яслей до СПО) и медиков после 5 лет работы в Дальневосточном федеральном округе будет распространяться дальневосточная ипотека – без требований к стажу, возрасту и семейному положению.

Предусматривается создание отдельной льготы для абитуриентов-дальневосточников – для них увеличат количество КЦП: «обеспечить увеличение контрольных цифр приема граждан, являющихся выпускниками общеобразовательных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, на обучение по программам бакалавриата и специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета». Пока интригой является – будут ли это общефедеральные льготы (как это было в свое время с Крымом) или все же речь идет именно о КЦП для дальневосточников в вузах ДФО.

Главным институтом развития всего федерального округа продолжает являться Дальневосточный федеральный университет. Поручения содержат новый пакет мер поддержки флагманского функционала ДВФУ: «в целях обеспечения достижения мирового уровня [ДВФУ] утвердить программу его развития на период до 2030 года, предусмотрев в этой программе дополнительные меры, направленные на поддержку академической мобильности преподавателей и ученых с мировым именем, привлекаемых к работе в этом университете, а также на обновление образовательных программ, развитие учебной и научной инфраструктуры, определив объем финансирования указанной программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также за счет средств иных источников».

Напомним, что также ДВФУ успешно отобрался в «Приоритет-2030» и уверенно занял место во второй группе по «Территориальному и(или) отраслевому лидерству» в спецчасти. Программа развития будет глубоко интегрирована и с планами в рамках «Приоритета», и с форсированным прогрессом уникальной экосистемы ИНТЦ «Русский».

В этой части Правительству поручено расширить масштабы тех предприятий, центров, фирм и стартапов, что функционируют в рамках «технологической долины»: «[рассмотреть вопрос] об увеличении с 1 до 10 млрд. рублей предельного годового объема выручки, полученной каждым участником проектов, осуществляемых на базе инновационного научно-технологического центра «Русский», от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), при достижении которого утрачивается право на освобождение от исполнения обязанностей по уплате налога на прибыль организаций».

В области СПО всю дальневосточную систему профессионального образования ожидает мощный импульс в развитии. В 2023 году Хабаровске пройдет Национальный чемпионат «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия).

Кроме того, поставлена точка в спорах о том, какое ведомство должно стать главным монитором мерзлоты – этот функционал передан Росгидромету.

Энергетическое развитие ДФО все более тесно увязывается не только с СПГ, но также с водородным переходом. Правительству поручено рассмотреть вопрос о создании центров производства водорода и аммиака. Обеспечивать энергией их будут приливные электростанции, в том числе Пенжинская, Тугурская и Мезенская. Не первый раз в устах главы государства звучит приливная тема – за этот пока не слишком известный сектор энергетики уже разгорается соперничество. Кто окажется «королем прилива» - станет ясно весьма скоро.

Подробнее: 1, 2, 3.
Сердце Лидеров

Сегодня День рождения у Алексея Комиссарова, генерального директор АНО «Россия - страна возможностей», проректора РАНХиГС и директора ВШГУ.

Алексей Геннадьевич Комиссаров - человек самого большого сердца.

Во-первых, потому что является мощным двигателем и вдохновителем огромного братства (многомиллионного!) участников и сотрудников проектов Президентской платформы.

Очень многие из которых, победив в Лидерах и пройдя обучение в ВШГУ, занимают самые высокие руководящие посты в госслужбе, бизнесе, органах представительной власти.

Во-вторых, потому что он постоянно искренне помогает людям - будь то молодой альпинист, замерзающий на Эльбрусе, учёные-соискатели премии Фонда Геннадия Комиссарова или молодые члены его команды, для которых он или уважительно «АГ», или даже более лично - Отец.

А ещё он к.м.с. по шоссейно-кольцевым мотогонкам, постоянный участник
самых экстремальных забегов мира, дайвер, пятиборец, триатлонист, горнолыжник и папа.

С Днём рождения!
А ещё Алексей Комиссаров и десятки членов его команды - надёжные партнёры НОП, ежедневно делающие систему науки и образования России лучше.
Ученых много не бывает

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил результаты анализа данных о численности и структуре ученых в России. Многие падкие до сенсаций Тг-каналы и СМИ растиражировали лишь один из выводов исследователей, причем вырвали его из контекста. Разберем, к чему же пришли аналитики ИССИЭЗ.

В 2020 г. исследованиями и разработками в России занимались 679,3 тыс. чел., что составляет 1% от занятых в экономике. Плюс к тому 109,5 тыс. совместителей и работников по ГПХ. По сравнению с началом десятилетия (2011 г.) сокращение составило 7,6% для штатников и 34% для совместителей.

Причиной, почему стало меньше совместителей служит как повышение зарплат в науке и высшем образовании, а также «концентрация ставок», когда стали (для указанного повышения) жестче следить за наполненностью ставок и необходимым объемом часов. Данное явление требует отдельного анализа, чтобы делать выводы о его последствиях.

Количество остепененных исследователей сократилось с 2011 до 2020 г. на 10,4 тыс. чел., а вот доля обладателей степеней осталась той же – 22% кандидатов и 7% докторов.

В течение последнего десятилетия, как отмечают исследователи, средний возраст исследователей немного снизился: в целом — с 48 до 46 лет, а для кандидатов наук — с 52 до 51 года. Средний возраст докторов наук, напротив, увеличился с 62 до 64 лет. Заметим, что данные приведены на 2020-й год, когда только-только начали приносить плоды комплексные усилия государства по привлечению молодежи в науку – в частности, в рамках профильных нацпроектов. С каждым последующим годом можно ожидать все более выраженный тренд на увеличение количества молодых возрастных групп, а также на уменьшение среднего возраста.

Особенно интересны наблюдения о возрастном составе ученых. При сокращении численности исследователей на 28,2 тыс. чел. за период 2011–2020 гг. численность молодых ученых (исследователей в возрасте до 39 лет) в целом выросла на 12,9 тыс. чел. (+9,1%), но за счет возрастной группы 30–39 лет. Положительная динамика отмечается и в группе 40–49 лет (+15,2%). Таким образом, более равномерная в 2011 г. структура исследователей по возрастным группам изменилась в сторону увеличения доли лиц в возрасте 30–39 лет (с 17,3 до 27,9%) и 40–49 лет (с 13,9 до 17,3%). В определенной степени это объясняется и естественным переходом работников в следующую возрастную группу.

В целом «двугорбая» картина возрастной структуры российской науки постепенно сглаживается, есть четко выраженный приток молодежи, которой становится все больше в секторе исследований и разработок.

По областям наук распределение в основном сохраняет свою структуру – 60,3% - технические науки, 23,4% - естественные. Примечательная динамика за 2011-2020 гг.: больше всего от оттока кадров пострадали сельхознауки (потеряли более четверти исследователей). За 10 лет на 13,2% стало меньше врачей-исследователей, впрочем этот тренд явно переломлен в результате и фокусированных усилий государства по стимулированию подготовки медиков, и в результате коронавирусной эпидемии.

Примечательно, что рост демонстрируют только две области наук – общественные (на 18,3%) и гуманитарные (на 4,2%). В остальных спад.

Россия сохраняет четвертое место по абсолютным масштабам занятости в науке, а в эквиваленте полной занятости (исчисляется в количестве «человеко-лет») – шестое.

В абсолютных величинах убыль количества ученых составила чуть более 28 тыс. чел. за 10 лет. Но нужно обязательно изучать нюансы – частично это произошло из-за естественных процессов в самых возрастных группах, а молодежь все активнее приходит в сектор исследований и разработок. Основная масса негативных тенденций либо уже переломлена либо близка к тому.

Подробнее: https://issek.hse.ru/news/516705296.html
В рамках конференции «Наука. Лидерство. Общество – 2050» «Science. Leadership. Society – 2050» «SLS2050» состоялся Круглый стол «Научно-образовательные консорциумы: Научно- образовательные центры мирового уровня и Приоритет 2030».

Эксперты обсудили большие научно-образовательные коллаборации, ожидаемые эффекты от их работы в горизонте 2030 года.

Андрей Омельчук, заместитель Министра науки и высшего образования РФ:

«В отборе (в Приоритет) мы одинаково относились ко всем. В нашей текущей работе прежде всего превалируют групповые форматы. Я считаю, что это огромный опыт и полезная работа для всего Министерства, и дальше предстоит колоссальная работа».

«НОЦ и программа Приоритет должны быть дополняющими сущностями, которые точно не должны находится в конкуренции, и они точно должны в какой-то степени координироваться с точки зрения программ».

«Главное сейчас — не остановиться (вузам). Паровоз должен нестись на полном ходу, самое важное сейчас — это не упустить момент и начать динамично реализовывать программу, чтобы на встрече через год каждый мог показать результаты своих проектов».

Сергей Верховец , директор Проектного офиса НОЦ мирового уровня «Енисейская Сибирь» (Первый климатический НОЦ):

«Важно сформировать экспертные советы и центры, состоящие из участников различных организаций в рамках тех компетенций, которых раньше не доставало».

Владимир Шевченко, и.о. ректора НИЯУ МИФИ:

«Наши люди серьезно относятся к тому, что они делают, они относятся к этой программе (Приоритет 2030) и заявке как к смысловому документу: что там написано, то мы и собираемся делать».

«Если говорить о коллаборации с российским партнерами, то мы собираемся серьезно пересмотреть корпус необходимых навыков и компетенций. Кратный рост связанности нашей партнерской сети — это те цели, которые мы для себя поставили в рамках нашей заявки, и которые собираемся реализовывать»

Иван Романчук, ректор ТюмГУ:

«Представление развития стратегии университета — это прежде всего вопрос того, отчего ты отказываешься, потому что на всё ресурсов все равно не хватит. Поэтому главное — это то, на что ты делаешь ставку, отчего полностью отказываешься, и что модернизируешь».

«Я благодарю Минобрнауки, все вопросы были заданы предельно и по существу».

Елена Загайнова, «ректор ННГУ им. Н.И. Лобачевского»:

«Мы смогли продумать программу так, что менять уже ничего не хочется. Поэтому, за эти полтора года программа оказалась выстрогана и отшлифована до очень высокого уровня. Мы пришли к очень продуманным программам».

«Мы привлекли многие университеты и Нижнего Новгорода и Москвы. Мы оказались хорошей площадкой для тех, кто раньше не взаимодействовал. В итоге получились очень интересные задачи, с реализацией которых мы пойдем вперед».


Александр Гомзяк, заместитель директора департамента образования и молодёжной политики, ХМАО Югра:

«Западно-Сибирский НОЦ — это действительно тот инструмент, который помог переосмыслить как вузам, так и региональной власти и предприятиям те отношения и сотрудничество, которое было до этого, и найти новые форматы в части подготовки кадров и научно-исследовательского направления».

Денис Неустроев, генеральный директор АНО «Агентство развития научно-образовательных проектов»:

«Западно-сибирский НОЦ очень силен своими участниками. Важное качество нашего НОЦа— это его межрегиональность. Необходимо устранить конкуренцию и создать крепкие партнёрские связи».

#ТюмГУ
#ДискуссияНОП

https://www.youtube.com/watch?v=u-fXAlg7pJo
В 14:00 (Мск) начнётся Круглый стол «Человеческий капитал как важная составляющая трансформации и инновационного развития науки и технологий в повестке научно-образовательных центров мирового уровня»

Участвуют:

Григорий Гуров , заместитель Министра науки и высшего образования РФ

Виктор Басюк , заместитель президента Российской академии образования

Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, член Международной академии образования

Иван Романчук , ректор Тюменского государственного университета

Елена Загайнова, ректор Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Ольга Петрова , Министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

Нина Яныкина, генеральный директор, ректор АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035»

Александр Сорокин, директор Школы исследований окружающей среды и общества (Антропошкола)

Модератор: Евгений Сженов, научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ

Прямая трансляция в 14:00 (Мск):

https://youtu.be/MsTkxlF7Xds
Собирание генетики: виноград и свекла

«Троицкий вариант – Наука» 19 октября опубликовал письмо губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева президенту России Владимиру Путину.

Оно озаглавлено: «О мерах по развитию отечественной селекции и генетики сельскохозяйственных культур», а на оригинале письма, как утверждает «ТрВ-Наука», содержится виза главы государства: «Голиковой Т. А. Чернышенко Д. Н. Прошу рассмотреть и представить предложения».

Известный своим оппозиционным либерализмом «ТрВ-Наука», конечно, трактует содержание письма как «новые шаги по откусыванию кусков у Российской академии наук в пользу НИЦ «Курчатовский институт». Однако, более глубокий анализ покажет нам истинное положение вещей.

О чем вообще письмо краснодарского губернатора? О двух сельхозкультурах – сахарной свекле и винограде. В обоих случаях есть зависимость от иностранного семенного и посадочного материала. В соответствие с Доктриной продовольственной безопасности и Федеральной научно-технической программой развития сельского хозяйства (недавно продленной до 2030 года) – в этих областях импортозамещение обозначено в приоритетном формате. Подпрограмма ФНТП РСХ по свекле уже запущена, по винограду – утверждена и готовится к запуску.

Губернатор Вениамин Кондратьев пишет, что в Краснодарском крае собирается около 40% всего российского винограда. По этому направлению единственным конкурентом является Крымский полуостров. Цель у кубанцев благая – резко увеличить объем разведения местных (автохтонных) сортов с целью получения соответствующих географических наименований и далее выход на конкурентные позиции с европейскими виноделами. Сразу отметим – у крымчан планы ровным счетом такие же.

Тема виноградарства и виноделия уже давно и очень мощно присутствует в дискурсе научной политики, который создает Михаил Ковальчук, президент Курчатовского института. Собственно, уже давно стало понятно – крымские аграрии тесно и обоюдовыгодно сотрудничают с Курчатником. А тот, в свою очередь, действительно наращивает свои компетенции в области микробиологической промышленности (на этом сфокусирована работа Курчатовского геномного центра мирового уровня), генетики в АПК (а Курчатник – главный центр по данным вопросам в стране), конкретно в вопросах виноградарства и виноделия.

Курчатовский институт давно и тесно сотрудничает с крымским НИИ «Магарач», и Кубань, конечно же, не хочет отстать уже на старте.

Тем более, что тема вина – политическая. С момента воссоединения с Крымом – туда хлынул небольшой, но очень влиятельный поток представителей высшего эшелона российской элиты. Все они решили стать виноделами – и в том числе потому нормативное обеспечение конкурентных преимуществ регионов России и страны в целом оказалось на таком бодром марше.

Со свеклой все еще проще – это стратегический продукт, в котором нужно импортозамещать семенной материал. Кубань – один из ключевых центр свекловодства.

Предложение Вениамина Кондратьева простое – передать в подведомственность Курчатовскому институту два центра компетенций. Один по селекции и семеноводству винограда (Анапскую зональную опытную станцию виноградарства и виноделия), второй – по сахарной свекле (Первомайскую селекционно-опытую станцию сахарной свеклы).

Второй блок предложений – о включении большого списка краснодарских опытных станций, племзаводов, научно-производственных хозяйств и других центров компетенций в консорциум Курчатовского геномного центра мирового уровня с расширением его научно-исследовательской программы.

В общем, в предложении Вениамина Кондратьева нет ничего необычного, лишь желание стимулировать региональную экономику и поддержать местных сельхозпроизводителей. А Курчатовский институт ни у кого ничего не откусывает, поскольку сам является одним из лидеров в области «науки АПК» – лишь фокусирует усилия и масштабирует успешные практики.

А два адресата из числа вице-премьеров также понятны. Татьяна Голикова является сопредседателем Совета ФНТП РСХ, а Дмитрий Чернышенко – отвечает за науку и высшее образование.

Текст письма.