Откуда берется «бюджет»?
Правительство России приняло Постановление от 15 октября 2021 г. №1750, по которому окончательно сформирован новый механизм определения контрольных цифр приема – то есть бюджетных мест.
Принятые Правила касаются КЦП в системе СПО и высшего образования, включая также уровень ординатуры и аспирантуры. Участники процесса по среднему профессиональному уровню – Минпросвещения, по всему связанному с культурой и искусством – Минкультуры. Ключевым является Минобрнауки, которое отвечает за львиную долю КЦП по бакалавриату, специалитету, магистратуре, аспирантуре и ординатуре.
Как и было анонсировано ранее, теперь и КЦП определяются, и набор может производиться не только на конкретную специальность (направление), но и на группу таковых.
Определение КЦП производится – и тут предельно важна формулировка – «в целях обеспечения воспроизводства и развития инновационного потенциала экономики, а также создания условий для развития научных школ в профессиональном образовании».
Примечательно здесь два момента. Первый – это тесная связка науки и образования. Второе – еще раз звучит именно эта модель: «научная школа». Есть много свидетельств тому, что в ближайшее время параллельно с глобальным концептом «консорцуимов» еще одну волну возрождения переживут и «научные школы». Именно через данное понятие возможно развертывание «Приоритета для научных институтов».
Детально прописана механика определения количества цифр приема и их согласования. Общий объем КЦП определяют Минобрнауки и Минпросвещения (по СПО). Однако, делают они это не произвольным образом. По каждому вектору заинтересованные стороны формируют предложения, которые затем должны учитываться.
Предложения ФОИВов и других главных распорядителей средств федерального бюджета, у которых в ведении есть образовательные организации – должны быть учтены при определении КЦП в СПО и аспирантуре (адъюнктуре).
Для высшего образования и ординатуры вводится понятие «центров ответственности». К ним относятся отраслевые ведомства, другие ГРСФБ, регионы, объединения работодателей и «иные организации».
По всему, связанному с искусством, запрос исходит от Минкультуры.
Свои выводы и предложения все стейкхолдеры формируют, конечно, не на пустом месте – Минобрнауки заранее рассылает им аналитику с указанием КЦП за определенный период.
Все, что связано с высшим образованием до утверждения Министерством науки и высшего образования должно быть рассмотрено на заседании Координационного совета при Правительстве РФ по вопросам планирования и распределения контрольных цифр приема на обучение по образовательным программам высшего образования и установления квоты приема на целевое обучение. Именно на этом уровне будет производиться согласование позиций, а также определение процента «целевиков». Напомним, что эта доля может доходить и до 100% по медицинским специальностям (особенно в ординатуре) и ряду других направлений.
Логика документооборота и учета мнения стейкхолдеров такова – Минобрнауки рассылает проект КЦП, а те дают свои предложения по корректировке. Особая процедура для двух макрорегионов – Северокавказского и Дальневосточного федеральных округов. Органы исполнительной власти СКФО должны согласовать свои предложения с Минэкономразвития, а ДФО – с Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Вообще арктические тренд в ближайшие годы проявит себя сильнее – и аналогичные процедуры будут определены для тех регионов, которые относятся к Арктической зоне РФ.
В целом новые правила определения КЦП должны сделать механизмы более гибкими и нацеленными за стратегические векторы развития государства одновременно с запросами регионов и отраслей. Ключевая проблема давно известна – в 2022-м году определят КЦП на 2023/24 уч.г., а выпустятся с программ бакалавриата абитуриенты лишь в 2027-м году. И эта пятилетка – уже огромный горизонт планирования. С магистратурой, а тем более аспирантурой, все всегда еще более туманно.
Подробнее: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202110190007
Правительство России приняло Постановление от 15 октября 2021 г. №1750, по которому окончательно сформирован новый механизм определения контрольных цифр приема – то есть бюджетных мест.
Принятые Правила касаются КЦП в системе СПО и высшего образования, включая также уровень ординатуры и аспирантуры. Участники процесса по среднему профессиональному уровню – Минпросвещения, по всему связанному с культурой и искусством – Минкультуры. Ключевым является Минобрнауки, которое отвечает за львиную долю КЦП по бакалавриату, специалитету, магистратуре, аспирантуре и ординатуре.
Как и было анонсировано ранее, теперь и КЦП определяются, и набор может производиться не только на конкретную специальность (направление), но и на группу таковых.
Определение КЦП производится – и тут предельно важна формулировка – «в целях обеспечения воспроизводства и развития инновационного потенциала экономики, а также создания условий для развития научных школ в профессиональном образовании».
Примечательно здесь два момента. Первый – это тесная связка науки и образования. Второе – еще раз звучит именно эта модель: «научная школа». Есть много свидетельств тому, что в ближайшее время параллельно с глобальным концептом «консорцуимов» еще одну волну возрождения переживут и «научные школы». Именно через данное понятие возможно развертывание «Приоритета для научных институтов».
Детально прописана механика определения количества цифр приема и их согласования. Общий объем КЦП определяют Минобрнауки и Минпросвещения (по СПО). Однако, делают они это не произвольным образом. По каждому вектору заинтересованные стороны формируют предложения, которые затем должны учитываться.
Предложения ФОИВов и других главных распорядителей средств федерального бюджета, у которых в ведении есть образовательные организации – должны быть учтены при определении КЦП в СПО и аспирантуре (адъюнктуре).
Для высшего образования и ординатуры вводится понятие «центров ответственности». К ним относятся отраслевые ведомства, другие ГРСФБ, регионы, объединения работодателей и «иные организации».
По всему, связанному с искусством, запрос исходит от Минкультуры.
Свои выводы и предложения все стейкхолдеры формируют, конечно, не на пустом месте – Минобрнауки заранее рассылает им аналитику с указанием КЦП за определенный период.
Все, что связано с высшим образованием до утверждения Министерством науки и высшего образования должно быть рассмотрено на заседании Координационного совета при Правительстве РФ по вопросам планирования и распределения контрольных цифр приема на обучение по образовательным программам высшего образования и установления квоты приема на целевое обучение. Именно на этом уровне будет производиться согласование позиций, а также определение процента «целевиков». Напомним, что эта доля может доходить и до 100% по медицинским специальностям (особенно в ординатуре) и ряду других направлений.
Логика документооборота и учета мнения стейкхолдеров такова – Минобрнауки рассылает проект КЦП, а те дают свои предложения по корректировке. Особая процедура для двух макрорегионов – Северокавказского и Дальневосточного федеральных округов. Органы исполнительной власти СКФО должны согласовать свои предложения с Минэкономразвития, а ДФО – с Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Вообще арктические тренд в ближайшие годы проявит себя сильнее – и аналогичные процедуры будут определены для тех регионов, которые относятся к Арктической зоне РФ.
В целом новые правила определения КЦП должны сделать механизмы более гибкими и нацеленными за стратегические векторы развития государства одновременно с запросами регионов и отраслей. Ключевая проблема давно известна – в 2022-м году определят КЦП на 2023/24 уч.г., а выпустятся с программ бакалавриата абитуриенты лишь в 2027-м году. И эта пятилетка – уже огромный горизонт планирования. С магистратурой, а тем более аспирантурой, все всегда еще более туманно.
Подробнее: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202110190007
publication.pravo.gov.ru
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.10.2021 № 1750 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный…
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.10.2021 № 1750
"Об утверждении Правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным…
"Об утверждении Правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным…
Forwarded from Другой Беляков
Михаил Мишустин сегодня посетит Калининград с рабочей поездкой.
Председатель правительства посетит ряд объектов производственной и образовательной сфер. Также запланирована беседа Мишустина с губернатором Калининградской области Антоном Алихановым.
Премьера будет сопровождать министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
"Это будет первая рабочая поездка Мишустина в Калининградскую область в должности председателя правительства РФ", - передает ТАСС.
Председатель правительства посетит ряд объектов производственной и образовательной сфер. Также запланирована беседа Мишустина с губернатором Калининградской области Антоном Алихановым.
Премьера будет сопровождать министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
"Это будет первая рабочая поездка Мишустина в Калининградскую область в должности председателя правительства РФ", - передает ТАСС.
В Тюменском госуниверситете состоялся круглый стол «Человеческий капитал как важная составляющая трансформации и инновационного развития науки и технологий в повестке научно-образовательных центров мирового уровня».
Григорий Гуров, заместитель Министра науки и высшего образования РФ:
«Формулируя сейчас приоритеты воспитательной работы, мы с коллегами и экспертами прорабатываем развитие потенциала человека. Местные университеты — это платформы для развития и применения. Хотелось бы прийти к тому, чтобы университет являлся важной частью жизни человека».
«Новые подходы, изменение времени, важно, чтобы молодой человек, приходя в университет понимал, что он является частью экосистемы университета. А система университета — это самое главное, это кампус, это студенческое пространство, которое должно быть выработано».
Виктор Басюк, заместитель президента Российской академии образования:
«Сегодня владение аудиторией и умами — это целое искусство, которым наша молодежь порой обладает гораздо лучше, чем мы. Но при этом, важно учитывать процесс формирования внутренней позиции личности».
Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, член Международной академии образования:
«Современная научная развилка выражается через всем нам знакомую притчу: это рыба и удочка. Мы сводим заботу о людях к раздаче рыбы. Мы очень часто наталкиваем на капитал, не думая про капитализацию. Вопрос стоит в капитализации собственного потенциала: как человек может использовать его для собственного и семейного благополучия».
«Главный, кто капитализирует свой капитал — это сам человек. Мы называем эту характеристику активность и самостоятельность. Но здесь есть внутреннее противоречие: чем больше ты заставляешь человека что-то делать, тем больше он будет несвободен».
Иван Романчук, ректор Тюменского государственного университета:
«Как сделать так, чтобы лучшие остались [в регионе]? Главное условие — это интересные проекты, в которых студенты могут самореализоваться. Комфортная городская среда тоже имеет значение, и в этом плане Тюмень — достойный город».
Елена Загайнова, ректор Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского:
«Я сделала акцент на удержании молодежи в науке. Молодежь у нас разная: это у нас студенты бакалавры, магистры и аспиранты. А дальше пошло два трека: это ученые после аспирантуры и молодежь-преподаватели».
«Они [молодёжь] больше значения придают не профессиональным навыкам, а комфортной среде. Если они попали в науку, аспирантуру, то здесь столько инструментов поддержки и удержания, что я даже не знаю, что еще придумать».
«Дети сейчас умные, у них пошел запрос на качественное образование. Надо работать с преподавателями, чтобы они выходили на современный уровень преподавания».
Ольга Петрова, министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области:
«Наш регион имеет очень большую близость к Москве. Постоянно стоит вопрос: каким образом удержать работающую молодёжь, притянуть к себе для того, чтобы все понимали, что Нижегородская область — это то место, где можно хорошо развиваться и по карьерной лестнице, есть большое количество возможностей с точки зрения обучения и самореализации».
Евгений Сжёнов, модератор Круглого стола, научный руководитель ЭАЦ НОП, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ:
«Тема круглого стола выбрана, мне кажется, что ни на есть в точку, потому что вопросы человеческого капитала и его сохранения находятся в центре внимания национальных целей, которые говорят нам о том, чтобы жилось хорошо не только в Москве и Петербурге, но и других регионах.
Сейчас государство все больше и больше начинает думать о сохранении человеческого капитала. Замечательно, что и в проекте «Приоритет 2030» укпепление человеческого капитала и потенциала находятся в центре задач».
Подробнее: https://www.youtube.com/watch?v=MsTkxlF7Xds
Григорий Гуров, заместитель Министра науки и высшего образования РФ:
«Формулируя сейчас приоритеты воспитательной работы, мы с коллегами и экспертами прорабатываем развитие потенциала человека. Местные университеты — это платформы для развития и применения. Хотелось бы прийти к тому, чтобы университет являлся важной частью жизни человека».
«Новые подходы, изменение времени, важно, чтобы молодой человек, приходя в университет понимал, что он является частью экосистемы университета. А система университета — это самое главное, это кампус, это студенческое пространство, которое должно быть выработано».
Виктор Басюк, заместитель президента Российской академии образования:
«Сегодня владение аудиторией и умами — это целое искусство, которым наша молодежь порой обладает гораздо лучше, чем мы. Но при этом, важно учитывать процесс формирования внутренней позиции личности».
Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, член Международной академии образования:
«Современная научная развилка выражается через всем нам знакомую притчу: это рыба и удочка. Мы сводим заботу о людях к раздаче рыбы. Мы очень часто наталкиваем на капитал, не думая про капитализацию. Вопрос стоит в капитализации собственного потенциала: как человек может использовать его для собственного и семейного благополучия».
«Главный, кто капитализирует свой капитал — это сам человек. Мы называем эту характеристику активность и самостоятельность. Но здесь есть внутреннее противоречие: чем больше ты заставляешь человека что-то делать, тем больше он будет несвободен».
Иван Романчук, ректор Тюменского государственного университета:
«Как сделать так, чтобы лучшие остались [в регионе]? Главное условие — это интересные проекты, в которых студенты могут самореализоваться. Комфортная городская среда тоже имеет значение, и в этом плане Тюмень — достойный город».
Елена Загайнова, ректор Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского:
«Я сделала акцент на удержании молодежи в науке. Молодежь у нас разная: это у нас студенты бакалавры, магистры и аспиранты. А дальше пошло два трека: это ученые после аспирантуры и молодежь-преподаватели».
«Они [молодёжь] больше значения придают не профессиональным навыкам, а комфортной среде. Если они попали в науку, аспирантуру, то здесь столько инструментов поддержки и удержания, что я даже не знаю, что еще придумать».
«Дети сейчас умные, у них пошел запрос на качественное образование. Надо работать с преподавателями, чтобы они выходили на современный уровень преподавания».
Ольга Петрова, министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области:
«Наш регион имеет очень большую близость к Москве. Постоянно стоит вопрос: каким образом удержать работающую молодёжь, притянуть к себе для того, чтобы все понимали, что Нижегородская область — это то место, где можно хорошо развиваться и по карьерной лестнице, есть большое количество возможностей с точки зрения обучения и самореализации».
Евгений Сжёнов, модератор Круглого стола, научный руководитель ЭАЦ НОП, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ:
«Тема круглого стола выбрана, мне кажется, что ни на есть в точку, потому что вопросы человеческого капитала и его сохранения находятся в центре внимания национальных целей, которые говорят нам о том, чтобы жилось хорошо не только в Москве и Петербурге, но и других регионах.
Сейчас государство все больше и больше начинает думать о сохранении человеческого капитала. Замечательно, что и в проекте «Приоритет 2030» укпепление человеческого капитала и потенциала находятся в центре задач».
Подробнее: https://www.youtube.com/watch?v=MsTkxlF7Xds
YouTube
20.10.2021 «Science. Leadership. Society – 2050»
Третий день II Международной научно-практической конференции Центра развития компетенций Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня «Наука. Лидерство. Общество – 2050» «Science. Leadership. Society – 2050»
_____
Открытая…
_____
Открытая…
Лекарственный прорыв
В РХТУ им. Д.И.Менделеева открылся Институт разработок «Ферринг Россия». Его основная задача — создание наиболее востребованных лекарств для российского рынка. В первую очередь ими станут инновационные фармацевтические препараты для женского здоровья, репродуктивной медицины, неврологии и иммунологии.
Институт разработок «Ферринг Россия» создан в рамках Соглашения о совместных исследованиях, подписанного Менделеевским университетом и компаний Ferring 19 декабря 2018 года.
Шесть лабораторных помещений оснащены современным оборудованием для исследований и тестирования лекарственных препаратов. Помимо изысканий в области фармацевтических разработок институт будет осуществлять научную и образовательную деятельность, знакомить менделеевцев с лучшими мировыми практиками в области фармации.
Илья Воротынцев, и.о. ректора РХТУ им. Д.И. Менделеева, специально для НОП:
«Уверен, что Институт Разработок «Ферринг Россия» внесет неоценимый вклад в реализацию Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, позволит привлечь к работе молодых талантливых специалистов, а также будет способствовать подготовке высококвалифицированных кадров для нашей страны.
Основная деятельность Центра отвечает современным научно-технологическим вызовам и включает в себя разработку инновационных лекарственных препаратов для лечения заболеваний в сфере неврологии и иммунологии, а также женского здоровья и репродуктивной медицины, что особо актуально в рамках реализации национального проекта «Демография».
Открытие прорывных научно-исследовательских центров — одна из главных задач стратегического проекта «Наука и технологии для индустрии», который мы реализуем в рамках программы «Приоритет 2030». Привлекая ведущие технологические и наукоемкие компании, мы развиваем научные исследования на уровне мировых фронтиров, и на их основе создаем действительно инновационные и масштабируемые технологии».
В РХТУ им. Д.И.Менделеева открылся Институт разработок «Ферринг Россия». Его основная задача — создание наиболее востребованных лекарств для российского рынка. В первую очередь ими станут инновационные фармацевтические препараты для женского здоровья, репродуктивной медицины, неврологии и иммунологии.
Институт разработок «Ферринг Россия» создан в рамках Соглашения о совместных исследованиях, подписанного Менделеевским университетом и компаний Ferring 19 декабря 2018 года.
Шесть лабораторных помещений оснащены современным оборудованием для исследований и тестирования лекарственных препаратов. Помимо изысканий в области фармацевтических разработок институт будет осуществлять научную и образовательную деятельность, знакомить менделеевцев с лучшими мировыми практиками в области фармации.
Илья Воротынцев, и.о. ректора РХТУ им. Д.И. Менделеева, специально для НОП:
«Уверен, что Институт Разработок «Ферринг Россия» внесет неоценимый вклад в реализацию Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, позволит привлечь к работе молодых талантливых специалистов, а также будет способствовать подготовке высококвалифицированных кадров для нашей страны.
Основная деятельность Центра отвечает современным научно-технологическим вызовам и включает в себя разработку инновационных лекарственных препаратов для лечения заболеваний в сфере неврологии и иммунологии, а также женского здоровья и репродуктивной медицины, что особо актуально в рамках реализации национального проекта «Демография».
Открытие прорывных научно-исследовательских центров — одна из главных задач стратегического проекта «Наука и технологии для индустрии», который мы реализуем в рамках программы «Приоритет 2030». Привлекая ведущие технологические и наукоемкие компании, мы развиваем научные исследования на уровне мировых фронтиров, и на их основе создаем действительно инновационные и масштабируемые технологии».
Резона-Тор
Клуб «1 июля», объединяющий самых непримиримых противников новой научно-политической реальности, в очередной раз и весьма громко прозвучал в медийном пространстве.
На сайте клуба размещен триптих по поводу прибора «Тор» концерна «Гранит». Он зарегистрирован Росздравнадзором. Первая часть – это письмо д.м.н., чл-корр. РАН Алексея Масчана на имя министра здравоохранения Михаила Мурашко.
Второе – краткое сообщение тому же адресату от лица акад. Евгения Александрова с поддержкой своего коллеги.
Особо примечательно, что оба представителя РАН подписались как члены «Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований». Хотя давно известно, что такой орган был разделен на два – и в данном случае мы имеем дело именно с той частью, что занимается лженаучными вопросами. Алексею Масчану еще простительно, а вот Евгению Александрову – как председателю комиссии – странно не знать, что именно он возглавляет.
Третьей частью является комментарий от лица всего Клуба «1 июля» с поддержкой обоих заявлений.
Теперь разберемся с аргументацией. По сути, единственным разумным аргументом стало упомянутое Алексеем Масчаном отсутствие результатов испытания прибора ни в одном авторитетном рецензируемом журнале. Все остальное содержание претензий всех их выразителей – как минимум бездоказательны. Особенно впечатляет (что, увы, стало традицией для Клуба «1 июля») даже не пустота содержания критики, а ее форма.
Предоставим слово всем участникам коллективного обращения к Михаилу Мурашко. Алексей Масчан: «Как и в любых эзотерических разработках военной направленности, декларируемая рациональная основа является полностью антинаучной. <…> Уверен, что [регистрация прибора] не только является неприкрытым и презрительным глумлением над десятками тысяч врачей и медицинских сестер <…>, но и в издевательской извращенной форме унижает Вас лично и, в полном составе, возглавляемое Вами министерство».
Евгений Александров: «Подобного рода фантазии широко используются последние 30 лет в различной упаковке … всевозможными мошенниками, рекламирующими чудодейственную псевдо-лечебную аппаратуру».
Впрочем, оба представителя РАН имеют право высказываться так, как посчитают нужными. Это их позиция как профессионалов, пускай и в общем-то бездоказательная.
Более интересное заявление сделал Клуб «1 июля»: «Обсуждаемый в письмах инцидент – регистрация официальным государственным органом так называемого «прибора ТОР» – является прямым следствием совсем недавнего постановления Правительства РФ, которое освободило ряд избранных организаций, занимающихся исследованиями и разработками, от необходимости проводить результаты своей деятельности через экспертизу РАН».
Далее воззвание (приводится в авторской редакции): «Клуб1 июля настаивает на немедленной отмене упомянутого постановления, на возвращении РАН В ПОЛНОЙ МЕРЕ И БЕЗ ВСЯКИХ ИСКЛЮЧЕНИЙ установленного законом статуса высшего экспертного органа страны. Шарлатанству и лженауке должен быть поставлен надежный заслон».
Во всей этой истории хотелось бы уточнить у Клуба «1 июля» - а каким образом вообще связан «Гранит» со своим «Тором» и экспертиза РАН? ВПК не подпадает под экспертизу Академии – та сама согласилась с тем, что пока что не готова работать с грифованными исследованиями и разработками, содержащими государственную тайну. В конце концов, может быть, «Тор» – это профанация, но вот масса иной продукции оборонного заказа все равно требует должной секретности. Остальные же организации, которые теперь не подпадают под обязательную экспертизу РАН, не имеют никого отношения к прибору.
Более того, к РАН перешло право экспертизы всех закупок за бюджетный счет НИОКР всеми главными распорядителями средств федерального бюджета.
Подоплекой подобного громкого и безосновательного выступления Клуба «1 июля» может быть очередной виток противостояния условных «силовиков» и еще более условных «системных либералов». Очень может быть, что такой системный «накат» на науку ВПК – это инициатива последних.
Подробнее.
Клуб «1 июля», объединяющий самых непримиримых противников новой научно-политической реальности, в очередной раз и весьма громко прозвучал в медийном пространстве.
На сайте клуба размещен триптих по поводу прибора «Тор» концерна «Гранит». Он зарегистрирован Росздравнадзором. Первая часть – это письмо д.м.н., чл-корр. РАН Алексея Масчана на имя министра здравоохранения Михаила Мурашко.
Второе – краткое сообщение тому же адресату от лица акад. Евгения Александрова с поддержкой своего коллеги.
Особо примечательно, что оба представителя РАН подписались как члены «Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований». Хотя давно известно, что такой орган был разделен на два – и в данном случае мы имеем дело именно с той частью, что занимается лженаучными вопросами. Алексею Масчану еще простительно, а вот Евгению Александрову – как председателю комиссии – странно не знать, что именно он возглавляет.
Третьей частью является комментарий от лица всего Клуба «1 июля» с поддержкой обоих заявлений.
Теперь разберемся с аргументацией. По сути, единственным разумным аргументом стало упомянутое Алексеем Масчаном отсутствие результатов испытания прибора ни в одном авторитетном рецензируемом журнале. Все остальное содержание претензий всех их выразителей – как минимум бездоказательны. Особенно впечатляет (что, увы, стало традицией для Клуба «1 июля») даже не пустота содержания критики, а ее форма.
Предоставим слово всем участникам коллективного обращения к Михаилу Мурашко. Алексей Масчан: «Как и в любых эзотерических разработках военной направленности, декларируемая рациональная основа является полностью антинаучной. <…> Уверен, что [регистрация прибора] не только является неприкрытым и презрительным глумлением над десятками тысяч врачей и медицинских сестер <…>, но и в издевательской извращенной форме унижает Вас лично и, в полном составе, возглавляемое Вами министерство».
Евгений Александров: «Подобного рода фантазии широко используются последние 30 лет в различной упаковке … всевозможными мошенниками, рекламирующими чудодейственную псевдо-лечебную аппаратуру».
Впрочем, оба представителя РАН имеют право высказываться так, как посчитают нужными. Это их позиция как профессионалов, пускай и в общем-то бездоказательная.
Более интересное заявление сделал Клуб «1 июля»: «Обсуждаемый в письмах инцидент – регистрация официальным государственным органом так называемого «прибора ТОР» – является прямым следствием совсем недавнего постановления Правительства РФ, которое освободило ряд избранных организаций, занимающихся исследованиями и разработками, от необходимости проводить результаты своей деятельности через экспертизу РАН».
Далее воззвание (приводится в авторской редакции): «Клуб1 июля настаивает на немедленной отмене упомянутого постановления, на возвращении РАН В ПОЛНОЙ МЕРЕ И БЕЗ ВСЯКИХ ИСКЛЮЧЕНИЙ установленного законом статуса высшего экспертного органа страны. Шарлатанству и лженауке должен быть поставлен надежный заслон».
Во всей этой истории хотелось бы уточнить у Клуба «1 июля» - а каким образом вообще связан «Гранит» со своим «Тором» и экспертиза РАН? ВПК не подпадает под экспертизу Академии – та сама согласилась с тем, что пока что не готова работать с грифованными исследованиями и разработками, содержащими государственную тайну. В конце концов, может быть, «Тор» – это профанация, но вот масса иной продукции оборонного заказа все равно требует должной секретности. Остальные же организации, которые теперь не подпадают под обязательную экспертизу РАН, не имеют никого отношения к прибору.
Более того, к РАН перешло право экспертизы всех закупок за бюджетный счет НИОКР всеми главными распорядителями средств федерального бюджета.
Подоплекой подобного громкого и безосновательного выступления Клуба «1 июля» может быть очередной виток противостояния условных «силовиков» и еще более условных «системных либералов». Очень может быть, что такой системный «накат» на науку ВПК – это инициатива последних.
Подробнее.
1julyclub.org
Письмо А.А. Масчана Министру здравоохранения М.А. Мурашко | Клуб "1 ИЮЛЯ"
Министру здравоохранения Российской Федерации, доктору медицинских наук, профессору Мурашко М.А. Москва, 6 октября 2021 Уважаемый Михаил Альбертович! В сентябре 2021 года в Росздравнадзоре зарегистрирован прибор «Тор», который, согласно сообщениям в медиа…
Сопряженная работа: правительство - Госдума
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко провёл рабочую встречу с председателями семи профильных комитетов Государственной Думы восьмого созыва и рядом руководителей ФОИВ (включая главу Минобрнауки РФ Валерия Фалькова).
Были обсуждены ключевые направления предстоящей совместной работы и основные законодательные инициативы и планы.
Дмитрий Чернышенко:
Выполняя поручения Президента, в этом году мы сформировали новую модель управления научно-технологическим развитием, на финальном этапе находится разработка новой государственной программы. Рассчитываю здесь на совместную работу с комитетом по науке и образованию. В целом с депутатами нам предстоит рассмотреть и проработать ещё немало новых инициатив. В настоящее время у нас в приоритете 23 законопроекта, 10 из них уже внесены в Госдуму.
Артем Метелев @artemmetelev, председатель комитета по молодёжной политике Государственной Думы, участник встречи, для НОП:
Чтобы принять закон, особенно обеспеченный деньгами, нужно получать отзыв Правительства. Конечно, можно вносить и с отрицательным, но лучше привлечь профильные ведомства к обсуждению с самого начала. Так будут снижены риски и учтён более сложный набор факторов.
Дмитрий Чернышенко, самый технологичный и современный вице-премьер, вчера встретился с руководством профильных комитетов, чтобы заверить: мы работаем в команде. Область нашей совместной работы: молодежный туризм и качество образования.
Подробнее: http://government.ru/news/43597/
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко провёл рабочую встречу с председателями семи профильных комитетов Государственной Думы восьмого созыва и рядом руководителей ФОИВ (включая главу Минобрнауки РФ Валерия Фалькова).
Были обсуждены ключевые направления предстоящей совместной работы и основные законодательные инициативы и планы.
Дмитрий Чернышенко:
Выполняя поручения Президента, в этом году мы сформировали новую модель управления научно-технологическим развитием, на финальном этапе находится разработка новой государственной программы. Рассчитываю здесь на совместную работу с комитетом по науке и образованию. В целом с депутатами нам предстоит рассмотреть и проработать ещё немало новых инициатив. В настоящее время у нас в приоритете 23 законопроекта, 10 из них уже внесены в Госдуму.
Артем Метелев @artemmetelev, председатель комитета по молодёжной политике Государственной Думы, участник встречи, для НОП:
Чтобы принять закон, особенно обеспеченный деньгами, нужно получать отзыв Правительства. Конечно, можно вносить и с отрицательным, но лучше привлечь профильные ведомства к обсуждению с самого начала. Так будут снижены риски и учтён более сложный набор факторов.
Дмитрий Чернышенко, самый технологичный и современный вице-премьер, вчера встретился с руководством профильных комитетов, чтобы заверить: мы работаем в команде. Область нашей совместной работы: молодежный туризм и качество образования.
Подробнее: http://government.ru/news/43597/
government.ru
Дмитрий Чернышенко провёл встречу с председателями профильных комитетов Госдумы
Правительство России
Новая аккредитация: показатели и формат
Минобрнауки представило для общественного обсуждения проект перечня аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования.
Данный список будет использовать и при аккредитации, и при проведении аккредитационного мониторинга. Именно в постоянном наблюдении за показателями вузов и содержится тот самый риск-ориентированный подход, на который переходит контрольно-надзорная система в высшем образовании. По достижении всех показателей аккредитация будет становиться бессрочной, а мониторинг позволить в постоянном режиме проверять соответствие университета всем требованиям.
Первый блок показателей – аккредитационные. Выделены ключевые направления:
1. Образовательная деятельность (средний балл ЕГЭ, результаты демонстрационного экзамена, структура студенческого контингента по формам обучения, удельный вес целевиков (всего и на первом курсе).
2. Кадры (доля ППС с ученой степенью).
3. Структура образовательной программы (удельный вес объема обязательной части ОПВО).
4. Финансы.
5. Качество подготовки (доля трудоустройства выпускников).
Второй блок – это показатели, которые будут отслеживаться в аккредитационном мониторинге. Таковых набралось 20 штук, причем в массе своей они соответствуют показателям мониторинга организаций высшего образования и ранее предъявляемым требованиям к аккредитации.
Среди всех критериев особенно интересны несколько.
«10.17. доля публикаций организации, изданных в профильных отраслевых журналах от общего количества публикаций» - этот показатель прямо ориентирован на то, чтобы отделить зерна специализации университета от возможных плевел непрофильных (читаем – мусорных) публикаций. Ключевой вопрос в том – как вообще возможно определить непрофильные направления для любого более-менее крупного и ведущего университета.
«10.20. оценка качества подготовки обучающихся (сформированность компетенций)» - тоже здравая идея делать сквозные замеры (то есть – именно через компетенции). Однако, инструментария для подобных сквозных оценок пока что нет. С другой стороны, здесь явно большой потенциал у Центров компетенций президентской платформы «Россия – страна возможностей» на базе вузов.
В эту же тему и опциональный критерий «10.10. численность выпускников, успешно сдавших независимый квалификационный экзамен (в % от общего числа обучающихся, освоивших образовательную программу) – при наличии» - это как раз про идею распространить хотя бы на часть высшего образования своеобразный вариант демонстрационного экзамена и моделей WorldSkills.
Ключевое нововведение новой модели аккредитации – это переход от разовых проверок, отягощенных субъективизмом экспертов, к постоянному мониторингу преимущественно количественных показателей. Это должно сделать процесс более объективным и оперативным.
Вместе с обсуждением содержания критериев аккредитации и мониторинга стоит помнить и о механике процесса – руководство Рособрнадзора и Минобрнауки не рез заявляло, что львиная доля отчетных показателей будет браться из уже предоставленных университетом сведений. Как уверяют представители контрольно-надзорного ведомства – несколько раз на разные лады склонять одни и те же цифры более не придется.
Новый порядок вступит в силу с 1 марта 2022 года, а действовать будет до 1 марта 2028 года (если, конечно, его не отменят раньше).
Стоит ожидать, что профессиональное сообщество в основном позитивно воспримет перечень аккредитационных и мониторинговых показателей. В основном понятно, откуда брать сведения и как их предоставлять – осталось разобраться с некоторыми деталями. Они станут известны после окончательного формирования нормативной базы новой модели аккредитации, а для этого нужно для начала, чтобы перечень показателей не вызвал категорического неприятия, а также прошел оценку регулирующего воздействия.
Подробнее: http://regulation.gov.ru/p/120455
Минобрнауки представило для общественного обсуждения проект перечня аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования.
Данный список будет использовать и при аккредитации, и при проведении аккредитационного мониторинга. Именно в постоянном наблюдении за показателями вузов и содержится тот самый риск-ориентированный подход, на который переходит контрольно-надзорная система в высшем образовании. По достижении всех показателей аккредитация будет становиться бессрочной, а мониторинг позволить в постоянном режиме проверять соответствие университета всем требованиям.
Первый блок показателей – аккредитационные. Выделены ключевые направления:
1. Образовательная деятельность (средний балл ЕГЭ, результаты демонстрационного экзамена, структура студенческого контингента по формам обучения, удельный вес целевиков (всего и на первом курсе).
2. Кадры (доля ППС с ученой степенью).
3. Структура образовательной программы (удельный вес объема обязательной части ОПВО).
4. Финансы.
5. Качество подготовки (доля трудоустройства выпускников).
Второй блок – это показатели, которые будут отслеживаться в аккредитационном мониторинге. Таковых набралось 20 штук, причем в массе своей они соответствуют показателям мониторинга организаций высшего образования и ранее предъявляемым требованиям к аккредитации.
Среди всех критериев особенно интересны несколько.
«10.17. доля публикаций организации, изданных в профильных отраслевых журналах от общего количества публикаций» - этот показатель прямо ориентирован на то, чтобы отделить зерна специализации университета от возможных плевел непрофильных (читаем – мусорных) публикаций. Ключевой вопрос в том – как вообще возможно определить непрофильные направления для любого более-менее крупного и ведущего университета.
«10.20. оценка качества подготовки обучающихся (сформированность компетенций)» - тоже здравая идея делать сквозные замеры (то есть – именно через компетенции). Однако, инструментария для подобных сквозных оценок пока что нет. С другой стороны, здесь явно большой потенциал у Центров компетенций президентской платформы «Россия – страна возможностей» на базе вузов.
В эту же тему и опциональный критерий «10.10. численность выпускников, успешно сдавших независимый квалификационный экзамен (в % от общего числа обучающихся, освоивших образовательную программу) – при наличии» - это как раз про идею распространить хотя бы на часть высшего образования своеобразный вариант демонстрационного экзамена и моделей WorldSkills.
Ключевое нововведение новой модели аккредитации – это переход от разовых проверок, отягощенных субъективизмом экспертов, к постоянному мониторингу преимущественно количественных показателей. Это должно сделать процесс более объективным и оперативным.
Вместе с обсуждением содержания критериев аккредитации и мониторинга стоит помнить и о механике процесса – руководство Рособрнадзора и Минобрнауки не рез заявляло, что львиная доля отчетных показателей будет браться из уже предоставленных университетом сведений. Как уверяют представители контрольно-надзорного ведомства – несколько раз на разные лады склонять одни и те же цифры более не придется.
Новый порядок вступит в силу с 1 марта 2022 года, а действовать будет до 1 марта 2028 года (если, конечно, его не отменят раньше).
Стоит ожидать, что профессиональное сообщество в основном позитивно воспримет перечень аккредитационных и мониторинговых показателей. В основном понятно, откуда брать сведения и как их предоставлять – осталось разобраться с некоторыми деталями. Они станут известны после окончательного формирования нормативной базы новой модели аккредитации, а для этого нужно для начала, чтобы перечень показателей не вызвал категорического неприятия, а также прошел оценку регулирующего воздействия.
Подробнее: http://regulation.gov.ru/p/120455
Премьер Михаил Мишустин, министр Валерий Фальков и губернатор Антон Алиханов посетили БФУ им И.Канта, где премьер поручил в 2022 году начать строительство кампуса мирового уровня в Калининградской области.
Ректор БФУ им. И. Канта Александр Федоров специально для НОП:
Главным итогом визита Председателя Правительства в университет считаю поддержку нашей программы развития, и в особенности — высокую оценку концепции и поддержку строительства неокампуса «Кантиана».
Территория студенческого города займет 29 гектар. Здесь будет все необходимое для жизни, учебы и досуга. В основе лежит идея биоархитектурности. Она поможет соблюсти баланс и вместить себя уникальную историю региона, современные тренды экологичности, мобильности и трансформируемости — изменения пространств для под конкретные научные и образовательные задачи.
Новый кампус станет мощным драйвером развития Калининградской области. Уже сегодня БФУ является важной причиной для переезда сюда, о чем ежегодно свидетельствуют данные нашей приемной кампании. Развивая новую жизненно-образовательную среду, мы станем центром молодежной жизни не только города, но и страны, витриной российского образования и студенческой жизни, наглядной демонстрацией концепции «конвенции поколений».
https://news.1rj.ru/str/minobrnaukiofficial/2029
Ректор БФУ им. И. Канта Александр Федоров специально для НОП:
Главным итогом визита Председателя Правительства в университет считаю поддержку нашей программы развития, и в особенности — высокую оценку концепции и поддержку строительства неокампуса «Кантиана».
Территория студенческого города займет 29 гектар. Здесь будет все необходимое для жизни, учебы и досуга. В основе лежит идея биоархитектурности. Она поможет соблюсти баланс и вместить себя уникальную историю региона, современные тренды экологичности, мобильности и трансформируемости — изменения пространств для под конкретные научные и образовательные задачи.
Новый кампус станет мощным драйвером развития Калининградской области. Уже сегодня БФУ является важной причиной для переезда сюда, о чем ежегодно свидетельствуют данные нашей приемной кампании. Развивая новую жизненно-образовательную среду, мы станем центром молодежной жизни не только города, но и страны, витриной российского образования и студенческой жизни, наглядной демонстрацией концепции «конвенции поколений».
https://news.1rj.ru/str/minobrnaukiofficial/2029
Telegram
Минобрнауки России
Михаил Мишустин поручил в 2022 году начать строительство кампуса мирового уровня в Калининградской области
В рамках рабочего визита в Калининград премьер-министру представили проект «Интеллектуальное пространство будущего «Кампус Кантиана».
💬 «Кампус «Кантиана»…
В рамках рабочего визита в Калининград премьер-министру представили проект «Интеллектуальное пространство будущего «Кампус Кантиана».
💬 «Кампус «Кантиана»…
#НОПвопрос
[Какова роль Телеграма в продвижении повестки нацпроектов? Говорят об элитном характере коммуникации в Телеграме, так ли это в разрезе нацпроектов?]
София Малявина, генеральный директор АНО «Национальные приоритеты»:
У нас есть телеграм, там не очень много подписчиков. И телеграм пока не помогает продвигать тот самый контент, пока этот инструмент используется как новостной или скорей политической повестки. Мы его используем, но не как основной, потому что наша задача и основной тренд – получать охваты, то есть, не получить подписчиков, а чтобы твое сообщение увидело как можно больше пользователей. Если люди работают с продвижением, то они работают прежде всего на охват. Телеграм это пока не позволяет делать. Да, элитность присутствует и это политический инструмент.
[В 2015 году в России проходил Год литературы и его информационная, коммуникационная поддержка продолжается до сих пор. Сейчас проходит Год науки и технологий, бренд которого развивается с начала года. Будет ли продолжаться информационная поддержка Года науки и технологий после завершения календарного года. Достигнуты ли цели информационного освещения Года?]
Мы сделали социологический замер, у нас высокое знание среди целевых аудиторий, что проводится Год науки. Более того позитивные очень показатели: 62% родителей ответили, что они хотели бы отдать своих детей в науку и более 70% на инженерно-технологические специальности и поддержали бы выбор ребенка. Такого не было никогда в нашей стране. Это говорит и о популярности, и престиже в научной сфере. Второе, безусловно тема науки и Года науки и технологий неразрывно связаны с национальным проектом «Наука и университеты», работа будет продолжена в том числе при поддержке нацпроекта.
[Какова роль Телеграма в продвижении повестки нацпроектов? Говорят об элитном характере коммуникации в Телеграме, так ли это в разрезе нацпроектов?]
София Малявина, генеральный директор АНО «Национальные приоритеты»:
У нас есть телеграм, там не очень много подписчиков. И телеграм пока не помогает продвигать тот самый контент, пока этот инструмент используется как новостной или скорей политической повестки. Мы его используем, но не как основной, потому что наша задача и основной тренд – получать охваты, то есть, не получить подписчиков, а чтобы твое сообщение увидело как можно больше пользователей. Если люди работают с продвижением, то они работают прежде всего на охват. Телеграм это пока не позволяет делать. Да, элитность присутствует и это политический инструмент.
[В 2015 году в России проходил Год литературы и его информационная, коммуникационная поддержка продолжается до сих пор. Сейчас проходит Год науки и технологий, бренд которого развивается с начала года. Будет ли продолжаться информационная поддержка Года науки и технологий после завершения календарного года. Достигнуты ли цели информационного освещения Года?]
Мы сделали социологический замер, у нас высокое знание среди целевых аудиторий, что проводится Год науки. Более того позитивные очень показатели: 62% родителей ответили, что они хотели бы отдать своих детей в науку и более 70% на инженерно-технологические специальности и поддержали бы выбор ребенка. Такого не было никогда в нашей стране. Это говорит и о популярности, и престиже в научной сфере. Второе, безусловно тема науки и Года науки и технологий неразрывно связаны с национальным проектом «Наука и университеты», работа будет продолжена в том числе при поддержке нацпроекта.
Сегодня день рождения у нашего коллеги и товарища Дениса Аширова, Директора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки России.
С приходом в Минобрнауки РФ Валерия Фалькова воспитательная деятельность, поддержка вузовской молодёжи и молодых учёных плотно вошли в топ повестки министерства.
В лице Дениса Аширова у министра замечательная, молодая команда, которая бьётся за улучшение условий студентов, молодых преподаватетей и учёных.
С днём рождения!
Фото НОП
С приходом в Минобрнауки РФ Валерия Фалькова воспитательная деятельность, поддержка вузовской молодёжи и молодых учёных плотно вошли в топ повестки министерства.
В лице Дениса Аширова у министра замечательная, молодая команда, которая бьётся за улучшение условий студентов, молодых преподаватетей и учёных.
С днём рождения!
Фото НОП