НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Приоритет - выйти из летаргии (2/2)

Вторая важная тема, которая прозвучала в интервью Валерия Фалькова – это будущее. Какое оно?

Индивидуальное
«Индивидуальная образовательная траектория – это будущее высшего образования. Во всяком случае, той его части, которая претендует на высокое качество».

Цифровое
«В прошлом году тем, кто был в наиболее сложной ситуации, 44 вуза, мы оказали минимальную и необходимую помощь. В этом году мы продолжаем эту программу.

А в рамках программы «Приоритет 2030» мы программу делаем совместно с Минцифрой. И там будет несколько направлений. Это и подготовка кадров для IT-сферы, и цифровые кафедры, и специальная программа цифровой подготовки. Вузы смогут предложить каждому студенту в зависимости от его потребностей дифференцированный набор цифровых компетенций».

2+2+2
«У вузов [теперь] есть больше возможностей. Они могут готовить более гибкие программы. Что такое 2+2+2? По сути дела, это обратная сторона той формулы, о которой мы с вами говорили – индивидуальных образовательных траекторий. Это означает, что по прошествии двух лет вы можете скорректировать так или иначе свою траекторию. … Плюс у вас будет возможность получить дополнительный профиль, что делает вас более привлекательными на рынке труда, потому что мы далеко не всегда понимаем, как будет складываться жизнь и какие компетенции нам нужны».

Миссия Университета и его финансы
«У университета не может быть целью извлечение прибыли. У университета целью должно быть общественное благо, решение социальных проблем.

И когда университет зарабатывает деньги, то есть, дает платное образование, качественное, проводит исследование или консультирует, то, в любом случае, он это делает не для учредителей или акционера, он эти деньги реинвестирует, в том числе на поддержку студентов из социально необеспеченных семей или оказавшихся в сложной жизненной ситуации, или просто талантливых студентов, которые по каким-то причинам не могут оплатить себе обучение.

Я считаю, это нормальная ситуация, когда, в том числе, государственный вуз может – это признак его дееспособности, – привлекать на рынке соответствующие ресурсы.

Очень приветствуем, когда вузы умеют зарабатывать на научных исследованиях, то есть они интересны для бизнеса».

Мини-Приоритет
«Планируем, что в 2022 году у нас будет новая программа для той части [вузов], которые не участвуют в «Приоритете». Важно, чтобы в целом вся система развивалась.

Как [программу] сделать, мы понимаем. Она, конечно, будет отличаться по целям, по дизайну, по задачам, по критериям отбора, но общие принципы будут теми же: открытость, конкурсность и оценка не заделов, а динамики развития.

Бюджет мы прогнозируем поменьше. Это будет меньше, чем базовый грант. Но в таких программах деньги играют далеко не главную роль. Важно внимание, важна соревновательная атмосфера и возможность обмениваться лучшими практиками.

Надо иметь ясный образ результата. Надо понимать, как вы достигнете этого результата, а это требует очень серьезных усилий и от ректора, и от его команды, и от всего коллектива в целом. От поддержки региона, а зачастую поддержку региона еще надо завоевать. Для многих вузов это серьезный вызов».

Комментарий «Научно-образовательной политики»:
Мы ранее писали о том, что у программы Приоритет 2030 будет продолжение для вузов, которые не смогли претендовать на участие и победу во флагманской программе.

Министр сдержал слово, данное в своём программном обещании.

Мы прогнозируем, что по итогам отбора вузов в новую программу в 2022 году аспект кадрового аудита команд станет полноценным элементом этого мероприятия. То есть, с высокой долей вероятности можно уже сейчас сказать, что многим ректорам, которые покажут плохой результат в новом проекте, придётся сменить место работы.

При этом схожий вызов будет стоять перед главами регионов и профильными вице-губернаторами. Уже сейчас очевидно, что для ряда глав субъектов РФ высшая школа и наука в приоритете, но для не меньшего числа губернаторов наша сфера - темный лес, головная боль и остаточный принцип поддержки.
Университет для Роскомнадзора

Все информационное поле от телеграма до детских народных сказок про курочку Рябу находится в красной зоне действия 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Нормативный акт разделяет информационную продукцию на несколько возрастных категорий от 0+ до 18+. Все характеристики, описывающие возрастные ограничения, имеют широкую трактовку. Именно поэтому на одной книжной полке могут стоять разные издания «Тихого Дона» с маркировкой от 12+ до 18+, потому что книга содержит сцены насилия.

Чтобы долго не думать, издатель предпочитает маркировать большинство классических произведений меткой 16+, чтобы не возникали скандальные истории, когда подросткам отказываются продавать сборник стихов Есенина, потому что там содержится нецензурная брань. При этом в пункте 2 статьи 1 федерального закона говорится, чтоего действие не распространяется на отношения в сфере: оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества. То есть, классика как «Война и мир» и сборники Высоцкого, имеющую культурную ценность, могут издаваться без меток ограничений. Но трактовка ФЗ-146 настолько вольная, что одних загоняет в рамки, а другим дает полную волю.

Тольяттинский государственный университет включён в реестр Роскомнадзора аккредитованных экспертных организаций, уполномоченных на производство экспертиз по информационной продукции. Тольяттинский вуз стал первым государственным вузом, получившим право на проведение такой экспертизы.

Светлана Вершинина, директор института права Тольяттинского государственного университета, специально для НОП:

«Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» предусмотрена экспертиза информационной продукции, причиняющей вред здоровью и развитию детей. Экспертизу вправе проводить аккредитованные Роскомнадзором эксперты и экспертные организации, в число которых с 20 октября 2021 года включён Тольяттинский государственный университет. Среди экспертных организаций наш университет – единственный вуз России, обладающий таким правом. Если ставится вопрос о вредном характере информации, где бы она ни размещалась – в интернете, на радио, в печатных изданиях – Тольяттинский госуниверситет имеет право провести исследование и выдать своё экспертное заключение».

Экспертиза проводится по предназначенной для оборота на территории Российской Федерации продукции средств массовой информации, печатной продукции, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также информации, распространяемой посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети интернет и сетей подвижной радиотелефонной связи.

Закон предъявляет строгие требования к аккредитованным экспертам. Участие Тольяттинского государственного университета в производстве экспертных исследований позволит повысить квалификацию профессорско-преподавательского состава и станет основой для включения в образовательный процесс нового направления научной деятельности.
Первая медицинская и точка

Самарский государственный медицинский университет открывает первую в России «Точку кипения» с «медицинским акцентом».

Александр Колсанов, ректор СамГМУ об особенностях медицинской «Точки кипения» для НОП:

«Основными направлениями «Точки кипения» в СамГМУ станут подготовка будущих управленцев в сфере здравоохранения, команд инноваторов, лидеров изменений внутри университета, реализация проектов рынков НТИ Хелснет, Нейронет, Технет.

Новая площадка объединит молодых врачей, ученых, участников кружкового движения, студентов, представителей бизнес сообществ, технопредпринимателей, волонтеров-медиков и другие общественные организации.

«Точка кипения» СамГМУ станет «песочницей» новых образовательных форматов для управления талантами в сфере развития высокотехнологичного сектора экономики «Информационные технологий в здравоохранении», а также позволит реализовать молодежные проекты в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко в СТАНКИНе:

«Считаю, что «Станкин» должен стать одним из лидеров в реализации стратегических инициатив по развитию передовых инженерных школ и университетского технологического предпринимательства. Также важно поддержать работу вуза, связанную с мониторингом научных фронтиров, и вовлечь их в реализацию обновлённой программы научно-технологического развития страны.
<...>
Я благодарен компаниям, что они доверяют создание важных для машиностроительной отрасли разработок студентам вуза. Создание отечественного оборудования совместно с молодыми учёными позволит обеспечить технологическую безопасность страны, а также подготовить высококвалифицированных специалистов с нужным уровнем компетенций».


Фото – эксклюзив НОП.

https://news.1rj.ru/str/government_rus/1032
Rethink about it

В пятницу начнётся Всероссийская мастерская по научной коммуникации для молодых ученых Rethink, организаторами которой выступили РХТУ им. Д.И. Менделеева и Росмолодежь. Программа пройдет в онлайн-формате.

Ключевая задача Мастерской — трансформировать взгляд молодых ученых на их повседневную работу и задачи.

В фокусе Мастерской 5 основных тем:

• технологическое предпринимательство,
• ученые и граждане,
• научные коллаборации,
• популяризация науки,
• устойчивое развитие в науке.

В рамках Мастерской в онлайн-формате также пройдёт II Всероссийский университетский Science Slam. Лучшего слэмера определят зрители.

Илья Воротынцев, и.о. ректора РХТУ им. Д.И. Менделеева для НОП:

«В Год науки и технологий реализуется много проектов, направленных на популяризацию исследований и разработок, на коммуникацию с обществом и повышение престижа профессии ученого. Но коммуникационных проектов для самих ученых не так много, обычно это профильные или междисциплинарные конференции, где основным предметом обсуждения являются объекты и методы научного исследования.

Мы же хотим сместить фокус, дать возможность молодым ученым обсудить вопросы из жизни исследователей, которые будут общими для всех. На Мастерской мы собрали молодых ученых, чтобы они смогли по-разному взглянуть на свою деятельность, узнать о новых возможностях, научиться выстраивать горизонтальные связи и коммуницировать с обществом.

Мы планировали провести Мастерскую очно на базе РХТУ им. Д.И. Менделеева, но в силу сложной эпидемиологической ситуации оперативно перенесли ее в онлайн. С учетом нашего опыта проведения образовательных программ в дистанционном формате мы уверены, что качество реализации проекта останется на высоком уровне, а охватить мы сможем большее количество участников».


Регистрация на Мастерскую доступна по ссылке: https://rethink.muctr.ru/
Forwarded from MGIMO Direct
​​25 ноября в МГИМО пройдет Форум по защите прав детей и молодежи в цифровой среде «Интернет для молодежи: возможности и риски»

Форум объединит топовых российских и зарубежных экспертов, станет глобальной платформой для экспертных дискуссий по безопасности в Интернете. Гостями Форума станут Ректор МГИМО Анатолий Васильевич Торкунов, российские и зарубежные эксперты, уполномоченные по правам человека различных стран мира, а также представители таких организаций, как ООН, 5RightsFoundation и других.

Форум реализуется при грантовой поддержке Федерального агентства по делам молодежи. Партнерами мероприятия выступят Молодёжный цифровой омбудсмен и Центр компетенций по глобальной ИТ-кооперации.
Новые управленцы российской школы

Команда НОП отмечает, что проекты АНО «Россия - страна возможностей» для научно-образовательной сферы становятся все глубже, системнее, более включёнными в инфраструктуру школ, учреждений СПО, вузов и научных институтов.

Именно таков Всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования. Школа».

Заявки на участие в нём подали уже более 5 000 человек: директора и завучи школ, классные руководители, учителя-предметники.

Целью конкурса является выявление и поддержка талантливых управленцев системы образования, обладающих высоким уровнем лидерских качеств.

В конкурсе нет ограничений: участвовать в нем могут как опытные сотрудники образовательных организаций, так и имеющие небольшой стаж.

Мы узнали планы и амбиции Минпросвещения и АНО «Россия – страна возможностей» относительно нового проекта и смело советуем попробовать в нём свои силы.

Александр Бугаев, первый заместитель Министра просвещения РФ, специально для НОП:

«Флагманы образования. Школа» - это очень важный проект, который организован президентской платформой «Россия – страна возможностей» при тесной поддержке и взаимодействии с Министерством просвещения РФ. Для нас очень важно готовить управленческие команды, которые работали бы по самым современным технологиям с самыми современными подходами организации системы управления образовательным учреждением, образовательной организацией.

Именно поэтому мы поддерживаем конкурс «Флагманы образования» и замечательно, что уже более 5 тысяч человек подали заявки на участие в этом конкурсе. Очень рассчитываем на то, что конкурс уже традиционный, являясь приемником других конкурсов платформы платформой «Россия – страна возможностей», станет такой кузницей кадров для нас, с точки зрения управленческого подхода к организации системы образования на разных уровнях: школьном, муниципальном, региональном – это сейчас очень важно».

Регистрация участников до 30 ноября: https://флагманыобразования.рф/
Трехмерная память для электроники будущего

Международная лаборатория спин-орбитроники открыта в Дальневосточном федеральном университете в рамках проекта «Ферримагнитная спин-орбитроника», поддержанного мегагрантом Правительства Российской Федерации. Руководитель лаборатории, профессор Киотского университета (Япония) Теруо Оно представил первые исследования по разработке магнитной памяти для электроники нового поколения и обсудил с учеными и студентами ДВФУ дальнейшие планы реализации проекта.

По мнению Теруо Оно, благодаря проводимым фундаментальным исследованиям в недалеком будущем появится возможность реализовать новые электронные устройства, которые будут на несколько порядков быстрее и намного дешевле существующих аналогов. Ученый прогнозирует, что предварительное тестирование устройств первого поколения на основе трехмерной спин-орбитронной памяти возможно уже на горизонте 5-10 лет.

Теруо Оно, руководитель лаборатории спин-орбитроники ДВФУ, специально для НОП:

«Мы фактически совершаем научный прорыв и создаем основу для электроники следующего поколения — более быстрой и энергоэффективной по сравнению с традиционной. Одна из главных наших задач — вырастить новое поколение молодых исследователей, которые в будущем станут всемирно известными учеными, возможно лауреатами Нобелевской премии. Для нас особенно важен обмен опытом студентами — в ДВФУ обучается умная и образованная молодежь, с большой страстью относящаяся к науке».

В международной лаборатории спин-орбитроники ДВФУ ведущие российские и зарубежные специалисты разрабатывают научные и технологические основы нового поколения умной электроники (спинтроники и спин-орбитроники) для высокопроизводительных энергоэффективных вычислений и телекоммуникаций. Здесь же планируют развивать экспериментальное наукоемкое производство, внедрять разработки на российских предприятиях и готовить новое поколение высококвалифицированных исследователей, что полностью отвечает программе «Приоритет 2030» по стратегическому направлению развития ДВФУ «Физика и материаловедение».

Александр Самардак, проректор по научной работе ДВФУ, специально для НОП:

«За последние десять лет наша научная группа вышла на международный уровень и вместе с профессором Теруо Оно готова решать амбициозные задачи на фронтире физики магнитных явлений — спин-орбитронике. Коллаборация университетов позволит провести исследования новых эффектов и явлений в ферримагнетиках, антиферромагнетиках и сверхпроводниках».
Доступный университет

27 октября 2021 года рабочая группа Министерства науки и высшего образования РФ единогласно утвердила проект подзаконного акта, который регламентирует порядок обеспечения доступности среды вузов для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Постоянно действующая рабочая группа создана при Совете по повышению доступности высшего образования для инвалидов, профессиональной ориентации инвалидов и содействия в их последующем трудоустройстве Минобрнауки. Рабочую группу возглавил и.о. ректора Мининского университета Виктор Сдобняков.

Новый подзаконный акт позволит дифференцировать подход в достижении высоких показателей доступности зданий вузов в зависимости от специфики проблем со здоровьем, и, как следствие, расширить возможности для обучения, доступности информации для студентов с инвалидностью.

Кроме Мининского университета, в рабочую группу вошли представители 17 педагогических вузов России. Экспертами выступили общественные объединения инвалидов, Министерства труда и социальной политики РФ, Рособрнадзора, а также ассоциации различных университетов.

Утверждение документа ожидается в декабре текущего года. Следующим этапом станет разработка методики оценки доступности университетской среды.

Виктор Сдобняков, и.о.ректора Мининского университета, для НОП:

«Я уверен, что ограниченные возможности здоровья ни в коем случае не должны быть препятствием при получении высшего образования. И наша задача - обеспечить такую возможность. В Мининском университете такая работа ведется давно, один из наших корпусов - уже на 100% доступная среда.

Но, к сожалению, это пока скорее исключение, чем правило, поэтому новый документ направлен на то, чтобы переломить ситуацию. В нем четко формулируются требования по обеспечению среды для людей с инвалидностью в зависимости от специфики их здоровья.

Поэтому мы сможем профилировать корпуса с учетом разумного приспособления, при этом стремясь к созданию максимально доступной среды. При разработке документа мы ориентировались на реальные потребности людей с ОВЗ, а потому отталкивались в том числе от их мнения».
⚡️ Ирина Мартусевич переведена на должность проректора Вышки — руководителя аппарата университета, Елена Одоевская — на должность проректора, координирующего цифровые проекты университета. Еще одним проректором назначен Дмитрий Земцов, ранее занимавший аналогичный пост в ДВФУ.
Про НОЦы – в закон

Научно-образовательные центры мирового уровня отлично зарекомендовали себя как новый формат системного развития. Этот успех теперь требуется упрочить и закрепить.

В Госдуму внесен законопроект о внесении изменений в статью 5 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Инициаторы – сенаторы Лилия Гумерова(председатель комитета СФ по науке, образованию и культуре) и Римма Галушина (член Комитета).

Содержание простое: регионы могут инициировать создание НОЦ мирового уровня, которым предоставляется поддержка в виде грантов в форме субсидий из федерального бюджета.

Однако, примечательно содержание всего остального пакета документов. В первую очередь, это пояснительная записка:

«НОЦ выступает механизмом поступательного объединения практик, инфраструктур и ресурсов в целях расширения и углубления присутствия технологической повестки НОЦ в деятельности институтов и университетов.

Формирование консорциумов в формате НОЦ способствует созданию «безбарьерной научной среды», в рамках которой появляются научные группы, нацеленные на решение не только инновационных, но и практических задач, поставленных, в том числе, организациями реального сектора экономики».

Особенно авторы законопроекта отмечают, что НОЦы привели к формированию межрегиональных связей – это как раз тот функционал центров по формированию единого научно-образовательного технологического пространства, который изначально закладывался в проект.

Далее приведены примеры конкретных успехов научно-образовательных центров. Таковых достижений упомянуто 8 штук, из которых 3 относятся в работе Западно-Сибирского межрегионального НОЦ (Тюменская область, ХМАО и ЯНАО), 2 – к деятельности Пермского центра (монорегионального), по 1 яркому успеху упомянуто от Арктического, Белгородского и Нижегородского НОЦев.

Акцент на успехах центров первой волны понятен – у них было больше времени на формирование реальных прорывов, как и внимание к Арктике. Три важных успеха зафиксированы у Западно-Сибирского межрегионального НОЦ неслучайно – его точкой сборки является Тюменский госуниверситет, который как раз в годы запуска центра возглавлял нынешний министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Это означает, что между Минобрнауки и профильным комитетом Совета Федерации – эффективные и уважительные отношения.

Основную цель изменений в ФЗ Лилия Гумерова и Римма Галушина видят следующим образом: «Это позволит в том числе привлечь больше субъектов РФ к оказанию поддержки при реализации портфеля практико-ориентированных научно-технологических проектов, разрабатываемых в зависимости от особенностей и конкретных потребностей регионов, призвана трансформировать экономику субъектов посредством изменения структуры ВРП, роста численности занятых в новых растущих секторах, увеличения доли рынка продуктов и услуг. Тем самым использовать НОЦ драйвером не только научно-технологического развития страны, но и эффективным инструментом регионального развития».

Предложенные изменения в главный научно-технический закон страны означают окончательное не только доктринальное, но и законодательное слияние задач научно-технологического и социально-экономического развития регионов.

В финансово-экономическом обосновании содержится ритуальная фраза о том, что принятие поправок «не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ».

Поправки безусловно важные и востребованные. Формат НОЦев необходимо закреплять и разивать. Есть лишь два вопроса. Первый – точно ли регионы сразу должны инициировать центры именно мирового уровня? Второй – а действительно как-то удастся поддержать большее их количество? Это же явно потребует корректив в бюджет мероприятия.

И в самом конце пакета документов содержится некоторый спойлер – принятие поправок потребует издания нового постановления Правительства РФ «О государственной поддержке научно-образовательных центров мирового уровня» взамен действующего с немного иной формулировкой названия.

Подробнее: законопроект и новость.
Прорыв: атом, энергия, цифра

В эти дни 28-29 октября 2021 года в Сочи проходит отраслевая конференция проектного направления «Прорыв» Росатома «Замыкание топливного цикла ядерной энергетики на базе реакторов на быстрых нейтронах». Конференция проходит в пятый раз, и является элементом единой информационной и организационной среды новой технологической платформы атомной энергетики. Подробности сообщает «Страна Росатом» (@StranaRosatom), официальное издание госкорпорации.

Одна из задач Конференции 2021 года – подготовка к международной конференции МАГАТЭ по реакторам на быстрых нейтронах FR22, которая состоится 25-28 апреля 2022 года в Пекине (Китай).

Россия вплотную подошла к практическому замыканию ядерного топливного цикла и формирования новой платформы двухкомпонентной атомной энергетики. Это особенно важно в контексте декарбонизации с переходом на углеродную нейтральность и энергетических, и экономических процессов. На данный момент традиционная атомная генерации испытывает определенные проблемы с тем, чтобы европейские (впрочем, и вообще многие зарубежные) партнеры признали ее «зеленой». С замыканием ЯТЦ этот вопрос будет снят в принципе.

Ключевые задачи проектного направления «Прорыв» должны обеспечить Росатому и России абсолютное мировое лидерство в:
- сооружении реакторов на быстрых нейтронах (РБН) естественной безопасности, эксплуатация которых исключает аварии, требующие эвакуации населения;
- создании плотного MINIT-топлива для РБН (оно же СНУП);
- решении проблемы накопления ОЯТ и снижении радиотоксичности РАО;
- создании первого в мире опытного энергокомплекса, где случится замыкания ядерного топливного цикла.

«К 2035 году российская атомная энергетика должна стать двухкомпонентной, быстрые и тепловые реакторы будут работать в паре», подчеркнул в приветственном слове глава Росатома Алексей Лихачев.

Советник гендиректора госкорпорации Владимир Асмолов ранее пояснил: «Мы сможем задействовать не только уран-235, его в природном уране лишь 0,7%, но и уран-238, который сегодня является фактически рудой. Я много раз говорил, что мы топим корой от деревьев, а надо использовать всю древесину. Вот когда мы начнем из урана-238 получать плутоний, наша атомная энергетика сможет носить звание возобновляемой — это даже не на века, это на тысячелетия».

Главной доктринальной рамкой развития науки и технологий Атома является профильная комплексная программа «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации» (она даже больше известна по своей аббревиатуре – РТТН). По своим масштабам и содержанию – это полноценный «нацпроект «Атом».

На Конференции директор по управлению научно-техническими программами и проектами госкорпорации Наталья Ильина сообщила радостную новость: программа РТТН будет продлена до 2030 года. Это было ожидаемое решение, поскольку ранее она была рассчитана лишь до 2024 года, как и первое поколение нацпроектов. Теперь хронологические рамки синхронизированы со вторым поколением.

Идеологически к РТТН крайне близка федеральная научно-техническая программа развития синхротронных и нейтронных исследований, где головной научной организацией выступает ближайший партнер Росатома – Курчатовский институт. Пока программа рассчитана до 2027 года, но в принципе также можно ожидать ее продления для синхронизации с нацпроектами.

Перед мировой энергетикой стоит задача не только обеспечить переход к более экологичной генерации, но также – обеспечить все возрастающие потребности в электроэнергии, вызыванные, в том числе, цифровизацией. Потому энергия и цифра всегда идут рука об руку. В новых проектах активно используется технология цифрового двойника. И более того, уникальные компьютерные программы – коды нового поколения, разработанные в рамках проекта «Прорыв», станут доступны мировому научному сообществу.

«Прорыв» – настоящий, системный, важнейший.
Прямо сейчас подключайтесь к круглому столу «Исследования для импакт-проектов» — трансляция уже в прямом эфире 🚀

Обсуждаем, как использовать исследовательские данные для выбора приоритетов, отбора проектов и инструментов. Присоединяйтесь и узнайте о возможностях сотрудничества с представителями сектора социальных инициатив и импакт-инвестиций в образовании.

@stranavozmojnostey
Урал-Карбон

В Свердловской области на базе Коуровской астрономической обсерватории Уральского федерального университета открылся карбоновый полигон «Урал-Карбон».

Дмитрий Чернышенко, вице-премьер Правительства РФ:

«Это второй карбоновый полигон, который мы открываем в России в рамках пилотного проекта Минобрнауки. Первый появился в августе на озере Кучак в Тюменской области. До конца года география научных центров расширится. В планах – открытие ещё двух таких объектов в Геленджике и Калининграде. Всего же у нас запланировано создание 14 площадок, охватывающих уникальные природные экосистемы в разных регионах России. Параллельно мы занялись подготовкой кадров для работы на них. Напомню, в вузах стартовали дополнительные образовательные программы. Специалисты этого полигона также их пройдут. Кроме того, сотрудники уральского полигона будут работать в тесном взаимодействии с НОЦ мирового уровня, а также учёными из ведущих уральских вузов и предприятиями. Это позволит достичь синергии и максимально эффективного результата».

Виктор Кокшаров, ректор Уральского федерального университета (УрФУ), специально для НОП, в связи с открытием Карбонового полигона:

Карбоновый полигон «Урал-Карбон», созданный в Свердловской области по инициативе Уральского федерального университета, уникален благодаря специфике наших территорий. С одной стороны, регион представлен таежными лесами, которые являются одним из наиболее значимых резервуаров стока углерода из атмосферы. С другой стороны, Урал является одним из ведущих в стране промышленных центров, а предприятия региона заинтересованы в развитии экологического благополучия и скорейшем запуске карбоновых ферм.

Основной площадкой полигона «Урал-Карбон» стала Коуровская астрономическая обсерватория УрФУ. Здесь уже развита вся необходимая инфраструктура — лабораторные помещения, аудитории для занятий, жилые комнаты для длительного нахождения сотрудников, площадки для наблюдений, а также необходимый природный ландшафт. За несколько месяцев специалисты модернизировали площадку полигона, разместили необходимое основное оборудование, в том числе приобретенное специально для работы ученых на полигоне.

Члены консорциума в Свердловской области, в который помимо УрФУ входят уральские лесотехнический и аграрный университеты, профильные институты Уральского отделения РАН, ботанический сад, располагают более 20 единицами необходимого в работе полигона оборудования. Проект поддерживают Трубная металлургическая компания, а также Группа Синара.

Кроме того, в ботанических садах Екатеринбурга уже выращивают растения для карбоновых ферм. Доступные в Свердловской области территории будут засажены высокопродуктивными растениями для увеличения скорости связывания углекислого газа. Ученые предусмотрели и дальнейшую утилизацию таких растений, их можно использовать в качестве биотоплива, а также корма животным.

В образовательной части нашего карбонового полигона будет задействовано более 400 студентов профильных направлений, 6 профессоров, 18 доцентов и более десятка аспирантов. Уже организован спецкурс для студентов-биологов, адаптируются с учетом вопросов углеродной нейтральности образовательные программы в области климатологии, экологии и биотехнологии.

Подробнее: 1 и 2.