Создавая доступную среду
В рамках развития Государственной программы РФ «Доступная среда» в 2017 году Минобрнауки организовал конкурс среди подведомственных вузов, в результате чего организуются 16 ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ. В первый год существования проект не учитывал специфики вузов других ведомств и Минобрнауки было принято решение о расширении проекта на другие отрасли.
Тамара Михайлова, ректор Российского государственного университета физической культуры спорта молодежи и туризма, специально для НОП рассказала о подготовке специалистов, которые в будущем смогут работать с людьми с ограниченными возможностями здоровья:
Российский государственный университет физической культуры спорта молодежи и туризма разработал проект концепции ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в сфере физической культуры и спорта (РУМЦ) После конкурсного отбора этот проект был поддержан Министерством спорта России и РГУФКСМиТ в 2018 году был утвержден в качестве базы для создания отраслевого РУМЦ. Еще четыре ведомственных РУМЦ были созданы в вузах Минкультуры, Минсельхоза, Минтранса, и Минздрава.
Задача РУМЦ – координировать деятельность по развитию инклюзивного высшего образования в вузах, подведомственных Министерству спорта РФ: обучать сотрудников вузов-партнеров, в том числе по вопросам развития доступной среды, обеспечивать вузы специальными техническими средствами обучения и реабилитации, проводить подготовку волонтёров в сфере физической культуры и спорта.
С 2019 года РГУФКСМиТ участвует в развитии компетенций Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс». На Национальном чемпионате ресурсным центром вуза была презентована компетенция «Специалист в сфере фитнеса», в 2020 году «Инструктор по интеллектуальным видам спорта». Таким образов у инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья появилась возможность освоения еще двух профессий.
Конечно, от физической культуры мы в первую очередь ждем оздоровительного эффекта, и здесь можно говорить и о личной гигиене, режиме дня, отказе от вредных привычек, культуре питания и еще о многом, что помогает человеку продлить свой жизненный путь. Но, к сожалению, существуют врожденные заболевания, приобретенные, травмы причем очень часто по вине самого человека. И вот тогда необходимо обладать определенным инструментарием и соответствующими компетенциями, способными помочь справиться с недугом, а если это сделать полностью невозможно – помочь адаптироваться и чувствовать себя полноценным гражданином.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» продлена до 2025 года и перед РУМЦ РГУФКСМиТ поставлены амбициозные задачи.
В рамках развития Государственной программы РФ «Доступная среда» в 2017 году Минобрнауки организовал конкурс среди подведомственных вузов, в результате чего организуются 16 ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ. В первый год существования проект не учитывал специфики вузов других ведомств и Минобрнауки было принято решение о расширении проекта на другие отрасли.
Тамара Михайлова, ректор Российского государственного университета физической культуры спорта молодежи и туризма, специально для НОП рассказала о подготовке специалистов, которые в будущем смогут работать с людьми с ограниченными возможностями здоровья:
Российский государственный университет физической культуры спорта молодежи и туризма разработал проект концепции ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в сфере физической культуры и спорта (РУМЦ) После конкурсного отбора этот проект был поддержан Министерством спорта России и РГУФКСМиТ в 2018 году был утвержден в качестве базы для создания отраслевого РУМЦ. Еще четыре ведомственных РУМЦ были созданы в вузах Минкультуры, Минсельхоза, Минтранса, и Минздрава.
Задача РУМЦ – координировать деятельность по развитию инклюзивного высшего образования в вузах, подведомственных Министерству спорта РФ: обучать сотрудников вузов-партнеров, в том числе по вопросам развития доступной среды, обеспечивать вузы специальными техническими средствами обучения и реабилитации, проводить подготовку волонтёров в сфере физической культуры и спорта.
С 2019 года РГУФКСМиТ участвует в развитии компетенций Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс». На Национальном чемпионате ресурсным центром вуза была презентована компетенция «Специалист в сфере фитнеса», в 2020 году «Инструктор по интеллектуальным видам спорта». Таким образов у инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья появилась возможность освоения еще двух профессий.
Конечно, от физической культуры мы в первую очередь ждем оздоровительного эффекта, и здесь можно говорить и о личной гигиене, режиме дня, отказе от вредных привычек, культуре питания и еще о многом, что помогает человеку продлить свой жизненный путь. Но, к сожалению, существуют врожденные заболевания, приобретенные, травмы причем очень часто по вине самого человека. И вот тогда необходимо обладать определенным инструментарием и соответствующими компетенциями, способными помочь справиться с недугом, а если это сделать полностью невозможно – помочь адаптироваться и чувствовать себя полноценным гражданином.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» продлена до 2025 года и перед РУМЦ РГУФКСМиТ поставлены амбициозные задачи.
Премии науки и техники – 2021
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал два распоряжения о вручении премий в области науки и техники – первое общее, второе – по молодым исследователям.
Присуждено 15 премий научным коллективам. Лауреатами объявлены 143 человека, в том числе 55 докторов наук, 33 кандидата наук, 34 профессора и 15 доцентов. Наградой, в частности, отмечены работы, связанные с созданием плавучих ядерных установок, пассажирских судов и многоцелевого вертолёта «Ансат», экологически безопасным производством поликарбонатов, внедрением ресурсосберегающих технологий в промышленности и проектированием фундаментов нового поколения.
Размер вознаграждения для каждого авторского коллектива составляет 2 млн рублей.
Лауреатами 6 премий для молодых ученых стали 28 человек, в том числе 3 доктора наук, 11 кандидатов наук, 2 профессора и 2 доцента. Наградой, в частности, отмечены работы, связанные с регенеративной медициной, экспериментальными космическими исследованиями, энергоэффективными методами сжигания органического топлива.
Премии вручаются учёным в возрасте до 35 лет, размер вознаграждения для каждого авторского коллектива составляет 1 млн рублей.
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко поздравил молодых исследователей:
«Я рад, что сразу шесть научных коллективов ведущих вузов страны стали лауреатами премии правительства. Молодые ученые под руководством Игоря Ануфриева, Ирины Филимоновой, Сергея Твердохлебова, Сергея Белопухова, Татьяны Матвеевой и Михаила Нониашвили совершили серьезные прорывы в области регенеративной медицины, экспериментальных космических исследований, энергоэффективных методов сжигания органического топлива. Поздравляю с заслуженной наградой. Вы не только двигаете российскую науку вперед, но и стимулируете своим примером школьников, студентов, коллег по цеху заниматься исследовательской деятельностью. Желаю здоровья, неиссякаемой жажды к знаниям и новых научных достижений, которые получат не только всероссийское, но и мировое признание».
«Научно-образовательная политика» поздравляет каждого из 171 лауреата, а также университеты, научные институты и высокотехнологичные компании, которые они представляют.
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал два распоряжения о вручении премий в области науки и техники – первое общее, второе – по молодым исследователям.
Присуждено 15 премий научным коллективам. Лауреатами объявлены 143 человека, в том числе 55 докторов наук, 33 кандидата наук, 34 профессора и 15 доцентов. Наградой, в частности, отмечены работы, связанные с созданием плавучих ядерных установок, пассажирских судов и многоцелевого вертолёта «Ансат», экологически безопасным производством поликарбонатов, внедрением ресурсосберегающих технологий в промышленности и проектированием фундаментов нового поколения.
Размер вознаграждения для каждого авторского коллектива составляет 2 млн рублей.
Лауреатами 6 премий для молодых ученых стали 28 человек, в том числе 3 доктора наук, 11 кандидатов наук, 2 профессора и 2 доцента. Наградой, в частности, отмечены работы, связанные с регенеративной медициной, экспериментальными космическими исследованиями, энергоэффективными методами сжигания органического топлива.
Премии вручаются учёным в возрасте до 35 лет, размер вознаграждения для каждого авторского коллектива составляет 1 млн рублей.
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко поздравил молодых исследователей:
«Я рад, что сразу шесть научных коллективов ведущих вузов страны стали лауреатами премии правительства. Молодые ученые под руководством Игоря Ануфриева, Ирины Филимоновой, Сергея Твердохлебова, Сергея Белопухова, Татьяны Матвеевой и Михаила Нониашвили совершили серьезные прорывы в области регенеративной медицины, экспериментальных космических исследований, энергоэффективных методов сжигания органического топлива. Поздравляю с заслуженной наградой. Вы не только двигаете российскую науку вперед, но и стимулируете своим примером школьников, студентов, коллег по цеху заниматься исследовательской деятельностью. Желаю здоровья, неиссякаемой жажды к знаниям и новых научных достижений, которые получат не только всероссийское, но и мировое признание».
«Научно-образовательная политика» поздравляет каждого из 171 лауреата, а также университеты, научные институты и высокотехнологичные компании, которые они представляют.
Естественно, Нижний
В Нижегородском государственном университете имени Н.И. Лобачевского с 1 по 5 ноября проходят научно-популярные мероприятия для педагогов химии и биологии базовых школ РАН.
Станислав Давыденко, начальник Управления научно-информационной деятельности РАН и взаимодействия с научно-образовательным сообществом Аппарата Президиума РАН, для НОП:
«Мы хотим, чтобы дети через учителей и напрямую от учёных почувствовали какой-то интерес, вкус к большой науке, чтобы они в конце концов среди многих жизненных траекторий, которые сейчас существуют, выбрали не самую простую, но крайне интересную траекторию учёного. Вот цель этой школы. Если говорить с точки зрения Российской академии наук, мы можем детей, которые проявят экстраординарные способности, связать с научными группами, которые занимаются схожими проблемами или интересными для них проблемами, чтобы они осуществляли над ними шефство».
Елена Загайнова, ректор Университета Лобачевского, член-корреспондент РАН для НОП:
«Для ННГУ, как исследовательского университета, очень важно вовлекать учителей в научную повестку, чтобы они передавали своим ученикам, нашим будущим абитуриентам любовь к науке и брали правильные ориентиры, где получать высшее образование. Важно, что мы даем учителям то, что умеем лучше всего – новейшие знания по химии, биологии, участие в живых экспериментах, а взамен получаем обратную связь – как улучшить качество образования в школах, связь средней и высшей школы. Мы взаимно обогащаем друг друга и совместно готовим исследователей будущего».
Анастасия Краснова, учитель химии гимназии №1 г. Новосибирска, для НОП:
«У меня такое феерическое впечатление! Много интересной информации, я думаю, что мы обязательно воспользуемся ей в своей работе с учащимися. Сейчас такое поколение, они активны в познавательной деятельности, есть дети, которые в какой-то узкой специальности, деятельности себя находят, им это интересно, они развиваются, мы на них обращаем внимание, мотивируем их интерес. Такие погружающие мероприятия с отрывом от производства, для нас необходимы».
Мунавара Набиуллина, учитель биологии лицея №64 г. Омска, для НОП:
«Впечатления самые приятные, организация прекрасная, лекции продуманные, научные, глубокие. Я давно не ездила куда-то для обмена опытом, для того, чтобы учиться и поэтому для меня это хорошая перезагрузка. Ученики меня уже ждут, они сказали – учитесь и обязательно нам все расскажете. У нас в школе научная деятельность на высоком уровне и ребята делают серьезные проекты».
В Нижегородском государственном университете имени Н.И. Лобачевского с 1 по 5 ноября проходят научно-популярные мероприятия для педагогов химии и биологии базовых школ РАН.
Станислав Давыденко, начальник Управления научно-информационной деятельности РАН и взаимодействия с научно-образовательным сообществом Аппарата Президиума РАН, для НОП:
«Мы хотим, чтобы дети через учителей и напрямую от учёных почувствовали какой-то интерес, вкус к большой науке, чтобы они в конце концов среди многих жизненных траекторий, которые сейчас существуют, выбрали не самую простую, но крайне интересную траекторию учёного. Вот цель этой школы. Если говорить с точки зрения Российской академии наук, мы можем детей, которые проявят экстраординарные способности, связать с научными группами, которые занимаются схожими проблемами или интересными для них проблемами, чтобы они осуществляли над ними шефство».
Елена Загайнова, ректор Университета Лобачевского, член-корреспондент РАН для НОП:
«Для ННГУ, как исследовательского университета, очень важно вовлекать учителей в научную повестку, чтобы они передавали своим ученикам, нашим будущим абитуриентам любовь к науке и брали правильные ориентиры, где получать высшее образование. Важно, что мы даем учителям то, что умеем лучше всего – новейшие знания по химии, биологии, участие в живых экспериментах, а взамен получаем обратную связь – как улучшить качество образования в школах, связь средней и высшей школы. Мы взаимно обогащаем друг друга и совместно готовим исследователей будущего».
Анастасия Краснова, учитель химии гимназии №1 г. Новосибирска, для НОП:
«У меня такое феерическое впечатление! Много интересной информации, я думаю, что мы обязательно воспользуемся ей в своей работе с учащимися. Сейчас такое поколение, они активны в познавательной деятельности, есть дети, которые в какой-то узкой специальности, деятельности себя находят, им это интересно, они развиваются, мы на них обращаем внимание, мотивируем их интерес. Такие погружающие мероприятия с отрывом от производства, для нас необходимы».
Мунавара Набиуллина, учитель биологии лицея №64 г. Омска, для НОП:
«Впечатления самые приятные, организация прекрасная, лекции продуманные, научные, глубокие. Я давно не ездила куда-то для обмена опытом, для того, чтобы учиться и поэтому для меня это хорошая перезагрузка. Ученики меня уже ждут, они сказали – учитесь и обязательно нам все расскажете. У нас в школе научная деятельность на высоком уровне и ребята делают серьезные проекты».
Редакция НОП поздравляет с днем рождения Александра Колсанова, ректора Самарского государственного медицинского университета.
Союз медицины и искусственного интеллекта — одна из главных научных миссий, пожалуй, всего Самарского региона, где уже активно действует связка вуз—регион—промышленность. Поэтому, трудами крепкого, уверенного ректора, мы знаем Самарский мед как вуз, формирующий фронтир медицинской науки, вуз-инноватор, сохраняющий традиции качественного образования. Это доказало успешное прохождение СамГМУ в программу стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» в треке территориального, отраслевого лидерства.
С днем рождения, коллега, новых открытий и достижений, долгих лет и верных соратников, как в союзе медицины и ИИ.
Союз медицины и искусственного интеллекта — одна из главных научных миссий, пожалуй, всего Самарского региона, где уже активно действует связка вуз—регион—промышленность. Поэтому, трудами крепкого, уверенного ректора, мы знаем Самарский мед как вуз, формирующий фронтир медицинской науки, вуз-инноватор, сохраняющий традиции качественного образования. Это доказало успешное прохождение СамГМУ в программу стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» в треке территориального, отраслевого лидерства.
С днем рождения, коллега, новых открытий и достижений, долгих лет и верных соратников, как в союзе медицины и ИИ.
Первый федеральный
В начале ноября свое пятнадцатилетие отмечает первый федеральный университет страны, созданный в Красноярске – Сибирский федеральный университет, спустя месяц отметит свой юношеский юбилей Южный федеральный университет. Именно эти вузы 15 лет назад стали флагманами модернизации в системе высшего образования и преобразования университетов в места силы федеральных округов.
Кроме управленческих целей по оптимизации стратегической целью федеральных университетов было сформировать региональную инновационную инфраструктуру, стать центрами интеграции образования, науки и производства, развивать конкурентноспособный человеческий капитал, который востребован в регионе или округе.
Спустя 15 лет эти вузы, пусть с учётом изменений приоритетов трансформации высшей школы, остаются трендсеттерами, которые задают планку, отвечают на актуальные вызовы и диктуют не только образовательную повестку, но активно участвуют в научной деятельности. В том числе как победители программы "Приоритет 2030", базового вуза НОЦ мирового уровня, площадки для карбоновых полигонов. Мы видим, что модернизация продолжает создавать запрос на мегапроекты, каким в свое время стал кампус СФУ.
Сегодня в стране 10 федеральных университетов, участие в конкурсе проектов на получение федерального статуса для каждого из них стало делом чести: каждый из них уникален по-своему, кто-то за годы существования оправдал свой статус, кто-то нет. Но сложно отрицать, что ориентиром для большинства послужил именно Сибирский университет. Сейчас федеральные университеты выступают последовательными проводниками государственной политики в сфере высшего образования, в мире очень мало аналогов такого рода коллабораций. А первый федеральный выполнил свою стратегическую задачу, став инновационным центром, близким и федеральному центру, и промышленным партнерам.
Поздравляем СФУ с этим юношеским юбилеем и с оптимизмом и доверием смотрим в его светлое федеральное будущее!
В начале ноября свое пятнадцатилетие отмечает первый федеральный университет страны, созданный в Красноярске – Сибирский федеральный университет, спустя месяц отметит свой юношеский юбилей Южный федеральный университет. Именно эти вузы 15 лет назад стали флагманами модернизации в системе высшего образования и преобразования университетов в места силы федеральных округов.
Кроме управленческих целей по оптимизации стратегической целью федеральных университетов было сформировать региональную инновационную инфраструктуру, стать центрами интеграции образования, науки и производства, развивать конкурентноспособный человеческий капитал, который востребован в регионе или округе.
Спустя 15 лет эти вузы, пусть с учётом изменений приоритетов трансформации высшей школы, остаются трендсеттерами, которые задают планку, отвечают на актуальные вызовы и диктуют не только образовательную повестку, но активно участвуют в научной деятельности. В том числе как победители программы "Приоритет 2030", базового вуза НОЦ мирового уровня, площадки для карбоновых полигонов. Мы видим, что модернизация продолжает создавать запрос на мегапроекты, каким в свое время стал кампус СФУ.
Сегодня в стране 10 федеральных университетов, участие в конкурсе проектов на получение федерального статуса для каждого из них стало делом чести: каждый из них уникален по-своему, кто-то за годы существования оправдал свой статус, кто-то нет. Но сложно отрицать, что ориентиром для большинства послужил именно Сибирский университет. Сейчас федеральные университеты выступают последовательными проводниками государственной политики в сфере высшего образования, в мире очень мало аналогов такого рода коллабораций. А первый федеральный выполнил свою стратегическую задачу, став инновационным центром, близким и федеральному центру, и промышленным партнерам.
Поздравляем СФУ с этим юношеским юбилеем и с оптимизмом и доверием смотрим в его светлое федеральное будущее!
Нейронаука для человека
С 26 по 28 октября 2021 года на базе института образования Балтийского федерального университета им. И. Канта прошел масштабный международный форум, посвященный развитию нейронаук «Человек в мире нейронаук: вчера, сегодня, завтра».
Александр Федоров, ректор БФУ им. И. Канта для НОП:
«Междисциплинарный диалог, выстроенный в рамках Форума по нейронаукам, способствует укреплению и расширению кооперации с отечественными и зарубежными научными и образовательными организациями, развитию сетевых партнерств и международных консорциумов. Подобная интеграция приоритетных направлений создает и обеспечивает развитие в масштабах глобальной повестки образовательно-научного направления «Когнитивные и нейрокогнитивные трансдисциплинарные измерения, исследования, разработки и воздействия», обозначенного в качестве флагманского вектора в рамках программы развития БФУ им. И. Канта на 2021–2030 годы.
Уникальность Форума связана с созданием международной междисциплинарной методологической площадки, объединяющей единой тематикой такие стратегические проекты Балтийского университета, как «Кастомизированный жизненно-образовательный маршрут», «Когнитивное долголетие» и «Головоломка».
Наша задача — развитие опережающего обучения и обучения в течение жизни на основе выявления у обучающихся потенциала к различным видам деятельности с использованием когнитивных, нейрокогнитивных, когнитивно-антропологических и физиологических исследований и измерений, построение передовых образовательных технологий с опорой на механизмы машинного обучения и искусственного интеллекта».
С 26 по 28 октября 2021 года на базе института образования Балтийского федерального университета им. И. Канта прошел масштабный международный форум, посвященный развитию нейронаук «Человек в мире нейронаук: вчера, сегодня, завтра».
Александр Федоров, ректор БФУ им. И. Канта для НОП:
«Междисциплинарный диалог, выстроенный в рамках Форума по нейронаукам, способствует укреплению и расширению кооперации с отечественными и зарубежными научными и образовательными организациями, развитию сетевых партнерств и международных консорциумов. Подобная интеграция приоритетных направлений создает и обеспечивает развитие в масштабах глобальной повестки образовательно-научного направления «Когнитивные и нейрокогнитивные трансдисциплинарные измерения, исследования, разработки и воздействия», обозначенного в качестве флагманского вектора в рамках программы развития БФУ им. И. Канта на 2021–2030 годы.
Уникальность Форума связана с созданием международной междисциплинарной методологической площадки, объединяющей единой тематикой такие стратегические проекты Балтийского университета, как «Кастомизированный жизненно-образовательный маршрут», «Когнитивное долголетие» и «Головоломка».
Наша задача — развитие опережающего обучения и обучения в течение жизни на основе выявления у обучающихся потенциала к различным видам деятельности с использованием когнитивных, нейрокогнитивных, когнитивно-антропологических и физиологических исследований и измерений, построение передовых образовательных технологий с опорой на механизмы машинного обучения и искусственного интеллекта».
Барев дзес, Академия
Делегация Российской академии наук, возглавляемая президентом РАН Александром Сергеевым, в рамках визита в Ереван договорилась о сотрудничестве в области IT с правительством и Центробанком Армении. С российской стороны в переговорах принял участие директор Института системного программирования им. В.П. Иванникова РАН Арутюн Аветисян.
Александр Сергеев, президент РАН, специально для НОП:
Когда мы обсуждали вопросы, связанные с взаимодействием в области прикладных исследований, то в таких приоритетах находится направления искусственный интеллект и кибербезопасность, они интересны в связке – кибербезопасность искусственного интеллекта. Понятно, что искусственный интеллект, который сейчас так стремительно развивается, это глубокое машинное обучение, обучение программ и дальше самостоятельное функционирование этих программ. И проблемы кибербезопасности здесь особые, поскольку есть в таких программах, работающих в рамках искусственного интеллекта, свои особые уязвимости, которые нужно узнать, где они находятся и определенным образом защищать.
Надо сказать, что Армения уже сейчас довольно активно работает, по направлению искусственного интеллекта, есть достаточно большое число программ, коллективов, которые финансируются, прежде всего, из-за рубежа, и армянская сторона очень интересовалась совместной работой с российскими учеными в плане совместной разработки современных подходов в плане программного обеспечения искусственного интеллекта. И это направление у нас очень активно представлено сегодня, поскольку в нашей делегации работает академик Аветисян, у которого здесь уже есть несколько коллективов, с которыми сотрудничает Институт системного программирования РАН. В общем он представлял такой фланг сотрудничества, который уже развивается и имеет место быть.
Арутюн Аветисян, директор ИСП РАН, специально для НОП:
В Армении исторически сложилась сильная научная школа в области IT и качественная система среднего и высшего образования. Поэтому сотрудничество России и Армении в области информационных технологий может быть очень плодотворным. У нас уже есть успешный опыт взаимодействия: с 2008 года в Ереване работает лаборатория системного программирования ИСП РАН. А сегодня мы договорились о беспрецедентном расширении сотрудничества – с Министерством высокотехнологической промышленности Армении и Центром финансового мониторинга Центробанка. Институт будет активно участвовать в цифровой трансформации государственных, научных и образовательных организаций Армении, оказывая технологическую и экспертную поддержку.
ИСП РАН и Министерство высокотехнологической промышленности Армении планируют также сотрудничать в реализации образовательных и исследовательских программ, инициатив и проектов, реализуемых с использованием технологий облачных вычислений, сбора и анализа больших данных,в машинного обучения, кибербезопасности, интеллектуальной обработки текстов на естественных языках, а также технологий для проведения лингвистических исследований.
Делегация Российской академии наук, возглавляемая президентом РАН Александром Сергеевым, в рамках визита в Ереван договорилась о сотрудничестве в области IT с правительством и Центробанком Армении. С российской стороны в переговорах принял участие директор Института системного программирования им. В.П. Иванникова РАН Арутюн Аветисян.
Александр Сергеев, президент РАН, специально для НОП:
Когда мы обсуждали вопросы, связанные с взаимодействием в области прикладных исследований, то в таких приоритетах находится направления искусственный интеллект и кибербезопасность, они интересны в связке – кибербезопасность искусственного интеллекта. Понятно, что искусственный интеллект, который сейчас так стремительно развивается, это глубокое машинное обучение, обучение программ и дальше самостоятельное функционирование этих программ. И проблемы кибербезопасности здесь особые, поскольку есть в таких программах, работающих в рамках искусственного интеллекта, свои особые уязвимости, которые нужно узнать, где они находятся и определенным образом защищать.
Надо сказать, что Армения уже сейчас довольно активно работает, по направлению искусственного интеллекта, есть достаточно большое число программ, коллективов, которые финансируются, прежде всего, из-за рубежа, и армянская сторона очень интересовалась совместной работой с российскими учеными в плане совместной разработки современных подходов в плане программного обеспечения искусственного интеллекта. И это направление у нас очень активно представлено сегодня, поскольку в нашей делегации работает академик Аветисян, у которого здесь уже есть несколько коллективов, с которыми сотрудничает Институт системного программирования РАН. В общем он представлял такой фланг сотрудничества, который уже развивается и имеет место быть.
Арутюн Аветисян, директор ИСП РАН, специально для НОП:
В Армении исторически сложилась сильная научная школа в области IT и качественная система среднего и высшего образования. Поэтому сотрудничество России и Армении в области информационных технологий может быть очень плодотворным. У нас уже есть успешный опыт взаимодействия: с 2008 года в Ереване работает лаборатория системного программирования ИСП РАН. А сегодня мы договорились о беспрецедентном расширении сотрудничества – с Министерством высокотехнологической промышленности Армении и Центром финансового мониторинга Центробанка. Институт будет активно участвовать в цифровой трансформации государственных, научных и образовательных организаций Армении, оказывая технологическую и экспертную поддержку.
ИСП РАН и Министерство высокотехнологической промышленности Армении планируют также сотрудничать в реализации образовательных и исследовательских программ, инициатив и проектов, реализуемых с использованием технологий облачных вычислений, сбора и анализа больших данных,в машинного обучения, кибербезопасности, интеллектуальной обработки текстов на естественных языках, а также технологий для проведения лингвистических исследований.
Ожидаемое слияние Московского государственного областного университета (МГОУ) путём присоединения к Московскому государственному педагогическому университету (МГПУ) проходит на фоне того что "Правительством Российской Федерации обращено внимание на социальную напряжённость, возникшую в обществе при проработке вышеуказанного вопроса. При этом отмечена не проработанность вопроса ФОИВ".
Это уникальный прецедент, когда Правительство в очевидном диалоге элит принимает такое решение, да ещё и вполне публично, письмом на обращение Сергея Миронова.
Мнение НОП: названные университеты в итоге всё же сольют в один "суперпед", но сам факт ставит вопрос, а есть ли ещё в России примеры "социальной напряжённости в обществе" в отношении стратегий и планов объединения иных вузов? А если есть, будет ли Правительство РФ каждый раз видеть напряжённость в обществе критерием при принятии финального решения?
Это уникальный прецедент, когда Правительство в очевидном диалоге элит принимает такое решение, да ещё и вполне публично, письмом на обращение Сергея Миронова.
Мнение НОП: названные университеты в итоге всё же сольют в один "суперпед", но сам факт ставит вопрос, а есть ли ещё в России примеры "социальной напряжённости в обществе" в отношении стратегий и планов объединения иных вузов? А если есть, будет ли Правительство РФ каждый раз видеть напряжённость в обществе критерием при принятии финального решения?
Физика и математика: Совет Наццентра
Утверждён состав Совета по развитию Национального центра физики и математики - того самого Академгородка XXI века, создаваемого в Сарове. Всего в нем 35 человек.
Согласно положению о совете, которое ранее утвердило Правительство, новая структура будет координировать деятельность НЦФМ и определять направления его развития. В частности, совет будет утверждать научную программу и программу развития, обеспечивать взаимодействие органов власти и научных организаций. В центре его внимания будут вопросы развития фундаментальных и прикладных исследований в области математики, физики и вычислительных технологий.
Традиционно подобные коллективные органы управления новыми институтами и форматами научно-технологического развития имеют двуглавый формат. Совет НЦФМ возглавляют два вице-премьера - «оборонный» Юрий Борисов и научно-образовательно-цифровой Дмитрий Чернышенко.
На уровне заместителей сопредседателей представлены ключевые стороны, задействованные в проекте Национального центра физики и математики: Михаил Ковальчук (Курчатовский институт), Алексей Лихачёв (Росатом), Виктор Садовничий (МГУ) и Александр Сергеев (Российская академия наук).
Среди членов Совета доминируют представители РФЯЦ-ВНИИЭФ, Росатома и Курчатовского института.
Ректорский корпус представляют: Владимир Шевченко (МИФИ), Елена Загайнова (Университет Лобачевского — ННГУ), Ильшат Гафуров (К(П)ФУ), Сергей Дмитриев (Нижегородский технический), Дмитрий Ливанов (МФТИ), Михаил Погосян (МАИ).
Помимо исследовательских структур, входящих в созвездие Курчатовского института, представлены ОИЯИ (Григорий Трубников и Сергей Неделько) и ИЯФ СО им. Будкера (Павел Логачев).
Среди регионов представлены ключевые центры компетенций по профильным для НЦФМ вопросам - Нижний Новгород (двумя флагманскими вузами) и Татарстан (который также представляет Альберт Гильмутдинов, помощник Президента Республики Татарстан по вопросам науки и высшего образования.
Помимо двух вице-премьеров как сопредседателей Совета НЦФМ федеральный уровень власти представляют заместитель министра Науки и высшего образования Алексей Медведев, «научно-образовательный замминистра финансов» Михаил Котюков и Рустам Тихонов, директор Департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития.
Состав Совета четко обозначает, что в первую очередь, Национальный центр физики и математики - это проект Большого Атома (Росатома и РФЯЦ-ВНИИЭФ как градообразующего научного института, а также Курчатовского института). Однако, стоит отметить, все остальные стейкхоллеры получили должное представительство.
На создание и развитие НЦФМ Правительство уже направило 5 млрд руб. Напомним, что Саров вместе с Арзамасом и Дивеево являются основной нового уникального кластера - причём, крайне системного и объединяющего не только туристические и научно-образовательные, но и духовные сюжеты. В итоге формируется и новое качество территориального развития и прорывное системное развития наукограда.
Также именно в Саров и Национальный центр физики и математики переместилось создание одной из установок класса мегасайегс — Супер Чарм-тау фабрики.
НЦФМ создаётся по поручению президента Владимира Путина, а основной этап строительства завершится в 2025 году.
Подробнее: http://government.ru/news/43724/
Утверждён состав Совета по развитию Национального центра физики и математики - того самого Академгородка XXI века, создаваемого в Сарове. Всего в нем 35 человек.
Согласно положению о совете, которое ранее утвердило Правительство, новая структура будет координировать деятельность НЦФМ и определять направления его развития. В частности, совет будет утверждать научную программу и программу развития, обеспечивать взаимодействие органов власти и научных организаций. В центре его внимания будут вопросы развития фундаментальных и прикладных исследований в области математики, физики и вычислительных технологий.
Традиционно подобные коллективные органы управления новыми институтами и форматами научно-технологического развития имеют двуглавый формат. Совет НЦФМ возглавляют два вице-премьера - «оборонный» Юрий Борисов и научно-образовательно-цифровой Дмитрий Чернышенко.
На уровне заместителей сопредседателей представлены ключевые стороны, задействованные в проекте Национального центра физики и математики: Михаил Ковальчук (Курчатовский институт), Алексей Лихачёв (Росатом), Виктор Садовничий (МГУ) и Александр Сергеев (Российская академия наук).
Среди членов Совета доминируют представители РФЯЦ-ВНИИЭФ, Росатома и Курчатовского института.
Ректорский корпус представляют: Владимир Шевченко (МИФИ), Елена Загайнова (Университет Лобачевского — ННГУ), Ильшат Гафуров (К(П)ФУ), Сергей Дмитриев (Нижегородский технический), Дмитрий Ливанов (МФТИ), Михаил Погосян (МАИ).
Помимо исследовательских структур, входящих в созвездие Курчатовского института, представлены ОИЯИ (Григорий Трубников и Сергей Неделько) и ИЯФ СО им. Будкера (Павел Логачев).
Среди регионов представлены ключевые центры компетенций по профильным для НЦФМ вопросам - Нижний Новгород (двумя флагманскими вузами) и Татарстан (который также представляет Альберт Гильмутдинов, помощник Президента Республики Татарстан по вопросам науки и высшего образования.
Помимо двух вице-премьеров как сопредседателей Совета НЦФМ федеральный уровень власти представляют заместитель министра Науки и высшего образования Алексей Медведев, «научно-образовательный замминистра финансов» Михаил Котюков и Рустам Тихонов, директор Департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития.
Состав Совета четко обозначает, что в первую очередь, Национальный центр физики и математики - это проект Большого Атома (Росатома и РФЯЦ-ВНИИЭФ как градообразующего научного института, а также Курчатовского института). Однако, стоит отметить, все остальные стейкхоллеры получили должное представительство.
На создание и развитие НЦФМ Правительство уже направило 5 млрд руб. Напомним, что Саров вместе с Арзамасом и Дивеево являются основной нового уникального кластера - причём, крайне системного и объединяющего не только туристические и научно-образовательные, но и духовные сюжеты. В итоге формируется и новое качество территориального развития и прорывное системное развития наукограда.
Также именно в Саров и Национальный центр физики и математики переместилось создание одной из установок класса мегасайегс — Супер Чарм-тау фабрики.
НЦФМ создаётся по поручению президента Владимира Путина, а основной этап строительства завершится в 2025 году.
Подробнее: http://government.ru/news/43724/
government.ru
Правительство утвердило состав Совета по развитию Национального центра физики и математики
Работа ведётся по поручению Президента.