НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
На пресс-конференции в ТАСС подведели итоги Всероссийского конкурса «Моя страна — моя Россия».

Лариса Пастухова, руководитель всероссийского конкурса «Моя страна - моя Россия», проректор РГГУ:
«Мы подводим итоги нашего 18 сезона. Большинство номинаций отражали и научную тематику, и были сопряжены с инновационными технологиями. Год рекордный и по количеству участников и по количеству финалистов. Мы очень гордимся этими результатами. Но любые большие цифры накладывают на команду и большую ответственность».

Алексей Агафонов, заместитель генерального директора АНО «Россия - страна возможностей»:

«Проект действительно социально-ориентирован, это отличная возможность для реализации граждан. В этом году участники были из 24 иностранных государств».

Лилия Гумерова, председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, председатель экспертного совета Всероссийского конкурса «Моя страна - моя Россия»:

«Каждую работу не менее трёх экспертов оценивает, это высокий уровень проектов. 18 лет проект из года в год набирает оборот, очень высокий уровень экспертизы работ».

https://news.1rj.ru/str/stranavozmojnostey/7616
В завершение прошлой недели в Пятигорске прошел съезд участников клуба молодых лидеров «Будущее Кавказа». Объединение было создано по инициативе полпреда Президента РФ в СКФО Юрия Чайки. Членами клуба стали победители региональных и федеральных кадровых конкурсов. Можно ещё добавить, что среди участников проекта лауреаты конкурсов платформы «Россия – страна возможностей». В работе съезда приняли участие Юрий Чайка и главы регионов СКФО Казбек Коков, Рашид Темрезов, Махмуд-Али Калиматов и Владимир Владимиров. На мероприятии были обсуждены инициативы членов клуба и органов власти по улучшению макрорегиона.

Ключевой темой стала поддержанная Юрием Чайкой инициатива молодых лидеров представить в полпредство дорожную карту сетевых проектов социально-экономического развития Северного Кавказа. Документ будет разработан в соответствии с перечнем национальных проектов России и предложен для реализации руководству регионов округа совместно с членами клуба.

Активность Юрия Чайки в стремлении поддержать новые квалифицированные кадры в регионах достаточно неожиданна. Полпред создает комфортные условия для включения молодых лидеров в работу органов власти и формирования профессионального кадрового резерва для преемственности руководителей структур. Несомненно, подобная практика послужит фундаментом для активизации социальных лифтов в регионах Северного Кавказа и позволит стимулировать социально-экономический потенциал округа. Стоит отметить, что разработка дорожной карты ведется с привлечением экспертов Мастерской управления "Сенеж" АНО "Россия - страна возможностей"
Forwarded from ТПУ
ТПУ может присоединиться к новому проекту АНО «Диалог», РСВ @stranavozmojnostey, ИРИ и НОП @scienpolicy!

Студент из медиацентра Томского политеха Матвей Морозов – один из выпускников «Мастерской новых медиа» от @ano_dialog и @senezh_rsv – на встрече с Сергеем Кириенко предложил организовать окружные региональные центры мастерской @mnm_masterskaya на базе университетов.

Медиацентр ТПУ – это объединение студентов, которые интересуются созданием контента для социальных сетей и других интернет-площадок. Студенты политеха производят фотопроекты, подкасты, видеоролики, ведут аккаунт ТПУ в TikTok, устраивают мастер-классы по теме новых медиа, участвуют в медиасобытиях в Томске и за его пределами.

В работе «Мастерской новых медиа» участвовали трое представителей Медиацентра ТПУ.

https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/22407
Университетские Future Skills

8 декабря 2021 года в МИФИ прошла церемония награждения соревнований для команд студентов вузов Future Skills Team Challenge 2021.

Первенство Future Skills Team Challenge организованы в рамках подготовки к чемпионату Европы по профессиональному мастерству EuroSkills St Petersburg 2023, проводимого в рамках национального проекта «Образование».

В чемпионате приняли участие 30 команд студентов из 20 вузов со всей страны, которые в течение двух дней состязались в 6 соревнованиях: «Цифровые решения для бизнеса», «Цифровое производство», «Виртуальная и дополненная реальность», «Разработка электронных устройств», «Инженерное мышление. Каракури», «Разработка технологических продуктов».

Конкурсные задания представляли собой реальные бизнес и производственные задачи, для решения которых конкурсантам было необходимо применить не только инженерные и технические навыки, но и навыки коммуникации внутри команды и с заказчиком, когнитивные навыки, навыки управления проектом, а также предпринимательское мышление и умение эффектно презентовать продукт заказчику.

Механика оценки участников была сосредоточена на двух составляющих. Первый фокус – выявление коммуникационных и когнитивных навыков через оценку разработанного продукта, которую проводили эксперты – преподаватели вузов и представители реального сектора экономики. Второй фокус включал наблюдение за командой и оценку ее способности к эффективному взаимодействию как между участниками, так и с заказчиком.

Победителями в челлендже «Цифровые возможности для бизнеса» стала команда из ТГУ, 2-е место заняла команда Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, 3-е место – Омский государственный технический университет.

1-е место в «Цифровом производстве» – у команды УрФУ.

В «Виртуальной и дополненной реальности» золото взяли студенты Дальневосточного государственного университета путей сообщения; серебро – команда из Югорского госуниверситета, а бронза досталось участникам из Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

Команда студентов из Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» получила высшую награду в челлендже «Разработка электронных устройств», 2-е место заняли ребята из ТГУ, а 3-е – получил БФУ им. Иммануила Канта.

Золотую медаль в челлендже «Инженерное мышление. Каракури» завоевала команда Питерского политеха (СПбПУ), серебряным призером стал НИЯУ «МИФИ», а бронзовым – Московский государственный технологический университет «СТАНКИН».

В соревнованиях по направлению «Разработка технологических продуктов» победили студенты Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого.

Завершающим этапом чемпионата станет деловая программа 9 декабря в онлайн-формате на официальном канале Ворлдскиллс Россия в YouTube. Она представляет собой рефлексивные сессии, в ходе которых организаторы, а также российские и международные эксперты обсудят темы, связанные с разработкой инструментария для внедрения компетенций Future Skills в образовательный процесс высших учебных заведений, а также тренды и трансформации, которые сейчас происходят в мире и на рынке труда.

Роберт Уразов, генеральный директор Ворлдскиллс Россия, специально для НОП:

«Задача Future Skills Team Challenge заключается в том, чтобы студенты могли решить сложную комплексную бизнес-задачу заказчика. На сегодняшний день такие продукты невозможно создать в одиночку: требуется работа команды, участники которой обладают самыми разными навыками.

Формат соревнований максимально приближен к производству, где для создания качественного и востребованного продукта требуются не только инженерные и технические навыки, но и когнитивные, коммуникационные, навыки предпринимательского мышления и умение презентовать продукт клиенту. Проведение чемпионата позволяет студентам уже на этапе обучения погрузиться в реальные условия работы. Это не про диплом, а про стартап».
Научный центр мирового уровня «Передовые цифровые технологии» Тюменского государственного университета с 15 по 17 декабря организует сессию-форум «Компьютерный инжиниринг в трансформации традиционных индустрий». Докладчики из образовательных учреждений и ведущих предприятий нефтегазовой отрасли поделятся своими разработками и выводами об успешности их применения в рамках трех тематических блоков: «Наука», «Индустрия» и «Образование».

Евгений Голубев, директор НЦМУ «Передовые цифровые технологии» ТюмГУ, для Научно-образовательной политики:

«Наш форум отличает исключительная концентрация на рабочей повестке. Первый день будет традиционно «исследовательским» – мы начнем с результатов создания систем «лаборатория на чипе». Второй день будет посвящен обсуждению примеров трансформации традиционных производств с применением новых цифровых технологий. Заключительной темой наших встреч станет разработка моделей формирования компетенций в области предпринимательства и сквозных технологий у студентов. Свои кейс-модели представят семь вузов страны.

Спикерами выступят специалисты науки, индустрии и образования как российских, так и зарубежных организаций. Так, например, с лекцией, посвященной природовдохновленному химическому инжинирингу, первым на сессии-форуме выступит Марк-Оливер Коппенс, директор Центра природной инженерии (Великобритания)».

Подробную информацию и форму регистрации для участия можно найти на официальном сайте https://ncmu-utmn.ru/events/forum2021.
Каким источникам информации доверяют россияне

Социологические замеры показывают, что уровень доверия граждан к официальным источникам информации крайне низок. Об этом рассказал Павел Захаров, заместитель начальника Управления информационных проектов АНО "Диалог" на "Мастерской новых медиа" @mnm_masterskaya:

"Не доверяют ни газетам, ни телевидению. Но если мы посмотрим на социальные сети, то картина не лучше. Отчасти это связано с тем, что за последние годы в соцсети пришли профессионалы, стали создавать профессиональный контент и соцсети фактически превратились в официальные СМИ. Люди сегодня в большей степени доверяют своим друзьям и знакомым, и блогерам.

Почему же уровень доверия к официальным СМИ низок и продолжает снижаться? Главная причина в неэффективной политике медиапланирования. Для того, чтобы успешно продвигать проекты и инициативы в медиа, и минимизировать информационные риски, необходимо реагировать на опережение, ввязываться в бой. Это значит мониторить ситуацию, изучать социологию и создавать актуальный контент прежде, чем это сделают конкуренты. А если возникает ситуация риска, то не отмалчиваться, не ждать, пока инфополе заполниться негативной информацией, а сразу давать свою оценку".

https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/22387
В ВУЗПРОМЭКСПО и Конгрессе молодых ученых активное участие приняла IT-компания CUSTIS, разработчик платформы управления индивидуальными образовательными траекториями Modeus. Мы попросили Ирину Гордину, заместителя генерального директора CUSTIS, поделиться впечатлением от события:

[Поделитесь впечатлениями от Конгресса и ВУЗПРОМЭСКПО]

Конгресс - однозначно одно из лучших мероприятий Года науки и технологий. Оно совершенно не потеряло динамику к третьему дню, а даже в какой-то степени ее нарастило. Росконгресс привнес в относительно скромный обычно Вузпромэкспо особый статус коммуникаций государства и ученых, усилил уровень экспертизы, значимость и следствия обсуждений. Интересно то, о чем говорили спикеры пленаров как о свершившихся фактах (и даже не очень сильно преувеличивали)), о том, что в их планах. Конечно, радует хорошее представительство топов государственных и коммерческих компаний. Они явно выискивают здесь себе молодых профессионалов, чтобы пополнить талантами кадровый состав, впрямую об этом говорят, вступают в конкуренцию друг с другом. Все сделано по уму, программа Конгресса составлена грамотно и интересно. Так что это достойное завершение Года науки и технологий.

[Мы очень много слышали на площадках Конгресса дискуссий о необходимости выстраивания модели индивидуальных образовательных траекторий для аспирантов и молодых ученых. Планируете ли вы настраивать работу под этот запрос?]

Переговоры сейчас ведутся со многими вузами. Индивидуальные траектории для специалистов, особенно начиная с магистратуры, являются неотъемлемой частью их карьерного роста. Другое дело, что платформенные решения такие, как Modeus, работают коммерчески эффективно для большого количества обучающихся - это все же про годы непосредственного получения высшего образования. Аспирантура предполагает индивидуальную исследовательскую деятельность и значительную часть преподавательской нагрузки, то есть не формирование индивидуального учебного процесса, в котором мы сильны. На малом количестве пользователей платформенные решения - это дорого и неудобно, если они не встроены в ткань жизни вуза на этапах бакалавриат-магистратура и ДПО, за которым и мы, и университеты видим большие перспективы.

[А рассматриваете ли вы варианты сотрудничества с РАН для их институтов?]

Пока нет, мы на связи с Александром Михайловичем, постоянно встречаемся на мероприятиях. Интерес со стороны Академии наук есть, потому что любой ученый-исследователь двигается по своей индивидуальной траектории, соответствующим образом подбираются наставники под его задачи и, конечно, управление всем этим потоком знаний и знания о тех специалистах, которые есть в стране, о тех компетенциях, которые уже появились у аспирантов – это большая ценность. Думаю, что самое интересное сотрудничество начнётся, когда аспирантами станут те, кто обучался на ИОТ с самого начала. А таких студентов и молодых ученых с каждым годом будет становиться все больше.

[Если вы на связи с РАН, у вас есть какая-то экспертиза РАН по индивидуальным образовательным траекториям?]

Пока оформленной экспертизы у нас нет, мы знаем, что Академию наук интересует то, что мы делаем, но пока по тем причинам, о которых я уже рассказала, она работает без платформы.

Очень интересно, какие принципы будут закладываться сейчас в сервис «Наука» на Гостехе - это очень понятная и назревшая задача - знать об индивидуальных стеках компетенций и научных интересах молодых специалистов по всей стране.
Soft политех-skills

Томский политехнический университет станет одним из вузов-участников федерального проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей» по развитию центров оценки и развития надпрофессиональных компетенций.

Студенты смогут использовать уникальные инструменты для оценивания уровня своих навыков: тесты и опросники. По итогам они поймут, какие компетенции прокачаны лучше, а какие хуже. Таким образом можно проверить эмоциональный интеллект, способность к анализу информации и принятию решений, цифровую грамотность и другие скиллы.

Директор Школы базовой инженерной подготовки ТПУ Денис Чайковский специально для НОП:

«По результатам тестирования будет сформирован цифровой профиль компетенций, доступный не только самому студенту, но и потенциальным работодателям. Работодатели играют большую роль в формировании унифицированной системы оценки компетенций. Они также могут влиять на формирование профиля, помогать в разработке действительно востребованных программ. Участие в проекте позволит серьезно повысить конкурентоспособность наших выпускников».

Развитие soft skills – это актуальное требование со стороны работодателей. К инженерам – особенно. Инженер нового поколения – не только тот, кто предлагает технические решения. Современный специалист действует во многих контекстах развития общества, умеет видеть его запросы и реагировать на них, понимает ответственность за последствия принятых решений.

Центр компетенций ТПУ и АНО «Россия – страна возможностей» будет реализован в сетевом формате. В рамках программы «Приоритет 2030» Томский политех заявил в том числе стратегическую ставку по тиражированию лучших моделей инженерного образования и вошел в первую группу исследовательского трека.
Завтра, 15 декабря на ЭКСПО-2020 в Дубай, в павильоне России откроется Международный форум "Russia: future education. Россия: образование будущего"
с участием мировых звёзд системы образования.

10:00 – 11:30 (Мск)
Сессия "Глобальные тренды в образовании: каким будет образование будущего в России и мире"

Ведущие российские и международные эксперты обсудят ключевые тенденции в
образовании и его роль в развитии экономики.

12:00 – 13:30 (Мск)
Сессия "Актуальные тренды развития бизнес-образования. Глобальная конкурентоспособность и экспортный потенциал"

Новые глобальные вызовы в экологии, пандемия COVID-19 и связанные с ней изменения в мировой экономике стали катализатором огромного числа изменений в современном бизнес-образовании – методологиях, технологиях обучения, каналах передачи знаний и т.д. Планируется обсудить современные модели бизнес- образования в России и мире, их развитие и экспортный потенциал.

Модерация и смыслы: "Научно-образовательная политика" @scienpolicy
Реабилитация и Приоритет

В постпандемийную эпоху реабилитация переболевших COVID-19 должна перезагрузить санаторно-курортную систему. Эксперты считают, что медицинская реабилитация необходима всем пациентам, переболевшим COVID-19, независимо от того, насколько тяжело протекало заболевание. Некоторые санатории и курорты страны начали включать постковидную реабилитацию в свои услуги, хотя, очевидно, это направление требует еще длительных исследований. Кроме этого, сложно отрицать, что в некоторых регионах, которые только работают над современным санаторно-курортным потенциалом, необходима перезагрузка отрасли.

В рамках программы «Приоритет 2030» Кабардино-Балкарский Государственный Университет им. Х.М. Бербекова реализует стратегический проект «Кабардино-Балкария – территория курортов и туризма: новая парадигма лечения, реабилитации и медицинского туризма».

Юрий Альтудов рассказал
«Научно-образовательной политике» о новой парадигме лечения, реабилитации и медицинского туризма:

В рамках программы Минобрнауки РФ «Приоритет 2030» КБГУ реализует стратегический проект «Кабардино-Балкария – территория курортов и туризма: новая парадигма лечения, реабилитации и медицинского туризма».
Поскольку традиционный линейный уклад развития отрасли туризма в республике практически исчерпан, проект предусматривает перезагрузку отрасли при взаимодействии профильных министерств, ведомств и университета как драйвера развития и экспертно-методической площадки для изучения и внедрения новых технологий. Данная модель представляет собой синтез таких базовых направлений деятельности университета как образование, научные исследования, трансфер знаний и технологий, коммерциализация разработок в кооперации с органами власти, бизнесом и общественностью региона.

Осуществляется координация с республиканскими структурами – министерством курортов и туризма, министерством здравоохранения. При поддержке региона проведены и планируются научно-практические мероприятия, направленные не содействие реализации Стратегии развития КБР до 2040 года.

Новая парадигма лечения в КБР заключается в устойчивом развитии комплекса санаторно-курортного лечения, реабилитации и медицинского туризма за счет создания системы мониторинга и коррекции состояния здоровья отдыхающих на курортах Кабардино-Балкарии.

Концепция включает инновационные направления. В частности, персонализированную медицину с учетом генома человека, использования имеющегося в КБГУ банка ДНК долгожителей республики.

Развитие профилактической медицины планируется на базе университетской клиники и Эльбрусского учебно-научного комплекса КБГУ – уникальной высокогорной площадки, где будет создана лаборатория горной медицины.

Создана межрегиональная экспертно-аналитическая площадка; осуществляются фундаментальные и клинико-физиологические исследования; ведется разработка межотраслевой цифровой информационной платформы, подготовка профильных специалистов, в том числе в системе непрерывного образования; совершенствуются методики оценки риска развития осложнений и полноты реабилитации пациентов с коронавирусной инфекцией (с программным обеспечением для индивидуальной оценки). Будет создан учебно-научный мобильный центр горной и профилактической медицины для оперативного мониторинга состояния здоровья отдыхающих и туристов.

Ожидаемые результаты проекта к 2030 году в корреляции со Стратегией развития КБР: повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи для населения региона; разработка и внедрение новых технологий сбережения здоровья, направленных на адаптацию человека к горным условиям; профилактика, ранняя диагностика и лечение социально значимых заболеваний; повышение качества и продление жизни человека.
Мы Молодёжь?

Ты слышал про Росмолодёжь? Мы помогаем молодым реализовать свои таланты и раскрыть мечты . Мы очень разные, но вместе мы Молодёжь, - звучит слоган ролика Росмолодёжи, в котором наши коллеги позиционируют новые подходы к работе с разными группами молодых людей.

Судя по ролику, в долгожданном ребрендинге ведомства у молодёжи нет талантов и мечтаний в сфере исследовательской работы и научной деятельности.

Как говорится, Конгресс молодых ученых (с участием президента) прошёл, Год науки и технологий закрыли, чего ещё хотите?

А хотелось бы именно того, о чем говорили на Конгрессе в Сочи Владимир Путин, Дмитрий Чернышенко, Андрей Фурсенко, Валерий Фальков, Никита Марченков и другие его идеологи. А именно, целое десятилетие науки и активное участие молодёжи в ней. При поддержке всех акторов системы.

Конечно, эту масштабную задачу можно реализовать и без главного молодёжного ведомства. Например, силами Минобрнауки, Минпросвещения, президентского совета по науке и образованию, АНО «Россия - страна возможностей», общества «Знание» и и.д.

Но тогда справедливо ли в ребрендинге делать акцент на «вместе мы молодёжь», если это «вместе» забыто уже на этапе анонсирования новой методологической рамки?

Тем более, что с приходом Ксении Разуваевой в Росмолодёжь неоднократно стартовали громкие инициативы по работе с вузовской молодёжью, флагманский проект ТВОЙ ХОД реализуется при поддержке Минобрнауки России, а на прошедшем ПМЭФ между Росмолодёжью и Российской академией наук было подписано соглашение о сотрудничестве.

Редакция «Научно-образовательной политики» убеждена, что разделение молодёжи по ведомственному принципу (вот вы научное министерство - и занимайтесь молодыми учёными) ослабит не только содержательную работу с ней, но и будет тормозить реализацию программ достижения национальных целей, обозначенных президентом России.

Тут бы очень к месту в отношении ведомств, работающих с молодёжью, напомнить важность тезиса ещё одного недавнего молодёжного форума с участием президента - Мы Вместе.
Очень применимо и к возможной и нужной межведомственной работе наших уважаемых коллег.

https://news.1rj.ru/str/youthpolicy/7656
#словоРАН: деньги и сила (1/2)

Перед Общим собранием РАН, которое проходит 14-15 декабря, и следующим за ним Российским научно-техническим конгрессом «Направления национального научно-технологического прорыва 2030», президент РАН Александр Сергеев в интервью «Московскому комсомольцу» рассуждал о финансах в науке, а также ее «светлой» и «темной» стороне.

Зарплаты
В институте, как и в целом в науке по стране, кто-то получает больше 200 процентов, кто-то меньше, а в целом выходит так, как требовал президент.

Давайте не будем называть тех, кто получает больше, начальством. Это не директора и не их заместители — те в статистике научными сотрудниками даже и не считаются. Речь в основном идет о ведущих докторах наук, которые в значительной степени обеспечивают себя грантами, хоздоговорными работами. Конечно, они получают больше, чем рядовой младший научный сотрудник.

Я еще раз напоминаю, 200 процентов — это не одно бюджетное финансирование от министра науки. Это суммарное финансирование — от министра, от хоздоговора с какой-нибудь крупной компанией, плюс то, что ученый выиграл грант, например, в РНФ. Это все, просуммированное по институту, поделенное на число научных сотрудников, работающих на полной ставке, и должно дать 200 процентов по региону.

В целом мера правильная и, в контексте нашего разговора, справедливая. Но как только дело доходит до распределения в конкретном коллективе, часть работников воспринимает ее как относительно несправедливую.

Мерки
Основная проблема осталась только в регионах, где научный народ не очень понимает, почему при равной компетенции за работу одного уровня с москвичами они должны получать в два раза меньше (ведь им прибавили до 200 процентов от средней заработной платы по их региону, а это, к сожалению, очень сильно отличается от московских зарплат). Научная продукция должна оцениваться не по региональным, а по федеральным меркам.

Пока по регионам эта задача не решается.

Справедливость
Всеобщей справедливости не может быть, да и не должно быть. Это задача администрации института — заботиться о справедливом распределении зарплат внутри и разъяснять решения сотрудникам.

Всем сестрам по серьгам — это конечно, хорошо. Но ведь студенты перемещаются не только из Москвы за границу, но также и в Москву из регионов, которые чахнут. Спрашивается — это оптимальная модель развития страны? Есть, конечно, по этому поводу дискуссия.

Кто-то резко против этого, а другие говорят: для того чтобы ученые не уезжали за рубеж, пусть хоть Москва их задержит. В Москве в ряде вузов — лучшие условия для работы. А если все будут на среднем уровне, кто тогда останется даже в Москве? Как можно уйти от такой миграции ученых в свободном обществе? Сегодня все ищут для себя лучшие условия для работы и жизни.

Полный текст интервью: https://www.mk.ru/science/2021/12/13/aleksandr-sergeev-temnaya-storona-nauki-budet-sokrashhena-v-obemakh.html
#словоРАН: деньги и сила (2/2)

Решения
Только в регионах сейчас создаются научно-образовательные центры (НОЦы). Это дополнительный канал федерального финансирования плюс возможность привлекать средства от региональной промышленности. В ближайшее время, я надеюсь, руководители регионов получат наконец легальные возможности вкладывать средства местных бюджетов в науку и высшее образование. Конечно, по справедливости надо было бы, чтобы уже сегодня в том же Екатеринбурге или Новосибирске научные сотрудники получали бы не по 200% от средней зарплаты по региону, а, к примеру, 300, но этого нет.

Молодым
Что касается молодежи, у них сейчас появилось много возможностей для получения дополнительного финансирования. Одна из них — участие в различных программах и конкурсах. Есть президентские стипендии для молодых ученых, есть гранты.

Пример — создающийся в Сарове Национальный центр физики и математики. В нем заинтересован «Росатом», который готов платить по 55 тысяч рублей магистрам и еще больше — аспирантам. Это как раз говорит о том, что за высокую стипендию надо конкурировать.

Якоря
Вектор утечки молодых мозгов все еще направлен на Европу.

Люди остаются, когда их что-то притягивает. В науке в первую очередь должна быть интересная работа. Нормальные условия для жизни, определенный уровень благосостояния для многих уже — второй вопрос. То есть мы должны предлагать яркие региональные якорные проекты, создавать институты, лаборатории, которые сдержат эту волну.

Якутское Эльдорадо
Интересно, но иногда мы наблюдаем притяжение ученых в самые неожиданные точки. К примеру, трудно было предположить, что численность ученых будет расти в Якутии.

Якутские ученые очень активны в науке и образовании. За счет этого их Северо-Восточный федеральный университет им. Амосова оказался во главе НОЦа, координируя деятельность коллег из Якутии, Камчатки, Магадана, Сахалина и Чукотки.

Ну и, конечно, людей привлекают в Якутию суперинтересные проекты по изучению вечной мерзлоты и ее деградации, по «оживлению» мамонта.

Конкуренция за мегасайенс
Когда встает вопрос нашего участия в том или ином крупном проекте, всегда идут споры: что важнее. В свое время мы «вошли» в ЦЕРН. Но в мире есть много других установок класса мегасайенс, в которых нам также хотелось бы участвовать. Начинается конкуренция между учеными...

Саров
Этот совместный проект Росатома, РАН и МГУ — интересная и сильная идея. Есть закрытые города — Саров и Снежинск, однако молодежь едет работать в них не очень охотно, потому что работа там сопряжена с определенными ограничениями в плане будущих путешествий. Идея отделить «темную», закрытую часть тематики таких городков от «светлой», приоткрыть на предприятиях этих городков то, что можно, для гражданской тематики, высказывалась давно, еще в 90-е годы.

Имеющиеся уникальные установки должны работать и на открытую науку. А потом, вы же сами понимаете, что «темная» часть науки будет относительно сокращаться в объемах по мере «взросления» человечества, хоть текущий политический момент и не внушает большого оптимизма.

В чем сила?
Основная борьба в мире идет не за военный паритет — он, благодаря в том числе нашей науке, обеспечен, а за паритет в области новых технологий. Мы должны создавать такие центры, которые будут генерировать знания и вбрасывать в жизнь новые технологии.