НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Мнения КМУ: Антон Алексеев (2/2)

[Вы бы хотели в рамках Конгресса встретиться с президентом? Какой бы вопрос ему задали?]

Конечно, встреча с Президентом – это большая ответственность для меня, и я всегда рад, если такое событие может произойти. Так, в прошлый раз – на наблюдательном совете президентской платформы «Россия-страна возможностей» я смог получить одобрение Президента на свой вопрос об идее проведения форума платформы и получил напутствие по своей задаче цифровой трансформации Ростовской области. Форум благополучно состоялся, правда ввиду пандемии - только в этом году в сентябре, в Крыму, а по теме цифровизации – мы в Ростовской области получили в декабре прошлого года оценку в виде премии РУНЕТа как самый цифровой регион.

Если бы у меня была возможность задать вопрос сейчас – я бы предложил на рассмотрение идею создания первой научной группировки, спутники для которой будут способны запускать любые региональные технические вузы страны. Этот проект смог бы дать возможность набора компетенций молодым людям по всей нашей стране и стать ступенькой для вклада в реализацию таких проектов, как создание отечественной системы спутникового интернета, как Starlink Илона Маска, или проекта по мониторингу ледовой обстановки Севморпути.
Forwarded from СОЛОВЬЁВ
⚡️⚡️⚡️

Школьники из России завоевали четыре золотые медали на 9-й Международной олимпиаде по информатике Romanian Master of Informatics, которая проходила в Румынии.
​​🏆Валерий Фальков наградил лауреатов Всероссийского фестиваля «12 подвигов Александра Невского»

🎗Торжественная церемония награждения победителей мероприятий организованных Минобрнауки России к 800-летию со дня рождения Невского на форуме «Наследники Александра Невского».

💬«Память о великом русском полководце теперь хранится не только в музеях и библиотеках, в исторических фолиантах и монографиях исследователей. Сегодня о его подвигах и жизни, роли в истории гораздо больше узнали школьники и студенты - те, от кого зависит будущее нашей страны», - отметил Валерий Фальков.

🏅Награду из рук Министра получили:

🔸победитель Всероссийской акции по сохранению исторической памяти и актуализации мест, связанных с жизнью князя Александра Невского;

🔸лауреаты конкурса портретных работ «Портрет Александра Невского»;

🔸победители исторического онлайн-марафона «Александр Невский: Прошлое и настоящее».
Большой университет – большие возможности

Символично в отмечаемый впервые День преподавателя высшей школы в Томске состоялось заседание Томского консорциума научно-образовательных организаций. На нем участники этого уникального проекта региональной интеграционной пересборки научно-образовательного пространства, а также МИФИ подписали Хартию Большого университета.

Общая цель крайне амбициозна – Томск должен стать одним из крупнейших городов-университетов в мире. Региона делает ставку именно на синтез науки, высшего образования, высокотехнологичного бизнеса. Механизм – интеграция научных и образовательных проектов через механизмы Консорциума и Большого университета.

Оба функционируют уже не первый год, поэтому есть реальные результаты – в качестве триумфального оценивается участие томских вузов в отборе «Приоритета-2030». Одним из ключевых факторов успеха видится именно профилизация своих программ на основе конкурентных преимуществ вместе с четко пониманиемой синергетикой сотрудничетства.

Для Большого университета строится межвузовский кампус мирового уровня, объединяются базовые инфраструктуры участников, формируются общие образовательные программы.

Ректор Томского госуниверситета и председатель Консорциума Эдуард Галажинский отметил реальные успехи моделей сотрудничества: «Мы вместе зашли в программу поддержки геномных исследований [ФНТП развития генетических технологий], скоординировав несколько ключевых проектов».

В этой же логике Большого университета томские вузы участвовали в конкурсе программы «Приоритет-2030». Например, ТУСУР – ключевой в программе, связанной с микроэлектроникой, а каждый университет, по выражению Эдуарда Галажинского, «достраивает эту историю своими ресурсами».

В чем сила Большого университета и каково его значения для участников – об этом «Научно-образовательная политика» спросила Томский политех и московского партнера томского проекта – МИФИ.


Подробнее.
Карбоновая хронология

Дрожжи карбоновых полигонов продолжают раздаваться и расти в объеме, а старту пилотного проекта нет даже года. На Конгрессе молодых ученых Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ, сообщил, что сеть карбоновых полигонов будет расширена до 16 регионов. Одной из важных составляющих участия в проекте была и остается инициатива регионов, в ответ на которую Минобрнауки всегда находит ресурсы, чтобы поддержать такие проекты научного развития.

Изначально в февральский Приказ Минобра входило 7 регионов: Чеченская Республика, Краснодарский край, Калиниградская, Новосибирская, Сахалинская, Свердловская области. Весной участниками стали Республика Татарстан и Московская область, где полигон создал МГУ им. Ломоносова. К концу лета в министерстве было уже 15 заявок.

В сентябре на заседании Экспертного совета по вопросам научного обеспечения развития технологий контроля углеродного баланса утвердили заявки еще нескольких регионов – до 14 участников. В декабре прибавилось еще два. Карбоновая повестка требует активных действий и масштабных исследований для аргументов, которые должны стать российским ответом в международных климатических проектах, занимающих антироссийскую позицию.

Одну из заявок на участие в карбоновом проекте оформил Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова в консорциуме с партнерами при поддержке Правительства Кабардино-Балкарской Республики претендует на создание в регионе карбонового полигона.

Юрий Альтудов, и.о. ректора КБГУ, рассказал «Научно-образовательной политике» о карбоновом полигоне в Кабардино-Балкарии и новых возможностях для региона:

Кабардино-Балкария производит в 3 раза больше растениеводческой продукции на единицу площади, чем в среднем по России, и занимает первое место в стране по валовому сбору плодово-ягодных культур. При этом пестицидная нагрузка в 2 раза выше, чем в среднем по СКФО. В рамках программы «Приоритет-2030» КБГУ совместно с челнами консорциума реализует проект «Комплексная система декарбонизации отрасли растениеводства Северного Кавказа». Амбициозная цель – создать ведущий в СКФО центр компетенций в области проведения научных исследований, подготовки кадров и трансфера технологий для решения задач снижения выбросов парниковых газов антропогенными и природными экосистемами макрорегиона.

Научно-практическая деятельность полигона позволит решить три ключевые задачи: снизить углеродный след интенсивных агропроизводств и тем самым помочь смягчить последствия изменения климата; стимулировать переход традиционных ферм на производство более здорового и полезного продовольствия, причем с дополнительной экономической выгодой; развить в регионе углеродсеквестрирующую индустрию для фермеров, чтобы привлечь внешние инвестиции в АПК через трансфер эффективных технологий карбонового земледелия с использованием цифровых платформ на основе IoT, BigData, AI.

Полигон сможет ежегодно выпускать сотни востребованных специалистов в области климатологии и декарбонизации в рамках основных образовательных программ и ДПО. Развитие в регионе углеродсеквестрирующей индустрии на базе лесных и аграрных карбоновых ферм, в том числе за счет привлечения инвестиций, позволит получать существенный доход от продажи углеродных квот, исходя из прогнозируемого секвестрационного потенциала лесов и пашен Кабардино-Балкарии.
Ксения Разуваева приняла участие в семинаре руководителей региональных органов по делам молодежи, где обсуждались совместные планы на будущий год.

💬 «В центре внимания – сделать молодежную политику на всех уровнях понятной, интересной и релевантной современным молодым людям. Вводим новую систему ключевых показателей эффективности, настраиваем систему взаимодействия между главами субъектов и нашими министрами, работаем над стандартом молодежных центров и молодежной политики в регионах в целом, развиваем команду и обучаем», - написала глава Росмолодежи в Instagram.

«Нам важно слышать молодежь и задавать тренды!», - добавила она.
Мнения КМУ: Сергей Осипов (1/2)

Сергей Осипов, старший преподаватель кафедры инновационных технологий наукоемких отраслей НИУ «МЭИ»
@mpeiuniversity, директор инжинирингового центра «Энергетика больших мощностей нового поколения»:

[Расскажите, чем вы занимаетесь в университете?]

Я старший преподаватель кафедры инновационных технологий наукоемких отраслей. Занимаемся мы на кафедре подготовкой студентов, для того, чтобы они научились современным инструментам проектирования оборудования, оставались в вузе и занимались наукой в тех структурных подразделениях, которые есть. В частности, был недавно открыт инжиниринговый центр «Энергетика больших мощностей нового поколения». Одним из его ключевых проектов является комплексно научно-техническая программа, чтобы ее реализовать нужны высококвалифицированные кадры.

У меня у самого был хороший наставник - Аркадий Ефимович Зарянкин. Когда я только к нему пришёл, он поставил очень интересную задачу, связанную с новой энергетической установкой. Заинтересовал тем, что мы можем её поставить на одной из типовых энергетических станций, если подойду серьёзно к этому вопросу. Я заинтересовался, потому что это что-то новое. Мне удалось поучаствовать в конкурсе «Умник» Фонда содействия инновациям и выиграть грант. А задачи этого гранта бились с моей диссертацией, всё это было взаимосвязано. Потом остался в университете, стал работать на кафедре, с коллегами выиграли грант по созданию инжинирингового центра, занимаемся как вопросами подготовки кадров, так и взаимодействия с партнерами для реализации новых технических проектов, которые посвящены модернизации в целом энергетики.

[Как вы считаете можно сказать, что научное открытие, которое совершает молодой ученый, оно как первый поцелуй, первая любовь? Помните какой-нибудь сильный эмоциональный момент, который вас окрылил?]

Ну, вероятно, когда ты когда видишь, что твои результаты где-то могут реализоваться. Два было момента, когда я защищал магистерскую диссертацию, когда представлял результаты своих разработок, новые решения, была такая небольшая дрожь, что новое покажу сотрудникам кафедры. И уже перед защитой кандидатской диссертации да тоже, были такие эмоции.

А наука она в принципе окрыляет, потому что это что-то новое, что направлено на улучшение жизни людей. Без новизны науки-то и нет. Всё это очень интересно и заманивает. Ну это и ты должен любить науку. Да, наверно можно это сравнить с поцелуем в принципе.

[Вы с детства мечтали быть учёным?]

Если честно, нет. У меня были сомнения перед поступлением аспирантуру, потому что такой именно научной жилки я в себе не чувствовал. Я даже помню такой момент, когда подошёл к своему руководителю, чтобы спросить, видит ли он меня ученым и стоит ли мне поступать в аспирантуру? Он ответил, что изобретательского уровня во мне пока не видит, но есть усидчивость, упорность. А изобретательская жилка может развиться: что, соответственно, получилось.

[Был ли это вызов?]

Безусловно, мне хотелось оставаться в университете, но были сомнения в том, что я реализую себя как учёный, получу ли я степень. Это всё сложно, но интересно.

[Вы как молодой ученый заметили, что проходил Год науки? Или вы провели его в лаборатории за работой, не отвлекаясь на раздражители?]

Особенно яркий у него получился финал – это мероприятие, такой здесь масштаб отраслевой, вузы и предприятия, которые взаимодействуют с наукой, представили свои разработки, в том числе и наш вуз. На стенде НИУ «МЭИ» демонстрационные образцы различных решений, которые позволяют модернизировать энергетику, сделать ее энергоэффективной, надежной.
Мнения КМУ: Сергей Осипов (2/2)

Сергей Осипов, старший преподаватель кафедры инновационных технологий наукоемких отраслей НИУ «МЭИ»
@mpeiuniversity, директор инжинирингового центра «Энергетика больших мощностей нового поколения»:

[О чем мечтают молодые энергетики? Нобелевка, открытие новой нефти?]

О том, чтобы те проекты, которыми мы занимаемся, оставались не на бумаге, а находили свое применение на энергетических объектах. Например, у нас в Московском энергетическом институте есть студенческое конструкторское бюро, и я куратор одного из подразделений. Был такой момент, студенты занимались трехмерным моделированием узла газотурбинной установки, делали на компьютере трехмерную модель, передали ее индустриальному партнеру. А через какое-то время кураторы с их стороны сказали, что они уже изготовили этот элемент. Ребята после этого и больше заинтересовались, и стали больше погружены в это дело, и, самое главное, у них загорелись глаза. Безусловно, всем ученые мечтают, чтобы их разработки нашли свое применение.

[На Конгрессе прошла встреча Президента РФ с молодыми учеными, вы были на ней?]

Нет.

[Хотели бы на такой встрече побывать?]

Да, почему нет.

[Как энергетик, вы наверняка знаете в чем сила, поэтому интересно, о чем бы еще могли поговорить молодые ученые – интеллигенты, интеллектуалы – с президентом нашей страны. О чем бы вы у него спросили?]

Надо что-то интересное спросить. Наверно его взгляд на развитие нашей науки, как он оценивает ее в сравнении с зарубежной наукой, в частности по энергетике и тем решениям, которые сейчас разрабатываются, в том числе на базе нашего вуза. Наверно пригласил бы его к нам, чтобы он посетил те лаборатории и научные центры, которые открылись. Чтобы показали разработки, рассказали о проблемах, которые имеются в интеграции наших решений в деятельности индустриальных партнеров, на типовых энергетических станциях: что мешает полностью расправить крылья и реализовать все наши возможности. И показать наш уровень не только в решениях, но и по подготовке кадров. Не только бы спросил, но и пригласил.
Президент РАН: итоги года

В пресс-центре МИА «Россия сегодня» президент РАН Александр Сергеев подвел итоги года.

Главный итог уходящего Года науки и технологий — общество стало относиться к науке с большим вниманием. Год сработал на повышение престижа профессии ученого.

«Эти итоги очень правильно подвели на мероприятии, которое проходило в Сочи в «Сириусе», на котором присутствовал и президент нашей страны, где было очень много молодежи, присутствовали оба, так скажем, руководителя этого года науки — Дмитрий Чернышенко и Андрей Фурсенко», — отметил Александр Сергеев.

Год науки и технологий заложил идеологическую основу, которая будет определять конкретные направления развития сектора НИОКР в ближайшие годы.

Достижения года

Александр Сергеев выделил 3 главных достижения Года науки и технологий:
1. Переформатирование Российского общества «Знание», которое выступило одним из мощнейших популяризаторов науки в 2021 году.
2. Создание Национального центра физики и математики в Сарове. Его президент РАН оценивает как научно-образовательный технологический центр будущего с опорой на достижения Росатома — Академгородок 21 века.
3. Премия Менделеева, которую совместно провели Россия и ЮНЕСКО. Значимость премии в том образе, который Россия представила на мировой арене в Год науки и технологий — укрепление международного признания.

РАН и бизнес

Прошедший конгресс «Направления национального научно-технлогического прорыва 2030», организованный РАН и российским обществом «Знание», показал, что крупные технологические компании нуждаются в площадке, где они смогут делиться идеями и говорить о своих проблемах с представителями науки. «Они увидели, что есть площадка, которая хочет им помочь сориентироваться в современном море знаний: какие консорциумы создать, чтобы научиться максимально быстро превращать знания в технологии», - подчеркнул Александр Сергеев.

Ключевая мысль: назрела необходимость создания инновационной системы в стране, чтобы превращения знаний в технологии стало не редкостью, а нормой.

Одна из проблем — отсутствие единой государственной инновационной политики. Сейчас этот вопрос курирует комиссия под руководством Дмитрия Чернышенко. Сегодня его решение критически важно для возможности соревноваться с мировыми лидерами отрасли.

Крупный бизнес начинает понимать необходимость работы с фундаментальной наукой, поэтому проведение подобных конгрессов планируется на регулярной основе.

РАН и пандемия

Роль РАН в преодолении пандемии и посткризисном развитии общества понимается Академией в качестве своеобразного интегратора, консолидирующего профильные экспертные мнения самой разной направленности. Такой диалог позволяет точечно выявлять проблемы и искать пути их решения.

В рамках прошедшей сессии общего собрания РАН в этом году в фокусе внимания оказалось создание новых лекарств. Уже есть ряд направлений, которые развиваются и находятся на доклинический стадии апробации лечения.

Один из лучших результатов — разработка препарата для блокировки вируса не за счет антител, а за счет блокировки поверхности клетки. Далее эта технология может быть использована и против других вирусов.

Что касается нового штамма коронавируса «омикрон», то, по оценке Александра Сергеева, вакцины против него могут быть сделаны, но понадобится большое количество времени для их ввода в действие.

Напутствие

Главное пожелание президента РАН на 2022 год в том, чтобы те тенденции, которые в этом году сформировались по повышению уважения к науке и ее престижу, получили материальное подтверждение.

Подробнее.
Наука АПК: президентские поручения

Президент Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам совещания по вопросам научно-технического обеспечения развития агропромышленного комплекса, состоявшегося 11 октября 2021 года.

Первый блок поручений касается Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства. Она продлевается до 2030 года, на эти цели Правительство должно предусмотреть средства. Также будет расширено стимулирование сельхозпроизводителей пользоваться научными и научно-техническими результатами, полученными в рамках комплексных научно-технических проектов ФНТП РСХ. В целом для расширения рынков сбыта будет усилено информационное сопровождение Программы.

Вторая часть поручений – более системная и касается Доктрины продовольственной безопасности РФ в части селекционно-семенной и селекционно-племенной безопасности. Будет определен перечень культур и пород, по которым должен соблюдаться плановый уровень самообеспечения семенами и племенной продукцией.

Третий блок касается развития науки АПК и подготовки научных и научно-педагогических кадров.

Будут определены междисциплинарные направления исследований, актуализированы программы подготовки аспирантов, а также в сфере дополнительного образования.

Отдельное поручение по развитию треугольника: научные институты – вузы, готовящие кадры для АПК – сельхозпроизводители.

ФНТП развития сельского хозяйства сопряжена с аналогичной программой по развитию генетических технологий. Эта связь получила отражение и в перечне поручений: «Принять меры, направленные на сокращение рисков утраты исходного генетического материала основных видов сельскохозяйственных культур и животных и снижение уровня зависимости отечественного агропромышленного комплекса от импортных семян и племенной продукции (материала)».

Также предлагается представить предложения по дополнительной поддержке отечественной селекции, семеноводства и сельхозпроизводства по ключевым для продовольственной безопасности страны культурам и животным.

Напомним, что ФНТП развития сельского хозяйства стала первой такой пилотной программой, на которой проводилась апробация общих подходов к запуску комплексных научно-технических программ и проектов. Подпрограммы соотнесены с ключевыми сельхозкультурами – первыми тремя стали картофель, свекла и мясные породы кур.

Во всей программе и каждой подпрограмме предусмотрен также комплексный план научных исследований – именно через него наиболее тесно интегрируются две ФНТП – по сельскому хозяйству и генетике.

Генетическую программу возглавляет Курчатовский институт, который также имеет особый интерес в некоторых направлениях. Они составляют программу развития Курчатовского геномного центра мирового уровня, ориентированного на АПК. Одно из ключевых – микробиологическая промышленность. Оно особенно активно развивается в сотрудничестве Курчатника, Завода премиксов №1 и Белгородской области с ее НОЦ мирового уровня «Инновационные решения в АПК».

Среди сельхозкультур особое внимание Курчатовского института приковано к винограду – идет очень тесное сотрудничество с НИИ Магарач, а также в целом – Республикой Крым и Севастополем.

Напомним, что одной из ключевых идей Михаила Ковальчука является микробиологическая безопасность – паспортизация всех ввозимых микроорганизмов и создание соответствующей системы мониторинга и контроля.

На базе ФНТП РСХ произошло также налаживание системного взаимодействия между Минобрнауки (а запускало программу еще ФАНО) и Минсельхозом. Также более тесными стали связи внутри Российской академии наук – в частности, с тем «сельхозкостяком» что влился в состав РАН вместе с РАСХН.

Подробнее: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/67368
Сегодня – 20 декабря – День работника органов безопасности Российской Федерации. Мир становится все более разновекторно быстрым и многофакторно сложным – возникают все новые и новые измерения безопасности.

В этой связи наука становится ключевым фундаментом государственной силы – ею пронизаны все риски и возможные ответы на них. Новейшие системы вооружения, беспилотники, гиперзвук, цифра, генетика, микробиология и управление настроением общества, микроэлектроника и мегасайенс – все это компоненты госбезопасности.

Конкурентные преимущества – в первую очередь, в научно-технологическом измерении – обращаются рисками и требуют системной работы. Постоянно повышаются требования к компетенциям сотрудников органов госбезопасности, которым приходится тщательно дополнять баланс защиты рубежей безопасности страны масштабной экспертизой, по необходимости – открытой.

В вопросах безопасности нет и не может быть места идеологическим спорам – тут нет деления на «силовиков» и «либералов», есть лишь разница между «патриотами» и «врагами».

Университеты и научные институты – это творцы фундамента безопасности. Без исследований и разработок Россия попадет в зависимость от других стран, без кадров – нет будущего у всего общества.

Защита безопасности страны – борьба с терроризмом и экстремизмом, противодействие разведкам других стран, выявление внутренних врагов – редко бывает делом благодарным. Бывают в этой работе и перекосы – о них, да и о неудачах в основном становится известно. А значительный пласт тяжелого ежедневного труда остается скрыт от внимания общественности.

Прогресс, цифра, научно-технологические достижения становятся всепроникающими – а значит, таковой становится и безопасность. Сотрудники органов госбезопасности – на своих постах, но и все мы в повседневной работе – имеем одну цель: защищенность для всех нас, развития, успехов и свершений.

Поздравляем всех причастных с Днем работника органов безопасности Российской Федерации.
Труд молодежи

Правительство утвердило Долгосрочную программу содействия занятости молодежи до 2030 года. Эта работа велась по поручению Президента.

Возрастной фокус Программы – 14-35 лет. Срок действия – до 2030 года в два этапа: первый – 2022-2024 гг., второй – 2025-2030 гг.

Содействие занятости молодежи в Российской Федерации реализуется на основе:
– системы доступной профессиональной ориентации,
– гарантированного общего и профессионального образования и
профессиональной подготовки, направленных на приобретение востребованных навыков;
– создания достойных рабочих мест для молодежи и временных рабочих мест для приобретения практического опыта;
– реализации комплекса мер по содействию трудоустройству молодежи, развитию молодежного предпринимательства и самозанятости;
– совершенствования государственной политики в сфере труда, защищающей права молодых людей;
– совершенствования мотивации работодателей по трудоустройству молодежи.

Ответственное ведомство – Министерство труда и социальной защиты, но, как мы видим, здесь идет тесное сопряжение с направлениями работы Минобрнауки, Минпросвещения, а также Росмолодежи.

Целью Программы является создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи в условиях трансформационных процессов на рынке труда.

Задачи:
1. Формирование карьерных стратегий молодежи в соответствии с личностно-профессиональными наклонностями и потребностью рынка труда.
2. Обеспечение соответствия получаемого образования профессионально-квалификационным требованиям работодателей и предпринимательской деятельности.
3. Создание условий для профессионального развития молодых людей посредством совмещения получения образования и трудовой (предпринимательской) деятельности.
4. Создание дополнительных механизмов снижения рисков незанятости молодежи.

В соответствии с 4 задачами сформулированы 32 мероприятия. В их числе – мониторинг ситуации на региональных рынках труда, профориентация, развитие системы распределения контрольных цифр приема, улучшения по всему комплексу вопросов производственной практики, расширение и углубление портала «Работа в России», интеграция предпринимательских компетенций в образовательные программы, проект «Страна мастеров» (персональное сопровождение молодых предпринимателей), содействие трудоустройству выпускников вузов и мн. др.

Дополнительный стимул получает проект «Сириус.Лето», реализуемый одноименным образовательным фондом и Минобрнауки. Студентам и аспирантам окажут поддержку, чтобы они выступали в качестве наставников на программе.

Получит развитие и практика трудоустройства выпускников университетов на научно-исследовательские позиции.

В контексте общих направлений пространственного развития будет стимулировано переселение молодежи в трудодефицитные регионы.

У Долгосрочной программы 4 целевых показателя:
1. Доля трудоустроенных выпускников вузов и организаций СПО (за исключением призванных в армию, продолживщих образование или находящихся в отпуске по уходу за ребенком) – от 57% в 2020-м к 92% в 2030 г.
2. Уровень безработицы молодежи от 15 до 29 лет – от 10,7% до 5%.
3. То же в сегменте 15-24 года – от 17,3% до 8%.
4. Доля молодежи от 14 до 18 лет, прошедших профессиональный пробы и временно трудоустроенных – от 5,9% до 35% к 2030 году.

Предполагается, что в рамках реализации программы прямыми мерами поддержки будут ежегодно охвачены до 200 тысяч человек.

На финансирование мероприятий программы в 2022 году будет направлено более 9,9 млрд рублей.

Подробнее: http://government.ru/news/44122/
Forwarded from Кипящий МИФИ
Невод

Что такое НЕВОД? Это уникальная научная установка, которой по праву гордится наш университет.

"С момента запуска Черенковского водного детектора НЕВОД прошло более 25 лет. За эти годы вокруг установки создан огромный экспериментальный комплекс, раскинувшийся на площади более 10 тысяч квадратный метров. Примерно каждые 4 года в рамках уникальной научной установки входит в строй очередной крупномасштабный детектор: система калибровочных телескопов, координатно-трековый детектор ДЕКОР, мюонный годоскоп УРАГАН, система нейтронных детекторов, установки НЕВОД-ШАЛ и УРАН. В последние годы активно ведется работа над созданием крупнейшей в мире координатно-трековой установки для исследования групп мюонов космических лучей ТРЕК. Установка основана на применении многопроволочных дрейфовых камер (ДК)."

Ну а какая научная задача решается на НЕВОДе прямо сейчас вы можете узнать, прочитав краткое интервью нашего доцента Егора Задебы для @scienpolicy.
В Дубае в рамках Всемирной выставки «ЭКСПО-2020» прошли сессии «Новые тренды в школьном образовании и профессии будущего» и «Роль дополнительного образования в развитии кадрового потенциала».

В разговоре приняли участие зампредседателя комитета Государственной Думы по просвещению Ирина Ивенских, замруководителя Департамента образования и науки города Москвы Наталья Киселева, первый вице-президент корпорации «Синергия» Ольга Грищенко, руководитель Департамента по образованию и навыкам ОЭСР Андреас Шляйхер, замгенерального директора, директор Блока управленческих программ развития АНО «Корпоративная Академия Росатома» Ирина Иващенко, консультант Coursera по преобразованию навыков Сораб Баджадж, замгендиректора компании Custis Ирина Гордина, основатель и исполнительный директор E2E Шалини Хемка.

Мероприятие прошло в ходе деловой программы «Russia: the future of education» в павильоне России.

Наталья Киселева, заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы:

«Если мы будем акцентировать внимание на технологическом развитии, то потеряем связь между учителем и учениками. Необходимо осмысленно подходить к решению о внедрении технологий для более качественного образования.

Период оцифровки – обязательный этап развития школ в технологическом плане. Однако его не следует затягивать. За ним следует этап цифровизации, в том числе технологического оснащения школ».

Зампредседателя комитета Госдумы по просвещению Ирина Ивенских:

«Только гармоничное сочетание цифровых технологий и традиционного обучения позволит сформировать компетенции, необходимые в будущем».

Первый вице-президент корпорации «Синергия» Ольга Грищенко:

«Когда мы перешли в онлайн, важную роль стали играть специалисты, создающие контент. Креативные индустрии сейчас востребованы, при этом благодаря технологиям они могут не требовать от специалистов перемещения из страны в страну»

Директор Блока управленческих программ развития АНО «Корпоративная Академия Росатома» Ирина Иващенко:

«Термин «дополнительное образование», на мой взгляд, немного не актуален. Мы учимся на протяжении всей жизни, важно, чтобы совершенствование наших профессиональных навыков не прекращалось. Когда к нам приходит новый сотрудник, мы стремимся развивать в нем так называемые «4К-компетенции» – критическое мышление, креативность, коммуникацию, координацию (умение работать в команде)»

Сораба Баджаджи, консультант Coursera по преобразованию навыков:

«Когда мы учимся в университете, нам доступны так называемые «банки знаний», благодаря которым мы получаем представление о сфере нашего изучения. Но не всегда удается активировать эти знания. Поэтому сейчас для образовательных онлайн-платформ важно фокусироваться на активации знаний, прикладном обучении. Люди приходят на курсы не за сертификатами, им нужно научиться решать конкретные задачи»

Дама-командор ордена Британской империи, лорд-лейтенант Стаффордшира Аша Хемка:

«У многих компаний, которые я знаю, есть наставники. Это хороший способ позаботиться о том, чтобы правильные люди были на правильных местах. Мы все должны внимательно отнестись к тому, чтобы в наших организациях была определенная система наставничества, проводились учебные тренинги»

Ирина Гордина, CUSTIS (платформа Modeus):

«Существующий тренд на подмену высшего образования ускоренными курсами или подготовкой к специальности, равно как и излишняя геймификация обучения приведёт молодых людей к непоправимым последствиям. Без широкой технической и гуманитарной базы и общего кругозора их ждёт не обещанная смена профессий в течение жизни и рост, а унылое следование за политикой компаний, которым они может быть понадобятся до очередной роботизации процесса, на который их нанимали. В погоне за быстрым рублем сегодняшние третьекурсники, сбегающие из вузов «в бизнес», упускают то, что будет формировать их востребованность и доходы в течение жизни. Отказываться от определения «дополнительное» не стоит - он как раз верно расставляет акценты по отношению к основному образованию»

НОП - партнёр деловой программы
«Russia: the future of education».
ОТО ли ещё будет?

Физики из РУДН разработали уникальный научный космический эксперимент, который с высокой степенью достоверности может проверить общую теорию относительности (ОТО).
 
Александр Ефремов, профессор, действительный член российской академии естественных наук, директор Учебно-научного института гравитации и космологии (УНИГК) РУДН, подробно рассказал об эксперименте, специально для «Научно-образовательной политики»:
 
Научный эксперимент не может быть немногократным! Только серия повторяющихся результатов (статистика многих наблюдений некоторого явления) может быть принята в качестве более или менее надежного свидетельства того, что существует физическая закономерность, достойная внимания. И только после тщательных проверок, проводимых независимыми высококвалифицированными научными группами, это явление может получит статус физического закона или его следствия.
 
Одна из самых известных и необычных физических теорий – общая теория относительности (она же – теория гравитации Эйнштейна) до настоящего времени таким общенаучным методом не проверялась. Причина в том, что эта теория объясняет и предсказывает очень малые гравитационные эффекты, наблюдать которые чрезвычайно сложно.
 
Первый эффект - аномальное (и очень малое) смещение перигелия планеты Меркурий. Второй эффект - отклонение луча света, идущего от далекой звезды. Луч отклоняется гравитацией Солнца в соответствии с ОТО. Это самые известные два эффекта ОТО, наблюдаемые в Солнечной системе.
 
В настоящее время с развитием наблюдательных технологий аналогичные явления стараются зафиксировать вне нашей планетной системы у объектов, имеющих массу, на порядки превышающую массу Солнца. Понятно, что эти явления, во-первых, разрознены и реализуются в несхожих условиях, а во-вторых, они наблюдаются в звездных системах и галактиках, отдаленных от земного наблюдателя на сотни тысяч и миллионы световых лет, то есть представляют собой архи-древние события.
 
В силу этих трудностей вопрос об постановке какого-либо повторяемого и проверяемого эксперимента по контролю закона гравитации ОТО в Солнечной системе представлялся бессмысленным и не обсуждался.
 
Но в XXI веке ситуация изменилась: существенно повысилось качество технологий, в первую очередь космических. Яркий пример – полет космического зонда Розетта (ESA + NASA). Полёт успешно завершился, когда зонд с высочайшей точностью подошел к комете Чурюмова-Герасименко.
 
Здесь есть чему удивляться: размеры кометы – около 5 км, это, можно сказать, бесконечно мало по сравнению с размерами орбиты зонда – сотни миллионов км.
 
Два фактора – применение гравитационных маневров и высокая точность траектории полета – легли в основу оригинальной идеи: проверить закон гравитации Солнца с помощью космического зонда, осуществившего точный гравитационный маневр у планеты Венера. Были сформулированы условия так называемого «простейшего» - стандартного полета, в рамках которого зонд запускается с земной орбиты в сторону Венеры, затем, двигаясь баллистически, он осуществляет ускоряющий гравитационный маневр у Венеры и по-прежнему баллистически возвращается к земной орбите, где в установленное время его координаты фиксируются земным наблюдателем.
 
Если гравитация Солнца соответствует ОТО, то классическая траектория зонда искажается, и зонд подходит к Венере примерно на 30-40 км ближе; это «относит» зонд в сторону от конечной точки на большое расстояние – до 3 млн км, что, конечно, доступно наблюдениям.
 
Сотрудники УНИГК РУДН просчитали этот эксперимент аналитически и независимо построили численную модель траектории зонда. Результаты теоретического и компьютерного расчетов совпали с хорошей точностью и продемонстрировали возможность успешной постановки данного эксперимента. Понятно, что такого рода эксперимент может быть реализован многократно, так что можно получить необходимую статистику и сделать вывод о формате закона гравитации.
В УНИГК РУДН предложены варианты конструкции зонда, рассмотрены возможные сложности данного эксперимента и сделаны предварительные экономические оценки его стоимости.
Стратегический «Профессионалитет»

Президент Владимир Путин принял участие в пленарном заседании юбилейного XXX съезда Российского союза промышленников и предпринимателей. Одной из ключевых тем обсуждений стала перезагрузка среднего профессионального образования через «Профессионалитет».

Система СПО в последние годы обрела собственную субъектность, это теперь полноправная траектория профессионального развития человека. Школьники «голосуют ногами». Это еще раз подтвердил на заседании министр просвещения Сергей Кравцов:

«Мы видим сегодня, что в техникумы идёт колоссальный рост: 1 миллион 200 [тысяч] школьников поступают в колледжи − это порядка двух третей, 60 процентов девятиклассников. Это мощный стимул для качественного, эффективного развития системы профессионального образования России».

Причин тому много. Уходят, как считают эксперты, не только из-за стремления поскорее начать работу. Но и, в том числе, не желая тратить лишние годы на траекторию «10-11 класс + бакалавриат». А смысл старшей школы – это лишь поступление в высшую.

Разделение Министерство образования и науки на два ведомства – Минпросвещения и Министерство науки и высшего образования – оставило СПО в ведении первого. Вместе с тем, здесь крайне велико значение WorldSkills Russia, которое задает совершенно новые стандарты и скорость развития. Минпросвещения и Сергей Кравцов в этой гонке стремятся остаться лидерами.

Для президента Владимира Путина «Профессионалитет» - проект понятный и близкий. Глава государства лишний раз подчеркнул векторы его реализации:

«Первое, чтобы подготовка отвечала требованиям рынка труда.

Второе, чтобы подготовка шла на современном уровне, с использованием современных методик, механизмов, инструментов и так далее, прежде всего имеется в виду цифровизация и другие способы подготовки.

Третье: мы хотим, чтобы в этих учебных заведениях был существенным образом повышен уровень общей подготовки, [чтобы] люди, которые проходят обучение в этих учебных заведениях, были готовы и дальше развиваться, дальше идти вперёд, приобретать нужные навыки, − а современный мир, современная экономика требуют этого, − чтобы самостоятельно могли учиться дальше или повышать своё образование в высших учебных заведениях.

И наконец, четвёртое: чтобы известным, нужным образом и нужного качества добивались те наставники, которые занимаются воспитанием учеников».

Всего на проект «Профессионалитет» планируется направить 30 млрд рублей. Это солидная сумма. Пока что запускается пилотная волна в восьми отраслях, но понятно, что перезагрузка будет системная.

В политическом измерении науки и образования съезд РСПП укрепил позиции Сергея Кравцова. Дорогого стоят такие слова Владимира Путина: «Сергей Сергеевич − опытный Министр: он сразу фиксирует, говорит о поручении, так что куда деваться».

Президент РСПП Александр Шохин в ответ на это слегка ревниво поспешил выделить иные направления работы Союза:

«Кроме «Профессионалитета» мы участвуем и в других проектах. В частности, в развитии национальной системы квалификации через Совет по профквалификациям при Президенте, и WorldSkills. <…>

Это и проект «Кадры для цифровой экономики». Это кадры не только для IT и программистов − это кадры для всех отраслей, которые сейчас нуждаются в цифровой компетенции.

«Россия − страна возможностей» реализует проект SoftSkills: умение работать в команде, лидерские качества воспитывает.

Это ряд других проектов, таких как современные инженерные школы, студенческие олимпиады «Я – профессионал» и так далее.

Вчера на наблюдательном совете АСИ рассматривалась кадровая инициатива. Мы готовы вместе с АСИ из этих проектов сложить пазл, посмотреть, чего не достаёт, по каким направлениям активизироваться, где якорные проекты».

Общий научно-образовательный итог подвел Владимир Путин: «мы должны думать над повышением своего технологического суверенитета». Здесь принципиально важно эффективное сотрудничество между сектором НИОКР, образованием, профессиональным сообществом и работодателями.

Подробнее: http://kremlin.ru/events/president/news/67383
«Следующий год пройдёт под девизом ускоренной цифровизации вузов»

Интервью с Максутом Шадаевым, Министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России, эксклюзивно для «Научно-образовательной политики»
в рамках работы медиацентра РСВ&НОП:

Очень хорошо, потому что в преддверии конца года мы подводим результаты и, собственно, обсуждаем как нам выстроить работу на следующий год. Но, конечно, обсуждали в том числе какие-то сложности, связанные с текущим треком.

Долго обсуждали как мотивировать преподавателей получать цифровые компетенции, при том, что государство обеспечило такую возможность, как мотивировать их дальше после получения компетенций, после переформатирования своих рабочих программ значит использовать это в своей текущей деятельности, в обучении значит студентов.

Обсуждали вопрос и финансовой дополнительной мотивации. Что те преподаватели, которые прошли переподготовку, которые обучают цифре своих студентов, должны иметь, наверное, какую-то премию.

Несколько примеров было, когда зарубежные крупные вендоры дают свой софт практически бесплатно, а российский производитель просит за это значимые суммы денег, что опять же для вузов не всегда финансово возможно.

Я вот могу сказать, что Валерий Николаевич Фальков, он человек из вузовской среды, он точно проникся и является нашим партнёром по цифровизации. Причем не только партнёром, он понимает наши амбиции и необходимость такого очень быстрого движения, и собственно ресурсы есть.

Запись интервью: https://youtu.be/KEuvsesOewk
2022: девиз ускоренной цифровизации вузов

Максут Шадаев, Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России, дал эксклюзивное интервью «Научно-образовательной политике»
в рамках работы медиацентра РСВ&НОП:

Очень хорошо в преддверии Нового года подвести итоги и обсудить работу на следующий год с министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России. Такой разговор состоялся у Максута Шадаева с ректорами российский университетов. Конечно, разговор коснулся и сложностей текущего периода.

Обсуждали, как мотивировать преподавателей получать цифровые компетенции, при том, что государство обеспечило такую возможность, как мотивировать их дальше после получения компетенций, после переформатирования своих рабочих программ использовать это в своей текущей деятельности, в обучении студентов.

Подняли вопрос и финансовой дополнительной мотивации для преподавателей, прошедших переподготовку в области цифровых компетенций.

Разобрали кейсы того, когда зарубежные крупные вендоры дают свой софт практически бесплатно, а российский производитель просит за это значимые суммы денег, что не всегда финансово возможно для вузов.

Это и многое другое в интервью НОП с Максутом Шадаевым: https://telegra.ph/V-2022--pod-flagom-cifrovizacii-12-20