НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Связь нового поколения (2/2)

Тауфик бен Камель бен Режеб, декан факультета «Радио и телевидение» МТУСИ для «Научно-образовательной политики»:

[Каким образом глобальная спутниковая система отразится на системах связи и коммуникаций России?]

Пока что об этом говорить достаточно сложно. О чем можно судить сейчас, так это опять же о привлекательности для потенциальных пользователей. Что может предложить Starlink нашим гражданам? Спутниковый Интернет по цене в 100 долларов. Нужно ли это нашему гражданину? Для жителей городов и мегаполисов доступен домашний Интернет стоимостью не более 10 долларов с безлимитным трафиком и высокой скоростью передачи данных. По такой же цене доступен и мобильный Интернет, позволяющий на сегодняшний день реализовать все цифровые потребности современного гражданина. Итого, в среднем 20 долларов в месяц. Конечно же тут Starlink проигрывает. Потенциальный интерес он может представлять только для особо удаленных территорий, где в силу географических особенностей слабо развит цифровой фундамент.

Для зарубежных стран проект Starlink определенно представляет интерес с финансовой точки зрения. За домашний и мобильный Интернет пользователям приходится ежемесячно платить схожую сумму денег, при этом еще иметь ограничения по объёму передаваемых данных и скорости передачи данных.

[Как это изменит направления подготовки специалистов в области связи и информации? Появятся ли новые профессии?]

Массовое внедрение спутникового Интернета скорее не изменит порядок подготовки специалистов в области телекоммуникаций, а в разы увеличит их востребованность на рынке труда. Наш университет многие годы готовит специалистов в области космических телекоммуникаций, обладающих компетенциями в области электроники, радиотехники, обработки сигналов, антенных систем для спутниковой связи. С учетом новых запросов отрасли мы преследуем цель культивирования самых востребованных компетенций в области космических телекоммуникаций. Особо хотелось бы отметить количество трудов, публикаций и защищенных диссертаций студентов, аспирантов и сотрудников на тему фазированных антенных решеток, используемых на спутниках Starlink. Это действительно востребованная технология и мы также ей занимаемся.

Что касается новых профессий, то тут тоже уместнее говорить о востребованности профессии инженера по спутниковым телекоммуникациям. Вне зависимости от успеха проекта Starlink нас ждет очень интересное технологическое будущее, где люди будут использовать глобальную сеть, объединяющую разные виды связи».
Поручения по регионам: наука, образование, инновации

Завершился Год науки и технологий – началось целое Десятилетие. Ключевые векторы системной трансформации будут заключены в поручениях главы государства по итогам совместного заседания Президиума Госсовета и Совета по науке и образованию. Пока отметим те научно-образовательные сюжеты, которые проходят через иные темы.

По итогам пресс-конференции президент Владимир Путин поручил (Пр-26, п.8):

8. Правительству Российской Федерации подготовить совместно с Администрацией Волгоградской области и при участии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России и представить предложения о создании всероссийского научного центра по разработке и производству экзопротезов для медицинской реабилитации инвалидов и больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Доклад – до 20 февраля 2022 г.

Ответственные: Мишустин М.В., Бочаров А.И., Шкарин В.В.

В рамках данного поручения четко видна синергия от реализации нацпроектов и всей системы поддержки научно-образовательного сектора: разработки профильного медицинского вуза получат дополнительный импульс для трансфера в производство, а затем - лечения и реабилитации больных.

По итогам стратегической сессии по защите моделей экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо–Кавказского федерального округа премьер-министр Михаил Мишустин поручил:

9. Минпросвещения России (С.С.Кравцову) совместно с органами исполнительной власти субъектов СКФО с учётом разработанных моделей экономического развития указанных субъектов представить в Правительство Российской Федерации Комплексную программу развития среднего профессионального образования в СКФО до 2030 года с учётом действующих мер развития среднего профессионального образования с объемом финансирования до 11,08 млрд рублей.

Срок - до 1 февраля 2022 года.

Именно СКФО в силу своих особенностей – высокая доля молодого населения и невысокий уровень социально-экономического развития многих территорий макрорегиона – станет одним из полигонов для отработки новой модели СПО формата «Профессионалитета».

Отметим, что Северный Кавказ сейчас находится в фокусе внимания первых лиц государства. В рамках пресс-конференции президента и в ее итоговых поручениях, в частности, много внимания уделено Дагестану – в частности, вопросом энерго- и газообеспечения.

Дагестан имеет особое значение лично для Владимира Путина. Арка «рюмки водки» завершена, но дагестанские ополченцы, которые противостояли боевикам на заре контртеррористической операции, уже начали занимать свое заслуженное место в пантеоне героев России 2.0.
Юрий Гаспарян, и.о. заведующего кафедрой физики плазмы НИЯУ МИФИ, доцент Отделения лазерных и плазменных технологий офиса образовательных программ НИЯУ МИФИ о работе в рамках проекта ИТЭР, специально для «Научно-образовательной политики»:

«НИЯУ МИФИ и ИТЭР связывают многие годы успешного сотрудничества. Выпускники и ведущие сотрудники НИЯУ МИФИ успешно работают в команде проекта международного экспериментального термоядерного реактора и участвуют в работе экспертных групп по различным направлениям. Кроме того, ИТЭР регулярно принимает к себе для прохождения стажировки студентов и аспирантов университета, направляет своих учёных для участия в лекционной программе Международной летней школы по физике взаимодействия плазмы с поверхностью, а также сотрудничает с рядом кафедр университета в рамках научно-исследовательских работ.

Официальный статус отношений МИФИ и ИТЭР был зафиксирован в 2016 году, когда стороны подписали Меморандум об академическом и научном сотрудничестве.

Несколько лет назад научная группа проф. Л. Беграмбекова (кафедра физики плазмы Института Лаплаз) предложила, а затем продемонстрировала электростатический метод удаления микроскопической металлической пыли из термоядерного реактора, создаваемой действием плазмы на стенки плазменной камеры и крайне негативно влияющей на параметры плазмы и безопасность установки. В течение 2018-2020 г. по заказу ИТЭР было выполнено несколько научно-исследовательских работ в обоснование данной методики, а в конце 2021 года НИЯУ МИФИ выиграл международный тендер ИТЭР на «Создание прототипа, изготовление и поставку системы сбора, выведения из токамака и анализа металлической пыли».

Напомним, строительство объектов в рамках проекта ИТЭР ведется на территории коммуны Сен-Поль-ле-Дюранс во Франции. Примечательно, что в рамках Гайдаровского форума 14 января 2022 года пройдет сессия «Российско-французский университет: приоритеты 2022 — новые возможности», в которой примет участие в том числе ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко. И как знать, возможно совместные образовательные программы только усилят проект мегасайнс ИТЭР новыми кадрами.

https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/22781
Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСИС», о качестве приемной кампании 2021 для «Научно-образовательной политики»:

«Приемная кампания 2021 года стала для НИТУ «МИСИС» самой успешной за последние несколько лет. По итогам ежегодного «Мониторинга качества приема в вузы», который проводит НИУ ВШЭ при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, университет подтвердил свои позиции среди вузов-лидеров и вошел в ТОП-5 лучших технических вузов страны, заняв 4-е место.

Средний балл ЕГЭ поступивших достиг 88,8, в 2012 году он составлял 67,3. Среди абитуриентов – большое количество обладателей аттестатов с отличием, победителей и призеров олимпиад, участников всероссийских кейс-чемпионатов и пр.

С каждым годом растет и качество приема на внебюджетные места: средний балл ЕГЭ поступивших в 2021 году вырос на 6,1 с показателя 69,6 прошлого года до 75,7 баллов в этом учебном году.

Самыми востребованными направлениями подготовки среди абитуриентов 2021 года стали информационные технологии, материаловедение и лингвистика. Так, например, средний балл ЕГЭ поступивших в институт Информационных технологий и компьютерных наук составил 97,4.

Успех приемной кампании Университета «МИСИС» – результат реализации комплексной программы профессиональной навигации школьников, ориентированной на Москву и Московскую область, регионы РФ, страны ближнего и дальнего зарубежья».

https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/22812
Сегодня – 12 января, как и каждый год – мы вспоминаем двух титанов мегапроектов советской эпохи: Игоря Курчатова и Сергея Королева.

Первый – это отец всего Большого Атома: от бомбы до атомной энергетики. Второй – конструктор, заложивший основы не только успехов страны в космосе, но и глобальной безопасности в послевоенную эпоху.

Отгремели два юбилейных года – 75-летия атомной промышленности и 60-летия полета Юрия Гагарина – и теперь, на самом старте Десятилетия науки и технологий, можно еще раз подвести итоги по двум локомотивам научно-технологического прорыва: атомному и космическому.

Росатом и Курчатовский институт сейчас являются ключевыми центрами не только в вопросах создания и развития атомного щита страны, но и по более широкому спектру направлений: от ветряных электростанций до виноделия, от генетики до ядерной медицины.

В фокусе внимания сейчас – вопросы экологии. И здесь ведется масштабная работа по переходу на замкнутый ядерный топливный цикл, что выведет атомную энергетику на недостижимо «зеленый» уровень. Но вместе с тем и на данном этапе АЭС – если рассуждать объективно – уже одни из самых экологически чистых.

Следующий рубеж – термоядерная энергетика. «Зажечь Солнце на Земле» Россия стремится и самостоятельно, и в рамках более глобальных проектов – в первую очередь, ИТЭР.

А началось все с реактора Ф-1, юбилей которого отмечается 25 декабря. Это был первый реактор на территории Евразии, залог успеха в создании ядерной бомбы и полноправного положения СССР в качестве одной из двух сверхдержав.

Космос – это мечта всего человечества, он безграничен как не имеют границ фантазия и творчество. СССР-Россия всегда была на передовых рубежах: первый спутник, первый человек в космосе, станция Мир. Сейчас – пройдя через лихолетье 90-х – страна хочет вновь утвердиться на передовых космических позициях. Есть много трудностей, но есть и очевидные успехи. Из последнего – запуск российско-немецкой обсерватории Спектр-РГ, многострадальный, но все же успешный модуль «Наука» для МКС. В 2022-м главным научным событием, как считает президент РАН Александр Сергеев, станет запуск исследовательского аппарата «Луна-25». Россия вернется на спутник Земли.

И сейчас, вступая в первые дни Десятилетия науки и технологий, мы должны еще раз сказать спасибо Игорю Курчатову, зажегшему сердце первого нашего реактора, и Сергею Королеву, создавшему «ракетный задел» на многие десятилетия вперед.
Субсидии мониторинга финансов

На протяжении всего прошлого года мы наблюдали, как активно вузы включились в работу проведению олимпиады по финансовой безопасности, инициатором которой вступил Росфинмониторинг, а организаторами — университеты. 24 ноября в продолжение этой темы в НИЯУ МИФИ состоялась конференция Международного сетевого университета ПОД/ФТ. Пленарная сессия конференции прошла под председательством «цифрового» вице-премьера Дмитрия Чернышенко. В совокупности все это показывает, что возрастающая роль финансовой безопасности начинает приобретать системный характер.

Таким образом, сегодня деятельность Росфинмониторинга распространяется не только на финансовые учреждения, но и «приходит» в университеты, включая их все больше в актуальную повестку обеспечения финансовой безопасности. 29 декабря 2021 года постановлением Правительства № 2568 были внесены изменения в Правила предоставления субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга».

НОП поинтересовался у Сибирского федерального университета как одного из организаторов олимпиады по финансовой безопасности, какое значение имеют принятые изменения.

Максим Румянцев, ректор СФУ для «Научно-образовательной политики»:

«Постановлением вносит изменения в Правила предоставления субсидии из федерального бюджета для Международного учебно-методического центра финансового мониторинга. Это обусловлено, с одной стороны, усилением контроля за эффективностью использования государственных субсидий. С другой, расширением функционала Международного учебно-методического центра финансового мониторинга, ранее обеспечивающего учебно-методическую и информационно-аналитическую поддержку российских и зарубежных участников Международного сетевого института в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступ-ных путем и финансированию терроризма. СФУ является участником МСИ, который объединяет 21 российский и 19 зарубежных университетов, образовательных и научных центров.

Совместная исследовательская и образовательная деятельность требует изменения форматов организации и координации взаимодействия российских и зарубежных участников. Возникает потребность в новых образовательных программах; изменении моделей формирования кадрового резерва; механизмах взаимодействия с крупными индустриальными партнерами и структурами государственного управления. Координация научно-исследовательской, образовательной деятельности, учебно-методического и информационно-аналитического обеспечение возлагается на Центр.

Повышается и ответственность за использование государственных субсидий, устанавливаются показатели эффективности обеспечения совместной деятельности участников Международного сетевого института: количество образовательных программ; научно-исследовательских работ и информационно-аналитических материалов; международных мероприятий, проведенных при организационной поддержке и координации взаимодействия Центром».
Директор института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ Валерия Касамара считает, что существенный маркер усиления государства в сфере образования это тенденция постоянного сокращения негосударственных вузов. За 2 года их число сократилось на 13%.

А как считаете вы?

https://news.1rj.ru/str/vakasamara/2826
НОЦ-Алтай-Казахстан

Недавние события и последовавшая инициатива президента Казахстана по открытию филиалов российских технических университетов мотивировали российские вузы в самых разных регионах, и не только технические.

Коллектив НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» направил письма в университеты и научные институты Казахстана со словами соболезнования, поддержки и надежды на продолжение дальнейшего сотрудничества.

«Научно-образовательная политика» обсудила с президентом АлтГУ, руководителем НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» Сергеем Землюковым, что главным в нынешней ситуации является сохранить с учеными Казахстана многолетнее сотрудничество, которое создало прочный фундамент дружеских человеческих отношений, который трудно, а порой невозможно разрушить во времена политических потрясений.

Российско-казахстанское сотрудничество в рамках проекта «Тюркский мир Большого Алтая: единство и многообразие в истории и современности идет уже третий год при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. Среди результатов прошлого года – разработка технологий экономии воды при полевом орошении в степных районах (совместно с Научно-производственным центром зернового хозяйства им. А.И. Бараева), открытие виртуального музея «Большой Алтай – прародина тюрков» (совместно с Восточно-Казахстанским университетом им. С. Аманжолова).

Образовательное сотрудничество АлтГУ и вузов Казахстана вылилось в запуск пяти магистерских программ совместно с Казахским национальным педагогическим университетом им. Абая, ВКУ им. С. Аманжолова, Евразийским национальным университетом имени Л. Н. Гумилёва, Казахским национальным университетом им. Аль-Фараби. Кроме того, совместными усилиями российских и казахстанских ученых были разработаны десять научно-методических пособий для учителей школ по истории и культуре тюркского мира. Так, пособия по темам: «Эпос тюркских народов», «Этнография Большого Алтая»», «Искусство народов Центральной Азии», «Природа Большого Алтая в эпоху климатических изменений» и по другим темам поступили в прошлом году в 42 школы Казахстана.

На ближайшие годы в рамках проекта «Тюркский мир Большого Алтая» запланировано продолжение сотрудничества с учеными Казахстана в научной и образовательной сферах.
Расписание всех сессий на сайте: https://gaidarforum.ru/ru/programme-2022/day-1/

Онлайн-трансляция мероприятий совсем скоро начнётся на официальном сайте форума.

https://gaidarforum.ru/ru/
Прямо сейчас на Гайдаровском форуме-2022 начинается панельная дискуссия «Образование, которое сделает нас успешными и счастливыми».

В дискуссии участвуют:
- Елена Шмелева, руководитель фонда «Талант и успех», член Совета при Президенте РФ по науке и образованию;
- Андрей Фурсенко, помощник Президента РФ,
- Анзор Музаев, руководитель федеральной службы по надзору в сфере образования и науки,
- Сергей Мясоедов, проректор, директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС.

https://gaidarforum.ru/ru/programme-2022/2501/
Помощник Президента Андрей Фурсенко на Гайдаровском форуме-2022:

Речь сегодня идет не о междисциплинарности, а о над-дисциплинарности. Изучение искусственного интеллекта – это не отдельная профессия, а инструмент, который позволяет развивать новые направления. Сегодня медицина – это не клиницисты, это люди, которые должны глубоко знать физику, химию, информатику.

https://gaidarforum.ru/ru/programme-2022/2501/
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Андрей Фурсенко о модели "2+2+2"
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Андрей Фурсенко о Булгакове, почему были правы бабушки и для чего президент поддерживает разумный консерватизм в образовании
#ГФ2022
Непрерывное обучение становится главным трендом современного образования, заявил премьер-министр Михаил Мишустин в видеоприветствии участникам Гайдаровского форума.

"Еще одна важная часть нашей работы касается развития кадрового потенциала. Список востребованных профессий постоянно обновляется, поэтому непрерывное обучение становится главным трендом современного образования", - заявил он.
Глава кабмина напомнил, что минувшей осенью стартовала программа "Приоритет-2030", которая направлена на формирование особого пула университетов - лидеров по созданию нового научного знания, технологий и разработок для внедрения в экономику и социальную сферу. В этой масштабной программе поддержки высшей школы в современной российской истории, по его словам, принимают участие более 180 университетов.
"Вузы-участники будут вырабатывать и масштабировать во всех регионах лучшие практики научно-исследовательской, инновационной и образовательной деятельности. Это позволит повысить конкурентоспособность субъектов Российской Федерации и привлекательность наших высших учебных заведений, в том числе и для иностранных студентов и ученых с мировыми именами", - добавил премьер.

Обращаясь к участникам форума, Мишустин отметил, что на площадке мероприятия будут "предложены эффективные и взвешенные решения". "Правительство внимательно проработает все интересные идеи, которые сегодня прозвучат", - заверил он, подчеркнув, что именно площадка РАНХиГС "открывает каждый деловой год, собирает экспертов в самых разных сферах, задает высокую планку обсуждения актуальных задач социально-экономического развития нашей страны".
Андрей Фурсенко:

Сегодняшняя система образования она разная. Есть примеры того, что надо уменьшать (менять). Но она имеет большой потенциал.

Ответ на любой вызов
система образования. Человек должен быть востребованным. Только востребованный человек может быть счастлив!

О вызове пандемии:

Мы должны существенным образом менять систему образования в медицине, в науке изменять подходы скорости внедрения. Осознание новых реальностей
задача и системы образования. Она должна использовать новые возможности.

Ни одна система онлайн не может заменить живого общения.

Мы должны по-другому отнестись к вакцинации, тогда мы уйдем от режима онлайн.
Образование: будущее и счастье

На «Гайдаровском форуме – 2022» прошла одна из ключевых сессий: «Образование, которое сделает нас успешными и счастливыми». Спикеры – Елена Шмелева, Андрей Фурсенко, Анзор Музаев, Сергей Мясоедов – впрочем, больше говорили о том, каким будет это самое образование.

Глава «Сириуса» Елена Шмелева обозначила ключевой принцип работы центра: «Каждый ребенок талантлив». Нужны условия – в этом задача госполитики. А результатом должно стать счастье в интерпретации Андрея Фурсенко: «быть востребованным».

Основные векторы работы «Сириуса» хорошо известны: сессии, подготовка педагогов, научно-технологический университет и «технологическая долина» (ИНТЦ) с лабораториями мирового уровня. Также Сириус.Курсы, на онлайн-базе которых проводится школьный этап Всероссийской олимпиады школьников, Сириус.Лето и интеграция с технологическими партнерами. Помимо этого именно на базе первой федеральной территории будет проходить апробация моделей «умного туризма» (то есть, туризма научно-образовательного).

Важнейший ресурс изменений (он же – политический ресурс) – это тиражирование подходов. Первое – через развитие региональной сети центров по модели «Сириусов». Неслучайно Елена Шмелева особо подчеркнула, что их попечительские советы возглавляют губернаторы.

Второе – через тиражирование моделей работы с талантливыми детьми на всю школьную систему.

Третье – благодаря подготовке педагогов, а также методическому обеспечению этого процесса.

С научно-политической точки зрения принципиально важно, что в диалоге прозвучали две ключевые технологии: искусственный интеллект и генетика.

Важная метазадача – обеспечить связь поколений, с которой связан трансфер не только знаний и умений, но и культурного кода. Как отметил Сергей Мясоедов, чтобы понять – нужно знать, как учат. Межпоколенческое взаимодействие должно проходить в рамках «разумного консерватизма», впрочем, как и развития. Как считает Андрей Фурсенко, нужна честность в оценке опыта и перспектив новых технологий.

Наставничество – один из ключевых драйверов трансфера знаний и умений. Это реализуется в Сириусе – через лекции ведущих мировых ученых, но также благодаря наставничеству: опытных педагогов над молодыми, студентов – над школьниками в рамках реализации проектов.

Российское образование находится на новом этапе развития. Для высшей школы это два тектонических процесса в их пилотных фазах: новая модель аккредитации и формула «2+2+2».

В новой модели аккредитации, о чем говорил Анзор Музаев, учтена позиция вузов, введен риск-ориентированный подход через систему мониторинга (первый – в марте 2023). Больше не нужно готовить тонны бумаг – все показатели уже присутствуют в информационных системах. Аккредитация с 1 марта 2022 года становится бессрочной. И даже при недостижении мониторинговых показателей – все равно у вузов остается широкое окно возможностей для исправления ситуации. Никто разово и в один момент лишать аккредитации более не будет.

С идеологической точки зрения, образовательное будущее – это трансфер от междисциплинарности к наддисциплинарности (по Андрею Фурсенко), от бумажной волокиты к риск-ориентированному подходу (по Анзору Музаеву), от уникальности к универсальности в доступности качественного образования и системы раскрытия талантов (по Елене Шмелевой).

Фундаментальная ценность образования в том, что оно является ключевым инструментом передачи не только опыта и знаний, но и ключевых основ идентичности. Андрей Фурсенко сформулировал это так: «Разумный консерватизм, о котором говорил президент, позволяет сохранять культурный код и передавать следующим поколениям».

В конце дискуссии все обозначили свои главные задачи на 2022 год. Для Елены Шмелевой – это равенство возможностей. Для Андрея Фурсенко – консолидация. Для Анзора Музаева – дебюрократизация, снижение «бумажной» нагрузки, введение новой модели аккредитации и проведение ЕГЭ.

Ключевое – именно консолидация. Пространство консенсуса, который сейчас присутствует в научно-образовательной политике, будет расширяться и укрепляться.

Подробнее.
Ирек Файзуллин, Глава Минстроя РФ: Планируемаем с министром Кравцовым провести совещание по школам. Есть много нюансов, надо не сорвать капитальный ремонт школ к сентябрю!

Рустам Минниханов, президент Республики Татарстан:

А у нас все централизованно! Иначе по 10 миллионов раздали, потом (подрядчики) все бросили!

Артём Здунов, ио главы Мордовии: И мы централизовали!

#ГайдаровскийФорум
Прямо сейчас на Гайдаровском форуме начинается сессия «Научно-образовательные центры: надежда или головная боль региона».

Участники сессии:

- Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ;
- Андрей Травников, губернатор Новосибирской области;
- Айсен Николаев, глава республики Саха (Якутия);
- Алексей Текслер, губернатор Челябинской области;
- Артём Здунов, глава республики Мордовия;
- Дмитрий Азаров, губернатор Самарской области;
- Олег Евтушенко, исполнительный директор ГК «Ростех».