Генетические ресурсы растений: центр и комиссия
В День российской науки президент Владимир Путин подписал два указа – о создании Национального центра генетических ресурсов растений и о Межведомственной комиссии по вопросам формирования, сохранения и использования коллекций генетических ресурсов растений.
Национальный центр будет создан на базе ФИЦ Всероссийский институт генетических ресурсов растений им. Н.И. Вавилова, который будет осуществлять организационное и информационное сопровождение его работы. Задача новой структуры следуют из названия: это все, связанной с формированием баз данных растений, в том числе – генетических. За ФИЦ в этой связи должны быть закреплены все профильные земельные участки, которые будут заняты растениями из реестра.
Минобрнауки должно также содействовать ВИРу в формировании единой базы данных коллекций генетических ресурсов растений, расположенных в государственных научных институтах или университетах.
Отдельно отмечена работа по сохранению и развитию кадрового потенциала организаций, которые занимаются генетическими ресурсами растений.
Финансирование Наццентр будет за счет госпрограммы НТР и других источников. Отвечать за него будет Минобрнауки, как и за материально-техническое обеспечение.
Главным управленческим органом Национального центра станет Межведомственная комиссия по вопросам формирования, сохранения и использования коллекций генетических ресурсов растений. Вышестоящей инстанцией для нее станет Совет по реализации Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий. В зоне своей ответственности Межведомственная комиссия будет готовить предложений. В частности, по созданию и ведения коллекций, предотвращения незаконного оборота ценных образцов, создания резервного хранилища («судного дня»), расширения сети опытных станций и полевых банков растений.
Особенно выделено «развитие научных школ в области генетики и селекции растений, подготовки научных и иных квалифицированных кадров для осуществления исследований (разработок), связанных с изучением и использованием генетических ресурсов растений».
Отметим, что вопросы использования генетических технологий в селекции и семеноводстве в рамках Наццентра генетических ресурсов растений отнесены именно к компетенции ФНТП РГТ и соответствующего Совета программы. Здесь ключевой является именно технология, а не сфера применения. При этом решения Межведомственной комиссии будут носить рекомендательный характер.
Председателем Межведомственной комиссии является директор Института Вавилова. В состав должны обязательно входить представители ФОИВов, РАН, Курчатовского института, ведущие ученые и специалисты – всего 25 человек. Ротация предполагается не реже 1 раза в два года.
Межведомственная комиссия – это именно рабочий орган, который будет заниматься практической координацией работы Наццентра и взаимодействием с Советом ФНТП РГТ. Исходя из этих задач, определен и первый состав. Представлены все ключевые научные и образовательные центры, занимающиеся генетическими ресурсами растений, во главе с Курчатовским институтом. От органов власти входят делегаты Минобрнауки, Минсельхоза, Россельхознадзора и ФСБ. Отсюда следует действительно значительное внимание «генетической безопасности» со стороны государства.
Именно Национальный центр сможет взять на себя работу по определению, паспортизации и контроля за использованием растений и их генетического материала на территории России. Напомним, аналогичную инициативу в отношении микроорганизмом и микробиологической промышленности активно продвигает президент Курчатовского института Михаил Ковальчук.
Подробнее: указы о Наццентре и Межведомственной комиссии.
В День российской науки президент Владимир Путин подписал два указа – о создании Национального центра генетических ресурсов растений и о Межведомственной комиссии по вопросам формирования, сохранения и использования коллекций генетических ресурсов растений.
Национальный центр будет создан на базе ФИЦ Всероссийский институт генетических ресурсов растений им. Н.И. Вавилова, который будет осуществлять организационное и информационное сопровождение его работы. Задача новой структуры следуют из названия: это все, связанной с формированием баз данных растений, в том числе – генетических. За ФИЦ в этой связи должны быть закреплены все профильные земельные участки, которые будут заняты растениями из реестра.
Минобрнауки должно также содействовать ВИРу в формировании единой базы данных коллекций генетических ресурсов растений, расположенных в государственных научных институтах или университетах.
Отдельно отмечена работа по сохранению и развитию кадрового потенциала организаций, которые занимаются генетическими ресурсами растений.
Финансирование Наццентр будет за счет госпрограммы НТР и других источников. Отвечать за него будет Минобрнауки, как и за материально-техническое обеспечение.
Главным управленческим органом Национального центра станет Межведомственная комиссия по вопросам формирования, сохранения и использования коллекций генетических ресурсов растений. Вышестоящей инстанцией для нее станет Совет по реализации Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий. В зоне своей ответственности Межведомственная комиссия будет готовить предложений. В частности, по созданию и ведения коллекций, предотвращения незаконного оборота ценных образцов, создания резервного хранилища («судного дня»), расширения сети опытных станций и полевых банков растений.
Особенно выделено «развитие научных школ в области генетики и селекции растений, подготовки научных и иных квалифицированных кадров для осуществления исследований (разработок), связанных с изучением и использованием генетических ресурсов растений».
Отметим, что вопросы использования генетических технологий в селекции и семеноводстве в рамках Наццентра генетических ресурсов растений отнесены именно к компетенции ФНТП РГТ и соответствующего Совета программы. Здесь ключевой является именно технология, а не сфера применения. При этом решения Межведомственной комиссии будут носить рекомендательный характер.
Председателем Межведомственной комиссии является директор Института Вавилова. В состав должны обязательно входить представители ФОИВов, РАН, Курчатовского института, ведущие ученые и специалисты – всего 25 человек. Ротация предполагается не реже 1 раза в два года.
Межведомственная комиссия – это именно рабочий орган, который будет заниматься практической координацией работы Наццентра и взаимодействием с Советом ФНТП РГТ. Исходя из этих задач, определен и первый состав. Представлены все ключевые научные и образовательные центры, занимающиеся генетическими ресурсами растений, во главе с Курчатовским институтом. От органов власти входят делегаты Минобрнауки, Минсельхоза, Россельхознадзора и ФСБ. Отсюда следует действительно значительное внимание «генетической безопасности» со стороны государства.
Именно Национальный центр сможет взять на себя работу по определению, паспортизации и контроля за использованием растений и их генетического материала на территории России. Напомним, аналогичную инициативу в отношении микроорганизмом и микробиологической промышленности активно продвигает президент Курчатовского института Михаил Ковальчук.
Подробнее: указы о Наццентре и Межведомственной комиссии.
publication.pravo.gov.ru
Указ Президента Российской Федерации от 08.02.2022 № 44 ∙ Официальное опубликование правовых актов
Указ Президента Российской Федерации от 08.02.2022 № 44
"О Национальном центре генетических ресурсов растений"
"О Национальном центре генетических ресурсов растений"
Наука–Школе
В день науки в вузах Нижнего Новгорода, Челябинска, Вологды и Южно-Сахалинска для ребят прошли экскурсии и лекции от ведущих ученых, школьники побывали в научных лабораториях и узнали много нового.
В Артеке в честь Дня науки 6 и 7 февраля при поддержке РДШ Наука и компании Geoscan прошла школа пилотирования для школьников в рамках II Всероссийского фестиваля науки «АртСайнс».
На основной интернет-площадке РДШ активисты загадывали научные загадки, придумывали изобретения будущего, создавали научные мемы и играли в квиз «Вперед к науке».
Всего в активностях РДШ Наука, посвященных празднованию Дня науки, приняли участие более 4000 участников.
Руководитель РДШ Наука Павел Степанов, эксклюзивно для "Научно-образовательной политики":
С каждым годом мы видим, как растёт престиж науки среди школьников. Как молодеют изобретатели и рационализаторы. Какие задачи ставят перед собой юные учёные. Мы, в РДШ Наука в пилотном проекте вовлечения школьников в научно-техническое творчество, реализуемом совместно с Минобрнауки, Фондом содействия инновациям и образовательным центром «Сириус», стараемся следовать запросам как подрастающего поколения, так и вызовам времени.
А получая живейший отклик от главных заинтересованных лиц – школьников, понимаем всю важность поставленных задач и растущую потребность в расширении возможностей подростков. С праздником, учёные настоящего и будущего!
В день науки в вузах Нижнего Новгорода, Челябинска, Вологды и Южно-Сахалинска для ребят прошли экскурсии и лекции от ведущих ученых, школьники побывали в научных лабораториях и узнали много нового.
В Артеке в честь Дня науки 6 и 7 февраля при поддержке РДШ Наука и компании Geoscan прошла школа пилотирования для школьников в рамках II Всероссийского фестиваля науки «АртСайнс».
На основной интернет-площадке РДШ активисты загадывали научные загадки, придумывали изобретения будущего, создавали научные мемы и играли в квиз «Вперед к науке».
Всего в активностях РДШ Наука, посвященных празднованию Дня науки, приняли участие более 4000 участников.
Руководитель РДШ Наука Павел Степанов, эксклюзивно для "Научно-образовательной политики":
С каждым годом мы видим, как растёт престиж науки среди школьников. Как молодеют изобретатели и рационализаторы. Какие задачи ставят перед собой юные учёные. Мы, в РДШ Наука в пилотном проекте вовлечения школьников в научно-техническое творчество, реализуемом совместно с Минобрнауки, Фондом содействия инновациям и образовательным центром «Сириус», стараемся следовать запросам как подрастающего поколения, так и вызовам времени.
А получая живейший отклик от главных заинтересованных лиц – школьников, понимаем всю важность поставленных задач и растущую потребность в расширении возможностей подростков. С праздником, учёные настоящего и будущего!
Forwarded from Ольга Петрова
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
⚡⚡⚡Александр Сергеев, президент Российской академии наук дал эксклюзивное интервью Нижегородскому научно-информационному центру, приуроченное ко Дню российской науки.
🔥Ключевая тема – как привлечь в науку молодые кадры.
Безусловно, это важнейшая задача. На уровне университетов и научных институтов в стране создана сильная образовательная инфраструктура. Буквально на днях наши коллеги из НОП @scienpolicy в очередной раз поднимут тему поддержки молодых кадров науки на уровне вузов.
Но в том, что касается школы и ее роли в вовлечении детей в науку, остается много вопросов.
❓Какие возможности открываются перед молодежью на пути ученого?
❓Какие области научного знания сегодня наиболее перспективны?
❓Почему благоприятная социальная среда – очень важный фактор успеха в науке?
На эти вопросы директору Нижегородского научно-информационного центра Антону Тихонову отвечает президент РАН Александр Сергеев.
🔥Ключевая тема – как привлечь в науку молодые кадры.
Безусловно, это важнейшая задача. На уровне университетов и научных институтов в стране создана сильная образовательная инфраструктура. Буквально на днях наши коллеги из НОП @scienpolicy в очередной раз поднимут тему поддержки молодых кадров науки на уровне вузов.
Но в том, что касается школы и ее роли в вовлечении детей в науку, остается много вопросов.
❓Какие возможности открываются перед молодежью на пути ученого?
❓Какие области научного знания сегодня наиболее перспективны?
❓Почему благоприятная социальная среда – очень важный фактор успеха в науке?
На эти вопросы директору Нижегородского научно-информационного центра Антону Тихонову отвечает президент РАН Александр Сергеев.
Лица науки
Главой целью прошедшего 2021 года, объявленного в России Годом науки и технологий, стала популяризация науки и повышение престижа ученого. Как показали неоднократные данные социологических опросов, все больше граждан видят потенциал в развитии науки и многие из опрошенных выразили желание, чтобы их дети связали свою карьеру с наукой.
Если в 1980-1990-ых гг. мы повсеместно сталкивались с проблемой «утечки мозгов», то сегодня мы видим формирование разветвленного устойчивого сообщества молодых ученых, которые активно вовлечены в популяризацию науки и заинтересованы в том, чтобы их сообщество продолжало расти. И в этом справедливо просматривается истинный патриотизм ученых. Страна должна знать своих героев — в ГУМе открылась выставка «Наука в лицах», приуроченная ко Дню науки.
С 7 по 20 февраля будет представлена выставка фотографий с портретами российских ученых и популяризаторов науки, лауреатов премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых учёных, победителями Президентской программы РНФ и участниками встречи Президента с молодыми учёными на полях Конгресса молодых учёных-2021.
Организаторами выставки выступили Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах и Российское общество «Знание».
Денис Секиринский, заместитель начальника управления президента РФ по научно-образовательной политике, на открытиии выставки:
«В последние годы мы стали свидетелями по-настоящему фундаментальных изменений в научной сфере. Во-первых, это желание молодых людей работать в науке. Доля молодежи выросла за последние 20 лет почти до 45% от общего количества исследователей, в то время как в начале нулевых их доля составляла всего 25%. Сегодня почти 80% школьников, молодых людей, по данным социологических опросов, желают связать свою жизнь с наукой, и родители готовы их в этом поддержать, о чем не так давно мы могли только мечтать».
Максим Древаль, генеральный директор Российского общества «Знание», на открытии выставки:
«Российская наука подарила миру очень много талантливых легендарных имен и открытий, но что очень важно, она продолжает стремительно развиваться и вписывает в свою историю новые имена. Данная выставка показала нам эти имена - молодых, талантливых, интересных ученых. Действительно, они вдохновляют, хочется брать с них пример и хочется пойти в науку. И в этом смысле это отличное достижение данного проекта, данной выставки. Идея проекта очень созвучна с миссией общества "Знание", мы тоже несем уникальные достоверные знания в интересной увлекательной форме, стараемся транслировать их через реальных людей, через их истории успеха, тем самым заряжая и вдохновляя молодежь».
Подробнее: https://tass.ru/obschestvo/13638061
Главой целью прошедшего 2021 года, объявленного в России Годом науки и технологий, стала популяризация науки и повышение престижа ученого. Как показали неоднократные данные социологических опросов, все больше граждан видят потенциал в развитии науки и многие из опрошенных выразили желание, чтобы их дети связали свою карьеру с наукой.
Если в 1980-1990-ых гг. мы повсеместно сталкивались с проблемой «утечки мозгов», то сегодня мы видим формирование разветвленного устойчивого сообщества молодых ученых, которые активно вовлечены в популяризацию науки и заинтересованы в том, чтобы их сообщество продолжало расти. И в этом справедливо просматривается истинный патриотизм ученых. Страна должна знать своих героев — в ГУМе открылась выставка «Наука в лицах», приуроченная ко Дню науки.
С 7 по 20 февраля будет представлена выставка фотографий с портретами российских ученых и популяризаторов науки, лауреатов премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых учёных, победителями Президентской программы РНФ и участниками встречи Президента с молодыми учёными на полях Конгресса молодых учёных-2021.
Организаторами выставки выступили Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах и Российское общество «Знание».
Денис Секиринский, заместитель начальника управления президента РФ по научно-образовательной политике, на открытиии выставки:
«В последние годы мы стали свидетелями по-настоящему фундаментальных изменений в научной сфере. Во-первых, это желание молодых людей работать в науке. Доля молодежи выросла за последние 20 лет почти до 45% от общего количества исследователей, в то время как в начале нулевых их доля составляла всего 25%. Сегодня почти 80% школьников, молодых людей, по данным социологических опросов, желают связать свою жизнь с наукой, и родители готовы их в этом поддержать, о чем не так давно мы могли только мечтать».
Максим Древаль, генеральный директор Российского общества «Знание», на открытии выставки:
«Российская наука подарила миру очень много талантливых легендарных имен и открытий, но что очень важно, она продолжает стремительно развиваться и вписывает в свою историю новые имена. Данная выставка показала нам эти имена - молодых, талантливых, интересных ученых. Действительно, они вдохновляют, хочется брать с них пример и хочется пойти в науку. И в этом смысле это отличное достижение данного проекта, данной выставки. Идея проекта очень созвучна с миссией общества "Знание", мы тоже несем уникальные достоверные знания в интересной увлекательной форме, стараемся транслировать их через реальных людей, через их истории успеха, тем самым заряжая и вдохновляя молодежь».
Подробнее: https://tass.ru/obschestvo/13638061
ТАСС
Выставка "Наука в лицах" пройдет в ГУМе по 20 февраля
Героями фотовыставки стали 20 российских ученых и популяризаторов науки
Вуз в стратегии региона
Высокотехнологичная промышленность – это база для обеспечения экономической безопасности страны, которая вовлекает в свой экономический двигатель большое количество субъектов. В этой экосистеме взаимодействуют предприятия, государство, научно-исследовательские и образовательные организации, инвесторы, сервисные компании и потребители. Поэтому высокотехнологические решения запускают экономическую модернизацию регионов. Одним из таких проектов стала индивидуальная программа развития Республики Мордовии, о которой на Гайдаровском форуме рассказывал глава региона Здунов.
Программа подготовлена по поручению Президента РФ Владимира Путина и нацелена на создание современной научной базы, развитие новых высокотехнологичных производств, инноваций, реализацию важнейших инвестиционных проектов в основных отраслях экономики.
В реализацию программы включен Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, который в этом году создаст 2 лаборатории по фотонике и искусственному интеллекту и центр технического обслуживания и высокоресурсного ремонта отечественной и зарубежной техники и оборудования с использованием металлопокрытий с высокими функциональными характеристиками и улучшенным комплексом трибологических и упругопрочностных свойств.
Дмитрий Глушко, и.о. ректора Мордовского государственного университета им. Огарева, для «Научно-образовательной политики»:
«В рамках программы социально-экономического развития Республики в течение 5 лет будет создано 5 лабораторий. В этом году будет создана лаборатория по развитию кадрового потенциала для проекта «Фотоника: материалы, устройства, технологии» и уже в этом году мы произведем первый набор бакалавров по направлению «Фотоника и оптоинформатика». В рамках этой лаборатории будет организована проектно-исследовательская деятельность в области фотоники для учащихся лицея нашего университета, школ РАН, для формирования связки школа-вуз-предприятие.
Планируется разработка и производство совместно с ООО «Фотонные технологические системы» учебного лабораторного оборудования и методического обеспечения по фотонике для ВУЗов, колледжей, школ с углубленным изучением физики, кванториумов.
В лаборатории искусственного интеллекта начнется работа по созданию вычислительных моделей мордовских языков на основе контекстного окружения слова. Здесь же продолжатся исследования существующих и разработка новых современных алгоритмов и методов машинного обучения для обработки видеоинформации.
Кроме этого в этом году заработает Центр технического обслуживания и высокоресурсного ремонта отечественной и зарубежной техники. Уже сегодня создано малое инновационное предприятие, которое занимается реализацией технологии по продлению ресурса технического обслуживания высокоресурсного ремонта техники и оборудования перерабатывающих комплексов отечественного и зарубежного производства для предприятий Республики Мордовия. Эта технология позволяет значительно продлевать срок службы сложной техники по себестоимости не выше 35% от стоимости новых агрегатов».
Высокотехнологичная промышленность – это база для обеспечения экономической безопасности страны, которая вовлекает в свой экономический двигатель большое количество субъектов. В этой экосистеме взаимодействуют предприятия, государство, научно-исследовательские и образовательные организации, инвесторы, сервисные компании и потребители. Поэтому высокотехнологические решения запускают экономическую модернизацию регионов. Одним из таких проектов стала индивидуальная программа развития Республики Мордовии, о которой на Гайдаровском форуме рассказывал глава региона Здунов.
Программа подготовлена по поручению Президента РФ Владимира Путина и нацелена на создание современной научной базы, развитие новых высокотехнологичных производств, инноваций, реализацию важнейших инвестиционных проектов в основных отраслях экономики.
В реализацию программы включен Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, который в этом году создаст 2 лаборатории по фотонике и искусственному интеллекту и центр технического обслуживания и высокоресурсного ремонта отечественной и зарубежной техники и оборудования с использованием металлопокрытий с высокими функциональными характеристиками и улучшенным комплексом трибологических и упругопрочностных свойств.
Дмитрий Глушко, и.о. ректора Мордовского государственного университета им. Огарева, для «Научно-образовательной политики»:
«В рамках программы социально-экономического развития Республики в течение 5 лет будет создано 5 лабораторий. В этом году будет создана лаборатория по развитию кадрового потенциала для проекта «Фотоника: материалы, устройства, технологии» и уже в этом году мы произведем первый набор бакалавров по направлению «Фотоника и оптоинформатика». В рамках этой лаборатории будет организована проектно-исследовательская деятельность в области фотоники для учащихся лицея нашего университета, школ РАН, для формирования связки школа-вуз-предприятие.
Планируется разработка и производство совместно с ООО «Фотонные технологические системы» учебного лабораторного оборудования и методического обеспечения по фотонике для ВУЗов, колледжей, школ с углубленным изучением физики, кванториумов.
В лаборатории искусственного интеллекта начнется работа по созданию вычислительных моделей мордовских языков на основе контекстного окружения слова. Здесь же продолжатся исследования существующих и разработка новых современных алгоритмов и методов машинного обучения для обработки видеоинформации.
Кроме этого в этом году заработает Центр технического обслуживания и высокоресурсного ремонта отечественной и зарубежной техники. Уже сегодня создано малое инновационное предприятие, которое занимается реализацией технологии по продлению ресурса технического обслуживания высокоресурсного ремонта техники и оборудования перерабатывающих комплексов отечественного и зарубежного производства для предприятий Республики Мордовия. Эта технология позволяет значительно продлевать срок службы сложной техники по себестоимости не выше 35% от стоимости новых агрегатов».
ТАСС
Глава Мордовии: реализация программы развития позволит нарастить объем инвестиций в регион
В республике планируется создать технопарк в сфере радиоэлектроники
@szhenov для @scienpolicy
Назначение Натальи Поклонской @poklonskaya_nv в @rossotrudnichestvo это безусловная удача. Не хватает руководителей-госслужащих, понимающих важность прямой коммуникации с населением. А ведь целый ряд ФОИВ, по своей сути, просто обязаны быть на расстоянии одного SMS с гражданами.
Администрация Президента и аппарат Правительства проводят колоссальную работу по воспитанию культуры коммуникации в ФОИВ и командах губернаторов, но мы полноценно ощутим итоги через 3-5 лет. Когда носители этой идеологии придут к власти массово, причём на уровне членов правительства, Госсовета, промышленности, науки – в объёме в 3-5 раз больше чем сейчас.
Это победители проектов РСВ @stranavozmojnostey, выпускники образовательных активностей @ano_dialog вроде Мастерской новых медиа @mnm_masterskaya, участники стратсессий Сенежа @senezh_rsv и многих других проектов.
Как социолог, я давно наблюдаю за тем, насколько успешны руководители, не теряющие вкуса и желания ежедневного публичного диалога с окружающими людьми.
Все мы понимаем, что телевизор смотрит все меньше людей, а интернет давно стал домом, пространством работы, учебы и личной жизни для молодёжи.
Но лишь малая часть начальников (любых) осознало, насколько сильнее они станут, расширив коммуникационные горизонты.
Сегодня консорциумы в науке и образовании являются основой госполитики нашей сферы. Достаточно упомянуть Приоритет 2030, НОЦы мирового уровня и сотни межвузовских консорциумов.
Моё субъективное мнение – любой консорциум должен начинаться с личной открытости и желания коммуникации его первых лиц. На латыни consortium — это соучастие, сообщество. Везде (везде!), где начальники отгорожены от обычных людей стеной протоколов и помощников, процессы дико тормозятся. Аппарат в этом случае часто не в помощь делу, за которое отвечает чиновник, а усиливает эффект торможения.
Мечтаю увидеть время, когда в ФОИВ, в регионах, в вузах – руководители среднего звена будут умнее своих шефов, а те не будут бояться что их "подсидят". Сегодня это большая редкость. А государственное, надведомственное мышление у большинства "кураторов", "координаторов" и прочих ответственных исполнителей отсутствует напрочь. Мы живём в мире бесконечной погони за одобрением шефа, а не достижения ощутимых социальных эффектов.
По ряду причин, почти все начальники, ценящие прямую коммуникацию с людьми, решают обе задачи одинаково эффективно.
При этом, они являются магнитами и маяками для новых ценных партнёров. Их уважают и ценят коллеги и руководство, и еще огромная масса незнакомых людей. Причина - публичность и открытость, которая (при наличии реально выполненных дел) в разы усиливает позитивный эффект.
Хотите конкретные примеры?
Владимир Шевченко, ректор МИФИ, успевает драйвить коллектив, быть в нужное время в нужном месте, общаться в личных аккаунтах, быть активным в новых медиа и даже задавать тон в научных телеграм-чатах. Такой же - Дмитрий Глушко, ректор МГУ Огарёва, замруководителя Росмолодёжи Дамир Фаттахов, руководитель департамента АНО "Россия– страна возможностей" Сергей Коляда или замзавкафедрой МГЮА, блогер Елена Гринь. Их объединяет заслуженная любовь и уважение коллег, партнёров и подопечных.
Они все – руководители будущего, носители коммуникационного кода,
который через 2-3 года массово станет обязательной управленческой компетенцией.
Вернусь к Наталье Поклонской. У неё есть медийный вес - золото 21 века. И она легко может конвертировать этот вес в синергию при решении поставленных целей. Её знают десятки миллионов человек, симпатизируют не многим меньше.
Она полноценная звезда для нескольких поколений, находящаяся в режиме mute.
Очевидно, Наталья хочет активно коммуницировать, об этом она говорит в видео. Но говорит пока робко, поглядывая в записи. И обещая активизацию диалога с гражданами, де-факто не обеспечивает легких окон обратной связи.
Коллеги из Диалога и РСВ!
Предложите Наталье помощь по личной прокачке, а @evgenyprimakov – поддержите!
Пусть станет настоящим амбассадором такой культуры в госслужбе и "заразит" коллег.
https://news.1rj.ru/str/diplomatia/2865
Назначение Натальи Поклонской @poklonskaya_nv в @rossotrudnichestvo это безусловная удача. Не хватает руководителей-госслужащих, понимающих важность прямой коммуникации с населением. А ведь целый ряд ФОИВ, по своей сути, просто обязаны быть на расстоянии одного SMS с гражданами.
Администрация Президента и аппарат Правительства проводят колоссальную работу по воспитанию культуры коммуникации в ФОИВ и командах губернаторов, но мы полноценно ощутим итоги через 3-5 лет. Когда носители этой идеологии придут к власти массово, причём на уровне членов правительства, Госсовета, промышленности, науки – в объёме в 3-5 раз больше чем сейчас.
Это победители проектов РСВ @stranavozmojnostey, выпускники образовательных активностей @ano_dialog вроде Мастерской новых медиа @mnm_masterskaya, участники стратсессий Сенежа @senezh_rsv и многих других проектов.
Как социолог, я давно наблюдаю за тем, насколько успешны руководители, не теряющие вкуса и желания ежедневного публичного диалога с окружающими людьми.
Все мы понимаем, что телевизор смотрит все меньше людей, а интернет давно стал домом, пространством работы, учебы и личной жизни для молодёжи.
Но лишь малая часть начальников (любых) осознало, насколько сильнее они станут, расширив коммуникационные горизонты.
Сегодня консорциумы в науке и образовании являются основой госполитики нашей сферы. Достаточно упомянуть Приоритет 2030, НОЦы мирового уровня и сотни межвузовских консорциумов.
Моё субъективное мнение – любой консорциум должен начинаться с личной открытости и желания коммуникации его первых лиц. На латыни consortium — это соучастие, сообщество. Везде (везде!), где начальники отгорожены от обычных людей стеной протоколов и помощников, процессы дико тормозятся. Аппарат в этом случае часто не в помощь делу, за которое отвечает чиновник, а усиливает эффект торможения.
Мечтаю увидеть время, когда в ФОИВ, в регионах, в вузах – руководители среднего звена будут умнее своих шефов, а те не будут бояться что их "подсидят". Сегодня это большая редкость. А государственное, надведомственное мышление у большинства "кураторов", "координаторов" и прочих ответственных исполнителей отсутствует напрочь. Мы живём в мире бесконечной погони за одобрением шефа, а не достижения ощутимых социальных эффектов.
По ряду причин, почти все начальники, ценящие прямую коммуникацию с людьми, решают обе задачи одинаково эффективно.
При этом, они являются магнитами и маяками для новых ценных партнёров. Их уважают и ценят коллеги и руководство, и еще огромная масса незнакомых людей. Причина - публичность и открытость, которая (при наличии реально выполненных дел) в разы усиливает позитивный эффект.
Хотите конкретные примеры?
Владимир Шевченко, ректор МИФИ, успевает драйвить коллектив, быть в нужное время в нужном месте, общаться в личных аккаунтах, быть активным в новых медиа и даже задавать тон в научных телеграм-чатах. Такой же - Дмитрий Глушко, ректор МГУ Огарёва, замруководителя Росмолодёжи Дамир Фаттахов, руководитель департамента АНО "Россия– страна возможностей" Сергей Коляда или замзавкафедрой МГЮА, блогер Елена Гринь. Их объединяет заслуженная любовь и уважение коллег, партнёров и подопечных.
Они все – руководители будущего, носители коммуникационного кода,
который через 2-3 года массово станет обязательной управленческой компетенцией.
Вернусь к Наталье Поклонской. У неё есть медийный вес - золото 21 века. И она легко может конвертировать этот вес в синергию при решении поставленных целей. Её знают десятки миллионов человек, симпатизируют не многим меньше.
Она полноценная звезда для нескольких поколений, находящаяся в режиме mute.
Очевидно, Наталья хочет активно коммуницировать, об этом она говорит в видео. Но говорит пока робко, поглядывая в записи. И обещая активизацию диалога с гражданами, де-факто не обеспечивает легких окон обратной связи.
Коллеги из Диалога и РСВ!
Предложите Наталье помощь по личной прокачке, а @evgenyprimakov – поддержите!
Пусть станет настоящим амбассадором такой культуры в госслужбе и "заразит" коллег.
https://news.1rj.ru/str/diplomatia/2865
Telegram
Дипломатия
Первое обращение в роли заместителя руководителя «Россотрудничества» Наталья Поклонская (📷 nv_poklonskaya) сделала в социальных сетях, и начала с нововведений, — в ближайшее время будет известен график ее личных приемов граждан.
В добрый путь! Поздравления…
В добрый путь! Поздравления…
Ректорам вузов
Кураторам образования, науки, молодёжной политики в регионах РФ
Ольга Васильева, Президент Российской академии образования (РАО), участник Форума «Образование, наука и молодёжь в фокусе национальных и международных приоритетов»:
«Ведущие вузы превращаются в исследовательские университеты: показывают не только высокое качество подготовки, но и блестящие результаты исследований. Здесь высокая концентрация талантов, материальных ресурсов, эффективное управление, которое позволяет развивать инновации, отвечать высоким требованиям, которые заложены в наших национальных проектах в сфере науки, образования, молодежной политики.
Вместе с тем я глубоко убеждена: наращивание технологической базы, передовые исследования и открытия в генетике, медицине, физике, – были бы невозможны без качественного образования. А его развитие, в свою очередь, должно опираться на науку: педагогику, детскую и подростковую физиологию, психологию, – весь спектр наук об образовании.
Поэтому так важна поддержка фундаментальных исследований в этой области. Международный форум «Образование, наука и молодежь в фокусе национальных и международных приоритетов» станет площадкой для обсуждения ключевых путей достижения международного научно- образовательного лидерства».
Форум состоится 11-12 февраля в Дубае (ОАЭ) на выставке EXPO 2020. Прямая трансляция будет организована на официальном сайте Павильона России.
https://news.1rj.ru/str/ano_dialog/511
Кураторам образования, науки, молодёжной политики в регионах РФ
Ольга Васильева, Президент Российской академии образования (РАО), участник Форума «Образование, наука и молодёжь в фокусе национальных и международных приоритетов»:
«Ведущие вузы превращаются в исследовательские университеты: показывают не только высокое качество подготовки, но и блестящие результаты исследований. Здесь высокая концентрация талантов, материальных ресурсов, эффективное управление, которое позволяет развивать инновации, отвечать высоким требованиям, которые заложены в наших национальных проектах в сфере науки, образования, молодежной политики.
Вместе с тем я глубоко убеждена: наращивание технологической базы, передовые исследования и открытия в генетике, медицине, физике, – были бы невозможны без качественного образования. А его развитие, в свою очередь, должно опираться на науку: педагогику, детскую и подростковую физиологию, психологию, – весь спектр наук об образовании.
Поэтому так важна поддержка фундаментальных исследований в этой области. Международный форум «Образование, наука и молодежь в фокусе национальных и международных приоритетов» станет площадкой для обсуждения ключевых путей достижения международного научно- образовательного лидерства».
Форум состоится 11-12 февраля в Дубае (ОАЭ) на выставке EXPO 2020. Прямая трансляция будет организована на официальном сайте Павильона России.
https://news.1rj.ru/str/ano_dialog/511
Telegram
ДИАЛОГ
«Диалог» едет на Всемирную выставку «Экспо-2020» в Дубае
Вместе с «Научно-образовательной политикой», АСИ, «Россия — страна возможностей», Госдумой РФ и «Платформой НТИ» мы организуем на «Экспо-2020» международный форум «Образование, наука и молодежь в фокусе…
Вместе с «Научно-образовательной политикой», АСИ, «Россия — страна возможностей», Госдумой РФ и «Платформой НТИ» мы организуем на «Экспо-2020» международный форум «Образование, наука и молодежь в фокусе…
Томская область, которая является одним из пилотных регионов по реализации Стратегии научно-технического развития России, основными задачами видит подготовку инженеров и создание новых отраслей. Об этом губернатор региона Сергей Жвачкин заявил на онлайн-совещании о развитии СФО, которое провела вице-премьер Виктория Абрамченко.
«В рамках стратегии мы решаем две основных задачи – развитие нового инженерного образования в стране и создание новых отраслей. Именно томичи обеспечили в свое время создание и развитие нефтегазового комплекса Сибири, атомной промышленности страны. А сейчас мы создаем водородную энергетику, ядерную энергетику завтрашнего дня и ядерную медицину», – сказал Сергей Жвачкин.
Новые подходы и решения в части развития образовательных и исследовательских компетенций будущих инженеров разрабатываются на базе Томского политеха в кооперации с промышленными предприятиями. ТПУ заявил ставку «Новое инженерное образование» в рамках своей программы развития, с которой вошел в трек «Исследовательское лидерство» программы «Приоритет 2030».
По мысли томичей, новое инженерное образование должно стать драйвером соразвития промышленности и вузов за счет глубокой вовлеченности студентов в R&D компаний. Использование в образовательном процессе реальных, а не учебных кейсов позволит сократить время на адаптацию специалистов в компаниях, сформировать общий язык и исследовательскую повестку. Появляются механизмы индивидуализации и тонкой настройки специалистов еще в университете.
Томский политех сейчас, например, включен в разработку процессов и методов вывода из эксплуатации объектов ядерного топливного цикла совместно с МГУ и АО «ТВЭЛ» ГК «Росатом», создание системы дистанционного теплового контроля лазерной резки газодиффузионных машин с АО «ГНЦ РФ ТРИНИТИ». Возможность участвовать в проектах такого масштаба и качества – фактор привлекательности для мотивированных студентов, инструмент развития и удержания талантов. В стратегическом смысле – ответ на актуальный для Сибири вызов разворота миграционных трендов.
Интересно, что и новые отрасли, упомянутые в выступлении губернатором Сергеем Жвачкиным, коррелируют с другими двумя ставками ТПУ в «Приоритете» – «Энергетика будущего» (с акцентом на водородную и атомную энергетику) и «Инженерия здоровья» (с большой долей проектов по ядерной медицине).
«В рамках стратегии мы решаем две основных задачи – развитие нового инженерного образования в стране и создание новых отраслей. Именно томичи обеспечили в свое время создание и развитие нефтегазового комплекса Сибири, атомной промышленности страны. А сейчас мы создаем водородную энергетику, ядерную энергетику завтрашнего дня и ядерную медицину», – сказал Сергей Жвачкин.
Новые подходы и решения в части развития образовательных и исследовательских компетенций будущих инженеров разрабатываются на базе Томского политеха в кооперации с промышленными предприятиями. ТПУ заявил ставку «Новое инженерное образование» в рамках своей программы развития, с которой вошел в трек «Исследовательское лидерство» программы «Приоритет 2030».
По мысли томичей, новое инженерное образование должно стать драйвером соразвития промышленности и вузов за счет глубокой вовлеченности студентов в R&D компаний. Использование в образовательном процессе реальных, а не учебных кейсов позволит сократить время на адаптацию специалистов в компаниях, сформировать общий язык и исследовательскую повестку. Появляются механизмы индивидуализации и тонкой настройки специалистов еще в университете.
Томский политех сейчас, например, включен в разработку процессов и методов вывода из эксплуатации объектов ядерного топливного цикла совместно с МГУ и АО «ТВЭЛ» ГК «Росатом», создание системы дистанционного теплового контроля лазерной резки газодиффузионных машин с АО «ГНЦ РФ ТРИНИТИ». Возможность участвовать в проектах такого масштаба и качества – фактор привлекательности для мотивированных студентов, инструмент развития и удержания талантов. В стратегическом смысле – ответ на актуальный для Сибири вызов разворота миграционных трендов.
Интересно, что и новые отрасли, упомянутые в выступлении губернатором Сергеем Жвачкиным, коррелируют с другими двумя ставками ТПУ в «Приоритете» – «Энергетика будущего» (с акцентом на водородную и атомную энергетику) и «Инженерия здоровья» (с большой долей проектов по ядерной медицине).
Детям – школы, молодежи - лаборатории
Президент Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам молодежно-лабораторного и в целом научно-образовательного совещания с членами Правительства.
Главное поручение непосредственно связано с темой доклада министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, прозвучавшего на совещании.
1. Правительству Российской Федерации обеспечить:
а) завершение создания к концу 2024 года 900 новых лабораторий (с учетом ранее введенных в эксплуатацию), в том числе под руководством молодых перспективных исследователей в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, предусмотренных национальным проектом «Наука и университеты», установив конкретные целевые показатели, характеризующие эффективность их деятельности.
Доклад – до 30 марта 2022 г., далее – один раз в полгода.
И сама программа, и целевые показатели известны достаточно давно, но в контексте поручений значимо, что наука молодых находится в фокусе внимания главы государства.
Второе образовательное поручение касается регионов, строительства, а также (до)школьного уровня образования:
2. Правительству Российской Федерации совместно с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации:
а) обеспечить с учетом ранее данных поручений завершение в полном объеме предусмотренных национальными проектами «Образование» и «Демография» мероприятий по созданию новых мест в общеобразовательных организациях до конца 2024 года и в дошкольных образовательных организациях для детей в возрасте до 3 лет до конца 2023 года.
Основной массив поручений, которые определят формат научно-образовательной политики на ближайшее время, ожидаются уже после проведения в День российской науки Совета при Президенте по науке и образованию, но при этом они также суммируют те сюжеты, что были обсуждены на совместном заседании с Госсоветом.
Подробнее: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/67739
Президент Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам молодежно-лабораторного и в целом научно-образовательного совещания с членами Правительства.
Главное поручение непосредственно связано с темой доклада министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, прозвучавшего на совещании.
1. Правительству Российской Федерации обеспечить:
а) завершение создания к концу 2024 года 900 новых лабораторий (с учетом ранее введенных в эксплуатацию), в том числе под руководством молодых перспективных исследователей в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, предусмотренных национальным проектом «Наука и университеты», установив конкретные целевые показатели, характеризующие эффективность их деятельности.
Доклад – до 30 марта 2022 г., далее – один раз в полгода.
И сама программа, и целевые показатели известны достаточно давно, но в контексте поручений значимо, что наука молодых находится в фокусе внимания главы государства.
Второе образовательное поручение касается регионов, строительства, а также (до)школьного уровня образования:
2. Правительству Российской Федерации совместно с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации:
а) обеспечить с учетом ранее данных поручений завершение в полном объеме предусмотренных национальными проектами «Образование» и «Демография» мероприятий по созданию новых мест в общеобразовательных организациях до конца 2024 года и в дошкольных образовательных организациях для детей в возрасте до 3 лет до конца 2023 года.
Основной массив поручений, которые определят формат научно-образовательной политики на ближайшее время, ожидаются уже после проведения в День российской науки Совета при Президенте по науке и образованию, но при этом они также суммируют те сюжеты, что были обсуждены на совместном заседании с Госсоветом.
Подробнее: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/67739
Президент России
Перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства • Президент России
Новости, стенограммы, фото и видеозаписи, документы, подписанные Президентом России, информация о деятельности Администрации
Сегодня День рождения у одного из правительственных столпов современной российской политсистемы – у вице-премьера Татьяны Голиковой.
Она с первого дня эпидемии – на передовой борьбы с коронавирусом, а кроме того – отвечает за весь сложный комплекс «социалки», включая и здравоохранение, и культуру.
Есть у Татьяны Голиковой и научно-образовательный блок: под ее кураторством находится Минпросвещение (с педагогическими вузами) нацпроект «Образование», молодежная политика и Росмолодежь. По научному вектору – вся медицинская наука (а через Минздрав – медвузы), а также генетика – она является сопредседателем Совета ФНТП развития генетических исследований. Не стоит забывать и о АНО «Национальные притритета», чья команда близка вице-премьеру.
А в предыдущем составе Правительства вообще весь научно-образовательный блок был под контролем Татьяны Голиковой – потому в данных сюжетах она отлично ориентируется. Именно под ее контролем впервые в рамках госпрограммы «Научно-технологическое развитие» удалось суммировать все расходы госбюджета на науку.
Все отмечают фантастическую работоспособность именинницы и ее уникальную память на числа. Но не менее важен тот авторитет, что есть у Татьяны Голиковой – в первую очередь, в глазах Владимира Путина. Она способна парировать любой вызов и ответить на самый неожиданный вопрос, который может возникнуть на многочисленных заседаниях советов и комиссий, причем отреагировать системно и с опорой на конкретные данные. Редакция НОП до сих пор хорошо помнит, как на Съезде Российского союза ректоров Татьяна Голикова «отбрила» нападки коллег из МГУ и Госдумы на профильного министра (тогда им был Михаил Котюков).
Именно Татьяна Голикова сейчас отвечает за важный блок, связанный с национальной идеей и построением гражданского общества России 2.0 – образование (школы и СПО), молодежная политика, культура.
При всех проблемах и сложностях курируемой сферы – Татьяна Голикова остается искренним человеком и настоящей женщиной, хотя и со стальным стержнем внутри.
Она с первого дня эпидемии – на передовой борьбы с коронавирусом, а кроме того – отвечает за весь сложный комплекс «социалки», включая и здравоохранение, и культуру.
Есть у Татьяны Голиковой и научно-образовательный блок: под ее кураторством находится Минпросвещение (с педагогическими вузами) нацпроект «Образование», молодежная политика и Росмолодежь. По научному вектору – вся медицинская наука (а через Минздрав – медвузы), а также генетика – она является сопредседателем Совета ФНТП развития генетических исследований. Не стоит забывать и о АНО «Национальные притритета», чья команда близка вице-премьеру.
А в предыдущем составе Правительства вообще весь научно-образовательный блок был под контролем Татьяны Голиковой – потому в данных сюжетах она отлично ориентируется. Именно под ее контролем впервые в рамках госпрограммы «Научно-технологическое развитие» удалось суммировать все расходы госбюджета на науку.
Все отмечают фантастическую работоспособность именинницы и ее уникальную память на числа. Но не менее важен тот авторитет, что есть у Татьяны Голиковой – в первую очередь, в глазах Владимира Путина. Она способна парировать любой вызов и ответить на самый неожиданный вопрос, который может возникнуть на многочисленных заседаниях советов и комиссий, причем отреагировать системно и с опорой на конкретные данные. Редакция НОП до сих пор хорошо помнит, как на Съезде Российского союза ректоров Татьяна Голикова «отбрила» нападки коллег из МГУ и Госдумы на профильного министра (тогда им был Михаил Котюков).
Именно Татьяна Голикова сейчас отвечает за важный блок, связанный с национальной идеей и построением гражданского общества России 2.0 – образование (школы и СПО), молодежная политика, культура.
При всех проблемах и сложностях курируемой сферы – Татьяна Голикова остается искренним человеком и настоящей женщиной, хотя и со стальным стержнем внутри.
Максим Древаль, генеральный директор Общества «Знание», участник форума:
«Опыт перезагрузки «Знания» в 2021 году показал колоссальный запрос в обществе на интеллектуальный контент. Все больше молодых людей хотят развиваться, не ограничивая себя дипломом о высшем образовании. Поэтому наша глобальная задача предоставить доступ для всех к достоверным и актуальным знаниям, в прямом смысле дотянуться до каждого человека в России.
Время диктует свои условия, сегодня знания должны быть не просто достоверными, содержательными и доступными, но и увлекательными. Запрос современности заключается в постоянной смене форматов, мы всегда должны быть на шаг впереди, чтобы предвосхищать запрос аудитории и в то же время конкурировать с множеством развлекательного контента. Поэтому мы идем за молодежью, внимательно изучаем, что ей нравится и адаптируемся под запрос.
Я буду рад рассказать на площадке EXPO2020 о тех новых форматах, в которых мы работаем, и поделиться планами Общества «Знание» на ближайшее будущее».
«Опыт перезагрузки «Знания» в 2021 году показал колоссальный запрос в обществе на интеллектуальный контент. Все больше молодых людей хотят развиваться, не ограничивая себя дипломом о высшем образовании. Поэтому наша глобальная задача предоставить доступ для всех к достоверным и актуальным знаниям, в прямом смысле дотянуться до каждого человека в России.
Время диктует свои условия, сегодня знания должны быть не просто достоверными, содержательными и доступными, но и увлекательными. Запрос современности заключается в постоянной смене форматов, мы всегда должны быть на шаг впереди, чтобы предвосхищать запрос аудитории и в то же время конкурировать с множеством развлекательного контента. Поэтому мы идем за молодежью, внимательно изучаем, что ей нравится и адаптируемся под запрос.
Я буду рад рассказать на площадке EXPO2020 о тех новых форматах, в которых мы работаем, и поделиться планами Общества «Знание» на ближайшее будущее».
Руководителям вузов
Кураторам науки, образования, молодёжной политики в регионах
⚡️Дмитрий Песков,
Специальный представитель
Президента России по вопросам цифрового и технологического развития, Генеральный директор АНО «Платформа Национальной технологической инициативы», участник форума:
В российской науке ряд запущенных ранее программ не всегда доходит до сверхуспешной реализации, прорыва не происходит. Параллельно политические мотивы все сильнее препятствуют международному научному общению.
Но тем не менее мы - одна из очень немногих стран, у которых есть несколько фундаментальных заделов, что позволяет смотреть в будущее с оптимизмом. Например, это большие проекты, такие, как установки мегасайенс, проекты, где создаются новые знания. В ряде университетов лаборатории возглавили молодые люди, у которых есть огромное внутреннее желание доказать, что они лучшие. Это хорошее желание для ученого.
Они идут на эксперименты, на программы, на которые традиционные университеты в мире, как правило, идут не очень. Поэтому через несколько лет мы, я уверен, сможем гордиться научными результатами, которые покажут наши университеты.
Технологические тренды не остановить, а потребность и запрос к нам со стороны других стран именно на технологическое сотрудничество и научное сотрудничество огромный. И в ближайшие годы будет только расти.
Об этих и других вопросах мы поговорим на форуме «Образование, науки и молодежь в фокусе национальных и международных приоритетов» на Экспо-2020.
Прямая трансляция деловой программы форума будет организована на официальном сайте Павильона России на Экспо-2020.
Кураторам науки, образования, молодёжной политики в регионах
⚡️Дмитрий Песков,
Специальный представитель
Президента России по вопросам цифрового и технологического развития, Генеральный директор АНО «Платформа Национальной технологической инициативы», участник форума:
В российской науке ряд запущенных ранее программ не всегда доходит до сверхуспешной реализации, прорыва не происходит. Параллельно политические мотивы все сильнее препятствуют международному научному общению.
Но тем не менее мы - одна из очень немногих стран, у которых есть несколько фундаментальных заделов, что позволяет смотреть в будущее с оптимизмом. Например, это большие проекты, такие, как установки мегасайенс, проекты, где создаются новые знания. В ряде университетов лаборатории возглавили молодые люди, у которых есть огромное внутреннее желание доказать, что они лучшие. Это хорошее желание для ученого.
Они идут на эксперименты, на программы, на которые традиционные университеты в мире, как правило, идут не очень. Поэтому через несколько лет мы, я уверен, сможем гордиться научными результатами, которые покажут наши университеты.
Технологические тренды не остановить, а потребность и запрос к нам со стороны других стран именно на технологическое сотрудничество и научное сотрудничество огромный. И в ближайшие годы будет только расти.
Об этих и других вопросах мы поговорим на форуме «Образование, науки и молодежь в фокусе национальных и международных приоритетов» на Экспо-2020.
Прямая трансляция деловой программы форума будет организована на официальном сайте Павильона России на Экспо-2020.
Безопасность в образовании
Безопасность возможно обеспечить лишь в рамках связки: защищенность личности, общества и государства. Равно как и у национальной безопасности есть много измерений – от кибер до продовольственной, от научной до генетической.
Однако, когда мы рассуждаем о различных измерениях безопасности или компонентов совокупной мощи государства, нельзя забывать, что краеугольным камнем должна быть защищенность человека в физическом плане – от насильственных преступлений.
В этом смысле школы и университеты традиционно являются целями для преступников – в первую очередь, в силу слабой защищенности, большого количества людей, а также низкой их подготовки к реагированию на экстренные ситуации. После ряда трагических событий в российских учебных заведений был принят ряд системных решений. В частности, Верховный суд признал движение «Колумбайн» террористическим, запретив деятельность на территории России.
Здесь, конечно, стоит отметить зонтичный и рамочный характер этого решения. Речь идет о «фанатских группах» и аналогичных сообществах в социальных сетях. Главная задача – обрубить каналы «вирусного» распространения идеологии «Колумбайна».
Работа ведется и по линии силовых ведомств. Восьмого февраля в Москве под руководством председателя Национального антитеррористического комитета, Директора ФСБ России Александра Бортникова состоялось совместное заседание Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба. На нем обсудили, как обеспечить готовность образовательных организаций к действиям при угрозе совершения массовых насильственных преступлений (шутинги и терроризм).
Как раз МВД и ФСБ в максимальной степени будут заняты практической работой по выявлению и пресечению функционирования групп и каналов в социальных сетях, которые заняты распространением террористической идеологии и вовлечением несовершеннолетних и молодежи в преступную деятельность.
В своём выступлении председатель НАК отметил, что за последнее время на объектах образования предотвращен ряд преступлений террористической направленности, часть из которых готовили члены ячеек международных террористических организаций в Москве, Крыму, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Ставропольском крае и Тверской области.
В этих условиях органами власти и антитеррористическими комиссиями принимаются необходимые меры, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности образовательных организаций. Оперативными штабами в субъектах Российской Федерации проводятся учения и тренировки, при координирующей роли НАК осуществляются иные мероприятия по усилению взаимодействия силовых структур.
Особое внимание при этом уделяется подготовке персонала и охраны к практическим действиям при угрозе совершения теракта в различных формах, а также повышению персональной ответственности соответствующих руководителей за организацию этой работы.
Отдельный акцент необходимо сделать на подготовке школьников и студентов – именно поведение в экстремальных ситуациях должно стать одним из ключевых компонентов в рамках ОБЖ или аналогичных дисциплин, которые входят в учебные планы школы как средней, так и высшей.
С другой стороны, необходимо формирование ответственного гражданского общества, в котором молодежь и другие активные пользователи Интернета будут сообщать администрации соцсетей или правоохранительным органам о любых призывах к насильственным преступлениям или случаев героизации преступников.
Подробнее: http://nac.gov.ru/nak-prinimaet-resheniya/v-moskve-proshlo-sovmestnoe-zasedanie-nak-i-fosh.html
Безопасность возможно обеспечить лишь в рамках связки: защищенность личности, общества и государства. Равно как и у национальной безопасности есть много измерений – от кибер до продовольственной, от научной до генетической.
Однако, когда мы рассуждаем о различных измерениях безопасности или компонентов совокупной мощи государства, нельзя забывать, что краеугольным камнем должна быть защищенность человека в физическом плане – от насильственных преступлений.
В этом смысле школы и университеты традиционно являются целями для преступников – в первую очередь, в силу слабой защищенности, большого количества людей, а также низкой их подготовки к реагированию на экстренные ситуации. После ряда трагических событий в российских учебных заведений был принят ряд системных решений. В частности, Верховный суд признал движение «Колумбайн» террористическим, запретив деятельность на территории России.
Здесь, конечно, стоит отметить зонтичный и рамочный характер этого решения. Речь идет о «фанатских группах» и аналогичных сообществах в социальных сетях. Главная задача – обрубить каналы «вирусного» распространения идеологии «Колумбайна».
Работа ведется и по линии силовых ведомств. Восьмого февраля в Москве под руководством председателя Национального антитеррористического комитета, Директора ФСБ России Александра Бортникова состоялось совместное заседание Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба. На нем обсудили, как обеспечить готовность образовательных организаций к действиям при угрозе совершения массовых насильственных преступлений (шутинги и терроризм).
Как раз МВД и ФСБ в максимальной степени будут заняты практической работой по выявлению и пресечению функционирования групп и каналов в социальных сетях, которые заняты распространением террористической идеологии и вовлечением несовершеннолетних и молодежи в преступную деятельность.
В своём выступлении председатель НАК отметил, что за последнее время на объектах образования предотвращен ряд преступлений террористической направленности, часть из которых готовили члены ячеек международных террористических организаций в Москве, Крыму, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Ставропольском крае и Тверской области.
В этих условиях органами власти и антитеррористическими комиссиями принимаются необходимые меры, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности образовательных организаций. Оперативными штабами в субъектах Российской Федерации проводятся учения и тренировки, при координирующей роли НАК осуществляются иные мероприятия по усилению взаимодействия силовых структур.
Особое внимание при этом уделяется подготовке персонала и охраны к практическим действиям при угрозе совершения теракта в различных формах, а также повышению персональной ответственности соответствующих руководителей за организацию этой работы.
Отдельный акцент необходимо сделать на подготовке школьников и студентов – именно поведение в экстремальных ситуациях должно стать одним из ключевых компонентов в рамках ОБЖ или аналогичных дисциплин, которые входят в учебные планы школы как средней, так и высшей.
С другой стороны, необходимо формирование ответственного гражданского общества, в котором молодежь и другие активные пользователи Интернета будут сообщать администрации соцсетей или правоохранительным органам о любых призывах к насильственным преступлениям или случаев героизации преступников.
Подробнее: http://nac.gov.ru/nak-prinimaet-resheniya/v-moskve-proshlo-sovmestnoe-zasedanie-nak-i-fosh.html
ВИПы и управление
На заседании Совета по науке и образованию были озвучены несколько ключевых концептуальных структур нового этапа научно-технологического развития.
Президентский блок и правила игры:
1. Жесткая управленческая логика: четкое разделение ответственности между всеми участниками (включая частные), единая координация, полный инновационный цикл (от исследования до масштабирования выпуска продукции), работа по технологическим контурам.
2. Механизм финансирования: четкий, согласованный, с привлечением внебюджетки, с приоритетом при распределении дополнительных объемов средств.
3. Главный инструмент реализации нового оргуправленческого подхода – перезагрузка системы администрирования научно-технологического развития двумя высшими эшелонами в виде Совета по науке и образованию и Комиссии по научно-технологическому развитию при Правительстве.
На Гайдаровском форуме – 2022, напомним, было озвучено предложение части научно-образовательных элит – включить в виде нижней ступени иерархии Экспертный совет при Правительстве, а еще детальнее – предложенную Михаилом Ковальчуком «научную группу» при нем.
Научная экспертиза должна сопровождать все стадии подготовки и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения, а их результаты, как особо подчеркнул президент, «должны оказать без всякого преувеличения серьезное, большое влияние на укрепление нашей безопасности, нашего суверенитета, на развитие страны, на повышение благополучия и качества жизни наших людей».
Здесь та же логика, что и в нацпроектном пространстве – наука является и условно «отраслевым» элементом развития, и одновременно – фундаментом для технологического, экономического и социального прогресса.
Две сквозные идеи: приборы и кадры. Первая – про оборудование, сырье и расходные материалы. Здесь взят курс на импортозамещение с целью повышения технологического суверенитета. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков открыто объявил о том, что профильное ведомство хотело бы «заточить» эту программу под производственные мощности университетов и научных институтов. Другие претенденты на данное направление – Ростех и вся оборонка. Именно поэтому двумя главными стейкхолдерами «приборного федпроекта» станут Минобрнауки и Минпромторг. Двум ведомствам, видимо, удалось в целом разделить будущие объемы и задач, и финансирования.
Вторая сквозная траектория – кадры, которые нужно готовить с опережением (как мы видим сейчас по обучению будущих операторов и пользователей установок класса мегасайенс) и по всем уровням (научные кадры высшей квалификации, в рамках высшего и среднего профессионального образования).
Формат реализации научно-образовательной части всех ВИП: консорциумный. Валерий Фальков отметил, что уже образованы 4 консорциума из полусотни научных институтов и университетов по исследовательским векторам реализации экоклиматического ВИП. Направления работы им расписаны через госзадание, оттуда же берется и финансирование.
Новация здесь в единой концепции и общей парадигме работы, а главное «политическое предложение» – в полноценной интеграции этого вектора в общие рамки экоклиматического ВИП и ФНТП.
Еще одна научно-политическая ставка главы Минобрнауки – это ведомственная программа «карбоновых полигонов», которая была запущена на заре формирования профильной ФНТП с прицелом на полноценное вхождение в ВИП по системе мониторинга эмиссии парниковых газов.
В разрезе энергетического ВИПа Михаил Ковальчук сформулировал две проблемы (они же векторы для усиления Курчатовского иинститута). Первая – отсутствие комплексной системы оценки потенциала в каждой технологии и рисков на всем жизненном цикле. Вторая – недостаточный уровень координации и концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития энерготехнологий.
В научном и экспертно-методическом измерении Курчатовский институт претендует на статус второго центра вместе с коллегиальным органом управления.
В ВИП-секторе научно-технологической политике обозначены правила игры, а все VIPы начали активное взаимодействие.
Подробнее.
На заседании Совета по науке и образованию были озвучены несколько ключевых концептуальных структур нового этапа научно-технологического развития.
Президентский блок и правила игры:
1. Жесткая управленческая логика: четкое разделение ответственности между всеми участниками (включая частные), единая координация, полный инновационный цикл (от исследования до масштабирования выпуска продукции), работа по технологическим контурам.
2. Механизм финансирования: четкий, согласованный, с привлечением внебюджетки, с приоритетом при распределении дополнительных объемов средств.
3. Главный инструмент реализации нового оргуправленческого подхода – перезагрузка системы администрирования научно-технологического развития двумя высшими эшелонами в виде Совета по науке и образованию и Комиссии по научно-технологическому развитию при Правительстве.
На Гайдаровском форуме – 2022, напомним, было озвучено предложение части научно-образовательных элит – включить в виде нижней ступени иерархии Экспертный совет при Правительстве, а еще детальнее – предложенную Михаилом Ковальчуком «научную группу» при нем.
Научная экспертиза должна сопровождать все стадии подготовки и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения, а их результаты, как особо подчеркнул президент, «должны оказать без всякого преувеличения серьезное, большое влияние на укрепление нашей безопасности, нашего суверенитета, на развитие страны, на повышение благополучия и качества жизни наших людей».
Здесь та же логика, что и в нацпроектном пространстве – наука является и условно «отраслевым» элементом развития, и одновременно – фундаментом для технологического, экономического и социального прогресса.
Две сквозные идеи: приборы и кадры. Первая – про оборудование, сырье и расходные материалы. Здесь взят курс на импортозамещение с целью повышения технологического суверенитета. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков открыто объявил о том, что профильное ведомство хотело бы «заточить» эту программу под производственные мощности университетов и научных институтов. Другие претенденты на данное направление – Ростех и вся оборонка. Именно поэтому двумя главными стейкхолдерами «приборного федпроекта» станут Минобрнауки и Минпромторг. Двум ведомствам, видимо, удалось в целом разделить будущие объемы и задач, и финансирования.
Вторая сквозная траектория – кадры, которые нужно готовить с опережением (как мы видим сейчас по обучению будущих операторов и пользователей установок класса мегасайенс) и по всем уровням (научные кадры высшей квалификации, в рамках высшего и среднего профессионального образования).
Формат реализации научно-образовательной части всех ВИП: консорциумный. Валерий Фальков отметил, что уже образованы 4 консорциума из полусотни научных институтов и университетов по исследовательским векторам реализации экоклиматического ВИП. Направления работы им расписаны через госзадание, оттуда же берется и финансирование.
Новация здесь в единой концепции и общей парадигме работы, а главное «политическое предложение» – в полноценной интеграции этого вектора в общие рамки экоклиматического ВИП и ФНТП.
Еще одна научно-политическая ставка главы Минобрнауки – это ведомственная программа «карбоновых полигонов», которая была запущена на заре формирования профильной ФНТП с прицелом на полноценное вхождение в ВИП по системе мониторинга эмиссии парниковых газов.
В разрезе энергетического ВИПа Михаил Ковальчук сформулировал две проблемы (они же векторы для усиления Курчатовского иинститута). Первая – отсутствие комплексной системы оценки потенциала в каждой технологии и рисков на всем жизненном цикле. Вторая – недостаточный уровень координации и концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития энерготехнологий.
В научном и экспертно-методическом измерении Курчатовский институт претендует на статус второго центра вместе с коллегиальным органом управления.
В ВИП-секторе научно-технологической политике обозначены правила игры, а все VIPы начали активное взаимодействие.
Подробнее.
Президент России
Заседание Совета по науке и образованию
В День российской науки Владимир Путин в режиме видеоконференции провёл заседание Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Основной вопрос повестки дня – реализация важнейших инновационных проектов государственного значения.