НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Лидеры науки в борьбе с вирусами

Российские ученые работают над созданием первой универсальной вакцины для борьбы с вирусными инфекциями. В числе «первооткрывателей» вакцины Ирина Алексеенко, победительница трека «Наука» флагманского проекта платформы «Россия — страна возможностей», руководитель группы генной иммуноонкотерапии в Институте биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН, руководитель сектора генной онкотерапии в Институте молекулярной генетики НИЦ «Курчатовский институт».

Необходимость создания универсальной вакцины диктует эпидемиологическая обстановка в мире. Для последних десятилетий характерно увеличение частоты эпидемий инфекционных вирусных заболеваний.

Сегодня новые инфекции блокируются путём разработки новых специфических вакцин, что требует значительного количества времени.

Сейчас научные исследования ведутся в двух направлениях. Второе — разработка препарата для терапии онкологических заболеваний.

Доклинические исследования препаратов запланированы на 2022 год, а клинические исследования предполагается начать в течение ближайших двух-трех лет.

Ирина Алексеенко комментирует:

«Наша задача – разработать новую генетически модифицированную вакцину, способную направленно стимулировать клетки врожденного иммунитета для экстренной профилактики инфекционных заболеваний, особенно в случаях непредвиденных пандемий.

В условиях эпидемии или пандемии наш препарат как раз позволит проводить экстренную профилактику населения для противостояния быстро распространяющейся болезни.

Мы же работаем над универсальной стратегией борьбы с инфекциями – активацией врожденного иммунитета. Современный уровень развития иммунологии и молекулярной биологии позволяет получить рекомбинантные бактериальные вакцины, модифицированные генами, продукты которых способствуют улучшению активации врожденного иммунитета.

В ходе доклинических исследований, то есть испытаний на животных, мы показали активность препарата в отношении широкого спектра солидных опухолей. В клинических исследованиях первой фазы могут принять участие пациенты с саркомой, меланомой, плоскоклеточным раком кожи, раком молочной железы, шейки матки, анального канала».
Туркмения с Россией

В конце февраля представители министерств иностранных дел России и Туркмении подписали дорожную карту взаимодействия двух стран по вопросам национальной безопасности. Еще один важный заключенный документ — план реализации основных направлений российско-туркменского сотрудничества в области обеспечения международной информационной безопасности на 2022-2025 годы подчеркивает роль этой проблемы для больших государств.

Между Россией и Туркменией давно сложились партнерские отношения, глава МИД Туркменистана Рашид Мередов подчеркнул, что Ашхабад и далее намерен выстраивать стратегическое партнерство с нашим государством. Настоящую дружбу и традиции взаимоотношений уже долгие годы формируют российские вузы, которые ориентируют свои приемные кампании и на туркменских абитуриентов.

Константин Маркелов, ректор Астраханского государственного университета, рассказал «Научно-образовательной политике» о работе вуза с абитуриентами и студентами из Туркменистана:

«Астраханский госуниверситет с Туркменистаном связывают давние партнёрские и даже, не побоюсь этого слова, дружеские отношения. АГУ давно и прочно входит в число лидеров среди российских вузов по количеству туркменских студентов и создаёт этим ребятам все условия для успешной учёбы, комфортного проживания и развития творческого потенциала.

В феврале и марте в Астраханском госуниверситете прошла серия онлайн-встреч с потенциальными абитуриентами вуза из Туркменистана, в том числе с учащимися Совместной туркмено-российской средней общеобразовательной школы имени А. С. Пушкина в Ашхабаде. Это партнёрское учебное заведение уже много лет присылает в наш университет своих выпускников для продолжения образования. Уверен, новый набор в 2022 году тоже пополнится ребятами из этой и других школ дружественной страны.

В реализации таких профориентационных проектов вузу содействует Представительство Россотрудничества в Туркменистане. Школьники имеют возможность пообщаться с представителями приёмной комиссии и деканами факультетов, получить из первых уст исчерпывающую информацию о реализуемых в АГУ программах, условиях поступления и проживания.

Благодаря совместным усилиям АГУ и туркменского землячества в Астраханской области было налажено преподавание туркменского языка. В 2019 году на базе АГУ создан центр туркменского языка и культуры. Занятия в нём ведёт этнический туркмен Ресул Шаджиев. Этот увлечённый родным языком и культурой человек преподаёт ещё и в общеобразовательной школе имени Махтумкули Фраги в селе Фунтово Приволжского района Астраханской области, а на его занятия приходят не только дети, но и родители.

Частые гости в АГУ – представители работающего в Астрахани консульства Туркменистана в РФ. Они внимательно следят за учёбой и бытом студентов из числа своих соотечественников, посещают университетские праздники, проводят с ребятами консультационные встречи и просто по-отечески напутствуют их.

Надеюсь, что все наши совместные с туркменской стороной образовательные проекты будут продолжаться и в Астраханский госуниверситет приедет ещё много студентов из дружественной восточной страны».
Сегодня в рамках "Салона в стиле Jazz" состоится дискуссия "Образование, наука и молодёжная политика: глядя в будущее, думая о настоящем".

Система российского образования столкнулась с одним из самых серьёзных вызовов за новейшую историю России. И, в отличии от переходного периода начала девяностых или экономических кризисов 1998 и 2008 годов, сегодня перед участниками сферы вызовы более комплексные - от социально-педагогических до инфраструктурных и финансово-экономических.

Как обеспечить устойчивое развитие системы образования всех уровней? Как не потерять темпы научно-технологического развития России и укрепить российскую науку? Как развивать коммуникацию участников сфер науки, образования, молодёжной политики и самой молодёжи на фоне информационных войн? Какие программы поддержки студентов нужно запускать уже сегодня, а о каких думать в перспективе?

Дискуссия предворяет и анонсирует деловую программу ММСО'22.


Участники дискуссии:

Александр Бугаев, первый заместитель Министра просвещения РФ

Дамир Фаттахов, заместитель Руководителя Росмолодёжи

Екатерина Драгунова, Председатель Комитета общественных связей и молодёжной политики города Москвы

Арутюн Аветисян, академик, директор Института системного программирования РАН

Антон Сериков, заместитель генерального директора АНО "Россия-страна возсожностей"

Дмитрий Гужеля, руководитель Департамента методологии и оценки АНО "Россия – страна возможностей"

Ирина Карих, руководитель молодежных проектов АНО "Россия – страна возможностей", лидер проекта ТОП БЛОГ

Модераторы:

Евгений Сжёнов, научный руководитель Экспертно- аналитического центра "Научно-образовательная политика"

Максим Казарновский, директор ММСО

Трансляция 17:00 (Мск):

https://vk.com/mmcoexpo?z=video-89014401_456239406%2Fvideos-89014401%2Fpl_-89014401_-2
Не переучивать, а адаптировать

Сейчас во время полуфинала Всероссийского инженерного конкурса проходит Клуб ректоров (организаторы @mephi_of, @scienpolicy, модератор @szhenov).

Руководители ведущих технических вузов и крупных отечественных компаний обсуждают тренды в подготовке инженеров и, конечно, вызовы. Много говорили о роли промышленности в высшем инженерном образовании и как сделать так, чтобы не переучивать выпускников вузов.

Мнения

Михаил Гордин, и.о. ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана @bmstu1830:

Факт того, что выпускнику вуза приходится осваиваться, адаптироваться на рабочем месте — это норма. Потому что у каждого предприятия есть свои подходы и традиции. Поэтому наша задача как вуза — дать базовую серьезную подготовку и методы быстрой адаптации к работе. Один из способов обеспечить эту скорость адаптации — вовлечение студентов в реальные проекты промышленности и даже непосредственно в промышленные коллективы. И чем раньше это делать, тем лучше.

Сергей Дмитриев, ректор НГТУ:

Один из важных инструментов оценки работы вуза — это ежегодный мониторинг трудоустройства выпускников на предприятия. Здесь у нас есть успешный кейс. Например, второй год подряд с одним из предприятий СИБУРа в Нижнем Новгороде мы работаем таким образом. Создаются команды студентов для формирования нужных компетенций. Команда выполняет в рамках ВКР реальный проект для предприятия, в итоге вся команда трудоустроена на предприятие.

Дмитрий Седнев, и.о. ректора ТПУ @newstpu:

Мы сейчас глубоко погрузились в процессы трансформации подходов в инженерном образовании. Это одна из наших стратегических ставок в «Приоритете». И эти процессы не мыслимы без участия промышленности. Очень важно, чтобы студент был занят в практической, наукоемкой деятельности. Один из частых запросов к нам от компаний: а как перенести эту деятельность компании в вуз. Делать это можно в разных формах. Смысл в том, чтобы не переучивать выпускника уже в компании, нужно создать рабочее место компании внутри университета. Например, сейчас с «Газпром нефтью» мы делаем зеркальный центр. Он позволит компании как бы переводить нашего студента к себе после выпуска, а не устраивать с нуля.

Михаил Краснянский, ректор ТГТУ:

Программа по созданию НОЦ мирового уровня — это один из инструментов взаимодействия университета и индустриальных партнеров, которые ранее практически были недоступны. Например, мы входим в НОЦ «Инженерия будущего». Один из первых инфраструктурных проектов — студенческий технопарк. Он объединил передовое лабораторное оборудование вуза, промышленную составляющую и стал единой точкой входа для студентов, сотрудников вуза. Он существует меньше года, но уже сейчас там есть серьезные проекты наших студентов в партнерстве с «Росхимзащитой», ГК «АСБ», «Русагро» и другими.

@EngineerUp
Сегодня в рамках полуфинала Всероссийского инженерного конкурса (ВИК) в МИФИ собрали Клуб ректоров – элиту инженерного образования России, и очень неплохо обсудили его будущее, в контексте актуальных вызовов.

Ценю дискуссии, в которых участвует ректор МИФИ Владимир Шевченко - один из моих самых любимых собеседников. Умный, тонкий, прекрасный аналитик.

Участвовали ректоры:
Владимир Шевченко, НИЯУ МИФИ
Алевтина Черникова, НИТУ МИСИС
Михаил Гордин,МГТУ им. Н.Э. Баумана
Станислав Кудж, РТУ МИРЭА
Сергей Дмитриев, НГТУ
Михаил Краснянский, ТГТУ
Иван Романчук,ТюмГУ
Дмитрий Седнев,ТПУ
Юлия Антохина, ГУАП
Дмитрий Глушко, МГУ им.Огарёва
Нина Яныкина, Университет 2035
Павел Акимов, НИУ МГСУ
Михаил Воротынцев, РХТУ им.Менделеева

А также:
Антон Сериков, заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей»,
представители руководства ГК «РОСАТОМ», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ПАО «РусГидро», АО «ОПК»
Александр Ведехин, Минобрнауки РФ

Подробнее - в НОП @scienpolicy
Протонные пучки в Московском Политехе

Протонно-лучевая терапия позволяет уничтожать раковые опухоли, практически не повреждая соседние здоровые ткани. Но для этого нужно сгенерировать мощный и точно направленный пучок протонов.

Степан Андреев, завкафедрой «Математика» Московского Политеха, для «Научно-образовательной политики»:

«Сегодня для организации протонной терапии требуется наполнить дорогим оборудованием помещение размером с целый спортзал. Физики работают над тем, чтобы этот зал можно было уменьшить до размеров лабораторного стола. И это может быть осуществлено с помощью лазера.

Когда сверхинтенсивный лазерный импульс воздействует на мишень, то в ней происходят чрезвычайно интересные физические процессы, включая ядерные реакции. Я занимаюсь моделированием этих процессов, и в результате нашей работы может появиться сравнительно небольшой и недорогой аппарат для протонной терапии: лазер на столе посылает импульсы в определенную мишень, на которой формируется пучок протонов, с энергией необходимой для терапии энергией. Если такая технология появится, центры протонной терапии можно будет организовать в каждом госпитале.

«Горячие» электроны, создающие ускоряющее электростатическое поле на тыльной поверхности мишени, совершая колебательные движения и многократно проходя сквозь мишень и обратно, покрывают своими траекториями практически весь объем мишени, а не только область лазерного воздействия».

В новой работе Степан Андреев вычислял, что происходит при взаимодействии сверхинтенсивного лазерного импульса с алюминиевой мишенью, на тыльной поверхности которой находится слой протонов. Расчеты показали, что ускорение протонов происходит не только в области «пятна» лазерного импульса, но и на всей тыльной поверхности, длина которой в модели в шесть раз больше диаметра лазерного «пятна».

Большинство протонов двигаются перпендикулярно мишени и формируют пучок, угол разлета которого не превышает 15-20 градусов. Такой протонный пучок обладает высокой степенью ламинарности, то есть перемещается в пространстве без перемешивания. Он распространяется на относительно большие расстояния без изменений поперечного размера. По мнению Андреева, причиной такого поведения может являться квазинейтральность пучка, в котором кулоновские силы расталкивания положительно заряженных протонов компенсированы силами притяжения со стороны электронов, движущихся вместе с протонами.
⚡️ Внимание, форум!
 
Пандемия остро поставила вопрос «цифровых» компетенций у педагогов.

Ученые Российской академии образования провели мониторинг, который выявил, что педагогам с большим стажем образовательная «цифра» дается легче, чем молодым специалистам.

Результаты мониторинга показывают острую практическую необходимость в формировании и развитии цифровой компетентности как у работающих педагогов, так и будущих учителей – студентов вузов.

Педагогический опыт или новые гаджеты — что сложнее? Обе компетенции в равной степени важны для современного преподавателя.

Особыми возможностями для развития отечественной системы подготовки педагогов обладают российские классические университеты. Используя мощные ресурсы естественно-научных, гуманитарных и иных факультетов, практикуя междисциплинарные подходы, они могут готовить учителей с уникальными компетенциями.

Все эти темы окажутся в фокусе внимания участников форума «Педагогическое образование в российском классическом университете».

Модератором научно-практической конференции «Педагогический профессионализм: современное состояние и перспективы развития» выступит Евгений Сжёнов, научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ.

В конференции примут участие:
- Ольга Васильева, президент РАО;
- Дмитрий Афанасьев, заместитель министра науки и высшего образования РФ;
- Александр Федоров, ректор БФУ им. И.Канта;
- Андрей Король, ректор Белорусского государственного университета;
- Гани Бейсембаев, президент Национальной академии образования Казахстана и др.

Форум пройдёт 17-18 марта на базе РАО и при поддержке Минобрнауки России.

В рамках форума пройдёт также совещание руководства Минобрнауки России с ректорами вузов о перспективах педагогического образования.

Регистрация и программа форума: https://pedagog.rusacademedu.ru/
Объясняем молодёжи

Росмолодежь
@rosmolodez и Объясняем.рф @obyasnayemrf запускают специальный информационный блок с онлайн-трансляциями для молодежи.

Ксения Разуваева @kseniarazuvaeva, руководитель Росмолодёжи, для «Научно-образовательной политики»:

Мы в Росмолодёжи не можем не реагировать на повестку и быстроменяющуюся картину мира.

Для нас в это кризисное время важно не только подробно разъяснять молодому человеку, какие меры поддержки предусмотрены для него в этих условиях, как правильно и эффективно ими воспользоваться, но и то, как реагировать на события, не поддаваясь панике и фейкам.

Поэтому мы оперативно запускаем спецпроект «Росмолодёжь объясняет» совместно платформой
Объясняем.рф. Кризисное время - время не только вызовов, но и новых возможностей. Поговорим об этом на нашей новой площадке с ведущими экспертами, начиная с 14 марта.

https://news.1rj.ru/str/youthpolicy/7897
Доверить ящику доверия

Накануне начала учебного года 2021-2022 Владимир Путин общался в формате видеоконференции с преподавателями, студентами, учащимися школ и их родителями. По итогам встречи он поручил разработать концепцию создания цифровой платформы, предназначенной для оказания психологической помощи школьникам и их родителям.

Пока концепция платформы в работе, а цифровой рынок замер в ожидании всех санкционных последствий, депутаты предлагают запустить психологическую помощь через анонимные ящики доверия. Инициатива предполагает, что вопрос или проблема, которые оказались в этом ящике, могут получить рекомендации специалиста в общешкольном чате или по видео.

Марина Подольская, руководитель психологической службы Волгоградского государственного университета, прокомментировала для «Научно-образовательной политики» инициативу депутатов:

При внедрении системы анонимных ящиков доверия необходимо обратить внимание на то, что он, во-первых, не является заочной формой консультирования и не даёт возможности перевести обращение в очную консультацию как раз из-за анонимности.

Во-вторых, не дает возможности психологу оказать адресную помощь.

В-третьих, публичный ответ на обращение позволит ребятам из класса сделать больно обратившемуся. Нельзя недооценивать информированность учеников о проблемах одноклассников.

В-четвёртых, никто не может гарантировать, что в ящик будет поступать только обращение с психологической проблематикой. Здесь есть риск обращения, например, за юридической помощью. И тогда нужен дополнительно сотрудник, который будет фильтровать информацию.

В-пятых, ящик не будет способствовать формированию высокой психологической культуры, так как обратившийся снимает с себя ответственность за будущую работу над своей проблемой.

Альтернативой ящику может стать размещение около стенда рядом с кабинетом психолога памяток, которые помогут разрешить типичные трудности различных возрастных категорий учеников. Кому необходимо, он сам возьмет нужную памятку.

И наконец, я убеждена, что обращение за очной консультацией поможет в разрешении трудных ситуаций конкретному ученику, а грамотно построенная психологом просветительская работа поможет сформировать высокий уровень доверия, психологической культуры, осуществить профилактику острых моментов.
Украинские астрономы пытались заканселлить российских учёных, работающих на МАС, но их петицию отклонили. «МАС был основан сразу после Первой мировой войны, чтобы объединить коллег, поэтому мы не хотим разлучать их, решая, кого поддерживать, основываясь на том, что делают их правительства» — написала президент МАС Дебора Элмегрин.

Также экспериментальный термоядерный реактор ИТЭР во Франции в настоящее время не планирует вытеснять Россию.

Хватит ли мировую науку на срок чуть больший, чем «Юникло» - это поглядим. Но как говорит нам Ошо, небо - одно.
Антон Назаров, советник Министра просвещения РФ создал личный Telegram-канал.

Антон Назаров для "Научно-образовательной политики":

Одной из самых наполненных и насыщенных экспертных площадок был и остаётся Телеграм. Поэтому не осталось большого выбора, где общаться и обсуждать развитие коммуникаций и общественных проектов, а также развитие системы просвещения в целом. Буду рад совместным проектам внутри цифровой образовательной среды, продюсирования контента, проведения мероприятий и публичных дискуссий.

https://news.1rj.ru/str/welldoners
Рефлексия о русской мягкой силе

С сайте Русской парижской Консерватории им.Сергея Рахманинова пропало слово "русская" в русскоязычном написании, оставшись во французском.

Русская парижская Консерватория считает себя продолжателем традиций Императорской Санкт-Петербургской (1862 год) и Императорской Московской консерваторий (1866 год), так как была основана в 1923 году профессорами именно Санкт-Петербургской и Московской консерваторий.
Почётным председателем консерватории был избран Сергей Рахманинов, среди преподавателей первых лет были Фёдор Шаляпин, Александр Глазунов, Александр Гречанинов.

В 1931—1932 годах консерватория перешла под управление Русского музыкального общества в Париже.

С 1983 года Русское музыкальное общество в Париже признано во Франции в качестве благотворительной общественной организации, а с 1990 года мэрия города Парижа регулярно субсидирует консерваторию.

Иными словами, как минимум последние десятилетия бюджет Парижа поддерживал и развивал бренд "Русская консерватория им.Сергея Рахманинова".

Ректор Парижской русской консерватории имени Сергея Рахманинова никто иной, как граф Пётр Шереметев. Почетный Председатель президиума Международного совета российских соотечественников, Председатель Российского музыкального общества в Париже.

Прямой потомок ближайшего сподвижника Петра Первого, гражданин Франции - он всю жизнь потратил на укрепление культурных связи между Россией и Францией. За что ноябре 2002 года указом Владимира Путина получил российское гражданство.

Замглавы Россотрудничества Наталья Поклонская @poklonskaya_nv справедливо негодует:

Русский балет, русская классическая музыка, русская литература — это и есть исторический вклад России в мировую культуру, а не медведь, водка и балалайка, которые хотят видеть на Западе.

Члены редакции НОП лично знакомы с ректором Русской парижской Консерватории Петром Шереметевым, который много лет подряд де-факто выполняет функционал Россотрудничества, своей фамилией и трудом являясь русской мягкой силой и русским культурным маяком для соотечественников, проживающих во Франции.

Значете, что он нам сказал с грустью? Что был бы очень рад, если российскую культуру, образование и искусство в работе Консерватории активнее поддержали бы профильные российские чиновники и его коллеги-российские ректоры.

Он не жаловался, не критиковал, не пенял. Но выразил аккуратное недоумение, почему спустя десятилетия работы главным его партнёром в популяризации русской культуры (в т.ч.финансовым) остаётся мэрия Парижа.

Возможно, если бы было как-то иначе, то и новости Русской консерватории им.Рахманинова и русских гимназий за рубежом руководство Россотрудничества узнавало бы не из звонков на горячую линию.

https://news.1rj.ru/str/poklonskaya_nv/798