НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Добролюбов #PROScience-2022

Российское общество «Знание» объявило конкурс произведений для театра на пьесы для школьников и молодёжи. Это еще один шаг Российского просветительского общества в работе с новыми форматами. Для участия в конкурсе необходимо прислать театральную пьесу, её краткий синопсис или идею будущего произведения через форму заявки на сайте. Работы принимаются по 5 тематическим, просветительским, трекам: история, социология и психология, наука, экология, культура и искусство, кроме этого авторы могут прислать работы на темы, актуальные для молодёжи.

Примечательно, что современные театр и искусство входят в межпредметные связи популяризации науки, привлекая свою аудиторию к просветительским вопросам, которые затрагивают не только морально-нравственные вопросы «Быть или не быть», а могут продемонстрировать ответ, не делая из темы риторический вопрос. Креативные индустрии ищут свое воплощение в научной системе координат. В 21 веке лирика не может быть без физики, а гуманитарные науки без исследований на сухой теории. Именно это позволяет двигать просвещение и жечь глаголом сердца людей в эпоху пост-правды. Исследования о роли языка, его лингвистических приключениях и цифровых воплощениях представили в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н.А. Добролюбова на традиционной ежегодной Международной студенческой научной конференции #PROScience-2022.

Жанна Никонова, ректор Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова:

«Для меня наука - это всегда особый праздник, праздник возвышения духа человеческого над теми простыми бытовыми событиями, которые происходят в жизни каждого. Поэтому мне особенно приятно видеть, как жаждой научных открытий горит молодежь.

Хочу отметить, что в нашу студенческую конференцию включились не только юные исследователи гуманитарных наук, но и наук технических – из соответствующих вузов РФ. На Международной студенческой конференции НГЛУ
#PROScience-2022 рассматривались и вопросы, которые представляли интерес для студентов из любой сферы: топовые soft-skills и middle-skills, необходимые сегодня молодым учёным; методика получения грантов на научные исследования; аналитический обзор, чем живёт сегодня молодая мировая и российская наука и так далее.

И в наших планах масштабировать это событие, чтобы в будущем в конференцию включались все вузы страны и увеличивалось количество вузов-участников ближнего и дальнего зарубежья.

Площадка «Точки кипения НГЛУ», на которой состоялась конференция, служит прекрасным инструментом для реализации этих планов, и уже объединила для участия в нашем событии «Точки кипения» в вузах Майкопа, Ижевска и Самары. Мы ставим целью, чтобы на нашей площадке находили друг друга молодые ученые, исследователи и создавали команды, коллаборации, проектные группы для реализации своих инновационных разработок. Со своей стороны НГЛУ поможет лучшим из них публиковать свои работы в научном сборнике, индексируемом РИНЦ, и таким образом способствовать научной карьере студенческой молодежи со всей России».
Митап-итоги

Митап «Роль тьютора в университете» прошёл в минувшие выходные. Организатором мероприятия выступил ИОТ-Университет при поддержке «Научно-образовательной политики».

Научный руководитель ЭАЦ НОП Евгений Сженов акцентировал внимание на том, что активность университетов возрастает, практиков мало, но политика в сфере высшего образования указывает на то, что внимание к этой педагогической и социальной практике будет расти по экспоненте.

Митап-итоги от Павла Музыки, генерального директора ИОТ-университета:

1. Прошла встреча лидеров и первопроходцев темы тьюторства и открытой поддержки в университетской среде: спикеры от МГПУ, ТюмГУ, ТГУ, ВШЭ, У20.35. Не так много университетов выступают за формирование открытой среды, это важнейший факт.

2. Участники посмотрели на разные практики и на несколько рамок тьюторства, на онтогенетическую рамку, откуда берется тьюторство, зачем оно нужно, какую цель решает.

3. Обсудили формальную рамку о должностях и структуре.

4. Затронули и практическую рамку: какими инструментами владеет тьютор, как работает со студентом, что может делать, но не успели затронуть вопрос этики тьютора – до какой степени можно что-то рекомендовать (на сайте тьюторской ассоциации есть кодекс тьютора.

5. По общению с разными университетами можно констатировать, что у специалистов представление совершенно разное о том, что допустимо, а что нет.

6. Несмотря на то, что в детальных подходах и практиках есть разница, общее представление едино, тьютор это: «Антропопрактик, который сопровождает развитие человека» (цитируя Т.М. Ковалеву)

7. Мы продолжим собирать такие дискуссионные клубы, с темой тьюторства в том числе на площадке ИОТ-Университета на регулярной основе.

В ближайшие пару дней будут доступны видео мероприятия с таймкодами выступлений. Тем временем «Научно-образовательная политика» принимает предложения по темам практик тьюторов для обсуждения на ММСО.
Редакция НОП поздравляет с прошедшим днём рождения нашего друга и коллегу Григория Трубникова, директора Объединенного Института ядерных исследований.

Свою научную судьбу Григорий Трубников связал с Объединенным институтом ядерных исследований, в котором прошел путь от аспиранта и стажера до директора. Не минула его и управленческая стезя – он был (первым) заместителем в трех «созывах» профильного ведомства: как в старом Минобрнауки, так и в новом Министерстве науки и высшего образования. Не лишенный идеализма настоящего ученого на первых порах, он в ходе этой работы стал одним из самых эффективных и трезво мыслящих управленцев научно-образовательной политики.

Сейчас перед ним не менее сложные задачи – в сложных условиях сохранить динамику развития ОИЯИ и выступить в качестве наставника для международных научно-образовательных центров, создаваемых вокруг новых установок класса мегасайенс.

Любимым детищем Григория Трубникова является коллайдер NICA. Именно разлуку с ним он наиболее остро чувствовал в стенах двух ведомств. Сейчас проект выходит на стадию запуска. В этом очень много личных заслуг Григория Трубникова.

Параллельно он возглавляет Общественно-экспертный совет нацпроекта «Наука и университеты», который становится площадкой для оперативного обсуждения и формирования предложений по самым острым запросам. В частности – именно при координации Григория Трубникова были разработаны ключевые контуры Национальной системы оценки результативности научных исследований и разработок, предложения по развитию национального научно-журнального пространства.

Желаем Григорию здоровья, сохранять молодой, но эффективный взгляд на научно-образовательную политику, а также новых фронтирных достижений, где интеграция и взаимодействие становятся глобальными вопросами, от которых зависит мировая наука.
Директор ИСП РАН Арутюн Аветисян по итогам конференции «Цифровые международные отношения 2022»:

Конференция объединила разных участников цифровизации международных отношений. Это и дипломаты, уже сегодня на практике решающие конкретные задачи с помощью цифровых инструментов; и эксперты из академического сообщества, и сотрудники вузов, которые готовят кадры с новыми компетенциями.

Важнейший результат – каждый увидел практическую пользу взаимодействия, т.к. современная цифровизация возможна только при наличии и постоянном обновлении горизонтальных связей между участниками. При создании импортонезависимых цифровых платформ залог успеха – объединение усилий бизнеса, науки, образования и государства.

Именно так мы ведем работу в проектах по созданию доверенного центра ОС Linux и доверенной среды разработки. Они идут под эгидой ФСТЭК и Минцифры в рамках НП «Цифровая экономика». Уверен, синхронизация работ ИСП РАН с МИД и МГИМО даст хорошие результаты в долгосрочной перспективе, а конференция станет ежегодной.
Универсальные компетенции «Без срока давности».

История в образовательном и просветительском измерении становится важнейшим компонентом гражданской социализации и воспитания молодежи. Школьный и университетский курсы по истории обновляются и интегрируются в единый дискурс.

В нынешней век информационных войн, постправды и фейкньюс особенно востребованы те методы работы с источниками, что характеризуют гуманитарную и, в первую очередь, историческую сферу. По аналогии с тем, как президент Владимир Путин провозгласил «умный консерватизм» главным идеологическим концептом, россияне должны стать умными патриотами.

Для школьного образования есть перечень профильных поручений Президента по итогам его встречи со школьниками в «Океане» 1 сентября 2021 г. Помимо прочего необходимо обеспечиться «приобретение обучающимися навыков работы с архивами и другими историческими источниками, в том числе путем их привлечения к поисковой и исследовательской деятельности».

На университетском уровне обязательный модуль по истории в случае направлений подготовки вне контура общественных и гуманитарных наук часто воспринимался как обязательное, но не особо значимое требований ФГОСов. Но сейчас именно исторический трек становится основным ключевым для воспитательной работы и формирования гражданского общества России 2.0. Здесь история напрямую соприкасается волонтерской деятельностью. Не зря именно Волонтеры Победы стали одним из самых массовых и эффективных предприятий в сфере добровольчества.

В дополнение к университетским курсам по истории разработан образовательный модуль по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи «Без срока давности». На основе одноименного проекта его создали в Псковском государственном университете в 2020 году. Это одновременно означает системность данной инициативы, которая также находит свое выражение в рамках мультимедийных парков (фактически – образовательных центров) «Россия – моя история». Их патронирует митрополит Псковский и Порховский Тихон.

Предложено три способа внедрения модуля: в качестве тематической основы для волонтерского проекта, в качестве самостоятельной дисциплины или в виде интеграции с базовой частью образовательной программы.

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков сообщил:

«Более 200 вузов включили в образовательные программы изучение судебных процессов над нацистскими преступниками. В девяти университетах модуль «Без срока давности» внедрен и проходит апробацию, в остальных используются его компоненты в целях дальнейшего полноценного внедрения. В содержании модуля – уникальные, рассекреченные лишь недавно документы по Нюрнбергскому и Хабаровскому процессам, оказавшим большое влияние на формирование международного права. В борьбе с посягательствами на историческую правду обращение к фактам и первоисточникам чрезвычайно важно. Особая роль здесь у научных исследований, ведь наука всегда стремится к объективной истине».

В следующем учебном году в свои образовательные программы его включат все университеты, подведомственные Минобрнауки России. Вариативность моделей реализации модуля означает примат содержания над формой – это означает широкие свободы вузов в выборе конкретных форм: от серьезных курсов (даже растянутых на несколько семестров) до волонтерских проектов и ролевого моделирования обоих процессов.

В частности, в РЭУ им. Г.В. Плеханова проводят для студентов научные конференции и круглые столы к годовщине начала Нюрнбергского процесса.

Ректор РЭУ Иван Лобанов отмечает:

«Защита исторической памяти – одно из приоритетных направлений молодежной политики Плехановского университета. Важно, чтобы студенты осознавали значимость исторических событий, их роль в развитии государства и влияние на жизнь каждого из нас».

История становится стержнем воспитательно-патриотической работы с молодежью, а методология исторической работы с ее вниманием к источникам, деталям, умелой реконтекстуализацией и системном осмыслении, становится одним из важнейших soft skills.

Подробнее.
Научная политика: консолидация и процессы

Наука – основа безопасности и суверенитета. Элитные взаимодействия в научно-образовательной политике – и предикторы, и отражение процессов «высокой политики».

Основная цель – суверенизация. Она подразумевает задачи Стратегии НТР – достижение независимости и конкурентоспособности России в глобальных научно-технологических процессах.

Помимо конкретных мер поддержки в контуре Плана первоочередных действий в новых условиях важны управленческие и элитные трансформации.

Структура управления наукой приняла практически окончательный вид. Во главе Совет при Президенте по науке и образованию. Далее – правительственная Комиссия по НТР. Еще один центр – профильная комиссия Госсовета во главе с Андреем Травниковым.

Образована Комиссия по технологическому суверенитету Совбеза – высший уровень согласования интересов в вопросах обеспечения безопасности и суверенитета.

Среди стейкхолдеров – Российская академия наук, что продолжает свою борьбу за роль главной экспертной платформы научно-технологического развития. РАН выстраивает прямые связи с регионами и выскотехнологичным бизнесом, лоббирует допуск ведущих НИИ в эту сферу через разрешение хозяйственной деятельности.

Минобрнауки курирует науку и высшее образование как профильное ведомство. За молодежную науку отвечает Никита Марченков во главе Координационного совета в рамках Совета по науке.

Локомотивы научно-технологического прорыва – хранители полных инновационно-технологических циклов – Атом, Оборонка и Космос.

В научно-политическом фокусе – продовольственная безопасность. ФНТП развития сельского хозяйства все чаще звучит именно в первоначальном значении по Стратегии НТР – как пилотный и образцовый пример реализации комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла. АПК становится вытягивающим для многих научных направлений.

Важная сила (и часть «старой гвардии») научно-образовательной политики – помощник президента Андрей Фурсенко. Он два раза за последние полгода выступил демиургом: заявил, что грядет время сложных решений, а основополагающей будет консолидация научно-политического пространства.

Ключевыми акторами также являются Михаил Ковальчук и Сергей Кириенко. Они формируют универсальные правила игры. Их должны соблюдать все участники, если хотят быть допущены к принятию решений и распределению бюджетов.

Для президента Владимира Путина наука очень важна. Даниил Гранин с его искренней верой в науку и ученых является для главы государства одним из моральных авторитетов. Подтверждение тому – Екатерина Тихонова и Мария Воронцова строят карьеру в научно-технологической сфере.

«Иннопрактика» становится сквозным координатором научного развития. Особенно в тех сферах, что являются ключевыми для научно-технологической безопасности. В январе «Иннопрактика», Минсельхоз и Минобрнауки заключили трехстороннее соглашение.

Другой сигнал – «Картина мира» от 17.04.2022, в которой Михаил Ковальчук беседовал с Владимиром Авдеенко – директором дирекции агро- и биотехнологий «Иннопрактики». Основная идея: производство продуктов питания – основа безопасности и технологической независимости.

Михаил Ковальчук последовательно продвигает концепцию биотехнологической безопасности страны, координатор и головная научня организация которой – Курчатовский институт. Согласно прямому поручению президента, именно он – оператор национальной базы генетических данных.

В этой же связке инициатива Михаила Ковальчука о запуске полноценной контрольно-надзорной работы в области биотехнологий и промышленных микроорганизмов.

Напомним, что арбитр и координатор генетической сферыМария Воронцова.

АПК становится одной из наиболее наукоемких отраслей экономики, где востребованы робототехника, ИИ, системы дистанционного зондирования, биологизация сельского хозяйства.

В науке и наукоемких областях формируются сквозные связи, которые должны будут гарантировать ту самую консолидацию. Ключевой актор – «Иннопрактика», а вся наука – зона неустанного внимания «ока государева» и личного интереса президента Владимира Путина.
⚡️Сергей Кравцов, министр Просвещения РФ, на открытии выставки "Обыкновенный нацизм" в Музее Победы:

Мы сделаем все, чтобы сохранялась память.
Мной принято решение, что историческое образование начнется в школе с 1 класса.
Сергей Кириенко, первый заместитель руководителя Администрации президента РФ, на открытии первого всероссийского исторического школьного форума «Сила – в правде»:

Форум посвящен изучению истории, глядя на выставку, смотря работы, которые вы делаете, очень правильно сказал президент, что историческая память это про будущее. Эти уроки дает нам жизнь, если их выучить не до конца, они возвращаются. Еще 5-10 лет назад было сложно поверить, что нацизм может вернуться в жизнь.
В это трудно поверить, но это происходит на наших глазах. Сейм в Латвии принял решение, что накануне 9 мая запрещено подходить к памятникам советским войнам ближе чем на 200 метров. Этот урок оказался невыученным. Сегодня опять стреляют в спину мирных жителей, прикрываются ими, как это делали нацисты в годы ВОВ.
Ничего важнее, чем правды, не существуют. Наверно поэтому те, кто боится правду, не подпускает даже к памятникам. Наша страна точно сделает все, чтобы нацизм не смог поднять голову не только в России, но и в мире.

Сергей Кравцов, министр просвещения РФ:
Сама идея форума пришла от наших школьников.
У нас есть прекрасная молодежь, вы верите в нашу страну, что мы правы. Спасибо, ребята, за вашу позицию, что вы прямо говорите и не искажаете историю.
Сегодня, когда мы вспоминаем жертв нацизма, вы можете увидеть доказательства, что нацизм процветал в Украине.
Россию не сломить, как сказал наш президент: «Наша сила – в правде».

Ростислав, 17 лет, из Горловки:
Было мнение, что жизнь наладится и многим пришлось эвакуироваться. Большая часть выехала еще в 2014 году, люди оставались только потому, что у них оставался там дом, родная земля. Уезжали люди с маленькими детьми. Те, кто остались, знают, ради чего нужно бороться, что это наша родина, которую нужно защищать.

Элина, 16 лет, из Горловки:
Все началось в 2014 году, мне было 8 лет, я училась в 3 классе. Сначала было страшно слышать взрывы, стрельбу, потом выработалась привычка. Я видела, как на моих глазах умирают мои лучшие друзья, как родители собирают детей по кусочкам. У меня нет никакого отвращения и злости к Украине, у меня есть непонимание, почему наша страна напала на своих мирных жителей. Ни один житель Донбасса не хочет войны, мы за мир.

Форум «Сила – в правде» приурочен ко Дню единых действий в память о жертвах преступлений против советского народа, совершенных нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны, проходит в Музее Победы @muzeypobedy.
«Научно-образовательная политика» - официальный информационный партнер форума.
Сегодня в Музее Победы @muzeypobedy открылась выставка «Обыкновенный нацизм», посвященная истории возникновения и развития украинского варианта нацизма.

Первыми посетили экспозицию Сергей Новиков, начальник управления президента РФ по общественным проектам, Сергей Кравцов, министр просвещения России, Ольга Казакова, председатель комитета ГД РФ по просвещению, Александр Школьник, директор музея Победы.

Выставка продолжит работу до 17 июля.
Сергей Новиков, начальник управления президента РФ по общественным проектам, на форуме «Сила – в правде»:

Что касается фейков, которые надо научиться распознавать. Нас в будущем ждет много фейков. Ребята, ваши земли будут освобождены от националистических батальонов, я уверен, что наши войска эту задачу выполнят.
Но потом правду об их победе придется защищать. Потому что и тогда нацистская пропаганда понимала, что если вскроются их преступления, поддержки не будет. Тогда создавались витринные концлагеря, которые показывали, как хорошо детям там живется.

Сегодня вы, проходя через этот форум, вы видели нацистские символы, привезенные из Донецка и Луганска. Нам иногда говорят, что мы перегибаем, а есть артефакты – каски бойцов, с одной стороны украинский флаг, а с другой – знак СС. Все они были признаны международными преступниками, но из-за незавершившейся денацификации, они подняли головы. Вы можете забить в поиске внуки нацистов в руководстве стран и увидите.
Вы можете почерпнуть информацию по СВО.

На первом ряду сидит Катя Иванова, медсестра, она получила Звезду за отвагу. Благодаря Кате вы можете узнать правду, иначе мы эти достижения забудем и, как говорят, сольем. За правду надо бороться.

На Нюрнбергском процессе у Геринга спросили, почему они уничтожали евреев, а он ответил, почему вы в Америке линчуете негров, и пошла дискуссия, потому что у Америки не было настоящих документов. И только когда вышел советский представитель Роман Руденко, предоставив документированные доказательства, процесс удалось переломить.

Мы сможем защитить себя от фейков, документируя и распространяя информацию. Мне часто пишут, что в Украине нет нацизма, вы что. Когда я присылаю ролики, когда девчонок из числа цыган бьют палками, отправляю фотографии, они не верят. В суде над неонацизмом это предстоит доказать.

Говорят, нас называют варварами. Нельзя назвать варварами Журову, Мацуева, Гергиева, поэтому их начинают запрещать, начали запрещать Чайковского. Я уверен, что правда себе дорогу пробьет.