НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Владимир Строев назначен ректором Государственного университета управления приказом Минобрнауки от 02.06.2022.

Владимир Строев о планах развития Университета в новой должности для «Научно-образовательной политики»:

«Среднесрочная стратегия развития ГУУ предполагает концентрацию работы на подготовке кадров для отраслевого менеджмента, что потребует усиления взаимодействия с региональными вузами, а также высшими учебными заведениями Союзного государства, государств-членов ЕАЭС и всего постсоветского пространства.

Также в планах у нас подготовка кадрового резерва для Министерства науки и высшего образования РФ — две образовательные программы уже успешно реализуются, и мы прорабатываем расширение направлений подготовки в этом треке.

Кроме того, планируем наращивать возможности популяризации образовательного туризма как эффективного катализатора не только образовательного процесса, но и экономического развития.

И, конечно, продолжим развивать проектную деятельность как один из важнейших инструментов приближения процесса обучения к практической деятельности на пути к формированию технологического суверенитета страны».
РАН в координатах политики

Вчера стартовало выборное Общее собрание РАН – члены Академии изберут более 300 коллег.

Основная интрига разворачивалась на предварительных встречах за закрытыми дверями Отделений – именно там формируют списки претендентов, которые голосуются на Общем собрании.

В Президиуме сидели и выступали с приветствиями те акторы научно-образовательной политики, на которых в наибольшей степени опирается РАН и/или в которых у нее есть особые интересы: Минобрнауки, Минздрав, профильные комитеты обеих палат Парламента, комитет по международным делам Госдумы.

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков подчеркнул сотрудничество с РАН по векторам: Программа фундаментальных научных исследований, Год (Десятилетие) науки и технологий, суверенная система оценки науки.

Среди научно-политических сюжетов в ходе приветствий активнее всего прозвучала генетика. Лилия Гумерова рассказала о межведомственной рабочей группе по генетическому законодательству на площадке Совфеда, а также о законопроектов по этой тематике.

Один из законопроектов – «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» внесен совместно профильными комитетами ГД и СФ. Основная идея – разведение понятие «генетическая модификация» (что должно быть запрещено) и «генетическое редактирование» (которое должно быть всячески поддержано). На подобном различии очень долго настаивал Михаил Ковальчук.

Президент РАН Александр Сергеев в первый день Общего собрания представил двучастный доклад: «О приоритетных направления деятельности РАН по реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными в 2021 г.».

Отчитывался Александр Сергеев за 2021-й: год ковидный, профильный (науки и технологий), досанкционный. Впрочем, много внимания уделено и тому, как Академия видит научное развитие в новых условиях.

Президент РАН четко обозначил: в новой оргуправленческой структуре науки, запущенной в 2021 году, у РАН есть свое место и свой особый экспертный функционал. В частности, руководство Академии представлено в президентском Совете по науке и образованию.

Александр Сергеев сообщил, что функционал «ГКНТ» заняла правительственная Комиссия по научно-технологическому развитию во главе с вице-премьером Дмитрием Чернышенко. А значит все спекуляции на тему еще одного «надведомственного органа» более не являются позицией Академии или ее президента.

В рамках новой госпрограммы НТР у РАН есть свой функционал: реализация Программы фундаментальных научных исследований, Координационный совет которой имеет возможность оперативно менять приоритеты научного развития, в том числе с перераспределением финансирования.

Основной интерес представляют те направления, которые Александр Сергеев определил как приоритетные – это и есть его предвыборная программа, с которой он пойдет на сентябрьские выборы главы Академии.

1. «Приоритет-2030» для научных институтов – запуск конкурса для консорциумов во главе с НИИ.
2. Признание за корпусом экспертов РАН статуса «национального».
3. Изменение статуса: с ФГБУ на «государственную академию наук», соучредительство в научных институтах, право заниматься научными исследованиями.
4. Легитимизация профессоров РАН на правах ассоциированных членов.
5. Системное и платформенное взаимодействие с реальным сектором экономики и регионами (через Совет по региональной политике РАН).
6. Научная дипломатия – максимальное сохранение контактов с иностранными партнерами по Track II diplomacy (на уровне персон, лабораторий, институтов и университетов).
7. Дальнейшая цифровизация – развитие нового сайта, интеграция с ЕГИСУ НИОКТР в домен «Наука» «Гостеха».

В завершение Александр Сергеев высказался о грядущих в сентябре выборах руководства РАН: напомнил собравшимся, что все кандидаты будут проходить правительственное рассмотрение. Следовательно, никакая фронда и РАНдикализм смысла не имеют, но выборы в то же время должны пройти в атмосфере уважения к демократическим традициям Академии.

Текстовая и видео-трансляция 1-го дня.
Прямо сейчас в НИТУ «МИСиС» начинается церемония открытия Х Всероссийского съезда Советов молодых ученых.

В церемонии участвуют:
- Андрей Фурсенко, помощник президента РФ;
- Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ;
- Никита Марченков, Председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, и.о. руководителя Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт»;
- Антоний Швиндт, помощник вице-премьера Д.Чернышенко;
- Александр Мажуга, первый зампред Комитета ГД по науке и высшему образованию;
- Денис Секиринский, Заместитель начальника Управления Президента РФ по научно-образовательной политике,
- Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС»;
- Максим Древаль, генеральный директор Российского общества «Знание»;
- Артём Метелев, председатель комитета ГД по молодежной политике;
- Антон Сериков, заместитель генерального директора АНО «Россия — страна возможностей»
Андрей Фурсенко, помощник Президента РФ:

Помимо того, что у вас юбилей, 10 лет, началось еще Десятилетие науки и технологий, которое было инициировано одним из молодых ученых и подержано Президентом.

Это неслучайно. Это запрос общества и это шанс реализовать себя, потому что на сегодняшний день наука стала определяющим фактом для развития общества и страны.

Это обострилось в условиях санкций по отношению к России.
Это тот запрос к нам — что мы действительно можем быть суверенными.

Это не отменяет нашего сотрудничества с наукой мировой. Те перекосы, которые возникли, уйдут. Это такая эмоциональная психопатия.

Главное не это — а реализовать свои возможности. И государство готово помогать в этом процессе.
Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ:

Количество людей в этом зале и программа показывает, что молодёжь все больше вовлекается в науку, несмотря на вызовы.

Я хотел бы обратить на ряд важных моментов:

1. В связи с непростой геополитической обстановкой, пространство возможностей сужается. По факту это не так.
Мы видим, что коллеги из-за рубежа готовы взаимодействовать и общаться.

2. В этом году здесь не только молодые ученые, которые проявляют себя и работают для науки. Сегодня здесь впервые присутствуют представители студенческих научных обществ.
В этом году был впервые реализован конкурс СНО, и это важная задача и для будущего
расширять эти меры поддержки.

3. Символично, что съезд проходит на старте Десятилетия науки и технологий. Уверен, что в плоскости вашего обсуждения будут мероприятия, которые потом попадут в план Десятилетия. И станут его неотъемлемой частью.
Никита Марченков, председатель Координационного совета:

Для нас съезд исторический. Он стал беспрецедентным по количеству заявок и участников.

Здесь присутствуют представители Советов молодых ученых и Студенческих научных обществ, а также финалисты трека «Наука» конкурса «Лидеры России».

Каждый год каждый съезд был посвящён определенной тематике. Лейтмотив десятого Съезда — наука для жизни. Десятилетие науки и технологий подчёркивает важность этого.

Молодые ученые готовы рассказывать о достижениях российской науки.

Высокое внимание власти нашей страны подчёркивает важность этого. Наши инициативы находят поддержку и в предложениях президента.

Сегодня нам важно активно реагировать на современные вызовы и стать драйверами для развития и жизни.
Прямо сейчас в Большом зале РАН идет утверждение протоколов счетной комиссии по итогам тайного голосования по выборам членов РАН и иностранных членов РАН.

Накануне Александр Сергеев, президент РАН, дал комментарий «Научно-образовательной политике»:

Мы надеемся, что будут выбраны очень сильные молодые люди. У меня есть надежда такая, что даже на выборах руководства РАН в сентябре те коллеги, которые сегодня будут избраны, прежде всего академики, они тоже могут сыграть существенную роль. Помяните мое слово, появятся в руководстве региональных отделений, руководстве РАН, появятся совсем молодые академики, которых я надеюсь увидеть.
Пост-Болонская система: траектории эволюции

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков дал стратегическое программное интервью Анне Васильевой из «Коммерсанта». Одно из главных тем стала эволюция российской системы высшего образования.

Пост-Болонская реальность
Никаких революций не ожидается, будет осмысленная эволюция: «Надо смотреть вперед прагматично, не разрушая того, что было сделано. Не отрицая предыдущего этапа. Надо взять от него лучшее — и двигаться вперед. Будут и бакалавриат, и магистратура».

Причины сохранения «Болонских» элементов:
1. Большой круг непосредственных участников процесса (школьники, студенты, вузы, работодатели) ценят двухуровневую модель.
2. Обучающиеся сейчас бакалавры должны иметь возможность завершить свое двухступенчатое обучение. Кроме того, требования к магистерскому уровню образования вшиты во многие квалификационные требования.
3. Иностранные студенты – для них двухуровневая модель близка и понятна, потому необходимо минимизировать вред для экспорта российского образования.

В рамках этой работы надо сохранить открытость российской системы высшего образования, а также возможности для академической мобильности: «Модернизация национальной системы образования не должна восприниматься как ее изоляция».

Новые установки
«Будущее за уникальным сочетанием, специалитета, бакалавриата и магистратуры», - подчеркнул Валерий Фальков. В критически важных направлениях подготовки (инженеры, учителя, врачи, междисциплинарные направления на стыке наук о жизни и естественных (точных) наук) будет преимущественно введен специалитет.

Поступление в магистратуру только по родственным бакалаврскому образованию направлениям. Это является логичным продолжением внедрения модели «2+2+2», при которой поступать абитуриенты могут на укрупненные группы направления (УГСН), а затем – получив специализацию на бакалаврском уровне, в рамках УГСН они могут второй раз скорректировать траекторию.

Форматы должно определять не Министерство, а квалифицированные заказчики, то есть регионы и индустрия: «Наша задача — дать возможность для более оперативного взаимодействия вузов с индустрией. От экономики с очевидностью исходит запрос на гибкость образовательных программ и форматов обучения. Надо делать более гибкие программы. Но это никак не связано с болонской системой».

Аккуратно анонсировано будущее разделение университетов на исключительно бакалаврские и те, что смогут реализовывать оба уровня программ: «Какие-то вузы смогут обеспечить должный уровень магистратуры, отличающийся от бакалавриата. Но я знаю много случаев, особенно в регионах, когда вузы не могут обеспечить два разных уровня сложности».

Будет достаточно длительный переходный период: «Контрольные цифры приема на ближайшие два года распределены. Все, кто уже поступил, будут спокойно учиться, программы все сохранятся. Те, кто поступят в следующем году, также будут спокойно учиться».

Итог
Валерий Фальков очень системно объяснил – на самом деле уже сейчас система высшего образования в России представляет собой гибридный вариант. Существуют и специалитет, и пятилетние бакалавриаты – потому создание новой интегрированной модели предполагает спокойный и взвешенный анализ того, что действительно нужно обществу и экономике. Никаких радикальных решений приниматься не будет хотя бы потому, что сама по себе Болонская система – это просто перечень принципов, на которых строится архитектура высшего образования. Как раз сейчас настал момент пересмотреть их с точки зрения наших суверенных интересов.

Подробнее: https://www.kommersant.ru/doc/5381815
Московский Политех на Балтийском побережье

Московский Политех и правительство Калининградской области заключили соглашение о сотрудничестве. Московский университет будет готовить кадры для предприятий Калининградской области. Образовательные проекты включают целевую подготовку, повышение квалификации и переподготовку инженеров-технологов, специалистов по сварке и окраске кузовов, сборочным операциям, IT-специалистов по системам управления производством, мехатронике, экономике и управлению производством.

Стороны будут взаимодействовать по вопросам развития научно-исследовательской деятельности, укрепления инновационного потенциала системы профессионального образования Калининградской области, а также реализации инженерных инновационных проектов на территории региона.

На базе Московского Политеха совместно с калининградским автосборочным предприятием «Автотор», где выпускают легковые автомобили известных мировых брендов, к концу 2022 года появятся испытательные лаборатории.

Основные направления работы лабораторий - исследования и проведения испытаний электрических, гибридных и водородных силовых установок, приводов, тяговых аккумуляторных батарей, систем защитной автоматики и телемеханики для электромобилей на базе современного отечественного испытательного оборудования.

Научная деятельность лабораторий будет включать в себя разработку предложений по развитию инновационных, энергоэффективных технологий для новых видов высокотехнологичной продукции, а также снижения вредного влияния на окружающую среду.

Мощность лабораторий в том числе используют для подготовки кадров по запросу Калининградской области.

Владимир Миклушевский, ректор Московского Политеха, для «Научно-образовательной политики»:

«
Мы наметили планомерное и долгосрочное сотрудничество. Совместно с нашим партнером компанией «Автотор» мы займемся разработкой конструкторских и технологических решений для электромобилей. Кроме того, в центре внимания будут исследования и разработки в области водородных топливных элементов и аккумуляторов».
Контуры Десятилетия (1/2)

Сегодня стартовал Х Всероссийский съезд Советов молодых ученых. Как было отмечено министром науки и высшего образования РФ Валерием Фальковым во вступительном слове — в плоскости обсуждения Съезда окажутся мероприятия, которые попадут в план Десятилетия науки и технологий. Контуры архитектуры начавшегося Десятилетия в открывающей дискуссии съезда — «Десятилетие науки и технологий в России. Роль молодежных сообществ в научно-технологическом развитии» — обсудили профильные эксперты и руководители сферы.

Задачи

В условном техническом задании Десятилетия заместителем начальника Управления Президента РФ по научно-образовательной политике Денисом Секиринским глобально были выделены 3 приоритетные задачи:
- содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение задач для страны;
- привлечение молодёжи в сферу исследований разработок;
- повышение доступности информации о достижениях науки и инновациях.

Из Года — в Десять

«Обкатка» стартовавшего Десятилетия была проведена в 2021 году в рамках Года науки и технологий. Год сформировал большой пул инструментов поддержки и популяризации науки, которые уже успели показать свою эффективность. О многих из них в ходе дискуссии рассказали заместитель министра науки и высшего образования РФ Алексей Медведев, ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова, генеральный директор Российского общества «Знание» Максим Древаль и другие спикеры.

Среди эффективных инструментов поддержки и популяризации науки 2021 года:
- Возрождение российского общества «Знание»
- Проект «Плавучий университет»;
- Десятилетие наук об океане в мире;
- Программа «Приоритет 2030»;
- Конкурс СНО;
- Передовые инженерные школы;
- Стартап-студии;
- Домен «Наука» платформы «Гостех»;
- Проект «На острие науки»;
- Всероссийская университетская лига Science Slam

Никита Марченков, председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, и.о. руководителя Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт», также дополнил, что по итогам завершившегося на прошлой неделе суперфинала конкурса «Лидеры России» президентской платформы «Россия — страна возможностей» оказалось 8 суперфиналистов трека Наука».

Имея хорошие заделы для вхождения в Десятилетие науки и технологий, важно помнить, что «идеи, которые наполнили Год науки и технологий, и наполнят Десятилетие не рождаются в глазах чиновников» [А.Медведев]. Наиболее интересные из них были созданы на местах и реализованы совместно с органами власти.
Контуры Десятилетия (2/2)

Вызовы как точки роста

Геополитическое противостояние и экономическое давление на страну стимулирует развитие дополнительных инструментов поддержки и создания возможностей для самореализации. Уход зарубежных партнеров с российского рынка - это также появление новых ниш, которые могут быть заняты отечественными производителями.

«Любая наука нуждается в воплощении разработок», — отметил Антоний Швиндт, помощник заместителя председателя Правительства РФ. Комплексное развитие науки предполагает включенность всех заинтересованных сторон и мобилизацию совместных усилий по всем направлениям.

1. Наука на местах. Необходимо создать условия не только для развития науки в регионах, но и роста ее востребованности. Одним из мероприятий, направленных на эти цели, станут мероприятия-спутники (как дополнение к Конгрессу молодых ученых, который станет ежегодным). Мероприятия ориентированы под решение конкретных задач регионов.

2. По мнению Алевтины Черниковой, приоритетными задачами для университета являются:
- Расширение научной повестки и укрепление инновационной деятельности;
- Формирование атмосферы научного поиска и создание среды технопредпринимательства;
- Метадисциплинарность.
«Мы умеем выстраивать вертикальные связи, наша задача научиться выстраивать горизонтальные», — подчеркнула она. В рамках научной повестки ученые с удовольствием участвуют в построении образовательного процесса, а значит — напрямую влияют на качество образовательного процесса, что выступает базовой функцией университета.

3. Экосистема науки. Важно выстроить систему бесшовного перехода в науку и сделать ее интересной. «Дети реагируют не на абстрактные знания, а на тех, кто их представляет», — отметил Александр Тверской, заместиетль руководителя Департамента образования и науки города Москвы.

4. Система социальных лифтов в науке. «Нельзя отбирать грамотных управленцев, не задумываясь о длинной скамейке запасных», — подчеркнул заместитель генерального директора АНО «РСВ» Антон Сериков. Поэтому главная задача для платформы на ближайшие десять лет в научном треке — создать большую систем социальных лифтов для науки и образования, которая позволит сформировать обширный кадровый резерв.

5. Популяризация науки. Одна из главных тем перезагрузки российского общества «Знания» как инструмента просвещения была наука. «Формулируя запрос к знанию, ребята хотят что-то про науку», — отметил Максим Древаль. По вектору популяризации науки стоят 2 больших вызова — чтобы каждый учёный считал необходимым делиться знаниями и вдохновлять других, чтобы каждый молодой человек гордился наукой и ее достижениями.

Все законно

Проблема нормативного потолка и борьбы регламентов — еще один пласт работ в рамках наевшегося Десятилетия науки и технологий. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга рассказал, что комитетом уже проделана большая работа по упрощению процедуры закупок, созданию научной и социальной инфраструктуры для ученых. Сейчас в центре внимания — правовой статус молодых ученых.

Артем Метелев, председатель комитета Госдумы по молодежной политике также выделил особый интерес комитета к теме научного волонтерства, который сегодня является одним из фокусных направлений.

Без такого важного рычага как нормативное регулирование сложно представить себе дальнейшее развитие науки. И сегодня есть профильные комитеты, которые и готовы, и хотят включаться в работу в тесной связке с исполнительными органам власти.

В совокупности задача последующих 10 лет — поступательно развиваться, чтобы быть сильными не только в идеях, но и в их реализации.