Позови меня с собой, я приду сквозь злые ночи
В рамках федерального проекта «Спорт - норма жизни» исследуют мотивацию к активному образу жизни. Это поможет улучшить сервис «Гимнастика в кармане», который призван вернуть традицию производственной гимнастики. Уже сейчас разработаны рекомендации для офисных сотрудников, для тех, кто занимается тяжелым физическим трудом или работает на конвейере. Планируется, что осенью «Гимнастика в кармане» выйдет в приложении и станет удобной для применения в любой рабочий момент.
Для того, чтобы сотрудники поддерживали физическую активность, вели здоровый образ жизни, который непосредственно влияет и на качество труда, позитивное отношение к спорту и физкультуре должно формироваться с детства, поддерживаться в школе и вузе. Немалое значение в популяризации спорта играют профессиональные клубы, которые представляют образ спортсмена, человека, ведущего здоровый образ жизни. Особенно важно это сейчас, когда отечественный спорт по неспортивному принципу стал предметом политического шантажа западных функционеров.
Поэтому профессиональные клубы должны становиться ближе к своей аудитории, к молодым и талантливым спортсменам, которые хотят заниматься спортом. Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова и Женский футбольный клуб ЦСКА заключили соглашение о сотрудничестве. Основная цель – популяризация здорового образа жизни и практическая подготовка обучающихся в профессиональном спортивном клубе.
Иван Лобанов, ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова, для «Научно-образовательной политики»:
«В РЭУ уделяется особое внимание развитию студенческого спортивного движения. В университете 15 сборных, и наши студенты с первого курса погружаются в спортивную тематику. В последние несколько лет женский футбол стал более заметен не только на спортивной арене, но и в информационном поле.
Благодаря этому, начался активный рост направления и, соответственно, выросла потребность в специалистах: узкоотраслевых управленцах, финансистах, экономистах, аналитиках и маркетологах. Партнёрство с женским футбольным клубом ЦСКА – это дополнительный шаг к развитию студенческого спорта, обмена опытом и подготовке профессионалов. Наши студенты смогут улучшить не только знания и компетенции, а также возможность найти свою нишу в самом быстроразвивающемся направлении женского спорта».
В рамках федерального проекта «Спорт - норма жизни» исследуют мотивацию к активному образу жизни. Это поможет улучшить сервис «Гимнастика в кармане», который призван вернуть традицию производственной гимнастики. Уже сейчас разработаны рекомендации для офисных сотрудников, для тех, кто занимается тяжелым физическим трудом или работает на конвейере. Планируется, что осенью «Гимнастика в кармане» выйдет в приложении и станет удобной для применения в любой рабочий момент.
Для того, чтобы сотрудники поддерживали физическую активность, вели здоровый образ жизни, который непосредственно влияет и на качество труда, позитивное отношение к спорту и физкультуре должно формироваться с детства, поддерживаться в школе и вузе. Немалое значение в популяризации спорта играют профессиональные клубы, которые представляют образ спортсмена, человека, ведущего здоровый образ жизни. Особенно важно это сейчас, когда отечественный спорт по неспортивному принципу стал предметом политического шантажа западных функционеров.
Поэтому профессиональные клубы должны становиться ближе к своей аудитории, к молодым и талантливым спортсменам, которые хотят заниматься спортом. Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова и Женский футбольный клуб ЦСКА заключили соглашение о сотрудничестве. Основная цель – популяризация здорового образа жизни и практическая подготовка обучающихся в профессиональном спортивном клубе.
Иван Лобанов, ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова, для «Научно-образовательной политики»:
«В РЭУ уделяется особое внимание развитию студенческого спортивного движения. В университете 15 сборных, и наши студенты с первого курса погружаются в спортивную тематику. В последние несколько лет женский футбол стал более заметен не только на спортивной арене, но и в информационном поле.
Благодаря этому, начался активный рост направления и, соответственно, выросла потребность в специалистах: узкоотраслевых управленцах, финансистах, экономистах, аналитиках и маркетологах. Партнёрство с женским футбольным клубом ЦСКА – это дополнительный шаг к развитию студенческого спорта, обмена опытом и подготовке профессионалов. Наши студенты смогут улучшить не только знания и компетенции, а также возможность найти свою нишу в самом быстроразвивающемся направлении женского спорта».
«Архипелаг» показал запрос на интеграцию вузов
Одним из традиционных участников «Архипелага» стала команда Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ), представленная как сотрудниками и преподавателями, так и студентами. Сибиряки привезли на образовательный интенсив несколько проектов и поделились своими впечатлениями от участия.
Павел Новгородов, ректор НГУЭУ, для «Научно-образовательной политики»:
«В нашей команде есть участники, которые прошли все интенсивы, начиная с Владивостока. Нам интересно наблюдать за трансформацией содержания как самой программы интенсива, так и проектов его участников. В этом году я участвовал в треке, посвященном сетевым продуктам и цифровым продуктам и отметил, что почти все проекты были связаны с созданием платформ, бирж, маркетплейсов.
Это показывает запрос вузов, преподавателей и студентов на кооперацию, обмен опытом, лучшими практиками, продуктами. Потенциал различных интеграционных решений в сфере образования огромен, его можно раскрывать в том числе в рамках консорциумов на принципах саморегулирования».
Денис Обуховский, проректор по молодежной политике НГУЭУ, для «Научно-образовательной политики»:
«Помимо продвижения проектов, с которыми мы приехали на Архипелаг, нам было интересно участие в мероприятиях, посвященных развитию предпринимательских Точек кипения и вузовских акселераторов. Поддержка студенческого предпринимательства становится важным направлением деятельности любого вуза и поиск эффективного инструментария такой поддержи – крайне актуальная задача, которую нужно решать всем вузовским сообществом».
Одним из традиционных участников «Архипелага» стала команда Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ), представленная как сотрудниками и преподавателями, так и студентами. Сибиряки привезли на образовательный интенсив несколько проектов и поделились своими впечатлениями от участия.
Павел Новгородов, ректор НГУЭУ, для «Научно-образовательной политики»:
«В нашей команде есть участники, которые прошли все интенсивы, начиная с Владивостока. Нам интересно наблюдать за трансформацией содержания как самой программы интенсива, так и проектов его участников. В этом году я участвовал в треке, посвященном сетевым продуктам и цифровым продуктам и отметил, что почти все проекты были связаны с созданием платформ, бирж, маркетплейсов.
Это показывает запрос вузов, преподавателей и студентов на кооперацию, обмен опытом, лучшими практиками, продуктами. Потенциал различных интеграционных решений в сфере образования огромен, его можно раскрывать в том числе в рамках консорциумов на принципах саморегулирования».
Денис Обуховский, проректор по молодежной политике НГУЭУ, для «Научно-образовательной политики»:
«Помимо продвижения проектов, с которыми мы приехали на Архипелаг, нам было интересно участие в мероприятиях, посвященных развитию предпринимательских Точек кипения и вузовских акселераторов. Поддержка студенческого предпринимательства становится важным направлением деятельности любого вуза и поиск эффективного инструментария такой поддержи – крайне актуальная задача, которую нужно решать всем вузовским сообществом».
Технологический суверенитет – план действий (1/4)
Заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектом стало штабным заседанием, на котором рассматривался план действий по достижению научно-технологического суверенитета.
Президент Владимир Путин обозначил ключевые задачи:
1. Развитие сквозных цифровых технологий. На фоне успехов Сбера, Росатома и РЖД, 5 из 13 векторов не развиваются, по остальным не достигнуты значения по минимум 20% показателей. Отдельной критики удостоился Ростех. Микроэлектроника явно уходит из его контура. За каждым из направлений будет закреплен свой вице-премьер – и это распределение станет одним из главных пространств элитных взаимодействий на ближайшее время.
2. Широкая цифровая трансформация. 11 отраслевых стратегий должны быть ориентированы на конкретные результаты внедрения.
3. Расширение доступности финансовых ресурсов для отечественного высокотехнологичного бизнеса.
4. Повышение качества подготовки инженеров и IT-специалистов. Здесь полный научно-технологический цикл сопрягается с кадровым. Работа должна вестись со школы, сейчас дефицит и айтишников, и инженеров. Бюджетное финансирование будет увеличено, особое внимание – обновлению оборудования, развитию университетских кампусов мирового уровня и ремонту общежитий.
Дорожную карту достижения технологического суверенитета представил первый виц-премьер Андрей Белоусов.
Он отметил, что технологическая политика 20 последних лет фокусировалась на двух целях: технологический суверенитет и экономизация технологий. Сейчас добавилась третья – восстановление технологических цепочек, пострадавших от санкций – и четвертая: реинжиниринг функций рыночных институтов в форме цифровых платформ.
Под технологическим суверенитетом Андрей Белоусов понимает поддержание технологического паритета с ведущими странами мира, обладание ключевыми технологиями, определяющими возможность решения стратегических, социально-экономических и оборонных задач.
Механизмы достижения технологического суверенитета:
1. Государственный технологический заказ. Государство с экспертами и бизнесами выделяет критические технологии, формирует инструменты поддержки: ВИП госзначения, ФНТП и программы ведомств, НОЦы и НЦ мирового уровня – всего 150. Результатом приложения 464 бюджетных миллиардов по ГП НТР Андрей Белоусов видит «научные статьи, в лучшем случае – опытные образцы и патенты».
2. Развитие сквозных технологий – каркаса нового технологического уклада в результате соглашений Правительства и компаний-лидеров. Технологий 16, участников 9: Сбер, Ростелеком, Ростех, Россети, РЖД, Росатом, РФПИ, Газпром и Роснефть.
3. Проекты-маяки: отработка продуктов на прорывных и сквозных технологиях, включая полный жизненный цикл, регуляторику и прочее. Запущено пять: коммерческие беспилотники в авиа, авто и водно-грузовых перевозках, электромобили и медицинские помощники.
4. Национальная технологическая инициатива. В системе уже 3,3 тыс компаний, запущено 21 центр технологических компетенций и более 200 крупных проектов.
5. Передовые инженерные школы – становятся флагманом научно-технологического прорыва, как ранее им были мегагранты, НОЦы, Приоритет-2030. Будет запущено не менее 30 ПИШ.
Подробнее: http://kremlin.ru/events/president/news/69019.
Заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектом стало штабным заседанием, на котором рассматривался план действий по достижению научно-технологического суверенитета.
Президент Владимир Путин обозначил ключевые задачи:
1. Развитие сквозных цифровых технологий. На фоне успехов Сбера, Росатома и РЖД, 5 из 13 векторов не развиваются, по остальным не достигнуты значения по минимум 20% показателей. Отдельной критики удостоился Ростех. Микроэлектроника явно уходит из его контура. За каждым из направлений будет закреплен свой вице-премьер – и это распределение станет одним из главных пространств элитных взаимодействий на ближайшее время.
2. Широкая цифровая трансформация. 11 отраслевых стратегий должны быть ориентированы на конкретные результаты внедрения.
3. Расширение доступности финансовых ресурсов для отечественного высокотехнологичного бизнеса.
4. Повышение качества подготовки инженеров и IT-специалистов. Здесь полный научно-технологический цикл сопрягается с кадровым. Работа должна вестись со школы, сейчас дефицит и айтишников, и инженеров. Бюджетное финансирование будет увеличено, особое внимание – обновлению оборудования, развитию университетских кампусов мирового уровня и ремонту общежитий.
Дорожную карту достижения технологического суверенитета представил первый виц-премьер Андрей Белоусов.
Он отметил, что технологическая политика 20 последних лет фокусировалась на двух целях: технологический суверенитет и экономизация технологий. Сейчас добавилась третья – восстановление технологических цепочек, пострадавших от санкций – и четвертая: реинжиниринг функций рыночных институтов в форме цифровых платформ.
Под технологическим суверенитетом Андрей Белоусов понимает поддержание технологического паритета с ведущими странами мира, обладание ключевыми технологиями, определяющими возможность решения стратегических, социально-экономических и оборонных задач.
Механизмы достижения технологического суверенитета:
1. Государственный технологический заказ. Государство с экспертами и бизнесами выделяет критические технологии, формирует инструменты поддержки: ВИП госзначения, ФНТП и программы ведомств, НОЦы и НЦ мирового уровня – всего 150. Результатом приложения 464 бюджетных миллиардов по ГП НТР Андрей Белоусов видит «научные статьи, в лучшем случае – опытные образцы и патенты».
2. Развитие сквозных технологий – каркаса нового технологического уклада в результате соглашений Правительства и компаний-лидеров. Технологий 16, участников 9: Сбер, Ростелеком, Ростех, Россети, РЖД, Росатом, РФПИ, Газпром и Роснефть.
3. Проекты-маяки: отработка продуктов на прорывных и сквозных технологиях, включая полный жизненный цикл, регуляторику и прочее. Запущено пять: коммерческие беспилотники в авиа, авто и водно-грузовых перевозках, электромобили и медицинские помощники.
4. Национальная технологическая инициатива. В системе уже 3,3 тыс компаний, запущено 21 центр технологических компетенций и более 200 крупных проектов.
5. Передовые инженерные школы – становятся флагманом научно-технологического прорыва, как ранее им были мегагранты, НОЦы, Приоритет-2030. Будет запущено не менее 30 ПИШ.
Подробнее: http://kremlin.ru/events/president/news/69019.
Президент России
Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам
Владимир Путин в режиме видеоконференции провёл заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам.
Технологический суверенитет – план действий (2/4)
Экономизация технологий по Андрею Белоусову – это меры, чтобы наука и технологии стали драйвером экономического развития и производительной силой.
Примечательные меры среди озвученных:
1. Бесшовная склейка мер поддержки стартапов. Реформа институтов развития как раз была нацелена на подобную сквозную экосистемность.
2. Биржа стартапов – инфосистема для связи стартапов и инвесторов.
3. Механизм доращивания стартапов до готовности к принятию инвестиций и выхода в серию. Именно за эту область отвечает «Иннопрактика» Екатерины Тихоновой. Развернуть эту работу предлагается на базе «одного из действующих институтов развития, например, «Сколково» совместно с Фондом НТИ». Предстоит более четкая специализация Сколково и усиление роли Иннопрактики в его развитии.
4. Технологические долины (ИНТЦ) – можно прогнозировать дополнительный стимул интереса к этому механизму.
В качестве двух мегапроектов по суверенизации ключевых отраслей Алексей Белоусов выделил авиастроение и радиоэлектронную промышленность.
Также мы услышали трактовку термина «техноэкономика»: «перенос части функций институтов на цифровые платформы, ускоренная платформизация экономики».
Среди конкретных предложений по существующим проблемам Андрей Белоусов выделил несколько весьма политически заряженных, в том числе:
1. Необходимость создать (еще одни) верхнеуровневый документ: Концепцию технологического развития до 2030 года. Подготовка КТР должна, по его мнению, быть увязана с формированием плана стратегического развитяи в условиях санкций. Хотя непонятно, зачем умножать верхнеуровневые сущности, если уже есть Стратегия НТР (которая входит в тройку ключевых доктрин страны).
2. Ввести во всех министерствах позицию руководителей научно-технологической трансформации в ранге замминистра. Это будет своя сетевая структура аналогичная руководителям цифровой трансформации.
3. Андрей Белоусов несколько расширил список успешных игроков на поле сквозных технологий: ИИ – Сбер и РФПИ, новые материалы и квантовые вычисления – Росатом, квантовые коммуникации – РЖД, коммуникационные интернет-технологии – Ростелеком, генетика – Роснефть. Грубо говоря, в отстающие он выделили Ростех (тяжелое ПО, интернет вещей, датчики и сенсоры, технологии передачи энергии) и Россети. Ростех на шесть направлений вложил всего 1,1 млрд руб., Россети не вложили ничего.
В своем докладе Дмитрий Чернышенко сосредоточился на вопросах цифровизации госуправления и экономики, включая интернет-связанность страны.
Отдельный акцент на подготовке кадров:
1. Допобучение старшеклассников программированию – в сентябре более 100 тыс начнут двухлетний курс.
2. Увеличение КЦП на IT-направления.
3. Расширенные модули по цифровым компетенциям в вузах и цифровые кафедры.
4. IT-ДПО для взрослых.
Основной ответ по кадрам держал министр науки и высшего образования Валерий Фальков:
1. Увеличение КЦП по инженерному делу, технологиям и техническим наукам: в этом году 193 816 бюджетных мест для выпускников школ, 74 930 – в магистратуру и аспирантуру.
2. Главной олимпиадой обозначена «Звезда».
3. Ключевой инструмент привлечения в инженерию – детские кружки (техника и моделизм – читаем: Кванториумы) и углубленное изучение точных и естественных наук в школе. Университеты идут в школы и организуют допобразование детей.
4. 1 сентября в 23 регионах откроются 65 инженерных классов по авиационному профилю и 31 по судостроительному – проект Минобрнауки и Минпросвещения, где участвуют 25 вузов и 37 индустриальных партнеров, методические центры – Корабелка и МАИ.
5. Всероссийский конкурс студентов и аспирантов, обучающихся по инженерным специальностям.
6. Двойной запрос на трансформацию инженерного образования: базовые инженерные процессы переходят в цифру + появление новых измерений: инженерия природоподобия, биологическая и социальная.
Экономизация технологий по Андрею Белоусову – это меры, чтобы наука и технологии стали драйвером экономического развития и производительной силой.
Примечательные меры среди озвученных:
1. Бесшовная склейка мер поддержки стартапов. Реформа институтов развития как раз была нацелена на подобную сквозную экосистемность.
2. Биржа стартапов – инфосистема для связи стартапов и инвесторов.
3. Механизм доращивания стартапов до готовности к принятию инвестиций и выхода в серию. Именно за эту область отвечает «Иннопрактика» Екатерины Тихоновой. Развернуть эту работу предлагается на базе «одного из действующих институтов развития, например, «Сколково» совместно с Фондом НТИ». Предстоит более четкая специализация Сколково и усиление роли Иннопрактики в его развитии.
4. Технологические долины (ИНТЦ) – можно прогнозировать дополнительный стимул интереса к этому механизму.
В качестве двух мегапроектов по суверенизации ключевых отраслей Алексей Белоусов выделил авиастроение и радиоэлектронную промышленность.
Также мы услышали трактовку термина «техноэкономика»: «перенос части функций институтов на цифровые платформы, ускоренная платформизация экономики».
Среди конкретных предложений по существующим проблемам Андрей Белоусов выделил несколько весьма политически заряженных, в том числе:
1. Необходимость создать (еще одни) верхнеуровневый документ: Концепцию технологического развития до 2030 года. Подготовка КТР должна, по его мнению, быть увязана с формированием плана стратегического развитяи в условиях санкций. Хотя непонятно, зачем умножать верхнеуровневые сущности, если уже есть Стратегия НТР (которая входит в тройку ключевых доктрин страны).
2. Ввести во всех министерствах позицию руководителей научно-технологической трансформации в ранге замминистра. Это будет своя сетевая структура аналогичная руководителям цифровой трансформации.
3. Андрей Белоусов несколько расширил список успешных игроков на поле сквозных технологий: ИИ – Сбер и РФПИ, новые материалы и квантовые вычисления – Росатом, квантовые коммуникации – РЖД, коммуникационные интернет-технологии – Ростелеком, генетика – Роснефть. Грубо говоря, в отстающие он выделили Ростех (тяжелое ПО, интернет вещей, датчики и сенсоры, технологии передачи энергии) и Россети. Ростех на шесть направлений вложил всего 1,1 млрд руб., Россети не вложили ничего.
В своем докладе Дмитрий Чернышенко сосредоточился на вопросах цифровизации госуправления и экономики, включая интернет-связанность страны.
Отдельный акцент на подготовке кадров:
1. Допобучение старшеклассников программированию – в сентябре более 100 тыс начнут двухлетний курс.
2. Увеличение КЦП на IT-направления.
3. Расширенные модули по цифровым компетенциям в вузах и цифровые кафедры.
4. IT-ДПО для взрослых.
Основной ответ по кадрам держал министр науки и высшего образования Валерий Фальков:
1. Увеличение КЦП по инженерному делу, технологиям и техническим наукам: в этом году 193 816 бюджетных мест для выпускников школ, 74 930 – в магистратуру и аспирантуру.
2. Главной олимпиадой обозначена «Звезда».
3. Ключевой инструмент привлечения в инженерию – детские кружки (техника и моделизм – читаем: Кванториумы) и углубленное изучение точных и естественных наук в школе. Университеты идут в школы и организуют допобразование детей.
4. 1 сентября в 23 регионах откроются 65 инженерных классов по авиационному профилю и 31 по судостроительному – проект Минобрнауки и Минпросвещения, где участвуют 25 вузов и 37 индустриальных партнеров, методические центры – Корабелка и МАИ.
5. Всероссийский конкурс студентов и аспирантов, обучающихся по инженерным специальностям.
6. Двойной запрос на трансформацию инженерного образования: базовые инженерные процессы переходят в цифру + появление новых измерений: инженерия природоподобия, биологическая и социальная.
Технологический суверенитет – план действий (3/4)
Предложения Минобрнауки (которые в некоторых аспектах весьма революционны):
Об инженерах:
1. Изменение модели образования – не только междисциплинарность и ориентация на практику, но и на подготовку лидеров больших коллективов. Речь о проекте Передовых инженерных школ – 30 победителей (20 – в субъектах) из 15 регионов. ПИШ станут пилотными площадками, а далее – центрами компетенций и методологами для тиражирования наработок.
2. Приближение инженерного образования к реальному производству в регионах – через расширение сетевых программ.
3. Изменение нормативов финансирования госзадания на подготовку инженерных кадров. В него предлагается включить повышение квалификации для педагогов и затраты на привлечение практиков. Именно здесь главная финансовая революционность – в будущем перераспределении финансовых потоков по ГЗ.
4. Обновление учебно-лабораторного оборудования – от школы до вуза. Чуть позже Валерий Фальков заверил президента, что программа отечественного научного приборостроения развивается ритмично.
Об IT-спецах:
1. Увеличение КЦП.
2. Внедрение цифрового спецмодуля + цифровые кафедры. 0,9 млн студентов нарастающим итогом подготовят по цифре к 2030 году.
3. Устранение барьеров для привлечения практиков к преподаванию.
4. Аналогичные инженерным направлениям изменение объема финансирования подготовки (госзадания).
5. Аспирантура – увеличение количества мест и постепенно повышение доли защит. Здесь же модернизация требований к диссоветам.
Поддержка аспирантуры и подготовки научных кадров:
1. Соцподдержка – включая жилищные сертификаты. Идет обсуждение – как повысить аспирантам стипендию.
2. Стимулирование научного руководства – повышение емкости в разрезе нагрузки, допподготовка молодых кандидатов и докторов наук для работы в этом качестве.
3. Производственная аспирантура – в интересах индустриального партнера.
4. Целевая аспирантура для региональных вузов – подготовка в ведущих вузах под гарантии возвращения в родной регион.
Сергей Кравцов доложил, что Минпросвещения делает все возможное, чтобы утолить голод на преподавателей-предметников.
В своем лирическом отступлении Владимир Путин задумался о том, что более релевантен для нас опыт Российской Империи, а не СССР. И это, пожалуй, революционное измерение: президент отметил, что в Советском союзе само звание «инженер» было девальвировано. А вот при Империи «инженер такой-то» звучало гордо – по аналогии с научными званиями.
Сергей Собянин в лучшем виде представил опыт Москвы: ИНТЦ «Воробьевы горы», технологические кластеры по полной номенклатуре компонентов сложных изделий, инженерные классы в трети школ столицы.
Далее произошла дискуссия о том, в каком формате проводить эксперимент по дистанционной продаже рецептурных препаратов. Встал и вопрос о перезагрузке малых инновационных предприятий при вузах, а также создания на базе ПСБ «биржи инжиниринга».
Предложения Минобрнауки (которые в некоторых аспектах весьма революционны):
Об инженерах:
1. Изменение модели образования – не только междисциплинарность и ориентация на практику, но и на подготовку лидеров больших коллективов. Речь о проекте Передовых инженерных школ – 30 победителей (20 – в субъектах) из 15 регионов. ПИШ станут пилотными площадками, а далее – центрами компетенций и методологами для тиражирования наработок.
2. Приближение инженерного образования к реальному производству в регионах – через расширение сетевых программ.
3. Изменение нормативов финансирования госзадания на подготовку инженерных кадров. В него предлагается включить повышение квалификации для педагогов и затраты на привлечение практиков. Именно здесь главная финансовая революционность – в будущем перераспределении финансовых потоков по ГЗ.
4. Обновление учебно-лабораторного оборудования – от школы до вуза. Чуть позже Валерий Фальков заверил президента, что программа отечественного научного приборостроения развивается ритмично.
Об IT-спецах:
1. Увеличение КЦП.
2. Внедрение цифрового спецмодуля + цифровые кафедры. 0,9 млн студентов нарастающим итогом подготовят по цифре к 2030 году.
3. Устранение барьеров для привлечения практиков к преподаванию.
4. Аналогичные инженерным направлениям изменение объема финансирования подготовки (госзадания).
5. Аспирантура – увеличение количества мест и постепенно повышение доли защит. Здесь же модернизация требований к диссоветам.
Поддержка аспирантуры и подготовки научных кадров:
1. Соцподдержка – включая жилищные сертификаты. Идет обсуждение – как повысить аспирантам стипендию.
2. Стимулирование научного руководства – повышение емкости в разрезе нагрузки, допподготовка молодых кандидатов и докторов наук для работы в этом качестве.
3. Производственная аспирантура – в интересах индустриального партнера.
4. Целевая аспирантура для региональных вузов – подготовка в ведущих вузах под гарантии возвращения в родной регион.
Сергей Кравцов доложил, что Минпросвещения делает все возможное, чтобы утолить голод на преподавателей-предметников.
В своем лирическом отступлении Владимир Путин задумался о том, что более релевантен для нас опыт Российской Империи, а не СССР. И это, пожалуй, революционное измерение: президент отметил, что в Советском союзе само звание «инженер» было девальвировано. А вот при Империи «инженер такой-то» звучало гордо – по аналогии с научными званиями.
Сергей Собянин в лучшем виде представил опыт Москвы: ИНТЦ «Воробьевы горы», технологические кластеры по полной номенклатуре компонентов сложных изделий, инженерные классы в трети школ столицы.
Далее произошла дискуссия о том, в каком формате проводить эксперимент по дистанционной продаже рецептурных препаратов. Встал и вопрос о перезагрузке малых инновационных предприятий при вузах, а также создания на базе ПСБ «биржи инжиниринга».
Технологический суверенитет – план действий (4/4)
Одним из двух политических событий эндшпиля Совета стало столкновение Сергея Собянина и Андрея Белоусова. Мэру Москвы не понравилось, что частично поддержка крупных проектов будет переложена на региональные бюджеты. Первый вице-премьер открыто намекнул – не Москве уж жаловаться, могли бы и выделить 30 млрд. А тут уже Собянин встал в позу – сказал, что и так много выделяет.
Второе значимое в политическом плане событие – выступление Кирилла Дмитриева из РФПИ (связанного через Наталью Попову с Екатериной Тихоновой и Иннопрактикой). То, что руководитель РФПИ пиарит свою структуру – это нормально, но Кирилл Дмитриев вытащил на свет еще и Российскую венчурную компанию (которая пребывает в нокауте после ареста Александра Повалко. Предложение достаточно ожидаемое – дофинансировать РФПИ и другие фонды (Фонд Бортника и ФРП), а также РВК. Ожидаем, что и Сколково, и РВК – проекты медведевской эпохи – будут переданы в зону влияния Екатерины Тихоновой.
Финальную черту подвел президент Владимир Путин. Он выделил технологическое развитие как sine qua non функционирования социально-экономической системы:
«Вопросы технологического развития, которые мы обсудили, – это не только приоритет, но и база, фундамент для достижения наших стратегических планов и реализации, по сути, всех национальных проектов. Будет прорыв в технологиях, в широкой цифровой трансформации, в подготовке специалистов в этих сферах, преодолеем любые трудности – и нынешние, и которые будут, а они, трудности, возникают всегда, – преодолеем любые трудности, выйдем на траекторию опережающего развития, по-другому невозможно».
В виде резюме глава государства выделил несколько направлений работы (их ожидаем в виде поручений по итогу Совета):
1. Перезапуск работы по сквозным технологиям – с персональной ответственностью вице-премьеров – кураторов.
2. Актуализация и интеграция стратегий цифровизации отраслей и ориентацией на конкретику. Создание единого центра координации стратегий цифровых трансформаций.
3. Расширение номенклатуры спонсоров технологических проектов – включая «соцнагрузку» на крупные госкорпорации и компании с большим государственным участием.
4. Расширение финансирования подготовки инженерных и IT-кадров, включая раннюю профориентацию, СПО и высшую школу. Отдельное внимание – лабораторному оборудованию. Именно здесь предстоит принять стратегическое решение – линейка должна быть сопряженной: от кабинета физики или информатики до университетской лаборатории и будущему рабочему месту в высокотехнологичным бизнесе.
Итог
Президент Владимир Путин четко дал понять: все инвесторы известны и они должны будут вкладываться в научно-технологический суверенитет, как ранее были интегрированы в поддержку прорыва.
Формируется пространство единых правил игры, принудительного участия («оброк на суверенитет») и коллективной ответственности – если ранее это было характерно лишь для науки и высшего образования, то теперь формируется более комплексная область: научно-технологический суверенитет. Работать на него обязана каждая элитная группа.
Можно констатировать формирование широкого «фронта технологического суверенитета»: в него под руководством Михаила Мишустина интегрированы и Андрей Белоусов с Дмитрием Чернышенко. Наши источники в Правительстве подтверждают, что оба вице-премьера командно будут укреплять технологическую повестку. С другой стороны, традиционно у столичного руководства есть своё видение ряда акцентов, что выявилось в диалоге Белоусова и Собянина.
Вместе с тем, именно сегодня стартовал форум «Сильные идеи для нового времени», главного форума команды гендиректора АСИ Светланы Чупшевой. Форум во многом является логичным продолжением «Архипелага 2022», разовьёт идеи состоявшегося разговора у Президента и соберет консенсус разнообраных элит — от массы глав регионов до лидеров НТИ и руководства Администрации президента.
Форум поддержан Владимиром Путиным, оргкомитет возглавляет помощник Президента Максим Орешкин, а титульным (главным) партнёром Форума является именно Правительство Москвы.
Одним из двух политических событий эндшпиля Совета стало столкновение Сергея Собянина и Андрея Белоусова. Мэру Москвы не понравилось, что частично поддержка крупных проектов будет переложена на региональные бюджеты. Первый вице-премьер открыто намекнул – не Москве уж жаловаться, могли бы и выделить 30 млрд. А тут уже Собянин встал в позу – сказал, что и так много выделяет.
Второе значимое в политическом плане событие – выступление Кирилла Дмитриева из РФПИ (связанного через Наталью Попову с Екатериной Тихоновой и Иннопрактикой). То, что руководитель РФПИ пиарит свою структуру – это нормально, но Кирилл Дмитриев вытащил на свет еще и Российскую венчурную компанию (которая пребывает в нокауте после ареста Александра Повалко. Предложение достаточно ожидаемое – дофинансировать РФПИ и другие фонды (Фонд Бортника и ФРП), а также РВК. Ожидаем, что и Сколково, и РВК – проекты медведевской эпохи – будут переданы в зону влияния Екатерины Тихоновой.
Финальную черту подвел президент Владимир Путин. Он выделил технологическое развитие как sine qua non функционирования социально-экономической системы:
«Вопросы технологического развития, которые мы обсудили, – это не только приоритет, но и база, фундамент для достижения наших стратегических планов и реализации, по сути, всех национальных проектов. Будет прорыв в технологиях, в широкой цифровой трансформации, в подготовке специалистов в этих сферах, преодолеем любые трудности – и нынешние, и которые будут, а они, трудности, возникают всегда, – преодолеем любые трудности, выйдем на траекторию опережающего развития, по-другому невозможно».
В виде резюме глава государства выделил несколько направлений работы (их ожидаем в виде поручений по итогу Совета):
1. Перезапуск работы по сквозным технологиям – с персональной ответственностью вице-премьеров – кураторов.
2. Актуализация и интеграция стратегий цифровизации отраслей и ориентацией на конкретику. Создание единого центра координации стратегий цифровых трансформаций.
3. Расширение номенклатуры спонсоров технологических проектов – включая «соцнагрузку» на крупные госкорпорации и компании с большим государственным участием.
4. Расширение финансирования подготовки инженерных и IT-кадров, включая раннюю профориентацию, СПО и высшую школу. Отдельное внимание – лабораторному оборудованию. Именно здесь предстоит принять стратегическое решение – линейка должна быть сопряженной: от кабинета физики или информатики до университетской лаборатории и будущему рабочему месту в высокотехнологичным бизнесе.
Итог
Президент Владимир Путин четко дал понять: все инвесторы известны и они должны будут вкладываться в научно-технологический суверенитет, как ранее были интегрированы в поддержку прорыва.
Формируется пространство единых правил игры, принудительного участия («оброк на суверенитет») и коллективной ответственности – если ранее это было характерно лишь для науки и высшего образования, то теперь формируется более комплексная область: научно-технологический суверенитет. Работать на него обязана каждая элитная группа.
Можно констатировать формирование широкого «фронта технологического суверенитета»: в него под руководством Михаила Мишустина интегрированы и Андрей Белоусов с Дмитрием Чернышенко. Наши источники в Правительстве подтверждают, что оба вице-премьера командно будут укреплять технологическую повестку. С другой стороны, традиционно у столичного руководства есть своё видение ряда акцентов, что выявилось в диалоге Белоусова и Собянина.
Вместе с тем, именно сегодня стартовал форум «Сильные идеи для нового времени», главного форума команды гендиректора АСИ Светланы Чупшевой. Форум во многом является логичным продолжением «Архипелага 2022», разовьёт идеи состоявшегося разговора у Президента и соберет консенсус разнообраных элит — от массы глав регионов до лидеров НТИ и руководства Администрации президента.
Форум поддержан Владимиром Путиным, оргкомитет возглавляет помощник Президента Максим Орешкин, а титульным (главным) партнёром Форума является именно Правительство Москвы.
RoboCup поможет абитуриенту
Министерство просвещения внесло чемпионат в официальный перечень мероприятий на 2021/22 учебный год. Теперь победители и участники российского этапа международного чемпионата по робототехнике RoboCup Russia Open 2022 могут получить дополнительные баллы при поступлении в любой вуз страны. Традиционно продвижением RoboCup Russia Open занимается Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники.
Виктор Рулевский, ректор Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, для «Научно-образовательной политики»:
Включение робототехнических соревнований РобоКап, которые проводит наш университет, в перечень мероприятий Министерства просвещения подтверждает, что этот всероссийский чемпионат значим для системы школьного образования и очень хорошо интегрирован в неё. Задачи для участников – очень многогранны, и состоят не в том, чтобы собрать и запрограммировать робота из готового конструктора. Ребятам зачастую требуется создать, спроектировать своего робота, изготовить детали на 3D-принтере. Требуются знания физики, механики, математики, электроники, программирования.
Поэтому на прошедших в мае соревнованиях мы высказали, а наши участники – поддержали, идею придания мероприятию официального статуса по мнению Министерства просвещения, что обеспечило бы дополнительные баллы для участников-школьников при поступлении во все российские вузы. Включение в официальный перечень мероприятий даёт такую возможность, которой могут воспользоваться все ребята, занявшие призовые места. Например, при поступлении в ТУСУР участники соревнований РобоКап могут получить до четырёх дополнительных баллов.
Поскольку в нашем университете учатся бывшие школьники, которые участвовали и побеждали в этих соревнованиях, мы можем точно утверждать, что это способные, талантливые и инициативные студенты. Поэтому уверен, что в какой бы университет не поступили победители РобоКапа, они точно будут там одними из лучших. И мы рады, что поспособствуем в этом ребятам из разных городов, ведь география участников чемпионата на сегодня – это 24 российских региона. И она обязательно еще будет развиваться, в том числе, благодаря вниманию со стороны Минпросвещения России.
Министерство просвещения внесло чемпионат в официальный перечень мероприятий на 2021/22 учебный год. Теперь победители и участники российского этапа международного чемпионата по робототехнике RoboCup Russia Open 2022 могут получить дополнительные баллы при поступлении в любой вуз страны. Традиционно продвижением RoboCup Russia Open занимается Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники.
Виктор Рулевский, ректор Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, для «Научно-образовательной политики»:
Включение робототехнических соревнований РобоКап, которые проводит наш университет, в перечень мероприятий Министерства просвещения подтверждает, что этот всероссийский чемпионат значим для системы школьного образования и очень хорошо интегрирован в неё. Задачи для участников – очень многогранны, и состоят не в том, чтобы собрать и запрограммировать робота из готового конструктора. Ребятам зачастую требуется создать, спроектировать своего робота, изготовить детали на 3D-принтере. Требуются знания физики, механики, математики, электроники, программирования.
Поэтому на прошедших в мае соревнованиях мы высказали, а наши участники – поддержали, идею придания мероприятию официального статуса по мнению Министерства просвещения, что обеспечило бы дополнительные баллы для участников-школьников при поступлении во все российские вузы. Включение в официальный перечень мероприятий даёт такую возможность, которой могут воспользоваться все ребята, занявшие призовые места. Например, при поступлении в ТУСУР участники соревнований РобоКап могут получить до четырёх дополнительных баллов.
Поскольку в нашем университете учатся бывшие школьники, которые участвовали и побеждали в этих соревнованиях, мы можем точно утверждать, что это способные, талантливые и инициативные студенты. Поэтому уверен, что в какой бы университет не поступили победители РобоКапа, они точно будут там одними из лучших. И мы рады, что поспособствуем в этом ребятам из разных городов, ведь география участников чемпионата на сегодня – это 24 российских региона. И она обязательно еще будет развиваться, в том числе, благодаря вниманию со стороны Минпросвещения России.
publication.pravo.gov.ru
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2022 № 382 ∙ Официальное опубликование правовых актов
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2022 № 382
"Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей…
"Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей…
#выборыРАН – кандидаты
На заседании Президиума РАН 19 июля руководство Академии утвердило список кандидатов, выдвинутых на должность президента.
Для участия в выборах президента РАН в 2022 г. зарегистрировались 4 кандидата:
Геннадий Яковлевич Красников, академик РАН, академик-секретарь Отделения нанотехнологий и информационных технологий РАН;
Дмитрий Маркович Маркович, академик РАН, член президиума РАН;
Роберт Искандрович Нигматулин, академик РАН, член президиума РАН;
Александр Михайлович Сергеев, академик РАН, действующий президент РАН.
Больше всего выдвижений от Отделений получил Геннадий Красников, хотя основным фаворитом является действующий президент РАН Александр Сергеев.
Если говорить схематически, то Геннадий Красников идет кандидатом «от Ковальчука», Дмитрий Маркович – «от Сибири», Роберт Нигматулин – «от РАНдикалов», а Александр Сергеев – как раз «ото всех».
Фаворитом является действующий глава РАН – у него есть существенная поддержка от всех центров власти: Правительство, АП, Совфед, ключевые регионы. Даже с намного более ершистым профильным комитетом Госдумы отношения намного улучшились. Есть у Александра Сергеева и позитивное отношение со стороны Росатома – даже несмотря на всю предысторию отношений РАН и президента Курчатовского института Михаила Ковальчука.
Список кандидатов будет передан на утверждение в Правительство, которое в течение месяца рассмотрит предложенные кандидатуры и примет решение об их допуске к выборам (как минимум двух). Напомним, при подготовке к проведению выборов президента РАН в 2017 г. из 7 претендентов правительство допустило 5 человек.
Общее собрание членов РАН состоится 19, 20 и 22 сентября 2022 г. На нем будет выбран новый президент Академии и вице-президенты РАН. Для определения главы Академии необходимо простое большинство – в первом или во втором туре. Победителя утверждает на пост президент России – это станет последним испытанием.
Важным фоном для предвыборной кампании является Специальная военная операция и мобилизационные усилия по оперативному импортозамещению и стратегическому импортоопережению. В этой связи практика избирательных процессов гласит о том, что чаще всего происходит сплачивание вокруг действующего лидера.
На заседании Президиума РАН 19 июля руководство Академии утвердило список кандидатов, выдвинутых на должность президента.
Для участия в выборах президента РАН в 2022 г. зарегистрировались 4 кандидата:
Геннадий Яковлевич Красников, академик РАН, академик-секретарь Отделения нанотехнологий и информационных технологий РАН;
Дмитрий Маркович Маркович, академик РАН, член президиума РАН;
Роберт Искандрович Нигматулин, академик РАН, член президиума РАН;
Александр Михайлович Сергеев, академик РАН, действующий президент РАН.
Больше всего выдвижений от Отделений получил Геннадий Красников, хотя основным фаворитом является действующий президент РАН Александр Сергеев.
Если говорить схематически, то Геннадий Красников идет кандидатом «от Ковальчука», Дмитрий Маркович – «от Сибири», Роберт Нигматулин – «от РАНдикалов», а Александр Сергеев – как раз «ото всех».
Фаворитом является действующий глава РАН – у него есть существенная поддержка от всех центров власти: Правительство, АП, Совфед, ключевые регионы. Даже с намного более ершистым профильным комитетом Госдумы отношения намного улучшились. Есть у Александра Сергеева и позитивное отношение со стороны Росатома – даже несмотря на всю предысторию отношений РАН и президента Курчатовского института Михаила Ковальчука.
Список кандидатов будет передан на утверждение в Правительство, которое в течение месяца рассмотрит предложенные кандидатуры и примет решение об их допуске к выборам (как минимум двух). Напомним, при подготовке к проведению выборов президента РАН в 2017 г. из 7 претендентов правительство допустило 5 человек.
Общее собрание членов РАН состоится 19, 20 и 22 сентября 2022 г. На нем будет выбран новый президент Академии и вице-президенты РАН. Для определения главы Академии необходимо простое большинство – в первом или во втором туре. Победителя утверждает на пост президент России – это станет последним испытанием.
Важным фоном для предвыборной кампании является Специальная военная операция и мобилизационные усилия по оперативному импортозамещению и стратегическому импортоопережению. В этой связи практика избирательных процессов гласит о том, что чаще всего происходит сплачивание вокруг действующего лидера.
Forwarded from ИОТ-чат: все об индивидуальных образовательных траекториях (Ирина Гордина)
Вторая Всероссийская ИОТ-конференция состоится в октябре этого года в Москве. К двум дням самой конференции мы решили присоединить третий день - ИОТ-Практикум. Его программа будет значительно отличаться от прошлого года. Мы хотели бы выбрать вместе с вами удобные даты: 26-28 октября (среда-пятница) или 27-29 октября (четверг-суббота). Большое спасибо за ваши ответы!
Forwarded from ИОТ-чат: все об индивидуальных образовательных траекториях (Ирина Гордина)
Выбираем даты для ИОТ-конференции в октябре: среда-пятница или четверг-суббота?
Anonymous Poll
30%
Четверг-суббота (27-29 октября) ок, на неделе три дня невозможно выделить
38%
Среда-пятница (26-28 октября)! Выходные - законное время для восстановления сил
4%
У меня эти даты заняты
6%
На конференцию я хочу, а на практикум - не знаю. Поэтому все равно.
22%
Просто хочу посмотреть ответы
Люди, влюбленные в Архипелаг
В «Точке кипения» в Сахалинском государственном университете прошел проектно-образовательный интенсив «Архипелаг-2022», где основными направлениями работы стали вопросы климата, водородной энергетики и кадрового развития.
Вячеслав Аленьков, заместитель председателя правительства Сахалинской области, для «Научно-образовательной политики»:
Сахалинская область уже второй год участвует в национальной технологической инициативе «Архипелаг». В прошлом году в Великом Новгороде мы представляли наш проект по созданию нового города «Экополис», который вошел в топ-100 лучших проектов и получил награду «Проект столетия».
В этом году наша команда представлена на «Архипелаге» в Севастополе и одновременно, что для нас уникально, на Сахалине. Я считаю, что для нас очень важно встроиться в эту большую систему «Архипелага», привнести туда наш опыт, продвигать Сахалинскую область на территории всей страны и применять лучшие практики у нас в регионе.
В частности, островная область разрабатывает новую инициативу в сфере подготовки кадров, связанную с экологическим образованием на всех уровнях, включая школу, среднеспециальное и высшее образование.
Сергей Семенцов, заместитель руководителя центра устойчивого развития Института ВЭБ, для «Научно-образовательной политики»:
В свете последних международных изменений идет большая дискуссия, нужна ли нам вообще климатическая повестка, весь тренд на устойчивое развитие.
С сентября начинается реализация сахалинского эксперимента, и от его успеха во многом зависит и будущее климатической повестки в России. Будет успех на Сахалине – это значит, что будет хороший пример для всех остальных. Если Сахалин не сумеет с этим справиться, во что я слабо верю, то, соответственно, и аргументы противников климатической повестки будут весомее.
Также по итогам работы «Архипелага» были очень хорошо проработаны два проекта, направленных на запуск внутреннего рынка потребления водорода. В прямом виде водород сейчас использовать затруднительно ввиду технологических ограничений, поэтому рассматривается использование метан-водородной смеси.
Это позволяет использовать текущую газовую инфраструктуру и запустить новый источник энергии достаточно оперативно.
Евгений Гетц, директор Сахалинского климатического центра СахГУ, для «Научно-образовательной политики»:
Используя метан-водородную смесь вместо обычного метана, мы получаем снижение выброса парниковых газов до 40 процентов. И это существенно для нашего региона, так как с 1 сентября у нас стартует эксперимент по достижению регионом углеродной нейтральности. Мы будем и дальше прорабатывать эти водородные проекты в рамках деятельности Сахалинского климатического центра.
Отдельным направлением работы на «Архипелаге» была часть, связанная с разработкой региональных планов по адаптации к климату, которые до конца этого года должны появиться в каждом регионе и во многих компаниях. План по адаптации призван снизить издержки и реализовать возможности, которые возникают в условиях современных климатических изменений.
Мария Ганченкова, и.о. ректора Сахалинского государственного университета, для «Научно-образовательной политики»:
Считаю, что «Архипелаг» удался, есть конкретные результаты, которыми можно поделиться. Больше 20 направлений прорабатывалось в таком плотном интенсиве, всего у нас на площадке было свыше 180 участников, предоставлявших более 20 различных организаций и компаний.
Сахалинский государственный университет заключил соглашения о сотрудничестве по ряду проектов с ГКНПЦ имени Хруничева в области водородных и климатических изменений, с Центром имени Келдыша по водородной тематике, с «Сахалин Биопроект» по реализации проектов в области марикультуры, с Федеральным исследовательским центром Красноярского научного центра Сибирского отделения РАН в области климатических изменений. То есть у нас появились партнёры и надежные товарищи, с которыми мы будем идти дальше.
НОП — официальный партнёр «Архипелаг 2022»
В «Точке кипения» в Сахалинском государственном университете прошел проектно-образовательный интенсив «Архипелаг-2022», где основными направлениями работы стали вопросы климата, водородной энергетики и кадрового развития.
Вячеслав Аленьков, заместитель председателя правительства Сахалинской области, для «Научно-образовательной политики»:
Сахалинская область уже второй год участвует в национальной технологической инициативе «Архипелаг». В прошлом году в Великом Новгороде мы представляли наш проект по созданию нового города «Экополис», который вошел в топ-100 лучших проектов и получил награду «Проект столетия».
В этом году наша команда представлена на «Архипелаге» в Севастополе и одновременно, что для нас уникально, на Сахалине. Я считаю, что для нас очень важно встроиться в эту большую систему «Архипелага», привнести туда наш опыт, продвигать Сахалинскую область на территории всей страны и применять лучшие практики у нас в регионе.
В частности, островная область разрабатывает новую инициативу в сфере подготовки кадров, связанную с экологическим образованием на всех уровнях, включая школу, среднеспециальное и высшее образование.
Сергей Семенцов, заместитель руководителя центра устойчивого развития Института ВЭБ, для «Научно-образовательной политики»:
В свете последних международных изменений идет большая дискуссия, нужна ли нам вообще климатическая повестка, весь тренд на устойчивое развитие.
С сентября начинается реализация сахалинского эксперимента, и от его успеха во многом зависит и будущее климатической повестки в России. Будет успех на Сахалине – это значит, что будет хороший пример для всех остальных. Если Сахалин не сумеет с этим справиться, во что я слабо верю, то, соответственно, и аргументы противников климатической повестки будут весомее.
Также по итогам работы «Архипелага» были очень хорошо проработаны два проекта, направленных на запуск внутреннего рынка потребления водорода. В прямом виде водород сейчас использовать затруднительно ввиду технологических ограничений, поэтому рассматривается использование метан-водородной смеси.
Это позволяет использовать текущую газовую инфраструктуру и запустить новый источник энергии достаточно оперативно.
Евгений Гетц, директор Сахалинского климатического центра СахГУ, для «Научно-образовательной политики»:
Используя метан-водородную смесь вместо обычного метана, мы получаем снижение выброса парниковых газов до 40 процентов. И это существенно для нашего региона, так как с 1 сентября у нас стартует эксперимент по достижению регионом углеродной нейтральности. Мы будем и дальше прорабатывать эти водородные проекты в рамках деятельности Сахалинского климатического центра.
Отдельным направлением работы на «Архипелаге» была часть, связанная с разработкой региональных планов по адаптации к климату, которые до конца этого года должны появиться в каждом регионе и во многих компаниях. План по адаптации призван снизить издержки и реализовать возможности, которые возникают в условиях современных климатических изменений.
Мария Ганченкова, и.о. ректора Сахалинского государственного университета, для «Научно-образовательной политики»:
Считаю, что «Архипелаг» удался, есть конкретные результаты, которыми можно поделиться. Больше 20 направлений прорабатывалось в таком плотном интенсиве, всего у нас на площадке было свыше 180 участников, предоставлявших более 20 различных организаций и компаний.
Сахалинский государственный университет заключил соглашения о сотрудничестве по ряду проектов с ГКНПЦ имени Хруничева в области водородных и климатических изменений, с Центром имени Келдыша по водородной тематике, с «Сахалин Биопроект» по реализации проектов в области марикультуры, с Федеральным исследовательским центром Красноярского научного центра Сибирского отделения РАН в области климатических изменений. То есть у нас появились партнёры и надежные товарищи, с которыми мы будем идти дальше.
НОП — официальный партнёр «Архипелаг 2022»
Архипелаг фундаментальных наук и технологий
В число команд-победителей на образовательном интенсиве «Архипелаг 2022» в рамках трека развития регионов вошла команда НИЯУ МИФИ с проектом сетевого университета фундаментальных наук и технологий.
Светлана Ганат, начальник управления внешних коммуникаций НИЯУ МИФИ для «Научно-образовательной политики»:
«Год назад НИЯУ МИФИ участвовал в «Архипелаге 2021». Там говорилось о потребности регионов в университете, который готовил бы кадры для мегасайенс установок, наукоградов и атомградов.
В течение года мы принимали участие в серии переговоров с Университетом 2035 и на «Архипелаге 2022» в треке «Развитие регионов» совместно с научными организациями обсудили возможности этого проекта.
Проект «Сетевой университет фундаментальных наук и технологий» был представлен Президенту в декабре 2021 года спецпредставителем Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрием Песковым.
Наша команда из 6 человек попыталась построить модель, которая описывает, с какими наукоемкими территориями, в том числе, с расположенными там мегасайенс установками, мы можем подготовить интересные проекты и совместные программы.
Само по себе понятие «сетевой университет» распространённое, такие структуры есть в разных вузах. В нашем случае, одна из программ новой структуры - «физика элементарных частиц и космология», другая - «лазерные технологии». Первая программа будет строиться с ОИЯИ. У нас есть и другие идеи с разными наукоградами и научными установками. Обязательно будем работать с Кольцово, чтобы готовить кадры для СКИФ.
Свою роль в проекте мы видим так: мы разрабатываем программы и насыщаем их разными курсами, научные организации помогают наполнять их содержанием и планируют исследования, в которых может принять участие учащаяся молодёжь, а Университет 2035 создает цифровую платформу, интегрирует туда программы и соединяет их в контуре наукоградов и атомградов.
Важно отметить, что речь идёт о магистерских программах. Возможно, будет и аспирантура. Обучающийся по программе сможет проходить два года магистратуры и четыре года аспирантуры на той или иной мегасайенс установке.
Задача нашего проекта – способствовать тому, чтобы научные кадры оставались в науке, а не уходили в коммерцию или в любое место, где больше платят.
Сегодня существует большой круг проблем, из-за которых учёные не остаются в наукоградах. Это не только невысокая зарплата, но и отсутствие развитой инфраструктуры в наукоградах, плохие дороги, дефицит мест в детские садах… Поэтому мы привлекаем к сотрудничеству по проекту руководство наукоградов и атомных городов.
При подготовке проекта мы работали вместе с командой научно-образовательного парка Троицка, выступившие на «Архипелаге 2021» с идеей сетевого универитета, активно взаимодействовали с ректором Университета 2035 Ниной Яныкиной. Таким образом, мы выступили с проектом втроем – я как основной докладчик и два содокладчика: Нина Яныкина и глава городского округа Троицк Владимир Дудочкин.
НОП — официальный партнёр «Архипелаг 2022»
В число команд-победителей на образовательном интенсиве «Архипелаг 2022» в рамках трека развития регионов вошла команда НИЯУ МИФИ с проектом сетевого университета фундаментальных наук и технологий.
Светлана Ганат, начальник управления внешних коммуникаций НИЯУ МИФИ для «Научно-образовательной политики»:
«Год назад НИЯУ МИФИ участвовал в «Архипелаге 2021». Там говорилось о потребности регионов в университете, который готовил бы кадры для мегасайенс установок, наукоградов и атомградов.
В течение года мы принимали участие в серии переговоров с Университетом 2035 и на «Архипелаге 2022» в треке «Развитие регионов» совместно с научными организациями обсудили возможности этого проекта.
Проект «Сетевой университет фундаментальных наук и технологий» был представлен Президенту в декабре 2021 года спецпредставителем Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрием Песковым.
Наша команда из 6 человек попыталась построить модель, которая описывает, с какими наукоемкими территориями, в том числе, с расположенными там мегасайенс установками, мы можем подготовить интересные проекты и совместные программы.
Само по себе понятие «сетевой университет» распространённое, такие структуры есть в разных вузах. В нашем случае, одна из программ новой структуры - «физика элементарных частиц и космология», другая - «лазерные технологии». Первая программа будет строиться с ОИЯИ. У нас есть и другие идеи с разными наукоградами и научными установками. Обязательно будем работать с Кольцово, чтобы готовить кадры для СКИФ.
Свою роль в проекте мы видим так: мы разрабатываем программы и насыщаем их разными курсами, научные организации помогают наполнять их содержанием и планируют исследования, в которых может принять участие учащаяся молодёжь, а Университет 2035 создает цифровую платформу, интегрирует туда программы и соединяет их в контуре наукоградов и атомградов.
Важно отметить, что речь идёт о магистерских программах. Возможно, будет и аспирантура. Обучающийся по программе сможет проходить два года магистратуры и четыре года аспирантуры на той или иной мегасайенс установке.
Задача нашего проекта – способствовать тому, чтобы научные кадры оставались в науке, а не уходили в коммерцию или в любое место, где больше платят.
Сегодня существует большой круг проблем, из-за которых учёные не остаются в наукоградах. Это не только невысокая зарплата, но и отсутствие развитой инфраструктуры в наукоградах, плохие дороги, дефицит мест в детские садах… Поэтому мы привлекаем к сотрудничеству по проекту руководство наукоградов и атомных городов.
При подготовке проекта мы работали вместе с командой научно-образовательного парка Троицка, выступившие на «Архипелаге 2021» с идеей сетевого универитета, активно взаимодействовали с ректором Университета 2035 Ниной Яныкиной. Таким образом, мы выступили с проектом втроем – я как основной докладчик и два содокладчика: Нина Яныкина и глава городского округа Троицк Владимир Дудочкин.
НОП — официальный партнёр «Архипелаг 2022»
Сергей Вищипанов, генеральный директор «Факультетус», по итогам сессии «Поддержка инициатив лидеров: взаимодействие бизнеса, вузов и власти» форума «Сильные идеи для нового времени», для «Научно-образовательной политики» @scienpolicy , @nop_rectors и @go_university:
«Массово и качественно формировать лидеров и лидерские проекты мерами поддержки получится только когда институты развития будут мыслить и строить свою деятельность в долгую, длинным горизонтом планирования, не перебиваясь на оперативные пожары, показатели и очаговые проекты. Инвестиции времени и ресурсов в лидеров - это всегда долго, и только у институты развития могут себе это позволить, как с правом на ошибку в венчуре.
В контексте же университетов как потенциально самых верных институтов развития в своих отраслях, регионах и обществах за очевидной актуальностью скрывается важный технический вопрос, зачем это сегодня среднестатистическому университету в той системе показателей, трендов, противовесов и зависимостей, которые его окружают»
«Массово и качественно формировать лидеров и лидерские проекты мерами поддержки получится только когда институты развития будут мыслить и строить свою деятельность в долгую, длинным горизонтом планирования, не перебиваясь на оперативные пожары, показатели и очаговые проекты. Инвестиции времени и ресурсов в лидеров - это всегда долго, и только у институты развития могут себе это позволить, как с правом на ошибку в венчуре.
В контексте же университетов как потенциально самых верных институтов развития в своих отраслях, регионах и обществах за очевидной актуальностью скрывается важный технический вопрос, зачем это сегодня среднестатистическому университету в той системе показателей, трендов, противовесов и зависимостей, которые его окружают»
Дмитрий Гужеля, руководитель департамента оценки и методологии «Россия-страна возможностей», по итогам сессии «Поддержка инициатив лидеров: взаимодействие бизнеса, вузов и власти» форума «Сильные идеи для нового времени», для «Научно-образовательной политики» @scienpolicy , @nop_rectors и @go_university:
Существует, на самом деле, две основные проблемы, которые нужно учитывать при работе институтов развития. Проблема первая — это воздействие на целевые аудитории, и на какие целевые аудитории мы воздействуем. АНО РСВ провело оценку студентов, больше 120 тысяч студентов. И мы выяснили, что большая часть проектов цепляет лишь 15% ребят, которые попадают в группу. Условно, педантов — людей, которые четко следуют правилам и процедурам: им сказали — они пошли участвовать; им сказали включиться в работу — они включились в работу. Это первое.
Вторая проблема заключается в том, что большая часть мероприятий должна доводиться до конца. То есть, происходит оценка, по результатам оценки никакого движения дальше нет.
Существует, на самом деле, две основные проблемы, которые нужно учитывать при работе институтов развития. Проблема первая — это воздействие на целевые аудитории, и на какие целевые аудитории мы воздействуем. АНО РСВ провело оценку студентов, больше 120 тысяч студентов. И мы выяснили, что большая часть проектов цепляет лишь 15% ребят, которые попадают в группу. Условно, педантов — людей, которые четко следуют правилам и процедурам: им сказали — они пошли участвовать; им сказали включиться в работу — они включились в работу. Это первое.
Вторая проблема заключается в том, что большая часть мероприятий должна доводиться до конца. То есть, происходит оценка, по результатам оценки никакого движения дальше нет.
Сергей Кириенко в рамках образовательного заезда «Арт-маркет», арт-кластер «Таврида» в Крыму:
Те, кто занимаются науками, знают, что сегодня уже практически не бывает прорывов в узких специализациях, все прорывы – на стыке дисциплин. В творчестве и искусстве то же самое. Не случайно команда арт-кластера «Таврида» уже несколько лет на своей площадке соединяет людей, которые занимаются разными вещами.
Мир вокруг меняется всё быстрее и быстрее – это вызов. И тут фундаментальная ошибка – сидеть и ждать, что всё настроится и вернётся в прежнее русло. Любой вызов и любая сложность – это возможности, если только ты не ждёшь как наблюдатель, а сам пытаешься управлять изменениями.
В современном мире главное конкурентное преимущество – способность быстро меняться, адаптироваться и чувствовать «ветер перемен» – это помогает легко присоединиться к изменениям и скорректировать их направление. Выигрывает тот, кто, чувствуя ветер, не ограждается от него стеной, а строит мельницу или поднимает парус.
Те, кто занимаются науками, знают, что сегодня уже практически не бывает прорывов в узких специализациях, все прорывы – на стыке дисциплин. В творчестве и искусстве то же самое. Не случайно команда арт-кластера «Таврида» уже несколько лет на своей площадке соединяет людей, которые занимаются разными вещами.
Мир вокруг меняется всё быстрее и быстрее – это вызов. И тут фундаментальная ошибка – сидеть и ждать, что всё настроится и вернётся в прежнее русло. Любой вызов и любая сложность – это возможности, если только ты не ждёшь как наблюдатель, а сам пытаешься управлять изменениями.
В современном мире главное конкурентное преимущество – способность быстро меняться, адаптироваться и чувствовать «ветер перемен» – это помогает легко присоединиться к изменениям и скорректировать их направление. Выигрывает тот, кто, чувствуя ветер, не ограждается от него стеной, а строит мельницу или поднимает парус.