НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
​​Директором Департамента международного сотрудничества Минобрнауки России назначен Александр Толпаров

В соответствии с приказом Александр Толпаров приступил к исполнению должностных обязанностей 8 августа 2022 года.

До назначения в Минобрнауки России был заместителем директора Департамента международного сотрудничества Минэнерго России. С 2014 года занимал пост заместителя директора Департамента международного сотрудничества Минпромторга России. До этого в течение 14 лет работал в системе МИД России в Департаменте экономического сотрудничества и Генконсульстве России в Стамбуле.

В 2001 году окончил международно-правовой факультет МГИМО МИД России.
Кампусы — вторая волна

По итогам второй волны конкурса по созданию кампусов мирового уровня поступило 39 заявок из 34 регионов. Подведение итогов по заявкам планируется в начале декабря 2022 года.

Дмитрий Чернышенко, вице-премьер Правительства РФ:

«По поручению президента Владимира Путина в России создается сеть современных студенческих кампусов. В этом году поступило уже 39 заявок из 34 регионов. По предварительным расчетам, общая стоимость представленных в этом году проектов превышает 1 трлн рублей, из них 58% - это средства федерального и региональных бюджетов, и 42% - частные инвестиции. Это говорит о том, что бизнес тоже видит для себя перспективы в программе строительства кампусов мирового уровня».

Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ:

«Результаты экспертизы рассмотрят в октябре на очередном заседании межведомственной рабочей группы по вопросам создания кампусов. Отчет будет представлен в правительство Российской Федерации, после чего будут утверждены субъекты, в которых появятся современные студенческие кампусы. Уверен, они станут драйверами научно-технологического развития для этих регионов».

Мнение НОП

Проект кампусов мирового уровня стал хорошим мерилом амбициозности для глав регионов. После старта первой очереди проекта, "свои" супер-кампусы захотели многие. В команде управления проектом (со стороны ВЭБ.РФ) произошли изменения. Ряд вузов-участников проекта сообщают НОП, что после недавнего ухода инициаторов проекта из ВЭБа, состав оставшихся исполнителей существенно сбавил уровень активности. Вместе с тем, со стороны Минобрнауки внимание к проекту, наоборот, возросло. Хорошая новость состоит в том, что курирующий заместитель министра Айрат Гатиятов попросил члена Общественного совета Минобрнауки и автора проекта Михаила Алашкевича сохранить в нём своё личное участие.

Подробнее: https://tass.ru/obschestvo/15384441
Forwarded from Журавлиные Vести (Денис Журавлев)
Инженеры и айтишники: узкие места и перспективы

Сложилась интересная ситуация в двух областях, подготовка кадров в которых, находится на острие госполитики. Речь идет об IT и шире – об инженерной подготовке.

IT

Векторы:
1. Государство выделяет все больше бюджетных мест на IT-направления.
2. Все больше курсов в формате ДПО, обещающих вход в профессию.
3. Активная цифровая переподготовка граждан, поддерживаемая и направляемая государством.

Проблемы:
1. Сейчас кадровый голод цифровой экономики оценивается чуть ли не в 1 млн человек. Но нужны они разово.
2. В формате курсов и ДПО готовят джунов – начинающих специалистов. В таких масштабах они не нужны.
3. Основной запрос идет на миддлов – они могут работать самостоятельно, но и получаются они в результате приобретения опыта в условиях практической работы. Система образования подготоить миддла не может.
4. В текущих условиях через 2-3 года может наметиться переизбыток кадров начинающего уровня. Одновременно с этим – крайне высокая конкуренция на позиции джунов, что обвалит зарплаты в IT.
5. Есть запрос на прикладную и междисциплинарную цифру, в которой нужна комбинация hard-специальности (например, биология, генетика и т.п.) и IT-навыков.

Инженеры

Векторы:
1. Все больше бюджетных мест – формально повышается доступность и модерируется поток абитуриентов.
2. Практически везде обязательное требование профильной математики на ЕГЭ.
3. Запоздалый старт по популяризации и продвижению инженерной карьеры относительно научно-исследовательской.

Проблемы:
1. Образуются ножницы – число бюджетных мест приближается к количеству сдающих этот ЕГЭ, на бюджетное место можно попасть с минимально допустимым баллом по профилю математики. Происходит снижение уровня абитуриентов.
2. Инженеры не входят в «майские указы» – нет даже законодательной гарантии достойного уровня доходов.
3. Отсутствует система поддержки молодых специалистов – по аналогии с молодежными грантами для ученых.
4. Инженерия больше тяготеет к стадии производства – а значит, к коммерческой логике, отсюда – проблема с зарплатами.
5. Часть ядра hard skills инженерии (в широком смысле) становится soft skills для других направлений.

Итог

Решения:
1. Часть из этих проблем государство признает и работает по ним: Передовые инженерные школы – яркий пример системного решения.
2. Для уровня СПО решением выступает «Профессионалитет» – имея в виду подготовку «прединженера».

Узкие места:
1. Ряд будущих издержек развития – находятся в зоне «умолчания». Широкий PR IT-подготовки не готовит к ситуации, которая произойдет через несколько лет.
2. Мало внимания уделяется «получению» инженера из специалиста-рабочего – такие программы характерны для крупного бизнеса.
3. Практически отсутствуют сопряженные программы СПО+высшее образование – первые шаги в области IT сейчас делает Университет Сириуса.
Редакция "Научно-образовательной политики" поздравляет с Днём рождения нашего товарища, коллегу и постоянного участника форумных проектов НОП Дмитрия Земцова @zemtsov_tg.

Дмитрий Земцов проректор НИУ ВШЭ, лидер рабочей группы Национальной технологической инициативы по развитию дополнительного и неформального образования «Кружковое движение», лидер проекта «Олимпиада НТИ».

Ежедневно Дмитрий находится на острие молодёжной политики в ведущем университете России. Многие его проекты, запущенные и апробированные в Вышке и иных вузах, после становятся составными элементами государственной политики.
Томский межуниверситетский кампус

В сентябре прошлого года правительство анонсировало масштабный проект по созданию сети университетских кампусов мирового уровня с объемом финансирования 36 млрд рублей. В феврале 2022 года было отобрано восемь заявок на строительство кампуса, в том числе – в Томске, где расположено шесть государственных университетов, включая два крупных из российского топ-10.

Томский кампус и будет межуниверситетским. Он рассчитан на 10 000 студентов и не только закроет дефицит мест в общежитиях, но и станет новым городским центром для самой молодой и прогрессивной аудитории.

В региональной администрации для реализации проекта создали департамент спецпроектов. Через месяц будет подписано концессионное соглашение. Концессионер – ООО «Томский студенческий кампус», специально учрежденное инвесторами, Газпромбанком и ГК «Гранит». Инвесторы вложат 40 % стоимости проекта, период эксплуатации по соглашению – до 2046 года.

Опыт Газпромбанка в концессиях и перечень проектов, реализованных «Гранитом» в Москве, Петербурге, Сочи и Томске, позволяют рассчитывать на то, что студенческий город получит действительно необходимый ему кампус в срок. Особенность проекта – канатная дорога: кампус расположится на противоположном от центра Томска берегу реки, канатка позволит избежать лишнего уплотнения трафика на мосту. На территории, кроме общежитий, будут спроектированы многофункциональный учебный центр, спортивный комплекс, объекты бытовой инфраструктуры.

«Строительство запланировано в три этапа. Первый – это пять секций общежития и канатная дорога, элемент внеуличного транспорта и средство доставки студентов к местам проживания. Второй этап – возведение основных объемов жилья, 70 секций. Третий – строительство учебного центра и оздоровительного комплекса, включая бассейн, спортивные залы и сопутствующую инфраструктуру», – рассказал первый заместитель гендиректора ГК «Гранит» Евгений Плетнев для «Научно- образовательной политики».

По площадке на средства инвестора ведутся изыскательские работы. Разработаны основные объемно-планировочные решения, план инженерных сетей, проект линейного объекта.

Вернуть вложения инвесторы рассчитывают от сдачи в аренду студенческого жилья и коммерческих помещений. А регион получит не только новые возможности развития в качестве ведущего научно-образовательного центра, но и городскую среду нового качества.
Россия-Казахстан: наука и образование

По поручению президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева Казахстан расширяет присутствие российских вузов на своей территории — сразу 2 филиала откроются в этом году: НИЯУ МИФИ (в Алматы) и Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина (в Атырау). На обучение в новых филиалах выделено 200 грантов.

Уже в октябре нефтяники начнут подготовку по направлениям «поиски и разведка нефти и газа», «разработка, эксплуатация и комплексная механизация и автоматизация нефтяных и газовых месторождений», «транспорт нефти и газа».

В феврале 2022 года между Россией и Казахстаном были подписаны 2 документа: меморандум о взаимопонимании между Министерством образования и науки Казахстана и Министерством науки и высшего образования РФ и соглашение между правительством Казахстана и правительством РФ о создании и функционировании филиалов казахстанских вузов в России и российских - в Казахстане.

Саясат Нурбек, министр науки и высшего образования Казахстана:

«Интернационализация вузов и расширение географии сотрудничества позволит шире внедрять современные образовательные технологии подготовки профессиональных кадров и организации научных исследований. Российская наука в части подготовки технических кадров всегда была одной из лучших в мире. Их опыт будет нам очень полезен».

Текущее состояние отношений в сфере науки и высшего образования между странами говорит если не о возрождении советской модели межвузовского диалога, то, как минимум, о переосмыслении подходов к подготовке научных кадров и кадров высшей квалификации, ориентации на сильные стороны научно-образовательных традиций постсоветского пространства, которые исторически кардинально отличаются от западных.

Стоит отметить, что в последние годы Казахстан довольно активно укреплял диалог с западными партнерами в сфере образования и науки (в основном, это вузы США и стран ЕС). Вместе с тем, параллельно казахстанские коллеги не снижали уровня партнёрского диалога и с Россией.

Сейчас в Минобрнауки Казахстана новая и довольно молодая команда.
Мы из первых рук знаем, что команда министерства прямо сейчас активно консультируется с российскими экспертами в области управления в высшей школе.
Педагогика на острие экспорта образования

В вузовской среде периодически звучит тезис о том, что на экспорте российского высшего образования можно ставить крест, как и в целом на международном сотрудничестве вузов. Де–факто же, в подавляющем большинстве случаев, личная коммуникация с зарубежными коллегами сохранилась там, где она была содержательной, не только "на бумаге". Да, многие международные проекты прекращены или приостановлены, но им на смену приходят новые, полностью "профильные" для российских вузов. Китайская система высшего образования сегодня развивается очень бурно и созвучно приоритетам российской вузовской госполитики. Для китайских вузов инженерное образование также является важным приоритетом, а университеты тесно взаимодействуют с промышленностью. Это же можно сказать о подготовке будущих предпринимателей, IT-образование и многие другие направления.

Расширение массовых коллабораций наших университетов с китайскими вузами представляется редакции НОП логичным шагом, который позволит подготовить российским вузам целый класс специалистов для сфер экономики, в которых Россия и Китай сегодня наращивают сотрудничество. Этот вектор выглядит верным и по причине стремительного роста качества китайских вузов. Во всех ведущих мировых рейтингах университетов китайские вузы стабильно входят в ТОП-20, а по количеству вузов, вошедших в рейтинги, Китай и вовсе на 3 месте в мире, уступая лишь США и Англии. Подготовка педагогов исторически является востребованной сферой сотрудничества России и Китая. Более того, учителя и преподаватели также являются одними из самых эффективных "бойцов" и проводников российской мягкой силы за рубежом. Очевидно, что мягкую силу стоит системно укреплять в диалоге с теми странами, на которые Россия сегодня делает ставку.

Один из хороших примеров межвузовского сотрудничества, который смело можно масштабировать, это обмен студентами бакалавриата и преподавателями между Нижегородским государственным педагогическим университетом им. Козьмы Минина и Аньхойским педагогическим университетом (Китай) Проходить обучение за границей студенты смогут со второго курса.

Виктор Сдобняков, ректор Мининского университета для “Научно-образовательной политики”:

“Особое отношение к русскому языку, его сохранение, грамотное преподавание и популяризация - один из приоритетов деятельности Мининского университета. Поэтому мы активно ведем работу в рамках федерального проекта “Экспорт образования”. При этом углубление и расширение связей, в том числе языковых, с Китаем сейчас - одно из перспективных направлений. Мининский работает над этим с 2016 года, совместные образовательные программы, обмен студентами и преподавателями в области изучения китайского и русского языков и национальной культуры с погружением в языковую среду расширяют профессиональные перспективы как наших выпускников, так и студентов из Китая.

Обучение бесплатное, и мы выбираем самых ярких, талантливых, активных, стремящихся к знаниям студентов. Сейчас на участие в программе обмена заявились 45 ребят, из них нам предстоит отобрать 8. Перед ними отроется новый мир: учебный план предполагает не только лекции на китайском языке и практические занятия, но и знакомство с культурой и традициями страны-партнера. Кстати, потом выпускники бакалавриата смогут продолжить обучение в магистратуре в Китае. И это уже совсем другие карьерные возможности”.

https://news.1rj.ru/str/bpshkola/20788
Заседании № 10 Клуба межнаучных контактов СО РАН на тему «Российская академия наук: Для чего и для кого?»

12 августа 2022 г. (пятница), в 17:00 (по новосибирскому времени), в Малом зале Дома ученых (смешанный формат заседания очно/zoom).
 
• Роль науки в создании новых моделей развития экономики, общества, знаний для мира в новых реалиях
• Семь (список открытый) способов провалить технологический суверенитет
• За что должна принять на себя ответственность РАН?
• Что является продуктом РАН как организации? Кто потребители?
• Какая скорость перемен приемлема для российской науки и РАН?
• Как мотивировать молодежь на науку?

В заседании примут участие:

- Валентин Пармон, председатель СО РАН, академик РАН;
- Сергей Кабанихин, председатель Клуба межнаучных контактов, член-корреспондент РАН и другие.

Ссылка на трансляцию:
https://youtube.com/channel/UCEfDHH6-AcdAYEaizUzrelw
 
Прием заявок на участие: pochkova@sb-ras.ru
@szhenov для НОП

Интересная инициатива "Новых Людей", и в частности, Владислава Даванкова и Ксении Горячевой. Речь о систематизации методической и научно–методической деятельности.
Попросил Владислава прокомментировать.

Владислав Даванков @davankov, вице-спикер Госдумы РФ, для НОП:

Да, действительно мы внесли такой законопроект, поскольку видим некоторую неточность и неопределённость в определениях "научно-методическая деятельность" и "методическая деятельность". Особенно это важно в том, какие организации осуществляют работу и имеют доступ в наши школы. И для ведения реестра это более удобно, поскольку есть реально значительная разница между научно-методическими организациями и методическими.

Потому что сегодня есть много организаций, которые, например, пишут методички и имеют доступ в школы и к образовательному процессу. И наоборот, такие крупные организации, как формирующаяся "Большая Перемена", наоборот, этого доступа получить не могут. Вот, с этим связано, в том числе внесение этих определений.
В вузовском сообществе Алана Огоева знают как одного из самых активных, креативных, амбициозных ректоров. Статистика развития СОГУ и многочисленные мнения коллег подтверждают факт – Алан один из самых лучших в ректорском корпусе.

С своему стыду, до сих пор не ответил на его приглашение приехать во Владикавказ. Обязуюсь скоро исправиться!

Тем более, что Алан в хорошем смысле "поднимает ставки": именно он (при активной поддержке руководства Северной Осетии) "схантил" Екатерину Толасову из Минобрнауки – в должности проректора Катя будет курировать вопросы информационной политики, реализацию стратегических направлений развития, отвечать за PR, GR и международное развитие СОГУ.

Поздравляю Алана и Екатерину! Очень своевременное укрепление на стратегически–важном направлении работы вуза.
В бой идут одни…

Главный grand-pere-terrible РАН академик Роберт Нигматулин опубликовал ключевые тезисы своей предвыборной программы.

От героев былых времен
Основной побудительный мотив к баллотированию, по словам Роберта Нигматулина, «осознание того, что необходимо остановить падение авторитета и влияния Российской академии наук и науки в целом».

Академик хочет денег
Еще одна причина – зарплаты бюджетникам индексируют, ученым и преподавателям повышают, даже пенсии и те растут. А академики как получали по 100 тыс. в месяц, так и получают. Требуется перерасчет.

Правительство, отдохни и послушай, что я скажу
Вторая причина выдвинуться – «академия наук не питает идеями Правительство и Президента». По мнению кандидата Нигматулина, президент РАН должен вести себя активно по всем вопросам каждой из повесток заседаний Правительства – излагать научную компоненту по каждому из пунктов повестки. При этом совершенно неясно, как Академия будет готовить к этому президента, чтобы он не скатился к одним и тем же тезисам.

Широка аудитория, глубока интрига
Роберт Нигматулин – это человек порыва. Ему нужна публика, азарт интеллектуального столкновения, напор доводов. Заодно он, как истинный ученый, полагает, что есть одна единственная Истина. Ровно все эти качества кардинально вредны для «государственного деятеля», которым кандидат видит будущего президента РАН (себя, то есть). Судьбы Академии вершатся во время спокойных разговоров, а не в пылу полемики с трибуны.

Я сам себе и академик, и…
По мнению Роберта Нигматулина, никто – даже президент РАН Александр Сергеев – за долгие годы ничего не сделал, чтобы решить проблемы Академии. В первую очередь, падение ее авторитета. Расширение полномочий по «президентским поправкам», Год и Десятилетие науки и технологий, профильный нацпроект – всего этого кандидату Нигматулину мало.

Все идет по плану
Основным инструментом реформ Роберт Нигматулин видит – самореформирование. А план прост – возвращение контроля за административными, научными и финансовыми решениями по научным институтам.

Ну-ка, все вместе
Для повышения эффективности работы РАН кандидат Нигматулин предлагает максимально «припахать» профессоров РАН, а заодно дозированно привлекать к обсуждениям тех директоров институтов, что не являются академиками.

Вот море молодых колышет
«Профессорская» тема – самая популярная на выборах. Роберт Нигматулин не исключение – он тоже призывает легализовать профессоров РАН и даже допустить до голосования в рамках отделений.

И юный Сентябрь впереди
Радостно отметить – Роберт Искандрович прекрасно понимает, что у него репутация РАНдикала. Он прямо заявляет: его идеи 2012 года были «экстремистскими». В 2022 году выступления Роберта Нигматулина стали совсем системными и договороспособными. Но свой имидж бунтаря уже не исправить.

Наша служба
«Я бы дал ФСБ команду не только шпионов и жуликов ловить, а разыскивать творческих людей и их выдвигать для освоения инвестиций», — предлагает Роберт Нигматулин. Не то чтобы ФСБ нечем было больше заняться, но неужели вся РАН со своей экспертизой не может различить таланты и посоветовать вручить им денег?

Дайте мне властные крылья
Идеал положения РАН для кандидата Нигматулина – «министерство фундаментальной науки». Но весьма оригинального, которое все решает, но ни за что не отвечает.

Вечно молодой
Отдельный пункт – о возрасте. В этом вопросе прозвучал посыл продолжить путь Конрада Аденауэра (уйти с посла в 87 лет). «Молодость руководителя – не гарантия успеха», - полагает Роберт Нигматулин. Впрочем, как и большой жизненный опыт.

А напоследок
Уважаемый кандидат полагает, что его возраст – это преимущество. Он идет на один срок и не намерен строить карьеру. Это должно убедить электорат и элиты в том, что он будет альтруистически служить интересам РАН, науки и государства.

Проблема же в том, что короля играет свита, а электорат и власти могут решить: «дедушка старый, ему все равно».

Подробнее.
10 баллов к ЕГЭ за чемпионат по ML и Big Data

Школьники-участники чемпионатов проекта «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект» президентской платформы «Россия — страна возможностей» смогут получить дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в 2023 и 2024 году.

Такая практика будет реализована впервые с момента запуска проекта — каждый участник чемпионатов этого года сможет заработать баллы конкурса «Талант НТО» Кружкового движения НТИ и, в случае получения диплома победителя или призера конкурса, обменять их на дополнительные баллы.

Баллы можно будет получить не только за победу в чемпионатах, но и за участие в дополнительных активностях проекта: мастер-классах и разборах тренировочных задач.

Подробнее о мероприятиях проекта «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект»: https://hacks-ai.ru/championships
Forwarded from Молодцы
⚡️⚡️⚡️ Ректор РАНХиГС Владимир Мау сегодня вернулся на работу в РАНХиГС в прежнем статусе

Об этом сообщают несколько высокопоставленных источников в РАНХиГС и Минобрнауки.