Научная молодость — возраст не помеха
Продолжаются дискуссии относительно границ молодости применительно к исследовательской карьере.
Новая инициатива от сенатора Александра Башкина: молодым учёным является кандидат наук до 35 лет и доктор — до 45 лет.
Во всех новых классификациях всегда возникает несколько вопросов:
1. По закону молодежь и так до 35 лет, то есть человек без степени может быть «молодёжью», но не являться «молодым учёным»? Нет ли здесь логического противоречия?
2. Существуют ли молодые ученые без степени? Интуитивно понятно, что да — причём некоторые уже со школьной скамьи. Но каковы возрастные рамки для них?
3. Чем обусловлен 10-летний разрыв кандидатских и докторских рамок?
Вообще все возрастные рамки имеют под собой позитивную мотивацию: продлить «научную молодость» для получения особых форм поддержки. Однако, на деле получаются не всегда логичные конструкции: до 35 лет человек был молодым учёным, потом перестал им быть, а например, в 39 (42 по предложению сенатора Башкина) защитил докторскую и внезапно вновь обрёл научную молодость.
При этом есть ещё один важный нюанс: в возрастном горизонте 40-45 лет находится много уже зрелых и авторитетных учёных-докторов, часто и с административным ресурсом (завкафы, деканы и т.д.). Можно предположить, что такая «научная молодёжь» практически не оставит шансов более молодым коллегам в борьбе за любые гранты молодым учёным.
Расширение параметров «молодого ученого» требует дифференциации мер поддержки: различным категориям требуется свои более-менее одинаковые условия для конкуренции за господдержку.
Законопроект: https://sozd.duma.gov.ru/bill/182535-8
Продолжаются дискуссии относительно границ молодости применительно к исследовательской карьере.
Новая инициатива от сенатора Александра Башкина: молодым учёным является кандидат наук до 35 лет и доктор — до 45 лет.
Во всех новых классификациях всегда возникает несколько вопросов:
1. По закону молодежь и так до 35 лет, то есть человек без степени может быть «молодёжью», но не являться «молодым учёным»? Нет ли здесь логического противоречия?
2. Существуют ли молодые ученые без степени? Интуитивно понятно, что да — причём некоторые уже со школьной скамьи. Но каковы возрастные рамки для них?
3. Чем обусловлен 10-летний разрыв кандидатских и докторских рамок?
Вообще все возрастные рамки имеют под собой позитивную мотивацию: продлить «научную молодость» для получения особых форм поддержки. Однако, на деле получаются не всегда логичные конструкции: до 35 лет человек был молодым учёным, потом перестал им быть, а например, в 39 (42 по предложению сенатора Башкина) защитил докторскую и внезапно вновь обрёл научную молодость.
При этом есть ещё один важный нюанс: в возрастном горизонте 40-45 лет находится много уже зрелых и авторитетных учёных-докторов, часто и с административным ресурсом (завкафы, деканы и т.д.). Можно предположить, что такая «научная молодёжь» практически не оставит шансов более молодым коллегам в борьбе за любые гранты молодым учёным.
Расширение параметров «молодого ученого» требует дифференциации мер поддержки: различным категориям требуется свои более-менее одинаковые условия для конкуренции за господдержку.
Законопроект: https://sozd.duma.gov.ru/bill/182535-8
Цифровой двойник университета на Армии-2022
В рамках Конгресса «Стратегическое лидерство и технологии искусственного интеллекта» на форуме «Армия – 2022» свои разработки представил Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. Вуз продемонстрировал результаты стратегии цифровой трансформации, среди которых создание цифрового двойника Университета на базе созданной управлением цифровой трансформации Университета цифровой системы мониторинга.
Решение на сегодняшний день включает в себя сбор и верификацию показателей деятельности РЭУ им. Г.В. Плеханова, включая филиальную сеть. Системой анализируются данные о финансах, научной деятельности, приемной кампании, студенческого контингента, сотрудников. Внедряется модуль предиктивной аналитики на основе ретроспективных данных.
Решение является не только аналитической системой, но и инструментом для управления организацией. Реализованные сервисы сбора экстренных совещаний, передачи данных, личных кабинетов сотрудников. Данный продукт является основой для построения единой экосистемы сервисов Университета и может быть внедрен в иные образовательные организации, в том числе в подведомственные Министерству обороны Российской Федерации.
Иван Лобанов, ректор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, для «Научно-образовательной политики»:
«Участие в форуме «Армия-2022» с презентацией технологических проектов и решений, реализуемых в стенах Университета, для нас – задача приоритетная в ключе реализации стратегии цифровой трансформации вуза.
Форум обеспечивает взаимодействие с экспертами и практиками высокого уровня, оценка которых для нас играет важную роль, так как передовые разработки, в том числе, основа технологического суверенитета, сконцентрированы в оборонно-промышленном комплексе страны.
Опыт реализации решений наших студентов - технологических предпринимателей - уверен, смогут найти применение в ОПК с одной стороны, а с другой – обеспечить трансфер технологий в гражданский сектор».
В рамках Конгресса «Стратегическое лидерство и технологии искусственного интеллекта» на форуме «Армия – 2022» свои разработки представил Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. Вуз продемонстрировал результаты стратегии цифровой трансформации, среди которых создание цифрового двойника Университета на базе созданной управлением цифровой трансформации Университета цифровой системы мониторинга.
Решение на сегодняшний день включает в себя сбор и верификацию показателей деятельности РЭУ им. Г.В. Плеханова, включая филиальную сеть. Системой анализируются данные о финансах, научной деятельности, приемной кампании, студенческого контингента, сотрудников. Внедряется модуль предиктивной аналитики на основе ретроспективных данных.
Решение является не только аналитической системой, но и инструментом для управления организацией. Реализованные сервисы сбора экстренных совещаний, передачи данных, личных кабинетов сотрудников. Данный продукт является основой для построения единой экосистемы сервисов Университета и может быть внедрен в иные образовательные организации, в том числе в подведомственные Министерству обороны Российской Федерации.
Иван Лобанов, ректор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, для «Научно-образовательной политики»:
«Участие в форуме «Армия-2022» с презентацией технологических проектов и решений, реализуемых в стенах Университета, для нас – задача приоритетная в ключе реализации стратегии цифровой трансформации вуза.
Форум обеспечивает взаимодействие с экспертами и практиками высокого уровня, оценка которых для нас играет важную роль, так как передовые разработки, в том числе, основа технологического суверенитета, сконцентрированы в оборонно-промышленном комплексе страны.
Опыт реализации решений наших студентов - технологических предпринимателей - уверен, смогут найти применение в ОПК с одной стороны, а с другой – обеспечить трансфер технологий в гражданский сектор».
Сегодня празднует день рождения ректор Государственного университета управления Владимир Строев. Именинник имеет богатый опыт работы в научно-образовательной среде и не понаслышке знает «внутреннюю управленческую кухню» разных вузов. При этом Владимир Витальевич по праву остаётся истинным «патриотом ГУУ» — он дважды становился во главе Университета и сейчас остаётся его преданным и достойным руководителем.
Редакция НОП поздравляет именинника с днём рождения и желает ему новых побед в роли главы любимого Университета!
Редакция НОП поздравляет именинника с днём рождения и желает ему новых побед в роли главы любимого Университета!
Безопасность и ИИ
На международном военно-техническом форуме «Армия-2022» прошло пленарное заседание «Искусственный интеллект. Национальная консолидация во имя созидания», которое провел вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Заместитель председателя Правительства РФ отметил, что общий вклад в ВВП российских организаций, использующих технологии искусственного интеллекта –составил более 22 трлн руб. Также он заявил, что в сентябре этого года будет запущен Национальный центр развития искусственного интеллекта при Правительстве РФ.
«Центр станет ключевой площадкой для поиска и анализа эффективных ИИ-решений для бизнеса, науки и государства. Он также будет способствовать раскрытию компетенций более 2 тысяч участников системы ИИ, с которыми мы работаем на протяжении последних лет: исследовательских институтов, органов власти, технологических корпораций, сообществ и разработчиков», - сказал Дмитрий Чернышенко.
Традиционно в форуме «Армия» принимают активное участие вузы, которые занимаются оборонными и диверсификационными проектами в сфере безопасности, в том числе и в отрасли ИИ.
Евгений Костюченко, заведующий лабораторией съема, анализа и управления биологическими сигналами ТУСУР, для «Научно-образовательной политики»:
«В ТУСУРе проводится большое количество исследований в области применения методов искусственного интеллекта в самых разных направлениях: от медицины до информационной безопасности.
Если остановиться на сфере информационной безопасности, то это, прежде всего, системы многофакторной аутентификации по различным биометрическим характеристикам. В частности – это направление, связанное с аутентификацией по речевым сигналам, по особенностям динамики подписи, по клавиатурному почерку (манере работы пользователя с клавиатурой) и т.д. Решаются задачи, связанные с выявлением различных аномалий в трафике, формировании наборов данных.
Что касается того, можно ли доверять безопасности методов ИИ – это очень интересный вопрос. Он связан со многими исследованиями, которые мы проводим. Учитывая текущее состояние развития технологий, в чистом виде, конечно, полностью полагаться на методы ИИ нельзя. На круглом столе «Искусственный интеллект для решения проблем кибербезопасности», который ТУСУР провел в рамках научно-деловой программы форума «Армия 2022» и на многих других мероприятиях мы обсуждаем этот вопрос с экспертами, коллегами.
Существует большой набор различных атак на методы машинного обучения, методы искусственного интеллекта. И то, как с ними бороться – одна из тематик наших исследований. Наша задача - выявлять особенности тех или иных систем аутентификации и адаптировать под них как методы самой атаки (это необходимо для понимания, остаются ли они актуальными), так и методы различного противодействия этим атакам.
Поэтому доверять разрешение запросов информационной безопасности в чистом виде методам искусственного интеллекта небезопасно. При этом необходимо разрабатывать средства, которые позволят повысить устойчивость таких решений».
На международном военно-техническом форуме «Армия-2022» прошло пленарное заседание «Искусственный интеллект. Национальная консолидация во имя созидания», которое провел вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Заместитель председателя Правительства РФ отметил, что общий вклад в ВВП российских организаций, использующих технологии искусственного интеллекта –составил более 22 трлн руб. Также он заявил, что в сентябре этого года будет запущен Национальный центр развития искусственного интеллекта при Правительстве РФ.
«Центр станет ключевой площадкой для поиска и анализа эффективных ИИ-решений для бизнеса, науки и государства. Он также будет способствовать раскрытию компетенций более 2 тысяч участников системы ИИ, с которыми мы работаем на протяжении последних лет: исследовательских институтов, органов власти, технологических корпораций, сообществ и разработчиков», - сказал Дмитрий Чернышенко.
Традиционно в форуме «Армия» принимают активное участие вузы, которые занимаются оборонными и диверсификационными проектами в сфере безопасности, в том числе и в отрасли ИИ.
Евгений Костюченко, заведующий лабораторией съема, анализа и управления биологическими сигналами ТУСУР, для «Научно-образовательной политики»:
«В ТУСУРе проводится большое количество исследований в области применения методов искусственного интеллекта в самых разных направлениях: от медицины до информационной безопасности.
Если остановиться на сфере информационной безопасности, то это, прежде всего, системы многофакторной аутентификации по различным биометрическим характеристикам. В частности – это направление, связанное с аутентификацией по речевым сигналам, по особенностям динамики подписи, по клавиатурному почерку (манере работы пользователя с клавиатурой) и т.д. Решаются задачи, связанные с выявлением различных аномалий в трафике, формировании наборов данных.
Что касается того, можно ли доверять безопасности методов ИИ – это очень интересный вопрос. Он связан со многими исследованиями, которые мы проводим. Учитывая текущее состояние развития технологий, в чистом виде, конечно, полностью полагаться на методы ИИ нельзя. На круглом столе «Искусственный интеллект для решения проблем кибербезопасности», который ТУСУР провел в рамках научно-деловой программы форума «Армия 2022» и на многих других мероприятиях мы обсуждаем этот вопрос с экспертами, коллегами.
Существует большой набор различных атак на методы машинного обучения, методы искусственного интеллекта. И то, как с ними бороться – одна из тематик наших исследований. Наша задача - выявлять особенности тех или иных систем аутентификации и адаптировать под них как методы самой атаки (это необходимо для понимания, остаются ли они актуальными), так и методы различного противодействия этим атакам.
Поэтому доверять разрешение запросов информационной безопасности в чистом виде методам искусственного интеллекта небезопасно. При этом необходимо разрабатывать средства, которые позволят повысить устойчивость таких решений».
Кто развивает квантовые коммуникации в России
В 2022 году обладание квантовыми технологиями стало один из важнейших факторов развития конкурентоспособности государства. Россия входит в круг стран, которые системно развивают квантовые технологии: с 2020 года действует программа развития высокотехнологичной области «Квантовые вычисления», которая была утверждена в рамках федерального проекта «Цифровые технологии».
Владимир Путин, на встрече с молодыми предпринимателями, инженерами и учёными – участниками ПМЭФ заявил, что государство будет всячески способствовать применению квантовых технологий во всех сферах жизни, в частности в производстве и науке:
«Квантовые технологии относятся к разряду сквозных так называемых, применяются везде, во всех сферах жизни, производства, науки. И чем шире, чем интенсивнее это будет происходить, тем лучше будет для всей страны, для экономики в целом».
Планируется, что к концу 2022 года ГК «Росатом» представит Правительству РФ проект второй «дорожной карты» по развитию квантовых вычислений. Главной задачей в период с 2025 по 2030 годы станет объединение первых квантовых процессоров в общую сеть и создание на ее базе квантового Интернета.
Не обошли стороной тему квантовых технологий и на форуме «Армия-2022», где стратегическую сессию модерировал Сергей Ерохин, ректор Московского технического университета связи и информатики:
«Важность квантовых технологий для развития нашей страны трудно переоценить. Это стратегическая область знаний, открывающая огромные перспективы перед государством и частными компаниями. Когда мы говорим про квантовые технологии, мы в первую очередь говорим о новом уровне безопасности, связанном с технологией квантового распределения ключей, о решении большого числа задач, ранее не поддающихся решению, развитию отечественной электроники и созданию сверхчувствительных датчиков».
Важно, что дискуссии и круглые столы, которые проходят на «Армии-2022» сразу переходят в практическую плоскость, и участники сессии, которую проводил Сергей Ерохин, договорились:
• Сформировать под эгидой ДИС Минобороны России постоянно действующую рабочую группу с участием ведущих университетов: МТУСИ, МГУ и НИТУ МИСиС с целью экспертной оценки разработок в интересах Министерства обороны;
• Поддержать использование имеющихся полигонов квантовых сетей МТУСИ, МГУ и НИТУ МИСиС для проведения пилотирования технологий в интересах Министерства обороны;
• В рамках рабочей группы инициировать запуск цикла работ по анализу потенциала применения квантовых технологий для решения практических задач, связанных с повышением обороноспособности страны;
• С целью развития кадрового потенциала в рамках рабочей группы изучить действующие учебные программы и выработать предложения по формированию учебных программ с привлечением экспертов;
• Принять во внимание наработки по нормативно-правовой базе в части квантовых коммуникаций с целью создания методических пособий по внедрению систем класса ККС ВРК (квантово-криптографических систем выработки и распределения ключей).
В 2022 году обладание квантовыми технологиями стало один из важнейших факторов развития конкурентоспособности государства. Россия входит в круг стран, которые системно развивают квантовые технологии: с 2020 года действует программа развития высокотехнологичной области «Квантовые вычисления», которая была утверждена в рамках федерального проекта «Цифровые технологии».
Владимир Путин, на встрече с молодыми предпринимателями, инженерами и учёными – участниками ПМЭФ заявил, что государство будет всячески способствовать применению квантовых технологий во всех сферах жизни, в частности в производстве и науке:
«Квантовые технологии относятся к разряду сквозных так называемых, применяются везде, во всех сферах жизни, производства, науки. И чем шире, чем интенсивнее это будет происходить, тем лучше будет для всей страны, для экономики в целом».
Планируется, что к концу 2022 года ГК «Росатом» представит Правительству РФ проект второй «дорожной карты» по развитию квантовых вычислений. Главной задачей в период с 2025 по 2030 годы станет объединение первых квантовых процессоров в общую сеть и создание на ее базе квантового Интернета.
Не обошли стороной тему квантовых технологий и на форуме «Армия-2022», где стратегическую сессию модерировал Сергей Ерохин, ректор Московского технического университета связи и информатики:
«Важность квантовых технологий для развития нашей страны трудно переоценить. Это стратегическая область знаний, открывающая огромные перспективы перед государством и частными компаниями. Когда мы говорим про квантовые технологии, мы в первую очередь говорим о новом уровне безопасности, связанном с технологией квантового распределения ключей, о решении большого числа задач, ранее не поддающихся решению, развитию отечественной электроники и созданию сверхчувствительных датчиков».
Важно, что дискуссии и круглые столы, которые проходят на «Армии-2022» сразу переходят в практическую плоскость, и участники сессии, которую проводил Сергей Ерохин, договорились:
• Сформировать под эгидой ДИС Минобороны России постоянно действующую рабочую группу с участием ведущих университетов: МТУСИ, МГУ и НИТУ МИСиС с целью экспертной оценки разработок в интересах Министерства обороны;
• Поддержать использование имеющихся полигонов квантовых сетей МТУСИ, МГУ и НИТУ МИСиС для проведения пилотирования технологий в интересах Министерства обороны;
• В рамках рабочей группы инициировать запуск цикла работ по анализу потенциала применения квантовых технологий для решения практических задач, связанных с повышением обороноспособности страны;
• С целью развития кадрового потенциала в рамках рабочей группы изучить действующие учебные программы и выработать предложения по формированию учебных программ с привлечением экспертов;
• Принять во внимание наработки по нормативно-правовой базе в части квантовых коммуникаций с целью создания методических пособий по внедрению систем класса ККС ВРК (квантово-криптографических систем выработки и распределения ключей).
Президент России
Встреча с молодыми предпринимателями, инженерами и учёными
В преддверии Петербургского международного экономического форума в инновационно-образовательном комплексе «Техноград» на ВДНХ Президент встретился с молодыми предпринимателями, инженерами и учёными – участниками ПМЭФ.
Роман Карманов @karmanov_media, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив о старте новой волны гранатового конкурса, специально для НОП:
«Сегодня дан старт 4 специальному грантовому конкурсу Президентского фонда культурных инициатив @pfci_grants. В пяти его номинациях фонд будет принимать заявки от авторов проектов, посвященных Донбассу. Это направления «Горжусь», «Своих не бросаем», «Герои Донбасса – Герои России», «Мы вместе», «Новые возможности». Также есть традиционное направление, которое все очень любят, – «Культурный код».
Заявки принимаются до 12 сентября на сайте фондкультурныхинициатив.рф, ждем проекты со всей страны. Особенно важно, чтобы в конкурсе себя проявила молодежная аудитория, так как именно она наиболее активно откликается на актуальную повестку и способна на понятном сверстникам языке еще раз напомнить о том, как много в России людей, мест и традиций, которыми может гордиться вся страна. Уверен, что молодое поколение сможет предложить и яркие проекты, которые способны показать жителам освобождаемых территорий все богатство русской культуры, которую невозможно отменить».
«Сегодня дан старт 4 специальному грантовому конкурсу Президентского фонда культурных инициатив @pfci_grants. В пяти его номинациях фонд будет принимать заявки от авторов проектов, посвященных Донбассу. Это направления «Горжусь», «Своих не бросаем», «Герои Донбасса – Герои России», «Мы вместе», «Новые возможности». Также есть традиционное направление, которое все очень любят, – «Культурный код».
Заявки принимаются до 12 сентября на сайте фондкультурныхинициатив.рф, ждем проекты со всей страны. Особенно важно, чтобы в конкурсе себя проявила молодежная аудитория, так как именно она наиболее активно откликается на актуальную повестку и способна на понятном сверстникам языке еще раз напомнить о том, как много в России людей, мест и традиций, которыми может гордиться вся страна. Уверен, что молодое поколение сможет предложить и яркие проекты, которые способны показать жителам освобождаемых территорий все богатство русской культуры, которую невозможно отменить».
Forwarded from НОП.РЕКТОРЫ
Несколько дней осталось до VII Всероссийского молодежного научного форума "Наука будущего - наука молодых".
Форум пройдет 23-26 августа в Новосибирске на площадках IX Международного форума технологического развития "Технопром-2022" и Новосибирского государственного технического университета.
Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ:
"Вскоре в Новосибирске соберутся одни из самых талантливых, инициативных, влюбленных в науку студентов и молодых ученых из разных регионов нашей страны. Все они прошли в финал конкурса научно-исследовательских работ и будут бороться за звание лучшего. Проигравших точно не будет - все участники смогут познакомиться с интереснейшими научными докладами, пообщаться с известными учеными и, конечно, познакомиться и укрепить научные связи с коллегами-конкурсантами из разных научных направлений"
"Научно-образовательная политика" @scienpolicy на Форуме выступит в роли официального информационного партнёра и участника деловой программы.
В день открытия Форума 23 августа мы примем участие в дискуссии "Популяризация науки как часть коммуникационной стратегии вузов и научных организаций", а 24 августа выступаем со-организаторорами круглого стола "Россия–страна умных возможностей".
https://nauka.tass.ru/nauka/15492483
Форум пройдет 23-26 августа в Новосибирске на площадках IX Международного форума технологического развития "Технопром-2022" и Новосибирского государственного технического университета.
Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ:
"Вскоре в Новосибирске соберутся одни из самых талантливых, инициативных, влюбленных в науку студентов и молодых ученых из разных регионов нашей страны. Все они прошли в финал конкурса научно-исследовательских работ и будут бороться за звание лучшего. Проигравших точно не будет - все участники смогут познакомиться с интереснейшими научными докладами, пообщаться с известными учеными и, конечно, познакомиться и укрепить научные связи с коллегами-конкурсантами из разных научных направлений"
"Научно-образовательная политика" @scienpolicy на Форуме выступит в роли официального информационного партнёра и участника деловой программы.
В день открытия Форума 23 августа мы примем участие в дискуссии "Популяризация науки как часть коммуникационной стратегии вузов и научных организаций", а 24 августа выступаем со-организаторорами круглого стола "Россия–страна умных возможностей".
https://nauka.tass.ru/nauka/15492483
ТАСС
Фальков: правительство России создает все условия для работы молодых ученых
По словам министра науки и высшего образования Российской Федерации, стратегическая задача министерства - привлечение в науку талантливой молодежи
Целевое обучение и разработки для ОПК
На международном военно-техническом форуме «Армия-2022» прошло заседание Экспертного совета по науке и подготовке кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности комитета ГД РФ по промышленности и торговле. Где главной темой обсуждения стала модернизация программ кадрового развития предприятий ОПК в условиях задач обеспечения технологической импортонезависимости.
Три ключевые составляющие подготовки квалифицированных специалистов: качество образования, профориентационная работа и финансовая привлекательность профессии. Поэтому в ходе заседания обсуждались возможности для ускоренного обучения специалистов самых востребованных специальностей, развития механизмов целевого обучения на базе университетов в интересах предприятий ОПК, сетевые образовательные программы как инструмент кадрового обеспечения региональных предприятий.
В июле ГД РФ приняла в первом чтении поправки в ФЗ «Об образовании», которые позволят каждому абитуриенту иметь равный доступ к целевому обучению. Новая система станет максимально прозрачной, обеспечит принцип доступности, равного права, открытого, конкурсного поступления на целевое обучение абсолютно для всех выпускников школ. Актуально это будет и для предприятий ОПК. Еще одну форму поддержки увеличил в июле Президент РФ, подписав Указ о стипендиях для ученых и конструкторов за достижения в создании прорывных оборонных технологий, теперь они могут получить до 800 тыс. рублей.
Помимо этого, стипендии для специалистов и молодых (до 35 лет включительно) работников организаций - исполнителей государственного оборонного заказа за значительный вклад в создание прорывных технологий увеличены с 350 тыс. до 500 тыс. рублей.
В заседании Экспертного совета на форуме «Армия-2022» вузы приняли активное участие.
Петр Селиванов, проректор МТУСИ по перспективным проектам и инновациям:
«В новой экономической реальности должен измениться сам подход научно-образовательных учреждений к участию в производственно-технологических цепочках. Университеты должны не просто следовать за технологиями, которые разрабатываются в промышленности, но должны сами становиться центрами разработки, которые создают новые технологии и ведут за собой всю отрасль».
На международном военно-техническом форуме «Армия-2022» прошло заседание Экспертного совета по науке и подготовке кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности комитета ГД РФ по промышленности и торговле. Где главной темой обсуждения стала модернизация программ кадрового развития предприятий ОПК в условиях задач обеспечения технологической импортонезависимости.
Три ключевые составляющие подготовки квалифицированных специалистов: качество образования, профориентационная работа и финансовая привлекательность профессии. Поэтому в ходе заседания обсуждались возможности для ускоренного обучения специалистов самых востребованных специальностей, развития механизмов целевого обучения на базе университетов в интересах предприятий ОПК, сетевые образовательные программы как инструмент кадрового обеспечения региональных предприятий.
В июле ГД РФ приняла в первом чтении поправки в ФЗ «Об образовании», которые позволят каждому абитуриенту иметь равный доступ к целевому обучению. Новая система станет максимально прозрачной, обеспечит принцип доступности, равного права, открытого, конкурсного поступления на целевое обучение абсолютно для всех выпускников школ. Актуально это будет и для предприятий ОПК. Еще одну форму поддержки увеличил в июле Президент РФ, подписав Указ о стипендиях для ученых и конструкторов за достижения в создании прорывных оборонных технологий, теперь они могут получить до 800 тыс. рублей.
Помимо этого, стипендии для специалистов и молодых (до 35 лет включительно) работников организаций - исполнителей государственного оборонного заказа за значительный вклад в создание прорывных технологий увеличены с 350 тыс. до 500 тыс. рублей.
В заседании Экспертного совета на форуме «Армия-2022» вузы приняли активное участие.
Петр Селиванов, проректор МТУСИ по перспективным проектам и инновациям:
«В новой экономической реальности должен измениться сам подход научно-образовательных учреждений к участию в производственно-технологических цепочках. Университеты должны не просто следовать за технологиями, которые разрабатываются в промышленности, но должны сами становиться центрами разработки, которые создают новые технологии и ведут за собой всю отрасль».
sozd.duma.gov.ru
№122101-8 Законопроект :: Система обеспечения законодательной деятельности
Информационный ресурс Государственной Думы. Здесь собрана информация о рассмотрении законопроектов и проектов постановлений Государственной Думы
Make academy great again in Telegram
В то время как президент РАН Александр Сергеев проводит лето в работе, укрепляя позиции РАН и членов Академии, иные кандидаты на пост президента РАН окунулись в избирательную кампанию на полях Telegram. Так, сегодня в ряде каналов вышли однотипные посты с поддержкой кандидата на пост президента РАН академика Геннадия Красникова и сознательным принижением заслуг действующего президента РАН Сергеева. Дескать, академик Красников в случае победы разом решит все проблемы учёных, с ноги открывая двери в любые кабинеты. Не будем разбирать наивность и абсурдность тезисов публикаций – писали их райтеры, весьма далёкие от науки и баланса сил в ней, по одному и тому же темнику (Красников – make academy great again).
Нас же интересует другое. Платные посты и репосты в поддержку академика Красникова вышли в каналах, продающих такую услугу за 50 000 рублей, что является нижней планкой в полит-телеграме. Это эффективные с точки зрения маркетинга площадки, но эффект в данном специфичном случае будет слабым. Видно, что заказчик то ли экономил в рекламной кампании, то ли это лишь первый шаг, и далее мы увидим нативную поддержку академика Красникова у грандов Телеграма с ценником публикации гораздо выше (как и маркетинговой её эффективностью). Ну, или исполнители кампании просто запудрили голову заказчику, "срубив" легкие деньги.
Что удивительно, понимая что у стоящих за академиком Красниковым уважаемых элит всё хорошо с медиа-возможностями.
Приглашаем читателей вместе с НОП разобраться в этом вопросе.
В то время как президент РАН Александр Сергеев проводит лето в работе, укрепляя позиции РАН и членов Академии, иные кандидаты на пост президента РАН окунулись в избирательную кампанию на полях Telegram. Так, сегодня в ряде каналов вышли однотипные посты с поддержкой кандидата на пост президента РАН академика Геннадия Красникова и сознательным принижением заслуг действующего президента РАН Сергеева. Дескать, академик Красников в случае победы разом решит все проблемы учёных, с ноги открывая двери в любые кабинеты. Не будем разбирать наивность и абсурдность тезисов публикаций – писали их райтеры, весьма далёкие от науки и баланса сил в ней, по одному и тому же темнику (Красников – make academy great again).
Нас же интересует другое. Платные посты и репосты в поддержку академика Красникова вышли в каналах, продающих такую услугу за 50 000 рублей, что является нижней планкой в полит-телеграме. Это эффективные с точки зрения маркетинга площадки, но эффект в данном специфичном случае будет слабым. Видно, что заказчик то ли экономил в рекламной кампании, то ли это лишь первый шаг, и далее мы увидим нативную поддержку академика Красникова у грандов Телеграма с ценником публикации гораздо выше (как и маркетинговой её эффективностью). Ну, или исполнители кампании просто запудрили голову заказчику, "срубив" легкие деньги.
Что удивительно, понимая что у стоящих за академиком Красниковым уважаемых элит всё хорошо с медиа-возможностями.
Приглашаем читателей вместе с НОП разобраться в этом вопросе.
Как дальше будет проходить агитационная кампания академика РАН Красникова?
Anonymous Poll
40%
Ждём дорогих постов стоимостью от 300 тысяч в Незыгаре и иных грандах
10%
Продолжатся массовые, но "мягкие" посты против Сергеева
9%
Новых постов не будет, ведь победа и так близка!
6%
Новых постов не будет, весь бюджет уже ушёл на райтеров и smm
36%
Красников–уважаемый академик, но сейчас точно не время качать лодку
Редакция "Научно–образовательной политики" поздравляет с Днём рождения нашего коллегу и товарища Арслана Хасавова, главного редактора "Учительской газеты".
Благодаря Арслану "Учительская газета" укрепила свой исторический
статус главного педагогического вестника, а сам он принимает деятельное участие в развитии коммуникаций в учительском сообществе. Так, совсем недавно, с самым активным включением именинника был сформирован Совет учителей–блогеров при Минпросвещения России.
https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/25247
Благодаря Арслану "Учительская газета" укрепила свой исторический
статус главного педагогического вестника, а сам он принимает деятельное участие в развитии коммуникаций в учительском сообществе. Так, совсем недавно, с самым активным включением именинника был сформирован Совет учителей–блогеров при Минпросвещения России.
https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/25247
Telegram
Научно-образовательная политика
Диалоги о главном
4 июня в 17:30 состоится Презентация книги нашего коллеги, главного редактора «Учительской газеты» Арслана Хасавова «Диалоги о главном».
Презентация пройдет в рамках книжной ярмарки «Красная площадь» в Демонстрационном зале ГУМа (1‑я линия…
4 июня в 17:30 состоится Презентация книги нашего коллеги, главного редактора «Учительской газеты» Арслана Хасавова «Диалоги о главном».
Презентация пройдет в рамках книжной ярмарки «Красная площадь» в Демонстрационном зале ГУМа (1‑я линия…
Forwarded from 🇷🇺 КорСовет — молодым ученым
⚡️II Конгресс молодых ученых пройдет с 1 по 3 декабря на федеральной территории «Сириус» в Сочи. Он станет одним из ключевых событий Десятилетия науки и технологий и объединит представителей ведущих научных школ из разных регионов России, научных и образовательных организаций, органов власти, индустриальных партнеров, ярких лидеров отечественной науки, а главное — молодых ученых, победителей конкурсов грантов, студентов и школьников. 🧑🎓👩🏻🔬
Организаторы Конгресса – Минобрнауки России и Координационный совет, оператор — Фонд Росконгресс.
💬«По итогам сегодняшнего совещания в целях надлежащей организации Конгресса молодых ученых и мероприятий-спутников сформируются соответствующие поручения по различным направлениям работы, касающиеся подготовки площадок и организационно-хозяйственного обеспечения, подготовки деловой программы и работы с участниками, медиаобеспечения, обеспечения безопасности, реализации противоэпидемиологических мер. В работе на площадке Конгресса примут участие представители „созвездия“ науки и технологий: молодые ученые — победители конкурсов грантов, студенты, школьники и ведущие отечественные исследователи, представители научных и образовательных организаций, органов власти и индустриальные партнеры. Каждый из них уже добился значимых результатов в своих исследованиях», — подчеркнул заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике, ответственный секретарь Координационного комитета по проведению в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий Денис Секиринский.
📊Согласно опросу по итогам X Всероссийского съезда советов молодых ученых, 83,7% участников подтвердили желание присоединиться к аналогичным мероприятиям в будущем – КМУ-2022 даст такую возможность.
В рамках деловой программы Конгресса состоятся круглые столы, сессии и дискуссии, посвященные ключевым задачам Десятилетия науки и технологий в России. Также будут организованы образовательные мероприятия по различным направлениям научно-исследовательской деятельности.
Предложения для программы Конгресса ➡️✉️ congress@korsovet.ru
Организаторы Конгресса – Минобрнауки России и Координационный совет, оператор — Фонд Росконгресс.
💬«По итогам сегодняшнего совещания в целях надлежащей организации Конгресса молодых ученых и мероприятий-спутников сформируются соответствующие поручения по различным направлениям работы, касающиеся подготовки площадок и организационно-хозяйственного обеспечения, подготовки деловой программы и работы с участниками, медиаобеспечения, обеспечения безопасности, реализации противоэпидемиологических мер. В работе на площадке Конгресса примут участие представители „созвездия“ науки и технологий: молодые ученые — победители конкурсов грантов, студенты, школьники и ведущие отечественные исследователи, представители научных и образовательных организаций, органов власти и индустриальные партнеры. Каждый из них уже добился значимых результатов в своих исследованиях», — подчеркнул заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике, ответственный секретарь Координационного комитета по проведению в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий Денис Секиринский.
📊Согласно опросу по итогам X Всероссийского съезда советов молодых ученых, 83,7% участников подтвердили желание присоединиться к аналогичным мероприятиям в будущем – КМУ-2022 даст такую возможность.
В рамках деловой программы Конгресса состоятся круглые столы, сессии и дискуссии, посвященные ключевым задачам Десятилетия науки и технологий в России. Также будут организованы образовательные мероприятия по различным направлениям научно-исследовательской деятельности.
Предложения для программы Конгресса ➡️✉️ congress@korsovet.ru
Telegram
Минобрнауки России
Официальный канал Министерства науки и высшего образования РФ.
Другие площадки:
https://www.minobrnauki.gov.ru
https://max.ru/minobrnauki
https://vk.com/minobrnauki
https://dzen.ru/id/608013534c3
https://m.ok.ru/group/63697153490997
Другие площадки:
https://www.minobrnauki.gov.ru
https://max.ru/minobrnauki
https://vk.com/minobrnauki
https://dzen.ru/id/608013534c3
https://m.ok.ru/group/63697153490997
Всё больше появляется Telegram–каналов, которые пишут о процессах, происходящих в системе науки и образования в России.
Долгое время о развитии СПО почти никто не писал. Были публикации в "Научно–образовательной политике" @scienpolicy, позже подключилась Большая перемена @bpshkola, но с приходом в Минпросвещения Антона Назарова @welldoners о СПО стали писать не просто чаще, но и всё больше–со смыслом.
Такой канал А что в СПО? @spolife
Знаем кто ведёт–коллеги и друзья. Конечно, советуем подписаться. Тем более, что сфера СПО в ближайшие годы будет расти опережающими темпами.
https://news.1rj.ru/str/spolife/339
Долгое время о развитии СПО почти никто не писал. Были публикации в "Научно–образовательной политике" @scienpolicy, позже подключилась Большая перемена @bpshkola, но с приходом в Минпросвещения Антона Назарова @welldoners о СПО стали писать не просто чаще, но и всё больше–со смыслом.
Такой канал А что в СПО? @spolife
Знаем кто ведёт–коллеги и друзья. Конечно, советуем подписаться. Тем более, что сфера СПО в ближайшие годы будет расти опережающими темпами.
https://news.1rj.ru/str/spolife/339
Telegram
А что в СПО?
3 июня на ЦИПР (Нижний Новгород) состоится панельная дискуссия "Система среднего профессионального образования в контексте новой цифровой экономики", организованная Минпросвещения России и "Научно-образовательной политикой" при участии команды профильного…
Дополнительное профессиональное образование в вузах: вызовы и решения (1/2)
В доковидную эпоху в сфере дополнительного профессионального образования доминировали очные курсы, когда слушатели традиционно собирались в аудиториях. По различным оценкам, как лидеров онлайн сферы (Нетология, Skyeng, Тинькофф), так и исследователей из университетского сектора (НИУ ВШЭ, НОП) в 2019 году россияне потратили на различные оффлайн-курсы ДПО 120-130 млрд рублей, при этом годовой размер расходов на онлайн-курсы был в рамках 20 млрд рублей. При наличии на рынке ДПО онлайн-курсов высокого уровня, спрос на "классическое ДПО" был в 6 раз выше.
Картина начала стремительно меняться с введением Covid- ограничений, в т.ч. с массовым переходом образовательных организаций в дистанционный режим.
Резкий спрос на онлайн-ДПО появился в 2020 году на пике пандемии, при этом после окончания локлауна в 2021 г. рост онлайн-сектора допобразования не затормозился, а усилился.
Расходы на допобразование в онлайн-формате по итогам 2021 года составили от 220 до 240 млрд рублей, впервые в новейшей истории России обогнав расходы на очные курсы (210-220 млрд рублей).
Сейчас уже можно уверенно говорить, что наследием пандемии стали фундаментальные изменения на рынке дополнительного профессионального образования.
Начало СВО России и санкционная политика внесла определённые изменения динамики роста.
Так, с марта 2022 года заметен рост спроса на короткие программы ДПО и снижение интереса к долгосрочным, особенно двухгодичным программам.
В "турбулентные периоды" потенциальные плательщики курсов традиционно снижают инвестиции в "длинные" образовательные проекты, чаще выбирая те, где новые компетенции и выпускной документ можно получить быстрее. Похожий тренд на рынке ДПО наблюдался во время экономического кризиса 1998 года. Тогда и произошла девальвация статуса ДПО, т.к. "выпускные корочки" можно было купить, практически не посещая занятия, в том числе по итогам двухгодичных программ профессиональной переподготовки с выдачей диплома с новой квалификацией. В тот период возросла популярность коротких курсов.
Следующий кризис (2008 год) породил массовое развитие краткосрочных курсов ДПО (в том числе в вузах). Именно на рубеже "нулевых" и "десятых" появились линейки программ ДПО, популярные и сегодня: всевозможные бизнес-курсы, программы по психологии, языковые курсы и т.д. Именно этот тренд, полностью поддержанный рынком, стал причиной революционных изменения федерального законодательства в 2012 году.
Так, ФЗ-273 "Об образовании" радикально сократил количество аудиторных часов в реализации программ ДПО, упростил сетевые формы реализации курсов, существенно "оживив" рынок допобразования, в том числе стимулировав именно университетский сегмент программ ДПО.
В доковидную эпоху в сфере дополнительного профессионального образования доминировали очные курсы, когда слушатели традиционно собирались в аудиториях. По различным оценкам, как лидеров онлайн сферы (Нетология, Skyeng, Тинькофф), так и исследователей из университетского сектора (НИУ ВШЭ, НОП) в 2019 году россияне потратили на различные оффлайн-курсы ДПО 120-130 млрд рублей, при этом годовой размер расходов на онлайн-курсы был в рамках 20 млрд рублей. При наличии на рынке ДПО онлайн-курсов высокого уровня, спрос на "классическое ДПО" был в 6 раз выше.
Картина начала стремительно меняться с введением Covid- ограничений, в т.ч. с массовым переходом образовательных организаций в дистанционный режим.
Резкий спрос на онлайн-ДПО появился в 2020 году на пике пандемии, при этом после окончания локлауна в 2021 г. рост онлайн-сектора допобразования не затормозился, а усилился.
Расходы на допобразование в онлайн-формате по итогам 2021 года составили от 220 до 240 млрд рублей, впервые в новейшей истории России обогнав расходы на очные курсы (210-220 млрд рублей).
Сейчас уже можно уверенно говорить, что наследием пандемии стали фундаментальные изменения на рынке дополнительного профессионального образования.
Начало СВО России и санкционная политика внесла определённые изменения динамики роста.
Так, с марта 2022 года заметен рост спроса на короткие программы ДПО и снижение интереса к долгосрочным, особенно двухгодичным программам.
В "турбулентные периоды" потенциальные плательщики курсов традиционно снижают инвестиции в "длинные" образовательные проекты, чаще выбирая те, где новые компетенции и выпускной документ можно получить быстрее. Похожий тренд на рынке ДПО наблюдался во время экономического кризиса 1998 года. Тогда и произошла девальвация статуса ДПО, т.к. "выпускные корочки" можно было купить, практически не посещая занятия, в том числе по итогам двухгодичных программ профессиональной переподготовки с выдачей диплома с новой квалификацией. В тот период возросла популярность коротких курсов.
Следующий кризис (2008 год) породил массовое развитие краткосрочных курсов ДПО (в том числе в вузах). Именно на рубеже "нулевых" и "десятых" появились линейки программ ДПО, популярные и сегодня: всевозможные бизнес-курсы, программы по психологии, языковые курсы и т.д. Именно этот тренд, полностью поддержанный рынком, стал причиной революционных изменения федерального законодательства в 2012 году.
Так, ФЗ-273 "Об образовании" радикально сократил количество аудиторных часов в реализации программ ДПО, упростил сетевые формы реализации курсов, существенно "оживив" рынок допобразования, в том числе стимулировав именно университетский сегмент программ ДПО.
Дополнительное профессиональное образование в вузах: вызовы и решения (2/2)
Сегодня мы вплотную подошли к рубежу, когда пришло время очередной трансформации законодательства о дополнительном профессиональном образовании. Устарело многое–начиная с самого термина "дополнительное образование", имевшего когда–то логику, что слушатели проходят курсы только в дополнении к имеющейся квалификации. Это давно не так.
Интересно, что госполитика по цифровизации экономики позитивно повлияла и на соответствующий сектор программ допобразования в IT-сфере. Сейчас наблюдается настоящий бум спроса курсов для IT-специалистов, в первую очередь для начинающих. С начала 2021 года до н.в. интерес к такому допобразованию вырос почти на 100%.
При этом, и в этом сегменте плательщики/слушатели курсов выбирают онлайн–формат чаще чем классическое очное обучение. Логично, что развитие дистанционных образовательных технологий будет только укреплять этот тренд.
Именно доступность, удобство, встроенность в логику метавселенных и развитие соцсетей, а не "вес бренда" и даже не наличие звёздных преподавателей будут определять вектор развития рынка допобразования в ближайшие годы.
Российские вузы в массе своей пока продолжают работать в ДПО–логике нулевых и десятых, теряя в этом сегменте лидерство и методологическое превосходство перед сферой edtech.
При этом, ещё не поздно изменить ситуацию и из догоняющих перейти в категорию рулевых повесткой.
Организационно и компетентностно вузовская сфера допобразования к этому готова. Успешным экспериментом стала реализация Федерального проекта "Новые возможности для каждого" Минобрнауки РФ, который подтвердил и отчасти перезагрузил интерес многих вузов к сфере ДПО. В университетах массово вновь заговорили о важности развития допобразования как составной части программ развития вузов.
На прошедшем межвузовском интенсиве "Архипелаг 2022" и проходящей прямо сейчас программе "Школа академического совершенства" тематика трансформации ДПО находится среди главных тем, выбранных сотнями вузами–участниками.
Университеты исторически являются пространствами, где рождается знание, проверяются гипотезы, формируются компетенции. Нарастающее лидерство онлайн-проектов в ДПО формируется во многом силами лучших вузовских преподавателей, выбирающих компании edtech как вторую–третью работу.
Развитие партнёрства вузов и лидеров сферы edtech, лучших онлайн–платформ это перспективное и высокопотенциальное решение, которое пока находится в стадии апробации горсткой ведущих университетов. Высокий статус университетских программ и участие лучших вузовских преподавателей вкупе с умением продюсировать, продвигать эти программы и создавать комфортную слушателям интерактивную онлайн–среду обучения уже сегодня способны дать новое качество результата.
Эти вызовы, проблемы и варианты их решения обязательно войдут в повестку вопросов на заседаниях Экспертного совета по непрерывному образованию при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию в ближайшие месяцы с самым широким участием вузовского сообщества.
Специально для "Научно-образовательной политики", Илья Коршунов, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ @inobrhse, сопредседатель Экспертного совета по непрерывному образованию Госдумы РФ; Евгений Сжёнов @szhenov, научный руководитель ЭАЦ "Научно–образовательная политика", сопредседатель Экспертного совета по непрерывному образованию Госдумы РФ
Сегодня мы вплотную подошли к рубежу, когда пришло время очередной трансформации законодательства о дополнительном профессиональном образовании. Устарело многое–начиная с самого термина "дополнительное образование", имевшего когда–то логику, что слушатели проходят курсы только в дополнении к имеющейся квалификации. Это давно не так.
Интересно, что госполитика по цифровизации экономики позитивно повлияла и на соответствующий сектор программ допобразования в IT-сфере. Сейчас наблюдается настоящий бум спроса курсов для IT-специалистов, в первую очередь для начинающих. С начала 2021 года до н.в. интерес к такому допобразованию вырос почти на 100%.
При этом, и в этом сегменте плательщики/слушатели курсов выбирают онлайн–формат чаще чем классическое очное обучение. Логично, что развитие дистанционных образовательных технологий будет только укреплять этот тренд.
Именно доступность, удобство, встроенность в логику метавселенных и развитие соцсетей, а не "вес бренда" и даже не наличие звёздных преподавателей будут определять вектор развития рынка допобразования в ближайшие годы.
Российские вузы в массе своей пока продолжают работать в ДПО–логике нулевых и десятых, теряя в этом сегменте лидерство и методологическое превосходство перед сферой edtech.
При этом, ещё не поздно изменить ситуацию и из догоняющих перейти в категорию рулевых повесткой.
Организационно и компетентностно вузовская сфера допобразования к этому готова. Успешным экспериментом стала реализация Федерального проекта "Новые возможности для каждого" Минобрнауки РФ, который подтвердил и отчасти перезагрузил интерес многих вузов к сфере ДПО. В университетах массово вновь заговорили о важности развития допобразования как составной части программ развития вузов.
На прошедшем межвузовском интенсиве "Архипелаг 2022" и проходящей прямо сейчас программе "Школа академического совершенства" тематика трансформации ДПО находится среди главных тем, выбранных сотнями вузами–участниками.
Университеты исторически являются пространствами, где рождается знание, проверяются гипотезы, формируются компетенции. Нарастающее лидерство онлайн-проектов в ДПО формируется во многом силами лучших вузовских преподавателей, выбирающих компании edtech как вторую–третью работу.
Развитие партнёрства вузов и лидеров сферы edtech, лучших онлайн–платформ это перспективное и высокопотенциальное решение, которое пока находится в стадии апробации горсткой ведущих университетов. Высокий статус университетских программ и участие лучших вузовских преподавателей вкупе с умением продюсировать, продвигать эти программы и создавать комфортную слушателям интерактивную онлайн–среду обучения уже сегодня способны дать новое качество результата.
Эти вызовы, проблемы и варианты их решения обязательно войдут в повестку вопросов на заседаниях Экспертного совета по непрерывному образованию при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию в ближайшие месяцы с самым широким участием вузовского сообщества.
Специально для "Научно-образовательной политики", Илья Коршунов, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ @inobrhse, сопредседатель Экспертного совета по непрерывному образованию Госдумы РФ; Евгений Сжёнов @szhenov, научный руководитель ЭАЦ "Научно–образовательная политика", сопредседатель Экспертного совета по непрерывному образованию Госдумы РФ