Татьяна Горбунова, и.о.председателя СМУ Иркутского национального исследовательского технического университета, участник сессии «Научно-популярный туризм и научное волонтерство: решая задачи Десятилетия науки и технологий» на «Технопроме 2022» о научно-волонтерсĸом пунĸте университета для «Научно-образовательной политики»:
«Основная идея проекта найти волонтеров для проектов и проекты для волонтеров. Запуск планируется 1 сентября. Это хорошая возможность для молодежи попробовать себя не только в своей будущей профессии, прикоснуться к науке, но и собрать портфолио. Для проектов и их руководителей — помощь в проведении исследований, если нужен масштаб исследования и/или дополнительные рабочие руки.
На первом этапе к работе Пункта мы планируем привлекать только студентов. У нас есть управление по молодежной политике, которое курирует работу проектных мастерских, волонтерские проекты и работу СНО. Они же будут курировать и работу научно-волонтёрского пункта совместно со СМУ. Мы не позиционируем сейчас планируемое взаимодействие как наставничество СМУ над СНО, однако речь идет именно о том, чтобы привлекать студентов к исследованиям молодых ученых. Мы обсудили на заседании СМУ помощь волонтеров. Участники встречи выразили заинтересованность, особенно молодые ученые в области гуманитарных науки и в области химии.
Есть два вида работ:
1) участие в качестве неквалифицированного помощника (например, какая-то механическая работа);
2) участие как квалифицированный помощник (например, делать расчеты)
Все зависит от вида исследования.
Мы видим участие в проектах научно-волонтерского пункта как возможность попробовать себя в разных сферах науки, не обязательно только в рамках будущей профессии, но и, например, в качестве неквалифицированного работника или в межпредметном проекте.
Даже когда речь идет о механической работе, у некоторых студентов повышается мотивация к изучению предмета, кроме того, это еще и совместный процесс работы с ученым, который в непринуждённой беседе может доступно объяснить, зачем все это нужно.
Не стоит также забывать и про soft skills - тайм-менеджмент, умение работать в команде. Все эти навыки оттачиваются в процессе выполнения задач».
С этим проектом ИрНИТУ участвовал в X Всероссийском съезде СМУ и получил поддержки научного сообщества на Съезде.
«Основная идея проекта найти волонтеров для проектов и проекты для волонтеров. Запуск планируется 1 сентября. Это хорошая возможность для молодежи попробовать себя не только в своей будущей профессии, прикоснуться к науке, но и собрать портфолио. Для проектов и их руководителей — помощь в проведении исследований, если нужен масштаб исследования и/или дополнительные рабочие руки.
На первом этапе к работе Пункта мы планируем привлекать только студентов. У нас есть управление по молодежной политике, которое курирует работу проектных мастерских, волонтерские проекты и работу СНО. Они же будут курировать и работу научно-волонтёрского пункта совместно со СМУ. Мы не позиционируем сейчас планируемое взаимодействие как наставничество СМУ над СНО, однако речь идет именно о том, чтобы привлекать студентов к исследованиям молодых ученых. Мы обсудили на заседании СМУ помощь волонтеров. Участники встречи выразили заинтересованность, особенно молодые ученые в области гуманитарных науки и в области химии.
Есть два вида работ:
1) участие в качестве неквалифицированного помощника (например, какая-то механическая работа);
2) участие как квалифицированный помощник (например, делать расчеты)
Все зависит от вида исследования.
Мы видим участие в проектах научно-волонтерского пункта как возможность попробовать себя в разных сферах науки, не обязательно только в рамках будущей профессии, но и, например, в качестве неквалифицированного работника или в межпредметном проекте.
Даже когда речь идет о механической работе, у некоторых студентов повышается мотивация к изучению предмета, кроме того, это еще и совместный процесс работы с ученым, который в непринуждённой беседе может доступно объяснить, зачем все это нужно.
Не стоит также забывать и про soft skills - тайм-менеджмент, умение работать в команде. Все эти навыки оттачиваются в процессе выполнения задач».
С этим проектом ИрНИТУ участвовал в X Всероссийском съезде СМУ и получил поддержки научного сообщества на Съезде.
Telegram
Научно-образовательная политика
Волонтеры и туристы Десятилетия (1/2)
На форуме «Технопром» в рамках сессии «Научно-популярный туризм и научное волонтерство: решая задачи Десятилетия науки и технологий» участники сессии поделились собственными региональными кейсами и обсудили актуальные…
На форуме «Технопром» в рамках сессии «Научно-популярный туризм и научное волонтерство: решая задачи Десятилетия науки и технологий» участники сессии поделились собственными региональными кейсами и обсудили актуальные…
Ирина Мануйлова, заместитель губернатора Новосибирской области на форуме «Технопром 2022» для «Научно-образовательной политики»:
Дискуссии были предметными. Очень высокий уровень экспертного сообщества и спикеров, как приехавших на площадку, так и подключающихся онлайн.
Смешанный формат остался, именно это позволило привлечь к работе и участников международного сектора, и наших ведущих спикеров из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России. Сегодня мы говорим, что было представлено порядка 800 спикеров из более чем 60 регионов России.
Отдельно хотелось бы остановиться на выставке. Мы впервые настроили выставку как диалоговую площадку. Здесь несколько камерных залов и каждый из них на протяжении 4 дней принимал гостей.
Вчера после 18:00 программы уже не было, но у людей остаются вопросы, и у нас есть место, где удобно и комфортно обсуждать.
При этом живой получилась и сама выставка. Экспоненты остались довольны, потому что то количество контактов и взаимодействий, которые они за эти дни получили, вызывает действительно уважение.
Именно формат проведения мероприятий на выставке позволил коллегам, которые приезжают, ещё и ещё обходить стенды, видеть работу, где бурлит жизнь.
Главная выставка у нас посвящена СКИФ.
Нашим главным партнёром выступило Министерство науки и высшего образования. Мы благодарны за поддержку, которую получили.
Дискуссии были предметными. Очень высокий уровень экспертного сообщества и спикеров, как приехавших на площадку, так и подключающихся онлайн.
Смешанный формат остался, именно это позволило привлечь к работе и участников международного сектора, и наших ведущих спикеров из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России. Сегодня мы говорим, что было представлено порядка 800 спикеров из более чем 60 регионов России.
Отдельно хотелось бы остановиться на выставке. Мы впервые настроили выставку как диалоговую площадку. Здесь несколько камерных залов и каждый из них на протяжении 4 дней принимал гостей.
Вчера после 18:00 программы уже не было, но у людей остаются вопросы, и у нас есть место, где удобно и комфортно обсуждать.
При этом живой получилась и сама выставка. Экспоненты остались довольны, потому что то количество контактов и взаимодействий, которые они за эти дни получили, вызывает действительно уважение.
Именно формат проведения мероприятий на выставке позволил коллегам, которые приезжают, ещё и ещё обходить стенды, видеть работу, где бурлит жизнь.
Главная выставка у нас посвящена СКИФ.
Нашим главным партнёром выступило Министерство науки и высшего образования. Мы благодарны за поддержку, которую получили.
В отдельных Telegram-каналах появилась информация о возможном скором уходе двух замглавы Минобрнауки.
Мы слышали три фамилии, одну женскую и две мужские, и один из этих руководителей настоящий старожил на Тверской.
Стоит отметить, что если это произойдёт, кадровые изменения полностью совпадут с недавней публикацией НОП о балансе сил в команде Минобрнауки и будут направлены на повышение эффективности работы министерства по важнейшим направлениям научно–технологического развития.
Также хотим не согласиться с анонсом отдельных коллег, вчера "назначивших" Алексея Комиссарова ректором РАНХиГС.
Информация не соответствует действительности.
Будем наблюдать
Мы слышали три фамилии, одну женскую и две мужские, и один из этих руководителей настоящий старожил на Тверской.
Стоит отметить, что если это произойдёт, кадровые изменения полностью совпадут с недавней публикацией НОП о балансе сил в команде Минобрнауки и будут направлены на повышение эффективности работы министерства по важнейшим направлениям научно–технологического развития.
Также хотим не согласиться с анонсом отдельных коллег, вчера "назначивших" Алексея Комиссарова ректором РАНХиГС.
Информация не соответствует действительности.
Будем наблюдать
В Нижнем Новгороде прямо сейчас проходит открытие Образовательно-культурного интенсива «Центры компетенций: год на одной волне с университетами» президентской платформы «Россия – страна возможностей» @stranavozmojnostey
В Интенсиве примает участие около 120 членов университетских команд Центров компетенций со всей страны.
Ольга Петрова, министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Алексей Свистунов, директор Департамента кадровой политики Министерства науки и высшего образования
Дмитрий Гужеля, руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей»
Елена Александрова, ректор Корпоративного университета Правительства Нижегородской области
Жанна Никонова, ректор Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н.А. Добролюбова
Анатолий Шамин, ректор Нижегородского Государственного Инженерно-экономического университета – Княгининский университет,
Анна Бляхман, директор НИУ ВШЭ Нижний Новгород
Сергей Митрошин, проректор по конвенционной подготовке и международной деятельности, Волжский государственный университет Водного транспорта
Модератор - Евгений Сженов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно - образовательная политика»
Запись трансляции:
https://vk.com/video-212797847_456239077
В Интенсиве примает участие около 120 членов университетских команд Центров компетенций со всей страны.
Ольга Петрова, министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Алексей Свистунов, директор Департамента кадровой политики Министерства науки и высшего образования
Дмитрий Гужеля, руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей»
Елена Александрова, ректор Корпоративного университета Правительства Нижегородской области
Жанна Никонова, ректор Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н.А. Добролюбова
Анатолий Шамин, ректор Нижегородского Государственного Инженерно-экономического университета – Княгининский университет,
Анна Бляхман, директор НИУ ВШЭ Нижний Новгород
Сергей Митрошин, проректор по конвенционной подготовке и международной деятельности, Волжский государственный университет Водного транспорта
Модератор - Евгений Сженов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно - образовательная политика»
Запись трансляции:
https://vk.com/video-212797847_456239077
Vk
Центры компетенций: год на одной волне с университетами
vk video
Концепция подготовки кадров для строительной отрасли
Сегодня строительная отрасль Российской Федерации является системообразующим сегментом экономики и генерирует более 10% ВВП страны. В сфере строительства занято около 11 миллионов человек, что делает ее одной из ведущих отраслей российской экономики. Активное развитие строительства, проходящее в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», требует своевременной подготовки квалифицированных кадров, запрос на которые увеличивается с ростом темпов строительства. Международные санкции, введенные против Российской Федерации, приводят к ограничению взаимодействия с западными странами, к нарушению привычных технологических цепочек и научных связей.
НИУ МГСУ предложил Концепцию подготовки кадров для строительной отрасли до 2035 года. Проект Концепции представил ректор НИУ МГСУ Павел Акимов в ходе совместного заседания Комиссии по вопросам профессионального образования и Комиссии по СРО Общественного совета при Минстрое России.
Ректор НИУ МГСУ Павел Акимов, анализируя современную реальность, считает, что «новые условия требуют нового вектора стратегических управленческих решений, которые смогут нарастить интеллектуальный потенциал и инженерные компетенции российского строительного комплекса. Особенностью строительной отрасли является значительный антикризисный и мультипликативный эффект. Развитие строительства, по существу, гарантирует развитие других отраслей экономики (промышленности, торговли, социальной сферы, сферы услуг и др.), одно рабочее место в строительстве формирует пять-шесть рабочих мест в смежных сферах и в кризисные времена их поддерживает».
В связи с этим, Павел Акимов говорит о необходимости выработки «нового комплексного подхода к строительной деятельности как к формированию актуальной жизненной среды, созданной на основе принципов безопасности, экоустойчивости, заботы о здоровье граждан и постоянной интеграции новых технологий, в том числе цифровых. Управление построенной средой должно осуществляться при помощи «цифровых двойников» объектов, объединяющих информационную модель объекта и модели происходящих в нем процессов. Строительство должно представлять собой высокотехнологичную и наукоемкую отрасль, требующую опережающей подготовки кадров нового поколения».
Новые требования остро ставят на повестку дня вопрос подготовки квалифицированных кадров для строительной отрасли. Для уверенного достижения национальных целей по строительству инфраструктурных, социальных объектов, обеспечения ввода жилья не менее, чем 120 миллионов квадратных метров к 2030 году, необходимо дополнительное привлечение от 1 до 2 миллионов работников различной квалификации.
Цель разработки «Концепции подготовки кадров для строительной отрасли до 2035 года»: совершенствование формирования и укрепление кадрового потенциала строительной отрасли для обеспечения эффективности национальной экономики, содействия достижению национальных целей и реализации стратегических национальных приоритетов.
Содержание Концепции: демонстрация текущего состояния и потенциала развития строительного образования в Российской Федерации, современные тенденции и перспективы развития строительного образования в мире, определяет ключевые цели, задачи, инструменты и механизмы реализации государственной политики РФ в области строительного образования.
Документ призван стать основой для организации деятельности вузов, колледжей и техникумов, организаций ДПО, осуществляющих подготовку кадров для строительной отрасли, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся указанные образовательные организации.
Сегодня строительная отрасль Российской Федерации является системообразующим сегментом экономики и генерирует более 10% ВВП страны. В сфере строительства занято около 11 миллионов человек, что делает ее одной из ведущих отраслей российской экономики. Активное развитие строительства, проходящее в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», требует своевременной подготовки квалифицированных кадров, запрос на которые увеличивается с ростом темпов строительства. Международные санкции, введенные против Российской Федерации, приводят к ограничению взаимодействия с западными странами, к нарушению привычных технологических цепочек и научных связей.
НИУ МГСУ предложил Концепцию подготовки кадров для строительной отрасли до 2035 года. Проект Концепции представил ректор НИУ МГСУ Павел Акимов в ходе совместного заседания Комиссии по вопросам профессионального образования и Комиссии по СРО Общественного совета при Минстрое России.
Ректор НИУ МГСУ Павел Акимов, анализируя современную реальность, считает, что «новые условия требуют нового вектора стратегических управленческих решений, которые смогут нарастить интеллектуальный потенциал и инженерные компетенции российского строительного комплекса. Особенностью строительной отрасли является значительный антикризисный и мультипликативный эффект. Развитие строительства, по существу, гарантирует развитие других отраслей экономики (промышленности, торговли, социальной сферы, сферы услуг и др.), одно рабочее место в строительстве формирует пять-шесть рабочих мест в смежных сферах и в кризисные времена их поддерживает».
В связи с этим, Павел Акимов говорит о необходимости выработки «нового комплексного подхода к строительной деятельности как к формированию актуальной жизненной среды, созданной на основе принципов безопасности, экоустойчивости, заботы о здоровье граждан и постоянной интеграции новых технологий, в том числе цифровых. Управление построенной средой должно осуществляться при помощи «цифровых двойников» объектов, объединяющих информационную модель объекта и модели происходящих в нем процессов. Строительство должно представлять собой высокотехнологичную и наукоемкую отрасль, требующую опережающей подготовки кадров нового поколения».
Новые требования остро ставят на повестку дня вопрос подготовки квалифицированных кадров для строительной отрасли. Для уверенного достижения национальных целей по строительству инфраструктурных, социальных объектов, обеспечения ввода жилья не менее, чем 120 миллионов квадратных метров к 2030 году, необходимо дополнительное привлечение от 1 до 2 миллионов работников различной квалификации.
Цель разработки «Концепции подготовки кадров для строительной отрасли до 2035 года»: совершенствование формирования и укрепление кадрового потенциала строительной отрасли для обеспечения эффективности национальной экономики, содействия достижению национальных целей и реализации стратегических национальных приоритетов.
Содержание Концепции: демонстрация текущего состояния и потенциала развития строительного образования в Российской Федерации, современные тенденции и перспективы развития строительного образования в мире, определяет ключевые цели, задачи, инструменты и механизмы реализации государственной политики РФ в области строительного образования.
Документ призван стать основой для организации деятельности вузов, колледжей и техникумов, организаций ДПО, осуществляющих подготовку кадров для строительной отрасли, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся указанные образовательные организации.
Есть такая профессия «медицинский инженер»
Леонид Огуль, первый замглавы комитета Госдумы по охране здоровья, обратился к вице-премьеру Татьяне Голиковой с просьбой рассмотреть возможность введения в России специальности «медицинский инженер». Пока в системе высшего образования предусмотрено только две специальности для подготовки врачей, обеспечивающих проведение диагностических исследований на основе фундаментальных знаний наук о жизни с использованием информационных технологий: медицинская биофизика медицинская кибернетика. При этом обе они не предусматривают подготовку специалистов, готовых к разработке и внедрению инженерных решений в медицине.
В России запущен федеральный проект «Медицинская наука для человека», который вошел в перечень 42 инициатив Правительства РФ, который должен повысить эффективность исследований и разработок в медицине. В рамках другого федерального проекта – Передовые инженерные школы в Самарском государственном медицинском университете будут готовить медицинских инженеров. Поэтому введение профильной специальности должно быть своевременным и действовать в системе координат уже работающих федеральных проектов.
Александр Колсанов, ректор Самарского государственного медицинского университета, профессор РАН, для «Научно-образовательной политики»:
В рамках реализации программы Передовой медицинской инженерной школы в СамГМУ будут обучаться по смешанной онтологии (инженерной и медицинской) инженеры и ИТ-специалисты с изучением анатомии, физиологии и других медицинских дисциплин в рамках ДПО и магистратуры.
Будет несколько треков обучения: цифровое здравоохранение, нейротехнологии, бионические технологии, биотехнологии. Эти специалисты будут крайне востребованы при формировании технологичного суверенитета страны в области медицинской промышленности и цифрового здравоохранения.
Леонид Огуль, первый замглавы комитета Госдумы по охране здоровья, обратился к вице-премьеру Татьяне Голиковой с просьбой рассмотреть возможность введения в России специальности «медицинский инженер». Пока в системе высшего образования предусмотрено только две специальности для подготовки врачей, обеспечивающих проведение диагностических исследований на основе фундаментальных знаний наук о жизни с использованием информационных технологий: медицинская биофизика медицинская кибернетика. При этом обе они не предусматривают подготовку специалистов, готовых к разработке и внедрению инженерных решений в медицине.
В России запущен федеральный проект «Медицинская наука для человека», который вошел в перечень 42 инициатив Правительства РФ, который должен повысить эффективность исследований и разработок в медицине. В рамках другого федерального проекта – Передовые инженерные школы в Самарском государственном медицинском университете будут готовить медицинских инженеров. Поэтому введение профильной специальности должно быть своевременным и действовать в системе координат уже работающих федеральных проектов.
Александр Колсанов, ректор Самарского государственного медицинского университета, профессор РАН, для «Научно-образовательной политики»:
В рамках реализации программы Передовой медицинской инженерной школы в СамГМУ будут обучаться по смешанной онтологии (инженерной и медицинской) инженеры и ИТ-специалисты с изучением анатомии, физиологии и других медицинских дисциплин в рамках ДПО и магистратуры.
Будет несколько треков обучения: цифровое здравоохранение, нейротехнологии, бионические технологии, биотехнологии. Эти специалисты будут крайне востребованы при формировании технологичного суверенитета страны в области медицинской промышленности и цифрового здравоохранения.
Forwarded from Павел Новгородов | НГУЭУ
Когда говорят об участии вузов в научно-технологическом развитии страны, как правило, ментальная колея быстро сводит разговор к инженерно-техническим направлениям подготовки. Между тем создание многих рынков и продуктов невозможно без бизнес-технологий и социальной инженерии, коммуникаций, выстраивания логистических и сервисных цепочек и многого другого, что я также отношу к «технологиям». Важно помнить, что за каждой технологией стоят люди - как производители, так и потребители, и разработка пакета собственных критических технологий автоматически не приведёт к технологическому суверенитету страны.
С этим тезисом выступил 24 августа на форуме «Наука будущего - наука молодых». Отрадно, что другие участники дискуссии, среди которых Президент Российской академии наук, академик Александр Сергеев и ректор МИФИ Владимир Шевченко, этот тезис поддержали и развили.
Спасибо Евгению Сжёнову за приглашение и модерацию дискуссии.
С этим тезисом выступил 24 августа на форуме «Наука будущего - наука молодых». Отрадно, что другие участники дискуссии, среди которых Президент Российской академии наук, академик Александр Сергеев и ректор МИФИ Владимир Шевченко, этот тезис поддержали и развили.
Спасибо Евгению Сжёнову за приглашение и модерацию дискуссии.
Генетика Югры
В России действует Федеральная научно-техническая программа развития генетических технологий на 2019 – 2027 годы. Все научные, технологические проекты должны быть направлены на достижение национальных целей развития. «Поэтому крайне значимо сфокусировать все приоритеты вокруг человека, повышения благополучия людей, синхронизировать наши усилия по срокам, ресурсам, реализуемым мерам», - говорил президент РФ в прошлом году на совещании по развитию генетических технологий.
Сургутский государственный университет в рамках реализации программы развития «Приоритет 2030» запустил стратегический проект «Югра-Ген». Этот проект направлен на реализацию в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра, призван разработать и внедрить методы молекулярно-генетической диагностики, персонифицированных подходов к лечению и профилактике кардиологических, онкологических и нейродегенеративных заболеваний в регионе.
Сейчас в Югре более 10 тысяч врачей, 7 лабораторий и только 14 генетиков. Результат анализа с обнаруженной генетической мутацией изучить, а тем более назначить лечение, может не каждый врач. В каждой дисциплине кардиология, офтальмология или онкология есть раздел, который врачи знают хуже — это онкогенетика, кардиогенетика, офтальмогенетика.
Людмила Коваленко, руководитель проекта «Югра-Ген», директор медицинского института Сургутского государственного университета @surgu_university, для «Научно-образовательной политики»:
«Кадры — самое главное. Не материальное оснащение определяет развитие науки, а люди и их мысли. Сегодня чтобы привлечь молодежь, мы по целевому обучению направили выпускников сургутского, тюменского и югорского университетов обучаться клинической лабораторной генетике. Они вернутся к нам и увеличат штат генетиков, работающих в нашем регионе».
В России действует Федеральная научно-техническая программа развития генетических технологий на 2019 – 2027 годы. Все научные, технологические проекты должны быть направлены на достижение национальных целей развития. «Поэтому крайне значимо сфокусировать все приоритеты вокруг человека, повышения благополучия людей, синхронизировать наши усилия по срокам, ресурсам, реализуемым мерам», - говорил президент РФ в прошлом году на совещании по развитию генетических технологий.
Сургутский государственный университет в рамках реализации программы развития «Приоритет 2030» запустил стратегический проект «Югра-Ген». Этот проект направлен на реализацию в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра, призван разработать и внедрить методы молекулярно-генетической диагностики, персонифицированных подходов к лечению и профилактике кардиологических, онкологических и нейродегенеративных заболеваний в регионе.
Сейчас в Югре более 10 тысяч врачей, 7 лабораторий и только 14 генетиков. Результат анализа с обнаруженной генетической мутацией изучить, а тем более назначить лечение, может не каждый врач. В каждой дисциплине кардиология, офтальмология или онкология есть раздел, который врачи знают хуже — это онкогенетика, кардиогенетика, офтальмогенетика.
Людмила Коваленко, руководитель проекта «Югра-Ген», директор медицинского института Сургутского государственного университета @surgu_university, для «Научно-образовательной политики»:
«Кадры — самое главное. Не материальное оснащение определяет развитие науки, а люди и их мысли. Сегодня чтобы привлечь молодежь, мы по целевому обучению направили выпускников сургутского, тюменского и югорского университетов обучаться клинической лабораторной генетике. Они вернутся к нам и увеличат штат генетиков, работающих в нашем регионе».
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральные научно-технические программы
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, а также функции по нормативно-правовому регулированию и…