Простые истины цифровой трансформации (2/2)
Сергей Пилипенко, эксперт в области цифровой трансформации образования и разработчик программы повышения квалификации «Управление цифровой трансформацией образовательных организаций» в Университете Иннополис, рассказал о цифровой трансформации вузов и сузов:
Какие специалисты должны входить в цифровую команду для обучения и какой минимальный состав команды?
На момент запуска программы подготовки цифровых команд в Университете Иннополис мы приглашали команды не менее 5 человек. И на обучение приезжали разноплановые коллективы: например, проректор по научной работе, также ответственный за цифровизацию, и остальные четыре участника — специалисты из отдела информационного обеспечения. Второй вариант, когда во главе команды проректор по цифровизации, два специалиста из отдела технической поддержки и два сотрудника из управленческо-административного сектора вуза: начальники отделов, методисты и другие. И вот второй случай — это более правильный подход к формированию цифровой команды образовательной организации. Потому что грамотно описать бизнес-процессы, провести их реинжиниринг, подготовить качественное техническое задание для разработчиков возможно только с участием заказчика — владельцев соответствующих бизнес-процессов.
Специалисты с какими компетенциями подходят на должность руководителя цифровой трансформации образовательной организации?
По опыту моей работы с университетами в большинстве организаций эту функцию совмещают с другими. Это может быть проректор по науке, который параллельно выполняет задачи по научной деятельности с проектами по цифровой трансформации университета. Были и такие команды, где роль цифрового проректора выполнял первый проректор или проректор по учебно-методической работе.
Такие назначения — пример практики региональных вузов. Если же говорить об идеальных условиях, то в идеале на должность цифрового проректора следует ставить специалиста с техническим образованием, разбирающегося в ИТ-технологиях и при этом хорошо знающего и понимающего управленческие процессы университета. Потому что цифровой проректор будет выступать своего рода переводчиком между заказчиком цифровой трансформации университета и исполнителями — ИТ-специалистами. Ему нужно будет уметь объяснить и тем и другим суть желаемого ИТ-продукта или решения.
Сложно ли стать руководителем цифровой трансформации без технического или ИТ-образования с минимальными знаниями о цифре?
Если говорить про образовательную программу «Управление цифровой трансформацией образовательных организаций», реализуемую в Университете Иннополис, то мы в рамках нашего обучения не переходим на технический уровень. Потому что цифровая трансформация — это не про языки программирования или особенности разработки отдельных ИТ-продуктов, а про постановку задач ИТ-специалистам.
Что можно считать первым успешным результатом цифровой трансформации образовательной организации?
Для организации в любой сфере деятельности самым первым успехом в процессе цифровой трансформации является утверждение топ-менеджерами организации разработанной стратегии цифрового развития. Потому что именно в этом документе детально прописываются все дальнейшие мероприятия и действия. И если руководство и учредители университета примут стратегию, то первый и важный результат на пути к цифровой трансформации уже достигнут. Поэтому в Университете Иннополис цифровые команды по итогам обучения обязательно защищают проекты стратегий и дорожные карты.
На защиту мы подключаем в дистанционном формате экспертов из Минобрнауки и Минцифры России, экспертов из ИТ-компаний и индустрии, руководителей обучающихся организаций и директоров компаний-индустриальных партнёров вузов. Так что для обучающихся вузов эта защита в наших стенах становится своего рода генеральной репетицией для защиты стратегии цифрового развития на учёном совете университета или перед учредителем.
Подробнее про программу подготовки руководителей цифровой трансформации для образовательных организаций
Сергей Пилипенко, эксперт в области цифровой трансформации образования и разработчик программы повышения квалификации «Управление цифровой трансформацией образовательных организаций» в Университете Иннополис, рассказал о цифровой трансформации вузов и сузов:
Какие специалисты должны входить в цифровую команду для обучения и какой минимальный состав команды?
На момент запуска программы подготовки цифровых команд в Университете Иннополис мы приглашали команды не менее 5 человек. И на обучение приезжали разноплановые коллективы: например, проректор по научной работе, также ответственный за цифровизацию, и остальные четыре участника — специалисты из отдела информационного обеспечения. Второй вариант, когда во главе команды проректор по цифровизации, два специалиста из отдела технической поддержки и два сотрудника из управленческо-административного сектора вуза: начальники отделов, методисты и другие. И вот второй случай — это более правильный подход к формированию цифровой команды образовательной организации. Потому что грамотно описать бизнес-процессы, провести их реинжиниринг, подготовить качественное техническое задание для разработчиков возможно только с участием заказчика — владельцев соответствующих бизнес-процессов.
Специалисты с какими компетенциями подходят на должность руководителя цифровой трансформации образовательной организации?
По опыту моей работы с университетами в большинстве организаций эту функцию совмещают с другими. Это может быть проректор по науке, который параллельно выполняет задачи по научной деятельности с проектами по цифровой трансформации университета. Были и такие команды, где роль цифрового проректора выполнял первый проректор или проректор по учебно-методической работе.
Такие назначения — пример практики региональных вузов. Если же говорить об идеальных условиях, то в идеале на должность цифрового проректора следует ставить специалиста с техническим образованием, разбирающегося в ИТ-технологиях и при этом хорошо знающего и понимающего управленческие процессы университета. Потому что цифровой проректор будет выступать своего рода переводчиком между заказчиком цифровой трансформации университета и исполнителями — ИТ-специалистами. Ему нужно будет уметь объяснить и тем и другим суть желаемого ИТ-продукта или решения.
Сложно ли стать руководителем цифровой трансформации без технического или ИТ-образования с минимальными знаниями о цифре?
Если говорить про образовательную программу «Управление цифровой трансформацией образовательных организаций», реализуемую в Университете Иннополис, то мы в рамках нашего обучения не переходим на технический уровень. Потому что цифровая трансформация — это не про языки программирования или особенности разработки отдельных ИТ-продуктов, а про постановку задач ИТ-специалистам.
Что можно считать первым успешным результатом цифровой трансформации образовательной организации?
Для организации в любой сфере деятельности самым первым успехом в процессе цифровой трансформации является утверждение топ-менеджерами организации разработанной стратегии цифрового развития. Потому что именно в этом документе детально прописываются все дальнейшие мероприятия и действия. И если руководство и учредители университета примут стратегию, то первый и важный результат на пути к цифровой трансформации уже достигнут. Поэтому в Университете Иннополис цифровые команды по итогам обучения обязательно защищают проекты стратегий и дорожные карты.
На защиту мы подключаем в дистанционном формате экспертов из Минобрнауки и Минцифры России, экспертов из ИТ-компаний и индустрии, руководителей обучающихся организаций и директоров компаний-индустриальных партнёров вузов. Так что для обучающихся вузов эта защита в наших стенах становится своего рода генеральной репетицией для защиты стратегии цифрового развития на учёном совете университета или перед учредителем.
Подробнее про программу подготовки руководителей цифровой трансформации для образовательных организаций
edu.innopolis.university
Внедрение технологий искусственного интеллекта в систему управления образовательных организаций высшего образования
Приглашаем на обучение команды от вузов от 3 до 5 человек!
Локомотивы профобразования
15-16 сентября в Сочи проходил Конгресс «Молодые профессионалы». Одной из ключевых тем конгресса стало обсуждение федпроекта «Профессионалитет». Одноименный федпроект все больше и больше врывается в повестку. В числе ключевых локомотивов его продвижения и в прямом, и в переносном смысле слова выступает ОАО «РЖД». В рамках конгресса активным участником стал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов.
Система непрерывной подготовки кадров
Компания с большой историей за много лет, безусловно, отшлифовала собственные требования и подходы к тому, как готовить специалистов и когда начинать это делать. Рассказывая о системе подготовки кадров ОАО «РЖД», Дмитрий Шаханов выделил 4 базовых элемента:
1. Ранняя профориентация — ежегодно компания заключает более 5000 договоров о целевом обучении, что требует заблаговременного формирования пула абитуриентов при помощи профильных детских садов, школ-интернатов, 25 детских железных дорог, 102 школы в проекте "РЖД Класс" и кадетских инженерных классов РЖД.
2. Подготовка в вузах и техникумах — главная задача — обеспечивать работой всех заинтересованных студентов и выпускников. Компания опирается на 9 отраслевых университетов, а также сотрудничает еще с 20 ведущими вузами страны. В отраслевых университетах реализуется программы взаимодействия с работодателем на период 2020 по 2025 год. В соответствии с программой развития оцениваются профессиональные компетенции и преподавателей, и студентов, на базе этого ведется корректировка утративших актуальность образовательных методик. Отдельное внимание уделяется оснащению тренажерной базе и созданию новых современных образовательных пространств.
3. Рабочие кадры — составляют в структуре компании более 64% персонала. У РЖД работает сеть учебных центров повышения квалификации — ежегодно более 200 тысяч рабочих проходит обучение.
4. Подготовка руководителей и специалистов (управленческие качества) — реализуется на базе корпоративного университета, нацелена исключительно на управленческую подготовку. Представлено 250 программ, из них 3 программы развития кадрового резерва, целый массив программ по заказам заказчика. У корпоративного университета есть Дальневосточный филиал, что особенно актуально в условиях переориентации на восточные направления в экономике.
Роль Профессионалитета
Профессионалитет органично вписался в качестве одной из составных частей в структуру непрерывной подготовки РЖД. 10 образовательных железнодорожных кластеров из общего числа — 71 по стране.
Все кластеры реализуются на базе филиалов жд-вузов — отраслевых техникумов. РЖД принимает непосредственное участие в реализации федпроекта — создали специальную проектную группу, чтобы в едином ключе подойти ко всем 10 кластерам — создать единую стандартизацию.
Для подготовки выделены 4 основные специальности для РЖД. С этой целью были пересмотрены специальности обучения, был сделан акцент на требования профстандартов. За весь период обучения выпускник Профессионалитета получает диплом о получении СПО и осваивает 3 рабочих специальности. Усиление интеграции с реальным сектором также способствует инфраструктурному развитию учебных площадок. Еще один плюс — сокращение срока обучения.
Дмитрий Шаханов выделяет 5 преимуществ Профессионалитета для ОАО «РЖД»:
- Под потребности рынка труда будут выпускаться еще более практикоориентированные студенты;
- Выпускники будут адаптированы практически с 1 дня работы;
- Это новые подходы в обучении, в том числе преподавателей;
- Кардинальное изменение инфраструктуры;
- Прямопропорцинальное воздействие на мобильность.
15-16 сентября в Сочи проходил Конгресс «Молодые профессионалы». Одной из ключевых тем конгресса стало обсуждение федпроекта «Профессионалитет». Одноименный федпроект все больше и больше врывается в повестку. В числе ключевых локомотивов его продвижения и в прямом, и в переносном смысле слова выступает ОАО «РЖД». В рамках конгресса активным участником стал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов.
Система непрерывной подготовки кадров
Компания с большой историей за много лет, безусловно, отшлифовала собственные требования и подходы к тому, как готовить специалистов и когда начинать это делать. Рассказывая о системе подготовки кадров ОАО «РЖД», Дмитрий Шаханов выделил 4 базовых элемента:
1. Ранняя профориентация — ежегодно компания заключает более 5000 договоров о целевом обучении, что требует заблаговременного формирования пула абитуриентов при помощи профильных детских садов, школ-интернатов, 25 детских железных дорог, 102 школы в проекте "РЖД Класс" и кадетских инженерных классов РЖД.
2. Подготовка в вузах и техникумах — главная задача — обеспечивать работой всех заинтересованных студентов и выпускников. Компания опирается на 9 отраслевых университетов, а также сотрудничает еще с 20 ведущими вузами страны. В отраслевых университетах реализуется программы взаимодействия с работодателем на период 2020 по 2025 год. В соответствии с программой развития оцениваются профессиональные компетенции и преподавателей, и студентов, на базе этого ведется корректировка утративших актуальность образовательных методик. Отдельное внимание уделяется оснащению тренажерной базе и созданию новых современных образовательных пространств.
3. Рабочие кадры — составляют в структуре компании более 64% персонала. У РЖД работает сеть учебных центров повышения квалификации — ежегодно более 200 тысяч рабочих проходит обучение.
4. Подготовка руководителей и специалистов (управленческие качества) — реализуется на базе корпоративного университета, нацелена исключительно на управленческую подготовку. Представлено 250 программ, из них 3 программы развития кадрового резерва, целый массив программ по заказам заказчика. У корпоративного университета есть Дальневосточный филиал, что особенно актуально в условиях переориентации на восточные направления в экономике.
Роль Профессионалитета
Профессионалитет органично вписался в качестве одной из составных частей в структуру непрерывной подготовки РЖД. 10 образовательных железнодорожных кластеров из общего числа — 71 по стране.
Все кластеры реализуются на базе филиалов жд-вузов — отраслевых техникумов. РЖД принимает непосредственное участие в реализации федпроекта — создали специальную проектную группу, чтобы в едином ключе подойти ко всем 10 кластерам — создать единую стандартизацию.
Для подготовки выделены 4 основные специальности для РЖД. С этой целью были пересмотрены специальности обучения, был сделан акцент на требования профстандартов. За весь период обучения выпускник Профессионалитета получает диплом о получении СПО и осваивает 3 рабочих специальности. Усиление интеграции с реальным сектором также способствует инфраструктурному развитию учебных площадок. Еще один плюс — сокращение срока обучения.
Дмитрий Шаханов выделяет 5 преимуществ Профессионалитета для ОАО «РЖД»:
- Под потребности рынка труда будут выпускаться еще более практикоориентированные студенты;
- Выпускники будут адаптированы практически с 1 дня работы;
- Это новые подходы в обучении, в том числе преподавателей;
- Кардинальное изменение инфраструктуры;
- Прямопропорцинальное воздействие на мобильность.
Наш прогноз от 6 сентября о переходе Алексея Медведева в РНФ оказался верным.
Давайте попробуем снова. И будем ждать появление Александра Нарукавникова в Курчатнике.
https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/27290
Давайте попробуем снова. И будем ждать появление Александра Нарукавникова в Курчатнике.
https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/27290
@szhenov для @scienpolicy
Встречаю субботу в отличном настроении в компании с вице-спикером Государственной Думы Борисом Чернышовым в Ставрополе на фестивале работающей молодёжи НА ВЫСОТЕ 2022.
А уже через 2 часа начинаю стратсессию по работе с новыми медиа на деловом форуме блогеров ТОП Блог @topblog_rsv в СКФУ. Конечно, будем говорить и о Telegram, который упрочил позицию главной медиаплощадки в России, и о работе вузов.
Согласно свежей социологии, Telegram стал «лидирующим и наиболее важным каналом коммуникации для российского PR». При этом представители более половины (52%) опрошенных организаций (госструктуры и ведущие российские компании, включая
Россотрудничество , PESCO Energy & Resources, Renaissance Capital, «Ростелеком», «Детский мир», «Люксор» и т.д.) заявили, что они впервые начали использовать Telegram в последние полгода.
И считанных месяцев им хватило, чтобы оценить его превосходящую коммуникационную силу и эффективность.
http://www.sostav.ru/publication/pr-spetsialisty-56551.html
Встречаю субботу в отличном настроении в компании с вице-спикером Государственной Думы Борисом Чернышовым в Ставрополе на фестивале работающей молодёжи НА ВЫСОТЕ 2022.
А уже через 2 часа начинаю стратсессию по работе с новыми медиа на деловом форуме блогеров ТОП Блог @topblog_rsv в СКФУ. Конечно, будем говорить и о Telegram, который упрочил позицию главной медиаплощадки в России, и о работе вузов.
Согласно свежей социологии, Telegram стал «лидирующим и наиболее важным каналом коммуникации для российского PR». При этом представители более половины (52%) опрошенных организаций (госструктуры и ведущие российские компании, включая
Россотрудничество , PESCO Energy & Resources, Renaissance Capital, «Ростелеком», «Детский мир», «Люксор» и т.д.) заявили, что они впервые начали использовать Telegram в последние полгода.
И считанных месяцев им хватило, чтобы оценить его превосходящую коммуникационную силу и эффективность.
http://www.sostav.ru/publication/pr-spetsialisty-56551.html
Профессионалитет или эволюция СПО (1/3)
«В Профессионалитет заложен потенциал логичной эволюции СПО. СПО изначально работает как связка промышленности и образования, однако проект «Профессионалитет» не только про это», — именно так начал сессию «Участие вузов в федеральном проекте «Профессионалитет» на XVI Конгрессе «Молодые профессионалы» ее модератор — Евгений Сжёнов @szhenov, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика».
Профессионалитет: ожидание
Разговор про Профессионалитет начали идеологи и идейные вдохновители проекта, в числе которых, безусловно, не только Минпросвещения РФ.
Директор департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения РФ Виктор Неумывакин отметил большой потенциал Профессионалитета. «Границы между уровнями образования серьезно размываются. При подборе специалистов часто возникает вопрос, какой конкретно по уровню образования специалист нужен. Профессионалитет найдёт своё место среди уровней образования. Среднее профессиональное и высшее образование находятся в одном федеральном законе, поэтому между ними много общего. У нас есть, о чем совместно разговаривать [с Минобрнауки] и чему поучиться друг у друга», — уверен Виктор Неумывакин.
Важный вопрос — где место СПО во взаимодействии с ВО? На уровне вузов проблема часто кроется в том, что многие ректоры пытаются подменить СПО факультет довузовской подготовки, что в корне неправильно.
Статистика показывает, что среди выпускников СПО, которые дальше выбрали пойти в университет, не выходят потом на рынок труда с профессией колледжей/техникумов только 12% ребят. При этом анализ уровней образования руководителей СССР показал, что 80% из них имели за плечами техникум или ГПТУ. «Раньше мы видели 2 параллельных пути — колледж или вуз. Сейчас мы видим линейную систему, когда специалист проходит все уровни образования. И такой специалист намного более эффективен. У СПО есть серьезное будущее в структуре вузов. Более половины реализуют программы СПО, многие включены в федпроект «Профессионалитет». Важно не относиться к федпроекту как инфраструктурному, в нем много содержательной части, которую нельзя игнорировать», — подчеркнул Виктор Неумывакин.
Ректор МГУ им.Н.П.Огарева Дмитрий Глушко на правах экс-замминистра просвещения, который стоял у истоков создания Профессионалитета и был в числе первых, кто закладывал фундамент федпроекта, отмечает, что формирование практических современных компетенций в системе СПО значительно выше и круче, чем в ВО. В этом разрезе на работу лучше берут тех, кто прошел СПО и подтвердил свои компетенции. Преподаватели колледжей также регулярно подтверждают свои навыки, что дает совершенно другой результат при подготовке студентов. «Нужно перезагрузить сознание людей внутри университета, людей, которые преподают, потому что для каждого из них здесь есть возможность погрузить свои научные разработки в программу обучения», — считает Дмитрий Глушко.
«В Профессионалитет заложен потенциал логичной эволюции СПО. СПО изначально работает как связка промышленности и образования, однако проект «Профессионалитет» не только про это», — именно так начал сессию «Участие вузов в федеральном проекте «Профессионалитет» на XVI Конгрессе «Молодые профессионалы» ее модератор — Евгений Сжёнов @szhenov, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика».
Профессионалитет: ожидание
Разговор про Профессионалитет начали идеологи и идейные вдохновители проекта, в числе которых, безусловно, не только Минпросвещения РФ.
Директор департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения РФ Виктор Неумывакин отметил большой потенциал Профессионалитета. «Границы между уровнями образования серьезно размываются. При подборе специалистов часто возникает вопрос, какой конкретно по уровню образования специалист нужен. Профессионалитет найдёт своё место среди уровней образования. Среднее профессиональное и высшее образование находятся в одном федеральном законе, поэтому между ними много общего. У нас есть, о чем совместно разговаривать [с Минобрнауки] и чему поучиться друг у друга», — уверен Виктор Неумывакин.
Важный вопрос — где место СПО во взаимодействии с ВО? На уровне вузов проблема часто кроется в том, что многие ректоры пытаются подменить СПО факультет довузовской подготовки, что в корне неправильно.
Статистика показывает, что среди выпускников СПО, которые дальше выбрали пойти в университет, не выходят потом на рынок труда с профессией колледжей/техникумов только 12% ребят. При этом анализ уровней образования руководителей СССР показал, что 80% из них имели за плечами техникум или ГПТУ. «Раньше мы видели 2 параллельных пути — колледж или вуз. Сейчас мы видим линейную систему, когда специалист проходит все уровни образования. И такой специалист намного более эффективен. У СПО есть серьезное будущее в структуре вузов. Более половины реализуют программы СПО, многие включены в федпроект «Профессионалитет». Важно не относиться к федпроекту как инфраструктурному, в нем много содержательной части, которую нельзя игнорировать», — подчеркнул Виктор Неумывакин.
Ректор МГУ им.Н.П.Огарева Дмитрий Глушко на правах экс-замминистра просвещения, который стоял у истоков создания Профессионалитета и был в числе первых, кто закладывал фундамент федпроекта, отмечает, что формирование практических современных компетенций в системе СПО значительно выше и круче, чем в ВО. В этом разрезе на работу лучше берут тех, кто прошел СПО и подтвердил свои компетенции. Преподаватели колледжей также регулярно подтверждают свои навыки, что дает совершенно другой результат при подготовке студентов. «Нужно перезагрузить сознание людей внутри университета, людей, которые преподают, потому что для каждого из них здесь есть возможность погрузить свои научные разработки в программу обучения», — считает Дмитрий Глушко.
Профессионалитет или эволюция СПО (2/3)
Опорой и поддержкой федпроекта с момента его появления выступает ОАО «РЖД». Александр Збарский, заместитель начальника HR-департамента ОАО «РЖД», подчеркивает, что благодаря Профессионалитету набор в этом году был выполнен на 100%, хотя традиционно набор на программы СПО был проблемой.
«Второе — все конкурсы по распределению мест СПО шли всегда по региональному принципу, и федеральные власти не могли оказывать влияние. Сейчас появилась дополнительная ответственность ректоров, которые получили финансирование», — рассказывает Александр Збарский.
Появилась точка идеологической пересборки — образовательные программы были адаптированы под Профессионалитет. Задел на будущее — пересмотреть сроки подготовки специалистов по программам СПО и ВО. Предложение Александра Збарского (в железнодорожном секторе) — оставить 4 года СПО, сократить специалитет, сделать максимальный акцент на освоение профессий.
Президентская платформа «Россия — страна возможностей» активно включилась в федпроект «Профессионалитет». Ранее преподаватели и региональные команды прошли подготовку на базе Мастерской управления «Сенеж». Сейчас, как рассказал директор департамента оценки и методологии АНО РСВ Дмитрий Гужеля, проект центров компетенций, интенсивно реализуемый в университетах, запускается в колледжах и техникумах. «Успех выпускника зависит от 2 факторов — профессиональные навыки и его карьерный рост, который складывается из наднациональных компетенций. Наш проект направлен на то, чтобы ученики СПО получали надпрофессиональные компетенции и увеличивали потенциал профессионального роста», — отмечает Дмитрий Гужеля.
Марина Софронова, заместитель директора департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения РФ, выделяет главную задачу — изменить осознание ценности СПО для вузов. По ее мнению, СПО при вузах должно выходить на более самодостаточный уровень. Анализ Профессионалитета показывает, что есть разрыв между ожиданиями работодателей и вузов. Если не работать с этим, то в перспективе это может привести к тому, что образовательные программы будут не востребованы и не интересны. «Я уверена, что мы выйдем на историю «школа - колледж - вуз». При формировании новых образовательных программ прикладного образования в итоге должен случиться разрыв — тогда обозначится граница между начальным профессиональным образованием и средним профессиональным образованием, а значит, от СПО «отвалятся» рабочие профессии по коротким образовательным программам, которые не требуют длительного освоения программ обучения», — рассказывает Марина Софронова.
Опорой и поддержкой федпроекта с момента его появления выступает ОАО «РЖД». Александр Збарский, заместитель начальника HR-департамента ОАО «РЖД», подчеркивает, что благодаря Профессионалитету набор в этом году был выполнен на 100%, хотя традиционно набор на программы СПО был проблемой.
«Второе — все конкурсы по распределению мест СПО шли всегда по региональному принципу, и федеральные власти не могли оказывать влияние. Сейчас появилась дополнительная ответственность ректоров, которые получили финансирование», — рассказывает Александр Збарский.
Появилась точка идеологической пересборки — образовательные программы были адаптированы под Профессионалитет. Задел на будущее — пересмотреть сроки подготовки специалистов по программам СПО и ВО. Предложение Александра Збарского (в железнодорожном секторе) — оставить 4 года СПО, сократить специалитет, сделать максимальный акцент на освоение профессий.
Президентская платформа «Россия — страна возможностей» активно включилась в федпроект «Профессионалитет». Ранее преподаватели и региональные команды прошли подготовку на базе Мастерской управления «Сенеж». Сейчас, как рассказал директор департамента оценки и методологии АНО РСВ Дмитрий Гужеля, проект центров компетенций, интенсивно реализуемый в университетах, запускается в колледжах и техникумах. «Успех выпускника зависит от 2 факторов — профессиональные навыки и его карьерный рост, который складывается из наднациональных компетенций. Наш проект направлен на то, чтобы ученики СПО получали надпрофессиональные компетенции и увеличивали потенциал профессионального роста», — отмечает Дмитрий Гужеля.
Марина Софронова, заместитель директора департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения РФ, выделяет главную задачу — изменить осознание ценности СПО для вузов. По ее мнению, СПО при вузах должно выходить на более самодостаточный уровень. Анализ Профессионалитета показывает, что есть разрыв между ожиданиями работодателей и вузов. Если не работать с этим, то в перспективе это может привести к тому, что образовательные программы будут не востребованы и не интересны. «Я уверена, что мы выйдем на историю «школа - колледж - вуз». При формировании новых образовательных программ прикладного образования в итоге должен случиться разрыв — тогда обозначится граница между начальным профессиональным образованием и средним профессиональным образованием, а значит, от СПО «отвалятся» рабочие профессии по коротким образовательным программам, которые не требуют длительного освоения программ обучения», — рассказывает Марина Софронова.
Профессионалитет или эволюция СПО (3/3)
Профессионалитет: реальность
На сессии обсуждали Профессиналитет не только в теории, но и на практике. Те, кто внедряет в рамках своих компетенций федпроект на местах, также дали свои положительные оценки Профессионалитета, отмечая его потенциал.
Министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольга Петрова подчеркивает, что Профессионалитет — это вызов, который сначала был на уровне колледжей, а теперь и на уровне вузов, польку выпускники Профессионалитета в перспективе будут поступать в университеты и классические программы обучения им уже будут неинтересны. «Здесь критически важный вопрос — ускорение. Для тех вузов, у кого есть и Профессионалитет, и специалитет, нужна синхронизация учебных планов, притом сроком не на один год. Мне это напоминает прикладной бакалавриат, который должен был родиться, но не родился — академический бакалавриат пересилил», — отмечает Ольга Петрова.
Отдельный интерес вызывает возможность внедрения военных кафедр по программам Профессионалитета для возможности отсрочки от армии в СПО.
Анатолий Шамин, ректор Княгининского университета, рассказал, что вхождение в федпроект усилило качество подготовки студентов и по программам СПО, и по программам ВО. Он отметил, что в университете нет проблемы разделения СПО и ВО, поскольку сам вуз появился из техникума как надстройка.
Югорский госуниверситет как точка сборки нефтяников прикладную подготовку считает приоритетной. Ректор университета Роман Кучин отмечает, что в несостоявшемся проекте прикладного бакалавриата была зашита программа СПО. В Профессионалитет вуз вошел по 2 трекам — геология и ТЭК. «В университете идет интеграция СПО и ВО. Нужно подумать об пересмотре стандартов ВО, чтобы выпускники Профессионалитета могли получать его быстрее», — поделился Роман Кучин.
Ректор Морского государственного университета им. Г.И. Невельского Денис Буров отмечает, что еще на этапе становления СПО транспортные вузы выступили площадкой поддержки — в тот период университету были переданы структуры СПО. «На базовом уровне идёт недофинансирование СПО. Мы рассматриваем Профессионалитет как поддержку матбазы. У нас была сильная связь с отраслевиками на протяжении всех периодов обучения, но отрасль испытывает нехватку специалистов СПО. Профессионалитет мы видим как инструмент восполнить и удовлетворять большие потребности отрасли», — поделился Денис Буров.
«Наш университет готовит кадры для СПО. Профессионалитет — новый серьёзный вызов для подготовки нового поколения педагогов», — отмечает ректор РГППУ Валерий Дубицкий. Несмотря на то, что университет не является формализованным участником федпроекта, Валерий Дубицкий выделяет реальные шаги, которые уже делаются и могут в перспективе привести к включению университета в федпроект:
- Создание региональной модели профориентации;
- Подготовка программ профсопровождения;
- Возможность создания системы информирования о состоянии рынка труда.
«Сегодня без научных исследований сюда заходить тоже было бы странно», — считает ректор РГППУ.
Светлана Комарова, проректор ОмГАУ, отмечает, что Профессионалитет позволил поднять престижность аграрных профессий.
Елена Смягликова, проректор ГУМРФ им.адм. С.О. Макарова, рассказала, что университет уже 240 лет готовит кадры для флота. Моряк — международная профессия. В условиях обострения геополитической обстановки это накладывает определенные сложности. Елена Смягликова возлагает надежды на то, что Профессионалитет сможет поддержать моряков.
Профессионалитет: реальность
На сессии обсуждали Профессиналитет не только в теории, но и на практике. Те, кто внедряет в рамках своих компетенций федпроект на местах, также дали свои положительные оценки Профессионалитета, отмечая его потенциал.
Министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольга Петрова подчеркивает, что Профессионалитет — это вызов, который сначала был на уровне колледжей, а теперь и на уровне вузов, польку выпускники Профессионалитета в перспективе будут поступать в университеты и классические программы обучения им уже будут неинтересны. «Здесь критически важный вопрос — ускорение. Для тех вузов, у кого есть и Профессионалитет, и специалитет, нужна синхронизация учебных планов, притом сроком не на один год. Мне это напоминает прикладной бакалавриат, который должен был родиться, но не родился — академический бакалавриат пересилил», — отмечает Ольга Петрова.
Отдельный интерес вызывает возможность внедрения военных кафедр по программам Профессионалитета для возможности отсрочки от армии в СПО.
Анатолий Шамин, ректор Княгининского университета, рассказал, что вхождение в федпроект усилило качество подготовки студентов и по программам СПО, и по программам ВО. Он отметил, что в университете нет проблемы разделения СПО и ВО, поскольку сам вуз появился из техникума как надстройка.
Югорский госуниверситет как точка сборки нефтяников прикладную подготовку считает приоритетной. Ректор университета Роман Кучин отмечает, что в несостоявшемся проекте прикладного бакалавриата была зашита программа СПО. В Профессионалитет вуз вошел по 2 трекам — геология и ТЭК. «В университете идет интеграция СПО и ВО. Нужно подумать об пересмотре стандартов ВО, чтобы выпускники Профессионалитета могли получать его быстрее», — поделился Роман Кучин.
Ректор Морского государственного университета им. Г.И. Невельского Денис Буров отмечает, что еще на этапе становления СПО транспортные вузы выступили площадкой поддержки — в тот период университету были переданы структуры СПО. «На базовом уровне идёт недофинансирование СПО. Мы рассматриваем Профессионалитет как поддержку матбазы. У нас была сильная связь с отраслевиками на протяжении всех периодов обучения, но отрасль испытывает нехватку специалистов СПО. Профессионалитет мы видим как инструмент восполнить и удовлетворять большие потребности отрасли», — поделился Денис Буров.
«Наш университет готовит кадры для СПО. Профессионалитет — новый серьёзный вызов для подготовки нового поколения педагогов», — отмечает ректор РГППУ Валерий Дубицкий. Несмотря на то, что университет не является формализованным участником федпроекта, Валерий Дубицкий выделяет реальные шаги, которые уже делаются и могут в перспективе привести к включению университета в федпроект:
- Создание региональной модели профориентации;
- Подготовка программ профсопровождения;
- Возможность создания системы информирования о состоянии рынка труда.
«Сегодня без научных исследований сюда заходить тоже было бы странно», — считает ректор РГППУ.
Светлана Комарова, проректор ОмГАУ, отмечает, что Профессионалитет позволил поднять престижность аграрных профессий.
Елена Смягликова, проректор ГУМРФ им.адм. С.О. Макарова, рассказала, что университет уже 240 лет готовит кадры для флота. Моряк — международная профессия. В условиях обострения геополитической обстановки это накладывает определенные сложности. Елена Смягликова возлагает надежды на то, что Профессионалитет сможет поддержать моряков.