НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Специальности для больших и малых вызовов (1/2)

Тренд на междисциплинарность как перспективное направление развития набирает обороты в разных отраслях. Самарский государственный медицинский университет уже несколько лет придерживается актуальных тенденций и получает новые прорывные результаты на стыке медицины, IT, биоинженерии и прочих. В частности, университет вошел в число победителей конкурса ПИШ, что наглядно подтвердило уверенный и эффективный курс на подготовку уникальных специалистов нового поколения. В рамках прошедшего I международного конгресса «Росмедобр» и XIII международного форума «Инновационные обучающие технологии в медицине-2022» прошла сессия «Новые специальности и образовательные программы: вызовы сегодняшнего дня».

Александр Колсанов, ректор СамГМУ, профессор РАН:

«Мир стремительно меняется и меняется специализация на рынке труда. Очень важный вопрос: создание продуктов и выход на рынок. Для этого нужны специальные люди, которые будут это создавать. Чтобы подготовить кадровый задел были открыты передовые инженерные школы. Именно там выученным инженерам, техническим и IT-специалистам даются дополнительные знания в области медицины, чтобы они могли создавать то, что задумали с пониманием медицинского аспекта и технологий.

Врачи, которых мы выпускаем, также должны иметь новые компетенции, как минимум, опыт работы с цифровыми сервисами, телемедициной и т.д. Нужно внедрять эти решения в образовательный процесс и готовить врачей нового уровня.

Мы сейчас в университете занимаемся изменением сроков обучения, внедрением новых компетенций. Ищем сейчас ту золотую середину, которая позволит решить задачи государства, наполнения сотрудниками, разработками и задачами других вузов».

Ольга Голодец, зампред правления Сбера:

«Сбер сегодня является одной из самых устойчивых технологических компаний, даже в новых условиях мы смогли совершить импортозамещение в кратчайшие сроки. Мы готовы и предоставляем наши платформенные решения в различные отрасли. Они позволяют работать с огромным массивом данных. Сами мы обрабатываем 5,4 операций в месяц. Несмотря на те атаки, которые сейчас происходят, мы справляемся и чувствуем себя уверенными. Это даёт на повод говорить о перспективах развития цифровой грамотности и хорошей основы цифрового развития для всех отраслей, включая прежде всего здравоохранение. Ведь это наша жизнь, здоровье.

На тему здравоохранения мы сотрудничаем с СамГМУ и с рядом других учреждений.

Платформа «Гостех» приобретает особую важность. Сейчас идёт проработка домена «Здравоохранение». Собираются вводить новые требования к медицинскому образованию, включая подготовку по цифровым специальностям. Это неоднозначная задача, здесь специалисты должны серьёзно подумать про неё. Потому что уже набрали популярность среди врачей и пациентов искусственный интеллект.

Мы как Сбер являемся правообладателем на 56 продуктов искусственного интеллекта, которые активно используются в аптеке «СберЗдоровье».

Очень важно с самых первых дней обучения прививать культуру цифровой грамотности, развития, внедрения цифровых продуктов. Готовы подставить плечо для дальнейших идей и разработок в сфере здравоохранения».
Специальности для больших и малых вызовов (2/2)

Георгий Надарейшвили, проректор по развитию РНИМУ им. Н.И. Пирогова:

«Есть не только смежные области со здравоохранением, которые меняют и другие области, и здравоохранение. Но есть области в самой медицине, которые развиваясь приведут к изменениям здравоохранения уже в ближайшее время.

Мы сейчас очень много говорим о цифровых компетенциях – это очень важная тема. Говорим о тех технологиях, которые позволяют лучше учить и готовить лучших врачей, готовить лучший образ врача, готовить его к коммуникации с пациентами, инженерными, следователями.

Должно быть непрерывное медицинское образование. Сейчас скорость новых технологий, методов и условий такая, что человеку приходится постоянно адаптироваться, меняться и подстраиваться под новую ситуацию.

Цифровым компетенциям, внимание фундаментальной науке и усиление социально-гуманитарному знанию – да.

То, что десятки лет назад казалось одной профессией сейчас стало сотнями разных профессий. Важно, чтобы мы, когда идем по индивидуальной дороге, успевали идти в своем ритме. А с другой стороны важно, чтобы был заложен медицинский базис, который позволит работать в поликлинике или на скорой помощи и некое дополнение, которое даёт специалисту заход на дальнейшее совершенство: или на науку, или на узкую специальность. Это всё можно реализовать в рамках».

Александр Мирошниченко, проректор по учебной работе СибГМУ:

«Мы должны выпускать тех специалистов, которые будут уметь управлять здоровьем. И с точки зрения здоровья нужно придать смысл, с точки зрения медицинской профилактики. Здесь нужны цифровые компетенции, разработки в области медицины. Это и определённый пласт медицинской педагогики. Есть такое замечание, что во взаимодействии врача и пациента есть доля педагогики, которая обеспечивает и результаты определённые. Такой специалист необходим, причём в довольно большом количестве.

Мы понимаем, что специалист, который выпускается из меда Москвы будет отличен от специалиста из пограничной области страны. Потому что и население разное, и технологии разные. Каждый из университетов должен быть готов к чему придёт выпускник».

Антон Иващенко, директор ПИШ СамГМУ:

«Система сейчас совершенно поменялась в силу внедрения цифровых технологий. Перед студентом мы должны сформировать новый подход, новый язык и новое понимание тех задач, которые перед ними будут стоять в профессиональной деятельности. Ведь теперь с использованием компьютера любой врач может стать ученым и погрузиться в историю болезни пациента дистанционно новому объекту для изучения. Технологии должны студенту помочь, поддержать его. Предоставить ему новые возможности и сервисы.

У нас в университете образована такая группа, где совершенно разные специалисты образовались. Сейчас там около 150 инженеров и айтишников, которые работают в этой области. И это новая среда, где мы ощутили недостаток кадров. Специалисты были подобраны, но нужны новые ребята. Для этого и организована ПИШ. С ближайшее время нам удастся нащупать сочетание студентов, преподавателей, потому что от преподавателя зависит очень многое и в плане мотивации, и правильной ориентации подачи информации. И, конечно, цифровизация, с учетом дистанционных технологий, с учетом мониторинга взаимодействовать. Преподаватель со студентом может формировать дистанционное пространство, чтобы вместе работать в удобном формате над чем-либо.

В рамках ПИШ у нас стоит задача выстроить новую концепцию, когда по 3 трекам у человека происходит развитие. Треки направленные на развитие своих навыков, в том числе и медицинских, а также, на создание проекта».
ПИШ – президентский смотр (1/3):
Новое качество инженеров

Передовые инженерные школы – это один из новых флагманских проектов наравне с программой «Приоритет-2030». Акцент в ПИШ сделан на прямое взаимодействие с индустриальным партнером, форсированную подготовку кадров, выпуск конкурентоспособной высокотехнологичной продукции и комплексное развитие инженерного образования. Недавно были подведены итоги конкурса: из 90 претендентов после жесткого отбора остались 30 победителей.

Президент Владимир Путин 21 сентября провел встречу с руководителями передовых инженерных школ и их индустриальными партнёрами. Она прошла в примечательном месте – в Великом Новгороде. Глава государства сразу подчеркнул, что сама идея принадлежит как раз губернатору Андрею Никитину, под его руководством прошло апробирование, а далее идея ПИШ вышла на федеральный уровень. К этому обоснованию добавим, что Новгородская область вместе с Псковской являются частью «мягкого подбрюшья» Санкт-Петербурга.

Губернатор Андрей Никитин очень проницательно избрал темы развития научного, кадрового и технологического потенциала как драйверы развития региона. В каждой его встрече с президентом Владимиром Путиным эти сюжеты звучат отчетливо и ясно. На этот раз вместо тематического блока – как раз встреча главы государства с ПИШами.

Новгородская область делает ставку на инженерное образование, а также микроэлектронику. На это работает ИНТЦ (технологическая долина) «Интеллектуальная электроника – Валдай», а также драйвер развития региона – Новгородский госуниверситет им. Ярослава Великого, на базе которого развернута Новгородская техническая школа.

Разговор на встрече президента с представителями ПИШ, конечно, быстро вышел на более широкие темы развития инженерного образования, да и всей системы подготовки кадров в высшей школе.

Владимир Путин особо подчеркнул, что произошло изменение мышления: раньше компании считали, что они все купят, а теперь все (бизнес, регионы, государство, отрасли) вынуждены ориентироваться на внутренние ресурсы. Главный из них – интеллект и креативность, то есть – кадры. Эта идея стала сквозной. В частности, президент с воодушевлением отметил:

«Наши недоброжелатели даже не понимают, что они сделали: они вынудили нас, ленивых и почивающих на лаврах минеральных ресурсов, заняться развитием своего собственного интеллектуального продукта. Это очень хорошо».

Часто Россию сравнивают с медведем, которого сложно, можно и чревато разбудить. Тогда де этот шатун может всем раздать по заслугам. Судя по фразе президента, миру придется намного более худо, потому что медведя заставили думать.

Андрей Никитин выделил три ключевых момента:
1. Такой системный проект очень долго ждали и вузы, и бизнес, и регионы.
2. Отбор был самым серьезным – здесь прозвучала благодарность Дмитрию Чернышенко и Валерию Фалькову.
3. Софинансирование со стороны бизнеса.

В ходе обсуждения были сформулированы новые подходы к развитию инженерного образования:
1. Творческие инженеры – способные креативно решать производственные задачи.
2. Профильные инженеры – например, медицинские или инженеры-генетики.
3. «Технология как диплом»: разработка, защита, внедрение.
4. Приборная база – важно, чтобы она была (1) отечественной, (2) идентичной на обучении и производстве.
5. Популяризация: профориентация, привлечение, удержание.
6. Целевая поддержка талантливых студентов.

На фоне Десятилетия науки и технологий одной из задач является повышение престижа инженерного образования и продвижение инженерных профессий. Антон Тумасов (руководитель ПИШ на базе Нижегородского гостехуниверситета) рассказал об атомных и судостроительных классах. Он предложил тиражировать практику, хотя часть крупного бизнеса уже этим занимается – например, есть «Роснефть-классы». Что не менее важно – это сформировать правильные ролевые модели инженеров, сделать так, чтобы (по словам Антона Тумасова) «у молодёжи были кумиры в инженерно-технической среде».

Подробнее: http://kremlin.ru/events/president/news/69396
ПИШ – президентский смотр (2/3):
Новое качество технологий

Примечателен новый формат выступлений – парный. Совместный доклад университета и индустриального партнера – такое мы видели, пожалуй, впервые на таком системном уровне.

В фокусе внимания ПИШ – критические направления импортозамещения и прорыва. Так в Перми будут налаживать выпуск титановых лопаток для авиадвигателей, в Нижнем Новгороде – создадут высокотемпературный газовый реактор для водородной энергетики. Среди выступающих были и медики (ректор СамГМУ Александр Колсанов), и кораблестроители (ректор Корабелки ректор Глеб Туричин).

Среди всего спектра представленных технологий именно водород произвел на Владимира Путина самое серьезное впечатление. Пару раз глава государства признался, что у него «дух захватывает». Заодно президент еще раз подчеркнул ключевую траекторию развитию ТЭК – замещение углеводородов и выход на лидерские позиции в атомной и водородной энергетике.

Первым парным выступлением стал дуэт КАМАЗа и К(П)ФУ. Замгендиректора – директор по развитию ПАО «КАМАЗ» Ирек Гумеров заслуженно отметил 218-е постановление как предтечу самой идеи ПИШ. И действительно, КАМАЗ регулярно и много (с разными университетами) выигрывал в отборах по 218-ПП.

Здесь же была озвучена одна из ключевых проблем что 218-го, что ПИШ – избыточная жесткость: по срокам и отчетным параметрам. В текущих условиях такой формат «да – нет» пугает квалифицированных заказчиков со стороны бизнеса, амбициозность задач снижается в угоду гарантированности отчетной бюрократии. Ирек Гумеров назвал новый требуемый подход: «разумная адаптивность».

Одновременно с этим он озвучил вторую ключевую проблему – трехлетний горизонт. В нем сложно развернуть действительно амбициозный проект, а равно – найти затем ресурсы для его продолжения. Собственно это генетическая проблема многих форматов поддержки науки и технологий – например, аналогичные провисания были в мегагрантах. Однако, сейчас требования к ним адаптированы – вполне вероятно, что аналогичные решения ждут и 218-ПП, и ПИШи. В частности, увеличение сроков реализации проектов и(или) возможность продления.

Спорной показалась Владимиру Путину идея тандема КПФУ-КАМАЗ об определении стратегических векторов сотрудничества для университетов. В этой связи прозвучала очень примечательная в контексте прошедших выборов президента РАН фраза главы государства:

«Просто это так же, как в Академии наук вырабатывать направления, куда деньги надо тратить. Никогда никто не договорится, что важнее».

На встрече говорили очень о многом – от двигателей до цифровой платформы программного обеспечения, от Росатома до Ростсельмаша. В дискуссии Юрия Алексакова (руководителя ПИШ Донского гостехуниверситета) и президента родились формулы: ПИШ должны быть ориентированы на новое и прорывное; в обратном инжиниринге нет ничего зазорного; суверенитет не означает монополию.

Не могла не проявить себя молодежная тематика. Владимир Лазарев (Сеченовка и Бауманка) помимо того, что анонсировал новое направления подготовки «медицинский инженер», предложил, чтобы спутники Конгресса молодых ученых проходили на базе не только регионов, но и высокотехнологичных компаний.
ПИШ – президентский смотр (3/3):
Новое качество госполитики

Одним из героев встречи стал ректор МФТИ Дмитрий Ливанов. Впервые он попал в центр внимания в самом начале, когда его пожурил президент за «суровость» (в стенограмму этот момент не вошел). Далее прозвучал в первых тактах дискуссии, когда президент первый (но не последний) раз попросил от просящих конкретики: «Я не догадаюсь, если Вы мне не подскажете, поэтому Вы просто подумайте. Понимаете, бюрократия так устроена – Дмитрий Ливанов знает, он сам бывший бюрократ: пока на бумагу не положишь, ничего не двигается».

Ближе к концу беседы от обсуждения технологий перешли к системным вопросам. Дмитрий Ливанов выступил по болезненной теме – уровень подготовки школьников по физике. Это базовый предмет для инженерного образования, который на фоне увеличения количества бюджетных мест, теряет популярность в качестве ЕГЭ по выбору. Заодно закрываются физмат классы в школах. Дмитрий Ливанов обнародовал новый комплексный подход: физика (как системообразующий для инженерного мышления предмет) плюс информатика (инструмент работы инженера).

От лица МФТИ, МИФИ, МГУ, Курчатовского института он анонсировал разработанную систему мер:
1. Принимать с 2025 года на инженерные программы по сумме трех ЕГЭ: математика, физика, информатика. Русский сделать по системе «зачет – не зачет».
2. Онлайн система методической поддержки учителей.
3. Новый физический практикум – современный, типовой, тиражируемый.

Дмитрий Ливанов озвучил одну из идей, которая уже давно витает в воздухе – сделать значимыми только профильные ЕГЭ. Ведь весьма странно, когда судьбы будущих инженеров или медиков определяет знание запятых, а не физических законов. Вероятно, подобный подход будет тиражирован на другие направления подготовки, не только инженерные.

В измерении научно-образовательной политики принципиально важно для Дмитрия Ливанова, что его в лицо и лично знает президент, а также в курсе о его путях боевой бюрократической славы.

Дмитрий Земцов от лица Вышки и Национальной технологической олимпиады сообщил президенту о том, что они возрождают движение «юных техников». А также вынес на высший уровень идею возрождения студенческих конструкторских бюро. Президент не возражал, но решены ли уже сейчас видимые принципиальные проблемы относительно студКБ, Дмитрий Земцов не сообщил.

Сергей Головин из Новосибирского госуниверситета ожидаемо ратовал за науку. Он подчеркнул позитивный вклад программ «Приоритет-2030» и ПИШ на развитие университетов и предложил создать аналогичные программы лидерства для научных институтов с названием, например «Передовые научные школы» или «Приоритет – наука». Президент отнесся к предложению сдержано, хотя в общем-то работа по созданию подобной программы уже ведется.

Дмитрий Седнев (ректор Томского политеха) внес два конкретных предложения (которые уже реализуются в рамках де-Болонизации):
1. Ввести возможность запуска сокращенных магистерских программ (1 год).
2. Разрешить выпускникам специалитета поступать в бюджет на магистратуру.

По поводу последнего у Владимира Путина возражений не оказалось, а вот по вопросу о годичной магистратуре развернулся целый спор. В итоге Дмитрий Седнев смог доказать главе государства, в чем выгода сокращения сроков подготовки в противовес расширенной практике.

Интеграция школа-вуз будет продолжаться не только в рамках профильных классов, но и через системные процессы. Например, в рамках Российского движения школьников запущен проект центра увлечения «Научно-техническое творчество». Он предполагает запуск различных форматов взаимодействия талантливых школьников с университетами, их студентами, преподавателями и исследователями. Павел Степанов как руководитель направления «РДШ – Наука» предложил тиражировать опыт и на площадки ПИШ.

Итог встречи понятен – ключевые предложения уже сформулированы, равно как и черновик поручений. ПИШам быть, причем с особым интересом и пристальным вниманием со стороны главы государства.
Александр Колсанов, ректор СамГМУ, профессор РАН, по итогам встречи с Президентом РФ по ПИШ для «Научно-образовательной политики»:

Прошедшая встреча была очень важной, как с точки зрения понимания ключевых приоритетов Президента в направлении развития российской инженерной школы, так и для того, чтобы «сверить часы» по ключевым целям, к которым мы движемся в СамГМУ. И настолько глубокая погруженность Президента в предмет, обсуждаемый на встрече, вызывает глубочайшее уважение.

Прошедшая встреча позволила убедиться в том, что вектор развития СамГМУ с прицелом на формирование технологического суверенитета полностью отвечает идеологии, озвученной Президентом и транслируемой во всех федеральных структурах, с которыми мы взаимодействуем.

Как отметил Президент, передовые инженерные школы — это, в первую очередь, про будущее с точки зрения разработки продукта, технологий. То есть, мы не должны повторять уже созданную кем-то технологию или продукт, а разрабатывать собственные, совершенно новые решения. Поэтому речь в данном случае идет даже не о импортозамещении, а о импортоопережении.

Еще один важнейший аспект – это стыковка разработок с рынком и потребителями и последующая коммерциализация новых технологий. Мы должны создавать тот продукт, который будет востребован в практическом здравоохранении.
Все, что был озвучено, для нас актуально. Мы занимаемся разработкой инновационной медицинской продукции и создали более 20 изделий, которые сегодня экспортируются уже в 9 стран мира. При этом при разработке акцент мы делаем, в том числе, на создании “с нуля” программного обеспечения, которое используется в наших продуктах. Для этого на базе нашего Института инновационного развития работают более 100 собственных IT-разработчиков, более 50 инженеров и электронщиков.

Важнейший и принципиальный момент для нас — коммерциализация, ведь инновации в первую очередь должны иметь практическую пользу. Опыт сотрудничества с нашими партнерами и поставок продукции в самые разные организации, не только медицинские, подтверждает, что мы на правильном пути.

Сегодня в нашей стране сформирована мощнейшая система поддержки инноваций и разработок: в рамках программы «Приоритет-2030», Фонда НТИ, проекта «Передовая инженерная Школа» и многих других. Эта система работает и дает свой результат. Но если говорить о том, что можно было бы еще сделать в этом направлении, то, на мой взгляд, дополнительные меры поддержки могли бы быть направлены на развитие и масштабирование именно серийных производств инновационной медицинской техники и технологий.

Сегодня мы уже научились делать небольшие партии, настало время переходить к более серьезным объемам. Уже скоро мы запустим собственное серийное производство в Самарской области и сможем еще больше нарастить возможности поставок. И конечно важно, чтобы со стороны российских потребителей была заинтересованность в работе с отечественными поставщиками, продукция которых сегодня ничем не уступает иностранным аналогам и даже их превосходит.
Определены победители конкурсного отбора вузов на проведение тренингов предпринимательских компетенций

Победителями стали 7 российских университетов, на базе которых в ближайшее время начнут проводиться тренинги. Также к работе будут привлечены более 40 вузов, которые выступят партнерами победителей.

Отобранные в рамках конкурса вузы представляют все федеральные округа страны, за исключением ЦФО. В Центральном федеральном округе тренинговой площадкой станет оператор конкурса — Московский физико-технический институт. Итоги отбора 19 сентября подвел Экспертный Совет, сформированный Минобрнауки России.

«Экспертный Совет отобрал 7 сильнейших заявок университетов из 31, прошедшей экспертизу. Университеты — победители отбора получат гранты и станут площадками для проведения тренингов предпринимательских компетенций для студентов. Тренинговая площадка появится в каждом федеральном округе России. Для учащихся российских вузов участие в тренинге — эффективный способ примерить на себя роль технологического предпринимателя и в формате деловой игры оценить свои возможности. Для ребят тренинги могут стать начальной точкой создания собственного стартапа. Особо хотел бы подчеркнуть отсутствие региональных ограничений — ребята могут записаться и пройти тренинг на любой из площадок», — сообщил замглавы Минобрнауки России Андрей Омельчук. Он добавил, что тренинги проводятся в рамках Платформы университетского технологического предпринимательства и призваны выявить и развить предпринимательские способности молодежи.

Сбор заявок от вузов на участие в отборе проводился Московским физико-техническим институтом с 3 августа по 2 сентября.

Победителями конкурса стали:

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева; Национальный исследовательский Томский государственный университет; Национальный исследовательский университет ИТМО; Южный федеральный университет; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина; Северо-Кавказский федеральный университет и Дальневосточный федеральный университет.
Также перечень победителей с указанием грантов опубликован на портале МФТИ.

Для более широкого охвата студенческой аудитории вузы-победители, а также МФТИ планируют привлечь к работе 47 вузов-партнеров. Таким образом, тренинги пройдут в 41 российском регионе. Партнерами каждого победителя выступают вузы, расположенные в регионах того же федерального округа.
Планируется, что до конца года в тренингах примут участие 30 тысяч студентов. Первый тренинг состоится уже 23 сентября на площадке МФТИ. Для удобства участников создана платформа проекта «Тренинги предпринимательских компетенций»
(https://study-techtraining.mipt.ru), где собрана информация о предстоящих мероприятиях и представлена возможность зарегистрироваться на них. Рекомендуется использовать Яндекс. Браузер или Google Chrome для корректного отображения регистрации и разделов платформы.

С помощью тренингов российские студенты смогут приобрести и развить навыки, необходимые для запуска технологических стартапов. Привлечение заинтересованных молодых людей в сферу технологического предпринимательства позволит повысить технологический потенциал страны.

https://univertechpred.ru/
До стартапа рукой подать

Обеспечение национальной экономической безопасности, импортозамещение в сжатые сроки, формирование новых производственных цепочек и связей, чтобы не допустить экономического спада, поддерживают в новых экономических условиях тренд на развитие предпринимательских решений. Современная предпринимательская среда позволяет работать с молодежным потенциалом, развивая это направление в отечественных университетах.

Студенты демонстрирует интерес и склонность к сфере технологического предпринимательства, к которой относят деятельность, связанную с созданием и развитием бизнеса, основанного на инновационной технологии или бизнес-модели. Для этого необходимо создавать комфортную среду для технологического предпринимательства в университетах.

В Московском Политехе состоится интенсив по трем акселерационным программам поддержки проектных команд и студенческих инициатив. Его проведут на площадках филиалов в Рязани, Чебоксарах, Коломне и в Электростали. По каждой программе обучение пройдут более 300 человек, всего планируется реализовать более 50 стартапов.

Вуз выиграл в конкурсе программ студенческого предпринимательства от Минобрнауки, экспертное жюри одобрило от университета три заявки. Грантовая поддержка по каждой составила 7,1 млн рублей. Кроме того, на условиях софинансирования Московский Политех привлечет еще 2,5 млн по каждой программе.

Одним из главных критериев отбора стала возможность со стороны вуза подтвердить опыт реализации акселерационных программ. Кроме того, оценивалась работа по привлечению к участию интенсива экспертов в сфере технологического предпринимательства, а также готовность выделить дополнительную поддержку со стороны университета или его индустриальных партнеров.

Для участия в программах пригласят специалистов предприятий-партнеров, технических экспертов, а также консультантов, готовых провести бизнес-экспертизу стартапа, оценить технический потенциал проекта и предложить его векторы развития.

Тематическими направлениями акселерационной программы стали общее машиностроение, транспортное и энергетическое машиностроение, архитектура и строительство, ИТ-направление.

Сформированная региональная коммуникационная сеть, в которую войдут члены проектных команд, эксперты, менторы, представители науки и бизнеса, продолжит поддержку развития студенческого предпринимательства и по завершению интенсива.

Конкурс проводится в рамках проведения федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» при поддержке Минобрнауки России. Оператором выступает «Платформа Национальной технологической инициативы».

Александр Корзников, начальник Центра трансфера технологий Московского Политеха, рассказ «Научно-образовательной политике», что основная цель интенсива – дать предпринимательский импульс студентам:

«Цель акселерационных программ - развитие студенческого предпринимательства в вузе. Это и повышение уровня знаний студентов в области предпринимательства, и реализация инициативных проектов, и формирование потока инновационных проектов. Кроме этого, на базе филиалов заработают региональные коммуникационные площадки для взаимодействия студентов, молодых сотрудников предприятий и предпринимателей. Они будут способствовать развитию региональной инновационной экосистемы.

Важно научить их проектному мышлению, умению придумать, сформулировать и правильно оформить свою идею, разработать алгоритм шагов, ведущий к реализации собственного стартапа».
Русский язык: тест положительный

Навыки коммуникации – это soft skills, от развития которых напрямую зависит успех студента или сотрудника. Язык – это мягкая сила, которая выражает не только языковую, но и культурную идентичность, которая базируется на общих ценностях россиян.

Президент России Владимир Путин, выступая на торжественном концерте, посвящённом 1160-летию зарождения российской государственности, отметил: «Никто и никогда не сумеет, не способен запретить или отменить нашу уникальную цивилизацию и богатейшую культуру, так же как невозможно пошатнуть и тем более разрушить те ценности, которые объединяют российское общество, делают нас одним, большим единым народом».

В прошлом веке в разных странах мира был всплеск интереса к русской культуре: росло количество людей, изучающих русский язык как иностранный. В университетах мира создавались кафедры русского языка.

15 сентября в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н. А. Добролюбова прошла Международная научно-практическая конференция «Государственное тестирование по русскому языку как иностранному: опыт и перспективы», в которой приняли участие свыше 350 представителей профильного академического сообщества из Российской Федерации, Республики Узбекистан, Китая, Венгрии, Ирана и Италии.

В фокусе мультикультурной научной дискуссии – лучшие и наиболее продуктивные практики проведения тестирования по русскому языку в России и за рубежом; алгоритмы моделирования тестовых заданий; содержание подготовки обучающихся к успешной сдаче тестирования; инновационные образовательные технологии в полилингвальной среде на этапе тренинга и проведения тестирования по русскому языку как иностранному; вызовы, связанные с русскоязычным лингвообразованием на начальном этапе.

Жанна Никонова, ректор Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова, председатель оргкомитета конференции, для «Научно-образовательной политики»:

«НГЛУ традиционно работает над укреплением лидирующих позиций русского языка за рубежом, обеспечивая высококачественную подготовку иностранных студентов в соответствии с национальной стратегией в области экспорта российского образования.

Отрадно осознавать, что мотивация к изучению русской лингвокультурной традиции со стороны иностранных абитуриентов повышается год от года, потому так важно сосредоточить внимание на механике ускоренной социокультурной и лингвистической адаптации молодых людей, предложить им эффективный инструментарий овладения русским языком как лингвистическим стартом в большое профессиональное будущее, сопроводить на этапе контроля и сертификации знаний и навыков.

Безусловным преимуществом практико-ориентированных площадок, подобных конференции «Государственное тестирование по русскому языку как иностранному: опыт и перспективы», служит их мультикультурная составляющая, которая позволяет учесть положительный опыт подготовки по русскому языку как иностранному не только на территории Российской Федерации, но и за рубежом, содействуя поддержанию позитивного образа России в мире и выводя интернационализацию научно-педагогической рамки образовательных организаций на качественно новый уровень».
Александр Тормасов, ректор Университета Иннополис,
по итогам встречи с Президентом РФ по ПИШ для «Научно-образовательной политики»:

«На встрече с руководителями передовых инженерных школ президент отметил перспективы развития беспилотного транспорта в России. В гараже техники Лаборатории беспилотных технологий нашего университета уже находятся несколько готовых опытных образцов: фронтальный погрузчик, Камаз, автомобили, летательные аппараты и лодка.

Мы в рамках передовой инженерной школы Университета Иннополис совместно с партнёрами планируем продолжать разработки программного обеспечения, в том числе и для беспилотных систем».
Тюменский индустриальный университет присоединился к ИОТ-консорциуму вузов
 
Новым участником Консорциума индивидуальных траекторий (ИОТ-консорциум) стал Тюменский индустриальный университет (ТИУ). Соответствующий документ подписан 22 сентября 2022 года на Промышленно-энергетическом форуме TNF в Тюмени.
 
Подписи под соглашением о присвоении ТИУ статуса участника ИОТ-консорциума поставили ректор ТИУ Вероника Ефремова и председатель Совета Консорциума, генеральный директор компании CUSTIS Владимир Рахтеенко.
«В ТИУ создается мощная гибкая экосистема поддержки учебного процесса с полноценной электронной образовательной средой. Индивидуализация образовательных траекторий является неотъемлемой частью этого процесса. Сегодня в Тюменском индустриальном университете по индивидуальным образовательным траекториям обучаются более 4000 студентов – это в десять раз больше, чем в начале реализации проекта по внедрению формата ИОТ, – отметила Вероника Ефремова. – Актуальность цифровых решений для образовательного процесса возрастает с каждым днем. Прежде всего в ближайшей перспективе будет осуществлена унификация индикаторов достижения компетенций в рамках стандартов ТИУ: инженерный стандарт, IT-стандарт, социально-гуманитарный стандарт».

«Тюменский индустриальный университет – наш надежный партнер, с которым мы на протяжении четырех лет занимаемся темой цифровой трансформации и внедрения индивидуальных образовательных траекторий на базе платформы Modeus. В приоритетной совместной работе с ТИУ нам сейчас видится создание отраслевого стандарта проектного обучения», – заявил Владимир Рахтеенко.
Многонациональная российская цивилизация

Основную часть среды – 21 сентября – президент Владимир Путин провел в Новогородской области и Великом Новгороде, где встретился с руководителями Передовых инженерных школ и их индустриальными партнерами, поговорил с губернатором Андреем Никитиным. Кульминацией стало выступление Владимира Путина на торжественном концерте, посвящённом 1160-летию зарождения российской государственности.

На фоне эскалации конфликта с Западом потребовалось уточнить некоторые идеологемы.

Россию Владимир Путин представил как особую российскую (!) цивилизацию, имеющую два истока, две колыбели: Юг (Херсонес) и Север (Большой Новгород). Москва и Санкт-Петербург – две ключевых точки на этом идеологическом и духовном маршруте между Крымом и Северо-Западом.

Президент перечислил основные имена России: от Рюрика до Королева, от Ярослава Мудрого до Курчатова. Засомневался лишь по поводу трех: Николай II, Ленин, Сталин. Владимир Путин считает: «не так уж много с исторической точки зрения прошло времени, для того чтобы давать полноценные объективные оценки, лишённые текущей политической конъюнктуры». Впрочем, вырабатывать их все равно необходимо следует.

Все великие имена России объединяет их этатизм и патриотизм: «все они государственные деятели, труженики, воины, первопроходцы, учёные, подвижники и святые, а самое главное, весь наш народ сделали Россию великой мировой державой, определили её судьбу». Отрадно, что спираль ДНК российской государственности в своих ключевых генах связана не только с правителями, но также с учеными, творцами, мыслителями.

Граду и миру была еще раз представлена концепция цивилизационного развития России: «Современная Россия – наследница Древней Святой Руси, так же как и Московского царства, Российской империи и Советского Союза. Это величайшие эпохи нашей непрерывной тысячелетней истории, которыми мы гордимся».

Россия наследует всем свои четырем ипостасям, интегрируя долгое время противопоставляемые друг другу имперский и советский этапы развития.

Владимир Путин продолжает развивать – в рамках СВО особенно востребованную – идею товарищества: «Россия столетиями строилась как общий родной дом для людей множества национальностей и разных вероисповеданий. Именно в нашем братстве заключена мощная энергия гармоничного, самостоятельного, самобытного развития».

Устойчивость цивилизационной конструкции России как раз и придают духовно-нравственные ценности, которые позволяют примирить все четыре лика Государства Российского:

«Это верность правде и справедливости, уважение к семье, любовь к детям, это прочная основа традиционных ценностей, таких как милосердие, сострадание и взаимовыручка, готовность добиваться благополучия не для себя одного, а для всех, для всей страны, для всей России и перед лицом общей угрозы вставать вместе, стеной – «за други своя», за Отечество».

Братство патриотов – это та ролевая модель, которой должно соответствовать если не все российское общество, то как минимум его активная часть: «Быть патриотом – суть природы и характера российского народа».

Президент транслировал исторический оптимизм – всегда после трудностей у России наступала эпоха расцвета. Нашу цивилизацию и нашу культуру никто не сможет запретить и отменить.

Владимир Путин выделил главную ценность российской государственности – суверенитет. Он делает возможным свободу каждого, которая существует лишь в комплексе со свободой общества и страны. Аналогично: быть частью российской цивилизации это не только счастье, но еще долг и ответственность. Власть в России должна быть сильной, ответственной и, естественно, суверенной.

Свое выступление президент завершил новой версией главной гражданской «молитвы»: «И за своё Отечество, за свою Родину, которая у нас одна, за нашу свободу, независимость и суверенитет, за нашу культуру и традиции мы будем бороться, будем их отстаивать и защищать во имя наших предков и наших потомков, ради России, её великой истории и великого будущего».

Подробнее.
Сегодня в МВЦ «Казань Экспо» в рамках Kazan Digital Week состоится конференция «Иванниковские чтения».

Пленарная сессия пройдёт в зале №1 с 9.30 до 11.30.

Участие примут:

Арутюн Аветисян, академик РАН, директор Института системного программирования.

Ростислав Туишев, директор «Диспетчерского центра Министерства здравоохранения Республики Татарстан».

Александр Тормасов, доктор физико-математических наук, ректор Университета Иннополис.

Андрей Александров, ректор Чувашского государственного университета.

Сергей Сергеев, директор НПЦ «КСБ».

Дмитрий Шевцов, начальник управления ФСТЭК России.

Модератор:

Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра
«Научно-образовательная политика».

«Научно-образовательная политика» традиционно выступает информационным партнёром Конференции «Иванниковские чтения».

Ссылки на трансляцию:

https://news.1rj.ru/str/ispras/459
Ученые и РАН: относительность восприятия

Прошла вторая волна социологического исследования об отношении общества к исследователям, Академии и науке как таковой. Опрос проводился по телефону и онлайн.

Основной вывод – серьезных изменений относительно весны 2021 года не наблюдается. Интерес все так же высок (65%), особенно среди россиян с высшим образованием.

Структура источников информации ожидаема – традиционные СМИ (черпают оттуда информацию 2/3 респондентов), интернет, соцсети и мессенджеры (в основном у молодежи).

Одна из наиболее интересных таблиц – про вовлеченность в различные формы популяризации науки в детстве и школьные годы. Впереди по влиянию – научная фантастика и научпоп (фильмы, книги, журналы). В пятерке также – биографии и личные примеры ученых и роль наставников.

При ответе респонденты могли выбрать несколько вариантов. При этом примечательно, что 33% молодежи (18-24 лет) и 28% – (25-34 лет), «мечтали стать ученым, когда были ребенком». Эти показатели выше, чем по всем остальным группам (где от 21 до 24%). Эти две возрастные страты – поколения XXI века, их взросление прошло уже в нулевых – значительно более стабильных и тучных. В самой младшей когорте можно зафиксировать успехи по поддержке и популяризации науки, активизировавшихся на рубеже нулевых и десятых годов.

Однако, есть и негативные показатели. Например, «среди участников телефонного опроса 42 % не смогли назвать ни одного крупного достижения науки последних 10 лет». С другой стороны, 58% все же смогли что-то вспомнить, что уже неплохо. Увы, этот робкий оптимизм убивает следующий показатель: «Лишь около 9 % респондентов могли назвать какие-то фамилии ныне здравствующих российских ученых мирового уровня».

Россияне – по целому комплексу причин – остаются «технооптимистами», они позитивно настроены к науке, верят в ее продуктивную силу. Уровень доверия составляет 83%. У старшей молодежи (24-35 лет) ниже – 76%, а у серебряного возраста (старше 65 лет) выше – 88%.

Самим ученым доверяют 72% респондентов. Авторы исследования делают важный вывод: «Данные онлайн-опроса показывают, что в целом доверие горожан к научно-исследовательским и образовательным организациям превышает доверие к другим социальным институтам». Нюанс в том, что это онлайн-опрос и среди жителей городов – это всерьез ограничивает выборку. Однако, сами показатели относительно науки и ученых принципиально важны для планирования и реализации многих общественных проектов и процессов в области социальной архитектуры.

Одним из ключевых показателей популяризации науки в России стало отношение респондентов к научной стезе как карьерной траектории для собственных детей. 32% в выборке безусловно, а 24% - скорее, хотели бы видеть своего ребенка научным работником или ученым. В сумме это дает оптимистичные 56%.

Есть интересные наблюдения относительно восприятия профессии ученого. В целом, она трудная, уважаемая, престижная, низкооплачиваемая. Интересно, как отмечают, авторы исследования, что с 45 % в 2021 г. до 61 % в 2022 г. выросла доля тех, кто считает профессию ученого несвободной.

Хотя респонденты считают, что развитие науки и технологий меняет жизнь к лучшему (84%), они уверены, что российская власть недостаточно (57%) прислушивается к ученым, а бизнес слабо (69%) внедряет достижения.

Знают о РАН 32%, что-то слышали – 57%. Уровень доверия к РАН ниже, чем к науке в целом – 67% (разброс по возрастным группам от 62 до 72%). По инерции считается, что Академия должна отвечать за определение не только направлений научного развития, но и за научную политику.

Глядя на результаты исследования, сложно понять, проявился ли эффект популяризации науки в рамках Года науки и технологий, а также стартовавшего Десятилетия. Судя по представленным цифрам результативность научного просвещения оказалась как минимум спорной.

Подробнее: краткие итоги исследования, опрос 2021 года.
Прямо сейчас в МВЦ «Казань Экспо» в рамках Kazan Digital Week при полном аншлаге проходит пленарная сессия конференции «Иванниковские чтения», организованная Институтом системного программирования РАН

Трансляция:
https://www.youtube.com/watch?v=L7ZRV2Voee4