НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
#ИнформируемВместе

В соответствии со статьей 10 Закона Об образовании в РФ (п.5.) в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Согласно Статьи 12 названного Закона программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), наравне с программами бакалавриата, специалитета и магистратуры являются основными профессиональными образовательными программами.
Таким образом, лицо, осваивающее основную профессиональную программу подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (аспирант), является лицом, осваивающим программу соответствующего уровня впервые.

Вместе с тем, указ Президента РФ от 24 сентября 2022 г. № 664 содержит указание на предоставление отсрочки от призыва по мобилизации только в отношении студентов.

Термины "студент" и "аспирант" приведены в статье 33 Закона.

Так, студентами являются лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры, а аспирантами - лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров.

Вместе с тем, по духу Указа Президента видится, что возможным в данном случае являлся бы термин "обучающиеся", как обобщающий все категории лиц, осваивающих образовательную программу и определенный п. 15 статьи 2 Закона.

В редакцию НОП продолжает поступать масса обращений от студентов негосударственных вузов и аспирантов с вопросом, почему в первом случае они оказались "недостудентами", а во втором–имеется явная правовая коллизия между статусом аспиранта, закреплённым в федеральном законодательстве, и упомянутом Указе Президента.

В данном случае можем только давать осторожный прогноз: как и всё научно–образовательное сообщество, мы ждём уточнения/разъяснения тезисов Указа.

По информации НОП, необходимые согласования на уровне Минобрнауки России и курирующего науку и высшее образование вице-премьера Дмитрия Чернышенко имеются.
Решение – за Старой площадью.


Вместе с тем, и президент РАН Геннадий Красников обозначил позицию Академии:

"Мы готовим соответствующее обращение в Минобрнауки и Минобороны, чтобы аспирантам, кандидатам и докторам наук была предоставлена бронь в ходе частичной мобилизации"

https://nauka.tass.ru/nauka/15883413
Три столпа лингвистики

В условиях актуальных социально-политических, экономических, цивилизационных противоречий и угроз глобального и регионального характера, руководствуясь долгосрочными целями совершенствования качества высшего профессионального образования, Московский, Нижегородский и Минский— три из трёх лингвистических университетов России и Республики Беларусь, — выступили равноправными партнерами и приняли решение о создании консорциума лингвистических университетов РФ и Республики Белоруссии. Он призван содействовать обеспечению глобальной конкурентоспособности лингвистического образования в Союзном государстве.

Торжественная церемония подписания соглашения прошла в Нижнем Новгороде, на площадке Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. Участие в ней приняли соучредители проекта: Жанна Никонова, ректор НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, Наталья Лаптева, ректор Минского государственного лингвистического университета, Екатерина Похолкова, декан переводческого факультета Московского государственного лингвистического университета, представители переводческих школ России, широкая академическая общественность.

Жанна Никонова, ректор Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова для «Научно-образовательной политики»:

«Мы убеждены, что синергетический альянс трёх лингвистических университетов России и Республики Беларусь, которые связаны долгими годами результативного сотрудничества и взаимопонимания, обеспечит выход российско-белорусского лингвистического образования на качественно новый уровень.

Объединение наших усилий позволит решать стратегические задачи существенно более системно, динамично и эффективно, послужит основой для создания и апробации инновационных, экосистемных продуктов, сетевых программ, экспериментальных, практико-ориентированных инициатив и перспективных стартапов. Пусть наш тандем даст успешный и вдохновляющий старт многим добрым начинаниям и поможет в реализации амбиционных задач нового поколения».
Об учителях и ученых

Первый зампредседателя комитета Государственной думы по просвещению Яна Лантратова направила обращение к министру обороны России Сергею Шойгу с просьбой предоставить учителям начальной и средней школы отсрочку от мобилизации.
«Считаю важным обеспечивать непрерывность образовательного процесса, поэтому полагаю, что список работников, которые не попадают под частичную мобилизацию, необходимо дополнить педагогами начального и среднего образования»,- говорится в письме.

Просьбу о резервировании научных кадров, выполняющих государственное задание, на случай получения мобилизационного предписания отправили президенту РАН и министру науки и высшего образования молодые ученые. В письме председателя Совета молодых ученых Андрея Котельникова говорится, что без значительной части ученых страна может утратить целые научные школы и направления, в результате чего обеспечение ее технологического суверенитета может оказаться под большим вопросом.
По мнению молодых ученых, бронь от военного призыва необходима сотрудникам, имеющим ученые степени, и обучающимся в очной аспирантуре.
Стартап-академ для будущих предпринимателей

Минобрнауки России утвердило методические рекомендации вузам о предоставлении студентам академического отпуска для создания университетских стартапов. Такая возможность предусмотрена э при работе над стартапами в рамках ФП «Платформа университетского технологического предпринимательства».

В документе отмечается, что в ряде случаев студент не может одновременно осваивать образовательную программу и развивать университетский стартап: проводить научные исследования и опытно-конструкторские работы, готовить документы для привлечения финансирования и выполнять другую работу по созданию и коммерциализации продукта. В такой ситуации студент сможет получить академический отпуск сроком до двух лет.

Андрей Омельчук, замглавы Минобрнауки:

«Новые рекомендации станут дополнительным стимулом для появления и развития технологических стартапов в российских вузах. Уверен, что вузы положительно отреагируют на нашу инициативу и примут у себя соответствующие нормативные акты».

Игорь Петухов, Ректор Поволжского государственного технологического университета для НОП:

«Получение образования в вузе не должно являться самоцелью. В первую очередь, это возможность получения профессиональных навыков и компетенций для их последующего применения в реальном секторе экономики.

Идеология технологического предпринимательства позволяет укоротить цепочку запуска стартапа, поэтому инициатива Минобрнауки России дает необходимую гибкость как университетам, так и самим обучающимся в части профессиональной самореализации»
Александр Мажуга, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, научный руководитель РХТУ им. Д. И. Менделеева, для НОП:

«Стартап действительно может отнимать много сил и ресурсов. Фактически 24/7. В этих условиях совмещать тяжело. Однозначно данная инициатива может стать полезным механизмом в работе со студенческими стартапами. Скорей всего таких студентов, кто уйдёт в «академы», будет мало. Это связано с тем, что многие разработки делаются в лабораториях университетов и нужен доступ. Но наличие такой возможности точно даст хороший импульс как студенту, так и вузу»

https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/27888
Сегодня день рождения у Али Асадова @asadovag, совсем недавно назначенного начальником отдела в Департаменте государственной молодежной политики Минобрнауки РФ.
Для очень многих молодых учёных по всей России именно Али является лицом и руками министерства, которое помогает им.

С Днём рождения, друг!
Дискуссия «Перезапусти карьеру» и презентация проектов обучения в рамках национального проекта «Демография» состоится в Сочи

28 сентября в 14:45-16:30 на площадке образовательного центра «Сириус» в Сочи состоится дискуссия федеральных операторов федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография».

Модератор:
Илья Коршунов, Лаборатория Непрерывного взрослых образования, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ, председатель Экспертного совета по непрерывному образованию при Комитете по науке и высшему образованию Госдумы РФ.

Спикеры:
Ян Талбацкий, заместитель директора департамента занятости населения и трудовой миграции министерства труда и социальной защиты; РФЭдуард Галажинский, ректор Томского государственного университета;
Михаил Шепель, директор Межрегионального центра дополнительного профобразования и содействия занятости ТГУ;
Дарья Дунаева, аналитик Межрегионального центра дополнительного профобразования и содействия занятости ТГУ;
Светлана Крайчинская, заместитель генерального директора по подготовке кадров АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)»;
Алексей Колесников, заместитель директора Высшей школы государственного управления РАНХиГС при президенте РФ;
Светлана Грузных, руководитель департамента труда и занятости населения Томской области.

В ходе мероприятия будет представлен комплексный механизм небывалой по масштабам поддержки российского населения программы в сфере обучения и обновления квалификаций, реализуемой в рамках нацпроекта «Демография».

Подключайтесь онлайн!
Громкая защита

Вчера в РУДН прошла громкая защита докторской диссертации. Защищался проректор НИУ ВШЭ, хорошо известный читателям НОП ещё по работе в ДВФУ в роли проректора и и.о.ректора — Алексей Кошель. А самые внимательные исследователи высшего образования помнят Кошеля ещё по работе в МГУ – как одного из самых принципиальных юристов университета и члена команды Никиты Анисимова ещё в бытность проректором МГУ.

Но «громкость» защиты связана, в первую очередь, с блестящим составом диссовета. Председатель — Андрей Клишас @andreyklishas - заслуженный юрист РФ, председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

Член диссовета — статс-секретарь – заместитель Министра науки и высшего образования РФ Пётр Кучеренко и другие.

Школа подготовки юристов РУДН хорошо известна не только в России, а в мире, ещё с советских времён. Немало выпускников юрфака РУДН стали мировыми лидерами – президентами, премьерами, министрами. И это неслучайно – их готовили как мировую элиту юриспруденции, и эта школа в РУДН сохранена и сегодня. Пример Андрея Клишаса и Петра Кучеренко подтверждает – оба не только видные государственные деятели и учёные от юриспруденции, они по совместительству ещё и выпускники РУДН. Члены редакции НОП хорошо помнят, как высокой оценки выпускники юрфака РУДН (сейчас– Юридический институт) были удостоены от ещё одного юриста, Дмитрия Медведева, в бытность его Президентом России.

Теперь к сообществу выпускников присоединился наш коллега и товарищ Алексей Кошель.

Поздравляем его с успешной защитой!