НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Азамат Люев, министр по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, о работе РДДМ и приоритетах работы с молодёжью, для для НОП:

На базе ВДЦ "Орленок" 13-14 октября  прошло Всероссийское совещание для  руководителей региональных органов власти, курирующих вопросы образования и молодёжной политики.

Хотел бы поделиться некоторыми мыслями по его результатам.

Сразу необходимо отметить, что сам формат, когда региональные кураторы двух отраслей собираются для синхронизации  деятельности и определения общего вектора в таком масштабе, на мой взгляд, реализуется впервые. За это отдельное спасибо  Кравцову С.С. и Разуваевой К.Д. 
Формат позволил "за одним столом и без галстуков" обсудить  вопросы воспитания и молодёжной политики, в т.ч. в контексте  создания и развития нового движения детей и молодёжи (РДДМ, Движение).

Собственно развитие РДДМ стало главной темой совещания.

Как один из региональных кураторов молодёжной политики  на площадках форума я представил  свое видение  в части обсуждаемых вопросов. Оно заключается в следующих тезисах:

1. Само по себе создание Движения - это уникальная возможность систематизировать работу с детьми и  "младшей" молодёжью, придать ей больше содержания и  смыслов,  масштабировать ее.

2. В этой работе необходимо придерживаться принципов "человеко- и государствоцентричности", когда формирование программы, перечня функций и проектов Движения происходит от запросов  и потребностей детей и молодёжи. При этом очень важно выстроить архитектуру программы и проектов Движения не только с позиции формирования  возможностей  "удовлетворения потребностей"  детей и молодёжи, но и возможностей для них "генерировать идеи и делиться" с обществом своим потенциалом.  Думаю, что в ответе на вопрос "А что я сделал для страны?" в том числе и будет заключаться патриотический аспект  деятельности нового Движения.

3. Концепцию развития Движения необходимо гармонично встроить  в стратегии и программы комплексного развития экосистемы молодёжной политики  регионов с учётом их специфики.
Эффективная деятельность Движения на территориях - это возможность привлечь дополнительные ресурсы для работы с детьми и "младшей" молодёжью (6-20 лет).  А это очень важная, как минимум 1/3 часть нашей  целевой аудитории. В КБР мы уже учли эти позиции  в проекте госпрограммы, а также  в нашей заявке на конкурс Росмолодежи "Регион для молодых", который, уверен, станет основой для  "рывка" регионов в сфере МП.

4. Разрабатываемые программы воспитания  и план  мероприятий РДДМ   на  уровне его  первичных ячеек (школа, СПО) необходимо синхронизировать и отразить  в программах воспитания и планах  меропрятий,  включённых в образовательные  программы (в соответствии с 304-ФЗ). Это позволит обеспечить  методическое  единство, избежать  "дублирования" повестки  и "перегрузки" исполнителей.

5. Обязательное системное привлечение вузов к программам и  проектам Движения. Это позволит усилить региональным органам власти ресурсную и методическую базу нового движения, а самим вузам - быть системными  участниками  профориентации,  воспитания и подготовки будущих студентов. 

6. Расширение реализуемых форматов и  проектов экосистемы молодёжной политики  (форумы, гранты и др.) на возрастные группы детей и "младшей" молодёжи  для обеспечения её адаптации и равного доступа, "бесшовного" прохождения по "линейке возможностей" экосистемы МП.

Полагаю, что все сказанное актуально также и для  молодёжи Северного Кавказа, где, как и по всей стране,  в течение последних лет проводится большая  работа по созданию условий для развития детей и молодёжи в сфере образования,  культуры,   спорта и др.

Вместе с тем, конечно, имеются "узкие" места  по  вовлечению молодёжи в социально- экономическую повестку в широком смысле. Здесь акценты, на мой взгляд, должны быть сделаны на поддержке трудовых и карьерных устремлений, трудовом воспитании,  развитии молодёжного  предпринимательства и  малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве, туризме, it -сфере, креативной экономике и др.


https://news.1rj.ru/str/kseniarazuvaeva/789
Новый метод диагностики COVID-19

Президент России считает, что пик пандемии коронавируса удалось преодолеть. Важно отметить, что в борьбе с коронавирусом большую роль в борьбе с инфекцией сыграла молодежь, молодежные организации.

«Острая фаза пандемии коронавируса, которую мы миновали, показала несомненно полезную роль, которую добровольческие и молодежные структуры играют в оказании помощи и содействия населению», - заявил Владимир Путин на а VI саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.

Примечательно, что с пандемией боролись и продолжают свою работу сейчас команды молодых ученых. В Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева разработали новый не требующий реагентов метод диагностики COVID-19, основанный на влиянии инфекции на красные клетки крови – эритроциты.

Дмитрий Глушко, ректор Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, для «Научно-образовательной политики»:

Открытие новой диагностики COVID-19 важно в мировом масштабе. Ее суть: когда человек заболевает, то на поверхности эритроцита появляется огромное количество маленьких шишечек (наростов). Нарушение происходит именно в гемоглобине: он теряет свою способность связывать и транспортировать кислород.

Для диагностики используется капиллярная кровь. В ней с помощью лазерного интерференционного микроскопа и спектрометра комбинационного рассеяния выявляют необходимые параметры. Через полторы-две минуты ясно, человек больной или нет. Результат – более точный, и, что немаловажно, наименее затратный. Методы лечения могут измениться.

Декан факультета биотехнологии и биологии, профессор, д.б.н., В. Ревин сформулировал принципиально новую гипотезу диагностики COVID-19, вместе с учеными ее доказал. Это закономерно, что у нас в университете появляются такие значимые результаты. У нас есть своя научная школа по биотехнологиям под руководством профессора В. Ревина: она создавалась несколько десятилетий, школа – одна из мощных в стране. Лаборатория по биотехнологиям прекрасно оснащена, здесь мы - на передовых позициях.

Мы всегда нацелены на социально значимый результат.
Общемедальный зачет молодых профессионалов

Этой осенью состоялся финал Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы»-2021. Его проведение призвано способствовать развитию профессиональной практической подготовки в системе высшего образования, актуализации образовательных стандартов и программ обучения в высших учебных заведениях, максимально удовлетворяющих требованиям рынка труда. Конкурсанты соревнований и их наставники получают возможность объективно оценить свой уровень квалификации, а также повысить шансы на последующее трудоустройство у лучших работодателей страны.

Роберт Уразов, генеральный директор Агентства развития навыков и профессий, директор дивизиона «Кадровый потенциал» Агентства стратегических инициатив (АСИ):

«Традиционно большой интерес в вузовском движении вызывают навыки будущего и высокотехнологичные компетенции. В этом году две трети компетенций межвузовского чемпионата относились именно к этим категориям. При этом мы уделяем особое внимание тому, чтобы участники движения проявляли себя именно как инженеры, учились разрабатывать технологические продукты и решения, которые могут в будущем быть внедрены на реальных предприятиях или даже стать основой для новых технологических компаний. Выражаем благодарность Министерству науки и высшего образования Российской Федерации за поддержку этого начинания и развитие подготовки по компетенциям FutureSkills в университетах».

Примечательно, что конкурс организован по олимпийскому принципу, поэтому университеты соревнуются в медальном зачете по количеству побед своих студентов, вовлечены в соревнования и регионы, которые также ведут медальный зачет по успехам своих вузов. Такая практика, конечно, необходима не для отчетов и пыльных кубков, а для мотивации абитуриентов и индустриальных партнеров, которые могут оценить качество образования по общемедальным заслугам вуза.

Ксения Баймакова, директор Центра развития профессиональных компетенций ГУАП, рассказала «Научно-образовательной политике» о втором месте университета в общемедальном зачете :

«Команда Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения достойно представила наш университет на чемпионате всероссийского уровня, в котором соревновались лучшие из лучших студентов из всех вузов страны. По результатам финала наши студенты завоевали пять золотых медалей, три серебряные и два медальона за профессионализм. В общемедальном зачете ГУАП занял второе место. Это очень хороший показатель для нашего университета».
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
🔹Уже сегодня в гостях у Владимира Легойды — профессор, доктор биологических наук Татьяна Черниговская.

🔹 Для чего сегодня нам нужна память, если есть Интернет? Существуют ли для учёного области, где его не ждут? Чем опасна, но интересна генетика? И что такое любовь – химическая реакция или что-то большее?

🔹 Смотрите вторую часть Парсуны Татьяны Черниговской о терпении, прощении и любви сегодня в 21.45 на «Спасе».
Клиентоцентричность: от идеи до реализации (1/3)

В конце сентября в кампусе Сберуниверситета прошла интегральная стратегическая сессия «Инструменты и лучшие практики внедрения клиентоцентричности».

Напомним, в число 42 инициатив социально-экономического развития до 2030 года, утвержденных Правительством РФ, вошла стратегическая инициатива «Клиентоцентричность». Она реализуется в рамках федерального проекта «Государство для людей». Куратором инициативы выступает Дмитрий Григоренко, ответственный исполнитель — Минэкономразвития России.

Правительство: целевые показатели

Ключевая задача — сделать инициативу сквозной. При чем задачи изобретать велосипед не стоит. «Мы находимся в ситуации, когда не нужно придумывать — нужно сделать», — подчеркнул вице-премьер, руководитель аппарата Правительства РФ Дмитрий Григоренко на стратегической сессии.

А сделано к настоящему моменту уже немало:
- разработаны правила и стандарты;
- сформировано 24 профиля клиента по 7 жизненным ситуациям;
- сформирован реестр из более чем 200 жизненных ситуаций;
- открыты 4 лаборатории (2 федеральных, 2 региональных), которыми проведено более 30 исследований функций и услуг 11 ведомств;
- проведено более 100 исследований на базе Аналитического центра при Правительстве РФ;
- разработана организационно-функциональная модель системы кадрового потенциала.

Сейчас в пилотном проекте 13 федеральных и региональных ведомств и Аналитический центр при Правительстве РФ, однако стратсессия объединила не только участников пилота, фактически дав старт реализации проекта за пределами пилота. Всего в стратсессии приняли участие 55 федеральных органов власти. Среди участников сферы образования и молодежной политики на сессии были замечены заместитель статс-секретарь — заместитель министра науки и высшего образования РФ Петр Кучеренко, заместитель министра просвещения РФ Денис Грибов, заместитель руководителя Росмолодежи Павел Абрамов. До стратсессии ни одно из профильных министерств и главное молодежное ведомство не участвуют в пилотном проекте.

Понятно, что направление государственного развития, при котором получатель услуги определяет степень удобства ее получения, и именно его выбор становится «во главу угла» применительно к государственным и муниципальным организациям и ведомствам — в определенном смысле нонсенс. Складывавшаяся годами и даже десятилетиями забюррокраченная система не привыкла, чтобы ей диктовали свои правила. Сделать клиентоцентричность сквозной — означает полностью перезагрузить сознание чиновников, госслужащих и сотрудников бюджетных организаций. Понимая эти тонкости, Дмитрий Григоренко поставил задачу собравшимся на сессии — каждому ведомству выбрать и отработать одну услугу, применяемую к конкретному профилю.

Сбер: концептуальные основы

Стоит сделать примечание — клинтоориентированность и клиентоцентричность — 2 соседствующих, но разных по своей сути понятия. Если клиентоорентированность предполагает умение выявлять и удовлетворять потребности получателя услуги, то клиентоцентричность — это последовательная эволюция клиентоориентированности, при которой все процессы выстраиваются вокруг и для интересов потребителя.

Обе эти категории уже давно и очень активно используются в бизнесе — «борьба за клиента» с каждым годом требует все больше усилий тратить именно на качество обслуживания. Сбер с приходом Германа Грефа стал одним из флагманов развития сначала клиентоориентированности, а потом и клиентоцентричности. Неудивительно, что именно в кампусе Сберуниверситета прошла интегральная стратегическая сессия.
Клиентоцентричность: от идеи до реализации (2/3)

Отметим, что Герман Греф до прихода в Сбербанк возглавлял Министерство экономического развития и торговли РФ, приемниками которого стали 2 министерства — экономического развития и промышленности и торговли. И именно Минэкономразвития является уполномоченным органом, ответственным за реализацию инициативы по клиентоцентричности. Сам же Герман Греф очевидно и сейчас во многом выступает идеологом и идейным вдохновителем инициативы, опираясь на многолетнюю экспериментальную работу с клиентским опытом Сбера.

«Сбербанк всегда рядом», — гласит лозунг Сбера, впитавшийся в повседневную жизнь россиян. Под ним кроется клиентоцентричность как переход к контракту жизненного цикла.

Важный акцент — наличие технологической платформы. И это мнение явно пересекается с позицией Правительства: национальная цель клиентоцентричности в цифровой трансформации. На государственном уровне инструментом реализации выступает платформа Гостех.

Также отметим улучшение отношений Минцифры со Сбером, что вполне закономерно — экс-сотрудник Сбера, возглавлявший направление «Фабрика данных» перешел в команду Минцфиры, тем самым усилив команду Максута Шадаева клиентоцентричными ценностями Сбера, и, по всей видимости, в определенной степени перекладывая платформенную модель Сбера на госсектор, в том числе через Гостех.

Минэкономразвития: конкретные результаты

В апреле 2022 года руководителем проекта назначен статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития Алексей Херсонцев. Из наблюдений НОП, работая в рамках стратсессии, он отлично «спелся» с Михаилом Котюковым, заместителем министра финансов РФ, читателям НОП хорошо известным еще в должности министра науки и высшего образования РФ.

Алексей Херсонцев рассказал, что на базе аналитического центра при Правительстве РФ ведется анализ и исследование внедрения инструментов. Межведомственная рабочая группа, созданная в рамках пилота, принимает решения об обкатке идей методологов Аналитического центра.

С 2023 года будет реализован совместный проект Минтруда и Аналитического центра по ежегодному обучению сотрудников для реализации федпроекта «Государство для людей».

Цель — повысить удовлетворенность качеством услуг граждан до 90%, заявил Алексей Херсонцев. Сейчас в фокусе — создание среды поддержки клиентоцентричности, которая должна дать инструментарий управления и внедрения проектов, а также систему мониторинга их реализации.

«Наш проект не про Госуслуги, он про различные взаимодействия государства с гражданами. Не все это подпадает под юридическое понятие Госуслуг», — подчеркивает Алексей Херсонцев.

При этом обманчивое впечатление о качестве представляемых услуг создает их доступность для населения. «10 лет назад был эффект низкой базы, сейчас после Майских указов Президента РФ база высокая. С низкой базой было легко делать подрывные вещи», — отмечает он же.

Резюмирующий тезис касался того, что все ведомства так или иначе все уже были вовлечены в схожие проекты в области качества предоставляемых услуг в рамках CDTO. Сейчас эти треки будут пересекаться с клиентоцентричностью. Ключевая задача прошедшей стратсессии и предполагала разработку дорожных карт, в которых будет отражен сквозной характер инициативы.
Клиентоцентричность: от идеи до реализации (3/3)

Аналитический центр при Правительстве РФ: «руки» проекта

Аналитический центр при Правительстве РФ одновременно выступает и участником пилотного проекта по клиентоцентричности, и его методологом, предлагающим конкретные инструменты для внедрения.

Работа Аналитического центра поделена по направлениям:
- стандарты клиентоцентричности — в зоне ответственности разработкой шаблонов, стандартов и дорожных карт вместе с ведомствами;
- сбор обратной связи от получателей услуг и ее анализ;
- системы мониторинга в ведомствах и разработка клиентских метрик;
- определение и моделирование профилей клиентских потребностей, моделирование жизненных ситуаций;
- лаборатория пользовательского тестирования — исследование клиентского опыта;
- наука изучения клиентского опыта — отвечает за лаборатории клиентского опыта (сейчас в планах открытие ведомственных лабораторий);
- обучение, изменение культуры для внедрения изменений — обучение клиентоцентричности, а также HR-платформа для задач.

При чем здесь наука, высшее образование и молодежная политика?

Приоритетная задача, как уже отмечалось, сделать клиентоцентричность сквозным направлением. И, на самом деле, осознанно или неосознанно, но эта работа уже ведется в сфере науки, высшего образования и молодежной политике.

Так, вузы напрямую «вплетены» в клиентоцентричность через сервис «Поступи в вуз онлайн», который спровоцировал в рамках прошедшей приемной кампании большой всплеск реакций, как среди академического сообщества, так и среди самих абитуриентов.

У Росмолодежи клиентоцентричность реализуется посредством АИС «Молодёжь России». Самый яркий пример — полностью электронная подача заявки на грант. При этом новым этапом развития платформы станет «Навигатор возможностей», который с помощью искусственного интеллекта будет проводить анализ профиля и интересов молодого человека, и на базе этого будет формировать для него предложения по наиболее подходящим конкурсам и обучению.

Надо отметить, что работу в этом направлении уже начал и Комитет Госдумы по молодежной политике под председательством Артема Метелева. В духе времени и сопровождающих это время изменений им уже была предложена инициатива, направленная на двусторонний формат обратной связи студентов и руководства университетов, как инструмент, который позволит выявлять сильные стороны и болевые точки в построении образовательного процесса и в целом периода обучения в вузе.

Ощущения от клиентского опыта — это то, насколько сервис превысил ожидания. В этом главный посыл прошедшей стратсессии. И это новая реальность, к которой должны быть готовы все без исключения министерства и ведомства.
По приглашению организаторов НОП принял участие в интегральной стратегической сессии «Инструменты и лучшие практики внедрения клиентоцентричности».
Forwarded from ТАСС
Минпросвещения России рекомендует школам ограничить использование иностранных мессенджеров, сообщается в Telegram-канале министерства.

Ранее газета "Коммерсантъ" со ссылкой на региональные образовательные министерства сообщила, что Минпросвещения запретило учителям использовать WhatsApp (принадлежит корпорации Meta, признанной в России экстремистской) и другие иностранные мессенджеры в образовательном процессе или на рабочих местах, а взамен рекомендовало перейти на использование "VK Мессенджера".

В пресс-службе Минпросвещения уточнили, что речь идет исключительно о рекомендациях по работе с государственной системой "Моя школа". При этом не регламентируются и не регулируются каналы коммуникации, которые используют родители.
«Открываем Россию заново» в школе

Вчера в Москве стартовала экспедиция «Школа мечты». 15 студентов - будущих архитекторов и дизайнеров, пройдя серьёзный отбор, приехали со всей страны, чтобы изучить передовой опыт лучших школ России и предложить свои идеи перезагрузки школьных пространств. Это ребята из Владивостока, Нальчика, Ставрополя, Ростова-на-Дону, Уфы, Сыктывкара, Читы, Екатеринбурга и других городов. Каждый – со своим взглядом на то, какой могла бы быть «школа мечты».

Наталья Кравченко, автор идеи проекта, председатель Комиссии Общественной палаты РФ, для «Научно-образовательной политики»:

В России почти 70 ВУЗов готовят по направлению «архитектура». Это большой ресурс для того, чтобы помочь российской школе обрести новое, более современное звучание. Тем более, что в стране полным ходом идёт масштабная Федеральная программа по капремонту школ. И ожидания у ключевых «заказчиков» на изменения - детей и родителей - от реализации этой программы очень высокие.

Участники экспедиции, посещая лучшие в стране школы, будут:

- вникать в тонкости социальноориентированного дизайна;

- осваивать принципы соучаствующего проектирования;

- изучать образовательные технологии, уклад школ и то, как это может отражаться в пространстве. У них огромный потенциал нереализованных идей по улучшению качества образовательной среды, ведь сегодняшние студенты - это вчерашние школьники…

На старте экспедиции «Школа мечты» с участниками встретился министр просвещения Сергей Кравцов и выразил заинтересованность в их работе.

В течение недели ребята посетят как школы, созданные по индивидуальным проектам (среди них – Гимназия им. Примакова, «Летово», «Новая школа», «Снегири», «Wunderpark», Инженерный корпус 548-ой московской школы), так и школы, построенные по типовым проектам, в которых удалось создать современные, уютные и функциональные образовательные пространства.

Мы ждём, что участники экспедиции станут ядром профессионального сообщества по созданию школ, о которых мечтают дети и взрослые. Успехов!


https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/27694
Защита патриотизмом

Президент Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей, состоявшегося 27 июня 2022 года. В фокусе внимания не столько вопросы защиты, сколько патриотического воспитания юных россиян.

Первый блок поручения – по госзаказу на патриотический и духовно-нравственный контент. Для начала поручено разобраться с понятиями: «[Правительству и регионам] провести анализ документов стратегического планирования и нормативных правовых актов федерального и регионального уровней, регулирующих вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания, и внести в них изменения, направленные на гармонизацию и унификацию содержащихся в них определений понятий «духовно-нравственные ценности» и «духовно-нравственное воспитание».

Далее должно быть предусмотрено полное покрытие стоимости производства и проката за бюджетный счет. Имеются в виду «национальные художественные (игровые) фильмы для детей и юношества».

Чтобы окончательно зафиксировать успех нового российского кино – Минкультуры до 1 декабря должно придумать, как «на регулярной основе за счёт средств бюджетов [добиться] совместных посещений лицами, обучающимися по образовательным программам [младшей, средней и старшей школы], кинотеатров в целях просмотра художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на их всестороннее развитие на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Получается цикл, где нет ничего лишнего – лишь многократное перетекание бюджетных потоков в сторону будущих получателей грантов.

Одним телевидением в наши дни воспитательно-патриотическую работу с молодежью вести невозможно. Президент поручил через «Институт развития интернета» с 2023 года распределять 3,9 млрд рублей на «организацию производства в новых форматах востребованного цифрового контента и мультимедийных продуктов, направленных на патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи».

У топовых блогеров есть все шансы эти почти 4 млрд в год творчески освоить. А сам ИРИ во главе с Алексеем Гореславским становится крупным игроком на поле патриотического контента. Кроме того, это лишний раз подчеркивает принципиальную значимость воспитательно-патриотической повестки особенно в молодежном разрезе для внутриполитического блока Кремля.

Еще одно поручение – с 2023/24 уч. г. во всех профессиональных образовательных организациях должны быть введены должности «советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями». Основной задачей которого станет непосредственное взаимодействие с Общероссийским движением, а также канализация энергии молодежи в общественно одобряемые форматы, то есть – во внеполитическую «социалку». Кстати, Движение скоро обрастет новыми партнерами – выбрать их должны будут Правительство и регионы.

Введение единого расширенного модуля по истории для неисторических направлений подготовки ставит вопрос о наличии достаточного количества специалистов и ставок для них, в частности, чтобы избежать «запоточивания» семинаров (об этом говорил Сергей Нарышкин в Тобольске). Отдавать ключевые идеологически заряженные дисциплины на самотек университетскому вольнодумству в Кремле не хотят. В итоге Правительство совместно с Обществом «Знание» должны обеспечить для преподавателей вузов «мероприятий, направленных на повышение их уровня знаний и компетенций для работы с молодёжью, уделив особое внимание обсуждению актуальной общественно-политической повестки и важнейших достижений РФ в различных областях знаний». Очевидно – чтобы воспитать любовь к Родине, нужно самому ее испытывать.

Не осталась в стороне и региональная история, которую не раз упоминали, рассуждая о Концепции единого исторического модуля для вузов. Минпросвещения, регионы, РИО и РВИО должны обеспечить разработку согласованного подхода к преподаванию этой темы в рамках различных школьных программ.

Подробнее.
Президент Швейцарии Иньяцио Кассис заявил, что страна против антироссийских санкций в научной сфере:

"Не может быть остановки науке, было бы абсурдно предполагать, что человек способен на это. Ни одна война в прошлом не смогла остановить человеческий интеллект и исследования будущего. Я считаю, что этот вопрос даже не возникает", — сказал он, общаясь с прессой во время саммита GESDA в Женеве, на вопрос, будет ли Швейцария выступать против санкций в научной сфере против РФ.

"У ученых со всей планеты есть общий язык. Это язык, основанный на научном методе. История учит нас, что контакт между этими учеными имеет фундаментальное значение как связующая черта между странами, которые даже находятся в состоянии войны друг с другом. Мы должны сохранить это в будущем", — ответил он на вопрос, будет ли Швейцария продолжать сотрудничать с российскими учеными.

Ирина Шрайбер, научный сотрудник ЦЕРН, научный сотрудник и лектор Томского государственного университета, для НОП, из Женевы:

"В науке более, особенно в таких областях как физика высоких энергий и энергетика, международное взаимодействие всегда стояло в приоритете. Сохранение диалога между учеными, которые умеют разговаривать на общем языке – языке науки, позволяет находить решения в самых сложных вопросах. Поэтому и крупнейшая международная организация ЦЕРН, и, как я вижу, Швейцария, являющаяся сосредоточением международных организаций, стремятся к сохранению научных отношений. На данный момент, все российские научные организации и университеты, которые принимали участие в ЦЕРН, остаются участниками научных коллабораций".

https://1prime.ru/society/20221014/838467772.html
Резерв управленцев для науки

В Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия — страна возможностей» прошёл первый модуль программы развития кадрового управленческого резерва в области науки, технологий и высшего образования.

Программу реализуют:
- ВШГУ РАНХиГС,
- АНО РСВ,
- научно-технологический университет «Сириус».

Программа запущена по Поручению Президента РФ по итогам встречи Президента с молодыми учеными на Конгрессе молодых ученых.

Экспертами выступают Помощник Президента РФ  Андрей Фурсенко, вице-премьер Дмитрий Чернышенко, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, Президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук.

Подробнее: https://poisknews.ru/desyatiletie-nauki-i-tehnologij/po-porucheniyu-prezidenta-sozdana-programma-razvitiya-nauchnyh-kadrov/
PriorityFest

13-14 октября на площадке МГИМО прошел фестиваль лучших практик вузов-участников программы «Приоритет-2030» PriorityFest.

Ректор МГИМО Анатолий Торкунов отметил, что программа способствует наращиванию сетевого взаимодействия между российскими университетами: «Эти объединения вузов позволяют решать те задачи, которые вузы не могут решить столь эффективно по одному». Речь идет о стратегическом проекте по глобальным исследованиям, в рамках которого были созданы консорциумы МГИМО с ИМЭМО, ВШЭ, ИВИ РАН, ПИР-Центром, ИСП РАН.

Помимо этого, для самого МГИМО «Приоритет 2030» стал драйвером развития и без того традиционно сильного лингвистического блока.

«Приоритет 2030» обеспечил сильную поддержку университетов по линии Минобрнауки и Минцфиры. В рамках представленной программы развития в МГИМО прошло реформирование аппаратной и программной базы, «компьютерного парка» университета.

Анатолий Торкунов отметил влияние программы на трансформацию подходов к реализации молодежной политики.

Участие в работе фестиваля принял заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев. Он рассказал, что программа будет продолжена, а ее финансирование останется в текущих объемах.

Дмитрий Афанасьев, заместитель министра науки и высшего образования РФ:

«В текущей ситуации мы отдаем должное тому, что заявили участники программы. Их на сегодняшний день 106, 15 вузов-кандидатов, которые готовятся к вступлению в программу. Должен сказать, что ни одна программа в текущих условиях не остановлена, ни один вуз не отказался из-за каких-то проблем или барьеров от участия в программе реализации своих стратегических задач и проектов».

Василий Саввинов, проректор по стратегическому развитию СВФУ, для «Научно-образовательной политики»:

«Реализация модели академического лидерства СВФУ предполагает экспоненциальный рост ключевых количественных показателей деятельности университета. В 2021 году отмечено 10 630 слушателей курсов ДПО, в этом году их число планируем увеличить до 13 тысяч. Более тысячи студентов обучаются на цифровой кафедре.

В настоящее время проходит актуализация программы развития, корректировка стратегических проектов, уточнение параметров программы».

Василий Саввинов представил на форуме инициативы Северо-Восточного федерального университета, в которых могут принять участие вузы страны. Среди них консорциумы, инициированные университетом, – «Университет 360», Российско-Азиатский консорциум арктических исследований, крупные международные экспертные площадки, такие как форум «Университеты и развитие геостратегических территорий», Северный форум по устойчивому развитию. Также был представлен флагманский проект СВФУ – Северо-Восточная олимпиада школьников по родным языкам и литературе народов России, соорганизаторами которой являются Совет Федерации и 19 российских вузов.

Подробнее: https://tass.ru/obschestvo/16063225, https://tass.ru/obschestvo/16054355
Формула приоритета: проект + команда + лидер

Цель программы «Приоритет-2030» – к 2030 году сформировать в России более 100 прогрессивных современных университетов - центров научно-технологического и социально-экономического развития страны. Вузы-участники программы внедрили в свой стратегический план развития проекты, разработанные для участия в «Приоритете-2030».
 
В МГИМО прошел форум для презентации стратегических и институциональных проектов вузов-участников программы «Приоритет-2030» - Priority Fest. На нем представители вузов-участников программы смогли поделиться своими лучшими практиками.

Анастасия Ковальчук, руководитель дирекции программы «Приоритет – 2030» Сургутского государственного университета, для «Научно-образовательной политики»:

В Сургутском государственном университете сформирована система управления программой развития на основе проектного подхода. Когда лидеры проектных инициатив формируют проектные команды, под проекты выделяются ресурсы.

Каждый проект может в своей реализации затрагивать разные виды деятельности университета. Внедрение подходов проектного управления, применение лучших практик и стандартов, позволяет эффективно выстраивать работу и соединять традиционную иерархическую операционную модель управления университетом с моделью управления проектами развития.

При этом мы понимаем, что в таких масштабных программах трансформации системы высшего образования, как программа стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» или завершившийся в 2020 году проект 5-100, у ВУЗов формируются стратегические академические единицы (ставки) или стратегические проекты, т.е. это глобальный фокус университета.

Такие стратегические проекты отличаются тем, что, с одной стороны, невозможна их реализация без существенных изменений и трансформации всех видов деятельности, с другой стороны, результат, который университет по ним получает, влияет на внешнюю среду (региональную, научно-образовательную и т.д.). Например, в стратегическом проекте СурГУ «Югра-Ген» сейчас ведется разработка генетической панели, которая в будущем планируется для применения во всей системе здравоохранения Югры.

Примерами таких проектов в программе развития СурГУ можно назвать крупные стратегические проекты «Цифра нефти» и «Югра-Ген». Они включают в себя инициативы в науке и инновациях по основным и дополнительным образовательным программам. Для управления ими мы вырабатываем новые гибридные модели управления, на основе agile, scrum, hadi и других современных методик. Это позволяет осуществлять их реализацию при условии высоких скоростей изменений, существующих барьеров и ограничений.