Рефлексия защиты
Прошёл первый этап защит университами своих программ "Приоритет 2030".
Главным итогом можно считать то, что все участники остаются "в игре"–выбывших нет. Мы пообщались с парой десятков ректоров, принявших участие в защитах своих проектов – все они уложились в отведённые для этого 5 минут, после чего команды около 10 минут отвечали на вопросы.
Защитам всех предшествовала длительная работа с секундомером в руке – команды бились за то, чтобы их ректоры справились с ответом за 4,5 минуты. Не все выступали без бумаги перед глазами – многие коллеги читали с листа заранее подготовленный текст защиты. Все опрошенные нами коллеги постарались "программировать" свои презентации так, чтобы они подталкивали оценивающих экспертов задать вопросы по сути слайдов.
В целом, эта стратегия сработала. У всех команд были предметные конкретные вопросы о результатах работы вуза и его технологического партнёра. Одним из сложных элементов защиты для многих стала необходимость избегать "воды" и общих фраз типа "импортозамещение" или "индивидуальные образовательные траектории". Обсуждались и границы, горизонты стратпроектов. Например, что будет после создания продукта, видение руководителей вуза - не заканчиваеся ли проект в 2023 году, какой горизонт у проекта есть до 2030 года и т.д.
Насколько нам известно, присутствовавшие на защитах члены команд-партнёры со стороны промышленности в целом не подвели и с ответами справились.
Важно, что довольно много вопросов касалось работы с молодёжью, в том числе молодыми учёными.
С точки зрения, чьи вопросы для команд вузов стали самыми содержательными и запомнились больше всего, практически все наши респонденты называют имена Валерия Фалькова, Дмитрия Афанасьева и Андрея Волкова.
Прошёл первый этап защит университами своих программ "Приоритет 2030".
Главным итогом можно считать то, что все участники остаются "в игре"–выбывших нет. Мы пообщались с парой десятков ректоров, принявших участие в защитах своих проектов – все они уложились в отведённые для этого 5 минут, после чего команды около 10 минут отвечали на вопросы.
Защитам всех предшествовала длительная работа с секундомером в руке – команды бились за то, чтобы их ректоры справились с ответом за 4,5 минуты. Не все выступали без бумаги перед глазами – многие коллеги читали с листа заранее подготовленный текст защиты. Все опрошенные нами коллеги постарались "программировать" свои презентации так, чтобы они подталкивали оценивающих экспертов задать вопросы по сути слайдов.
В целом, эта стратегия сработала. У всех команд были предметные конкретные вопросы о результатах работы вуза и его технологического партнёра. Одним из сложных элементов защиты для многих стала необходимость избегать "воды" и общих фраз типа "импортозамещение" или "индивидуальные образовательные траектории". Обсуждались и границы, горизонты стратпроектов. Например, что будет после создания продукта, видение руководителей вуза - не заканчиваеся ли проект в 2023 году, какой горизонт у проекта есть до 2030 года и т.д.
Насколько нам известно, присутствовавшие на защитах члены команд-партнёры со стороны промышленности в целом не подвели и с ответами справились.
Важно, что довольно много вопросов касалось работы с молодёжью, в том числе молодыми учёными.
С точки зрения, чьи вопросы для команд вузов стали самыми содержательными и запомнились больше всего, практически все наши респонденты называют имена Валерия Фалькова, Дмитрия Афанасьева и Андрея Волкова.
Forwarded from Горячева ДЕЛО говорит
На законопроект об отсрочке для кандидатов и докторов наук дали отрицательный отзыв.
Министерство обороны посчитало, что расширять указ президента об отсрочке «нецелесообразно». А принятых уже мер - достаточно.
Именно на старте десятилетия науки и технологий помимо очевидной пользы для фронта от работы докторов и кандидатов в тылу, нужно помнить и про роль ученых для экономики. Нет смысла себя обманывать: мы в сложной ситуации, но выход из неё - в умах и талантах наших людей. В первую очередь - ученых. Без новых решений нам не справиться.
Даже во время Великой Отечественной докторов, кандидатов и профессоров не забирали служить.
Вместе с Минобрнауки и Комитетом мы много работали в направлении стабилизации положения с учеными и педагогами. Точечно отрабатывали обращения по нарушениям в мобилизации.
Но есть те, что все ещё в работе и поэтому Федеральный закон, который будет гарантировать безопасность в любое время - нужен людям. Даже если кому-то сейчас это все ещё не очевидно.
Мы не прекратим нашу работу. О дальнейших шагах буду сообщать.
Министерство обороны посчитало, что расширять указ президента об отсрочке «нецелесообразно». А принятых уже мер - достаточно.
Именно на старте десятилетия науки и технологий помимо очевидной пользы для фронта от работы докторов и кандидатов в тылу, нужно помнить и про роль ученых для экономики. Нет смысла себя обманывать: мы в сложной ситуации, но выход из неё - в умах и талантах наших людей. В первую очередь - ученых. Без новых решений нам не справиться.
Даже во время Великой Отечественной докторов, кандидатов и профессоров не забирали служить.
Вместе с Минобрнауки и Комитетом мы много работали в направлении стабилизации положения с учеными и педагогами. Точечно отрабатывали обращения по нарушениям в мобилизации.
Но есть те, что все ещё в работе и поэтому Федеральный закон, который будет гарантировать безопасность в любое время - нужен людям. Даже если кому-то сейчас это все ещё не очевидно.
Мы не прекратим нашу работу. О дальнейших шагах буду сообщать.
Когда после недобора на инженерные и технические направления делаешь ставку на популяризацию в глазах абитуриентов передовых инженерных вузов, но в плюсе по-прежнему юристы.
https://news.1rj.ru/str/tass_agency/168875
https://news.1rj.ru/str/tass_agency/168875
Telegram
ТАСС
❗️❗️Адвокаты вошли в перечень профессий граждан, пребывающих в запасе и подлежащих бронированию от частичной мобилизации, сообщил нам президент общероссийской общественной организации Союз адвокатов России Игорь Трунов.
Лазеры в науке, технике, медицине
В 2020 году исполнилось 65 лет с момента изобретения советскими учеными первого лазерного аппарата. Лазер – одно из самых высокотехнологичных и перспективных изобретений в новейшей истории науки. Лазер — аббревиатура из пяти латинских букв: Light Amplification by Simulated Emission of Radiation. В переводе с английского это означает «усиление света под действием вынужденного излучения». Он появился в результате слияния двух научных достижений квантовой физики и радиотехники и нашел широкое применение во многих сферах промышленности и медицины.
В ноябре на базе РТУ МИРЭА прошла XXXIII Международная конференция «Лазеры в науке, технике, медицине». Организаторами XXXIII международной конференции «Лазеры в науке, технике, медицине» («Лазеры-2022») стали МИРЭА - Российский технологический университет, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», МГТУ имени Н.Э. БАУМАНА, Московское научно-техническое общество радиотехники, электроники и связи имени А.С. Попова, НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина и Лазерная ассоциация.
Станислав Кудж, ректор РТУ МИРЭА, для «Научно-образовательной политики»:
«Международная конференция «Лазеры в науке, технике, медицине» была посвящена обсуждению широкого круга актуальных вопросов, связанных с исследованием, созданием и использованием лазерных систем новых типов, применением лазерных технологий и лазерной техники в научных исследованиях, диагностике, метрологии, информатике, медицине, экологии, промышленности.
Это весьма значимое событие, которое предоставляет возможность специалистам в этой области обсудить широкий круг профессиональных тем, ознакомиться с новейшими результатами, полученными ведущими научными коллективами мира, создает возможность представления своих результатов и поиска партнеров для научно-технической кооперации, организации научных консорциумов.
РТУ МИРЭА не случайно стал площадкой для проведения конференции. Базовая кафедра «Лазерная техника» Института перспективных технологий и индустриального программирования существует в университете более 40 лет. Она была основана в университете в 1975 на базе Научно-исследовательского института «Полюс», который стоял у истоков создания лазерной промышленности в СССР.
В настоящее время «НИИ «Полюс» им. М.Ф.Стельмаха» является крупнейшим в России научно-производственным центром в области квантовой электроники, и можно сказать, что решение о создании базовой кафедры сыграло важную роль в становлении самого предприятия и обеспечению его научно-техническим персоналом. За время существования кафедры подготовлено свыше 750 молодых специалистов, из них порядка 20 процентов остались работать на предприятии, и сейчас кафедра играет важную роль в решении кадровых проблем предприятия».
В 2020 году исполнилось 65 лет с момента изобретения советскими учеными первого лазерного аппарата. Лазер – одно из самых высокотехнологичных и перспективных изобретений в новейшей истории науки. Лазер — аббревиатура из пяти латинских букв: Light Amplification by Simulated Emission of Radiation. В переводе с английского это означает «усиление света под действием вынужденного излучения». Он появился в результате слияния двух научных достижений квантовой физики и радиотехники и нашел широкое применение во многих сферах промышленности и медицины.
В ноябре на базе РТУ МИРЭА прошла XXXIII Международная конференция «Лазеры в науке, технике, медицине». Организаторами XXXIII международной конференции «Лазеры в науке, технике, медицине» («Лазеры-2022») стали МИРЭА - Российский технологический университет, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», МГТУ имени Н.Э. БАУМАНА, Московское научно-техническое общество радиотехники, электроники и связи имени А.С. Попова, НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина и Лазерная ассоциация.
Станислав Кудж, ректор РТУ МИРЭА, для «Научно-образовательной политики»:
«Международная конференция «Лазеры в науке, технике, медицине» была посвящена обсуждению широкого круга актуальных вопросов, связанных с исследованием, созданием и использованием лазерных систем новых типов, применением лазерных технологий и лазерной техники в научных исследованиях, диагностике, метрологии, информатике, медицине, экологии, промышленности.
Это весьма значимое событие, которое предоставляет возможность специалистам в этой области обсудить широкий круг профессиональных тем, ознакомиться с новейшими результатами, полученными ведущими научными коллективами мира, создает возможность представления своих результатов и поиска партнеров для научно-технической кооперации, организации научных консорциумов.
РТУ МИРЭА не случайно стал площадкой для проведения конференции. Базовая кафедра «Лазерная техника» Института перспективных технологий и индустриального программирования существует в университете более 40 лет. Она была основана в университете в 1975 на базе Научно-исследовательского института «Полюс», который стоял у истоков создания лазерной промышленности в СССР.
В настоящее время «НИИ «Полюс» им. М.Ф.Стельмаха» является крупнейшим в России научно-производственным центром в области квантовой электроники, и можно сказать, что решение о создании базовой кафедры сыграло важную роль в становлении самого предприятия и обеспечению его научно-техническим персоналом. За время существования кафедры подготовлено свыше 750 молодых специалистов, из них порядка 20 процентов остались работать на предприятии, и сейчас кафедра играет важную роль в решении кадровых проблем предприятия».
Forwarded from Кремль. Новости
1 декабря Президент проведёт встречу с участниками II Конгресса молодых учёных, проходящего в Парке «Сириус»
Планируется обсудить предложения по развитию науки и технологий, в том числе в части проведения Десятилетия науки и технологий в Российской Федерации.
Также глава государства ознакомится с деятельностью лабораторного комплекса научно-технологического университета «Сириус», который позволяет решать задачи высокой сложности по применению генетических технологий в фармацевтике, медицине и сельском хозяйстве.
Подробнее – на сайте Кремля.
#Анонс
Планируется обсудить предложения по развитию науки и технологий, в том числе в части проведения Десятилетия науки и технологий в Российской Федерации.
Также глава государства ознакомится с деятельностью лабораторного комплекса научно-технологического университета «Сириус», который позволяет решать задачи высокой сложности по применению генетических технологий в фармацевтике, медицине и сельском хозяйстве.
Подробнее – на сайте Кремля.
#Анонс
Forwarded from Российское историческое общество
🔥Телеграм-канал Российского исторического общества объединил 5000 подписчиков🔥
У нас вы всегда найдете самую актуальную информацию обо всем, что связано с исторической наукой и просвещением. Очень признательны тем, кто делится с нами своими новостями и помогает телеграм-каналу становиться ещё лучше.
Благодарим за поддержку:
Минобрнауки России
Министерство просвещения России
Министерство культуры России
Научно-образовательная политика
Политджойстик
Александр Хинштейн
Андрей Колесник
Владимир Рогов
Вероника Крашенинникова
Владимир Кононов
Евгений Примаков
Евгений Сжёнов
Екатерина Алтабаева
Ольга Занко
Степан Орлов
РИА Новости
ТАСС
Те, кто всегда рядом (члены РИО):
Астраханское РО Ассоциации учителей и обществознания
Государственный исторический музей
Государственный историко-культурный музей-заповедник «Музеи Московского Кремля»
Государственный Эрмитаж
Государственный академический университет гуманитарных наук
Государственный центральный музей современной истории России
Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО
МГИМО (У) МИД России
Музей-заповедник «Сталинградская битва»
Музей Москвы
Музей Победы
Музей-усадьба «Остафьево»
Новгородский музей-заповедник
Президентская библиотека имени Б.М. Ельцина
Пресс-центр МИА «Россия сегодня»
Российская академия наук
Российская государственная библиотека
Российская национальная библиотека
Российский государственный гуманитарный университет
Российский этнографический музей
Рады сотрудничать с нашими партнерами:
Волонтеры Победы
Конкурс Моя страна - моя Россия
Российское военно-историческое общество
Русский дом
Отдельная благодарность каналам:
Будущее Кавказа
Доктор Курылев
Евразийский калейдоскоп
Заметки историка
История Руси в поисках истины
Основы становления российского государства
От Петровича
Передаем привет:
Бельчонок Гвидоша из Остафьево
Архангельский кот
Спасибо, дорогие подписчики, что доверяете нам 🎉
У нас вы всегда найдете самую актуальную информацию обо всем, что связано с исторической наукой и просвещением. Очень признательны тем, кто делится с нами своими новостями и помогает телеграм-каналу становиться ещё лучше.
Благодарим за поддержку:
Минобрнауки России
Министерство просвещения России
Министерство культуры России
Научно-образовательная политика
Политджойстик
Александр Хинштейн
Андрей Колесник
Владимир Рогов
Вероника Крашенинникова
Владимир Кононов
Евгений Примаков
Евгений Сжёнов
Екатерина Алтабаева
Ольга Занко
Степан Орлов
РИА Новости
ТАСС
Те, кто всегда рядом (члены РИО):
Астраханское РО Ассоциации учителей и обществознания
Государственный исторический музей
Государственный историко-культурный музей-заповедник «Музеи Московского Кремля»
Государственный Эрмитаж
Государственный академический университет гуманитарных наук
Государственный центральный музей современной истории России
Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО
МГИМО (У) МИД России
Музей-заповедник «Сталинградская битва»
Музей Москвы
Музей Победы
Музей-усадьба «Остафьево»
Новгородский музей-заповедник
Президентская библиотека имени Б.М. Ельцина
Пресс-центр МИА «Россия сегодня»
Российская академия наук
Российская государственная библиотека
Российская национальная библиотека
Российский государственный гуманитарный университет
Российский этнографический музей
Рады сотрудничать с нашими партнерами:
Волонтеры Победы
Конкурс Моя страна - моя Россия
Российское военно-историческое общество
Русский дом
Отдельная благодарность каналам:
Будущее Кавказа
Доктор Курылев
Евразийский калейдоскоп
Заметки историка
История Руси в поисках истины
Основы становления российского государства
От Петровича
Передаем привет:
Бельчонок Гвидоша из Остафьево
Архангельский кот
Спасибо, дорогие подписчики, что доверяете нам 🎉
Forwarded from РСМ | Российский Союз Молодежи
🔥 #КомандаРСМ объединяет! Нас уже более 3 000 в этом телеграм-канале! 🔥
По традиции отпразднуем очередной рубеж развития нашего сообщества в Телеграме полезными ссылками на каналы партнеров и друзей Российского Союза Молодежи, на которые подписана и наша команда!
▶️ Федеральное агентство по делам молодежи
▶️ Министерство науки и высшего образования РФ
▶️ Министерство просвещения РФ
▶️ Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
▶️ Все о грантах Росмолодежи
▶️ Университеты РФ
▶️ Общественная палата РФ
▶️ Президентский фонд культурных инициатив
▶️ НОП — Молодежь и система
▶️ АНО «Россия — страна возможностей»
▶️️ Российская академия наук
▶️ Научно-образовательная политика
▶️ Российское движение детей и молодежи
Благодарность за поддержку Российского Союза Молодежи мы выражаем:
▶️ Руководителю Федерального агентства по делам молодёжи Ксении Разуваевой;
▶️ Председателю комитета Государственной Думы РФ по молодёжной политике Артему Метелеву;
▶️ Заместителю Министра науки и высшего образования РФ Григорию Гурову;
▶️ Генеральному директору Президентского фонда культурных инициатив Роману Карманову;
▶️ Генеральному директору АНО «Россия — страна возможностей» Алексею Комиссарову;
▶️ Заместителю Генерального директора АНО «Россия — страна возможностей» Антону Серикову;
▶️ Научному руководителю экспертно-аналитического центра
«Научно-образовательная политика» Евгению Сжёнову.
🍂 Не останавливаемся на достигнутом. Россию Строить Молодым!
По традиции отпразднуем очередной рубеж развития нашего сообщества в Телеграме полезными ссылками на каналы партнеров и друзей Российского Союза Молодежи, на которые подписана и наша команда!
▶️ Федеральное агентство по делам молодежи
▶️ Министерство науки и высшего образования РФ
▶️ Министерство просвещения РФ
▶️ Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
▶️ Все о грантах Росмолодежи
▶️ Университеты РФ
▶️ Общественная палата РФ
▶️ Президентский фонд культурных инициатив
▶️ НОП — Молодежь и система
▶️ АНО «Россия — страна возможностей»
▶️️ Российская академия наук
▶️ Научно-образовательная политика
▶️ Российское движение детей и молодежи
Благодарность за поддержку Российского Союза Молодежи мы выражаем:
▶️ Руководителю Федерального агентства по делам молодёжи Ксении Разуваевой;
▶️ Председателю комитета Государственной Думы РФ по молодёжной политике Артему Метелеву;
▶️ Заместителю Министра науки и высшего образования РФ Григорию Гурову;
▶️ Генеральному директору Президентского фонда культурных инициатив Роману Карманову;
▶️ Генеральному директору АНО «Россия — страна возможностей» Алексею Комиссарову;
▶️ Заместителю Генерального директора АНО «Россия — страна возможностей» Антону Серикову;
▶️ Научному руководителю экспертно-аналитического центра
«Научно-образовательная политика» Евгению Сжёнову.
🍂 Не останавливаемся на достигнутом. Россию Строить Молодым!
Путь цифрового суверенитета
В Иннополисе прошёл крупнейший в России форум о цифровой трансформации в образовании, бизнесе и госуправлении Digital Innopolis Days, который в этом году приурочен к 10-летию Университета Иннополис.
В рамках форума прошли заседания рабочих групп по приоритетным отраслям экономики — здравоохранение, сельское хозяйство и агропромышленный комплекс, городское хозяйство, финансовые услуги, транспортная инфраструктура, строительство, образование, энергетическая инфраструктура, информационно-коммуникационные технологии, обрабатывающая и добывающая промышленность.
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко совместно с главой Татарстана Рустамом Миннихановым выступили на пленарном заседании «Интеграция образования, науки и индустрии: импульс для развития кадрового и научно-исследовательского потенциала России».
Дмитрий Чернышенко отметил, что России необходимы высококвалифицированные специалисты с цифровыми навыками для проведения эффективного импортозамещения. По поручению Председателя Правительства Михаила Мишустина создано 43 центра компетенций по импортозамещению. Такие центры созданы для импортозамещения цифровых решений в ключевых отраслях экономики, которые объединяют заказчиков и разработчиков в вопросах создания и внедрения новых цифровых продуктов. Правительством утверждены 216 проектов, для создания, развития и использования которых потребуется более 200 тысяч новых специалистов.
На форуме прошел индустриальный межвузовский студенческий акселератор StartupHouse Universities. По его итогам были отобраны лучшие стартапы, авторы которых прошли 8-недельную образовательную программу по развитию предпринимательских компетенций. Тройка лучших — виртуальный финансовый тренажер Fin Up команды из Владивостокского государственного университета, приложение для контроля состояния зубов «наЗУБАХ» команды из Белгородского государственного национального исследовательского университета и разработка «Взгляд», которая блокирует возможность злоумышленникам отслеживать взгляд пользователя для защиты личных данных, разработанная командой Московского технического университета связи и информатики.
Сергей Ерохин, ректор МТУСИ, для «Научно-образовательной политики»:
«Студенты МТУСИ в очередной раз творчески подошли к решению вопроса защиты данных, используя одни из самых перспективных технологий на сегодняшний день – технологии искусственного интеллекта. Системы машинного обучения уже автоматизировали процессы во всех важных областях, таких как медицина, промышленность, банкинг. Несомненно, что их стоит привлекать и к обеспечению безопасности на разных уровнях. Уверен, что наши студенты еще не раз покажут столь высокие результаты и внесут значительный вклад в формирование молодежного предпринимательства страны».
В Иннополисе прошёл крупнейший в России форум о цифровой трансформации в образовании, бизнесе и госуправлении Digital Innopolis Days, который в этом году приурочен к 10-летию Университета Иннополис.
В рамках форума прошли заседания рабочих групп по приоритетным отраслям экономики — здравоохранение, сельское хозяйство и агропромышленный комплекс, городское хозяйство, финансовые услуги, транспортная инфраструктура, строительство, образование, энергетическая инфраструктура, информационно-коммуникационные технологии, обрабатывающая и добывающая промышленность.
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко совместно с главой Татарстана Рустамом Миннихановым выступили на пленарном заседании «Интеграция образования, науки и индустрии: импульс для развития кадрового и научно-исследовательского потенциала России».
Дмитрий Чернышенко отметил, что России необходимы высококвалифицированные специалисты с цифровыми навыками для проведения эффективного импортозамещения. По поручению Председателя Правительства Михаила Мишустина создано 43 центра компетенций по импортозамещению. Такие центры созданы для импортозамещения цифровых решений в ключевых отраслях экономики, которые объединяют заказчиков и разработчиков в вопросах создания и внедрения новых цифровых продуктов. Правительством утверждены 216 проектов, для создания, развития и использования которых потребуется более 200 тысяч новых специалистов.
На форуме прошел индустриальный межвузовский студенческий акселератор StartupHouse Universities. По его итогам были отобраны лучшие стартапы, авторы которых прошли 8-недельную образовательную программу по развитию предпринимательских компетенций. Тройка лучших — виртуальный финансовый тренажер Fin Up команды из Владивостокского государственного университета, приложение для контроля состояния зубов «наЗУБАХ» команды из Белгородского государственного национального исследовательского университета и разработка «Взгляд», которая блокирует возможность злоумышленникам отслеживать взгляд пользователя для защиты личных данных, разработанная командой Московского технического университета связи и информатики.
Сергей Ерохин, ректор МТУСИ, для «Научно-образовательной политики»:
«Студенты МТУСИ в очередной раз творчески подошли к решению вопроса защиты данных, используя одни из самых перспективных технологий на сегодняшний день – технологии искусственного интеллекта. Системы машинного обучения уже автоматизировали процессы во всех важных областях, таких как медицина, промышленность, банкинг. Несомненно, что их стоит привлекать и к обеспечению безопасности на разных уровнях. Уверен, что наши студенты еще не раз покажут столь высокие результаты и внесут значительный вклад в формирование молодежного предпринимательства страны».
Восток и Африка едины?
Продолжаются обсуждения тех путей, которыми можно вернуть идентичность и оригинальную наполненность направлению подготовки «Востоковедение и африканистика». Министр науки и высшего образования Валерий Фальков провел совещание с рабочей группой по вопросам разработки концепции программы развития востоковедения и африканистики. Импульс к ее переосмыслению дало заседание попечительского совета Института стран Азии и Африки МГУ .
Совещание с министром стало далеко не первым серьезным мероприятием, где обсуждались перспективы «ВиА». В контексте круглого стола Дальневосточного отделения РАН мы уже писали обо всех нестыковках и недоработках в нынешней модели подготовки востоковедов и африканистов.
Несколько лет назад была предпринята логичная попытка переупаковать «ВиА» в рамках «Зарубежного регионоведения» и «Международных отношений», однако, заслуженные деятели науки подняли волну в СМИ, по итогу которой выпросили себе «охранную грамоту». С того момента сепаратисты всеми силами пытаются доказать самостоятельность и независимость «Востоковедения и африканистики». Правда, в ходе этой работы часто делают только хуже.
Главная проблема в том, что «ВиА» - сама себе УГСН в разделе «Гуманитарные науки и языки». Соседними УГСН являются историки, философы, языковеды, теологи.
Именно гуманитарный и культурологический компонент пытаются сделать отличительными чертами «ВиА». «Специальная программа развития востоковедения и африканистики, которую мы разрабатываем, должна отвечать на те вызовы, которые стоят перед нами сегодня. Для этого необходимо, чтобы программа затрагивала вопросы и образования, и исследований, а также включала большой культурологический и гуманитарный пласт», - сообщил Валерий Фальков на совещании.
В то же время «Регионоведение» и «Международные отношения» располагаются в УГСН «Политика, социология и международные процессы» блока «Науки об обществе и человеке». Соседи по группе – социологи и политологи. В соседних группах – экономисты, юристы, менеджмент и ГМУ.
Эти обстоятельства служат не самоопределению, а самоизоляции «Востоковедения и африканистики». Предположим, что действительно будет эффективно внедрена модель «2+2+2» и поступление на УГСН. История и язык – соседи «ВиА». Знание языка само по себе не делает человека специалистом в том или ином государстве либо регионе. История изучаемой страны важна, но в отрыве от изучения современных процессов мы в итоге получим историка с глубоким знанием иностранного (возможно, даже редкого) языка. Такие историки нужны, но готовить их, конечно, нужно в рамках направления «История».
По сути, «Востоковедение и африканистика» сохраняет самостоятельность по двум простым причинам. Первая – так исторически сложилось. Второе – непростые отношения ИСАА МГУ и МГИМО. Выделение двух макрорегионов – Азии и Африки – еще имело смысл в советскую эпоху, но сейчас это выглядит странным.
Именно МИДовский университет активно продвигал идею о более системных рамках «Зарубежного регионоведения», которое сейчас интегрировано в еще более общую парадигму «Регионоведения» - с разделением на российское и зарубежное.
Аргумент о редких языках – которые якобы изучаются только на «ВиА» – разбивается о реалии того же МГИМО.
На совещании во главе с министром предложена модель трансформации вектора «ВиА»:
– создание системы вертикально-интегрированной подготовки школа-вуз-работодатель;
– создание двух-трех ресурсных центров (Москва, Санкт-Петербург) и региональных хабов на базе университетов как точек роста;
– создание сети современных экспертно-аналитических центров по актуальным проблемам изучения и взаимодействия со странами Азии и Африки на базах вузов и научных организаций;
– создание профессиональной экспертной ассоциации, проводящей оценку качества программ преподавания в вузах и школах.
Мы не собираемся хейтить востоковедение и африканистику, мы призываем трезво оценить, есть ли там достаточно контента для столь масштабной битвы за «независимость».
Подробнее.
Продолжаются обсуждения тех путей, которыми можно вернуть идентичность и оригинальную наполненность направлению подготовки «Востоковедение и африканистика». Министр науки и высшего образования Валерий Фальков провел совещание с рабочей группой по вопросам разработки концепции программы развития востоковедения и африканистики. Импульс к ее переосмыслению дало заседание попечительского совета Института стран Азии и Африки МГУ .
Совещание с министром стало далеко не первым серьезным мероприятием, где обсуждались перспективы «ВиА». В контексте круглого стола Дальневосточного отделения РАН мы уже писали обо всех нестыковках и недоработках в нынешней модели подготовки востоковедов и африканистов.
Несколько лет назад была предпринята логичная попытка переупаковать «ВиА» в рамках «Зарубежного регионоведения» и «Международных отношений», однако, заслуженные деятели науки подняли волну в СМИ, по итогу которой выпросили себе «охранную грамоту». С того момента сепаратисты всеми силами пытаются доказать самостоятельность и независимость «Востоковедения и африканистики». Правда, в ходе этой работы часто делают только хуже.
Главная проблема в том, что «ВиА» - сама себе УГСН в разделе «Гуманитарные науки и языки». Соседними УГСН являются историки, философы, языковеды, теологи.
Именно гуманитарный и культурологический компонент пытаются сделать отличительными чертами «ВиА». «Специальная программа развития востоковедения и африканистики, которую мы разрабатываем, должна отвечать на те вызовы, которые стоят перед нами сегодня. Для этого необходимо, чтобы программа затрагивала вопросы и образования, и исследований, а также включала большой культурологический и гуманитарный пласт», - сообщил Валерий Фальков на совещании.
В то же время «Регионоведение» и «Международные отношения» располагаются в УГСН «Политика, социология и международные процессы» блока «Науки об обществе и человеке». Соседи по группе – социологи и политологи. В соседних группах – экономисты, юристы, менеджмент и ГМУ.
Эти обстоятельства служат не самоопределению, а самоизоляции «Востоковедения и африканистики». Предположим, что действительно будет эффективно внедрена модель «2+2+2» и поступление на УГСН. История и язык – соседи «ВиА». Знание языка само по себе не делает человека специалистом в том или ином государстве либо регионе. История изучаемой страны важна, но в отрыве от изучения современных процессов мы в итоге получим историка с глубоким знанием иностранного (возможно, даже редкого) языка. Такие историки нужны, но готовить их, конечно, нужно в рамках направления «История».
По сути, «Востоковедение и африканистика» сохраняет самостоятельность по двум простым причинам. Первая – так исторически сложилось. Второе – непростые отношения ИСАА МГУ и МГИМО. Выделение двух макрорегионов – Азии и Африки – еще имело смысл в советскую эпоху, но сейчас это выглядит странным.
Именно МИДовский университет активно продвигал идею о более системных рамках «Зарубежного регионоведения», которое сейчас интегрировано в еще более общую парадигму «Регионоведения» - с разделением на российское и зарубежное.
Аргумент о редких языках – которые якобы изучаются только на «ВиА» – разбивается о реалии того же МГИМО.
На совещании во главе с министром предложена модель трансформации вектора «ВиА»:
– создание системы вертикально-интегрированной подготовки школа-вуз-работодатель;
– создание двух-трех ресурсных центров (Москва, Санкт-Петербург) и региональных хабов на базе университетов как точек роста;
– создание сети современных экспертно-аналитических центров по актуальным проблемам изучения и взаимодействия со странами Азии и Африки на базах вузов и научных организаций;
– создание профессиональной экспертной ассоциации, проводящей оценку качества программ преподавания в вузах и школах.
Мы не собираемся хейтить востоковедение и африканистику, мы призываем трезво оценить, есть ли там достаточно контента для столь масштабной битвы за «независимость».
Подробнее.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
В Минобрнауки России обсудили разработку программы подготовки студентов по востоковедению и африканистике
Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков провел совещание с рабочей группой по вопросам разработки концепции программы развития востоковедения и африканистики.
Открытую конференцию Института системного программирования РАН только что открыл Геннадий Красников, президент РАН.
Геннадий Яковлевич в своём преветствии отметил, что ИСП РАН развивается очень динамично, в т.ч.в диалоге с ведущими университетами, постоянно пополняясь студентами.
Геннадий Яковлевич в своём преветствии отметил, что ИСП РАН развивается очень динамично, в т.ч.в диалоге с ведущими университетами, постоянно пополняясь студентами.
Суета вокруг кандидатских
Одной из горячих тем минувших недель стали две инициативы Минобрнауки. Первая – о проведении аккуратного эксперимента по присуждению степени кандидата наук без написания самого текста диссертации. Это тот же механизм «защит по докладу», который не так давно был возрожден для докторов наук.
Вторая – дискуссионные идеи о расширении перечня университетов и научных институтов, которые имеют право присуждать собственные ученые степени и звания. Речь идет о тех вузах, что уже доказали свой высокий уровень – например, в рамках отбора на специальную часть гранта программы «Приоритет-2030».
Эти – в общем-то отдельные – предложения быстро слились в один конструкт. Главным врагом нововведений оказался Роберт Нигматулин. Кипучая энергия академика после предвыборной лихорадки продолжает искать выход. Он – как всегда избыточно эмоционально по форме, но в целом верно по содержанию – который раз ставит перед коллегами (а это было и на Президиуме РАН, и на совместном с Российским союзом ректоров заседании) задачу – сформулировать и донести до властей позицию Академии по этому вопросу. Предполагается, естественно, что резко негативную.
На все эти алармистские выступления Роберта Нигматулина накладывается один из процессов, запущенный новым президентом Академии Геннадием Красниковым – трансфер Высшей аттестационной комиссии из Минобрнауки в РАН.
Сдержанная реакция нового главы Академии на призывы Роберта Нигматулина свидетельствует скорее о том, что подобный размен является частью более глобальных процессов по поддержанию баланса в научно-образовательной политике.
ВАК в РАН – этой идее много лет. Комиссия и по функционалу, и больше чем наполовину по составу совпадает с Академией. Если переход согласован, то для поддержания баланса между Минобрнауки и РАН логичным было бы всерьез расширить права ведущих вузов не только по подготовке кадров высшей квалификации, но и по процессу защит, а также присуждения степеней. Аналогичное решение – но уже в отношении научных институтов – также напрашивается.
ВАК же продолжит заниматься всеми остальными советами, а также будет служить апелляционной инстанцией. Кроме того, право вузов присваивать ученые степени не означает их бесконтрольность. Тот же ВАК определяет минимальные требования, а РАН – занимается научно-методическим руководством и вузами, и НИИ по вопросам фундаментальных и поисковых исследований. Процессы «остепенения» сюда однозначно входят.
Касательно «кандидатской по докладу» опасения Роберта Нигматулина понятны, но не совсем обоснованы. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков несколько раз повторял – это будет пилотный эксперимент, причем в областях точных и естественных наук. Если мы обратимся к процессу «защиты по докладу» для докторских степеней – то там установлены буквально заградительные барьеры. Такие защиты будут штучным событием. Предполагается, что еще более жесткие условия будут поставлены для кандидатских.
Здесь как раз не стоит смешивать две инициативы. В результате их внедрения не произойдет то, борьбе с чем призывает Роберт Нигматулин – неподконтрольной выдаче кандидатских корочек без написания соискателем самого текста диссертации.
Все эксперименты проводятся аккуратно и поступательно, никаких революций в научно-образовательной сфере государство не желает. Идет формирование пост-Болонской системы высшего образования в России. И потому сюда интегрируют все требуемые изменения, чтобы потом были стабильные правила игры на долгие годы вперед.
Одной из горячих тем минувших недель стали две инициативы Минобрнауки. Первая – о проведении аккуратного эксперимента по присуждению степени кандидата наук без написания самого текста диссертации. Это тот же механизм «защит по докладу», который не так давно был возрожден для докторов наук.
Вторая – дискуссионные идеи о расширении перечня университетов и научных институтов, которые имеют право присуждать собственные ученые степени и звания. Речь идет о тех вузах, что уже доказали свой высокий уровень – например, в рамках отбора на специальную часть гранта программы «Приоритет-2030».
Эти – в общем-то отдельные – предложения быстро слились в один конструкт. Главным врагом нововведений оказался Роберт Нигматулин. Кипучая энергия академика после предвыборной лихорадки продолжает искать выход. Он – как всегда избыточно эмоционально по форме, но в целом верно по содержанию – который раз ставит перед коллегами (а это было и на Президиуме РАН, и на совместном с Российским союзом ректоров заседании) задачу – сформулировать и донести до властей позицию Академии по этому вопросу. Предполагается, естественно, что резко негативную.
На все эти алармистские выступления Роберта Нигматулина накладывается один из процессов, запущенный новым президентом Академии Геннадием Красниковым – трансфер Высшей аттестационной комиссии из Минобрнауки в РАН.
Сдержанная реакция нового главы Академии на призывы Роберта Нигматулина свидетельствует скорее о том, что подобный размен является частью более глобальных процессов по поддержанию баланса в научно-образовательной политике.
ВАК в РАН – этой идее много лет. Комиссия и по функционалу, и больше чем наполовину по составу совпадает с Академией. Если переход согласован, то для поддержания баланса между Минобрнауки и РАН логичным было бы всерьез расширить права ведущих вузов не только по подготовке кадров высшей квалификации, но и по процессу защит, а также присуждения степеней. Аналогичное решение – но уже в отношении научных институтов – также напрашивается.
ВАК же продолжит заниматься всеми остальными советами, а также будет служить апелляционной инстанцией. Кроме того, право вузов присваивать ученые степени не означает их бесконтрольность. Тот же ВАК определяет минимальные требования, а РАН – занимается научно-методическим руководством и вузами, и НИИ по вопросам фундаментальных и поисковых исследований. Процессы «остепенения» сюда однозначно входят.
Касательно «кандидатской по докладу» опасения Роберта Нигматулина понятны, но не совсем обоснованы. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков несколько раз повторял – это будет пилотный эксперимент, причем в областях точных и естественных наук. Если мы обратимся к процессу «защиты по докладу» для докторских степеней – то там установлены буквально заградительные барьеры. Такие защиты будут штучным событием. Предполагается, что еще более жесткие условия будут поставлены для кандидатских.
Здесь как раз не стоит смешивать две инициативы. В результате их внедрения не произойдет то, борьбе с чем призывает Роберт Нигматулин – неподконтрольной выдаче кандидатских корочек без написания соискателем самого текста диссертации.
Все эксперименты проводятся аккуратно и поступательно, никаких революций в научно-образовательной сфере государство не желает. Идет формирование пост-Болонской системы высшего образования в России. И потому сюда интегрируют все требуемые изменения, чтобы потом были стабильные правила игры на долгие годы вперед.
Реалии интеграции
Стартовал Конгресс молодых ученых 2022. С прошлого года сменились многие приоритеты. «Интеграция научных и образовательных организаций новых регионов в российское научно-образовательное пространство» - такой была тема одной из дискусси самой первой волны мероприятий.
Модерировала ее Марина Боровская, которая подчеркнула, что в данном контексте важнее ее амплуа председателя Совета ректоров Юга России. В ходе модерации она высказала мысль: на новые территории должны быть распространены инструменты нацпроектов. Но до этого еще далеко.
Владислав Бессарабов, председатель совета молодых ученых ДонНУЭТ им. Туган-Барановского), определил 5 наиболее насущных потребностей молодых ученых:
1. Совместные публикации с коллегами из России, особенно ВАКовских. Последние слишком дороги для ученых из новых регионов.
2. Совместные научно-технические работы. Куратором ДНУЭТ выступает РЭУ им. Плеханова, реализуются три совместные темы.
3. Совместные конференции – здесь спикер особенно отметил позитивный опыт Астраханского госуниверситета @asuinforms.
4. Стажировки и совместные образовательные программы.
5. Заключение договоров, которые систематизируют отношения и вносят ответственность.
От Минобрнауки вектор интеграции новых регионов курирует замминистра Григорий Гуров @GurovGrigoriy. Министерство знает обо всех проблемах, но не все может решить единолично, нужно участие широкого университетского и научного сообщества.
В ходе дискуссии очень ярко было видно существование двух миров. Первый – это люди из новых регионов и те, кто активно им помогает. Здесь есть понимание сложности и глубины проблем.
И есть второй мир – оторванный от жизни. «Пять тысяч рублей по хоздоговору» - эти реалии не могут стыковаться с призывами вкладываться в процесс на паритетных началах, которые несколько раз прозвучали от некоторых спикеров.
В фокусе внимания сейчас – передать вузы и НИИ российским учредителям (министерствам и ведомствам), научить работать в новой парадигме – юридической, экономической, кадровой. Нужно подготовить педагогов, комплексно помочь демобилизованным студентам. Над решением всех задач бьются в Минобрнауки, в вузах Юга России, власти, вузы и НИИ четырех новых регионов.
Сформирован единый план, который включает в себя работу по очень многим вопросам, озвученным в ходе дискуссии – но о нем не всегда знают будущие субъекты перемен.
Представители новых регионов – в основном от ЛНР и ДНР – высказали много предложений и пожеланий. Основная проблема – вал информации, где нельзя понять, доступен ли данный инструмент поддержки. Решением станет создание цифровой платформы со структурированной информацией.
Григорий Гуров подчеркнул, что информационное взаимодействие не всегда проходит успешно, здесь нужна помощь вузовских площадок.
В процессе интеграции, подчеркнул он, есть много этических дилемм и существует опасность «задушить заботой». В частности – абитуриенты из новых регионов получили огромные льготы при поступлении (что породило известное социальное напряжение), но нельзя будет выдать диплом тому, кто не освоил программу. Потому задача – не начать поступивших повально отчислять.
Одна из системных проблем ДНР и ЛНР – кадровый голод. «Нам не нужно начальство, не нужны деканы – нам нужны рядовые преподаватели», - так сформулировал проблему Вадим Шатилов. А Анна Афанасьева очень эмоционально попросила вернуть преподавателей из окопов, пока еще есть, кого возвращать.
Людмила Баева из АГУ предложила сделать единый совет молодых ученых Юга России и новых территорий. Такие единые структуры важны для ежедневной коммуникации и оперативного решения проблем, а не для парадных заседаний.
Работа по интеграции университетов и научных институтов новых регионов во многом схожа с нейрохирургией и потому важны слова Григория Гурова о том, что основной принцип: «Не навредить».
#КМУ2022
Стартовал Конгресс молодых ученых 2022. С прошлого года сменились многие приоритеты. «Интеграция научных и образовательных организаций новых регионов в российское научно-образовательное пространство» - такой была тема одной из дискусси самой первой волны мероприятий.
Модерировала ее Марина Боровская, которая подчеркнула, что в данном контексте важнее ее амплуа председателя Совета ректоров Юга России. В ходе модерации она высказала мысль: на новые территории должны быть распространены инструменты нацпроектов. Но до этого еще далеко.
Владислав Бессарабов, председатель совета молодых ученых ДонНУЭТ им. Туган-Барановского), определил 5 наиболее насущных потребностей молодых ученых:
1. Совместные публикации с коллегами из России, особенно ВАКовских. Последние слишком дороги для ученых из новых регионов.
2. Совместные научно-технические работы. Куратором ДНУЭТ выступает РЭУ им. Плеханова, реализуются три совместные темы.
3. Совместные конференции – здесь спикер особенно отметил позитивный опыт Астраханского госуниверситета @asuinforms.
4. Стажировки и совместные образовательные программы.
5. Заключение договоров, которые систематизируют отношения и вносят ответственность.
От Минобрнауки вектор интеграции новых регионов курирует замминистра Григорий Гуров @GurovGrigoriy. Министерство знает обо всех проблемах, но не все может решить единолично, нужно участие широкого университетского и научного сообщества.
В ходе дискуссии очень ярко было видно существование двух миров. Первый – это люди из новых регионов и те, кто активно им помогает. Здесь есть понимание сложности и глубины проблем.
И есть второй мир – оторванный от жизни. «Пять тысяч рублей по хоздоговору» - эти реалии не могут стыковаться с призывами вкладываться в процесс на паритетных началах, которые несколько раз прозвучали от некоторых спикеров.
В фокусе внимания сейчас – передать вузы и НИИ российским учредителям (министерствам и ведомствам), научить работать в новой парадигме – юридической, экономической, кадровой. Нужно подготовить педагогов, комплексно помочь демобилизованным студентам. Над решением всех задач бьются в Минобрнауки, в вузах Юга России, власти, вузы и НИИ четырех новых регионов.
Сформирован единый план, который включает в себя работу по очень многим вопросам, озвученным в ходе дискуссии – но о нем не всегда знают будущие субъекты перемен.
Представители новых регионов – в основном от ЛНР и ДНР – высказали много предложений и пожеланий. Основная проблема – вал информации, где нельзя понять, доступен ли данный инструмент поддержки. Решением станет создание цифровой платформы со структурированной информацией.
Григорий Гуров подчеркнул, что информационное взаимодействие не всегда проходит успешно, здесь нужна помощь вузовских площадок.
В процессе интеграции, подчеркнул он, есть много этических дилемм и существует опасность «задушить заботой». В частности – абитуриенты из новых регионов получили огромные льготы при поступлении (что породило известное социальное напряжение), но нельзя будет выдать диплом тому, кто не освоил программу. Потому задача – не начать поступивших повально отчислять.
Одна из системных проблем ДНР и ЛНР – кадровый голод. «Нам не нужно начальство, не нужны деканы – нам нужны рядовые преподаватели», - так сформулировал проблему Вадим Шатилов. А Анна Афанасьева очень эмоционально попросила вернуть преподавателей из окопов, пока еще есть, кого возвращать.
Людмила Баева из АГУ предложила сделать единый совет молодых ученых Юга России и новых территорий. Такие единые структуры важны для ежедневной коммуникации и оперативного решения проблем, а не для парадных заседаний.
Работа по интеграции университетов и научных институтов новых регионов во многом схожа с нейрохирургией и потому важны слова Григория Гурова о том, что основной принцип: «Не навредить».
#КМУ2022