НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Forwarded from ТАСС
Владимир Путин поздравил работников и ветеранов Росатома с 15-летием госкорпорации, отметив вклад атомной отрасли в обеспечение ядерного паритета и обороноспособности страны.
Первооткрыватели Мьянмы

22-27 ноября делегация МГИМО посетила Мьянму. Университет первым среди российских вузов установил сотрудничество в области гуманитарных направлений подготовки, что безусловно имеет особую ценность.

Большая часть гуманитарных направлений в России имеет свою специфику по причине длительного воздействия марксистско-ленинской идеологии. Выход за пределы СНГ и постсоветского пространства российской гуманитаристики является определенным индикатором роста ее авторитета и востребованности.

Станислав Суровцев, проректор МГИМО по молодежной политике, социальной работе и международным связям для «Научно-образовательной политики»:

«С техническими университетами у Мьянмы давно идет сотрудничество, а гуманитарное, особенно в сфере международных отношений и подготовки профильных специалистов — здесь мы первопроходцы. Вернее, еще в 1960-к годы МГИМО очень активно вел работу в данном направлении.

Сейчас мы перезапускаем сотрудничество. И вместе с межгосударственным обществом дружбы России и Мьянмы мы провели встречи с руководством страны — с 3 министрами (министр иностранных дел, министр международного сотрудничества, министр образования), руководством ведущих исследовательских организаций, главным общеобразовательным университетом и Янгонским университетом. Договорились об организации обменных программ, о целовали обучении специалистов по линии МИД, целевом наборе на направления международных отношения в МГИМО будущих дипломатов Мьянмы».


https://news.1rj.ru/str/mgimo_direct/1193
Системное научное волонтерство (1/2)

На Когрессе молодых ученых прошла сессия «Каждый важен: что может привнести гражданин в науку» в рамках инициативы Десятилетия науки и технологий «Научное волонтерство». Стоит отметить, что модератор сессии Константин Фурсов, заместитель генерального директора по науке и образованию Политехнического музея, доцент-исследователь Университета ИТМО, член Координационного совета по делам молодёжи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, и сам глубоко погружен в поиск новых инструментов и подходов в области научного волонтерства и научно-популярного туризма, что говорит о его хорошем знании повестки.

Научное волонтерство: системность мер и акторов

Первая «системная» черта — сессия собрала ключевых участников политики в сфере науки, высшего образования и молодежной политики: Минобрнауки, Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, комитет ГД по науке и высшему образованию, Росмолодежь.

Примечательно, что со стороны Федерального агенства по делам молодежи принял участие заместитель руководителя Денис Аширов. Он был в числе тех, кто стоял у истоков запуска инициативы еще в должности руководителя Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности. При этом именно Правительство в лице Минобрнауки и Координационный совет в рамках поручения Президента РФ являются ответственными исполнителями разработки и реализации «дорожной карты» Инициативы. Таким образом, в Росмолодежи появился свой «профильный непрофильный» руководитель в области мер поддержки молодых ученых.

Из новых — добавляется «новый старый» актор проектов по научному волонтерству — Российское географическое общество. Союзник в лице РГО определенно ценное приобретение для Минобрнауки и Координационного совета, поскольку опыт реализации проектов у РГО начиняется с 1848 года. Как рассказал Антон Юрманов, директор департамента по работе с молодежью, РГО накоплен опыт 14,5 тысяч верифицированных наблюдений. Проводятся преимущественно 2 вида исследований — ведение фенологических наблюдений (собрано более 2,5 миллионов наблюдений — крупнейший архив, который сейчас будет оцифровываться) и проект «Краеведческая миссия» (направлен на сохранение историко-культурного наследия, новые памятники могут лечь в основу туристических маршрутов)

Социальная ответственность РГО — с 2019 года реализуется проект вовлечения в научное добровольчество людей с ограниченными возможностями здоровья.

Интересный факт (со слов Антона Юрманова) — наблюдения за льдом позволили сделать «Дорогу жизни» и прорвать блокаду Ленинграда, фенологические наблюдения сегодня могут позволить достричь устойчивого развития в климатической повестке.

Из нового — и это вторая системная черта — создание инфраструктуры. Цифровая инфраструктура сегодня представлена из ключевых — платформой Science-ID, специализированным разделом Добро.Наука на портале Добро.ру (запущен сегодня). Реальная инфраструктура — на базе Университета МИСиС будет создан офис по развитию научного волонтерства для координации всех проектов, как рассказал Никита Марченков, председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, и.о. руководителя Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт».

Задачи научного волонтерства

«Принципиально, что волонтерство именно научное — то есть оно должно нести реальный научный смысл, только тогда у людей будет желание вовлекаться. В этом смысле мы видим новый глубокий инструмент погружения людей в науку», — отметил Никита Марченков.

По линии Министерства Инициативе уделяется большое внимание, поделился Григорий Гуров, замминистра науки и высшего образования РФ: «Большая часть инициатив Десятилетия направлена на привлечение молодежи в науку. Для нас — это входной билет в науку и ранняя профориентация школьников».

#КМУ2022
Системное научное волонтерство (2/2)

Росмолодежь («глазами» Дениса Аширова) в рамках планов в своей текущей и будущей деятельности видит 2 задачи научного волонтерства — самореализация молодого человека личностного профессионального развития и вовлечение молодых ребят в деятельность, связанную с наукой. «В Росмолодежь были треки, связанные с наукой. Среди тех 20 тысяч ребят, которые прошли через проекты Росмолодежи и молодежные проекты, 12 инициатив — в области волонтерства. Они должны быть системными, а не связанными с событийной повесткой. Нужна «дорожная карта» по реализации этих инициатив», — считает Денис Аширов. Кроме того, особое значение имеет бесшовный переход в науку, добавил заместитель руководителя Росмолодежи.

Задачи профильных ФОИВ по научному волонтерству

1. Привлечение новых акторов:

- Крупные компании и корпорации как новые акторы научного волонтерства — эту задачу выделили Григорий Гуров и Екатерина Харченко, заместитель председателя комитета ГД по науке и высшему образованию.

- Региональные органы власти. «Региональные акторы должны стать активными участниками проектов в области научного волонтерства, чтобы вовлекать школьников. Когда региональные органы власти по молодежной политике больше интегрируются в этот процесс, тогда Инциатива будет масштабироваться», — отмечает Екатерина Харченко.

- Федеральные СМИ и освещение — требуется большая подсветка тематики. «Все читают телеграм. Если а телеграм-канале губернатора появится новость о том, что «мы занимаемся научным волонтерством», это даст широкий охват аудитории», — отметила также Екатерина Харченко.

2. «Коммерциализация, масштабирование и включение в реальный сектор экономики проектов по научному волонтерству», — задача, сформулированная Денисом Ашировым.

3. Системная и комплексная работа инфраструктуры научного волонтерства.

4. Геймификация и рейтинги для мотивации и поощрения школьников, занимающихся научным волонтерском (от Екатерины Харченко).

5. Гражданская наука — в основе не только дополнительного, но и основного образования школьников. Антон Юрманов привел пример с дневниками природы в школах как возможность вернуть эту практику.

6. Депозитарий собранных научных данных — чтобы все имели к ним общий доступ. РГО ведет такую работу со Сбер21.

7. Минпросвещения — школьники являются главной целевой аудиторией Министерства, поэтому их участие важно для популяризации научного волонтерства.

8. Отдельный трек в рамках Росмолодежь.Гранты для молодых ученых и проектов по научному волонтерству. Денис Аширов рассказал, что эта инициатива уже обсуждается совместно с Никитой Марченковым. «Важно при этом, чтобы инициатива не заходила на те меры поддержки, которые уже реализуются Минобрнауки», — подчеркнул он.

9. Большее вовлечение СНО университетов в реализацию проектов по научному волонтерству.

Проекты и их систематизация

В рамках сессии лучшими практиками по научному волонтерству поделились Александр Веракса, Сергей Антипин, Алимурад Гаджиев, Артем Васильев, Александр Марусин, Сергей Седых, Анна Шапиева.

Своим примером спикеры показали, что «это работает». При этом Анна Шапиева, председатель СМУ Забайкальского государственный университет, рассказала о практике СНО своего университета — на базе ЗабГУ реализован проект научного-аналитического студенческого объединения. «Нам стало интересно, как отличаются практики СНО, как их систематизировать и представить научному сообществу — декларировать успешные практики, которые привели в науку. Мы собрали материал, сейчас идет его систематизация — первая публикация сборника практик будет направлена в вузы нашей страны», — поделилась она. Таким образом, СНО и могут, и должны также стать активными участниками и инициаторами проектов по научному волонтерству.

#КМУ2022
ВТБ и ДВФУ запустил программу дополнительного профобразования по инфраструктурному финансированию. 

Сегодня Дальний восток и Приморский край обладают невероятной стратегической значимостью. Поэтому важно, чтобы образовательный процесс учитывал особенности этих регионов и насущные потребности всей страны. 

Так появилась программа «Основы проектного финансирования: теория и практика».  ВТБ как лидер на рынке инфраструктурного финансирования систематизировал опыт и экспертизу для того, чтобы максимальное количество участников инвестиционных проектов в стране могло получить доступ к лучшим практикам и новым возможностям. Партнером в этой инициативе стал ДВФУ. Синтез академических знаний и практической экспертизы создаст максимально эффективные условия для развития сильных компетентных команд для реализации значимых инфраструктурных проектов в регионах.

Первый поток стартовал сегодня.
Росатому – 15 пишем, 80 в уме

В начале была бомба. В тяжелые годы Великой Отечественной войны совместными усилиями власти и ученых был выбран правильный приоритет – ядерные технологии. Благодаря бомбам и боеголовкам СССР стал одной из двух сверхдержав, а Россия сохранила свой суверенитет в 90-е годы. Ядерный щит и меч и сейчас являются основой безопасности.

Атомный проект стал драйвером переплескивания технологий «на гражданку». Атомные электростанции являются основой энергетической независимости России и важным элеметом «атомной дипломатии». У нас у единственной страны в мире есть свой собственный атомный ледокольный флот.

Всю историю атомная отрасль была и остается ярким примером двуединого руководства – симфонии управленцев и ученых.

Выступая сегодня – в день 15-летия госкорпорации Росатом – на Конгрессе молодых ученых президент Курчатовского института Михаил Ковальчук рассказал о беседе с Сергеем Кириенко, когда тот был назначен руководителем Росатома: «мы решили, что его задача превратить легендарный Минсредмаш в высокотехнологичный «Газпром», но при этом будущего без науки у них нет».

У Сергея Кириенко и Алексея Лихачева получилось даже больше – это отметил в своей поздравительной телеграмме президент России Владимир Путин:

«За минувшее время отечественная атомная отрасль прошла большой путь: была создана вертикально интегрированная корпорация с полным циклом компетенций в области атомной энергетики – от добычи урана до сооружения и эксплуатации АЭС. Существенно выросли показатели в выработке электроэнергии, построены новые энергоблоки, в том числе за рубежом.

Корпорация неизменно уделяет приоритетное внимание реализации масштабных программ в сфере науки, ядерной медицины и экологии, в судо- и авиастроении, в цифровых технологиях. Многое делается для хозяйственного освоения арктических территорий, развития Северного морского пути. И конечно, атомная отрасль вносит поистине уникальный вклад в обеспечение ядерного паритета и обороноспособности нашей страны».

Так 15 лет назад начала формироваться двуединая – прямо как герб России – структура Большого Атома: Росатом и Курчатовский институт.

Атом – это один из локомотивов научно-технологического прорыва, который в отдельных областях тесно соприкасается со вторым двигателем – оборонкой. Говоря о Росатоме и Курчатовском институте мы имеем в виду широкий спектр технологий и разработок – от материаловедения до ядерной медицины.

Впереди – Атомный проект 2.0 и выход на замкнутый ядерный топливный цикл. Это сделает атомную энергетику безальтернативно самой зеленой и экологичной. В более далекой перспективе – давняя мечта обуздать термояд.

Поздравляем всех атомщиков с 15-летием Росатома, а точнее – с очередной годовщиной атомной истории нашей Родины!
Forwarded from ЧЕРНЫШОВ
🎓Международное образовательное сотрудничество, какое оно сегодня для России?

Россия сегодня находится в сложной ситуации, постоянно сталкивается с новыми вызовами, но международное сотрудничество, особенно в образовательной сфере, является одним из приоритетных направлений государственной политики.

📌Сегодня в целом в России живёт около 6 миллионов иностранцев, 400 000 которых - студенты. Россия находится на 7-м месте по количеству иностранных студентов в мире. Но сегодня нам нужно наращивать количество иностранных студентов в наших вузах и делать наши университеты более привлекательными.

Но, на самом деле, несмотря на все сложности, с которыми мы сегодня сталкиваемся, сейчас настало время прорывных идей, инноваций, вдохновения и реализации всех планов. Так и с международным сотрудничеством в сфере образования. Мы должны создавать условия для привлечения иностранных студентов, делать из них высококвалифицированные кадры, которые в дальнейшем смогут работать в России.

Как вы считаете, сегодняшняя Россия отвечает всем тем условиям, которые необходимы для иностранных студентов и способна ли она увеличить число иностранных студентов?

❗️Да, увеличить количество студентов способна. НО! Наши условия и проекты, которые мы предлагаем для иностранных студентов быстро теряют свою актуальность. Это не значит, что мы должны копировать проекты Запада или передовых государств, это значит, что мы должны опережать другие государства, создавать больше условий для иностранных студентов. Мы должны показать, что жизнь и учёба в России очень интересны, что здесь есть над чем работать.

В качестве вице-спикера Госдумы могу пообещать, что инициативы в области международного образовательного сотрудничества обязательно будут и обязательно будут реализовываться. Мы должны показывать конкурентные преимущества российского образования. Раньше мы воспитывали иностранную элиту в советских университетах. Сейчас нужно снова возвращать привлекательность по ряду специальностей и нашего образования для иностранных студентов! Нам нужно как можно больше открывать филиалов наших университетом за рубежом. Для нас приоритетом являются Арабские Эмираты, страны СНГ, Иран и другие.
Биотех в экономике будущего: о вызовах и приоритетах научно-технологического развития

Биотехнологии открывает широкий спектр возможностей. Ученые активно их используют, разрабатывая и внедряя аналоги западного медицинского оборудования и комплекс альтернативных решений в условиях импортозамещения и импортоопережения.

На II Конгрессе молодых ученых была раскрыта тема биологизации и поставлен вопрос, переживает ли она стагнацию. Что нужно делать для достижения тех показателей, которые нужны и какие междисциплинарные механизмы необходимы? Ответом стала системная поддержка, а не отдельные секторальные решения.

Михаил Юрин, директор департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации:

«За последние 5 лет мы поддержали 12 проектов в области биотеха на общую сумму 1 млрд рублей. Сейчас у нас по постановлению 1649 в работе находится еще 14 проектов, которые мы тоже планируем ближайшее будущее поддержать на общую сумму 2,4 млрд рублей. Мы проводим масштабную работу с бизнесом и видим, что бизнес начинает разворачиваться. Если у нас раньше это были какие-то специализированные организации или небольшой средний бизнес, то сейчас и представители крупного бизнеса».

Владимир Попов, доктор химических наук; научный руководитель, ФИЦ Биотехнологии Российской академии наук; академик, Российская академия наук:

«Весь отечественный биотех, несмотря на то, что это горизонтальная технология, которая должна пронизывать всю экономику, распределен между многими министерствами и агентствами, а национального биотеха, к сожалению, пока нет. Поэтому нужна национальная программа развития биотеха, соответствующий, полномочный орган, не декоративный, а настоящий координирующий орган, который будет отвечать за биотех, как минимум, профильный ФОИВ».

Вадим Говорун, доктор биологических наук, профессор, академик, Российская академия наук; директор, Научно-исследовательский институт системной биологии и медицины Роспотребнадзора:

«Чтобы экономика следующих переделов как-то работала, было употребление - нужно обеспечить несколько уровней образованности и культуры».

Можно производить почти всё, как в Китае до уровня настоящего времени, но не уметь это потреблять из-за неквалифицированности. Поэтому обучение неочевидным вещам, особенно в биотехнологической сфере, предполагает усилия — одно дело потребление обычных продуктов, а совершенно другое — сложных, неясных с первого взгляда.

Татьяна Семенова, заместитель Министра здравоохранения РФ:

«Система здравоохранения является и ключевым заказчиком, и потребителем биотехнологий. Биофармацевтический рынок будет оставаться ведущим в этом направлении. А эффективность самих экономических эффектов пусть считают те, кто это делает лучше, чем мы. Но мы будем считать это в каждом дне, каждой здоровой жизни наших граждан».

Софья Феоктистова, научный сотрудник лаборатории геномной инженерии, МФТИ:

«Многие молодые люди уезжают из страны, потому что не видят здесь для себя развития, карьерного роста. Вся наука сейчас преимущественно построена по принципу научных школ, где не уделяют должного внимания прикладным наукам. Чтобы развивать прикладные проекты, которые быстро реагируют на рынок, нужно создавать междисциплинарные центры».

Хорошим примером является Московский Физтех, где в рамках реализации программы «5-100» было построено несколько молодежных лабораторий, где работают специалисты из разных областей. Там реализуются проекты как фундаментальные, так и прикладные, студенты участвуют в их разработке и, соответственно, на этапе выпуска у них есть опыт разработки прикладных исследований на уровне специалистов крупных биотехнологических компаний и понимание того, куда они хотят пойти дальше. Развивая подобный подход, можно прийти и к решению проблемы с кадрами.

#КМУ2022
Социология молодости

Вчера в РЭУ им. Г.В.Плеханова в рамках конференции "Молодёжь в новой реальности" прошёл круглый стол "Междисциплинарный подход в исследовании молодёжи: перспективные темы и методологические возможности", в рамках которого исследователи обсудили проблемы и задачи планирования государственной молодёжной политики с опорой на научные исследования сферы.

Участие приняли социологи, политологи, психологи, исследователи высшего образования и представители органов власти из Государственной Думы, Росмолодёжи, ВЦИОМ,  Роспатриотцентра, НОП, РАНХиГС, НИУ ВШЭ, МГУ, РАО, Института молодёжи, Конкурса "Большая Перемена", ИРПО, Института воспитания и т.д.

Как усилить роль и статус исследований молодёжной политики при планировании проектов на уровне страны, региона, вуза?

Возможна ли единая карта междисциплинарных исследований в области молодёжной политики, чтобы темы не пересекались, исследователи не дублировали друг-друга?

Чем исследователи ГМП могут быть друг‐другу полезны и как выстроить эффективные связи?

Как повысить охват аудитории школьников и снизить нагрузку на «студенческое поле» вузов?

Какой инструмент опросов наиболее эффективен для работающей молодёжи?

Инициатором проведения выступил
Центр социологических исследований «14-35» – базовый социологический центр Минобрнауки России.

Модератором Круглого стола стал Евгений Сжёнов @szhenov, научный руководитель ЭАЦ НОП.

Николай Бажитов @youth_institute, Директор Института молодёжи, заместитель Председателя ЭС при Комитете Государственной Думы по молодёжной политике, для "Научно–образовательной политики":

Ключевые вопросы, которые возникают у сообщества исследователей — схожи.
Как сейчас эффективнее проводить исследования молодёжи? Что делать с теми группами молодёжи, которые по разным причинам трудно исследовать?

Очевидно, что необходимо держать междисциплинарный фокус — рассматривать и анализировать одну и ту же тему, используя методы разных наук, сопоставляя полученные результаты. А это требует и кооперации в определении тем исследований, и совместной разработки инструментария, и готовности делиться данными друг с другом.

Кроме того, исследователям критически важно уметь говорить на одном языке с практиками, помогать им, упаковывая результаты сложных исследований в понятные рекомендации. А ещё — поддерживать специалистов из регионов: тех, кто также задумывается о проведении исследований молодёжи на местах.

Сразу после окончания Круглого стола состоялось заседание Экпертного Совета Комитета Государственньй Думы по молодёжной политики, которое провёл Председатель Комитета Артём Метелев @artemmetelev.

В итоговый протокол Решения Комитета вошли отдельные задачи, обсуждённые ранее на Круглом столе.
Трансфер науки в образование (1/2)

Трансфер науки в образование является одним из неотъемлемых этапов трансфера технологий и знаний, учитывающих взаимные требования науки и бизнеса. В новой реальности все этапы этого взаимодействия должны стать более эффективными. Участники сессии обсудили актуальную проблематику трансфера новых научных знаний в образовательный процесс.

В рамках Конгресса молодых учёных участники сессии обсудили, как обеспечить интеграцию действующих ученых в процесс создания образовательного контента, преодолеть барьер взаимодействия научной и образовательной сфер, замотивировать научное сообщество продвигать новые знания. А также поделились собственными наработками и идеями практического свойства, и другими актуальными кейсами из собственной практики.

Артём Органов, профессор Сколтеха:

Главная проблема трансфера науки для больших и состоявшихся учёных, это некая догма «я учёный — я должен читать лекции». А вот интересны эти лекции или скучные учёного не интересует. Нужно сделать так, чтобы интерес возникал ко всем наукам и взрослых, и у студентов и у школьников. Один из главных методов, который действительно позволяет популяризировать науку, это практика, в том числе практические опыты.

«Я не практик, я теоретик, но, когда я своим детям, показал и объясним опыт по созданию брома, не только ребятам, но и мне это стало интересно».

Рассказывать и показывать науку детям в младшем возрасте можно разными методами и способами, эту могут быть интересные книги, короткие видеоролики и видеоуроки и даже мультики.

Александр Печень, профессор, главный научный сотрудник Университета МИСиС:

Главной проблемой в науке, является отсутствие системных знаний во многих научных областях. В МФТИ создана программа с замкнутым набором для студентов и магистров, где лекции читают ученые, работающие на переднем крае. Главная задача — развивать межпредметные связи и системные знания.

«Сделать идеальную концепцию статьи сложнее, чем работать с магистрами».

Идеальная концепция научной статьи, чтобы её было интересно прочитать всем, должна быть 3-х слойной:
1 слой – предназначен для широкой аудитории;
2 слой – для студентов 2 курса;
3 слой – для специалистов.

В биологии и медицине преобладает командная работа, обучение также должно строиться на командной тактике, основанной на практическом подходе в изучении материала.

#КМУ2022
Трансфер науки в образование (2/2)

Андрей Лисица, академик РАН, руководитель центра научно-практического образования НИИ биомедицинской химии имени В.Н. Ореховича:

«Главное в популяризации науки — уйти от скучных лекций и ориентироваться на индивидуальный подход».

Леонид Гусев, проректор МГУ имени М.В. Ломоносова:

«Аудиторией востребована достоверность знаний от ученых первопроходцев».

Необходимо не только на пальцах интересно подавать сложные научные темы для взрослых и детей, но и разговаривать при этом на их языке, делать это профессионально. Тогда получится развивать межпредметные связи и системные знания и у школьников, и у студентов, и у взрослых.

Один из таких примеров — «Виртуальный музей науки», где простым языком объясняются и показываются простые вещи.

Виктория Нелюбова, заместитель Министра образования Белгородской области, начальник департамента профессионального образования и науки:

«Трансфер науки будет проходить легко, если каждая окружающая вещь для нас будет понятна».

Каждый регион развивается с учётом своих географических особенностей, но для каждого из них и для популяризации науки во всей стране необходимо межрегиональное взаимодействие и сотрудничество. Необходим обмен опытом, который каждый будет применять на практике с учётом своей специфики.

Арутюн Аветисян, директор, ИСП РАН:

«Успешный трансфер науки – это создание моделей научных школ, в которых главное это открытость, контекст и моделирование. По данному принципу сейчас выстраивается портал "Знание". Это открытые статьи, вовлечённые в науку люди и верифицированные факты».

Григорий Тарасевич, главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шредингера»:

У трансфера науки есть и проблемные вопросы:
- Мы сталкиваемся с проблемой неравного доступа в регионах ко всем образовательным системам и источникам;
- А главное — как донести науку современной широкой школьной аудитории.

Сергей Кравец, главный редактор «Большой российской энциклопедии»:

Портал "Знание" становится популярным агрегатором достоверной информации для популяризации науки. О чём говорит статистика портала:
- 16 млн. просмотров;
- 10 млн. визитов;
- 5,3 млн пользователей;
- 4000 авторов;
- Более 200 000 статей.

#КМУ2022
Искры из глаз или гаснут на лету?

На Когрессе молодых ученых прошла презентация проектов сообщества ученых «Искра» – победителей трека «Наука» конкурса «Лидеры России».

На сцене и в зале – сообщество ученых-лидеров, вовлеченных представителей бизнеса, которые объединились вокруг задач, свалившихся на российских исследователей и индустрию в 2022 году вместе с культурой отмены и санкциями.

Это не та «Искра», которая давала слово Кузьме Пруткову и Герцену, поэтому некому развернуть революционную агитацию, хотя его функцию мог бы взять Борис Чернышов, который призвал всех участников к диалогу и коммуникации. «Искру» презентовали как сообщество, где 50% науки и 50% бизнеса. У сообщества 4 направления работы:
- взаимодействие наука-бизнес;
- повышение уровня публикаций в отечественных научных журналах в современных условиях;
- новые способы оценки научного знания и научных организаций;
- подготовка управляющих кадров в науке.

«Искра» собрала единомышленников в одном из конференц-залов Конгресса молодых ученых, чтобы поделиться 4 проектами, актуальность которых определена Поручениями президента по итогам встречи главы государства с руководителями передовых инженерных школ и их индустриальными партнёрами.

Экосистема для научных изданий России: проект «Энир». Представьте идеальный и бесплатный гибрид Скопуса и социальных сетей, позволяющих выстраивать взаимодействие, получать отзывы и ускорять публикацию материалов в российских журналах. В этом идеальном варианте его бесплатная составляющая может привлечь внимание иностранных ученых, которые устали от платных проектов научных изданий. Уже сейчас идет работа на базе издательства «Наука» по отладке макета процесса.

Борис Чернышов отметил, что журналы, конечно, важны, но печататься они могут хоть каждый день – бумаги много (экоактивистов в зале не было обнаружено), а ориентироваться нужно на интерес читателя, важно, сколько человек будут читать научные труды.

Биржа исследований: предполагает создание площадки, переводчика для прямого взаимодействия российских научно-исследовательских коллективов и промышленных компаний. Казалось бы, здесь все ясно, как белый день, но Сергей Горбачев, начальник управления по работе с региональными органами государственной власти ООО «УК Полюс», приоткрыл завесу тайны о том, что завидная невеста – наука нуждается в сводниках, и ждет она не кого-нибудь, а успешного жениха – большой бизнес. И «Искра» может затмить профессиональную сваху с тв-канала, потому что «Искра» уже сейчас в ручном режиме делает это «сводничество».

Новая система оценки научного знания: гибридная система с элементами ИИ. Потому что экспертиза РАН не может все объять, поэтому над оценкой научного знания может работать институт интеллектуальной экспертизы.

Неподдельный интерес участников встречи не дал представить все 4 проекта, один из них остается сюрпризом. А если у вас будет время на Конгрессе, найдите Бориса Чернышова и спросите, что сказал Сергей Доренко в том самом интервью?

#КМУ2022