Forwarded from Научная Россия
На встрече с академиками-секретарями отделений Российской академии наук президент РАН Геннадий Красников предложил ускорить по созданию экспертных комиссий для проверки состояния научной деятельности институтов. В том числе для формирования предложений о ресурсной поддержке проводимых ими исследовательских работ. Также Красников обратил внимание на необходимость поднятия статуса научных советов: «Научные советы РАН должны быть привязаны к дорожным картам и программам государственного финансирования». Еще одной темой встречи стало предложение разработать силами отделений РАН собственную методику проведения экспертиз с межотделенческими рубрикаторами и представить ее на утверждение в Министерство науки и высшего образования. В завершении участники обсудили ход подготовки к проверке научно-технологического развития научных учреждений, а также вопросы представления отделениями РАН сообщений о значимых достижениях.
Подробнее на портале Научная Россия
@scientificrussia
Подробнее на портале Научная Россия
@scientificrussia
Федеральная инновационная площадки идет по цифровому следу
Для обеспечения модернизации и развития системы образования министерство науки и высшего образования формирует инновационную инфраструктуру - федеральные инновационные площадки. Вузы получают на конкурсной основе статус федеральной инновационной площадки. Он подтверждает, что университет реализует масштабный образовательный проект федерального уровня, внедряет и получает возможность тиражирования на другие образовательные учреждения лучшие практики передовых направлений развития науки, одобренные министерством.
Тольяттинский государственный университет дважды становился федеральной инновационной площадкой. Получив этот статус впервые в 2012 году, Тольяттинский университет создал полноценную экосистему предоставления высшего образования онлайн «Росдистант». В 2018 году ему вновь присвоили статус ФИП за проект «Умный университет», который позволил довести образовательный процесс до того уровня цифровой зрелости, при котором возврат к аналоговому образованию становится невозможным. Благодаря сделанному в рамках двух федеральных инновационных площадок Тольяттинский госуниверситет стал одним из российских лидеров в цифровой трансформации вузов.
Университет вновь рекомендован для присвоения статуса федеральной инновационной площадки и ставит перед собой целью создание персонифицированного обучения для онлайн-студентов, которое по качеству как минимум не уступает, а в чём-то и превосходит очное. Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования – одна из задач национальной цели «Цифровая трансформация», которую поставил перед Правительством РФ Президент страны Владимир Путин. Она призвана обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования на международном рынке.
Анна Богданова, начальник отдела технологий онлайн-образования Тольяттинского государственного университета, для «Научно-образовательной политики»:
Сегодня работа с цифровым следом – неотъемлемая часть онлайн-образования. Он используется для сопровождения обучения студентов, сопоставления данных о вовлечённости в учебный процесс и эффективности приложенных усилий со стороны студента, а также для создания адаптивной образовательной среды и разработки системы аналитики учебного поведения. Создание цифровых двойников онлайн-студентов даёт обучающимся широкие возможности по навигации в образовательном пространстве, а сотрудникам университета – надёжные средства оценки эффективности обучения, – поясняет. – Это инвестиции в развитие базовой инфраструктуры данных, которая обеспечит новую образовательную реальность с персональными траекториями обучения.
Для обеспечения модернизации и развития системы образования министерство науки и высшего образования формирует инновационную инфраструктуру - федеральные инновационные площадки. Вузы получают на конкурсной основе статус федеральной инновационной площадки. Он подтверждает, что университет реализует масштабный образовательный проект федерального уровня, внедряет и получает возможность тиражирования на другие образовательные учреждения лучшие практики передовых направлений развития науки, одобренные министерством.
Тольяттинский государственный университет дважды становился федеральной инновационной площадкой. Получив этот статус впервые в 2012 году, Тольяттинский университет создал полноценную экосистему предоставления высшего образования онлайн «Росдистант». В 2018 году ему вновь присвоили статус ФИП за проект «Умный университет», который позволил довести образовательный процесс до того уровня цифровой зрелости, при котором возврат к аналоговому образованию становится невозможным. Благодаря сделанному в рамках двух федеральных инновационных площадок Тольяттинский госуниверситет стал одним из российских лидеров в цифровой трансформации вузов.
Университет вновь рекомендован для присвоения статуса федеральной инновационной площадки и ставит перед собой целью создание персонифицированного обучения для онлайн-студентов, которое по качеству как минимум не уступает, а в чём-то и превосходит очное. Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования – одна из задач национальной цели «Цифровая трансформация», которую поставил перед Правительством РФ Президент страны Владимир Путин. Она призвана обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования на международном рынке.
Анна Богданова, начальник отдела технологий онлайн-образования Тольяттинского государственного университета, для «Научно-образовательной политики»:
Сегодня работа с цифровым следом – неотъемлемая часть онлайн-образования. Он используется для сопровождения обучения студентов, сопоставления данных о вовлечённости в учебный процесс и эффективности приложенных усилий со стороны студента, а также для создания адаптивной образовательной среды и разработки системы аналитики учебного поведения. Создание цифровых двойников онлайн-студентов даёт обучающимся широкие возможности по навигации в образовательном пространстве, а сотрудникам университета – надёжные средства оценки эффективности обучения, – поясняет. – Это инвестиции в развитие базовой инфраструктуры данных, которая обеспечит новую образовательную реальность с персональными траекториями обучения.
Forwarded from Gudok
#Акселератор_РЖД #Образование
🔜 Роботы-носильщики 🤖🧳 и капсулы, доставляющие пассажиров 👥 прямо в купе. Как будет выглядеть «Вокзал будущего»⁉️
✅ Подведены итоги конкурса «Акселератор РЖД», участие в котором приняли учащиеся опорных школ холдинга. Ребята решали реальные задачи транспортной отрасли и предложили свои инженерные проекты, продуманные☝🏻до мелочей: https://gudok.ru/content/science_education/1622546/
🔜 Роботы-носильщики 🤖🧳 и капсулы, доставляющие пассажиров 👥 прямо в купе. Как будет выглядеть «Вокзал будущего»⁉️
✅ Подведены итоги конкурса «Акселератор РЖД», участие в котором приняли учащиеся опорных школ холдинга. Ребята решали реальные задачи транспортной отрасли и предложили свои инженерные проекты, продуманные☝🏻до мелочей: https://gudok.ru/content/science_education/1622546/
Научно-популярный Приоритет
В НИТУ МИСИС придумали неожиданный формат для того, чтобы рассказать студентам, как университет участвует в «Приоритете 2030», какие результаты по итогам первого года и, что важно, как можно присоединиться к научным командам – Priority Slam MISIS.
Чтобы студенты пришли и не заскучали, был выбран формат, напоминающий Science Slam, то есть должно быть максимально доступно, быстро и «с котиками». Спикерами стали руководители и ведущие ученые пяти стратегических проектов, которые университет реализует в рамках «Приоритета 2030»: «Материалы будущего», «Квантовый интернет», «Биомедицинские материалы и биоинженерия», Технологии устойчивого развития» и «Цифровой бизнес».
Мероприятие прошло в максимально открыто – прийти могли все желающие, не только, имеющие отношение к университету, или посмотреть трансляцию.
Сергей Салихов, первый проректор НИТУ МИСИС, для «Научно-образовательной политики»:
«Задача Priority Slam MISIS – рассказать студентам, молодым ученым, сотрудникам о масштабных изменениях, происходящих в университете, благодаря участию в программе «Приоритет 2030»: открытии новых лабораторий, привлечении ведущих ученых, прорывных разработках и исследованиях, образовательных программах, возможностях взаимодействия с бизнес-партнерами. Уверен, что многие, после выступлений руководителей стратпроектов, найдут себе тему и научный коллектив, где можно заниматься прорывными исследованиями».
В НИТУ МИСИС придумали неожиданный формат для того, чтобы рассказать студентам, как университет участвует в «Приоритете 2030», какие результаты по итогам первого года и, что важно, как можно присоединиться к научным командам – Priority Slam MISIS.
Чтобы студенты пришли и не заскучали, был выбран формат, напоминающий Science Slam, то есть должно быть максимально доступно, быстро и «с котиками». Спикерами стали руководители и ведущие ученые пяти стратегических проектов, которые университет реализует в рамках «Приоритета 2030»: «Материалы будущего», «Квантовый интернет», «Биомедицинские материалы и биоинженерия», Технологии устойчивого развития» и «Цифровой бизнес».
Мероприятие прошло в максимально открыто – прийти могли все желающие, не только, имеющие отношение к университету, или посмотреть трансляцию.
Сергей Салихов, первый проректор НИТУ МИСИС, для «Научно-образовательной политики»:
«Задача Priority Slam MISIS – рассказать студентам, молодым ученым, сотрудникам о масштабных изменениях, происходящих в университете, благодаря участию в программе «Приоритет 2030»: открытии новых лабораторий, привлечении ведущих ученых, прорывных разработках и исследованиях, образовательных программах, возможностях взаимодействия с бизнес-партнерами. Уверен, что многие, после выступлений руководителей стратпроектов, найдут себе тему и научный коллектив, где можно заниматься прорывными исследованиями».
От кофейни до упаковки
Проекты смарт-кофейни, экодеревни, биоразлагаемой упаковки на основе водорослей, улучшения экологии рек и водоемов Нальчика, создания центра «Аптекарский огород 07» – и ещё 47 идей предложили студенты Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х. М. Бербекова в ходе предпринимательского акселератора «Эльбрус».
Все идеи актуальны для Кабардино-Балкарии, т.к. выполнены в русле важной для геостратегического Северо-Кавказского макрорегиона тематики: мониторинг и прогнозирование состояния окружающей среды, предотвращение и ликвидация ее загрязнения.
Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ» предложил студентам развитие в новом для них направлении и задуматься – может ли оно в перспективе стать для каждого реальной областью деятельности.
Молодежь понимает, что сейчас предпринимательские компетенции необходимы практически всем, однако поначалу сложно было собирать, организовывать команды, вовлекать в проект, но по мере приближения к финалу участники стали настаивать на продолжении. Если в начале некоторые студенты были убеждены в том, что всё, что можно было изобрести, уже изобретено, то в процессе работы над проектами поняли, что не обязательно изобретать, можно совершенствовать имеющееся, а задуманное можно воплотить.
К примеру, некоторые увлеклись разработкой проектов для совершенствования, развития родительского бизнеса.
Очень важно, что первоочередной задачей КБГУ в ходе реализации в вузе трёх акселераторов стало предоставление методических рекомендаций, обучение преподавателей КБГУ, которые, работая со студентами, выполняли разнообразные функции – трекеров, наставников.
Научить преподавателей и студентов предлагать идеи, разрабатывать и вести проекты, сформировать у сотен человек понимание того, как определить финансовую модель, структурировать бизнес, распределить средства, преодолеть барьеры – это большая удача для нашего вуза, которая может в дальнейшем «выстрелить».
У участников нет ожиданий скорой отдачи, но есть уверенность, что она будет, и это важно для дотационного региона, где предпринимательство – один из основных видов деятельности, влияющих на уровень благосостояния населения.
Проекты смарт-кофейни, экодеревни, биоразлагаемой упаковки на основе водорослей, улучшения экологии рек и водоемов Нальчика, создания центра «Аптекарский огород 07» – и ещё 47 идей предложили студенты Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х. М. Бербекова в ходе предпринимательского акселератора «Эльбрус».
Все идеи актуальны для Кабардино-Балкарии, т.к. выполнены в русле важной для геостратегического Северо-Кавказского макрорегиона тематики: мониторинг и прогнозирование состояния окружающей среды, предотвращение и ликвидация ее загрязнения.
Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ» предложил студентам развитие в новом для них направлении и задуматься – может ли оно в перспективе стать для каждого реальной областью деятельности.
Молодежь понимает, что сейчас предпринимательские компетенции необходимы практически всем, однако поначалу сложно было собирать, организовывать команды, вовлекать в проект, но по мере приближения к финалу участники стали настаивать на продолжении. Если в начале некоторые студенты были убеждены в том, что всё, что можно было изобрести, уже изобретено, то в процессе работы над проектами поняли, что не обязательно изобретать, можно совершенствовать имеющееся, а задуманное можно воплотить.
К примеру, некоторые увлеклись разработкой проектов для совершенствования, развития родительского бизнеса.
Очень важно, что первоочередной задачей КБГУ в ходе реализации в вузе трёх акселераторов стало предоставление методических рекомендаций, обучение преподавателей КБГУ, которые, работая со студентами, выполняли разнообразные функции – трекеров, наставников.
Научить преподавателей и студентов предлагать идеи, разрабатывать и вести проекты, сформировать у сотен человек понимание того, как определить финансовую модель, структурировать бизнес, распределить средства, преодолеть барьеры – это большая удача для нашего вуза, которая может в дальнейшем «выстрелить».
У участников нет ожиданий скорой отдачи, но есть уверенность, что она будет, и это важно для дотационного региона, где предпринимательство – один из основных видов деятельности, влияющих на уровень благосостояния населения.
Рефлексия межународного сотрудничества 1/2
Международное сотрудничество в образовании, науке, цифре и молодёжной политике в последние месяцы обрело буквально "второе дыхание".
Одни многочисленные делегации министерств и ведомств бороздят просторы дружественных стран ЕАЭС и стран Каспийского региона. Другие (причём всё чаще, вместе с ректорами вузов) выезжают в командировки на далёких партнёрских рубежах – Индия, Сирия, Китай, Куба и т.д.
Мы переговорили с большим количеством активистов новой волны международного сотрудничества – как с чиновниками, так и с их "подведами". Действительно, сегодня в сферах, о которых традиционно пишет НОП, проходит активизация международных партнёрств на всех уровнях. Это выглядит логичной рефлексией не только пресловутого "разворота на Восток", но и результатом ревизии работающих международных соглашений в условиях, когда годами по всей России "штамповали" бессмысленные и не работающие "соглашения о сотрудничестве" и "меморандумы о намерениях": весь смысл подписания заключался в бренде зарубежного "партнёра" (чаще западного). Такие "партнёрские договоры" годами шли во всевозможные отчёты и презентации начальников, демонстрируя "активность" международных коопераций.
Уходящий 2022 год стал маркером для таких "потёмкинских деревень": стало очевидно, что на международном треке нужно искать партнёров там, где они действительно заинтересованы в сотрудничестве с российскими ФОИВ и РОИВ, институтами развития, университетами, колледжами, научными организациями.
В сложившихся условиях мы бы выделели два вектора международной работы, по которым есть большой неиспользованный ресурс развития.
Первый — координация ответственных руководителей из различных ведомств при реализации "дорожных карт" сотрудничества России с партнёрами из дружеских стран.
Типичный пример – партнёры из условных Казахстана и Армении хотят от российской стороны комплексное сотрудничество, которое будет включать всю линейку программ – от школы и СПО до вузовских студенческих проектов и далее – преподавательских, научных. И что они зачастую слышат на перегововорах с коллегами из России? Делегация Минпросвещения сообщает, что не может выходить за рамки школы, СПО и педвузов. Минобрнауки информирует, что может по вузам, но не по всех всем, и по молодёжной политике. Но в команде с другими ведомствами, например с Росмолодёжью. Отдельная история в международном сотрудничестве с учёными: например, по линии РАН сегодня проходит много новых проектов. Но большинство из них (по разным причинам) не развивается шире уровня личной коммуникации ученого из России со своим зарубежным коллегой.
Второй вектор – смысловой. Положа руку на сердце, многие международные активности и инициативы текущего дня, мягко говоря, не проработаны. То есть, политическая воля укрепления отношений с российской стороны есть, а вот чего предложить (причём, конкурентоспособного в сравнении с западными аналогами) коллегам за рубежом – тут зачастую мы наблюдаем кризис идей. Который нередко усугубляется пафосом уполномоченных с нашей стороны переговорщиков, которые "не моргнув" рассказывают о братстве народов в советское время как достаточном основании для любых долгосрочных обязательств, включая финансовые.
Международное сотрудничество в образовании, науке, цифре и молодёжной политике в последние месяцы обрело буквально "второе дыхание".
Одни многочисленные делегации министерств и ведомств бороздят просторы дружественных стран ЕАЭС и стран Каспийского региона. Другие (причём всё чаще, вместе с ректорами вузов) выезжают в командировки на далёких партнёрских рубежах – Индия, Сирия, Китай, Куба и т.д.
Мы переговорили с большим количеством активистов новой волны международного сотрудничества – как с чиновниками, так и с их "подведами". Действительно, сегодня в сферах, о которых традиционно пишет НОП, проходит активизация международных партнёрств на всех уровнях. Это выглядит логичной рефлексией не только пресловутого "разворота на Восток", но и результатом ревизии работающих международных соглашений в условиях, когда годами по всей России "штамповали" бессмысленные и не работающие "соглашения о сотрудничестве" и "меморандумы о намерениях": весь смысл подписания заключался в бренде зарубежного "партнёра" (чаще западного). Такие "партнёрские договоры" годами шли во всевозможные отчёты и презентации начальников, демонстрируя "активность" международных коопераций.
Уходящий 2022 год стал маркером для таких "потёмкинских деревень": стало очевидно, что на международном треке нужно искать партнёров там, где они действительно заинтересованы в сотрудничестве с российскими ФОИВ и РОИВ, институтами развития, университетами, колледжами, научными организациями.
В сложившихся условиях мы бы выделели два вектора международной работы, по которым есть большой неиспользованный ресурс развития.
Первый — координация ответственных руководителей из различных ведомств при реализации "дорожных карт" сотрудничества России с партнёрами из дружеских стран.
Типичный пример – партнёры из условных Казахстана и Армении хотят от российской стороны комплексное сотрудничество, которое будет включать всю линейку программ – от школы и СПО до вузовских студенческих проектов и далее – преподавательских, научных. И что они зачастую слышат на перегововорах с коллегами из России? Делегация Минпросвещения сообщает, что не может выходить за рамки школы, СПО и педвузов. Минобрнауки информирует, что может по вузам, но не по всех всем, и по молодёжной политике. Но в команде с другими ведомствами, например с Росмолодёжью. Отдельная история в международном сотрудничестве с учёными: например, по линии РАН сегодня проходит много новых проектов. Но большинство из них (по разным причинам) не развивается шире уровня личной коммуникации ученого из России со своим зарубежным коллегой.
Второй вектор – смысловой. Положа руку на сердце, многие международные активности и инициативы текущего дня, мягко говоря, не проработаны. То есть, политическая воля укрепления отношений с российской стороны есть, а вот чего предложить (причём, конкурентоспособного в сравнении с западными аналогами) коллегам за рубежом – тут зачастую мы наблюдаем кризис идей. Который нередко усугубляется пафосом уполномоченных с нашей стороны переговорщиков, которые "не моргнув" рассказывают о братстве народов в советское время как достаточном основании для любых долгосрочных обязательств, включая финансовые.
Рефлексия межународного сотрудничества 2/2
Проблема в том, что такой механизм почти не работает. Зарубежные партнёры, включая самые дружеские страны, сегодня ждут со стороны России максимально конкретных предложений, где очевидна обоюдная польза каждого из предложенных проектов.
При этом, именно с зарубежной стороны большой запрос на предварительное обсуждение и проработку будущих совместных проектов на российских площадках, с участием акторов с двух сторон.
Редакция "Научно–образовательной политики" убеждена, что каждое форумное мероприятие с потенциалом международных партнёрств в 2023 году нужно проводить на новом уровне.
В качестве примеров приведём международный форум "Каспий", который ежегодно проходит в Астраханском государственном университете им.Татищева при участии ряда российских ФОИВ (Минобрнауки, МИД, Росмолодёжь и др.) и широком интересе со стороны внешних партнёров от Казахстана до Ирана.
Другой ежегодный форум с большим потенциалом: "Университеты и развитие геостратегических территорий России", который проводит СВФУ в Якутске. На него мы бы предложили обратить особое внимание не только традиционным организаторам из Минобрнауки, но и коллегам из Минпросвещения России и РИО – в Год педагога и наставника эта площадка в ДФО может стать хорошим смысловым пространством обсуждения и последующего развития программ РКИ, укрепления партнёрств по линии школ и СПО, различных исторических проектов.
На каждой из этой и подобных форумных площадках можно и нужно делать комуникационные и стратегические сессии различных российских министерств, ведомств и иных госкоманд – а ещё лучше, совместные, с участием зарубеждый партнёров каждой из сторон.
Такой подход значительно усилит синергию партнёрств и повысит мотивацию для всех участников процесса. В это, в свою очередь, позволит укрепить экспорт российского образования, науки, молодёжной политики без гнёта "галочек" и "потёмкинских деревень".
Проблема в том, что такой механизм почти не работает. Зарубежные партнёры, включая самые дружеские страны, сегодня ждут со стороны России максимально конкретных предложений, где очевидна обоюдная польза каждого из предложенных проектов.
При этом, именно с зарубежной стороны большой запрос на предварительное обсуждение и проработку будущих совместных проектов на российских площадках, с участием акторов с двух сторон.
Редакция "Научно–образовательной политики" убеждена, что каждое форумное мероприятие с потенциалом международных партнёрств в 2023 году нужно проводить на новом уровне.
В качестве примеров приведём международный форум "Каспий", который ежегодно проходит в Астраханском государственном университете им.Татищева при участии ряда российских ФОИВ (Минобрнауки, МИД, Росмолодёжь и др.) и широком интересе со стороны внешних партнёров от Казахстана до Ирана.
Другой ежегодный форум с большим потенциалом: "Университеты и развитие геостратегических территорий России", который проводит СВФУ в Якутске. На него мы бы предложили обратить особое внимание не только традиционным организаторам из Минобрнауки, но и коллегам из Минпросвещения России и РИО – в Год педагога и наставника эта площадка в ДФО может стать хорошим смысловым пространством обсуждения и последующего развития программ РКИ, укрепления партнёрств по линии школ и СПО, различных исторических проектов.
На каждой из этой и подобных форумных площадках можно и нужно делать комуникационные и стратегические сессии различных российских министерств, ведомств и иных госкоманд – а ещё лучше, совместные, с участием зарубеждый партнёров каждой из сторон.
Такой подход значительно усилит синергию партнёрств и повысит мотивацию для всех участников процесса. В это, в свою очередь, позволит укрепить экспорт российского образования, науки, молодёжной политики без гнёта "галочек" и "потёмкинских деревень".
Приоритет 2030 – ротация спецчасти 2022
Программа «Приоритет 2030» набирает обороты – и уже по итогам первого полноценного года реализации программ развития – произведена ротация. Этот механизм еще на этапе объявления был весьма новаторским (ранее из программ поддержки выпасть можно было с большим трудом). Тем важнее, что несмотря на все превходящие обстоятельства – по итогам 2021 года и на 2023-й защищены программы развития, а Совет принял много решений о переменах.
Изменено количество получателей спецчасти – 17 по «Исследовательскому лидерству» (ранее 18) и 31 по «Территориальному и(или) отраслевому лидерству» (ранее 28). Деление на три группы остается, как и коэффициенты 7-3-1. Предельный размер гранта (он как раз идет х7) – 819,5 млн руб.
В «Исследовательском лидерстве» уменьшение количества участников связано с тем, что Горный университет (и его ректор Владимир Литвиненко) в итоге отказались от спецчасти гранта. Было решено не замещать его никем.
Всего до оценки было допущено 50 вузов – при этом получателей спецчасти до ротации – 45 университетов. Выбрали в итоге 17 + 31 = 48.
Успешнее всех за 2021 год среди «Исследовательского лидерства» справились ИТМО, МФТИ, МИФИ. Среди «Территориального и (или) отраслевого» - 10 из 10 набрал Самарский мед, остальные отстают на 2 и более балла.
Исследовательское лидерство – 17 участников:
Группа 1 – 8 вузов – ИТМО, МФТИ, МИФИ, ТГУ, ТПУ, МИСиС, НИУ ВШЭ, МГТУ им. Баумана
Группа 2 – 5 вузов – НГУ, Питерский политех (СПбПУ) и УрФУ (оба – опустились из 1 группы), Сеченовский университет, РНИМУ им. Пирогова.
Группа 3 – 4 вуза – РГАУ-МСХА им. Тимирязева, ЮУрГУ, ЮФУ, ННГУ (опустился из второй группы).
Территориальное и(или) отраслевое лидерство – 31 участник:
Группа 1 – 7 вузов – СамГМУ, Приволжский мед, К(П)ФУ, МАИ + из 2-ой группы поднялись: ТУСУР, БФУ и МГИМО.
Группа 2 – 13 вузов – БашГМУ, Белгородский госуниверситет, ЛЭТИ, ДВФУ, Корабелка, + из 1-ой опустились РУТ-МИИТ и ТюмГУ + из 3-ей поднялись СибГМУ, УГНТУ, ИрНИТУ, Уфимский университет науки и технологий (за счет интеграции БашГУ и УГАТУ) + новые участники МГСУ и Московский политех (оба участвовали в отборе в первую волну, успеха добились со второго раза).
Группа 3 – 11 вузов – Нижегородский ГТУ, СФУ, Ставропольский ГАУ, + из 1-ой группы опустились РАНХиГС и Кубанский ГАУ + из 2-ой опустились РХТУ, Новосибирский гостехуниверситет, Крымский федеральный и Севастопольский государственный университеты + новые участники – Самарский университет, Военно-медицинская академия им. Кирова.
Число получателей спецчасти покинул Омский гостехуниверситет.
Суммы грантов для 1-2-3 группы по обоим трекам: 819,5 – 351,2 – 117 млн руб.
Ротация спецчасти действительно состоялась. Можно отметить достаточно серьезную динамику по территориально-отраслевому треку: 18 перемещений и новых участников.
Для исследовательского лидерства все более спокойно: всего 3 перемещения и держим в уме выход их программы Горного университета.
Есть и важные обстоятельства – например, в 2021-м году (за который и отчитывались вузы) спецчасть распределили только в начале октября (когда довели – отдельный вопрос). Большие подвижки могут быть вызваны и данным обстоятельством.
Вообще в комментариях многих ректоров ведущих университетов последнее время звучит одна и та же идея – деньги по «Приоритету 2030» для нас несущественны, нам важен стимул, толчок, побуждение к пересборке. Есть ощущение, что скоро некоторые ведущие университеты вообще решат, что если ты не в первой группе, то особенно и стимула участвовать в программе нет. Действительно, взглянем на Горный университет – с бюджетом в 6,3 млрд руб. он отказался от 130 млн (примерно столько получили в третьей группе – 2% от бюджета). Зато при этом не надо регулярно отчитываться, защищать постоянно программы развития, мотаться на семинары и прочее.
Также напомним, что в этом году запущен Дальневосточный трек программы.
Подробнее: протокол ротации и предыдущие расклады.
Программа «Приоритет 2030» набирает обороты – и уже по итогам первого полноценного года реализации программ развития – произведена ротация. Этот механизм еще на этапе объявления был весьма новаторским (ранее из программ поддержки выпасть можно было с большим трудом). Тем важнее, что несмотря на все превходящие обстоятельства – по итогам 2021 года и на 2023-й защищены программы развития, а Совет принял много решений о переменах.
Изменено количество получателей спецчасти – 17 по «Исследовательскому лидерству» (ранее 18) и 31 по «Территориальному и(или) отраслевому лидерству» (ранее 28). Деление на три группы остается, как и коэффициенты 7-3-1. Предельный размер гранта (он как раз идет х7) – 819,5 млн руб.
В «Исследовательском лидерстве» уменьшение количества участников связано с тем, что Горный университет (и его ректор Владимир Литвиненко) в итоге отказались от спецчасти гранта. Было решено не замещать его никем.
Всего до оценки было допущено 50 вузов – при этом получателей спецчасти до ротации – 45 университетов. Выбрали в итоге 17 + 31 = 48.
Успешнее всех за 2021 год среди «Исследовательского лидерства» справились ИТМО, МФТИ, МИФИ. Среди «Территориального и (или) отраслевого» - 10 из 10 набрал Самарский мед, остальные отстают на 2 и более балла.
Исследовательское лидерство – 17 участников:
Группа 1 – 8 вузов – ИТМО, МФТИ, МИФИ, ТГУ, ТПУ, МИСиС, НИУ ВШЭ, МГТУ им. Баумана
Группа 2 – 5 вузов – НГУ, Питерский политех (СПбПУ) и УрФУ (оба – опустились из 1 группы), Сеченовский университет, РНИМУ им. Пирогова.
Группа 3 – 4 вуза – РГАУ-МСХА им. Тимирязева, ЮУрГУ, ЮФУ, ННГУ (опустился из второй группы).
Территориальное и(или) отраслевое лидерство – 31 участник:
Группа 1 – 7 вузов – СамГМУ, Приволжский мед, К(П)ФУ, МАИ + из 2-ой группы поднялись: ТУСУР, БФУ и МГИМО.
Группа 2 – 13 вузов – БашГМУ, Белгородский госуниверситет, ЛЭТИ, ДВФУ, Корабелка, + из 1-ой опустились РУТ-МИИТ и ТюмГУ + из 3-ей поднялись СибГМУ, УГНТУ, ИрНИТУ, Уфимский университет науки и технологий (за счет интеграции БашГУ и УГАТУ) + новые участники МГСУ и Московский политех (оба участвовали в отборе в первую волну, успеха добились со второго раза).
Группа 3 – 11 вузов – Нижегородский ГТУ, СФУ, Ставропольский ГАУ, + из 1-ой группы опустились РАНХиГС и Кубанский ГАУ + из 2-ой опустились РХТУ, Новосибирский гостехуниверситет, Крымский федеральный и Севастопольский государственный университеты + новые участники – Самарский университет, Военно-медицинская академия им. Кирова.
Число получателей спецчасти покинул Омский гостехуниверситет.
Суммы грантов для 1-2-3 группы по обоим трекам: 819,5 – 351,2 – 117 млн руб.
Ротация спецчасти действительно состоялась. Можно отметить достаточно серьезную динамику по территориально-отраслевому треку: 18 перемещений и новых участников.
Для исследовательского лидерства все более спокойно: всего 3 перемещения и держим в уме выход их программы Горного университета.
Есть и важные обстоятельства – например, в 2021-м году (за который и отчитывались вузы) спецчасть распределили только в начале октября (когда довели – отдельный вопрос). Большие подвижки могут быть вызваны и данным обстоятельством.
Вообще в комментариях многих ректоров ведущих университетов последнее время звучит одна и та же идея – деньги по «Приоритету 2030» для нас несущественны, нам важен стимул, толчок, побуждение к пересборке. Есть ощущение, что скоро некоторые ведущие университеты вообще решат, что если ты не в первой группе, то особенно и стимула участвовать в программе нет. Действительно, взглянем на Горный университет – с бюджетом в 6,3 млрд руб. он отказался от 130 млн (примерно столько получили в третьей группе – 2% от бюджета). Зато при этом не надо регулярно отчитываться, защищать постоянно программы развития, мотаться на семинары и прочее.
Также напомним, что в этом году запущен Дальневосточный трек программы.
Подробнее: протокол ротации и предыдущие расклады.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Документы
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, а также функции по нормативно-правовому регулированию и…