НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Молодые лица науки

Сегодня, в День российской науки, в ГУМе открылась выставка «Наука в лицах». Ее героями стали 22 молодых ученых, в том числе лауреаты Премии Президента.

«Когда я пришел в науку, моих ровесников на тот момент в научной среде мало. За последние чуть больше 15 лет ситуация сильно изменилась — сегодня почти половина исследователей моложе 40 лет. У нас фактически самая молодая наука. Об этом надо говорить, выставка — один из важных шагов в этом направлении», — отметил заместитель министра науки и высшего образования РФ Денис Секиринский на открытии выставки.

«Наука — важнейший приоритет государства сейчас», — подчеркнул директор Центра стратегических инициатив Университета МИСИС, член Координационного совета по делам молодёжи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию Андрей Воронин, передавая слово главным фото-моделям сегодняшнего дня — лауреатам Премии Президента в области науки и инноваций для молодых ученых за 2022 год, которые как раз сегодня получили свои заслуженные награды из рук Президента РФ.

«Для нас, молодых учёных, важны внимание, поддержка и интерес к нашей деятельности, чтобы мы могли делиться нашими результатами, показывать, что мы делаем и чем это может быть полезно. Именно поэтому такие мероприятия, как эта выставка, играют большую роль — так люди узнают, кто такие ученые», — считает к.х.н., доцент СПбГУ, лауреат Премии Президента в области науки и инноваций для молодых ученых за 2022 год Андрей Шишов.

«Для нас четверых это особенный день. Мы пытаемся показать, что ученый — это здорово: это живая, содержательная среда. А наука дает свободу для творчества и самовыражения. Я рад, что у нас есть возможность ею заниматься. Фотовыставка показала учёных с другой стороны», — поддержал коллегу д.ф.-м.н, в.н.с. Института океанологии им. П.П. Ширшова, лауреат Премии Президента в области науки и инноваций для молодых ученых за 2022 год Александр Осадчиев.

Фотограф Алексей Никишин рассказал, что его творческим видением было показать, что наука — это классно, современно и модно. «Наука воспринимается мной как часть современный культуры. Это была возможность соединить наших героев и как будто погрузить их на страницы глянцевых журналов», — поделился Алексей Никишин главной идеей выставки.
Александр Осадчиев, лауреат Премии Президента в области науки и инноваций для молодых ученых за 2022 год после встречи с Владимиром Путиным и вручения наград посетил выставку «Наука в лицах», где также выступил одной из фотомоделей.
Александр Осадчиев, лауреат Премии Президента в области науки и инноваций для молодых ученых за 2022 год для «Научно-образовательной политики»:

Для меня премия — это большой подарок. Я шёл к этому 12 лет. 12 лет назад я пришёл работать в Институт океанологии им. П.П. Ширшова. Это была какая-то совершенно необычная, нестандартная идея. Я занимался математикой, учился математике, окончил университет и захотел заниматься чем-то более весёлым и близким. Одним из мест, куда я пытался устроиться, и был Институт океанологии. Мне очень понравилось, я попал в хорошую научную группу под руководством Петра Олеговича Завьялова и смог найти свой путь в океанологии.

Это была мечта, и я полностью доволен. Удивительно — то, чем я начал заниматься 12 лет назад, мне до сих пор интересно, я не хочу менять сферу деятельности. Я хочу работать и дальше в Институте океанологии. Те исследования, которые я начинал 12 лет назад, конечно, сильно поменялись и продвинулись вперёд. Но фактически важнейшая тема, которой я занимаюсь — тема речного стока в море. Я начал ею заниматься в 2010 году и занимаюсь до сих пор.

Премия — это очень приятно, почётно, и это признание моих заслуг. Я, конечно, чувствую гордость и радость, но всё-таки работаем мы не за премию. Она скорее приятный бонус. А работу мы ведём, потому что нам это нравится, мы любим науку. И я могу сказать по опыту людей, которых я вижу вокруг себя, по опыту студентов, которые приходят в науку — это только те люди, которым нравятся наука, которые любят это дело, становятся успешными и действительно двигаются вперёд, занимаясь этим каждый день.
Кирилл Антонец, лауреат Премии Президента в области науки и инноваций для молодых ученых за 2020 год на выставке «Наука в лицах» для «Научно-образовательной политики»:

Такие мероприятия очень важны не только для привлечения широкой публики, но и для самих учёных, потому что это мотивирует, дает заряд энергии и понимание того, что то, что мы делаем, это не ради отчётов по грантам и другим документам, это интересно и нам самим, и большому числу людей.

Сама выставка — это классная идея, создавшим чудесную атмосферу. Я обратил внимание, что очень многое в процессе съемки делает именно общение с фотографом. Он позволяет раскрыться и поэкспериментировать, приобрести новый опыт. Фотография передает эмоции. Многие думают, что ученым нужен только сухой расчет и логическое мышление, но наука невозможна без сильных эмоций. Мне кажется, выставка это отлично демонстрирует. Например, я на этой фотографии я представлял, как я простым языком рассказываю чем занимаюсь.
Андрей Бровин, младший научный сотрудник направления «генная терапия» научного центра генетики и наук о жизни университета «Сириус» на выставке «Наука в лицах» для «Научно-образовательной политики»:

Участие в съемке для выставки — интересный опыт, поскольку такая возможность предоставляется не каждый раз. Самым необычным для меня было примерить на себя очки, поскольку я их обычно не ношу. Но хочу отметить, это довольно интересно подчеркнуло тот образ, который создали стилисты.

Сам образ был предложен как попытка воспроизвести то, как мы выглядим в лаборатории через призму фэшн индустрии. Мой рабочий костюм состоит из белого халата, сабо и защитных очков, которые вы также можете увидеть на фотографии с постера. Элементы лабораторного оборудования на композиции гармонично дополняют образ и лучше передают атмосферу нашей рабочей среды.
Готовь сани летом, а кадры для цифровой экономики - зимой

В январе, рассказывая об итогах прошедшего года для национального проекта «Цифровая экономика», Дмитрий Чернышенко рассказал о перевыполнении плана: «Мы смогли добиться значимых результатов, все показатели национальных целей были перевыполнены. Уровень достижения цифровой зрелости составил 65,8%, доля массовых социально значимых услуг, переведённых в электронный вид, — 99,97, доля домохозяйств, куда проведён доступ к интернету — 86,1%».

Но общие итоги года для цифровой экономики все-таки остаются неоднозначными и количество вызовов, перед которыми стоит российская ИТ-отрасль, не сократилось. В первую очередь это касается кадрового голода, который возник еще раньше. Очевидно, что проекты, которые входят в национальный проект, необходимо дорабатывать и актуализировать под современные условия, которые диктует политика импортозамещения.

На площадке Мордовского госуниверситета собрались эксперты федерального проекта «Развитие кадрового потенциала для цифровой экономики», представители университетов из Московского Политеха, Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, , МГИМО МИД России, Иннополиса, Казанского ГМУ, ОГУ им. И. С. Тургенева, а также индустриальные партнёры мордовского университета, компании и предприятия региона — компании «Эволента», «Ростелеком», «Нектарин», «Лонг Кэт», Теле2.

Участники разрабатывали и модернизировали программы ДПО переподготовки кадров, направленные на формирование цифровых компетенций.

Дмитрий Глушко, ректор Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва, для «Научно-образовательной политики»:

Мы в Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева провели уникальное мероприятие - стратегическую сессию «Уйти в IT: как обеспечить эффективную реализацию проекта «Цифровые кафедры». Вместе собрали представителей всех подразделений нашего университета, пригласили представителей предприятий, правительства республики.

Тот год показал, что для наибольшей эффективности - практической ориентированности - нужен именно такой формат. Вместе целый день 120 участников вырабатывали предложения для новых образовательных программ дополнительного образования для повышения цифровых компетенций по гуманитарному, естественно-научному, техническому направлениям. Получили 14 проектов программ в сфере анализа больших данных, алгоритмизации и программирования, биоинформатики, промышленного интернета вещей и др., которые будут внедряться в 2023-2024 учебном году.

Сейчас в вузе реализуется 8 программ проекта и обучается свыше 1000 человек. Промежуточную аттестацию успешно прошли более 98% участников. В следующем учебном году планируется привлечь еще 1500 ребят как раз за счёт нацеленности на практикоориентированность.
Русский для инженеров

Министр высшего образования и науки РФ Валерий Фальков заявил, что с 2024 года результаты ЕГЭ по русскому языку больше не будут обязательными при поступлении на инженерные специальности в вузах. Как сообщает ТАСС, учитываться будут экзамены по физике, математике и информатике. Русский язык останется обязательным для школьников, но он не будет влиять на итоговый балл при поступлении — достаточно сдать на тройку, чтобы пройти итоговую аттестацию.

Владимир Шевченко, ректор НИЯ МИФИ прокомментировал эту инициативу для «Научно-образовательной политики»:

«Я считаю данную инициативу правильной и, что особенно важно, весьма своевременной. И сразу хочу предвосхитить дальнейшие вопросы - никакой речи об ущемлении русского языка не идёт. Безупречное владение родным языком, как устным, так и письменным - основа культуры. И «минимальный требуемый уровень» результата ЕГЭ по русскому языку для прохождения на бюджетное место по инженерно-техническим специальностям может быть достаточно высоким. Однако он не должен быть количественным параметром прямой конкуренции между абитуриентами, как это имеет место сейчас, когда один балл результата по русскому языку имеет для будущего инженера такой же «вес», как и один балл по профильному предмету.

Дело в том, что система школьного образования и механизм поступления в вузы через ЕГЭ организованы по предметному принципу, в то время, как современная инженерия - принципиально междисциплинарная и метапредметная деятельность.

Если в отношении первых двух дисциплин споров, как правило, не возникает, можно спросить, почему именно физика, а не, скажем, химия или биология. На мой взгляд, ответ кроется в универсальности физической методологии в контексте различных видов инженерной деятельности. В сердцевине большинства из них лежит представление о поведении тех или иных систем в заданных внешних условиях на основании математически сформулированных законов - это именно то, как работает физика. А уже сверху этого идёт предметная специализация и у химика-технолога и генного инженера она, конечно, будет разной».


По мнению Владимира Шевченко математика, информатика и физика, фактически, и представляют собой тот универсальный предметный «каркас», на котором должно строиться современное инженерное образование.
Вузовская кадровая политика на Кузбассе

СибГИУ принял амбициозную стратегию развития и начал активно реализовывать стратегию трансформации в инженерно-технологический вуз. Выполнение этих задач невозможно без принципиально иных, современных и не формальных методов работы с человеческим капиталом СибГИУ как первого вуза Кузбасса, а также формирования передовых инструментов в области мотивации, развития и обучения, вовлеченности персонала и других современных форм работы с персоналом. 

С 7 по 9 февраля свыше 70-и сотрудников СибГИУ: преподаватели, аспиранты, магистранты и студенты из числа кадрового резерва участвуют в стратегической сессии, в ходе которой разрабатывают программы и проекты в области кадровой политики по всем ключевым направлениям деятельности университета.

Реализации современной кадровой политики – это смелость и готовность руководства взять на себя ответственность. Это решимость и стремление не только ректора, но и сотрудников СибГИУ к радикальным содержательным и эффективным переменам. 

Алексей Юрьев, ректор СибГИУ, для НОП:

"Мы поставили себе цель - создать HR-офис на базе отдела кадров СибГИУ. Современная кадровая служба будет решать несколько задач: омоложение коллектива, создание кадрового резерва и программы глубокой адаптации для новых сотрудников, разработки и внедрения кадровых стратегий. Сессия проходит под руководством Андрея Латышева, одного из известных экспертов в области кадровых политики университетов, и наше сотрудничество позволит применять лучшие практики и инструменты по HR в СибГИУ. Уже сейчас наши команды генерируют проекты на стратегической сессии, которые станут драйверами развития вуза. Уверен, кадровый резерв СибГИУ будет создавать значимую трансформацию для первого вуза Кузбасса!"
Forwarded from Глушко
Четвёртое место в рейтинге медиактивности ректоров российских вузов — медиа-индекс от НОП

Это ещё один успех МГУ им. Н.П. Огарева. Именно сотрудники и студенты нашего университета —творцы тех ярких событий, о которых потом узнаёт вся страна.
Социоцентр: лицом к вузам

Социоцентр начинает серию
методсеминаров по разработке и корректировке программ развития для университетов, которые не входят в программу «Приоритет 2030».

На первой вебинаре из этой серии
и.о. директора «Социоцентра», профессор Андрей Келлер рассказал о подходе и правилах формирования программы развития университета.

Андрей Келлер, и.о. директора ФГАНУ «Социоцентр», специально для «Научно–образовательной политики»:

ФГАНУ «Социоцентр» запустил проект «Подготовка программ развития образовательных организаций высшего образования» . Он разработан для всех университетов  Минобрнауки России в целях оказания научно-методической и  организационно-технической поддержки в реализации программ развития.

В рамках проекта, Социоцентр проведет серию вебинаров, на которых поделится с университетами опытом, накопленным во взаимодействии с вузами по программе «Приоритет 2030», в федеральном проекте «Передовые инженерные школы».

Встречи с представителями университетов пройдут в формате тематических онлайн-вебинаров.  Эксперты и руководители Социоцентра расскажут об особенностях подготовки программ развития, их актуализации, разработке целевой модели университета, работе в личных кабинетах и еще о многом другом, что потребуется вузам в реализации собственных программ развития.