НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
⚡️Искусство улиц, андеграунд и воркаут открывают новые возможности

Стартовал новый сезон премии «КАРДО» — проект направлен на поддержку талантов в области уличной культуры и спорта, а также развитие социальных лифтов для молодежи. Сегодня премия стала частью президентской платформы «Россия – страна возможностей».

Участвуйте, если вы старше 16 лет и увлекаетесь BMX, паркуром и хип-хопом.

После регистрации ждут еще 3 этапа:
онлайн-конкурс
конкурс проектов, создание видеоконтента и другие задания
гранд-финал на юге России

Все этапы будут проходить по четырем направлениям: премия, фестиваль, видеоконкурс и проектная деятельность.

Лауреаты и победители получают признание сообщества и экспертов уличной культуры, а еще:
✔️работу с наставником
✔️контракты с брендами и компаниями
✔️денежный приз и персональное сопровождение

Подробности и регистрация — https://kardoaward.com/

Проект реализуется при поддержке: Росмолодежи, Фонда Президентских грантов, Общественной палаты РФ и Ассоциации волонтерских центров.

👉 Россия – страна возможностей
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Продолжили обсуждать тему международного сотрудничества мы с коллегами уже на площадке Минобрнауки. Речь шла о проекте «Послы российского образования», который предполагает консорциум университетов под руководством МГУ, МГИМО, РУДН, СПбГУ и ТомГУ.

Это новый формат представления российского образования за рубежом. И сегодня перед нами стоит задача определить, кто такие послы.

Думаю, что в текущей ситуации главное требование к послам российского образования — это лояльное отношение к России. Также важно хорошее знание нашей страны, ее традиций, истории и культуры. Но это не все: такой посол должен хорошо понимать, как выстроена система образования в нашей стране. ❗️И последнее по порядку, но не по значимости, — такой посол обязательно должен быть иностранцем.

А вот статус, как я полагаю, уже не так сильно важен: это может быть и студент-иностранец, выпускник нашего вуза, и известный иностранный политический деятель, которые достаточно давно закончил наш университет.

Тут нельзя не добавить, что у нас действительно много выдающихся выпускников, так что из кого выбрать точно найдется.

Все это нужно для того, чтобы укреплять имидж российского образования за рубежом, привлекать таланты, потенциальных студентов в наши университеты.

И, конечно, для нас сейчас очень важно заниматься не только экспортом образования, но и наших новых технологий. И через послов российского образования мы могли бы рассказывать в том числе и о них, а также об отечественной науке.

🇷🇺 Сегодня образование и наука — это та самая мягкая сила, которая нашей стране так необходима. Лично я в этом уверен!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Регионы, наука и технологии – развитие и суверенитет

Пока отечественный политикум замер в ожидании Послания Президента Федеральному Собранию, остался последний шанс прозвучать всем важным темам, которые окажутся в некоторой тени политических и социальных инициатив главы государства. В пересменку после заседания Совета при Президенте РФ по науке и образованию и до выпуска окончательно сформулированного перечня поручений – профильный вице-премьер Дмитрий Чернышенко пришел на Правительственный час в Совет Федерации. Тема была задана максимально системно: «Об обеспечении научно-технологического развития Российской Федерации в целях достижения технологического суверенитета».

Площадка предполагала акцент на региональное научно-технологическое развитие. Впрочем, именно такова ориентация научно-образовательной политики в последнее время.

Главный инструмент оценки этого направления работы региональных команд – национальный рейтинг научно-технологического развития регионов. Дмитрий Чернышенко отметил:

«Он включает 33 показателя, которые отражают не только потенциал, но и результативность сферы исследований и разработок. Рейтинг построен на принципах публичности, независимости и объективности. В этом году помимо Москвы, Санкт-Петербурга лидерами стали Томская область, Башкортостан и Татарстан».

Стоит напомнить некоторые из набора стратагем, который сейчас применяется к региональному научно-образовательному и инновационно-технологическому развитию:
1. Университет как драйвер социально-экономического развития.
2. Тетраэдры: наука – образование – бизнес – регион.
3. Консорциумы: НОЦ, кампусы, Приоритет-2030, ПИШ.
4. Инфраструктура мегасайенс как драйвер комплексного развития.
5. Акцент на поддержку регионов через программные мероприятия и КЦП.

Отдельное направление – стимулирование межрегиональной интеграции через формат научно-образовательных центров мирового уровня. Девять из 15 НОЦ мирового уровня – межрегиональные. И при этом все они включают в себя вузы, научные институты и бизнес со всей страны.

На заседании Совета по науке и образованию Дмитрий Чернышенко озвучил инициативу создания крупных консорциумов во главе с ведущей организацией, которая (в лице своего руководства) будет персонально нести ответственность за успех программ и проектов. Данные консорциумы – когда и если они будут созданы – станут важным фактором в региональном научно-технологическом развитии.

Отдельная и серьезная задача – интеграция образовательных и научных организаций новых регионов в научно-образовательное пространство страны. Сделать это необходимо сразу в нескольких измерениях: юридическом, финансовом, программном, доктринальном.

Главные ориентир научно-технологического развития сейчас – обеспечение технологического суверенитета. Дмитрий Чернышенко подчеркнул, что Правительство поддерживает инициативу законодательно закрепить это понятие.

Подробнее: новость на портале Правительства, а запись выступления Дмитрия Чернышенко можно посмотреть на сайте Совета Федерации.
Научно-образовательные послы – экспорт и дипломатия

После окончания Холодной войны возникла иллюзия того, что традиционная дипломатия теряет свое значение. Символических «солдата и дипломата» вроде бы сменили «турист и террорист». Однако, смены не произошло, просто теперь всем четырем фигурам придется толкаться локтями на одном и том же пространстве.

Даже в самые лютые годы Холодной войны взаимодействие между СССР и США (и шире – двумя лагерями) продолжало идти. Со многими ограничениями, под контролем спецслужб, но наука (как и космос) оставалась неким уголком совместной мечты человечества.

В то же время, за пределами биполярного противостояния самих двух сверхдержав научно-образовательная политика широко использовалась для укрепления своего положения в собственном лагере, а также в государствах третьего мира. Экспорт образования стал одним из инструментов глобальной битвы за умы народов развивающихся стран.

Образование и наука – эти сферы снова стали востребованными после того, как Россия перешла к многовекторной внешней политике в самом конце 90-х. Следующий импульс был придан ближе к концу нулевых – с запуском целого спектра программ поддержки университетов, а далее получил продолжение в рамках проекта 5-100.

Именно тогда вместо сожаления (опционально – зависти) по поводу уехавших в 90-е ученых и педагогов возник другой подход – эффективного использования «русского научного мира» и для развития отечественной науки, и, возможно, для формирования новых каналов взаимодействия с иностранными институтами развития и правительствами.

После 2014-го года оказалось, что классический «первый трек» часто остается единственным механизмом контактов. Хотя коллективный запад умудрился своими играми извратить даже те традиции дипломатии, что были заложены в той же Европе. В любом случае, теперь – как и раньше – великие державы (или их союзы) общаются языком дипломатии (уже не всегда слыша друг друга) и пушек (в некоторых горячих точках).

Великие державы стремятся утвердить свое влияние в разных регионах. Наравне с новым оружием российской дипломатии – ЧВК Вагнера – которое уже «добыло» для России несколько африканских стран, все чаще стали обращаться к более традиционному – научно-образовательному влиянию.

По аналогии с тем, как пытались «собрать» научную диаспору в рамках, например, программы мегагрантов, теперь на более высоком и системном уровне решено работать по всем уровням образования, а также, естественно, исследовательской карьеры.

Для этих целей сформирован Консорциум вузов и научных организаций по реализации программы «Послы российского образования и науки». Портал Минобрнауки сообщает:

«Послы российского высшего образования и науки — это успешные студенты, сотрудники и выпускники российских и советских вузов, государственные и общественные деятели. Их миссия — продвигать российское образование и науку на ведущих международных и общественно-значимых площадках».

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков подчеркнул «экспортную» задачу программы:

«Сегодня мы даем старт реализации проекта, направленного на продвижение в мире российских образовательных практик, брендов вузов и научных организаций. Программа позволит разнообразить механизмы поиска и привлечения в нашу страну талантливых иностранных студентов, молодых ученых и исследователей».

Не менее важна «дипломатическая составляющая». Зампредседателя Совфеда Константин Косачев подчеркнул, что в образовательной дипломатии должны быть свои чрезвычайные и полномочные представители. Поэтому созданный институт выступит инструментом гуманитарной связи с зарубежными странами.

Именно «Послы» должны будут не только реализовывать научно-образовательную внешнюю политику, но и на деле задействовать «второй трек» дипломатии (а то и более глубинные связи).

В составе Консорциума: МГУ, МГИМО, СПбГУ, Питерский политех, ТГУ, Курчатовский институт и РУДН. Важная роль также будет у ОИЯИ и будущих научно-образовательных центров вокруг установок мегасайенс.

Подробнее.
Трансформация вузов – закон времени

Современный мир меняется очень быстро, и высшее образование должно соответствовать этим изменениям. В настоящее время вузы всё больше и больше сталкиваются с конкуренцией со стороны онлайн-образования, которое может быть более доступным и гибким, забирает свои очки и система СПО, привлекающая выпускников возможностью быстрого выхода на рынок труда. Поэтому многие вузы стремятся изменить свои программы обучения и методы преподавания, чтобы стать более конкурентоспособными.

Кроме того, современный мир требует от выпускников не только знаний, но и навыков, необходимых для решения реальных задач. Это означает, что вузы должны ставить перед собой цель развития навыков критического мышления, коммуникации, сотрудничества, аналитической работы, принятия решений и других компетенций.

Наконец, современная экономика и общество всё больше ориентируются на новые технологии, которые требуют новых знаний и навыков. Вузы должны быть готовы к обучению своих студентов новым технологиям и подготовке их к работе с ними. Трансформация вузов - это необходимость, чтобы выпускники могли соответствовать требованиям современного мира.

Астраханский государственный университет вышел на стадию глобальной академической трансформации. Планируется изменить дизайн образовательных проектов, управленческую структуру, а также переформатировать научные объединения и лаборатории так, чтобы они отвечали запросам программы «Приоритет 2030». Такой опыт уже успешно реализуется в ряде ведущих университетов страны. Сейчас команда активистов АГУ, в которую вошли более ста сотрудников вуза, выстраивает векторы развития. Образовательная структура будет условно разделена на 4 кластера: общественных наук, гуманитарных наук, наук о жизни и Земле, техники и технологий.

Константин Маркелов, ректор Астраханского государственного университета им. В.Н. Татищева, для «Научно-образовательной политики»:

«Для того чтобы двигаться вперёд и соответствовать времени, необходимы внутренние изменения. Участвуя в различных форумах, мы поняли, что нуждаемся в академической перестройке. С сентября 2022 года при помощи экспертов и с учётом опыта ведущих вузов страны мы приступили к работе по данному направлению. Мы учитываем озвученные предложения и надеемся, что с ними университет сможет сделать очередной прорыв и стать более привлекательным для абитуриентов. Важно, чтобы этим занимались сотрудники и преподаватели университета, умеющие работать согласно тем требованиям, которые ставит перед нами страна».
Фуллстек для отечественных решений

В России сформирован беспрецедентный по своим масштабам заказ на разработку различных программных продуктовзаявил Дмитрий Чернышенко. Для этого необходимы не только новые решения, но и квалифицированные кадры, дефицит которых возник задолго до мощного санкционного скачка. При всем этом современная высшая школа все еще может готовить специалистов по программам, имеющим отдаленную связь с актуальными разработками и задачами.

Современное образование должно базироваться на практическом подходе и реализации, чтобы выпускники уже на начальном этапе своей карьеры могли применять свои знания на практике. Кроме того, вузы должны стимулировать студентов к участию в проектах с индустриальными партнерами, что позволит им не только попрактиковаться в реальной работе, но и наладить полезные контакты и получить опыт, который будет востребован на рынке труда.

В 2022 году РТУ МИРЭА и ГК «Астра» подписали соглашение о сотрудничестве по запуску масштабной программы по подготовке ИТ-специалистов для работы с отечественным ПО и оборудованием. В результате в вузе уже внедрена и успешно используется в образовательном процессе российская операционная система Astra Linux, предоставленная индустриальным партнёром ГК «Астра».

Сотрудничество нашло продолжение: теперь открытый ранее в РТУ МИРЭА профиль «Фуллстек разработка» в рамках направления подготовки «Информационные системы и технологии» будет реализовываться совместно с ГК «Астра». Благодаря сотрудничеству вуза с компанией, её технологической и методической поддержке, качество подготовки будущих фуллстек-разработчиков выходит на новый уровень. Студенты смогут изучать современные направления: общее программирование, фронтенд- и бэкенд-разработку, мобильное программирование, программирование баз данных, микроконтроллеров, интернета вещей, технологического оборудования, искусственного интеллекта и анализа больших данных. В процессе обучения начинающие ИТ-специалисты осваивают самые популярные и востребованные языки программирования: C/C++, C#, Java, JavaScript, Python и другие.

Станислав Кудж, ректор РТУ МИРЭА, для «Научно-образовательной политики»:

«Сотрудничество РТУ МИРЭА и ГК «Астра» является примером эффективной комплексной коллаборации высшей школы и реального сектора экономики. Наше сотрудничество не исчерпывается реализацией совместной образовательной программы. Пул актуальных и запланированных направлений деятельности включает создание совместной лаборатории и авторизованного учебного центра, обучение и сертификацию преподавателей РТУ МИРЭА, запуск курсов подготовки и переподготовки специалистов по системному программированию, участие студентов в проекте «Астра-карьера» и возможность претендовать на должности в различных российских компаниях.

Совместными усилиями мы стремимся вести подготовку высококвалифицированных ИТ-специалистов, охватывая при этом все уровни: от школьников и студентов до обучения взрослых. Уверен, что наше сотрудничество и впредь будет давать положительные результаты».
Антон Сериков @serikov_channel, заместитель генерального директора российского общества «Знание», руководитель Центра Знаний «Машук» @czmashuk для «Научно-образовательной политики»:

Первое мероприятие в Центре знаний «Машук» прошло вместе с РДДМ @rddm_official и в партнерстве с Российским обществом «Знание». Здесь несколько сошлось звёзд. Мы открываем серию не только общеобразовательных программ этого года, но и взаимодействие с «Движением первых». Очень много связывает Движение с «Машуком» здесь была уставная конференция, где принимали решение о запуске Движении.

Мы общались с командой Движения первых и определили несколько базовых больших мероприятий. Мы начали с гибридного мероприятия, где были школьники и наставники. Его задача была определить важную для РДДМ стратегию: внутреннюю стратегию
наставничества в организации — кто будут эти наставники, чему они будут учить.

Можно проводить большое количество встреч, фестивалей и форумов, но ежедневная рутинная работа и личностный рост участников — реализовать их посредством топ-спикеров невозможно, а можно через общение со старшими и сверстниками — горизонтальное и вертикальное наставничество.

Большинство наших партнеров приходят с похожими запросами, мы вместе говорим про коммуникации, просвещение, образование, передачу смыслов и ценностей. У нас есть идея сделать Центр компетенций по воспитанию и работе с молодёжью: исследования, экспертиза, научные исследования этого процесса, межпоколенческого диалога, процесса передачи информации современной молодежи.

«Учим тех, кто учит» - наш лозунг, миссия нашего Центра. Поэтому здесь в первую очередь и учителя, и советники по воспитанию директоров школ, и сотрудники РДДМ. Это наша целевая аудитория. РДДМ нужен корпоративный университет, большая надежда на нас. Потому что это наша специфика, и мы готовы под них подстраиваться, приглашать специальных спикеров, говорить об образовании, воспитании, разбираться в этом и вместе искать пути решения.

https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/30349
⚡️14 февраля в Российском государственном гуманитарном университете состоялось заседание рабочей группы по подготовке концепции преподавания истории России и экспертизе учебников и учебных пособий для высшей школы.

📃Участники дискуссии наметили задачи на 2023/2024 год, а также обсудили внедрение Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования, и ход создания Национальной электронной библиотечной системы.

👥В мероприятии приняли участие ВРИО председателя Правления РИО, исполнительный директор фонда «История Отечества» Руслан Гагкуев, декан исторического факультета Историко-архивного института РГГУ Елена Барышева, директор Научной библиотеки РГГУ Людмила Батова и директор издательства «Наука» Николай Федосеенков.

Открыл заседание Руслан Григорьевич Гагкуев:
💬«Принято решение подготовить список учебной литературы, которая в первую очередь должна быть размещена на ЭБС. Прежде всего это касается учебников и учебных пособий для неисторических специальностей вузов. Ввиду внедрения в 2023/24 учебном году в учебный процесс Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в организациях высшего образования эта задача представляется особенно актуальной. На ближайшее время также запланировано определение критериев изданий, которые будут размещаться в ЭБС без экспертизы. В целом, приоритетная задача - обеспечение начала использования ЭБС в учебном процессе уже в текущем учебном году».
История России – культура многотомника

Научная культура – это культура источника, что особенно ярко видно в исторических, гуманитарных и общественных науках. В первую очередь – это культура книги. Речь идет о книге – в частности, монографии – в ее дихотомии: как нового научного знания, содержающегося на страницах и под обложка, а также книги как явления (материального носителя с собственной художественной ценностью).

Книга является для современной цивилизации во многом сакральным артефактом – не зря многие увлекаются собиранием старых книг. Не чтением – а именно собиранием. Сложность и дороговизна издательского дела тех лет говорят нам о том, что на страницах явно напечатано нечто толковое.

Цифровизация – как представляется ряду экспертов – постепенно убивает книги. Якобы молодежь более неспособна фокусировать внимание, читать тома и тем более многотомники. Реальность намного сложнее – молодежь готова запоем проглатывать интересные книги (нет в этом никакого отличия от более старших поколений), но равным образом учебная (научная) литература, используемая для обучения (тем более – воспитания), должна представлять интерес для молодых.

Обо всем этом перед Днем российской науки говорили с премьер-министром Михаилом Мишустиным в ходе его визита в восстановленное здание Института научной информации по общественным наукам. В одном из крупнейших книгохранилищ страны, естественно, говорили и о книгах.

Академическая культура вообще мыслит многотомниками – для филологов это референтные собрания сочинений, для историков – «истории», которые становятся ориентиром почти для всего – от диссертаций до учебников.

Для Истории России – а эта дисциплина становится ключевой для воспитательно-патриотической работы с молодежью – вехой на долгие десятилетия станет издание одноименного 20-томника.

Олеся Плех из Института российской истории особо обратила внимание премьер-министра на этот титанический труд:

«Это важный проект, который осуществляется по поручению Президента России. Работа ведётся в Институте российской истории РАН уже 10 лет, и она близится к завершению.

Совсем недавно Минобрнауки фактически возродило издательство «Наука», ведь традиционно наиболее важные и значимые труды выходили именно в этом издательстве.

Первые тома 20-томника мы уже отработали. Но проблема заключается в том, что сегодня фактически отсутствует механизм государственной поддержки научного книгоиздания. И издательство не может получить государственное задание или субсидию на редактирование и полиграфическое исполнение. А для учёных-гуманитариев книга – это главный результат труда.

Знаю, что руководство нашего института совместно с министерством ищет пути решения этой проблемы, и мы просим поддержать нас».

Премьер-министр Михаил Мишустин обещал, что соответствующие поручения будут даны:

«Ответ мой абсолютно положительный. Мы поддержим издание. Надо будет подумать о финансировании. И вы подумайте, каким образом привести к книге молодёжь».

Поддержание книжной и книгоиздательской культуры в стране – это одна из задача недавно воссозданного издательства «Наука» @naukapublishersru. Один из флагманских проектов – как раз 20-томная «История России».

Николай Федосеенков, директор Издательства «Наука», специально для «Научно-образовательной политики:

«Над многотомной «Историей России», на протяжении 10 лет работали более трехсот историков со всей страны по поручению президента. Совместно с коллегами из Института российской истории РАН и Российского исторического общества мы планируем выпустить первые тома уже в этом году. Работа над такими масштабными проектами – это повод не только создать что-то большое и важное, но и усовершенствовать систему. Как и справедливо отметил глава Правительства Михаил Мишустин, важно не только создавать, но и прорабатывать механизмы создания, продвижения с использованием современных технологий. Мы с коллегами уже работаем над этим».

Подробнее: http://government.ru/news/47721/
В Москве планируют вручить до 1,5 млн рублей авторам перспективных научных разработок

Вовсю идет прием заявок на премию «Новатор Москвы». Победители прошлых лет уже внедряют инновации в инфраструктуру города, делая жизнь москвичей безопаснее, удобнее и технологичнее. А новых будут определять этим летом. Можно подавать заявки до 1 мая.

Алексей Фурсин, руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы для «Научно- образовательной политики»:

Можно заявлять на конкурс проекты на любой стадии - просто идеи, готовые к выходу на рынок продукты или уже приносящие выручку. Приглашаем и команды и частных новаторов. Главными критериями для оценки проектов станут экономический потенциал проектов и новизна самой технологии.

В конкурсе 6 направлений:
🔹медицина и фармацевтика, 
🔹общественные проекты, 
🔹экология и  окружающей среды, 
🔹транспорт и логистика, 
🔹благоустройство и строительство, 
🔹промышленность.

Среди реализованных проектов конкурса есть рекомендательная система терапии онкозаболеваний, безопасные чистящие средства, круглогодичные агро-фермы, спасательные средства для эвакуации маломобильных граждан, гаджет для сна, устройство для остановки кровотечения и многие другие.

Подать заявку на участие можно на сайте - https://i.moscow/novator
Forwarded from Мария Дудко
Полностью согласна с коллегами, но хотелось бы заострить внимание на паре моментов. Регионы — это не просто субъекты, которые поставляют бюджет в столицы, а инициаторы развития всевозможных сфер. Как бы странно это не звучало, но реформация образования должна исходить именно из регионов, так как они могут формировать запрос на определенный уровень качества, несмотря на официальные отчеты на уровень выше, а также локальный компонент. Не хватает у нас знаний не только о большой, но и малой Родине.

Также и межрегиональная интеграция среди образовательных учреждений должна стать не просто новомодным словом в документе, а реализуемой основой для выявления наиболее перспективных специалистов, сохранения их на местах и обмена опытом среди работников.
Forwarded from Mash
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
800 аспирантов МФЮА отчислили одним приказом якобы за неуплату. Несостоявшиеся учёные уверены, что их нагло обманули и выставили на мороз.

Под раздачу бюрократии попали юристы, адвокаты, психологи и госслужащие. Со слов представителей университета — не внесли оплату за второй семестр. Хотя первый ещё не закончился, а экзамены даже не начались. Ранее в учебном чате методист прислала информацию, что можно внести деньги до 1 апреля — даже тем, у кого в допсоглашении не прописана дата оплаты. Но потом всё резко поменялось и 800 первогодок сразу отчислили. Когда те пришли разбираться, оказалось, что срок внезапно изменился на 1 февраля, а они могут жаловаться куда хотят.

Аспиранты говорят: о рокировке никто не предупредил, по реквизитам оплатить невозможно, а представители универа нагло врут. Вскоре пресс-служба МФЮА заявила, что методиста уволили ешё до массового отчисления. В итоге разборки результата не принесли, а 350 тысяч рублей за год обучения и нервы уже не вернуть.
ПИШ-итоги: кейс Самарского государственного медицинского университета

По итогам защиты Самарский медицинский университет вошел в топ-5 среди всех вузов страны, где созданы ПИШ, и стал первым в своей группе.

Александр Колсанов, ректор Самарского государственного медицинского университета, профессор РАН, специально для «Научно-образовательной политики»:

Работа СамГМУ сегодня строится на стыке медицины и инженерии в рамках модели современного медицинского технологического университета. И когда мы ощутили нарастающий дефицит необходимых нам инженерных кадров, поняли, что нужно активно включаться в федеральный проект ПИШ и создавать свою собственную Передовую медицинскую инженерную школу. В результате победы в конкурсе в прошлом году мы начали реализовывать новую модель, когда специалисты с базовым инженерным образованием углубленно изучают медицинские дисциплины: анатомию, физиологию и другие курсы.

Очень важно, что деятельность Передовой медицинской инженерной школы направлена и на создание инновационных продуктов на основе комплексного владения как инженерными, так и медицинскими знаниями. Мы выделили четыре актуальные задачи мирового уровня для решения в ПИШ СамГМУ: реализация нейроинтерфейсов человеко-машинного взаимодействия, построение цифрового двойника человека, реализация персонализированной диагностики и телемедицины, тканевая инженерия и клеточные технологии в регенеративной медицине и фармации. В рамках работы школы мы совместно с нашими партнерами - высокотехнологичными компаниями разрабатываем такие продукты, которые способны обеспечить технологический суверенитет страны и технологическую экспансию в области разработки инновационного медицинского оборудования и программных продуктов цифрового здравоохранения.

За полгода работы ПМИШ СамГМУ по заказам компаний было успешно выполнено более 10 проектов по разработке новых продуктов в области цифрового здравоохранения, реализовано 12 учебно-исследовательских проектов в интересах партнеров школы. Мы также привлекли почти 133 млн рублей на реализацию всех исследовательских проектов, создали и оснастили 6 лабораторий совместно с нашими партнерами-компаниями. Первый 51 человек прошел обучение на специально разработанной программе ДПО «Цифровизация в здравоохранении». В прошлом году мы разработали две программы технологической магистратуры по инженерии искусственного интеллекта и телемедицине, они прошли лицензирование, и уже в этом году запустим набор на эти программы.

Высокая оценка Совета и дополнительное финансирование в этом году помогут нам активизировать все наши ключевые проекты в рамках ПМИШ. И мы благодарны всем нашим партнерам из числа компаний и органов власти за поддержку.
Что нам стоит всё построить

В России сформирован перечень социальных, инфраструктурных и других значимых объектов, которые будут построены в 2023–2027 годах с использованием средств федерального бюджета. Распоряжение об утверждении этого перечня подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Научно-образовательные объекты достаточно полно представлены в строительных планах.

По линии Минздрава предстоит соорудить комплекс зданий Уральского НИИ охраны материнства и детства, а также построить и реконструировать несколько корпусов, например, в НМИЦ эндокринологии и Первом питерском меде им. Павлова.

Большой массив крупных инфраструктурных проектов курирует Курчатовский институт – как головная научная организация ФНТП развития синхротронных и нейтронных исследований и координатор программы мегасайенс.

Предполагается создание:
1. приматологического трансляционного центра в Сочи (эта территория не так давно перешла к Сириусу и Курчатовскому институту).
2. Научно-учебного центра морской техники, подводной робототехники и систем (г. Севстополь).

Большая стройка с реконструкцией развернется на московской площадке Курчатовского института.

Отдельно – проекты класса мегасайнес. В частности, создание приборной базы реактора ПИК (г. Гатчина), начало строительство установки «СИЛА» в г. Протвино. Там же разместится прототип типового отечественного центра ионной углеродной терапии.

Будет продолжена модернизация синхротрона КИСИ-Курчатов, перевооружение токамака Т-15МД. На острове Русский к 2026-му году должны построить синхротрон РИФ (как раз из высвобождающихся компонентов КИСИ-Курчатова).

Отдельной строкой Институт катализа им. Борескова получит средства на строительство синхротрона СКИФ, а Минобрнауки на солнечный телескоп коронограф. Также по линии Министерства будут построены два новых научно-исследовальских судна неограниченного района плавания. Среди вузов средства на большую стройку получат МГТУ, МЭИ, РЭУ им. Плеханова, ТюмГУ, МАИ.

Значительный объем строительства отнесен к госкорпорации Росатом. В частности, именно по ее линии будет строиться Национальный центр физики и математики в Сарове. На эти цели направят из бюджета почти 5,5 млрд руб. на 2023-24 гг. (а еще 0,5 млрд внебюджетки) с прицелом ввести более 20 тыс. кв.м. в 2025 году.

Также по линии Росатома предусмотрена модернизация двух НИС – «Алексей Марышев» и «Петр Котцов». Естественно, широко представлена программа строительства атомного ледокольного флота – достройка третьего и четвертого ледоколов серии 22220, закладка и строительство пятого и шестого. К 2029-му году будет готово судно атомно-технологического обслуживания для «перезарядки» ледоколов. Также к 2027-му году Россия должна получить флагман – атомный ледокол проекта 10510 «Лидер».

Среди крупной исследовательской инфраструктуры – строительство ядерной установки на базе многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах МБИР в Димитровграде.

Предусмотрено создание нескольких кампусов: межвузовский кампус в Орле (Орловского госуниверситета им. Тургенева), кампус мирового уровня НГУ (Новосибирск), «Кампус УрФУ – центр цифровой трансформации», «Интеллектуальное пространство будущего «Кампус Кантиана» (БФУ, Калининград).

Также реконструкцию с реставрацией получит Санкт-Петербурскго консерватория и НМИЦ кардиологии Минздрава.

Безусловно, данным перечнем «большая научно-образовательная стройка» не исчерпывается. Есть еще раздел об объектах стоимостью менее 3 млрд – решение по ним принимает главный распорядитель бюджетных средств. Для науки и образования основной интерес представляют Минобрнауки, Росатом и Курчатовский институт.

Подробнее: http://government.ru/docs/47800/
«ТопБЛОГ»: Новый сезон

16 февраля в мультиформатном пространстве «Молодёжь Москвы» был дан старт новому сезону проекта «ТопБЛОГ» @topblog_rsv президентской платформы «Россия – страна возможностей».

На площадке собрались представители органов государственной власти, главы некоммерческих организаций, представители российских социальных сетей, более 20 популярных российских блогеров, звезды шоу-бизнеса, ведущие эксперты медиаиндустрии и руководители крупных российских компаний, которые в формате дискуссии нашли ответ на главный вопрос: «Какие блогеры нужны России в 2023 году?».

Научно–образовательную и молодёжную политику на встрече представили Telegram каналы НОП @scienpolicy и @youthpolicy.

Сергей Новиков, начальник Управления Президента РФ по общественным проектам:

«Я всех поздравляю с запуском нового сезона проекта «ТопБЛОГ». Когда всё это создавалось, было не очень понятно, насколько это будет востребовано. Но сейчас мы видим объективную картину, которую нам дают социологические опросы. Блогерское движение в стране становится массовым – 80% россиян читают блогеров, а 23% говорят о том, что блогеры своим примером их вдохновили на открытие своего бизнеса. Блогеры не только информируют пользователей о том, что происходит, но и становятся вдохновляющим примером для личностного роста людей. В этом году у конкурса «ТопБЛОГ» появилось много тематических партнеров, поддерживающих конкретные номинации. Очень здорово, что у российских пользователей есть искренний естественный интерес и к самому проекту, и к направлениям внутри него»

Алексей Комиссаров, Генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей»:

«Регистрация на конкурс продлится дольше месяца и завершится 20 апреля 2023 года, однако образовательный модуль останется доступным для всех участников проекта на протяжении всего третьего сезона. Любой желающий сможет посмотреть онлайн-курсы от спикеров проекта – медиаспециалистов и крупных блогеров – выполнить задания или решить рекламный кейс компаний-партнеров проекта.

В мае, августе и ноябре 2023 года состоятся три финала проекта «ТопБЛОГ», каждый из которых соответствует определенной категории участников: новичок, блогер или ТопБЛОГер. Вместе с вами мы отберем более 100 победителей, которые получат главные призы: рекламный контракт от партнера проекта; медиаподдержку в течение года после завершения проекта; включение в состав амбассадоров платформы «Россия – страна возможностей». Призываю всех участвовать в новом сезоне конкурса и желаю успехов!»

София Малявина, генеральный директор автономной некоммерческой организации «Национальные приоритеты»:

«Национальные проекты охватывают все направления жизни: демографию, здоровый образ жизни, экологию, науку, образование и не только. И в каждом из них есть возможности, некоторые из которых представляет, например, президентская платформа «Россия – страна возможностей». Однако некоторые направления очень технологичные и полезные, но люди о них ещё не знают, и в этом плане нам очень нужна блогерская помощь для того, чтобы как можно больше россиян могли этими возможностями воспользоваться».

Дмитрий Бескромный, руководитель проекта «ТопБЛОГ»:

«Сегодня мы запускаем третий сезон проекта «ТопБЛОГ». За спиной месяцы проработки новой концепции, встречи экспертного совета и создание методологии. Мы делаем максимальный фокус на конечную пользу для наших участников, чтобы закрыть потребности каждой из групп: «Новички», «Блогеры» и «ТопБЛОГЕРы». Проект становится универсальным для разных целевых групп, и теперь подходит для всех – от блогеров и экспертов до SMM-специалистов и digital-продюсеров. Мы будем очень рады видеть всех в новом сезоне и желаем удачи в конкурсе!»

Телеграм-канал НОП @scienpolicy – информационный и методологический партнёр ТопБЛОГ

Научный руководитель ЭАЦ НОП Евгений Сжёнов @szhenov – наставник трека Telegram ТопБЛОГ

https://tass.ru/obschestvo/17065541