Я бы в преподы пошёл – пусть меня замучат
НИУ ВШЭ провело очередное исследование проблем и мотиваций преподавателей вузов, а Ведомости проанализировали результаты.
Тренды достаточно явные – количество дисциплин на одного преподавателя увеличивается. Например, в 2021 г. на 1 ППС приходилось 5,8 дисциплин. Ужасно много, но есть нюансы. Предметы могут отличаться названиями на разных программах, а по сути быть одним и тем же (параллелится ради увеличения нагрузки), дисциплины в магистратуре часто представляют salami slicing от больших курсов на бакалавриате, которые достались тому в наследство еще от специалитета второго поколения ФГОСов. Да и формально разные предметы преподаватели могут вести фактически одинаково – в этом нет особой чести ни им, ни кафедрам, но такова реальность.
Есть и иная причина – какое-то время назад считалось нормальным давать, например, профессорские ставки за 500-600 часов нагрузки. Последовавшие ужесточения привели к тому, что теперь требуются жесткие 800-900 часов. Следовательно, нагрузка увеличивается. Тем более это верно для младших позиций ППС – а там же, напомним, не регламентируется и заработная плата. Ведь требуемые 200% от региональной в ряде случаев приравняли к полной ставке профессора – доктора наук. И причем в ряде случае профессора не только по должности, но и по званию. Доцента (кандидата наук с теми же оговорками по знанию) приравняли к 100%. Это всё, конечно, извращения «майских указов», но опять же – такова реальность.
В исследовании Вышки верно отмечено, что «игра с объемом ставки» - это давнее упражнение руководства вузов. В частности, в рамках вышеуказанной оптимизации часов и ставок человек с целой ставки мог слететь и до 0,75, а то и 0,5. Такому ППС говорили – в деньгах вы не проигрываете, какая вам разница. И действительно, какая?
То о чем говорят «эксперты», привлеченные Ведомостями, о переводе на 1,5 ставки без увеличения зарплаты – это скорее исключение. Как правило, нагрузки на кафедрах не хватает. Другое дело, что структура ее может быть разной. Кому-то впишут 15 дипломников и много консультаций, иному – лишь «горловую» аудиторную нагрузку. Профессор будет «проверять самостоятельную работу студентов», а старший преподаватель – батрачить в кабинетах и тащить 5 семинарских групп.
Выводы исследования НИУ ВШЭ понятны – требуется дальнейшее разведение чистой науки с чистой педагогикой. Преподам некогда писать научные статьи, а научным сотрудникам (впрочем, как и ППС) некогда переписывать свои УМК, РПД и прочие бумажно-отчетные вещи.
Все эти неутешительные результаты можно смело умножать на два (если не возводить в квадрат). Ведь Россия на полных порах образовательного суверенитета движется к возрождению мощного специалитета в пост-Болонскую эру. А значит, нужно переделывать УМК, пересчитывать часы дисциплин и нагрузки, стыковать программы уходящего бакалавриата и приходящего специалитета (или параллелить их), писать рабочие записки, переутверждать планы и куча всего другого. Конечно, при этом можно не писать статьи в условный Скопус, но вот в условный ВАК или РИНЦ все равно необходимо чем-то отписываться.
Так что ликование от возвращения специалитета пока что лишь на верхушке университетского управленческого класса. На среднем и нижнем уровне пока царит пораженчество и пессимизм – слишком много бумаг нужно переделать с совершенно непонятным итоговым выхлопом для конкретного ППС или вузовского управленца средней руки.
Подробнее: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/03/06/965323-chetverti-prepodavatelei-prihoditsya-rabotat-v-neskolkih-vuzah
НИУ ВШЭ провело очередное исследование проблем и мотиваций преподавателей вузов, а Ведомости проанализировали результаты.
Тренды достаточно явные – количество дисциплин на одного преподавателя увеличивается. Например, в 2021 г. на 1 ППС приходилось 5,8 дисциплин. Ужасно много, но есть нюансы. Предметы могут отличаться названиями на разных программах, а по сути быть одним и тем же (параллелится ради увеличения нагрузки), дисциплины в магистратуре часто представляют salami slicing от больших курсов на бакалавриате, которые достались тому в наследство еще от специалитета второго поколения ФГОСов. Да и формально разные предметы преподаватели могут вести фактически одинаково – в этом нет особой чести ни им, ни кафедрам, но такова реальность.
Есть и иная причина – какое-то время назад считалось нормальным давать, например, профессорские ставки за 500-600 часов нагрузки. Последовавшие ужесточения привели к тому, что теперь требуются жесткие 800-900 часов. Следовательно, нагрузка увеличивается. Тем более это верно для младших позиций ППС – а там же, напомним, не регламентируется и заработная плата. Ведь требуемые 200% от региональной в ряде случаев приравняли к полной ставке профессора – доктора наук. И причем в ряде случае профессора не только по должности, но и по званию. Доцента (кандидата наук с теми же оговорками по знанию) приравняли к 100%. Это всё, конечно, извращения «майских указов», но опять же – такова реальность.
В исследовании Вышки верно отмечено, что «игра с объемом ставки» - это давнее упражнение руководства вузов. В частности, в рамках вышеуказанной оптимизации часов и ставок человек с целой ставки мог слететь и до 0,75, а то и 0,5. Такому ППС говорили – в деньгах вы не проигрываете, какая вам разница. И действительно, какая?
То о чем говорят «эксперты», привлеченные Ведомостями, о переводе на 1,5 ставки без увеличения зарплаты – это скорее исключение. Как правило, нагрузки на кафедрах не хватает. Другое дело, что структура ее может быть разной. Кому-то впишут 15 дипломников и много консультаций, иному – лишь «горловую» аудиторную нагрузку. Профессор будет «проверять самостоятельную работу студентов», а старший преподаватель – батрачить в кабинетах и тащить 5 семинарских групп.
Выводы исследования НИУ ВШЭ понятны – требуется дальнейшее разведение чистой науки с чистой педагогикой. Преподам некогда писать научные статьи, а научным сотрудникам (впрочем, как и ППС) некогда переписывать свои УМК, РПД и прочие бумажно-отчетные вещи.
Все эти неутешительные результаты можно смело умножать на два (если не возводить в квадрат). Ведь Россия на полных порах образовательного суверенитета движется к возрождению мощного специалитета в пост-Болонскую эру. А значит, нужно переделывать УМК, пересчитывать часы дисциплин и нагрузки, стыковать программы уходящего бакалавриата и приходящего специалитета (или параллелить их), писать рабочие записки, переутверждать планы и куча всего другого. Конечно, при этом можно не писать статьи в условный Скопус, но вот в условный ВАК или РИНЦ все равно необходимо чем-то отписываться.
Так что ликование от возвращения специалитета пока что лишь на верхушке университетского управленческого класса. На среднем и нижнем уровне пока царит пораженчество и пессимизм – слишком много бумаг нужно переделать с совершенно непонятным итоговым выхлопом для конкретного ППС или вузовского управленца средней руки.
Подробнее: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/03/06/965323-chetverti-prepodavatelei-prihoditsya-rabotat-v-neskolkih-vuzah
Ведомости
Четверти преподавателей приходится работать в нескольких вузах
Нагрузка на сотрудников учебных заведений растет из-за необходимости брать подработки
Научное море–священный Байкал
6 и 7 марта 2023 в Иркутской области на Байкале прошло совещание руководителей подведомственных Минобрнауки РФ вузов и научных организаций, выполняющих госзадания по исследованию нейтрино и астрофизике частиц. Ранее в министерство были представлены отчеты о проведенных работах. Совещание проходило под председательством Министра Валерия Фалькова.
Среди прочего, в ходе совещания были обсуждены вопросы, связанные с моделированием и анализом данных Байкальского нейтринного телескопа, которые могут быть использованы при планируемых экспериментах в БНО ИЯИ (Баксанская нейтринная обсерватория ИЯИ), в федеральной программе по развитию нейтринной физики, а также возможные меры по поддержке фундаментальной науки. Участие приняли Григорий Трубников, директор Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ), Владимир Шевченко, ректор МИФИ, Дмитрий Седнев, ректор Томского политеха и другие.
Юрий Альтудов, ректор КБГУ, участник совещения, для НОП:
«Научные результаты мирового уровня представленные на мероприятии являются итогом многолетней работы замечательной кагорты советских и российских ученых, инженеров и промышленности!
И очень важно понимание, что результаты сегодняшних исследований в фундаментальной науке-это в будущее в прорывные технологии меняющие облик всего мира! И это понимание есть в руководстве страны. Такие события отражаются на вечном споре физиков и лириков! И мы надеемся, что нас слышат дети в школах.
С руководством ИЯИ подробно обсудили наши совместные задачи по Баксанской нейтринной обсерватории ИЯИ. Успех определяется работой всех членов коллаборации».
https://news.1rj.ru/str/minobrnaukiofficial/4207
6 и 7 марта 2023 в Иркутской области на Байкале прошло совещание руководителей подведомственных Минобрнауки РФ вузов и научных организаций, выполняющих госзадания по исследованию нейтрино и астрофизике частиц. Ранее в министерство были представлены отчеты о проведенных работах. Совещание проходило под председательством Министра Валерия Фалькова.
Среди прочего, в ходе совещания были обсуждены вопросы, связанные с моделированием и анализом данных Байкальского нейтринного телескопа, которые могут быть использованы при планируемых экспериментах в БНО ИЯИ (Баксанская нейтринная обсерватория ИЯИ), в федеральной программе по развитию нейтринной физики, а также возможные меры по поддержке фундаментальной науки. Участие приняли Григорий Трубников, директор Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ), Владимир Шевченко, ректор МИФИ, Дмитрий Седнев, ректор Томского политеха и другие.
Юрий Альтудов, ректор КБГУ, участник совещения, для НОП:
«Научные результаты мирового уровня представленные на мероприятии являются итогом многолетней работы замечательной кагорты советских и российских ученых, инженеров и промышленности!
И очень важно понимание, что результаты сегодняшних исследований в фундаментальной науке-это в будущее в прорывные технологии меняющие облик всего мира! И это понимание есть в руководстве страны. Такие события отражаются на вечном споре физиков и лириков! И мы надеемся, что нас слышат дети в школах.
С руководством ИЯИ подробно обсудили наши совместные задачи по Баксанской нейтринной обсерватории ИЯИ. Успех определяется работой всех членов коллаборации».
https://news.1rj.ru/str/minobrnaukiofficial/4207
Telegram
Минобрнауки России
Девять вузов и научных организаций объединили усилия для развития российской нейтринной программы
Глава Минобрнауки Валерий Фальков провел совещание по развитию Байкальского глубоководного нейтринного телескопа Baikal-GVD — одного из флагманов российской…
Глава Минобрнауки Валерий Фальков провел совещание по развитию Байкальского глубоководного нейтринного телескопа Baikal-GVD — одного из флагманов российской…
Дмитрий Земцов, лидер Кружкового движения НТИ, проректор НИУ ВШЭ о «дорожной карте» по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров Кружкового движения НТИ на церемонии награждения победителей Национальной технологической олимпиады по профилю «Искусственный интеллект» для «Научно-образовательной политики»:
«Дорожная карта» изначально задумывалась для совершенствования нормативного регулирования вокруг технологически ориентированных школьников: участников кружков, Национальной технологической олимпиады (НТО, бывш. Олимпиады КД НТИ) и других технологических конкурсов и соревнований. Например, НТО исходно была направлена на то, чтобы дать возможность ребятам из технологических кружков беспрепятственно продемонстрировать свои достижения в командах, которые учтет существующая система образования и даст возможность лучшим из них поступить в университет со льготами.
Первый такой шаг мы сделали: олимпиада действительно дает возможности школьникам, решая командные инженерные задачи, поступать в лучшие университеты страны с бонусами и льготами. Есть набор следующих задач, которые нужно решить, чтобы ориентированные на технологии ребята чувствовали важность и нужность того, чем они занимаются, и дальше двигались по технологической траектории развития.
Один из таких вызовов был заложен в «дорожную карту» по созданию системы международных инженерных соревнований по модели НТО. Уже есть план, как они будут выглядеть содержательно — это будут соревнования по созданию автономных поселений, полностью обеспеченных технологиями, которые разработают команды школьников. Участники будут решать междисциплинарные задачи: от беспилотной логистики до технологий производства и обеспечения цифровой безопасности этих поселений.
Одна из задач «дорожной карты» — запустить молодежные инженерные соревнования с российскими союзниками и теми зарубежными участниками технологических команд, которые включаются в коллаборации. В наших планах — запустить проект в этом году в пилотном режиме. Тем самым, наша страна создает особую точку притяжения для технологических талантов со всего мира. Для научно-технологического сотрудничества молодежи препятствий нет, мы знаем много ребят из разных стран, сохраняющих дружеские контакты с российскими участниками, с которыми они прежде вместе соревновались. То, что наши команды сейчас порой не пускают на международные технологические состязания — это только административный барьер, но для развития сети и доверия между технологическим лидерами — это не преграда.
«Дорожная карта» изначально задумывалась для совершенствования нормативного регулирования вокруг технологически ориентированных школьников: участников кружков, Национальной технологической олимпиады (НТО, бывш. Олимпиады КД НТИ) и других технологических конкурсов и соревнований. Например, НТО исходно была направлена на то, чтобы дать возможность ребятам из технологических кружков беспрепятственно продемонстрировать свои достижения в командах, которые учтет существующая система образования и даст возможность лучшим из них поступить в университет со льготами.
Первый такой шаг мы сделали: олимпиада действительно дает возможности школьникам, решая командные инженерные задачи, поступать в лучшие университеты страны с бонусами и льготами. Есть набор следующих задач, которые нужно решить, чтобы ориентированные на технологии ребята чувствовали важность и нужность того, чем они занимаются, и дальше двигались по технологической траектории развития.
Один из таких вызовов был заложен в «дорожную карту» по созданию системы международных инженерных соревнований по модели НТО. Уже есть план, как они будут выглядеть содержательно — это будут соревнования по созданию автономных поселений, полностью обеспеченных технологиями, которые разработают команды школьников. Участники будут решать междисциплинарные задачи: от беспилотной логистики до технологий производства и обеспечения цифровой безопасности этих поселений.
Одна из задач «дорожной карты» — запустить молодежные инженерные соревнования с российскими союзниками и теми зарубежными участниками технологических команд, которые включаются в коллаборации. В наших планах — запустить проект в этом году в пилотном режиме. Тем самым, наша страна создает особую точку притяжения для технологических талантов со всего мира. Для научно-технологического сотрудничества молодежи препятствий нет, мы знаем много ребят из разных стран, сохраняющих дружеские контакты с российскими участниками, с которыми они прежде вместе соревновались. То, что наши команды сейчас порой не пускают на международные технологические состязания — это только административный барьер, но для развития сети и доверия между технологическим лидерами — это не преграда.
Telegram
Научно-образовательная политика
Блестящие в интеллекте (1/2)
3 марта прошло награждение победителей Олимпиады НТО по профилю «Искусственный интеллект». Традиционно Кружковое движение НТИ в лице Дмитрия Земцова и ПАО Сбербанк в лице Германа Грефа выступили главными инициаторами Олимпиады.…
3 марта прошло награждение победителей Олимпиады НТО по профилю «Искусственный интеллект». Традиционно Кружковое движение НТИ в лице Дмитрия Земцова и ПАО Сбербанк в лице Германа Грефа выступили главными инициаторами Олимпиады.…
Новые технологии для магниевых сплавов (1/2)
Тольяттинский государственный университет создает материалы для беспилотников. Четыре группы учёных под руководством профессоров Дмитрия Мерсона, Михаила Криштала, Александра Ковтунова и Валерия Ельцова занимаются в университете магниевой тематикой. Пользуясь единой исследовательской базой, они разрабатывают технологии создания новых сплавов на основе магния, их сварки, получения вспененных композитов, формирования защитных и износостойких слоёв на поверхности изделий из магниевых сплавов.
Михаил Криштал, ректор Тольяттинского государственного университета, для «Научно-образовательной политики»:
Сегодня мировым лидером по магниевой тематике является Япония. Мы в Тольяттинском госуниверситете основательно стали заниматься этим материалом с приходом к нам на реализацию мегагранта по постановлению Правительства РФ № 220 в 2010 году ведущего учёного D.Eng., профессора Алексея Виноградова. Под эту задачу он вернулся из Японии, где занимался в том числе магниевой тематикой. В дальнейшем, благодаря ему мы выстроили тесные отношения с университетом Кумамото.
Изначально в Тольяттинском университете речь шла в основном о техническом применении магниевых сплавов в качестве конструкционных материалов в таких областях, как автомобиле-, вагоностроение, электроника, авиационная и космическая техника. Позднее появилось осознание огромной востребованности магниевых сплавов для разработки биорезорбируемых хирургических имплантатов, способных растворяться в человеческом организме в процессе залечивания.
При подготовке программы развития университета на участие в федеральной программе «Приоритет 2030» мы переосмыслили свои подходы к научно-инновационной деятельности. В первую очередь озадачились объединением существующих в Тольяттинском университете компетенций, компенсацией недостающих ресурсов с помощью консорциумов для доведения имеющихся в университете разработок до высокого уровня технологической готовности и вывода их на рынок. Создали консорциум «Новые технологии для магниевых сплавов».
Это довольно быстро дало результат. Мы сконцентрировались на разработке биорезорбируемых материалов на основе магния в медицине и пожаробезопасных сплавов для автомобильной, авиационной и космической промышленности. В прошлом году университет впервые заключил договор на создание производства готового изделий, а именно изделия медицинского назначения – имплантатов из магния. Они остро необходимы в травматологии и ортопедии, так как зарубежные производители, в частности из Германии, ушли с рынка из-за санкций. Первую партию винтов мы планируем выпустить уже в этом году. Причём мы предлагаем материалы на основе магния более высокого качества, нежели зарубежные аналоги, прежде всего по прочности и возможного негативного влияния на организм человека. Рынок сбыта не будет ограничиваться только Россией.
Тольяттинский государственный университет создает материалы для беспилотников. Четыре группы учёных под руководством профессоров Дмитрия Мерсона, Михаила Криштала, Александра Ковтунова и Валерия Ельцова занимаются в университете магниевой тематикой. Пользуясь единой исследовательской базой, они разрабатывают технологии создания новых сплавов на основе магния, их сварки, получения вспененных композитов, формирования защитных и износостойких слоёв на поверхности изделий из магниевых сплавов.
Михаил Криштал, ректор Тольяттинского государственного университета, для «Научно-образовательной политики»:
Сегодня мировым лидером по магниевой тематике является Япония. Мы в Тольяттинском госуниверситете основательно стали заниматься этим материалом с приходом к нам на реализацию мегагранта по постановлению Правительства РФ № 220 в 2010 году ведущего учёного D.Eng., профессора Алексея Виноградова. Под эту задачу он вернулся из Японии, где занимался в том числе магниевой тематикой. В дальнейшем, благодаря ему мы выстроили тесные отношения с университетом Кумамото.
Изначально в Тольяттинском университете речь шла в основном о техническом применении магниевых сплавов в качестве конструкционных материалов в таких областях, как автомобиле-, вагоностроение, электроника, авиационная и космическая техника. Позднее появилось осознание огромной востребованности магниевых сплавов для разработки биорезорбируемых хирургических имплантатов, способных растворяться в человеческом организме в процессе залечивания.
При подготовке программы развития университета на участие в федеральной программе «Приоритет 2030» мы переосмыслили свои подходы к научно-инновационной деятельности. В первую очередь озадачились объединением существующих в Тольяттинском университете компетенций, компенсацией недостающих ресурсов с помощью консорциумов для доведения имеющихся в университете разработок до высокого уровня технологической готовности и вывода их на рынок. Создали консорциум «Новые технологии для магниевых сплавов».
Это довольно быстро дало результат. Мы сконцентрировались на разработке биорезорбируемых материалов на основе магния в медицине и пожаробезопасных сплавов для автомобильной, авиационной и космической промышленности. В прошлом году университет впервые заключил договор на создание производства готового изделий, а именно изделия медицинского назначения – имплантатов из магния. Они остро необходимы в травматологии и ортопедии, так как зарубежные производители, в частности из Германии, ушли с рынка из-за санкций. Первую партию винтов мы планируем выпустить уже в этом году. Причём мы предлагаем материалы на основе магния более высокого качества, нежели зарубежные аналоги, прежде всего по прочности и возможного негативного влияния на организм человека. Рынок сбыта не будет ограничиваться только Россией.
Новые технологии для магниевых сплавов (2/2)
Михаил Криштал, ректор Тольяттинского государственного университета, для «Научно-образовательной политики»:
В магниевой тематике мы также работаем над пожаробезопасными сплавами для автомобильной, авиационной и космической промышленности. Учёные Тольяттинского университета разработали «негорючий» магниевый сплав с температурой воспламенения выше 1000 °С (для сравнения – стандартные магниевые сплавы имеют температуру воспламенения около 600 °С). Научный руководитель этого проекта и проекта по биорезорбируемым магниевым сплавам – профессор, директор научно-исследовательского института прогрессивных технологий Тольяттинского университета (НИИПТ ТГУ) Дмитрий Мерсон.
Благодаря коллективу НИИПТ ТГУ стало возможно появление совершенно нового проекта: учёные университета работают над созданием облегчённого поршня из пожаробезопасного магния для беспилотных летательных аппаратов. Магний на 30 % легче алюминия, поэтому технические характеристики у двигателя с таким поршнем будут существенно выше. Для высокоскоростных ДВС снижение веса поршня даёт значительный выигрыш в массе всего силового агрегата, так как требуется меньшая металлоёмкость кривошипно-шатунного механизма и корпусных деталей. Это позволит двигателю с таким поршнем выйти на новый уровень мощности и надёжности. Защиту днища поршня и его канавок обеспечивает применение технологии плазменно-электролитическим оксидированием. Над этим работает научная группа под моим руководством. Технология ПЭО также будет применима и к медицинским изделиям. Именно ПЭО может отводиться роль «регулировщика», который заставляет имплант из магниевого сплава раствориться в организме человека с заданной скоростью.
Тольяттинский университет обладает современным исследовательским оборудованием, аккредитованным испытательным центром, коллективом учёных, регулярно публикующим по профильной магниевой и смежным тематикам свои работы в топовых отечественных и зарубежных журналах, сотрудничает с рядом НИИ Российской академии наук и производственными предприятиями.
Михаил Криштал, ректор Тольяттинского государственного университета, для «Научно-образовательной политики»:
В магниевой тематике мы также работаем над пожаробезопасными сплавами для автомобильной, авиационной и космической промышленности. Учёные Тольяттинского университета разработали «негорючий» магниевый сплав с температурой воспламенения выше 1000 °С (для сравнения – стандартные магниевые сплавы имеют температуру воспламенения около 600 °С). Научный руководитель этого проекта и проекта по биорезорбируемым магниевым сплавам – профессор, директор научно-исследовательского института прогрессивных технологий Тольяттинского университета (НИИПТ ТГУ) Дмитрий Мерсон.
Благодаря коллективу НИИПТ ТГУ стало возможно появление совершенно нового проекта: учёные университета работают над созданием облегчённого поршня из пожаробезопасного магния для беспилотных летательных аппаратов. Магний на 30 % легче алюминия, поэтому технические характеристики у двигателя с таким поршнем будут существенно выше. Для высокоскоростных ДВС снижение веса поршня даёт значительный выигрыш в массе всего силового агрегата, так как требуется меньшая металлоёмкость кривошипно-шатунного механизма и корпусных деталей. Это позволит двигателю с таким поршнем выйти на новый уровень мощности и надёжности. Защиту днища поршня и его канавок обеспечивает применение технологии плазменно-электролитическим оксидированием. Над этим работает научная группа под моим руководством. Технология ПЭО также будет применима и к медицинским изделиям. Именно ПЭО может отводиться роль «регулировщика», который заставляет имплант из магниевого сплава раствориться в организме человека с заданной скоростью.
Тольяттинский университет обладает современным исследовательским оборудованием, аккредитованным испытательным центром, коллективом учёных, регулярно публикующим по профильной магниевой и смежным тематикам свои работы в топовых отечественных и зарубежных журналах, сотрудничает с рядом НИИ Российской академии наук и производственными предприятиями.
Forwarded from РИА Новости
Новым ректором "Шанинки" назначена Мария Сигова, прежний ректор Зуев останется научным руководителем, сообщил вуз.
Зуев проходит по делу о мошенничестве, в вузе отметили, что из-за этого исполнений обязанностей в полном объеме затруднено.
Зуев проходит по делу о мошенничестве, в вузе отметили, что из-за этого исполнений обязанностей в полном объеме затруднено.
Валерий Фальков:
В новой системе координат можно будет вполне в соответствии с запросом рынка труда подготовить или получить углубленные профессиональные знания в магистратуре за год.
Магистратура не является продолжением основного образования, это углубленные специализированные знания. И образование должно строиться на других технологиях.
Магистратура должна быть именно в тех университетах, которые имеют для этого соответствующие кадровые, организационные, финансовые и инфраструктурные возможности.
https://tass.ru/obschestvo/17217973
В новой системе координат можно будет вполне в соответствии с запросом рынка труда подготовить или получить углубленные профессиональные знания в магистратуре за год.
Магистратура не является продолжением основного образования, это углубленные специализированные знания. И образование должно строиться на других технологиях.
Магистратура должна быть именно в тех университетах, которые имеют для этого соответствующие кадровые, организационные, финансовые и инфраструктурные возможности.
https://tass.ru/obschestvo/17217973
TACC
Глава Минобрнауки заявил, что в магистратуре будет достаточно учиться год
По словам Валерия Фалькова, этого хватит для получения углубленных профессиональных знаний
"Магистратура за год" делает практически бессмысленной форму ДПО "профессиональная переподготовка", т.к. диплом магистра весит больше, чем "диплом о профессиональной переподготовке"
Anonymous Poll
34%
1. Давно пора профпереподготовку закрыть везде за малой востребованностью
14%
2. Надо профпереподготовку оставить только в образовательных организациях с лицензией ДПО
34%
3. Пришло время в целом заняться реформой системы ДПО -устарело всё начиная с названия
18%
4. Я/Мы ДПОшники, не троньте наш lifelong learning
Пост-, транс-, мета-Болонская система – тезисы
На России 24 вышел «Специальный репортаж» по поводу грядущей трансформации системы российского высшего образования.
Тезис: Болонская система не оказала существенного влияние на содержание образования относительно раннероссийской и советской. (Марина Лаврикова (1-й проректор по учебной работе СПбГУ).
Ректор Виктор Садовчничий признался, что МГУ не ввел Болонскую систему. Точнее ввел, но в форме интегрированных программ 4+2.
Фундаментальность и специалитет – это два ключевые качества, по мнению Виктора Садовничего, которые будут востребованы в новой системе. Именно потому 4 года мало.
Тезис: Сроки обучения в магистратуре будут гибкими. Для ряда целей допустимы фокусированные специализированные одногодичные программы, особенно если они надстраивают пяти-шестилетний специалитет (Валерий Фальков).
Министр Валерий Фальков вспомнил свой ректорский опыт во главе с Тюменским госуниверситетом – в последние годы был широкий запрос на перезагрузку всей системы со стороны и работодателей, и науки, и самих студентов.
По его мнению, необходим синтез – после школы выпускник должен получить такой уровень образования, чтобы быть успешным в жизни. И здесь основной вопрос к качеству школьного образования.
Тезис: Были и плюсы. Россия почувствовала силу своего образования, а двухуровневая модель позволила расширить экспорт, потому она должна сохраниться (Нелли Дивеева – профессор СПбГУ).
Лоббировать российское высшее образование, в частности, выпало в УрФУ и ректору Виктору Кокшарову – в ведущих вузах развиваются: индивидуальные образовательные траектории, цифровизация, технологическое предпринимательство, практикоориентированность. Он же связал образование с воспитанием в противовес формальностям обучения.
Анастасия Карпенко замдекана мехмата НГУ отметила, что магистратура и аспирантура – это основные уровни притяжения иностранных студентов, потому их надо сохранить.
Тезис: Будущее многообразие.
Есть области, в которых сохранились традиции – востребованные на (гос)службе юридические направления, а также медики.
Минобрнауки планирует переход к формату «основного высшего образования» сроком 4-6 лет. Главное, как отметил министр, это качество и запрос рынка труда, при этом «важно сохранить специализированное высшее образование уровня магистратуры, ординатуры и ассистентуры».
«Уровни должны не продолжать, а углублять и расширять компетенции», - подчернул он.
Виктор Болотов (профессор НИУ ВШЭ и академик РАО) полагает, что Россия всё сохранит все многообразие программ.
Тезис: Разделение труда.
Министр подчеркнул: «Магистратура должна быть в тех университетах, которые имеют для этого соответствующие кадровые, финансовые, инфраструктурные возможности. Магистратура – это углубленное специализированное знание. Образование там должно строиться на иных технологиях».
Это означает потенциальное формирование двух эшелонов: массовой базовой подготовки (включая бакалавриат и специалитет), а также более фокусированной специализированной – лишь часть вузов получат право вести программы магистратуры, аспирантуры, ординатуры и ассистентуры.
Тезис: Раноправие выпускников.
Больше 600 тыс. выпускников-специалистов смогут продолжить образование.
Тезис: Надо отделять зерна ЕГЭ от плевел Болони.
Андрей Рогачев, директор физтех школы (факультета) физики и исследований им Ландау, подчеркивает: «ЕГЭ – это совсем другой экзамен, чем был в начале». Именно «особая физтеховская система подготовки» сейчас особенно востребована. Она – по сути – представляет собой ту самую модель 2+2+2. Преимущество в единой фундаментальной базе для родственных направлений, а далее – в постепенной фокусировке и углублении, либо, напротив, в междисциплинарном расширении набора компетенций.
А Виктор Болотов напоминает, Болонская система не равна ни двухуровневой (бакалавриат + магистратура), ни ЕГЭ. Единый госэкзамен вводился с совершенно иными целями, которые в итоге – после долгих трансформаций – начали достигаться.
Тезис-вывод: Процесс будет постепенный и небыстрый.
Подробнее.
На России 24 вышел «Специальный репортаж» по поводу грядущей трансформации системы российского высшего образования.
Тезис: Болонская система не оказала существенного влияние на содержание образования относительно раннероссийской и советской. (Марина Лаврикова (1-й проректор по учебной работе СПбГУ).
Ректор Виктор Садовчничий признался, что МГУ не ввел Болонскую систему. Точнее ввел, но в форме интегрированных программ 4+2.
Фундаментальность и специалитет – это два ключевые качества, по мнению Виктора Садовничего, которые будут востребованы в новой системе. Именно потому 4 года мало.
Тезис: Сроки обучения в магистратуре будут гибкими. Для ряда целей допустимы фокусированные специализированные одногодичные программы, особенно если они надстраивают пяти-шестилетний специалитет (Валерий Фальков).
Министр Валерий Фальков вспомнил свой ректорский опыт во главе с Тюменским госуниверситетом – в последние годы был широкий запрос на перезагрузку всей системы со стороны и работодателей, и науки, и самих студентов.
По его мнению, необходим синтез – после школы выпускник должен получить такой уровень образования, чтобы быть успешным в жизни. И здесь основной вопрос к качеству школьного образования.
Тезис: Были и плюсы. Россия почувствовала силу своего образования, а двухуровневая модель позволила расширить экспорт, потому она должна сохраниться (Нелли Дивеева – профессор СПбГУ).
Лоббировать российское высшее образование, в частности, выпало в УрФУ и ректору Виктору Кокшарову – в ведущих вузах развиваются: индивидуальные образовательные траектории, цифровизация, технологическое предпринимательство, практикоориентированность. Он же связал образование с воспитанием в противовес формальностям обучения.
Анастасия Карпенко замдекана мехмата НГУ отметила, что магистратура и аспирантура – это основные уровни притяжения иностранных студентов, потому их надо сохранить.
Тезис: Будущее многообразие.
Есть области, в которых сохранились традиции – востребованные на (гос)службе юридические направления, а также медики.
Минобрнауки планирует переход к формату «основного высшего образования» сроком 4-6 лет. Главное, как отметил министр, это качество и запрос рынка труда, при этом «важно сохранить специализированное высшее образование уровня магистратуры, ординатуры и ассистентуры».
«Уровни должны не продолжать, а углублять и расширять компетенции», - подчернул он.
Виктор Болотов (профессор НИУ ВШЭ и академик РАО) полагает, что Россия всё сохранит все многообразие программ.
Тезис: Разделение труда.
Министр подчеркнул: «Магистратура должна быть в тех университетах, которые имеют для этого соответствующие кадровые, финансовые, инфраструктурные возможности. Магистратура – это углубленное специализированное знание. Образование там должно строиться на иных технологиях».
Это означает потенциальное формирование двух эшелонов: массовой базовой подготовки (включая бакалавриат и специалитет), а также более фокусированной специализированной – лишь часть вузов получат право вести программы магистратуры, аспирантуры, ординатуры и ассистентуры.
Тезис: Раноправие выпускников.
Больше 600 тыс. выпускников-специалистов смогут продолжить образование.
Тезис: Надо отделять зерна ЕГЭ от плевел Болони.
Андрей Рогачев, директор физтех школы (факультета) физики и исследований им Ландау, подчеркивает: «ЕГЭ – это совсем другой экзамен, чем был в начале». Именно «особая физтеховская система подготовки» сейчас особенно востребована. Она – по сути – представляет собой ту самую модель 2+2+2. Преимущество в единой фундаментальной базе для родственных направлений, а далее – в постепенной фокусировке и углублении, либо, напротив, в междисциплинарном расширении набора компетенций.
А Виктор Болотов напоминает, Болонская система не равна ни двухуровневой (бакалавриат + магистратура), ни ЕГЭ. Единый госэкзамен вводился с совершенно иными целями, которые в итоге – после долгих трансформаций – начали достигаться.
Тезис-вывод: Процесс будет постепенный и небыстрый.
Подробнее.
smotrim.ru
Специальный репортаж
Под этой рубрикой выходят специальные репортажи, подготовленные журналистами телеканалов "Россия 24" и "Россия 1". Тематика – самая разнообразная.
XV съезд Евразийской Ассоциации университетов
На базе Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова прошел XV съезд Евразийской Ассоциации университетов. На съезде состоялось подписание ряда соглашений, в том числе между Евразийской и Азиатской Ассоциациями университетов. На съезде представили проект по проведению в Казани в 2024 году международных киберспортивных соревнований «Игры будущего» - уникальных состязаний молодежи, объединяющих в себе классический спорт и цифровые технологии.
Алишев Тимирхан, проректор по внешним связям Казанского федерального университета, для «Научно-образовательной политики»:
В этом году несмотря на все кризисные геополитические явления мы видим небывалый интерес к партнерству и продолжению контактов в области науки и образования с Россией, например, со стороны университетов стран Организации исламского сотрудничества, в том числе таких как Египет, Иран, Ирак, Оман и других. Многие университеты-участники и гости нынешнего съезда ЕАУ – давние хорошие партнёры Казанского федерального университета: Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека, Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Тегеранский университет, Белорусский государственный университет и другие.
В ходе мероприятия обсуждались вопросы современного развития образовательных и научных связей на евразийском пространстве, направления дальнейшего развития Ассоциации в новом мире, организационные вопросы. Подтвержден общий настрой на дальнейшее сближение и кооперацию, озвучена необходимость внедрения новых инструментов и механизмов поддержки сотрудничества, таких как евразийские региональные программы финансирования партнёрства и академической мобильности, гармонизация образовательных стандартов и систем с учётом последних трендов и предстоящих реформ, расширение практики популяризации и проведения совместных научных мероприятий, в том числе "Евразийского дня науки" и т.д. Семь наиболее значимых научных мероприятий Казанского университета, имеющих большое интеграционное значение на Евразийском пространстве, вошли в план основных мероприятий ЕАУ на 2023 год. Среди них XIII Международный форум «Ислам в мультикультурном мире», IV Международный форум по математическому образованию – IFME 2023, IX Международный форум по педагогическому образованию (IFTE-2023), Международная стратиграфическая конференция Головкинского – 2023 и др.
3 марта работа продолжилась в формате Первого форума Евразийского сетевого университета (ЕСУ), созданного в мае 2022 года в рамках совещания ректоров университетов государств-членов ЕАЭС. Миссией Университета является установление связей между различными факторами в рамках Евразийского экономического союза: «Между вузами, вузами и публичной властью, бизнесом, общественными организациями, организациями культуры, академическими структурами».
По результатам участия в заседаниях и сессиях форума Казанский федеральный университет рассмотрит возможность вступления в Евразийский сетевой университет, имея в виду богатый практический опыт сотрудничества с вузами региона во всех указанных направления. Так, ежегодно в программах повышения квалификации на базе КФУ участвуют порядка 170 специалистов стран СНГ и ЕАЭС, реализуется более 60 совместных образовательных программ, специалисты университета активно участвуют в мероприятиях по продвижению российского образования и русского языка за рубежом. КФУ регулярно представлен на стратегических сессиях и в профильных дискуссиях по формированию актуальной повестки международного сотрудничества в сфере науки и высшего образования.
На базе Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова прошел XV съезд Евразийской Ассоциации университетов. На съезде состоялось подписание ряда соглашений, в том числе между Евразийской и Азиатской Ассоциациями университетов. На съезде представили проект по проведению в Казани в 2024 году международных киберспортивных соревнований «Игры будущего» - уникальных состязаний молодежи, объединяющих в себе классический спорт и цифровые технологии.
Алишев Тимирхан, проректор по внешним связям Казанского федерального университета, для «Научно-образовательной политики»:
В этом году несмотря на все кризисные геополитические явления мы видим небывалый интерес к партнерству и продолжению контактов в области науки и образования с Россией, например, со стороны университетов стран Организации исламского сотрудничества, в том числе таких как Египет, Иран, Ирак, Оман и других. Многие университеты-участники и гости нынешнего съезда ЕАУ – давние хорошие партнёры Казанского федерального университета: Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека, Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Тегеранский университет, Белорусский государственный университет и другие.
В ходе мероприятия обсуждались вопросы современного развития образовательных и научных связей на евразийском пространстве, направления дальнейшего развития Ассоциации в новом мире, организационные вопросы. Подтвержден общий настрой на дальнейшее сближение и кооперацию, озвучена необходимость внедрения новых инструментов и механизмов поддержки сотрудничества, таких как евразийские региональные программы финансирования партнёрства и академической мобильности, гармонизация образовательных стандартов и систем с учётом последних трендов и предстоящих реформ, расширение практики популяризации и проведения совместных научных мероприятий, в том числе "Евразийского дня науки" и т.д. Семь наиболее значимых научных мероприятий Казанского университета, имеющих большое интеграционное значение на Евразийском пространстве, вошли в план основных мероприятий ЕАУ на 2023 год. Среди них XIII Международный форум «Ислам в мультикультурном мире», IV Международный форум по математическому образованию – IFME 2023, IX Международный форум по педагогическому образованию (IFTE-2023), Международная стратиграфическая конференция Головкинского – 2023 и др.
3 марта работа продолжилась в формате Первого форума Евразийского сетевого университета (ЕСУ), созданного в мае 2022 года в рамках совещания ректоров университетов государств-членов ЕАЭС. Миссией Университета является установление связей между различными факторами в рамках Евразийского экономического союза: «Между вузами, вузами и публичной властью, бизнесом, общественными организациями, организациями культуры, академическими структурами».
По результатам участия в заседаниях и сессиях форума Казанский федеральный университет рассмотрит возможность вступления в Евразийский сетевой университет, имея в виду богатый практический опыт сотрудничества с вузами региона во всех указанных направления. Так, ежегодно в программах повышения квалификации на базе КФУ участвуют порядка 170 специалистов стран СНГ и ЕАЭС, реализуется более 60 совместных образовательных программ, специалисты университета активно участвуют в мероприятиях по продвижению российского образования и русского языка за рубежом. КФУ регулярно представлен на стратегических сессиях и в профильных дискуссиях по формированию актуальной повестки международного сотрудничества в сфере науки и высшего образования.
Forwarded from Дума ТВ
2023 год Указом Президента объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года — признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
❓Когда в российской системе образования появятся наставники и как изменится система подготовки педагогических кадров?
Об этом и многом другом поговорим с первым зампредом Комитета по науке и высшему образованию Ксенией Горячевой в прямом эфире сегодня, 9 марта в 18:00 (мск) на нашей странице в VK.
👉 Задавайте свои вопросы депутату.
@dumatv
❓Когда в российской системе образования появятся наставники и как изменится система подготовки педагогических кадров?
Об этом и многом другом поговорим с первым зампредом Комитета по науке и высшему образованию Ксенией Горячевой в прямом эфире сегодня, 9 марта в 18:00 (мск) на нашей странице в VK.
👉 Задавайте свои вопросы депутату.
@dumatv
Рейтинги – условности и значения
Коллеги перед 8 марта представили вниманию публики свой топ-60 самых влиятельных женщин российской политики. Несмотря на то, что все эти рейтинги строго дискуссионны, тем не менее важен сам факт наличия в них тех или иных персон, их относительное положение. Также коллеги провели голосование, правда, по десяткам – но и в этом случае есть интересные наблюдения относительно научно-образовательной политики.
Выше всего позиции Екатерины Тихоновой (Иннопрактика). У нее действительно постоянно расширяются полномочия – она присматривает за МГУ (являясь гарантом при трансфере, что не за горами), а также за технологическую долину «Воробьевы горы» (а это проект на стыке интересов с мэрией Москвы и строительным лобби в самом широком смысле слова). Заметим, что в голосовании она держит третье место (пропустив вперед Алину Кабаеву и Анастасию Ракову).
В верхней половине расположились Елена Шмелева и Мария Воронцова. «Сириус» последние пару лет находится в стадии мощного роста – сформирована федеральная территория, активно развивается инфраструктура, запущен Университет. Более того, Фонд «Талант и успех» смог интегрироваться в систему подготовки кадрового резерва для науки и высшего образования, а также заполучить главный сервисный центр высокотехнологичного научного оборудования страны – эти пункты содержатся в свежем перечне поручений президента. В голосовании Елена Шмелева держит второе место, уступая лишь Сардане Авксентьевой.
Мария Воронцова координирует крайне важное и для президента, и для многих элитных групп генетическое направление. В нем – с целью соблюдения баланса – произведено разведение функционала. Курчатовский институт и Михаил Ковальчук отвечают за Федеральную научно-техническую программу развития генетических технологий, администрируют работу Курчатовского геномного центра мирового уровня, являются операторами национальной базы генетической информации (в той части, что не касается человека).
А Роснефть и Игорь Сечин в рамках государственно-частного партнерства как раз сфокусированы на том, что касается именно человека. АНО, которое координирует это взаимодействие, как раз и возглавляет Мария Воронцова. Она же является ключевым администратором в вопросах формирования этики генетических исследований и разработок. В опросе она занимает третье место.
Персональный набор представителей научно-образовательной и инновационно-технологической сферы однозначно подчеркивает принципиальную ее важность для главы государства. Известен особый статус Катерины Тихоновой и Марии Воронцовой. С другой стороны, Владимир Путин не раз подчеркивал, что «Сириус» – это его идея (и в названии, и по сути). Следовательно, руководить им – много лет, бессменно и с неизменным прогрессом – может лишь доверенное лицо главы государства.
Для полноты образовательной картины отметим вице-премьера Татьяну Голикову. В настоящее время она координирует вопросы школьного образования, просвещения, а также СПО. Неудивительно ее присутствие на третьем месте рейтинга, но в основном, смеем предположить, она все-таки там оказалась из-за иных аспектов «социалки».
Подробнее: https://news.1rj.ru/str/preemnik/4091
Коллеги перед 8 марта представили вниманию публики свой топ-60 самых влиятельных женщин российской политики. Несмотря на то, что все эти рейтинги строго дискуссионны, тем не менее важен сам факт наличия в них тех или иных персон, их относительное положение. Также коллеги провели голосование, правда, по десяткам – но и в этом случае есть интересные наблюдения относительно научно-образовательной политики.
Выше всего позиции Екатерины Тихоновой (Иннопрактика). У нее действительно постоянно расширяются полномочия – она присматривает за МГУ (являясь гарантом при трансфере, что не за горами), а также за технологическую долину «Воробьевы горы» (а это проект на стыке интересов с мэрией Москвы и строительным лобби в самом широком смысле слова). Заметим, что в голосовании она держит третье место (пропустив вперед Алину Кабаеву и Анастасию Ракову).
В верхней половине расположились Елена Шмелева и Мария Воронцова. «Сириус» последние пару лет находится в стадии мощного роста – сформирована федеральная территория, активно развивается инфраструктура, запущен Университет. Более того, Фонд «Талант и успех» смог интегрироваться в систему подготовки кадрового резерва для науки и высшего образования, а также заполучить главный сервисный центр высокотехнологичного научного оборудования страны – эти пункты содержатся в свежем перечне поручений президента. В голосовании Елена Шмелева держит второе место, уступая лишь Сардане Авксентьевой.
Мария Воронцова координирует крайне важное и для президента, и для многих элитных групп генетическое направление. В нем – с целью соблюдения баланса – произведено разведение функционала. Курчатовский институт и Михаил Ковальчук отвечают за Федеральную научно-техническую программу развития генетических технологий, администрируют работу Курчатовского геномного центра мирового уровня, являются операторами национальной базы генетической информации (в той части, что не касается человека).
А Роснефть и Игорь Сечин в рамках государственно-частного партнерства как раз сфокусированы на том, что касается именно человека. АНО, которое координирует это взаимодействие, как раз и возглавляет Мария Воронцова. Она же является ключевым администратором в вопросах формирования этики генетических исследований и разработок. В опросе она занимает третье место.
Персональный набор представителей научно-образовательной и инновационно-технологической сферы однозначно подчеркивает принципиальную ее важность для главы государства. Известен особый статус Катерины Тихоновой и Марии Воронцовой. С другой стороны, Владимир Путин не раз подчеркивал, что «Сириус» – это его идея (и в названии, и по сути). Следовательно, руководить им – много лет, бессменно и с неизменным прогрессом – может лишь доверенное лицо главы государства.
Для полноты образовательной картины отметим вице-премьера Татьяну Голикову. В настоящее время она координирует вопросы школьного образования, просвещения, а также СПО. Неудивительно ее присутствие на третьем месте рейтинга, но в основном, смеем предположить, она все-таки там оказалась из-за иных аспектов «социалки».
Подробнее: https://news.1rj.ru/str/preemnik/4091
Telegram
Преемник
🔝ТОП-60 самых влиятельных женщин в политике России
Март 2023
1. Матвиенко В.И.
2. Набиуллина Э.С.
3. Голикова Т.А.
4. Брычева Л.И.
5. Абрамченко В.В.
6. Комарова Н.В.
7. Кузнецова А.Ю.
8. Левицкая А.Ю.
9. Медведева С.В.
10. Яровая И.А.
11. Карелова…
Март 2023
1. Матвиенко В.И.
2. Набиуллина Э.С.
3. Голикова Т.А.
4. Брычева Л.И.
5. Абрамченко В.В.
6. Комарова Н.В.
7. Кузнецова А.Ю.
8. Левицкая А.Ю.
9. Медведева С.В.
10. Яровая И.А.
11. Карелова…
Forwarded from В Центре событий | Курчатовский институт
🧔♂️ Объявляем итоги конкурса «Борода Курчатовского института 2023»!
😎 Благодарим каждого из конкурсантов и голосовавших за них подписчиков нашего канала, это было очень увлекательно, напряженно и волнительно!
🏆 Первое место в упорной борьбе занял Участник № 1, поздравляем!
В качестве приза за первое место победителя ждёт набор по уходу за его шикарной бородой, а также кружка для того, чтобы иметь возможность выпить еще больше кофе по утру =)
🏆 Второе место занял Участник № 3, наши поздравления!
За второе место будет вручено средство по уходу за прекрасной бородой участника и набор для записи ясных мыслей.
Зрительские симпатии не обошли и участников, занявших 3,4 и 5 место!
⏺ Третье место занял Участник № 2.
Приз: зонт, который поможет спрятаться от дождя после теоретического семинара =)
⏺ Четвертое место занял Участник № 4.
Приз: сладкий набор для стимуляции мыслительного процесса =)
⏺ Пятое место занял Участник № 5.
Приз: сенсорные перчатки для приятных тактильных ощущений =)
🔔 Уважаемые победители!
Мы свяжемся с каждым из Вас лично и согласуем, где и когда Вам будет удобно получить памятные призы. Спасибо!
В качестве приза за первое место победителя ждёт набор по уходу за его шикарной бородой, а также кружка для того, чтобы иметь возможность выпить еще больше кофе по утру =)
За второе место будет вручено средство по уходу за прекрасной бородой участника и набор для записи ясных мыслей.
Зрительские симпатии не обошли и участников, занявших 3,4 и 5 место!
Приз: зонт, который поможет спрятаться от дождя после теоретического семинара =)
Приз: сладкий набор для стимуляции мыслительного процесса =)
Приз: сенсорные перчатки для приятных тактильных ощущений =)
Мы свяжемся с каждым из Вас лично и согласуем, где и когда Вам будет удобно получить памятные призы. Спасибо!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM