Образовательное пространство для новых регионов
В феврале президент Владимир Путин подписал закон,который определяет особенности правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе РФ новых субъектов. Согласно ему, в России будут признаны образовательные и образовательно-классификационные уровни, ученые степени, ученые звания, права обучающихся, должности педагогических и научно-педагогических работников, полученные ранее в Донецкой и Луганской народных республиках (ДНР и ЛНР), а также Запорожской и Херсонской областях. Таким образом, четыре новых региона страны будут интегрированы в российскую образовательную сферу.
Таким образом создается интеграция новых регионов в образовательное пространство РФ. В сфере высшего образования запущено еще несколько инициатив, которые направлены на повышение эффективного взаимодействия с новыми регионами.
В НИУ МГСУ прошла программа обучающего семинара для руководителей 8 высших учебных заведений, расположенных на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей. Семинары были посвящены теме управления имущественным комплексом по российским нормативам.
Разработкой программы семинаров занималась Корпоративная кафедра министерства строительства и ЖКХ РФ совместно с Институтом экономики, управления и коммуникаций в сфере строительства и недвижимости (ИЭУКСН), Центром дополнительного профессионального образования и Научно-техническим управлением НИУ МГСУ по поручению министерства науки и высшего образования РФ.
Тематические модули программы были посвящены различным аспектам управления имущественным комплексом университетов. Программа была поделена на 4 модуля. В первом модуле слушателям рассказали о законодательных, нормативно-правовых и нормативно-технических документах, регламентирующих модернизацию инфраструктуры.
Кроме ПГТУ и ДонНАСА в программе образовательных семинаров приняли участие:
Донецкий национальный технический университет, Мариупольский государственный университет, Луганский государственный аграрный университет, Херсонский аграрный университет, Херсонский государственный университет, Херсонский национальный технический университет.
Павел Акимов, ректор НИУ МГСУ, для «Научно-образовательной» политики:
«Прошедший обучающий семинар – очень значимое мероприятие в рамках нашего взаимодействия с университетами, расположенными на территории новых регионов. В НИУ МГСУ уже сотрудничает с Донбасской национальной академией строительства и архитектуры и Приазовским государственным техническим университетом. Летом этого года мы организуем семестры для студентов из этих вузов.
Мы даем возможность углубить свои знания в тех дисциплинах, которые не могут быть полностью освоены в сложных условиях новых регионов. Прежде всего это информатика, компьютерная графика, моделирование и лабораторные эксперименты. Мы открыты для сотрудничества и с другими образовательными организациями, которые находятся на новых территориях».
В феврале президент Владимир Путин подписал закон,который определяет особенности правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе РФ новых субъектов. Согласно ему, в России будут признаны образовательные и образовательно-классификационные уровни, ученые степени, ученые звания, права обучающихся, должности педагогических и научно-педагогических работников, полученные ранее в Донецкой и Луганской народных республиках (ДНР и ЛНР), а также Запорожской и Херсонской областях. Таким образом, четыре новых региона страны будут интегрированы в российскую образовательную сферу.
Таким образом создается интеграция новых регионов в образовательное пространство РФ. В сфере высшего образования запущено еще несколько инициатив, которые направлены на повышение эффективного взаимодействия с новыми регионами.
В НИУ МГСУ прошла программа обучающего семинара для руководителей 8 высших учебных заведений, расположенных на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей. Семинары были посвящены теме управления имущественным комплексом по российским нормативам.
Разработкой программы семинаров занималась Корпоративная кафедра министерства строительства и ЖКХ РФ совместно с Институтом экономики, управления и коммуникаций в сфере строительства и недвижимости (ИЭУКСН), Центром дополнительного профессионального образования и Научно-техническим управлением НИУ МГСУ по поручению министерства науки и высшего образования РФ.
Тематические модули программы были посвящены различным аспектам управления имущественным комплексом университетов. Программа была поделена на 4 модуля. В первом модуле слушателям рассказали о законодательных, нормативно-правовых и нормативно-технических документах, регламентирующих модернизацию инфраструктуры.
Кроме ПГТУ и ДонНАСА в программе образовательных семинаров приняли участие:
Донецкий национальный технический университет, Мариупольский государственный университет, Луганский государственный аграрный университет, Херсонский аграрный университет, Херсонский государственный университет, Херсонский национальный технический университет.
Павел Акимов, ректор НИУ МГСУ, для «Научно-образовательной» политики:
«Прошедший обучающий семинар – очень значимое мероприятие в рамках нашего взаимодействия с университетами, расположенными на территории новых регионов. В НИУ МГСУ уже сотрудничает с Донбасской национальной академией строительства и архитектуры и Приазовским государственным техническим университетом. Летом этого года мы организуем семестры для студентов из этих вузов.
Мы даем возможность углубить свои знания в тех дисциплинах, которые не могут быть полностью освоены в сложных условиях новых регионов. Прежде всего это информатика, компьютерная графика, моделирование и лабораторные эксперименты. Мы открыты для сотрудничества и с другими образовательными организациями, которые находятся на новых территориях».
Telegram
Научно-образовательная политика
Четверо новых – наука и образование
Интеграция четырех новых регионов в пространство России – задача системная и комплексная.
Новый Федеральный закон от 17.02.2023 № 19-ФЗ регулирует все аспекты стыковки и интеграции новых регионов в научно-образовательное…
Интеграция четырех новых регионов в пространство России – задача системная и комплексная.
Новый Федеральный закон от 17.02.2023 № 19-ФЗ регулирует все аспекты стыковки и интеграции новых регионов в научно-образовательное…
Профессионалитет или нужна голова с руками (1/2)
В рамках ММСО 2023 прошла панельная дискуссия «Стратегические направления развития ФП «Профессионалитет» в контексте обеспечения суверенитета и конкурентоспособности экономики». «Профессионалитет — это будущее СПО. Если брать терминологию и вспомнить высказанную позицию премьера Михаила Мишустина, то СПО давно перестало быть средним образованием. Сегодня переосмысление роли и идеологии СПО идет через одноименный федпроект, поручения по которому вошли в недавнее обращение Президента России», — задал рамку обсуждения модератор дискуссии, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов.
Профессионалитет сегодня — это попытка разворота системы СПО под запрос реального сектора экономики. 2022 год стал пилотным. В этот период обкатывалась идеология. «Триединство — регион, работодатель, колледж —показывает хороший результат. Сейчас мы выходим на новый виток масштабирования проекта. В том году охват составил 103 ФГОС. В этом — еще 143», — рассказал проректор ИРПО Дмитрий Ковалев.
Профессионалитет с вузовской линейкой — отдельное направление развития. Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения России Марина Софронова отмечает потребность мотивировать университеты включать профобразование в свои программы, однако сейчас здесь нет единых стандартов.
«Одна из целей Профессионалитета — оживить СПО внутри вузов. Это своего рода довузовская подготовка, куда поступают ребята и потом продолжают образование по программам высшего образования», — прокомментировала Марина Софронова.
Связка с работодателем — краеугольный камень Профессионалитета. В частности, есть инженеры, которые проскочили производственные процессы и умеют только управлять командами. Сейчас растет спрос на специалистов, которые знают особенности производства. «В рамках Профессионалитета хотелось бы придать прикладной смысл проекту и проработать внутри интеграцию программ среднего профессионального образования с программами бакалавриата в рамках одной интегрированной программы профобразования», — обозначила заместитель директора департамента.
Все о том, куда и как «приложить» образование исторически знает ОАО «РЖД». Поэтому с начала реализации федпроекта компания стала одним из его амбассадоров. «Профессионалитет стал драйвером роста. Мы фиксируем, что наши подведомственные техникумы нас разрывают, чтобы мы поддержали ту или иную заявку. Это говорит о том, что проект востребован. Второе — проект способствует развитию БАМ и ДФО», — поделился опытом ОАО «РЖД» заместитель начальника департамента управления персоналом Александр Збарский.
Формируется собственная «скамейка запасных» из выпускников Профессионалитета. При этом цифры говорят сами за себя — в Екатеринбурге в кластере РЖД 80 обучающихся на бюджете, 75 — на платном. Из чего можно сделать вывод, что проект «заходит» абитуриентам.
В рамках ММСО 2023 прошла панельная дискуссия «Стратегические направления развития ФП «Профессионалитет» в контексте обеспечения суверенитета и конкурентоспособности экономики». «Профессионалитет — это будущее СПО. Если брать терминологию и вспомнить высказанную позицию премьера Михаила Мишустина, то СПО давно перестало быть средним образованием. Сегодня переосмысление роли и идеологии СПО идет через одноименный федпроект, поручения по которому вошли в недавнее обращение Президента России», — задал рамку обсуждения модератор дискуссии, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов.
Профессионалитет сегодня — это попытка разворота системы СПО под запрос реального сектора экономики. 2022 год стал пилотным. В этот период обкатывалась идеология. «Триединство — регион, работодатель, колледж —показывает хороший результат. Сейчас мы выходим на новый виток масштабирования проекта. В том году охват составил 103 ФГОС. В этом — еще 143», — рассказал проректор ИРПО Дмитрий Ковалев.
Профессионалитет с вузовской линейкой — отдельное направление развития. Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения России Марина Софронова отмечает потребность мотивировать университеты включать профобразование в свои программы, однако сейчас здесь нет единых стандартов.
«Одна из целей Профессионалитета — оживить СПО внутри вузов. Это своего рода довузовская подготовка, куда поступают ребята и потом продолжают образование по программам высшего образования», — прокомментировала Марина Софронова.
Связка с работодателем — краеугольный камень Профессионалитета. В частности, есть инженеры, которые проскочили производственные процессы и умеют только управлять командами. Сейчас растет спрос на специалистов, которые знают особенности производства. «В рамках Профессионалитета хотелось бы придать прикладной смысл проекту и проработать внутри интеграцию программ среднего профессионального образования с программами бакалавриата в рамках одной интегрированной программы профобразования», — обозначила заместитель директора департамента.
Все о том, куда и как «приложить» образование исторически знает ОАО «РЖД». Поэтому с начала реализации федпроекта компания стала одним из его амбассадоров. «Профессионалитет стал драйвером роста. Мы фиксируем, что наши подведомственные техникумы нас разрывают, чтобы мы поддержали ту или иную заявку. Это говорит о том, что проект востребован. Второе — проект способствует развитию БАМ и ДФО», — поделился опытом ОАО «РЖД» заместитель начальника департамента управления персоналом Александр Збарский.
Формируется собственная «скамейка запасных» из выпускников Профессионалитета. При этом цифры говорят сами за себя — в Екатеринбурге в кластере РЖД 80 обучающихся на бюджете, 75 — на платном. Из чего можно сделать вывод, что проект «заходит» абитуриентам.
Профессионалитет или нужна голова с руками (2/2)
Ректор МГУ им.Н.П. Огарева Дмитрий Глушко стоял у истоков зарождения Профессионалитета еще в должности первого замминистра просвещения. Логично, что сейчас он активно развивает это направление уже на посту ректора. «С точки зрения отлаживания профессиональных навыков – СПО опередили вузы. Интеграция программ действительно важна, чтобы на выходе обладать профессиональными навыками. Если студент на определенном уровне подтвердит квалификацию, то по сути получит 2 диплома — диплом о специальности и диплом о высшем образовании. В зависимости от уровня профессиональных компетенций студентам можно устанавливать разный уровень заработной платы», — отметил Дмитрий Глушко.
В Мордовии совместно с региональным отделением РСПП прошло обсуждение интеграции колледжей с вузами, чтобы в кооперации работать над треком развития выпускника.
Отмечая эффективность Профессионалитета, ректор ГУАП Юлия Антохина не отождествляет программу как прикладной бакалавриат: «Сегодня Профессионалитет — это чистое СПО. Если мы пытаемся применить это к ВО, то СПО — это рабочие кадры. ВО — дает подготовку инженерных кадров».
Удачным примером связки СПО-ВО выступает Княгининский университет. Идеология Профессионалитета в подготовке кадров заложена в Княгининском с момента его основания. Сейчас вуз становится опорным региональным университетом для СПО. «Мы создавали прикладной рабоче-крестьянский вуз, который должен давать кадры для экономики. У нас на плакате на входной группе написано: «Нужны руки с головой». А, если интегрировать выше, нужна голова с руками», — рассказал ректор Княгининского университета Анатолий Шамин.
Зоной роста для СПО может выступать ДПО, уверен заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ Илья Коршунов. «Вузы, в отличие от колледжей, имеют базовые показатели развития ДПО. Колледжи отстают по обучению взрослых. Если поставить такой показатель в Профессионалитете, тогда и сами вузы начнут бороться за СПО», — прокомментировал он.
Еще одним направлением развития станет программа «Агропрофессионалитет», которая сейчас разрабатывается при участии Минпросвещения России.
Руководитель пресс-службы ВолГУ Вера Золотовскова поделилась, что университет внимательно следит за федпоектом «Профессионалитет» как одной из самых масштабных мер поддержки в государстве сегодня. «Динамика такова, что второй год подряд у нас ощутимый прирост приема по программам СПО», — отметила она.
Резюмируя, проекту еще долго предстоит меняться и расти. Первые его итоги оцениваются как сугубо положительные, однако сейчас еще слишком рано говорить о том, что Профессионалитет станет вариацией прикладного бакалавриата. Первостепенная задача для федпроекта сегодня – перерости свою сущность «просто гранта».
Ректор МГУ им.Н.П. Огарева Дмитрий Глушко стоял у истоков зарождения Профессионалитета еще в должности первого замминистра просвещения. Логично, что сейчас он активно развивает это направление уже на посту ректора. «С точки зрения отлаживания профессиональных навыков – СПО опередили вузы. Интеграция программ действительно важна, чтобы на выходе обладать профессиональными навыками. Если студент на определенном уровне подтвердит квалификацию, то по сути получит 2 диплома — диплом о специальности и диплом о высшем образовании. В зависимости от уровня профессиональных компетенций студентам можно устанавливать разный уровень заработной платы», — отметил Дмитрий Глушко.
В Мордовии совместно с региональным отделением РСПП прошло обсуждение интеграции колледжей с вузами, чтобы в кооперации работать над треком развития выпускника.
Отмечая эффективность Профессионалитета, ректор ГУАП Юлия Антохина не отождествляет программу как прикладной бакалавриат: «Сегодня Профессионалитет — это чистое СПО. Если мы пытаемся применить это к ВО, то СПО — это рабочие кадры. ВО — дает подготовку инженерных кадров».
Удачным примером связки СПО-ВО выступает Княгининский университет. Идеология Профессионалитета в подготовке кадров заложена в Княгининском с момента его основания. Сейчас вуз становится опорным региональным университетом для СПО. «Мы создавали прикладной рабоче-крестьянский вуз, который должен давать кадры для экономики. У нас на плакате на входной группе написано: «Нужны руки с головой». А, если интегрировать выше, нужна голова с руками», — рассказал ректор Княгининского университета Анатолий Шамин.
Зоной роста для СПО может выступать ДПО, уверен заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ Илья Коршунов. «Вузы, в отличие от колледжей, имеют базовые показатели развития ДПО. Колледжи отстают по обучению взрослых. Если поставить такой показатель в Профессионалитете, тогда и сами вузы начнут бороться за СПО», — прокомментировал он.
Еще одним направлением развития станет программа «Агропрофессионалитет», которая сейчас разрабатывается при участии Минпросвещения России.
Руководитель пресс-службы ВолГУ Вера Золотовскова поделилась, что университет внимательно следит за федпоектом «Профессионалитет» как одной из самых масштабных мер поддержки в государстве сегодня. «Динамика такова, что второй год подряд у нас ощутимый прирост приема по программам СПО», — отметила она.
Резюмируя, проекту еще долго предстоит меняться и расти. Первые его итоги оцениваются как сугубо положительные, однако сейчас еще слишком рано говорить о том, что Профессионалитет станет вариацией прикладного бакалавриата. Первостепенная задача для федпроекта сегодня – перерости свою сущность «просто гранта».
Прямо сейчас в Центре Знаний "Машук" заместитель генерального директора Российского Общества "Знание" Антон Сериков @serikov_channel открывает основной день программы повышения квалификации "Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями".
ЦЗ "Машук" – центральная федеральная образовательная площадка для обучения "тех кто учит". Команда НОП обсудила с руководством "Машука" включение ряда наших модулей в образовательные программы Центра Знаний.
ЦЗ "Машук" – центральная федеральная образовательная площадка для обучения "тех кто учит". Команда НОП обсудила с руководством "Машука" включение ряда наших модулей в образовательные программы Центра Знаний.