НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
США ввели санкции против российских вузов и НИИ, работающих в сфере геологии и нефтедобычи, в Минфине США объяснили, что новые ограничения «нацелены на тренировочные площадки для будущих российских энергетических специалистов, российские исследовательские институты, где разрабатываются новые технологии добычи».

Под санкциями:

▪️ Санкт-Петербургский горный университет вместе с его ректором Владимиром Литвиненко,
▪️ Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе,
▪️ Альметьевский государственный нефтяной институт,
▪️ Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика Михаила Миллионщикова,
▪️ Российский государственный университет нефти и газа имени Ивана Губкина;
▪️ Газпром ВНИИГАЗ;
▪️ НИИ полимеров имени академика Валентина Каргина;
Ректор АГУ Константин Маркелов выступил на пресс-конференции "Международный транспортный коридор Север-Юг". Россия – Восток логистика: импорт – экспорт" в рамках XIV Международного экономического форума "Россия - Исламский мир: KazanForum".

Источник: Фотохост-агентство РИА Новости
Forwarded from RUDN student’s life
Он всегда называл РУДН местом силы, чем бы он ни занимался в жизни, где бы ни работал — он всегда был с РУДН.

Коллеги по университету, кто часто с ним общался, отмечают его очень внимательное отношение к людям, особенную чуткость. Он всегда помогал, чем мог, и личным примером показывал важность доброты, нравственности и заботы о других. Для университета это невосполнимая утрата.

В память о Петре Кучеренко.
Четвертным по Белому

Научно-технологический суверенитет и суверенная система высшего образования (вместе с выстраиваемой новой системой экспертизы и двойной вершиной российской науки в виде РАН и Курчатовского института) требуют самостоятельных от западных баз данных и перечней изданий систем отсчета качества журналов, публикаций. Также нужны собственные методики анализа результативности и эффективности выполнения госзадания, реализации грантов и проведения исследований как таковых.

Базой для Национальной системы оценки результативности научных исследований и разработок является «Белый список». Это, как сообщает официальный портал Минобрнауки, «перечень наиболее авторитетных научных журналов». В чисто почти 30 тысяч (точнее – 2958 шт.) отечественных и зарубежных изданий.

Над созданием «Белого списка» трудилась Межведомственная рабочая группа Минобрнауки. На днях она утвердила Методику распределения по категориям журналов из «Белого списка» (датирована она 15 мая за подписью замминистра Дениса Секиринского).

Цель, как она обозначена в документе) – создать методики категорирования научных журналов. Она должна позволить включать результаты публикационной активности в систему оценку научной деятельности и при этом позволила бы обновлять категории изданий вне зависимости от услуг коммерческих компаний. (Вот тут стоило бы дописать – «зарубежных» либо «из недружественных стран»).

Категорий будет традиционно 4 – т.е. это те же квартили. Несмотря на тройственное деление Перечня ВАК, Белый список будет более традиционным. Хотя в методологии и предусмотрен Уровень 5 для тех, кто не имеет цитирований. Но он равносилен четвертому.

Предусмотрен переходный период на 2023 год, когда будут учитываться: двухлетний импакт-фактов по Web of Science, CiteScore за 4 года по Scopus, импакт-фактор РИНЦ. На переходный период предусмотрены бонусные баллы российским журналам, которые будут определяться по квартилям RSCI.

С 2024 года предусмотрена полная суверенизация и определение категорий по удельной цитируемости статей журнала за 5-летний период по базе данных РЦНИ (индекс цитирования). Собственно, этот индекс должен создать Российский центр научной информации (преемник РФФИ на ниве научно-информационного развития) – это основа «отечественной систему учета научного цитирования».

Требования по вхождению в БС необременительны:
1. Иметь веб-сайт с доступными метаданными публикаций.
2. Присваивать публикациям цифровой идентификатор DOI или российский аналог.
3. Цитироваться в других журналах из БС.
4. Преимущественно публиковать научные материалы.
5. Быть известным профильным специалистам.
6. Главред и большинство членов редколлегии должны быть известны профессиональному сообществу и иметь публикации за последние годы.
7. При взимании платы – размещать эту информацию открыто на сайте.

Механика вхождения: МРГ передает журналы в тематических экспертные совета, которые выносят рекомендации, а Группа принимает решения и доводит их до сведения публики. Общее число групп и тематических советов еще определят на основании числа журналов и публикаций Российской Федерации в соответствующей области.

Базовым рубрикатором станет ОЭСР-овский с 11 направлениями. Импортозамещение здесь нерационально, поскольку скоро вступит в силу новая номенклатура научных специальностей, которая также берет за основу именно этот рубрикатор.

Правда, для эффективной работы (а все в итоге упирается в деньги) будет использованный разработанный членами МРГ рубрикатор ОЭСР-3, который совместим с рубрикатором системы «Электронный бюджет».

Провинившихся будет регулярно исключать Межведомственная рабочая группа с правом повторного рассмотрения не менее чем через год.

РЦНИ будет оперативно готовить информационные материалы о белом списке.

Очевидно, что КБПР должен войти в НСО РНИР, а следовательно – их методики должны быть сопряжены на базе подходов в категоризации «Белого списка».

Подробнее: методика, новость, сайт РЦНИ, Белый список.
Распределение – а вас это касается?

В настоящий момент научно-образовательная сфера остается одной из немногих, где еще возможно выдвигать громкие инициативы. Отечественная социология (и заинтересованные стороны в целом) живо откликаются на эти призывы политиков. И нередко в погоне за хайпом выносят аналогичные «выводы» в заголовок публикаций.

В этом ряду соцопрос Исследовательского центра портала Superjob.ru видится исключением: «Лишь 3 из 10 студентов вузов поддерживают идею возврата к системе распределения выпускников». Действительно, кого вообще касается перспектива распределения? Студентов – да, сотрудников и преподавателей вузов – скорее всего, работодателей – вероятно. Остальных россиян – вряд ли хоть чем-то.

Итак, всего за распределение высказалось 56%, против – 25%, затруднились с ответом 19%. От года к году число сторонников распределения снижается, противников – растет. В 2019-м 69% были за, лишь каждый десятый (10%) против, в 2023-м за на 13% меньше, а против – более чем в 1,5 раза больше.

Наиболее интересны ответы в категории до 24 лет. Здесь как раз за всего треть (32%), а против 42%; при четверти (25%) затруднившихся с ответом.

Среди студентов дневных отделений всё еще более выражено. Считают, что нужно вернуть систему распределения лишь 3 из 10 (30%) (годом ранее таковых на фоне ковидных проблем было, тем не менее, всего 35%). Против этого решения 41%, что с 2 с лишним раза больше, чем в прошлом (в 2022 г. – 18%). Более того, число противников растет за счет тех, кто ранее затруднялся ответить: в 2022-м затруднялась почти половина (47%), а сейчас – лишь 29%.

А вот родители желают через распределение причинять добро и наносить счастье своим детям через распределение. В 2023 г. 61% за распределение, впрочем, число таковых снижается – годом ранее их было 70%. Противников среди родителей стало чуть больше – 15% против 11%. Те, кто ранее был за – теперь против или затрудняются с ответом. В 2022-м году из числа родителей 19% затруднялись ответить, в текущем – уже четверть (24%).

Уже не раз было озвучено, что распределение не вернется. Об этом говорили на всех уровнях и во всех ветвях власти. Хайп на распределении традиционен, как и сезонные «склонения ЕГЭ». В настоящее время наиболее эффективным признано целевое обучение. Причем для направлений, где есть дефицит кадров, квоты могут доходить до 100%, причем с ограничением по регионам.

Система распределения работала в рамках плановой экономики. Сейчас такое кадровое планирование с точностью до конкретной организации вряд ли возможно и востребовано.

Важно, чтобы социологические исследования – даже проведенные на злобу дня – не были презентованы так, чтобы максимально хайпануть на теме. Да, формально все он научны, выборки репрезентативны и т.п. Но наиболее качественную информацию могут дать только опросы тех, кто реально имеет отношение к тематике вопроса. Значительная часть респондентов (если брать общие выборки) никакого отношения к распределению (высшему образованию, интеграции его с рынком труда, целевой подготовкой и т.п.) не имеет. И спрашивать их, по меньшей мере, странно, а откровенно говоря – незачем.

Подробнее: https://www.superjob.ru/research/articles/114061/lish-3-iz-10-studentov-vuzov-podderzhivayut-ideyu-vozvrata-k-sisteme-raspredeleniya-vypusknikov/
Межнациональная сила – народная правда

Национальная идея России и ее народный потенциал – об этих сложных вещах рассуждали на Заседании Совета по межнациональным отношениям. Его по видеосвязи провел президент Владимир Путин. В ходе беседы решалась двуединая задача – на уровне дискурса и философии доформулировались нужные концепты и логические связки, в доктринальном плане озвучивались и фиксировались изменения в Стратегию государственной национальной политики.

Сила в многонациональности
Президент во вступительном слове однозначно постановил: «Культурное, национальное многообразие – … это наша сила – особая всепобеждающая сила России». Потому все попытки раскачать межнациональную ситуацию наших противников обречены на провал.

Образ мысли
Недружественные страны и деструктивные силы внутри страны исходят из того, что такая многосоставность страны – уязвимость. А мыслят они в категориях собственной истории – то есть, империализма (а Россия – хоть и империя, но начисто лишена империалистических характеристик) и государства-нации (вместо этого реализуется концепция многонационального народа – фактически многонародной нации).

Язык
Помимо дискурса важно позиционирование русского языка. По Конституции – это язык государствообразующего народа. При этом президент его выделил, в первую очередь, как государственный язык межнационального общения. С помощью этой формулы видна попытка поставить знак равенства между русским народом и многонациональным российским народом как носителями языка – т.е. как государствообразующие народами.

Конфликт
Продолжается активное развитие идеи Метанарода Русского как единства трех его ветвей – русской, белорусской и украинской. В этом смысле конфликт на Украине и СВО действительно обретают характер гражданской войны. А «освобождение новых субъектов от нацистского режима ставит на одно из первых мест задачу утверждения в обществе идеи этнического, культурного и исторического единства русского и украинского народов взамен внедрявшейся идеи украинства» (Игорь Баринов, глава ФАДН).

Идентичность
Владимир Путин с особой гордостью отметил, что государственный уровень идентичности (россиянин) значительно усилился за последние несколько лет. Сейчас так себя идентифицируют 94% россиян.

Чуть позже Валерий Тишков добавит, что идет сопряжение двух уровней идентичности – национального и цивилизационного.

Особый путь
Все выступавшие подчеркивали важность многонациональности Государства Российского во все периоды его истории. Россия предстает империей без империализма и многонациональным народом без национализма.

Известная формула «православие, самодержавие, народность» полноценно трансформировалась в «единые духовно-нравственные ценности, сильное Государство Российское, «многонациональную народность».

Известная формула президента Владимира Путина «я – лакец, я – дагестанец, я – чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей и мордвин» получила ответ: «Я – мусульманин, я – пуштун, афганец, Рафи Абдул Джабар, и я – русский солдат. Для меня великая честь быть русским солдатом».

Образование
Многие выступавшие подчеркивали важность работы с детьми и молодежью. Особое значение здесь отдано на школьном уровне блоку История + Обществознание + «Разговоры о важном», на университетском – модулю по Истории и Основам российской государственности.

Битву за умы надо вести с пеленок – потому Алиас Авидзба («Пятнашка») так настаивал на том, что начинать надо с детского сада и доводить логику работы до студенчества.

Важную помощь оказывают крымчане. Особенно громко на встрече прозвучал Крымский инженерно-педагогический университет, чей ректор Чингиз Якубов является председателем Совета крымских татар.

Важно, что и от него, и от Игоря Баринова (глава ФАДН) прозвучали теплые слова в адрес молодежи – ответственной, понимающей, сочувствующей, часто не по годам мудрой.

Итог подвел Владимир Путин: «Главное для нас – это укрепляться изнутри, укреплять нашу государственность, фундамент нашего дома и нашего будущего. Этот фундамент – межнациональное согласие».

Подробнее.
⚡️ Ректорам, проректорам, руководителям подразделений вузов

В Астрахани 29-31 мая пройдёт III Международный научный форум «Каспий 2023: пути устойчивого развития»

Основным местом проведения форума выступит Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева. Форум проводится уже в 3-й раз и уже стал крупнейшей интернациональной дискуссионной площадкой по обсуждению вопросов укрепления позиций России на Каспии, а также развитию сотрудничества стран Прикаспия в сфере науки, технологий, образования, культуры, цифры, молодёжной политики.

Участие примут губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин, представители руководства Минобрнауки России, Государственной Думы РФ, Росмолодёжи, Россотрудничества, РДДМ "Движение Первых", Российского общества "Знание", Президентской платформы "Россия–страна возможностей", Российской академии наук, ректоры ведущих вузов страны, академий наук стран Прикаспия, делегации Прикаспийских государств и стран СНГ и ЕАЭС.

Юлия Аблец, заместитель генерального директора АНО «Диалог Регионы» для «Научно-образовательной политики»:

«Для решения задач технологического, цифрового, информационного или любого иного вида суверенитета ключевым фактором успеха является наличие людей, обладающих высочайшим уровнем компетенций, и способных в кросс-функциональных командах находить необходимые решения.
Безусловно, вузы являются лучшей площадкой для обсуждения этих вопросов. Тем не менее, нам важно понимать, что эта задача крайне сложная, решить ее только представителям вузовского сообщества не получится. Не потому что сообщество не способно это сделать, а потому что это сверхсложная задача, связанная с кадровым суверенитетом и подготовкой необходимых нашей стране, с учетом текущих реалий, специалистов. Поэтому на таких площадках, как «Каспий 2023», необходимо объединять представителей науки, госструктур, работодателей, общественников и энтузиастов, которые уже ищут решения этих задач. Только так — вместе — мы сможем прийти к правильному решению этой большой и амбициозной задачи»


Организаторы Форума – Правительство Астраханской области, АНО "Россия–страна возможностей", НОП, Астраханский государственный университет.

Регистрация на форум до 18:00 27 мая:
https://caspian2023.asu.edu.ru/
Поздравляем наших коллег и друзей из Президентской платформы "Россия–страна возможностей" @stranavozmojnostey с 5-летием.

Все эти 5 лет НОП был рядом с РСВ, а иначе и не могло быть, ведь образование, наука и молодёжная политика – главная тематика многочисленных конкурсов и проектов Президентской платформы.

За 5 лет существования РСВ объединила миллионы наших соотечественников, среди которых команды сотен вузов по всей стране.

Желаем, как и прежде, быть "флагманами образования" "на одной волне с университетами", укрепляться как "центр компетенций" "цифрового прорыва" и не забывать что "большая перемена" возможна только если каждый день жить с пониманием, что "моя страна –моя Россия".

https://news.1rj.ru/str/akomissarov2022/1404
Москва и Баку: зелёный свет международной молодёжной политике

В рамках III форума молодежных инициатив Азербайджана и России, прошедшего в молодёжной столице Азербайджана г.Мингячевире состоялся круглый стол "Реализация профессиональных возможностей молодежи в Азербайджане и России", в котором активное участие приняли участие около 30 представителей двух стран.

Наиболее активно участавовали в дискуссии:

От российской стороны:
Дарья Козырева, директор Экспертного центра карьеры Минобрнауки России;
Артём Ипатьев, первый заместитель руководителя трека Росмолодежь. Бизнес;
Лилия Ромадан,второй секретарь Генерального секретариата МИД России, заместитель председателя Совета молодых дипломатов;
Ольга Чернет, атташе Латиноамериканского департамента МИД России, куратор Евразийского форума молодых дипломатов, член Президиума Совета молодых дипломатов МИД России;
Виктория Олинчук, заместитель директора Института молодежной политики и международных отношений РТУ МИРЭА, базовой организации государств - участников СНГ по работе с молодёжью.

От азербайджанской стороны:
Джахангирбейли Руфат Рамин оглы, заведующий сектором по обучению Государственного Экзаменационного Центра Азербайджана;
Адилов Аяз Абульфат оглы,
региональный координатор по Аранскому региону Агентства развития малого и среднего бизнеса Азербайджана;
Гулузаде Али Расим оглы,
координатор проекта Youth Inc. организации «Дебаты в гражданском обществе;
Гаджибейли Рафаэль Сиявуш оглы,
исполнительный директор Платформы азербайджанских студентов и выпускников;
Султанов Сабир Ровшан оглы,
член правления Союза молодёжных студенческих организаций Азербайджана.
 
Модерировали:

Евгений Сженов, научный руководитель экспертно- аналитического центра «Научно-образовательная политика», член Общественного совета при Минобрнауки России и Гусейнов Сеймур Эльшад оглы,
заведующий отделом по работе с молодежными организациями Фонда молодежи Азербайджана.

Лилия Ромадан рассказала о наставническом направлении Совета молодых дипломатов МИД и форумной деятельности, Ольга Чернет - о Международной Ассоциации молодых дипломатов и предстоящем в июле 2023г. Форуме стран Евразии, который пройдёт на Алтае, пригласив коллег из Азербайджана к участию. Дарья Козырева, Артём Ипатьев и Евгений Сжёнов рассказали о многообразии проектов молодёжной политики России, отдельно акцентировав внимание на тех из них, где возможно (и приветствуется) участие молодёжи Азербайджана.

Представители Азербайджана рассказали о работе с молодёжью в своей стране, отдельно отметив, что многие ключевые проекты реализуются по образу российских примеров – включая АВЦ, конкурс "Лидеры России" и др.

Обе стороны выразили готовность наращивать содержательную работу по всем направлениям молодёжной политики – в особенности, по направлению совместных предпринимательских и бизнес-проектов, оценке профессиональных компетенций, участия молодёжи двух стран в форумных кампаниях.

Участники из Азербайджана высказали пожелание более активного включения в такой диалог российских вузов, предлагающих программы международного сотрудничества. По итогам Круглого стола участники предложили незамедлительно создать постоянно-действующую международную рабочую группу по реализации профессиональных возможностей молодежи Азербайджана и России и продолжить начатый диалог и реализацию совместных проектов.

https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/32583
Тренды и планы: проекты, защиты, уровни

Под председательством министра науки и высшего образования Валерия Фалькова прошло расширенное заседание коллегии ведомства. Одна из частей мероприятия была посвящена докладу главы Минобрнауки об итогах работы за 2022 г.

Он стал первым годом Десятилетия науки и технологий и вместе с тем первым г.ом совершенно новых мирополитических реалий. Россия взяла курс на построение научно-образовательного и инновационно-технологического суверенитета.

Флагманские векторы развития – Передовые инженерные школы, Платформа университетского технологического предпринимательства, рост доступности высшего образования, Приоритет-2030, НОЦы и университетские кампусы мирового уровня, интеграция и поддержка новых регионов.

Отдельно Валерий Фальков отметил рост количества защит:

«Общее количество защит только за 2022 г. выросло почти на 20 %. С 2020 г. рост еще более существенный: кандидатских диссертаций с 6,5 тысяч в 2020 г. до 8,5 тысяч — в 2022, докторских диссертаций — с чуть менее 1 тысячи до 1,5 тысяч в 2022 г.».

Помощник президента Андрей Фурсенко отметил, что это свидетельствует о хорошем заделе для достижения поставленных задач общегосударственного значения:

«Сейчас контроль за диссертациями серьезный, и он сохранился, при этом количество защит растет. И очень важно, чтобы часть этих людей шла в университеты и становилась преподавателями. Только это поможет обеспечить качество подготовки кадров, а значит, обеспечить суверенитет не только в фундаментальных исследованиях, но и в конкретных разработках».

Еще один важный блок – новая суверенная система высшего образования. О ходе работ доложил глава Минобрнауки, отметив, в частности: «Перечень необходимых изменений подразумевает, прежде всего, поправки в закон об образовании, в законы-спутники — их больше 250, подзаконные акты. Также потребуется создание нового перечня образовательных программ, документов о высшем образовании, реформирование работы федеральных научно-методических объединений. Мы считаем, что с учетом эксперимента переход на обучение по новой системе ориентировочно просматривается в 2025 г.».

В основе будет лежать 4-6-летний специалитет. Министр отметил: «Здесь важно уйти от простого противопоставления специалитета и бакалавриата в сторону гибкости сроков в обучении в формате базового образования, потому что сроки обучения диктуются рынком туда, квалификацией, требованием работодателей». Первично содержание образования (интеграция с наукой и практикой), а не форма.

Особо Валерий Фальков подчеркнул: «В новой системе важно четко развести образовательную ступень и профессиональные квалификации в документах об образовании». Такой подход делает возможным получение дополнительных квалификаций в ходе освоения программ высшего образования.

Второй ступенью станет специализированное высшее образование – оно придет на смену магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки. В рамках специализированного ВО будет предусмотрена отраслевая подготовка кадров в течение 1-3 лет.

Итоговый срок освоения двух ступеней может занять от 5 до 9 лет.

Специализированное ВО предлагается разделить на академическую и профессиональную магистратуру – научно-исследовательскую и практикоориентированную соответственно.

Валерий Фальков отметил:

«Академическая магистратура — это та, которая соответствует приоритетам научного развития, поэтому в полной мере должна финансироваться за счет бюджета. А вот профессиональная магистратура, имеющая своих прямых бенефициаров (допустим, работодателей из числа промышленных предприятий) может и должна иметь гибкие схемы финансирования, в том числе может финансироваться крупными корпорациями, отраслями или частными лицами».

Таким образом академическая магистратура сближается с аспирантурой (так нацелена на научную деятельность, подготовку исследовательских и научно-педагогических кадров), а профессиональная – с профессиональным и корпоративным ДПО.

Новый формат будет апробирован с 2023-2024 г. в БФУ, МАИ, Университете МИСИС, МПГУ и Горном университете.

Подробнее: 1 и 2.
Биопринтинг для медицины

22 мая стартовал совместный научно-образовательный конкурсный проект Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга по одному из самых актуальных фронтирных направлений — биотехнологиям. Сегодня это одна из самых динамично развивающихся и перспективных отраслей медицины, которая позволит спасти и улучшить качество жизни сотням тысяч пациентов.

Заявки были поданы из 61 города. Много участников из Москвы (27%), Санкт-Петербурга (20%) и Казани (5%), а также Калининград, Ростов-на-Дону, Краснодар, Самара, Саратов, Нальчик, Екатеринбург, Волгоград, Новосибирск, Томск, Тюмень, Челябинск, Якутск, Иркутск и др.

Были поданы заявки из 111 вузов, в числе которых Университет им. Сеченова, Университет ИТМО, СЗГМУ им. И.И. Мечникова, Сколковский институт науки и технологий, Университет науки и технологий МИСИС и другие ведущие вузы страны.

Александр Колсанов, ректор СамГМУ, профессор РАН, Заслуженный деятель науки РФ специально для НОП:

«Для участников проекта мы совместно разработали интересную и насыщенную программу с лучшими экспертами страны, которые представят самую актуальную информацию по биопринтингу, биотехнологиям и биомедицине, аддитивным технологиям, тканевой инженерии, биофабрикации и другим темам.

Мы получили отличный отклик — всего подано более 360 заявок от команд со всей России. 22 мая стартовал первый этап проекта — образовательный интенсив, после чего с июня начнется работа над конкретными проектами при поддержке экспертов и подготовка заявок на конкурсный отбор, который пройдет в сентябре.

Мы предоставляем отличный шанс получить поддержку на реализацию лучших проектов. Общий призовой фонд сейчас составляет 1,5 млн рублей и может быть увеличен, если найдутся еще партнеры, готовые поддержать эту инициативу».

Подробная информация о проекте, потенциальных темах для конкурсных работ и другая полезная информация: https://hightechdesign.ru/projectschool/bioprinting 
Сегодня свой День рождения празднует ректор Университета МИСИС Алевтина Черникова. В этому году исполняется также 10 лет, как Алевтина Анатольевна руководит «главными по стали и сплавам».

Под ее чутким руководством вуз давно стал не просто кузницей кадров в самых передовых отраслях, но и одним из ключевых центров молодежной науки и молодежной политики. И это неслучайно — как любит повторять и сама именинница: «Университет — это то место, где интересы студентов превыше всего».

Редакция «Научно-образовательной политики» поздравляет нашего друга и надёжного партнёра Алевтину Анатольевну Черникову с днем рождения и желает, чтобы под ее строгим, но любящим взглядом еще долгие годы в университете «плавился не только металл», но и сердца тех, кто выходит после него с МИСИС в сердце!