Наука и образование – региональное развитие
На пленарном заседании «Современная Россия: устойчивость к вызовам времени» V Форума социальных инноваций регионов говорили о целом спектре вызовов-возможностей и путей развития как отдельных городов и регионов, так и всей страны.
За прорывные сюжеты отвечал вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Согласно своим зонам ответственности он подчеркнул важность цифровой трансформации социалки, а также вытягивающих качествах туристической отрасли для комплексного социально-экономического развития. Не менее важны физическая культура и спорт – на любительском уровне они оказывают важный вклад в достижение демографических и экономических эффектов, а на профессиональном отражают изменения в миропорядке – санкционные барьеры со стороны Запада и открытость Востока к любым форматам спортивного взаимодействия.
Однако ключевое внимание все же было уделено научно-образовательному развитию и формированию научно-технологического суверенитета.
Дмитрий Чернышенко выделил комплекс мер для поддержки ученых. В частности, это решение «квартирного вопроса»: «Специалисты получают гранты и жилищные сертификаты. В 2022 году было выдано свыше 320 сертификатов».
Именно возможность в перспективе получить льготы на приобритение собственного жилья являются одним из факторов привлекательности любой отрасли. Сейчас наибольшее внимание государства испытывают IT-специалисты, при этом все более громко и уверенно звучит позиция тех, кто лоббирует расширение всего комплекса мер поддержки на ученых. В частности, как раз в вопросах собственного жилья – временным решением является создание кампусов мирового уровня, а также развитие инфраструктуры доступной аренды. В более глобальном измерении все более явной становится необходимость «научно-образовательной ипотеки». Текущие политические и экономические обстоятельства диктуют важность рачительного подхода к ресурсам и приоритезации их выделения на вопросы обороны, а также крупные инфраструктурные проекты. Вместе с тем, и это принципиальная позиция президента Владимира Путина – недопустимы ощутимые секвестры нацпроектов и госпрограмм. Потому можно ожидать, что после окончания основной фазы СВО к вопросу профильной ипотеки обязательно вернутся.
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко остановился на конкретных успехах российских вузов:
«Учёные из Московского политеха @mospolytech совместно с индустриальными партнёрами разрабатывают электродвигатели и шасси для отечественного серийного электроавтомобиля.
На базе Самарского государственного медицинского университета @samsmu запущено серийное производство инновационных титановых эндопротезов, оборудования для реабилитации и цифровых тонометров.
А учёные из Томского политехнического университета @newstpu по заказу индустриального партнёра создали первые в России фильтры донорской крови, которые можно использовать в экстремальных условиях».
Научно-образовательное и инновационно-технологическое развитие неотъемлемо связано с регионами – все процессы идут именно в том или ином субъекте федерации, несмотря на общефедеральные приоритеты или отраслевые ориентиры.
В последнее время регионы получили дополнительные возможности участия в этих процессах – финансировать НИОКР и образовательные программы из собственного бюджета, аккумулируя средства вместе со средствами из федерального бюджета (за что отвечает Правительство) и программно-грантовыми механизмами (где на конкурентной основе участвуют сами университеты и научные институты).
Многие регионы чутко отнеслись к вектору на научно-технологический прорыв как основу социально-экономического развития, заданный более 5 лет назад – и уже сейчас получают конкретные дивиденды. Это могут быть НОЦы и кампусы мирого уровня или, например, ощутимые успехи в программе Приоритет-2030, Передовые инженерные школы, Профессионалитет.
Подробнее: http://government.ru/news/49433/
На пленарном заседании «Современная Россия: устойчивость к вызовам времени» V Форума социальных инноваций регионов говорили о целом спектре вызовов-возможностей и путей развития как отдельных городов и регионов, так и всей страны.
За прорывные сюжеты отвечал вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Согласно своим зонам ответственности он подчеркнул важность цифровой трансформации социалки, а также вытягивающих качествах туристической отрасли для комплексного социально-экономического развития. Не менее важны физическая культура и спорт – на любительском уровне они оказывают важный вклад в достижение демографических и экономических эффектов, а на профессиональном отражают изменения в миропорядке – санкционные барьеры со стороны Запада и открытость Востока к любым форматам спортивного взаимодействия.
Однако ключевое внимание все же было уделено научно-образовательному развитию и формированию научно-технологического суверенитета.
Дмитрий Чернышенко выделил комплекс мер для поддержки ученых. В частности, это решение «квартирного вопроса»: «Специалисты получают гранты и жилищные сертификаты. В 2022 году было выдано свыше 320 сертификатов».
Именно возможность в перспективе получить льготы на приобритение собственного жилья являются одним из факторов привлекательности любой отрасли. Сейчас наибольшее внимание государства испытывают IT-специалисты, при этом все более громко и уверенно звучит позиция тех, кто лоббирует расширение всего комплекса мер поддержки на ученых. В частности, как раз в вопросах собственного жилья – временным решением является создание кампусов мирового уровня, а также развитие инфраструктуры доступной аренды. В более глобальном измерении все более явной становится необходимость «научно-образовательной ипотеки». Текущие политические и экономические обстоятельства диктуют важность рачительного подхода к ресурсам и приоритезации их выделения на вопросы обороны, а также крупные инфраструктурные проекты. Вместе с тем, и это принципиальная позиция президента Владимира Путина – недопустимы ощутимые секвестры нацпроектов и госпрограмм. Потому можно ожидать, что после окончания основной фазы СВО к вопросу профильной ипотеки обязательно вернутся.
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко остановился на конкретных успехах российских вузов:
«Учёные из Московского политеха @mospolytech совместно с индустриальными партнёрами разрабатывают электродвигатели и шасси для отечественного серийного электроавтомобиля.
На базе Самарского государственного медицинского университета @samsmu запущено серийное производство инновационных титановых эндопротезов, оборудования для реабилитации и цифровых тонометров.
А учёные из Томского политехнического университета @newstpu по заказу индустриального партнёра создали первые в России фильтры донорской крови, которые можно использовать в экстремальных условиях».
Научно-образовательное и инновационно-технологическое развитие неотъемлемо связано с регионами – все процессы идут именно в том или ином субъекте федерации, несмотря на общефедеральные приоритеты или отраслевые ориентиры.
В последнее время регионы получили дополнительные возможности участия в этих процессах – финансировать НИОКР и образовательные программы из собственного бюджета, аккумулируя средства вместе со средствами из федерального бюджета (за что отвечает Правительство) и программно-грантовыми механизмами (где на конкурентной основе участвуют сами университеты и научные институты).
Многие регионы чутко отнеслись к вектору на научно-технологический прорыв как основу социально-экономического развития, заданный более 5 лет назад – и уже сейчас получают конкретные дивиденды. Это могут быть НОЦы и кампусы мирого уровня или, например, ощутимые успехи в программе Приоритет-2030, Передовые инженерные школы, Профессионалитет.
Подробнее: http://government.ru/news/49433/
government.ru
Дмитрий Чернышенко принял участие в форуме социальных инноваций
Правительство России
Магадан, Якутск, Анадырь – образовательные аспекты развития
Президент Владимир Путин провел совещание по программам развития трех дальневосточных городов – Анадыря, Магадана, Якутска. Сложная специфика макрорегиона (перекликающаяся во многих случаях с арктической) обусловливает приоритезацию задач – это жилищная и транспортная инфраструктура, энергетика и ЖКХ, накопленные экологические проблемы, медицина и формирование комфортной городской среды. Впрочем, на этом фоне не затерялись и образовательные сюжеты.
Ключевая задача, которая стоит перед всеми тремя регионами и городами – модерация миграционных потоков. Требуется не просто подготовить кадры на базовом уровне, но и обеспечить их траектории образовательного развития, закрепить необходимых специалистов, стимулировать их возвращение после обучения в других регионах, привлечь нужных из других субъектов федерации.
Среди инфраструктурных решений – всё то же формирование комфортной городской среды, ликвидация региональных перекосов (высокие цены, отсутствие инфраструктуры), использование высоких технологий (например, развитие телемедицины). В случае с Дальним Востоком и Арктикой многое из этого упирается как раз в климатические особенности – сложно завозить продукты и стройматериалы, не получается строить круглы год, катастрофически затратно тянуть магистральные сети для подключения к Интернету (а спутниковые технологии пока что не вытягивают требуемые скорости).
Президент подчеркнул:
«Необходимы дополнительные решения по поддержке переезда в эти города врачей, младшего, среднего медперсонала, в том числе по совершенствованию системы материального стимулирования.
Безусловно, хорошо подготовленные специалисты требуются и в других отраслях.
Надо подумать над тем, как укрепить систему профессионального образования этих регионов, подстроить её под текущие вопросы ключевых работодателей».
Первым на совещании из глав регионов выступал губернатор Магаданской области Сергей Носов. На встрече не прозвучало, но субъект входит в межрегиональный НОЦ мирового уровня «Север: территория устойчивого развития» вместе с рядом других дальневосточно-арктических регионов (точка сборки центра – СВФУ). Причина некоторых особенностей развития центра – многие из системных проблем развития дальневосточных и арктических территорий.
Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев в числе прочих презентовал комплексный проект развития Якутска через формриование креативного сектора с ориентацией преимущественнро на молодежь. Одним из системообразующих центров станет кампус мирового уровня Северо-Восточного федерального университета @svfunews, в рамках которого также будет построен учебно-лабораторный кампус Медицинского института СВФУ. Университет является точкой сборки весьма успешного НОЦ мирового уровня «Север: территория устойчивого развития @nocsever» (Якутия, Сахалин, Камчатка, Магадан, Чукотка).
Главный вуз Якутии решает, по словам главы региона, двоякую задачу: «[Он имеет] «огромный потенциал как для привлечения людей из других регионов, так и для формирования современной системы образования и вовлечения молодёжи в развитие республики и всей страны». Главный ориентир – подготовка кадров для задач инновационной экономики.
Также в контексте Якутска прозвучала тема завершение строительства комплекса зданий Высшей школы музыки. Ее Владимир Путин посетил почти четверть века назад – в 1999-м, она произвела большое впечатление на главу государства. К 2026-му году поручено ввести в эксплуатацию новый комплекс.
Для Анадыря пока что вопросы образовательного развития находятся на втором плане – в фокусе внимания более насущные проблемы. Впрочем, объективно необходимо налаживать цифровую инфраструктуру для обучения и профориентации молодежи, обеспечения единого уровня возможностей для обучения школьников.
Мастер-планы развития других дальневосточных городов обсудят на площадке ВЭФ на следующей неделе.
Подробнее.
Президент Владимир Путин провел совещание по программам развития трех дальневосточных городов – Анадыря, Магадана, Якутска. Сложная специфика макрорегиона (перекликающаяся во многих случаях с арктической) обусловливает приоритезацию задач – это жилищная и транспортная инфраструктура, энергетика и ЖКХ, накопленные экологические проблемы, медицина и формирование комфортной городской среды. Впрочем, на этом фоне не затерялись и образовательные сюжеты.
Ключевая задача, которая стоит перед всеми тремя регионами и городами – модерация миграционных потоков. Требуется не просто подготовить кадры на базовом уровне, но и обеспечить их траектории образовательного развития, закрепить необходимых специалистов, стимулировать их возвращение после обучения в других регионах, привлечь нужных из других субъектов федерации.
Среди инфраструктурных решений – всё то же формирование комфортной городской среды, ликвидация региональных перекосов (высокие цены, отсутствие инфраструктуры), использование высоких технологий (например, развитие телемедицины). В случае с Дальним Востоком и Арктикой многое из этого упирается как раз в климатические особенности – сложно завозить продукты и стройматериалы, не получается строить круглы год, катастрофически затратно тянуть магистральные сети для подключения к Интернету (а спутниковые технологии пока что не вытягивают требуемые скорости).
Президент подчеркнул:
«Необходимы дополнительные решения по поддержке переезда в эти города врачей, младшего, среднего медперсонала, в том числе по совершенствованию системы материального стимулирования.
Безусловно, хорошо подготовленные специалисты требуются и в других отраслях.
Надо подумать над тем, как укрепить систему профессионального образования этих регионов, подстроить её под текущие вопросы ключевых работодателей».
Первым на совещании из глав регионов выступал губернатор Магаданской области Сергей Носов. На встрече не прозвучало, но субъект входит в межрегиональный НОЦ мирового уровня «Север: территория устойчивого развития» вместе с рядом других дальневосточно-арктических регионов (точка сборки центра – СВФУ). Причина некоторых особенностей развития центра – многие из системных проблем развития дальневосточных и арктических территорий.
Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев в числе прочих презентовал комплексный проект развития Якутска через формриование креативного сектора с ориентацией преимущественнро на молодежь. Одним из системообразующих центров станет кампус мирового уровня Северо-Восточного федерального университета @svfunews, в рамках которого также будет построен учебно-лабораторный кампус Медицинского института СВФУ. Университет является точкой сборки весьма успешного НОЦ мирового уровня «Север: территория устойчивого развития @nocsever» (Якутия, Сахалин, Камчатка, Магадан, Чукотка).
Главный вуз Якутии решает, по словам главы региона, двоякую задачу: «[Он имеет] «огромный потенциал как для привлечения людей из других регионов, так и для формирования современной системы образования и вовлечения молодёжи в развитие республики и всей страны». Главный ориентир – подготовка кадров для задач инновационной экономики.
Также в контексте Якутска прозвучала тема завершение строительства комплекса зданий Высшей школы музыки. Ее Владимир Путин посетил почти четверть века назад – в 1999-м, она произвела большое впечатление на главу государства. К 2026-му году поручено ввести в эксплуатацию новый комплекс.
Для Анадыря пока что вопросы образовательного развития находятся на втором плане – в фокусе внимания более насущные проблемы. Впрочем, объективно необходимо налаживать цифровую инфраструктуру для обучения и профориентации молодежи, обеспечения единого уровня возможностей для обучения школьников.
Мастер-планы развития других дальневосточных городов обсудят на площадке ВЭФ на следующей неделе.
Подробнее.
Президент России
Совещание по развитию дальневосточных городов
Президент в режиме видеоконференции провёл совещание по вопросам реализации программы развития дальневосточных городов – Анадыря, Магадана, Якутска.
⚡️Максут Шадаев, глава Минцифры для «Научно-образовательной политики», о вовлечении образовательных организаций в чемпионат «Битва роботов» :
Мы сделали ставку на университетские команды, у нас их много. Сегодня мы видим, что все новички в основном приходят из вузов. Мы призвали крупные технологические компании оказывать поддержку, потому что создание робота стоит несколько миллионов рублей.
Понятно, что у вуза не всегда есть ресурсы даже поддержать такую инициативу, поэтому у нас самая оптимальная форма коллаборации вуза и технологической компании. Но мы знаем и прецеденты, когда вузы за счет собственных средств конструировали роботов.
Наша задача, используя это мероприятие, увеличить школьную воронку. Сегодня был один центр детского творчества. Это хороший пример, когда ребята младшего возраста участвуют в этой деятельности. Мы должны превратить это в системное явление.
Наша задача вовлечь увеличить долю хардверных инженерных специальностей в структуре IT. Понятно, что сейчас у нас много программистов. Здесь наши возможности мы доказали. Сейчас для нас актуальны инженеры, которые смогут делать аппаратную часть.
https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/35079
Мы сделали ставку на университетские команды, у нас их много. Сегодня мы видим, что все новички в основном приходят из вузов. Мы призвали крупные технологические компании оказывать поддержку, потому что создание робота стоит несколько миллионов рублей.
Понятно, что у вуза не всегда есть ресурсы даже поддержать такую инициативу, поэтому у нас самая оптимальная форма коллаборации вуза и технологической компании. Но мы знаем и прецеденты, когда вузы за счет собственных средств конструировали роботов.
Наша задача, используя это мероприятие, увеличить школьную воронку. Сегодня был один центр детского творчества. Это хороший пример, когда ребята младшего возраста участвуют в этой деятельности. Мы должны превратить это в системное явление.
Наша задача вовлечь увеличить долю хардверных инженерных специальностей в структуре IT. Понятно, что сейчас у нас много программистов. Здесь наши возможности мы доказали. Сейчас для нас актуальны инженеры, которые смогут делать аппаратную часть.
https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/35079
Forwarded from Минобрнауки России
Ректором Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК) назначена Камынина Надежда Ростиславовна
Надежда Камынина в 2002 году окончила МИИГАиК. Имеет ученые степени доктора экономических наук и кандидата технических наук. В 2017 году получила ученое звание доцента. Автор 58 научных трудов по земельному, градостроительному и экологическому праву, развитию территорий, а также в области современных тенденций высшего образования.
После окончания университета посвятила 25 лет работе в альма-матер, где прошла трудовой путь от преподавателя кафедры до ректора вуза. Надежда Камынина возглавляет МИИГАиК с 2018 года.
Награждена почетной грамотой Минобрнауки России и медалью «За вклад в реализацию государственной политики в области образования».
Надежда Камынина в 2002 году окончила МИИГАиК. Имеет ученые степени доктора экономических наук и кандидата технических наук. В 2017 году получила ученое звание доцента. Автор 58 научных трудов по земельному, градостроительному и экологическому праву, развитию территорий, а также в области современных тенденций высшего образования.
После окончания университета посвятила 25 лет работе в альма-матер, где прошла трудовой путь от преподавателя кафедры до ректора вуза. Надежда Камынина возглавляет МИИГАиК с 2018 года.
Награждена почетной грамотой Минобрнауки России и медалью «За вклад в реализацию государственной политики в области образования».
Юрий Альтудов, и.о. ректора КБГУ, для НОП, о результате приёма иностранных студентов:
В КБГУ численность контингента в сравнении с предыдущим учебным годом выросла на 10 % и составила почти 20 тысяч человек, при этом свыше 11 % обучаемых составляют иностранцы. Это один из лучших показателей среди вузов Юга России.
Наш региональный вуз системно, методично в течение многих лет работает в данном направлении, и в этом плане большую работу проводят сотрудники Высшей школы международного образования КБГУ, руководители управления по профориентации, которые применяют лучшие практики рекрутинга иностранных студентов.
Результат впечатляет: в числе студентов КБГУ граждане более 40 государств мира.В этом году установлен рекорд и по иностранному блоку – принято 864 иностранных граждан, в том числе из государств постсоветского пространства около 500 человек, которые будут обучаться на русском языке по более 10 специальностям и направлениям подготовки.
На первом месте остаётся Индия – в этом учебном году в КБГУ порядка 1000 студентов из этой страны.Вторым идет Туркменистан, откуда несколько лет назад мы приняли 30 человек, а в 2023 году – уже 300. Этому способствовала инициатива выпускников, которые по окончании бакалавриата поступили в магистратуру КБГУ и выступили в качестве рекрутеров своих земляков, сработав очень эффективно. Это еще раз подтвердило продуктивность нашей практики, применяемой в работе со студентами из Индии. Через личные контакты, доверительное отношение к человеку, прошедшему путь студента в конкретном вузе, можно результативно взаимодействовать с абитуриентами-иностранцами.
Отмечу, что в отличие от индийских студентов, почти стопроцентно выбирающих медицинские специальности, представители Туркменистана поступили на 12 специальностей и направлений подготовки, причем все они обучаются на русском языке.Египет по численности студентов сместился на третье место. Дальше традиционно – Сирия, Иордания, где проживает большая черкесская диаспора, а затем – африканские страны.Успеху в данной деятельности способствуют несколько факторов. Во-первых, образование в региональном вузе при прочих равных дешевле, чем в столичных российских городах.Наш регион привлекателен для иностранцев по географическому положению: это центр Северного Кавказа, где мягкий климат, хорошая экология, много курортных зон…
Нельзя не отметить демократичность и благожелательность социума – здесь проживают представители более ста национальностей, исповедующие различные религии, в том числе ислам. Поэтому жители государств Азии выбирают Кабардино-Балкарию по сходству менталитета населения и даже по аналогичной национальной кухне.
В КБГУ численность контингента в сравнении с предыдущим учебным годом выросла на 10 % и составила почти 20 тысяч человек, при этом свыше 11 % обучаемых составляют иностранцы. Это один из лучших показателей среди вузов Юга России.
Наш региональный вуз системно, методично в течение многих лет работает в данном направлении, и в этом плане большую работу проводят сотрудники Высшей школы международного образования КБГУ, руководители управления по профориентации, которые применяют лучшие практики рекрутинга иностранных студентов.
Результат впечатляет: в числе студентов КБГУ граждане более 40 государств мира.В этом году установлен рекорд и по иностранному блоку – принято 864 иностранных граждан, в том числе из государств постсоветского пространства около 500 человек, которые будут обучаться на русском языке по более 10 специальностям и направлениям подготовки.
На первом месте остаётся Индия – в этом учебном году в КБГУ порядка 1000 студентов из этой страны.Вторым идет Туркменистан, откуда несколько лет назад мы приняли 30 человек, а в 2023 году – уже 300. Этому способствовала инициатива выпускников, которые по окончании бакалавриата поступили в магистратуру КБГУ и выступили в качестве рекрутеров своих земляков, сработав очень эффективно. Это еще раз подтвердило продуктивность нашей практики, применяемой в работе со студентами из Индии. Через личные контакты, доверительное отношение к человеку, прошедшему путь студента в конкретном вузе, можно результативно взаимодействовать с абитуриентами-иностранцами.
Отмечу, что в отличие от индийских студентов, почти стопроцентно выбирающих медицинские специальности, представители Туркменистана поступили на 12 специальностей и направлений подготовки, причем все они обучаются на русском языке.Египет по численности студентов сместился на третье место. Дальше традиционно – Сирия, Иордания, где проживает большая черкесская диаспора, а затем – африканские страны.Успеху в данной деятельности способствуют несколько факторов. Во-первых, образование в региональном вузе при прочих равных дешевле, чем в столичных российских городах.Наш регион привлекателен для иностранцев по географическому положению: это центр Северного Кавказа, где мягкий климат, хорошая экология, много курортных зон…
Нельзя не отметить демократичность и благожелательность социума – здесь проживают представители более ста национальностей, исповедующие различные религии, в том числе ислам. Поэтому жители государств Азии выбирают Кабардино-Балкарию по сходству менталитета населения и даже по аналогичной национальной кухне.
Казанская, федеральная, уникальная
В Казанском федеральном университете @kznuniversity открылась Многофункциональная стоматологическая поликлиника Медико-санитарной части вуза.
Данный проект реализован при поддержке Правительства Республики Татарстан и призван обеспечить качественное медицинское образование по стоматологии, а также оказание населению специализированной медицинской стоматологической помощи.
В день открытия медучреждение посетил глава Республики Татарстан Рустам Минниханов. Он осмотрел основные помещения клиники, оценил их функционал, материально-техническое оснащение, а также пообщался со студентами Казанского университета, приступившими к практической деятельности на базе медицинского центра.
Ленар Сафин, ректор КФУ, для НОП:
Нами была проведена очень большая работа, результатом которой стало создание на сегодняшний день самого мощного медицинского центра для оказания помощи населению республики по профилям «терапевтическая стоматология», «хирургическая стоматология», «детская стоматология» и «ортодонтия». Данная клиника является уникальной в своем роде и пока единственной в России. Она оснащена современным высококачественным технологическим и медицинским оборудованием. Кроме того, центр будет обеспечивать прикладную подготовку наших студентов и внедрение в практическую медицину результатов интеллектуальной деятельности научно-педагогических работников университета.
В 2021–2023 годах в здании поликлиники был выполнен капитальный ремонт. Сегодня медучреждение способно принимать до 14 тыс. посетителей в год.
Здесь предусмотрены детское, терапевтическое, ортопедическое, ортодонтическое, хирургическое отделения, зуботехническая лаборатория, вспомогательные (технические помещения).
В числе современного оборудования: эргономичные стоматологические установки с современными встроенными функциями для лечения и профилактики стоматологических заболеваний, микроскопы, позволяющие проводить лечение труднодоступных и непроходимых каналов, делать операции на микрохирургическом уровне, компьютерный дентальный томограф для точной диагностики всех заболеваний костной ткани челюстно-лицевой области, современная Cad-cam-система для изготовления прецизионных протезов с точным уровнем прилегания, два вида лазеров, анестезиологический комплекс, оборудование для зуботехнической лаборатории с возможностью изготавливать протезы при любых запросах пациента и многое другое.
Для проведения занятий со студентами, ординаторами, аспирантами и врачами закуплены 24 медицинских фантома, позволяющие прогнозировать большинство возможных стоматологических заболеваний и подготовить к практической деятельности врачей высокого уровня.
В Казанском федеральном университете @kznuniversity открылась Многофункциональная стоматологическая поликлиника Медико-санитарной части вуза.
Данный проект реализован при поддержке Правительства Республики Татарстан и призван обеспечить качественное медицинское образование по стоматологии, а также оказание населению специализированной медицинской стоматологической помощи.
В день открытия медучреждение посетил глава Республики Татарстан Рустам Минниханов. Он осмотрел основные помещения клиники, оценил их функционал, материально-техническое оснащение, а также пообщался со студентами Казанского университета, приступившими к практической деятельности на базе медицинского центра.
Ленар Сафин, ректор КФУ, для НОП:
Нами была проведена очень большая работа, результатом которой стало создание на сегодняшний день самого мощного медицинского центра для оказания помощи населению республики по профилям «терапевтическая стоматология», «хирургическая стоматология», «детская стоматология» и «ортодонтия». Данная клиника является уникальной в своем роде и пока единственной в России. Она оснащена современным высококачественным технологическим и медицинским оборудованием. Кроме того, центр будет обеспечивать прикладную подготовку наших студентов и внедрение в практическую медицину результатов интеллектуальной деятельности научно-педагогических работников университета.
В 2021–2023 годах в здании поликлиники был выполнен капитальный ремонт. Сегодня медучреждение способно принимать до 14 тыс. посетителей в год.
Здесь предусмотрены детское, терапевтическое, ортопедическое, ортодонтическое, хирургическое отделения, зуботехническая лаборатория, вспомогательные (технические помещения).
В числе современного оборудования: эргономичные стоматологические установки с современными встроенными функциями для лечения и профилактики стоматологических заболеваний, микроскопы, позволяющие проводить лечение труднодоступных и непроходимых каналов, делать операции на микрохирургическом уровне, компьютерный дентальный томограф для точной диагностики всех заболеваний костной ткани челюстно-лицевой области, современная Cad-cam-система для изготовления прецизионных протезов с точным уровнем прилегания, два вида лазеров, анестезиологический комплекс, оборудование для зуботехнической лаборатории с возможностью изготавливать протезы при любых запросах пациента и многое другое.
Для проведения занятий со студентами, ординаторами, аспирантами и врачами закуплены 24 медицинских фантома, позволяющие прогнозировать большинство возможных стоматологических заболеваний и подготовить к практической деятельности врачей высокого уровня.
Я календарь переверну и снова окончание Второй мировой войны
С 2023 года 3 сентября в России отмечается - День Победы над милитаристской Японией и окончания Второй мировой войны.
О важности даты рассказал Анатолий Кошкин, председатель Научного совета РВИО, член Исполнительного совета Российской ассоциации историков Второй мировой войны:
«Почему эта дата так важна? – на сегодняшний день мы сталкиваемся с повсеместной фальсификацией исторических фактов о вкладе СССР в окончание Второй мировой войны, и, в частности, в Победе над Японией. Даже в нашей стране до последнего времени часто можно было слышать ошибочные мнения об участии СССР в войне против Японии.
Восстановление статуса Дня Победы над милитаристской Японией важно еще по одной причине — сегодня быстрыми темпами Япония возвращает себе титул великой военной державы, увеличивая свой военной бюджет почти в 2 раза. Тем самым эта дата должна стать напоминанием Японии, чем заканчиваются амбиции о господстве в мире».
О многолетней агрессии Японии против СССР в 30-е годы прошлого столетия и решающей роли СССР в ускорении завершения Второй мировой войны рассказал Вячеслав Зимонин, профессор Военного университета Министерства обороны РФ, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук:
«Долгое время официальной датой начала Второй мировой войны считалась дата нападения Гитлеровской Германии на Польшу 1 сентября 1939 года. Однако задолго до этого на Дальнем Востоке уже шла ожесточенная война с Японией. 18 сентября 1931 года Япония вторглась в Маньчжурию, что стало первым очагом Второй мировой войны. В 1937 году Япония начинает полномасштабные боевые действия в Китае, а также, накопив к этому времени военную мощь, предпринимает атаки на СССР в 1938 и 1939 гг. В дальнейшем военные и захватнические действия Японии перенеслись на Юго-Восточный, Тихоокеанский регион, где Японии удавалось удерживать под своим контролем захваченные территории до мая 1945 года.
Когда встал вопрос о вступлении Советского Союза в войну против Японии к весне-лету 1945 года, американское командование и их союзники находились в тупике, поскольку ни бомбардировка японских городов, ни морская блокада не давала гарантий капитуляции. Многие военачальники США считали, что без вступления СССР в боевые действия против Японии могли затянуть войну в Тихоокеанском регионе по разным оценкам от 1,5 до 7 лет, что могло привести к общему количеству жертв с обеих сторон до 11,5 млн человек. То есть можно утверждать, что СССР, вступив в войну против Японии, ускорил сроки окончания Второй мировой войны и сохранил жизни 11,5 млн человек.
9 августа 1945 года СССР начинает Дальневосточную кампанию против Япониеи. В результате император Хирохито заявил о невозможности продолжения войны, что в последствии привело к подписанию договора о капитуляции Японии».
О современных взаимоотношениях России и Японии, Алексей Плотников, профессор МГЛУ, член Российской ассоциации историков Второй мировой войны:
«Восстановление этой исторической даты имеет не только историческое, но и геополитическое значение в современных реалиях. Тем самым наша страна дала четкий сигнал странам АТР, что наступает другая страница в истории пребывания России в этом регионе».
О событиях Второй мировой войны в новом учебнике истории рассказал, Юрий Никифоров, член научного совета РВИО:
«В новом учебнике по истории спустя долгие годы появилась эта памятная для нашей страны дата. В новом учебнике материал о Второй мировой войне подается гораздо шире, чем в прошлых учебниках, в том числе и по теме войны России с Японией. Также в новом учебнике объемно представлен материал о причинах вступления СССР в войну с Японией, его роли окончательном разгроме Японии в 1945 году. Стоит отметить, что отдельное внимание уделено Хабаровскому процессу над японскими военными преступниками 1949 года, который по своей значимости должен быть приравнен к Нюрнбергскому процессу, но, к сожалению, зачастую очень мало кто о нем знает».
Подробнее
С 2023 года 3 сентября в России отмечается - День Победы над милитаристской Японией и окончания Второй мировой войны.
О важности даты рассказал Анатолий Кошкин, председатель Научного совета РВИО, член Исполнительного совета Российской ассоциации историков Второй мировой войны:
«Почему эта дата так важна? – на сегодняшний день мы сталкиваемся с повсеместной фальсификацией исторических фактов о вкладе СССР в окончание Второй мировой войны, и, в частности, в Победе над Японией. Даже в нашей стране до последнего времени часто можно было слышать ошибочные мнения об участии СССР в войне против Японии.
Восстановление статуса Дня Победы над милитаристской Японией важно еще по одной причине — сегодня быстрыми темпами Япония возвращает себе титул великой военной державы, увеличивая свой военной бюджет почти в 2 раза. Тем самым эта дата должна стать напоминанием Японии, чем заканчиваются амбиции о господстве в мире».
О многолетней агрессии Японии против СССР в 30-е годы прошлого столетия и решающей роли СССР в ускорении завершения Второй мировой войны рассказал Вячеслав Зимонин, профессор Военного университета Министерства обороны РФ, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук:
«Долгое время официальной датой начала Второй мировой войны считалась дата нападения Гитлеровской Германии на Польшу 1 сентября 1939 года. Однако задолго до этого на Дальнем Востоке уже шла ожесточенная война с Японией. 18 сентября 1931 года Япония вторглась в Маньчжурию, что стало первым очагом Второй мировой войны. В 1937 году Япония начинает полномасштабные боевые действия в Китае, а также, накопив к этому времени военную мощь, предпринимает атаки на СССР в 1938 и 1939 гг. В дальнейшем военные и захватнические действия Японии перенеслись на Юго-Восточный, Тихоокеанский регион, где Японии удавалось удерживать под своим контролем захваченные территории до мая 1945 года.
Когда встал вопрос о вступлении Советского Союза в войну против Японии к весне-лету 1945 года, американское командование и их союзники находились в тупике, поскольку ни бомбардировка японских городов, ни морская блокада не давала гарантий капитуляции. Многие военачальники США считали, что без вступления СССР в боевые действия против Японии могли затянуть войну в Тихоокеанском регионе по разным оценкам от 1,5 до 7 лет, что могло привести к общему количеству жертв с обеих сторон до 11,5 млн человек. То есть можно утверждать, что СССР, вступив в войну против Японии, ускорил сроки окончания Второй мировой войны и сохранил жизни 11,5 млн человек.
9 августа 1945 года СССР начинает Дальневосточную кампанию против Япониеи. В результате император Хирохито заявил о невозможности продолжения войны, что в последствии привело к подписанию договора о капитуляции Японии».
О современных взаимоотношениях России и Японии, Алексей Плотников, профессор МГЛУ, член Российской ассоциации историков Второй мировой войны:
«Восстановление этой исторической даты имеет не только историческое, но и геополитическое значение в современных реалиях. Тем самым наша страна дала четкий сигнал странам АТР, что наступает другая страница в истории пребывания России в этом регионе».
О событиях Второй мировой войны в новом учебнике истории рассказал, Юрий Никифоров, член научного совета РВИО:
«В новом учебнике по истории спустя долгие годы появилась эта памятная для нашей страны дата. В новом учебнике материал о Второй мировой войне подается гораздо шире, чем в прошлых учебниках, в том числе и по теме войны России с Японией. Также в новом учебнике объемно представлен материал о причинах вступления СССР в войну с Японией, его роли окончательном разгроме Японии в 1945 году. Стоит отметить, что отдельное внимание уделено Хабаровскому процессу над японскими военными преступниками 1949 года, который по своей значимости должен быть приравнен к Нюрнбергскому процессу, но, к сожалению, зачастую очень мало кто о нем знает».
Подробнее
Международный мультимедийный пресс-центр
3 сентября – День Победы над милитаристской Японией и окончания Второй мировой войны (1945 год)
Победа – щит и меч истории
Президент Владимир Путин провел заседание Российского организационного комитета «Победа». В зоне ответственности этого коллективного органа – не только «праздничные» сюжеты, но также вопросы патриотического воспитания, формирования национальной идеи патриотизма, сюжеты исторической политики.
Шефские параллели
Образ СВО все более интегрируется в глобальный дискурс ВОВ. По аналогии с тем, как тыловые города взяли шефство над освобождаемыми от нацистов территориями, сейчас российские регионы берут шефство над своими коллегами их новых субъектов федерации.
Равенство льгот
Президент еще раз остановился на том, что каждый участник СВО должен получить равный набор льгот, будь то кадровый военный, доброволец, мобилизованный, контрактник, командированный специалист: «Это вопрос справедливости».
Архивом жечь сердца людей
Глава государства настаивает – говорить должна сама история. Важна не только интерпретация событий и официальная точка зрения, но и голос исторического факта. Отсюда повышенное внимание к популяризации архивных источников – рассекречивание части документов, распространение их всеми возможными способами:
«Подлинные документы – это самые убедительные аргументы. Открытый показ архивных материалов – достойный ответ тем, кто сегодня воюет с прошлым, осознанно – в угоду политической конъюнктуре сегодняшнего дня, часто личным амбициям – перевирает историю».
Одним из инструментов станет выставка свидетельств Великой Отечественной по аналогии с проектом «Сто раритетов российской государственности»:
«[Предлагаю] собрать артефакты по ключевым событиям: от первых боёв на границе до водружения Красного знамени Победы над поверженным Берлином, резонансные приказы Ставки и блокадные дневники ленинградцев, акты о капитуляции Германии и Японии.
Для глубины восприятия можно разместить и трофейные документы».
Признание
На основе заключений Российской академии наук (которые представил президент РАН Геннадий Красников) почетное звание «Город трудовой доблести» присвоено 10 населенным пунктам: «Подольск, Владимир, Воткинск, Прокопьевск, Улан-Удэ, Новомосковск, Рязань, Рубцовск, Ханты-Мансийск и Находка».
Щит и мечи идеологии
«История стала использоваться как оружие идеологической борьбы, и нам необходим адекватный инструмент защиты, способный не только отражать, но и предотвращать всякие удары подобного рода», - подчеркнул Владимир Путин. Щитом от фальсификаций и мечом истины станет создаваемый Национальный центр исторической памяти.
Директор Музея Победы Александр Школьник отметил, что это будет «оперативный штаб, способный консолидировать усилия в области сохранения исторической памяти, блокировать – попытки фальсификации истории и дать достойный отпор врагу». Он выразил консолидированную позицию, что центр должен существовать «при Президенте РФ», а учредителем выступит Управление делами.
Задачи НЦИП:
– формирование «идеологического иммунитета» (основа – база знаний), создание «стандартов восприятия и оценки», их распространение и внедрение в госпрограммы;
– ориентация на молодежь, межпоколенческий трансфер знаний, воспитательно-патриотический функционал;
– создание массового информационного, просветительского и культурного продукта;
– проектирование и организация ярких резонансных событий.;
– международное сотрудничество и работа с зарубежными аудиториями.
Миллион смертей – трагедия
На совещании состоялась примечательная дискуссия. Владимир Путин буквально экзаменовал ответственных лиц на знание цифр потерь советского гражданского населения в Великой Отечественной. Главе государства не понравилась приблизительность ответов. Впрочем, Владимир Мединский назвал скорректированные цифры, которые закреплены в новом учебнике по истории.
Особенно президент остановился на вопросах Холокоста. Уничтожением четверти от всех погибших в годы Второй мировой евреев занимался не украинский народ, а бандеровцы и другие нацистские прихвостни. Именно такие цифры и документы нужно открыто и громко демонстрировать.
Подробнее.
Президент Владимир Путин провел заседание Российского организационного комитета «Победа». В зоне ответственности этого коллективного органа – не только «праздничные» сюжеты, но также вопросы патриотического воспитания, формирования национальной идеи патриотизма, сюжеты исторической политики.
Шефские параллели
Образ СВО все более интегрируется в глобальный дискурс ВОВ. По аналогии с тем, как тыловые города взяли шефство над освобождаемыми от нацистов территориями, сейчас российские регионы берут шефство над своими коллегами их новых субъектов федерации.
Равенство льгот
Президент еще раз остановился на том, что каждый участник СВО должен получить равный набор льгот, будь то кадровый военный, доброволец, мобилизованный, контрактник, командированный специалист: «Это вопрос справедливости».
Архивом жечь сердца людей
Глава государства настаивает – говорить должна сама история. Важна не только интерпретация событий и официальная точка зрения, но и голос исторического факта. Отсюда повышенное внимание к популяризации архивных источников – рассекречивание части документов, распространение их всеми возможными способами:
«Подлинные документы – это самые убедительные аргументы. Открытый показ архивных материалов – достойный ответ тем, кто сегодня воюет с прошлым, осознанно – в угоду политической конъюнктуре сегодняшнего дня, часто личным амбициям – перевирает историю».
Одним из инструментов станет выставка свидетельств Великой Отечественной по аналогии с проектом «Сто раритетов российской государственности»:
«[Предлагаю] собрать артефакты по ключевым событиям: от первых боёв на границе до водружения Красного знамени Победы над поверженным Берлином, резонансные приказы Ставки и блокадные дневники ленинградцев, акты о капитуляции Германии и Японии.
Для глубины восприятия можно разместить и трофейные документы».
Признание
На основе заключений Российской академии наук (которые представил президент РАН Геннадий Красников) почетное звание «Город трудовой доблести» присвоено 10 населенным пунктам: «Подольск, Владимир, Воткинск, Прокопьевск, Улан-Удэ, Новомосковск, Рязань, Рубцовск, Ханты-Мансийск и Находка».
Щит и мечи идеологии
«История стала использоваться как оружие идеологической борьбы, и нам необходим адекватный инструмент защиты, способный не только отражать, но и предотвращать всякие удары подобного рода», - подчеркнул Владимир Путин. Щитом от фальсификаций и мечом истины станет создаваемый Национальный центр исторической памяти.
Директор Музея Победы Александр Школьник отметил, что это будет «оперативный штаб, способный консолидировать усилия в области сохранения исторической памяти, блокировать – попытки фальсификации истории и дать достойный отпор врагу». Он выразил консолидированную позицию, что центр должен существовать «при Президенте РФ», а учредителем выступит Управление делами.
Задачи НЦИП:
– формирование «идеологического иммунитета» (основа – база знаний), создание «стандартов восприятия и оценки», их распространение и внедрение в госпрограммы;
– ориентация на молодежь, межпоколенческий трансфер знаний, воспитательно-патриотический функционал;
– создание массового информационного, просветительского и культурного продукта;
– проектирование и организация ярких резонансных событий.;
– международное сотрудничество и работа с зарубежными аудиториями.
Миллион смертей – трагедия
На совещании состоялась примечательная дискуссия. Владимир Путин буквально экзаменовал ответственных лиц на знание цифр потерь советского гражданского населения в Великой Отечественной. Главе государства не понравилась приблизительность ответов. Впрочем, Владимир Мединский назвал скорректированные цифры, которые закреплены в новом учебнике по истории.
Особенно президент остановился на вопросах Холокоста. Уничтожением четверти от всех погибших в годы Второй мировой евреев занимался не украинский народ, а бандеровцы и другие нацистские прихвостни. Именно такие цифры и документы нужно открыто и громко демонстрировать.
Подробнее.
Президент России
Заседание оргкомитета «Победа»
Под председательством Владимира Путина в режиме видеоконференции состоялось заседание Российского организационного комитета «Победа».
Итоги Кубка мира по шахматам — 2023
Не так давно завершился Кубок мира по шахматам, проходивший в Баку. По заявлению президента Федерации шахмат в России Андрея Филатова, этот кубок стал историческим событием.
Общую оценку прошедшему турниру и итоги выступления наших спортсменов прокомментировал Александр Ткачев, исполнительный директор Федерации шахмат России:
«Прошедший турнир действительно можно считать историческим по двум причинам. Первая причина – это победа в мужской секции Магнуса Карлсона, что позволило ему стать 16-м чемпионом мира. Магнус вошел в историю шахмат как спортсмен, собравший все трофеи в шахматном мире. А вторая причина связана с тем, что впервые представительница Азиатской шахматной федерации стала обладателем Кубка Мира.
По итогам Кубка мира Россия поднялась на первую строчку в рейтинге Азиатской шахматной федерации в мужском зачете, обойдя традиционно сильные «шахматные»страны, такие как Индия и Китай. Но при этом с сожалением стоит отметить, что по итогам Кубка в мужской секции наши спортсмены установили антирекорд, не выйдя в четвертьфинальную стадию соревнований».
Своими впечатлениями от соревнований поделилась Александра Горячкина гроссмейстер, обладательница Кубка мира – 2023:
«Турнир длился больше трех недель, и все это время спортсмены находятся в постоянном напряжении и волнении. Очень радостно теперь понимать, что турнир закончился победой и все приложенные усилия были не зря. На турнире я не была и не чувствовала себя фаворитом, что возможно мне помогло, потому что статус фаворита очень сильно давит на спортсмена. В итоге из-за этого не всегда фавориты становятся победителями турниров. Для меня это уже не первый турнир, поэтому волнение я испытывала гораздо меньше, чем на первых своих выступлениях».
Подробнее: https://pressria.ru/20230830/955293062.html
Не так давно завершился Кубок мира по шахматам, проходивший в Баку. По заявлению президента Федерации шахмат в России Андрея Филатова, этот кубок стал историческим событием.
Общую оценку прошедшему турниру и итоги выступления наших спортсменов прокомментировал Александр Ткачев, исполнительный директор Федерации шахмат России:
«Прошедший турнир действительно можно считать историческим по двум причинам. Первая причина – это победа в мужской секции Магнуса Карлсона, что позволило ему стать 16-м чемпионом мира. Магнус вошел в историю шахмат как спортсмен, собравший все трофеи в шахматном мире. А вторая причина связана с тем, что впервые представительница Азиатской шахматной федерации стала обладателем Кубка Мира.
По итогам Кубка мира Россия поднялась на первую строчку в рейтинге Азиатской шахматной федерации в мужском зачете, обойдя традиционно сильные «шахматные»страны, такие как Индия и Китай. Но при этом с сожалением стоит отметить, что по итогам Кубка в мужской секции наши спортсмены установили антирекорд, не выйдя в четвертьфинальную стадию соревнований».
Своими впечатлениями от соревнований поделилась Александра Горячкина гроссмейстер, обладательница Кубка мира – 2023:
«Турнир длился больше трех недель, и все это время спортсмены находятся в постоянном напряжении и волнении. Очень радостно теперь понимать, что турнир закончился победой и все приложенные усилия были не зря. На турнире я не была и не чувствовала себя фаворитом, что возможно мне помогло, потому что статус фаворита очень сильно давит на спортсмена. В итоге из-за этого не всегда фавориты становятся победителями турниров. Для меня это уже не первый турнир, поэтому волнение я испытывала гораздо меньше, чем на первых своих выступлениях».
Подробнее: https://pressria.ru/20230830/955293062.html
Международный мультимедийный пресс-центр
Итоги Кубка мира по шахматам — 2023
Научная политика – изъяны критики
Критически настроенная часть научно-образовательного сообщества продолжает бесконечную цепь рефлексий. Новым стимулом послужил антироссийский «каминг-аут» бывшего директора Института США и Канады РАН Валерия Гарбузова.
Опубликован скандальный опус был в «Независимой газете», потому неудивительно, что высказаться решил Андрей Ваганов – ответственный редактор «НГ-Наука».
В центре внимания статьи «О мутациях в устройстве академического менталитета» с подзаголовком «Морально-этические идеалы – и реалии системы научных исследований» оказались действия управленческой верхушки Российской академии наук. Ее автор критикует за молчаливое соглашательство с более широкой государственной политикой.
Позиция Андрея Ваганова – надо действовать, не боясь ошибок: «Совершение ошибок – онтологическая составляющая процесса познания. Боящийся совершить ошибку ученый – не ученый вовсе, а чиновник».
Что ж, можно выделить несколько изъянов, присущих стройным выкладкам автора.
Андрей Ваганов полагает, что молчание «бюрократии от науки» (изящно лишая руководство РАН принадлежности к ученому сословию) может означать три вещи (одна другой хуже):
1. «Либо нечего сказать по существу принимаемых решений,
2. либо тайное несогласие с ними,
3. либо страх публичной огласки из-за неспособности внятного обоснования разумности собственных решений».
Следовательно, автор обвиняет руководство Академии (как минимум) в одном из трех недостатков: либо отсутствие собственной позиции, либо недостаточно громкий протест, либо импотенция в обосновании своего мнения.
Эта критика увязана автором с руководством РАН со стороны президента Геннадия Красникова. Андрей Ваганов в лоб обвиняет верхушку Академии в полном подчинении воле Михаила Ковальчука (президента Курчатовского института). Также подобное «молчаливое соглашательство», как считает ответственный редактор «НГ-Науки» является «расплатой» за усиление экспертной роли Академии.
И здесь кроется главный изъян в рассуждениях. Автор исходит из нескольких аксиом:
1. государственная политика ущербна;
2. Академия монолитна;
3. академическое сообщество и руководство по умолчанию не согласны с действиями чиновников.
Каждая из них как минимум спорна, если не ошибочна. Государственная политика обусловлена интересами России – в том преломлении, как они понимаются в высших эшелонах власти. Нынешнее положение ученых весьма близко к «золотой середине», полюсами же являются идеальное «дайте денег и не трогайте» и «полное подчинение».
Академия (а также научно-политические элиты) далеко не монолитна. В ней действуют различные группы, связанные с более масштабными элитными объединениями. В данный момент – на фоне патриотической консолидации и отстранении «западников» от рычагов управления – сформирован консенсус на почве движения к научно-технологическому суверенитету.
Альтернатив нет. Быть монолитной и оппозиционной – путь к внешнему управлению. А стать «местом для откровенных дискуссий» не в интересах РАН, потому как сразу вызовет масштабную критику, затем чехарду руководства и общую деградацию академического сообщества. Остается быть партнером государства.
Оппозиционность научно-образовательного сообщества преувеличена. Да, недовольных весьма много. Но при этом мало считает продуктивным открытый протест. Валерий Гарбузов знал, что и для чего делает – не стоит живописать из него романтика-бессеребренника.
Геннадий Красников, пока академики громко спорили и скандалили, занимался практическим делом. Возрождал микроэлектронную промышленность. Маловероятно, что его прельщает роль модератора «говорильни», а постоянное громкое недовольство любыми действиями властей вполне возможно вызывают отторжение у президента РАН, который понимает важность симфонии в отношениях Академии и власти.
И еще – тот факт, что руководство Академии не выступает с громкими заявлениями, не означает, что оно бездействует. В частном порядке и за закрытыми дверями идут дискуссии и споры. Но для публичных разборок сейчас не время – это установка лично президента страны.
Подробнее.
Критически настроенная часть научно-образовательного сообщества продолжает бесконечную цепь рефлексий. Новым стимулом послужил антироссийский «каминг-аут» бывшего директора Института США и Канады РАН Валерия Гарбузова.
Опубликован скандальный опус был в «Независимой газете», потому неудивительно, что высказаться решил Андрей Ваганов – ответственный редактор «НГ-Наука».
В центре внимания статьи «О мутациях в устройстве академического менталитета» с подзаголовком «Морально-этические идеалы – и реалии системы научных исследований» оказались действия управленческой верхушки Российской академии наук. Ее автор критикует за молчаливое соглашательство с более широкой государственной политикой.
Позиция Андрея Ваганова – надо действовать, не боясь ошибок: «Совершение ошибок – онтологическая составляющая процесса познания. Боящийся совершить ошибку ученый – не ученый вовсе, а чиновник».
Что ж, можно выделить несколько изъянов, присущих стройным выкладкам автора.
Андрей Ваганов полагает, что молчание «бюрократии от науки» (изящно лишая руководство РАН принадлежности к ученому сословию) может означать три вещи (одна другой хуже):
1. «Либо нечего сказать по существу принимаемых решений,
2. либо тайное несогласие с ними,
3. либо страх публичной огласки из-за неспособности внятного обоснования разумности собственных решений».
Следовательно, автор обвиняет руководство Академии (как минимум) в одном из трех недостатков: либо отсутствие собственной позиции, либо недостаточно громкий протест, либо импотенция в обосновании своего мнения.
Эта критика увязана автором с руководством РАН со стороны президента Геннадия Красникова. Андрей Ваганов в лоб обвиняет верхушку Академии в полном подчинении воле Михаила Ковальчука (президента Курчатовского института). Также подобное «молчаливое соглашательство», как считает ответственный редактор «НГ-Науки» является «расплатой» за усиление экспертной роли Академии.
И здесь кроется главный изъян в рассуждениях. Автор исходит из нескольких аксиом:
1. государственная политика ущербна;
2. Академия монолитна;
3. академическое сообщество и руководство по умолчанию не согласны с действиями чиновников.
Каждая из них как минимум спорна, если не ошибочна. Государственная политика обусловлена интересами России – в том преломлении, как они понимаются в высших эшелонах власти. Нынешнее положение ученых весьма близко к «золотой середине», полюсами же являются идеальное «дайте денег и не трогайте» и «полное подчинение».
Академия (а также научно-политические элиты) далеко не монолитна. В ней действуют различные группы, связанные с более масштабными элитными объединениями. В данный момент – на фоне патриотической консолидации и отстранении «западников» от рычагов управления – сформирован консенсус на почве движения к научно-технологическому суверенитету.
Альтернатив нет. Быть монолитной и оппозиционной – путь к внешнему управлению. А стать «местом для откровенных дискуссий» не в интересах РАН, потому как сразу вызовет масштабную критику, затем чехарду руководства и общую деградацию академического сообщества. Остается быть партнером государства.
Оппозиционность научно-образовательного сообщества преувеличена. Да, недовольных весьма много. Но при этом мало считает продуктивным открытый протест. Валерий Гарбузов знал, что и для чего делает – не стоит живописать из него романтика-бессеребренника.
Геннадий Красников, пока академики громко спорили и скандалили, занимался практическим делом. Возрождал микроэлектронную промышленность. Маловероятно, что его прельщает роль модератора «говорильни», а постоянное громкое недовольство любыми действиями властей вполне возможно вызывают отторжение у президента РАН, который понимает важность симфонии в отношениях Академии и власти.
И еще – тот факт, что руководство Академии не выступает с громкими заявлениями, не означает, что оно бездействует. В частном порядке и за закрытыми дверями идут дискуссии и споры. Но для публичных разборок сейчас не время – это установка лично президента страны.
Подробнее.
Независимая
О мутациях в устройстве академического менталитета
30 августа в Черноголовке открыли площадь академика Владимира Фортова. Выдающий ученый, организатор науки, лауреат государственных и международных наград и премий, Владимир Евгеньевич Фортов был президентом Российской академии наук в 2013–2017 годах.
Forwarded from Объясняем.рф
Гадать не нужно, более 1,5 тыс. идей придумали россияне со всей страны. И только 40 работ участвуют в онлайн-голосовании за талисман Десятилетия науки и технологий, которое проходит с 2022 по 2031 год по инициативе Президента Владимира Путина.
Чтобы оставить свой голос:
— зайдите на сайт и нажмите кнопку «Проголосовать» под выбранной работой;
— пройдите верификацию по СМС.
«Конкурс идей талисмана Десятилетия проводится для популяризации отечественной науки и технологий. Он объединил самых разных людей и помог выяснить, с какими образами ассоциируется наука», — подчеркнул сопредседатель Координационного комитета Десятилетия науки и технологий, вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
@npnauka
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Сегодня на базе Пятигорского государственного университета пройдёт Пленарное заседание «От Учителя к Ученому. Дорогами гражданственности», межрегиональная встреча Всероссийской просветительской экспедиции «От Учителя к Ученому. Дорогами гражданственности»
Авторы лучших педагогических практик и победители конкурса по формированию межрегиональной научно-исследовательской проектной группы молодых ученых и специалистов из Приволжского федерального округа собрались на базе Пятигорского государственного университета, чтобы представить свои авторские методики и обсудить предстоящую исследовательскую работу.
Участвуют:
Анна Гуреева,
Заместитель директора Департамента информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки РФ
Александр Збарский,
Заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «Российские железные дороги»
Михаил Богуславский,
Заведующий лабораторией истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО, член-корреспондент РАО и др.
Модераторы:
Евгений Сженов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»
Дмитрий Турлаков, руководитель исполнительной дирекции Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия»
Начало в 14:00 (Мск):
https://vk.com/wall-1619311_14264
Авторы лучших педагогических практик и победители конкурса по формированию межрегиональной научно-исследовательской проектной группы молодых ученых и специалистов из Приволжского федерального округа собрались на базе Пятигорского государственного университета, чтобы представить свои авторские методики и обсудить предстоящую исследовательскую работу.
Участвуют:
Анна Гуреева,
Заместитель директора Департамента информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки РФ
Александр Збарский,
Заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «Российские железные дороги»
Михаил Богуславский,
Заведующий лабораторией истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО, член-корреспондент РАО и др.
Модераторы:
Евгений Сженов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»
Дмитрий Турлаков, руководитель исполнительной дирекции Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия»
Начало в 14:00 (Мск):
https://vk.com/wall-1619311_14264
VK
Всероссийский конкурс «Моя страна – моя Россия»
Всероссийская просветительская экспедиция «От Учителя к Ученому. Дорогами гражданственности» в Пятигорске
Для победителей конкурсов «От Учителя к Ученому» из Южного и Северо-Кавказского федеральных округов стартовала Межрегиональная встреча. Она стала пятой…
Для победителей конкурсов «От Учителя к Ученому» из Южного и Северо-Кавказского федеральных округов стартовала Межрегиональная встреча. Она стала пятой…
Инженерно-физический практикум в Дубне
Университет и ОИЯИ планируют провести совместный инженерно-физический практикум на новой площадке учебно-научного центра ОИЯИ. Ключевой особенностью практикума является возможность совмещать учебный процесс с работой на реальных действующих и создаваемых физических установках. Наиболее востребованные учебно-научные лаборатории УНЦ — для физиков-теоретиков, ядерных физиков, инженеров, а также специалистов в области информационных технологий, планирующих работать на мегасайенс-проектах.
Практикум поможет специалисту сформировать современные комплексные навыки: понимание природу явлений, умение программировать процессы, разрабатывать и конструировать научные установки.
Ольга Анисимова, и.о. проректора по учебно-методической работе для «Научно-образовательной политики»:
«Практикум дает возможность студентам развивать навыки решения инженерных задач, работы с оборудованием и программами. Здесь они могут узнать, как проектировать и конструировать устройства, работать с различными измерительными и тестовыми инструментами, а также программировать и анализировать данные. Инженерно-физический практикум обычно проводится в группах, что позволяет студентам развивать умение работы в команде. Они учатся сотрудничать с коллегами, обмениваться идеями, разрабатывать и реализовывать проекты вместе. Подобный опыт будет ценным в будущей карьере, где работа в команде является неотъемлемой частью рабочего процесса».
Университет и ОИЯИ планируют провести совместный инженерно-физический практикум на новой площадке учебно-научного центра ОИЯИ. Ключевой особенностью практикума является возможность совмещать учебный процесс с работой на реальных действующих и создаваемых физических установках. Наиболее востребованные учебно-научные лаборатории УНЦ — для физиков-теоретиков, ядерных физиков, инженеров, а также специалистов в области информационных технологий, планирующих работать на мегасайенс-проектах.
Практикум поможет специалисту сформировать современные комплексные навыки: понимание природу явлений, умение программировать процессы, разрабатывать и конструировать научные установки.
Ольга Анисимова, и.о. проректора по учебно-методической работе для «Научно-образовательной политики»:
«Практикум дает возможность студентам развивать навыки решения инженерных задач, работы с оборудованием и программами. Здесь они могут узнать, как проектировать и конструировать устройства, работать с различными измерительными и тестовыми инструментами, а также программировать и анализировать данные. Инженерно-физический практикум обычно проводится в группах, что позволяет студентам развивать умение работы в команде. Они учатся сотрудничать с коллегами, обмениваться идеями, разрабатывать и реализовывать проекты вместе. Подобный опыт будет ценным в будущей карьере, где работа в команде является неотъемлемой частью рабочего процесса».