Актуальные инициативы экспертного сообщества (2/3)
2023 года был объявлен Годом педагога и наставника, в рамках заседания Екатерина Харченко, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и образованию, напомнила о прошедшем 8 ноября на площадке Университета МИСИС форуме наставничества в академической среде «Я — наставник». В своём выступлении она сделала акцент на важности личной вовлечённость наставника. При этом она отметила важность информационной работы по вовлечению молодёжи во все те возможности, которые сегодня перед ними стоят: «Безусловно, методологическая база важна, много есть инструментов, но исследование Российской академии образования говорит о том, что лишь 10% вовлечены во все проекты Росмолодёжи, РСВ, федеральные конкурсы, гранты и так далее. 70% хотят, но не знают или боятся». По мнению Екатерины Харченко, актуальной является задача вовлечь те 70% молодых людей, которые хотели бы участвовать в различных проектах, но по тем или иным причинам сейчас в них не задействованы.
Проректор по исследовательской деятельности Университета «Синергия» Надежда Полихина сделала отсылку к февральскому Посланию Президента Федеральному Собранию, в котором было уделено значительное внимание обновлению системы образования исходя из современных вызовов. Одним из ключевых этапов реализации поручений Президента стало Заседание комиссии Госсовета по направлению «Образование», ключевым посылом которого стала заточенность подготовки на всех уровнях образования под оперативное управление потребности экономики в кадрах на уровне регионов и отраслей. Исходя из актуальных потребностей в оперативном выходе специалистов на рынок труда, Надежда Полихина предложила в развитие уже существующих мер закрепить сущности такого формата образования, которое позволит в укороченном формате освоить ключевые трудовые компетенции с получением сертификата временного срока действия. По её мнению, для реализации должен быть уточнён набор компетенций в рамках той или иной отрасли. Илья Коршунов, заместитель Директора Института образования НИУ ВШЭ, дополнил, что работа в этом направлении действительно уже ведётся и предложил соединить усилия, чтобы родилось общее понимание и были подготовлены конкретные рекомендации.
2023 года был объявлен Годом педагога и наставника, в рамках заседания Екатерина Харченко, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и образованию, напомнила о прошедшем 8 ноября на площадке Университета МИСИС форуме наставничества в академической среде «Я — наставник». В своём выступлении она сделала акцент на важности личной вовлечённость наставника. При этом она отметила важность информационной работы по вовлечению молодёжи во все те возможности, которые сегодня перед ними стоят: «Безусловно, методологическая база важна, много есть инструментов, но исследование Российской академии образования говорит о том, что лишь 10% вовлечены во все проекты Росмолодёжи, РСВ, федеральные конкурсы, гранты и так далее. 70% хотят, но не знают или боятся». По мнению Екатерины Харченко, актуальной является задача вовлечь те 70% молодых людей, которые хотели бы участвовать в различных проектах, но по тем или иным причинам сейчас в них не задействованы.
Проректор по исследовательской деятельности Университета «Синергия» Надежда Полихина сделала отсылку к февральскому Посланию Президента Федеральному Собранию, в котором было уделено значительное внимание обновлению системы образования исходя из современных вызовов. Одним из ключевых этапов реализации поручений Президента стало Заседание комиссии Госсовета по направлению «Образование», ключевым посылом которого стала заточенность подготовки на всех уровнях образования под оперативное управление потребности экономики в кадрах на уровне регионов и отраслей. Исходя из актуальных потребностей в оперативном выходе специалистов на рынок труда, Надежда Полихина предложила в развитие уже существующих мер закрепить сущности такого формата образования, которое позволит в укороченном формате освоить ключевые трудовые компетенции с получением сертификата временного срока действия. По её мнению, для реализации должен быть уточнён набор компетенций в рамках той или иной отрасли. Илья Коршунов, заместитель Директора Института образования НИУ ВШЭ, дополнил, что работа в этом направлении действительно уже ведётся и предложил соединить усилия, чтобы родилось общее понимание и были подготовлены конкретные рекомендации.
Актуальные инициативы экспертного сообщества (3/3)
Руководитель Центра правотворчества АсНОб Анастасия Варламова актуализировала проблему связанную с тем, что на сегодняшний день все образовательные организации вне зависимости от формы должны размещать все учебные пособия в государственных информационных системах. Такая ситуация создаёт препятствия в использовании университетом своих интеллектуальных прав на созданный контент. В связи со сложившейся ситуацией Анастасия Варламова озвучила предложение вывести в отдельную категорию те случаи, когда «Обязанность по размещению информационных ресурсов образовательной организации передаётся на ГИС в рамках реализации программ СПО только в тех случаях, когда этих образовательные программы реализуются с использованием бюджетных средств. Тогда обязанность будет возлагаться на организацию, если она является собственностью государства, а для всех остальных случаев, как представляется, должна быть предоставлена такая возможность, но не обязанность».
В заключение Борис Чернышов предложил озвучить членам совета инициативы по созданию рабочих групп. Евгений Сжёнов отметил, что многие задачи в сфере образования стоят на стыке полномочий разных ведомств и очень важна как слаженная работа между ведомствами, так и кооперация с экспертным сообществом: «Мы сейчас живём в такое время, когда экспертное сообщество и представители разных ветвей власти работают не в конкуренции, а в партнёрстве», – подчеркнул он.
Президент Южного федерального университета, председатель Совета ректоров вузов Юга России Марина Боровская указала на тот факт, что университеты сами все активнее становятся работодателями за счёт создания различных форматов партнёрства и укрепления университетов, и это позволяет университетам стать драйвером развития региональной политики, но чёткого механизма государственной поддержки на этом пути сейчас нет. В этой связи, по мнению Марины Боровской, необходимо создать специальную рабочую группу по сбережению человеческого капитала в контексте технологического и кадрового суверенитета, а также пространственного развития России. Свои предложения по созданию рабочих групп внесли также Артём Васильев и Александр Колсанов.
Руководитель Центра правотворчества АсНОб Анастасия Варламова актуализировала проблему связанную с тем, что на сегодняшний день все образовательные организации вне зависимости от формы должны размещать все учебные пособия в государственных информационных системах. Такая ситуация создаёт препятствия в использовании университетом своих интеллектуальных прав на созданный контент. В связи со сложившейся ситуацией Анастасия Варламова озвучила предложение вывести в отдельную категорию те случаи, когда «Обязанность по размещению информационных ресурсов образовательной организации передаётся на ГИС в рамках реализации программ СПО только в тех случаях, когда этих образовательные программы реализуются с использованием бюджетных средств. Тогда обязанность будет возлагаться на организацию, если она является собственностью государства, а для всех остальных случаев, как представляется, должна быть предоставлена такая возможность, но не обязанность».
В заключение Борис Чернышов предложил озвучить членам совета инициативы по созданию рабочих групп. Евгений Сжёнов отметил, что многие задачи в сфере образования стоят на стыке полномочий разных ведомств и очень важна как слаженная работа между ведомствами, так и кооперация с экспертным сообществом: «Мы сейчас живём в такое время, когда экспертное сообщество и представители разных ветвей власти работают не в конкуренции, а в партнёрстве», – подчеркнул он.
Президент Южного федерального университета, председатель Совета ректоров вузов Юга России Марина Боровская указала на тот факт, что университеты сами все активнее становятся работодателями за счёт создания различных форматов партнёрства и укрепления университетов, и это позволяет университетам стать драйвером развития региональной политики, но чёткого механизма государственной поддержки на этом пути сейчас нет. В этой связи, по мнению Марины Боровской, необходимо создать специальную рабочую группу по сбережению человеческого капитала в контексте технологического и кадрового суверенитета, а также пространственного развития России. Свои предложения по созданию рабочих групп внесли также Артём Васильев и Александр Колсанов.
Forwarded from Ольга Петрова
На заседании экспертного совета по вопросам образования и молодежной политики при заместителе Председателя Государственной Думы Борисе Александровиче Чернышове говорили о ключевых инициативах Минобрнауки в сфере молодежной политики. Это, прежде всего, модули «Основы российской государственности» и «Обучение служением», которые стартовали в вузах в этом году. А также множество других проектов для нашей молодежи.
«Основы российской государственности» внедрили практически во всех университетах. Обучено более 6,5 тысячи преподавателей по всей России, включая новые регионы и четыре Славянских вуза в Киргизии, Белоруссии, Таджикистане и Армении. Подготовлены и направлены в образовательные организации два учебных пособия и учебно-методический комплекс, фильмы и базовые лекции. «Обучение служением» реализуется в 129 вузах.
Продолжаем формировать управленческий корпус в сфере воспитания. При поддержке Росмолодежи с коллегами проводятся ежегодные окружные семинары-совещания. В декабре в «Сириусе» планируем провести Конгресс с участием профильных проректоров.
Кроме того, успешно реализуются такие проекты как образовательный курс «Голос поколения. Проректоры», проект документальное кино «Это моя земля», профориентационный проект для школьников «Университетские смены» и другие.
Благодарю всех коллег и партнеров – Минтруда, Росмолодежь, общество «Знание», Движение Первых, Ассоциацию волонтерских центров, за активную работу и сотрудничество!
* cпасибо за яркие фото ИЗВЕСТИЯ/ Сергей Лантюхов
«Основы российской государственности» внедрили практически во всех университетах. Обучено более 6,5 тысячи преподавателей по всей России, включая новые регионы и четыре Славянских вуза в Киргизии, Белоруссии, Таджикистане и Армении. Подготовлены и направлены в образовательные организации два учебных пособия и учебно-методический комплекс, фильмы и базовые лекции. «Обучение служением» реализуется в 129 вузах.
Продолжаем формировать управленческий корпус в сфере воспитания. При поддержке Росмолодежи с коллегами проводятся ежегодные окружные семинары-совещания. В декабре в «Сириусе» планируем провести Конгресс с участием профильных проректоров.
Кроме того, успешно реализуются такие проекты как образовательный курс «Голос поколения. Проректоры», проект документальное кино «Это моя земля», профориентационный проект для школьников «Университетские смены» и другие.
Благодарю всех коллег и партнеров – Минтруда, Росмолодежь, общество «Знание», Движение Первых, Ассоциацию волонтерских центров, за активную работу и сотрудничество!
* cпасибо за яркие фото ИЗВЕСТИЯ/ Сергей Лантюхов
Наука на страже предпринимательства
Научный совет РАО по развитию предпринимательского образования при отделении общего и среднего образования провел заседание на тему достижения образовательных результатов при обучении предпринимательству.
Виктор Басюк, вице-президент РАО, академик, для НОП:
Совет постоянно прирастает новыми идеями и разработками в части предпринимательского образования в рамках тех задач, которые ставят Президент нашей страны и Правительство РФ по поводу инкорпорации науки в создание отечественного производства и новых наукоемких технологий. Поэтому я точно знаю, что вопросы, которые выносятся сегодня на Совет, и та работа, которая проводится в период между его заседаниями, достаточно важны.
Юрий Рубин, председатель Научного совета, член-корреспондент РАО, президент Университета "Синергия", для НОП:
Наша страна находится в ситуации, когда без интенсивных усилий по активизации позитивных начал российского предпринимательства нам сложно выводить экономику на уровень глобальной конкурентоспособности. Я счастлив констатировать, что многие наработки, которые мы с вами формулировали в стенах РАО и в рамках работы Научного совета, включая методологические подходы, сегодня реализуются в целом ряде проектов. Эти проекты существуют и были запущены в том числе по инициативе Минобрнауки РФ и Минпросвещения РФ.
Александр Ведехин, заместитель директора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки РФ, для НОП:
Важно посмотреть на те условия, при которых возможна реализация предпринимательских федеральных проектов, проектов институтов развития или крупных цифровых гигантов. Мы в рабочей группе решили начать с формирования экосистемы развития университетского и молодежного предпринимательства. Мы рассматриваем опыт различных университетов. Некоторые из них сделали шаг вперед, стали активно взаимодействовать с региональным предпринимательским сообществом с целью формирования такой среды, в которой может родиться предприниматель.
Научный совет РАО по развитию предпринимательского образования при отделении общего и среднего образования провел заседание на тему достижения образовательных результатов при обучении предпринимательству.
Виктор Басюк, вице-президент РАО, академик, для НОП:
Совет постоянно прирастает новыми идеями и разработками в части предпринимательского образования в рамках тех задач, которые ставят Президент нашей страны и Правительство РФ по поводу инкорпорации науки в создание отечественного производства и новых наукоемких технологий. Поэтому я точно знаю, что вопросы, которые выносятся сегодня на Совет, и та работа, которая проводится в период между его заседаниями, достаточно важны.
Юрий Рубин, председатель Научного совета, член-корреспондент РАО, президент Университета "Синергия", для НОП:
Наша страна находится в ситуации, когда без интенсивных усилий по активизации позитивных начал российского предпринимательства нам сложно выводить экономику на уровень глобальной конкурентоспособности. Я счастлив констатировать, что многие наработки, которые мы с вами формулировали в стенах РАО и в рамках работы Научного совета, включая методологические подходы, сегодня реализуются в целом ряде проектов. Эти проекты существуют и были запущены в том числе по инициативе Минобрнауки РФ и Минпросвещения РФ.
Александр Ведехин, заместитель директора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки РФ, для НОП:
Важно посмотреть на те условия, при которых возможна реализация предпринимательских федеральных проектов, проектов институтов развития или крупных цифровых гигантов. Мы в рабочей группе решили начать с формирования экосистемы развития университетского и молодежного предпринимательства. Мы рассматриваем опыт различных университетов. Некоторые из них сделали шаг вперед, стали активно взаимодействовать с региональным предпринимательским сообществом с целью формирования такой среды, в которой может родиться предприниматель.