Forwarded from Журавлиные Vести (Денис Журавлев)
Арктическая столица – научно-образовательный ответ
Научно-образовательная политика уже дала вопрос относительно «столицы Арктики». В первых двух итерациях «гонки за научно-образовательными центрами мирового уровня» победу одержал как раз Архангельск.
Вообще вся Арктика была удостоена целых двух НОЦев. Первый – «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования». В итоге он и дал ответ извечному арктическому противостоянию: Мурманск пытался заявиться с собственным центром, но в итоге область вошла в консорциум регионов. А сам центр развернут на базе Северного (Арктического) федерального университета (как раз в Архангельске).
Собственно, сам факт наличия федерального университета уже свидетельствует о большей благосклонности именно к архангельскому варианту.
Нельзя сказать, что Мурманск сдался без боя, сформирован новый Мурманский арктический университет (слиянием МАГУ и МГТУ). С учетом корректировок в программе – теперь он сможет претендовать на участие в ней.
Одновременно с этим и у Архангельска не всё идёт гладко. НОЦ Российская Арктика оказался в третьей группе по результатам оценки – и стал претендентом на ротацию. Впрочем, она маловероятна – нельзя оставлять Западную Арктику без такой системообразующей структуры как научно-образовательный центр. Плюс к тому НОЦ ориентирован на многие сюжеты, востребованные при развитии Северного морского пути – а тут и интересы Росатома, и явная заинтересованность Курчатовского института и Михаила Ковальчука (помимо собственно атомной тематики, через ЦНИИ Прометей и в целом – материаловедческое направление).
Восточная Арктика по ряду вопросов неотделима от Дальнего Востока – даже регионы теперь отнесены к Дальневосточному федеральному округу, хотя профильное министерство все равно общее. У этого макрорегиона Арктической зоны РФ свой НОЦ тоже есть. Это научно-образовательный центр мирового уровня «Север: территория устойчивого развития». В его состав входят: Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Камчатский край, Магаданская область, Чукотский автономный округ. Точкой сборки является Северо-Восточный федеральный университет (Якутск).
Успехи восточноарктического НОЦа – еще один сигнал к тому, что западный будут укреплять. Отсюда – больше возможностей именно у Архангельска.
https://news.1rj.ru/str/rusbri/2512
Научно-образовательная политика уже дала вопрос относительно «столицы Арктики». В первых двух итерациях «гонки за научно-образовательными центрами мирового уровня» победу одержал как раз Архангельск.
Вообще вся Арктика была удостоена целых двух НОЦев. Первый – «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования». В итоге он и дал ответ извечному арктическому противостоянию: Мурманск пытался заявиться с собственным центром, но в итоге область вошла в консорциум регионов. А сам центр развернут на базе Северного (Арктического) федерального университета (как раз в Архангельске).
Собственно, сам факт наличия федерального университета уже свидетельствует о большей благосклонности именно к архангельскому варианту.
Нельзя сказать, что Мурманск сдался без боя, сформирован новый Мурманский арктический университет (слиянием МАГУ и МГТУ). С учетом корректировок в программе – теперь он сможет претендовать на участие в ней.
Одновременно с этим и у Архангельска не всё идёт гладко. НОЦ Российская Арктика оказался в третьей группе по результатам оценки – и стал претендентом на ротацию. Впрочем, она маловероятна – нельзя оставлять Западную Арктику без такой системообразующей структуры как научно-образовательный центр. Плюс к тому НОЦ ориентирован на многие сюжеты, востребованные при развитии Северного морского пути – а тут и интересы Росатома, и явная заинтересованность Курчатовского института и Михаила Ковальчука (помимо собственно атомной тематики, через ЦНИИ Прометей и в целом – материаловедческое направление).
Восточная Арктика по ряду вопросов неотделима от Дальнего Востока – даже регионы теперь отнесены к Дальневосточному федеральному округу, хотя профильное министерство все равно общее. У этого макрорегиона Арктической зоны РФ свой НОЦ тоже есть. Это научно-образовательный центр мирового уровня «Север: территория устойчивого развития». В его состав входят: Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Камчатский край, Магаданская область, Чукотский автономный округ. Точкой сборки является Северо-Восточный федеральный университет (Якутск).
Успехи восточноарктического НОЦа – еще один сигнал к тому, что западный будут укреплять. Отсюда – больше возможностей именно у Архангельска.
https://news.1rj.ru/str/rusbri/2512
Telegram
БРИФИНГ
Брифинг-2.
Приезд Путина в Архангельск может поставить точку в длительной дискуссии- Мурманск или Архангельск станет «столицей Арктики».
Известно, что за Архангельск как базовый центр развития русской Арктики лоббируют Росатом и Ковальчуки. Их поддерживают…
Приезд Путина в Архангельск может поставить точку в длительной дискуссии- Мурманск или Архангельск станет «столицей Арктики».
Известно, что за Архангельск как базовый центр развития русской Арктики лоббируют Росатом и Ковальчуки. Их поддерживают…
Расширение цифровых кафедр
Казанский федеральный университет @kznuniversity проведет KFU Digital Day. Это мероприятие для студентов, обучающихся на дополнительных профессиональных программах профессиональной переподготовки проекта «Цифровые кафедры КФУ». Оно предполагает организацию более 10 площадок, где будут проходить панельные дискуссии и мастер-классы с участием визионеров, ИТ-специалистов из различных отраслей и регуляторов. Программа предполагает встречу с HR-специалистами ИТ-компаний региона с целью обсуждения компетентностного профиля современного ИТ-специалиста различных отраслевых сфер.
Директор института передовых образовательных технологий КФУ Светлана Котенкова специально для НОП:
Казанский федеральный университет @kznuniversity проведет KFU Digital Day. Это мероприятие для студентов, обучающихся на дополнительных профессиональных программах профессиональной переподготовки проекта «Цифровые кафедры КФУ». Оно предполагает организацию более 10 площадок, где будут проходить панельные дискуссии и мастер-классы с участием визионеров, ИТ-специалистов из различных отраслей и регуляторов. Программа предполагает встречу с HR-специалистами ИТ-компаний региона с целью обсуждения компетентностного профиля современного ИТ-специалиста различных отраслевых сфер.
Директор института передовых образовательных технологий КФУ Светлана Котенкова специально для НОП:
Концепция проекта «Цифровых кафедр» изначально предполагала тесную взаимосвязь в процессе разработки программ с представителями ИТ-индустрии. Кроме того, сбор обратной связи позволяет нам говорить и о востребованности со стороны студентов общения и встреч с представителями ИТ-компаний.
В мероприятии будут участвовать 19 спикеров, которые обозначат фронтирные темы в области развития цифровых технологий в медицине, образовании, лингвистике, дизайна, экономике и т.д. Формат мероприятия предполагает как очные площадки для дискуссий, мастер-классов, так и онлайн трансляции мероприятий с целью обеспечения максимальной вовлеченности обучающихся Казанского Федерального Университета.
Уникальность Проекта «Цифровые кафедры КФУ» заключается в том, что нам удалось разработать программы профессиональной переподготовки, максимально агрегировав область будущей профессиональной деятельности обучающихся и ит-компетенций. Ключевая особенность образовательного контента программ заключается в отраслевой специфике ИТ компетенций. На программах проекта в настоящее время обучается более 4000 студентов Университета, разработано свыше 25 онлайн-курсов.
В перспективе планируется накопленный опыт в области формирования цифровых компетенций использовать при проектировании дисциплин основных образовательных программ высшего образования.
Стальной МЭИ
Ученые НИУ «МЭИ» @mpeiuniversity разработали способ прямого жидкофазного восстановления стали из руд, отличающийся сниженной энергоёмкостью.
В результате выполненных исследований, ученые НИУ «МЭИ» создали конструкцию перспективного реактора по непрерывному восстановлению железа углерод-водородной смесью без применения угля и кокса. Источником энергии для восстановительных реакций является природный газ. Разработанный способ исключает коксохимическое, агломерационное и доменное производство и существенно сокращает технологический процесс выплавки стали. Реализация данной разработки предусматривает построение принципиально нового металлургического предприятия.
Николай Рогалев, ректор НИУ «МЭИ», специально для НОП:
Внедрение технологии, разработанной учеными НИУ «МЭИ», позволит практически вдвое сократить энергоёмкость производства стали и выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Данный эффект достигается за счёт реализации непрерывного и одностадийного процесса прямого восстановления железа.
Одним из трендов развития сталелитейной промышленности на мировом уровне является внедрение технологий внедоменного восстановления железа. Наиболее известным примером такой технологии является Midrex, а среди отечественных разработок – РОМЕЛТ. Разработанный в НИУ «МЭИ» способ исключает дополнительное оборудование для получения восстановительного газа, как это реализовано в Midrex и не используется уголь, который необходим в РОМЕЛТ.
Работа выполнена в рамках проекта «Разработка и исследование конструктивных решений для использования водорода и повышения эффективности процесса восстановления железа при производстве стали» при поддержке гранта НИУ «МЭИ» на реализацию программы научных исследований «Приоритет 2030: Технологии будущего» в 2022-2024 гг. Руководитель проекта – к.т.н., доцент кафедры инновационных технологий наукоёмких отраслей Константин Строгонов.
Ученые НИУ «МЭИ» @mpeiuniversity разработали способ прямого жидкофазного восстановления стали из руд, отличающийся сниженной энергоёмкостью.
В результате выполненных исследований, ученые НИУ «МЭИ» создали конструкцию перспективного реактора по непрерывному восстановлению железа углерод-водородной смесью без применения угля и кокса. Источником энергии для восстановительных реакций является природный газ. Разработанный способ исключает коксохимическое, агломерационное и доменное производство и существенно сокращает технологический процесс выплавки стали. Реализация данной разработки предусматривает построение принципиально нового металлургического предприятия.
Николай Рогалев, ректор НИУ «МЭИ», специально для НОП:
Внедрение технологии, разработанной учеными НИУ «МЭИ», позволит практически вдвое сократить энергоёмкость производства стали и выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Данный эффект достигается за счёт реализации непрерывного и одностадийного процесса прямого восстановления железа.
Одним из трендов развития сталелитейной промышленности на мировом уровне является внедрение технологий внедоменного восстановления железа. Наиболее известным примером такой технологии является Midrex, а среди отечественных разработок – РОМЕЛТ. Разработанный в НИУ «МЭИ» способ исключает дополнительное оборудование для получения восстановительного газа, как это реализовано в Midrex и не используется уголь, который необходим в РОМЕЛТ.
Работа выполнена в рамках проекта «Разработка и исследование конструктивных решений для использования водорода и повышения эффективности процесса восстановления железа при производстве стали» при поддержке гранта НИУ «МЭИ» на реализацию программы научных исследований «Приоритет 2030: Технологии будущего» в 2022-2024 гг. Руководитель проекта – к.т.н., доцент кафедры инновационных технологий наукоёмких отраслей Константин Строгонов.
Иностранный язык по-русски
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова @LinguisticsUniversityNN продолжает развивать профессионально ориентированное взаимодействие с партнерскими образовательными учреждениями за рубежом.
В декабре, в рамках серии тренинговых мероприятий, организованных Представительством Россотрудничества в Республике Узбекистан для педагогических работников детских садов, общеобразовательных школ и университетов в Ташкенте и Самарканде, делегация НГЛУ провела цикл презентационных площадок и мастер-классов. Члены делегации продемонстрировали передовые разработки и авторский лингводидактический инструментарий в области дизайна и формирования эффективной развивающей, мотивирующей среды обучения русскому языку как неродному и иностранному и иностранным языкам на дошкольном и младшем школьном этапах.
Ректор Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова профессор Жанна Никонова для НОП:
НГЛУ накоплен значительный научный и практический опыт в сфере организации ускоренной, целевой, высококачественной лингвистической подготовки по русскому языку как родному и иностранному и иностранным языкам для разных возрастных групп, включая самых маленьких участников образовательного процесса. Вопрос обеспечения результативного погружения в языковую среду данной категории обучающихся находится сегодня в особом фокусе внимания педагогического сообщества Республики Узбекистан. Мы рады поделиться с коллегами передовыми приемами научных коллективов университета, разрабатывающих данную проблему.
Важно то, что специалисты, принявшие участие в мероприятиях по повышению квалификации, отметили высокую практическую ценность представленного материала и поделились перспективами его апробации в конкретных контекстах обучения. Исключительно приятно было встретить в ходе программы «выпускников» Летнего института для преподавателей и исследователей, которые продолжают активное сотрудничество с НГЛУ, выступившим минувшим летом одной из четырех федеральных пилотных площадок проекта по государственному заданию Минобрнауки России. Подобные тренинговые сессии, безусловно, способствуют дальнейшему укреплению связей и совершенствованию сетевой кооперации для экспорта достижений и популяризации отечественного лингвообразования.
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова @LinguisticsUniversityNN продолжает развивать профессионально ориентированное взаимодействие с партнерскими образовательными учреждениями за рубежом.
В декабре, в рамках серии тренинговых мероприятий, организованных Представительством Россотрудничества в Республике Узбекистан для педагогических работников детских садов, общеобразовательных школ и университетов в Ташкенте и Самарканде, делегация НГЛУ провела цикл презентационных площадок и мастер-классов. Члены делегации продемонстрировали передовые разработки и авторский лингводидактический инструментарий в области дизайна и формирования эффективной развивающей, мотивирующей среды обучения русскому языку как неродному и иностранному и иностранным языкам на дошкольном и младшем школьном этапах.
Ректор Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова профессор Жанна Никонова для НОП:
НГЛУ накоплен значительный научный и практический опыт в сфере организации ускоренной, целевой, высококачественной лингвистической подготовки по русскому языку как родному и иностранному и иностранным языкам для разных возрастных групп, включая самых маленьких участников образовательного процесса. Вопрос обеспечения результативного погружения в языковую среду данной категории обучающихся находится сегодня в особом фокусе внимания педагогического сообщества Республики Узбекистан. Мы рады поделиться с коллегами передовыми приемами научных коллективов университета, разрабатывающих данную проблему.
Важно то, что специалисты, принявшие участие в мероприятиях по повышению квалификации, отметили высокую практическую ценность представленного материала и поделились перспективами его апробации в конкретных контекстах обучения. Исключительно приятно было встретить в ходе программы «выпускников» Летнего института для преподавателей и исследователей, которые продолжают активное сотрудничество с НГЛУ, выступившим минувшим летом одной из четырех федеральных пилотных площадок проекта по государственному заданию Минобрнауки России. Подобные тренинговые сессии, безусловно, способствуют дальнейшему укреплению связей и совершенствованию сетевой кооперации для экспорта достижений и популяризации отечественного лингвообразования.
Неонацизм – история против пропаганды (1/3)
История содержит корни современности, историческая память – основа идентичности. Президент Владимир Путин еще несколько лет назад подчеркнул важность единой и цельной исторической политики. Конфликты проходят не только на полях сражений, но и за умы – как своих граждан, так и жителей многих стран мира.
11 декабря 2023 года в Доме Российского исторического общества прошёл круглый стол, посвящённый изучению украинской пропаганды и борьбе с ней.
Концептуальные рамки определил председатель РИО и глава СВР Сергей Нарышкин:
Все выступавшие однозначно согласились с тем, что именно система образования является ключевым ретранслятором пропаганды. На Украине сознательно выбрасывали из библиотек (в первую очередь, школьных) все книги, которые выражали иную точку зрения. А взамен происходило активное наполнение как книжных полок, так и сознания детей и молодежи нужными идеями.
Александр Кибовский акцентировал внимание на двух характеристиках украинской пропаганды. Первая – примитивность, то есть «изощренная возможность доведения этой точки зрения до самой широкой аудитории, в первую очередь до молодежи». Идеи нацизма очень просты и доступны.
Второе – способы доставки контента. На Украине выпускалось, например, очень много комиксов. Отсюда – важность привлечения блогеров с гражданской позицией для создания контента и доведения его до молодежи. Но далеко не везде на освобожденных территориях есть хороший Интернет – там требуются иные подходы.
Для каждой целевой аудитории необходимо формулировать свой дискурс. Среди важнейших групп участники выделили: жителей освобожденных территорий, молодежь и детей.
В исторических регионах важно не допустить идеологического вакуума, мировоззренческой дезориентации людей. Они (в особенности старшее поколение) уже пережили распад СССР, эпоху безвременья, возрождение нацистской идеологии. Очередная смена идеологической парадигмы должна проходить в щадящем, но тотальном режиме.
Другая важная аудитория – молодежь. С ней лучше работать через школы, университеты и, конечно, Интернет.
Третья – дети. Для них требуется соответствие содержания (научных знаний) и формы подачи. Сенатор Екатерина Алтабаева продемонстрировала «Азбуку повстанца» - по сути букварь, где на первой же странице Степан Бандера изображается как герой. Она подчеркнула – начинать историческое образование и просвещение нужно буквально с яслей. Гендиректор Музея современной историия России Ирина Великанова дополнила эту идею рассказом о комиксах, пестрящих флагами УПА, и раскрасках, где лучшим другом трубача УПА Алярмика является Адольфик.
Очень важно очистить библиотеки (в первую очередь, школьные и вузовские) и само преподавание от украинских (а также западных) книг и наполнить его российскими изданиями. При этом важно не замыкаться только на истории – ведь машина пропаганды на Украине была выстроена очень качественно, а значит, ее «крючки» разбросаны в предметах не только социально-гуманитарного цикла, но даже в математике и физике.
В рамках мероприятия также прошло открытие выставки, основу которой составили украинские пропагандистские издания, школьные учебники и детские энциклопедии. Издания собраны в зоне проведения СВО. В экспозицию вошли книги, героизирующие пособников нацистов Бандеру, Шухевича, а также преступления ОУН и УПА. Руководитель выставочных проектов РИО Наталья Капустникова провела экскурсию по выставке:
Подробнее.
История содержит корни современности, историческая память – основа идентичности. Президент Владимир Путин еще несколько лет назад подчеркнул важность единой и цельной исторической политики. Конфликты проходят не только на полях сражений, но и за умы – как своих граждан, так и жителей многих стран мира.
11 декабря 2023 года в Доме Российского исторического общества прошёл круглый стол, посвящённый изучению украинской пропаганды и борьбе с ней.
Концептуальные рамки определил председатель РИО и глава СВР Сергей Нарышкин:
Русские и украинцы — это две части триединого народа, история которого уходят своими корнями вглубь веков.
Оглядываясь в прошлое, можно констатировать, что единственное историческое предназначение украинского национализма — это превращение Украины в оружие против нашей страны.
Переход на российские образовательные стандарты, прежде всего, в части изучения истории, уже стал значимым этапом освобождения Донбасса и Приазовья.
Все выступавшие однозначно согласились с тем, что именно система образования является ключевым ретранслятором пропаганды. На Украине сознательно выбрасывали из библиотек (в первую очередь, школьных) все книги, которые выражали иную точку зрения. А взамен происходило активное наполнение как книжных полок, так и сознания детей и молодежи нужными идеями.
Александр Кибовский акцентировал внимание на двух характеристиках украинской пропаганды. Первая – примитивность, то есть «изощренная возможность доведения этой точки зрения до самой широкой аудитории, в первую очередь до молодежи». Идеи нацизма очень просты и доступны.
Второе – способы доставки контента. На Украине выпускалось, например, очень много комиксов. Отсюда – важность привлечения блогеров с гражданской позицией для создания контента и доведения его до молодежи. Но далеко не везде на освобожденных территориях есть хороший Интернет – там требуются иные подходы.
Для каждой целевой аудитории необходимо формулировать свой дискурс. Среди важнейших групп участники выделили: жителей освобожденных территорий, молодежь и детей.
В исторических регионах важно не допустить идеологического вакуума, мировоззренческой дезориентации людей. Они (в особенности старшее поколение) уже пережили распад СССР, эпоху безвременья, возрождение нацистской идеологии. Очередная смена идеологической парадигмы должна проходить в щадящем, но тотальном режиме.
Другая важная аудитория – молодежь. С ней лучше работать через школы, университеты и, конечно, Интернет.
Третья – дети. Для них требуется соответствие содержания (научных знаний) и формы подачи. Сенатор Екатерина Алтабаева продемонстрировала «Азбуку повстанца» - по сути букварь, где на первой же странице Степан Бандера изображается как герой. Она подчеркнула – начинать историческое образование и просвещение нужно буквально с яслей. Гендиректор Музея современной историия России Ирина Великанова дополнила эту идею рассказом о комиксах, пестрящих флагами УПА, и раскрасках, где лучшим другом трубача УПА Алярмика является Адольфик.
Очень важно очистить библиотеки (в первую очередь, школьные и вузовские) и само преподавание от украинских (а также западных) книг и наполнить его российскими изданиями. При этом важно не замыкаться только на истории – ведь машина пропаганды на Украине была выстроена очень качественно, а значит, ее «крючки» разбросаны в предметах не только социально-гуманитарного цикла, но даже в математике и физике.
В рамках мероприятия также прошло открытие выставки, основу которой составили украинские пропагандистские издания, школьные учебники и детские энциклопедии. Издания собраны в зоне проведения СВО. В экспозицию вошли книги, героизирующие пособников нацистов Бандеру, Шухевича, а также преступления ОУН и УПА. Руководитель выставочных проектов РИО Наталья Капустникова провела экскурсию по выставке:
Выставка представляет собой срез типичной школьной районной библиотеки, где были выброшены книги о русской истории и культуре на русском языке и вместо них заполонили книги, подобные этим.
Подробнее.
historyrussia.org
Выступление С.Е. Нарышкина на круглом столе по украинской пропаганде - Российское историческое общество
Все выступления и речи Сергея Нарышкина на мероприятиях, связанных с деятельностью Российского исторического общества
Неонацизм – история против пропаганды (2/3)
Руководитель Национального центра исторической памяти при Президенте РФ Елена Малышева подчеркнула – именно вхождение неонацистских нарративов в школьную и вузовскую программу позволило столь быстро переформатировать сознание значительного числа украинцев. Историческая память является основой национального самосознания, а значит – и идентичности. Учебники и их изучение должно быть направлено не просто на то, чтобы констатировать их русофобский и неонацистский характер, но и на изучение механики конструирования и трансляции нарративов, особенностей формирования этого дискурса. Об этом же говорила и Ирина Великанова (директор Музея современной истории России).
В качестве успешных примеров Елена Малышева выделила проект «Без срока давности».
Замминистра науки и высшего образования Константин Могилевский подчеркнул три фактора, которые разрушают украинскую пропаганду:
1. Реальность – провалы в политике и на фронте изнутри торпедируют ее.
2. Историческое просвещение, тесно связанное с преподаванием истории. Здесь выделяются: новый учебник по истории и единая программа этого предмета для всех школ; университетские единые модули «История» и «Основы российской государственности». В этом же ключе Дмитрий Василенко отметил важность работы Общества «Знание».
3. Выработка альтернативы – нельзя думать, что внезапно все граждане исторических регионов (а многие – и из других регионов) воспрянут ото «сна разума» и автоматически всё для себя поймут.
В выступлениях прозвучало много направлений работы, в которых напрямую задействованы вузы:
1. Профильная научная работа – создание центров (например, НОЦ этнополитической реабилитации на базе Донецкого госуниверситета) и проведение конференций.
2. (Пере)подготовка преподавателей и создание методических материалов.
3. Обновление учебников.
4. Интеграция вузов всей России в поддержку СВО – через проекты «Вузы фронту», открытие музейных пространств по теме СВО, проведение обменных программ.
5. Восстановление и развитие инфраструктуры вузов в исторических регионах – здесь Константин Могилевский отметил создание 5 инжиниринговых центров на базе 14 университетов Новросиии, открытие 43 учебных лабораторий, выделение 37 тыс. бюджетных мест.
Замглавы Минобрнауки подчеркнул:
В унисон звучат и слова Андрея Петрова (зампредседателя РИО):
Если систематизировать высказанные идеи, то становится понятно – работать нужно на каждом уровне и с каждым участником процесса исторического просвещения:
1. Взрослые россияне – они же являются родителями детей. Востребованы все форматы – от кинофильмов до выставок в музеях, от роликов до песен, от стихов до новых памятников.
2. Дети и молодежь – через школу, дополнительное образование, «Разговоры о важном», различные форматы просветительства (от лекций «Знания» до роликов от «властителей дум»).
3. Студенты – через учебники и программы курсов. Здесь особенно важно достучаться до всех – и «физиков», и «лириков».
4. Учителя и преподаватели – профпереподготовка, обмен опытом.
5. Ученые – конференции, совместные проекты, открытие центром.
Директор Института российской истории РАН Юрий Петров отметил – важно и в профессиональной среде работать оперативно. По его мнению, очень многое определит, что выйдет раньше – готовые тома новой отечественной двадцатитомной История России или многотомник по истории Украины, который пишут там вместе с западными специалистами.
Об этом же говорил и Андрей Петров – начинать необходимо с науки, с набора доказанных фактов. А затем столь же обязательно – грамотно упаковать это в нужные форматы. Он добавил, что важно продолжать работать с теми ветеранами, что еще живу – в том числе, с участниками борьбы против бандеровского подполья (а оно длилось аж до 1956 года).
Руководитель Национального центра исторической памяти при Президенте РФ Елена Малышева подчеркнула – именно вхождение неонацистских нарративов в школьную и вузовскую программу позволило столь быстро переформатировать сознание значительного числа украинцев. Историческая память является основой национального самосознания, а значит – и идентичности. Учебники и их изучение должно быть направлено не просто на то, чтобы констатировать их русофобский и неонацистский характер, но и на изучение механики конструирования и трансляции нарративов, особенностей формирования этого дискурса. Об этом же говорила и Ирина Великанова (директор Музея современной истории России).
В качестве успешных примеров Елена Малышева выделила проект «Без срока давности».
Замминистра науки и высшего образования Константин Могилевский подчеркнул три фактора, которые разрушают украинскую пропаганду:
1. Реальность – провалы в политике и на фронте изнутри торпедируют ее.
2. Историческое просвещение, тесно связанное с преподаванием истории. Здесь выделяются: новый учебник по истории и единая программа этого предмета для всех школ; университетские единые модули «История» и «Основы российской государственности». В этом же ключе Дмитрий Василенко отметил важность работы Общества «Знание».
3. Выработка альтернативы – нельзя думать, что внезапно все граждане исторических регионов (а многие – и из других регионов) воспрянут ото «сна разума» и автоматически всё для себя поймут.
В выступлениях прозвучало много направлений работы, в которых напрямую задействованы вузы:
1. Профильная научная работа – создание центров (например, НОЦ этнополитической реабилитации на базе Донецкого госуниверситета) и проведение конференций.
2. (Пере)подготовка преподавателей и создание методических материалов.
3. Обновление учебников.
4. Интеграция вузов всей России в поддержку СВО – через проекты «Вузы фронту», открытие музейных пространств по теме СВО, проведение обменных программ.
5. Восстановление и развитие инфраструктуры вузов в исторических регионах – здесь Константин Могилевский отметил создание 5 инжиниринговых центров на базе 14 университетов Новросиии, открытие 43 учебных лабораторий, выделение 37 тыс. бюджетных мест.
Замглавы Минобрнауки подчеркнул:
Начавшееся возрождение научно-технологической славы Донбасса само по себе является мощным ударом по основам украинского неонацизма.
В унисон звучат и слова Андрея Петрова (зампредседателя РИО):
Система образования наряду с армией, дипломатией является предметом суверенитета страны.
Если систематизировать высказанные идеи, то становится понятно – работать нужно на каждом уровне и с каждым участником процесса исторического просвещения:
1. Взрослые россияне – они же являются родителями детей. Востребованы все форматы – от кинофильмов до выставок в музеях, от роликов до песен, от стихов до новых памятников.
2. Дети и молодежь – через школу, дополнительное образование, «Разговоры о важном», различные форматы просветительства (от лекций «Знания» до роликов от «властителей дум»).
3. Студенты – через учебники и программы курсов. Здесь особенно важно достучаться до всех – и «физиков», и «лириков».
4. Учителя и преподаватели – профпереподготовка, обмен опытом.
5. Ученые – конференции, совместные проекты, открытие центром.
Директор Института российской истории РАН Юрий Петров отметил – важно и в профессиональной среде работать оперативно. По его мнению, очень многое определит, что выйдет раньше – готовые тома новой отечественной двадцатитомной История России или многотомник по истории Украины, который пишут там вместе с западными специалистами.
Об этом же говорил и Андрей Петров – начинать необходимо с науки, с набора доказанных фактов. А затем столь же обязательно – грамотно упаковать это в нужные форматы. Он добавил, что важно продолжать работать с теми ветеранами, что еще живу – в том числе, с участниками борьбы против бандеровского подполья (а оно длилось аж до 1956 года).
Неонацизм – история против пропаганды (3/3)
Очень важный и нетривиальный вопрос поднял Армен Гаспарян. Если не брать высокие «грифы» того же РИО – есть серьезная проблема с осмыслением феномена украинского неонацизма:
Опасаются издатели неадекватного применения 114-ФЗ О противодействии экстремистской деятельности.
Проблема на самом деле намного шире и напрямую затрагивает высшее образование. Некоторые недалекие вузовские управленцы еще в 2014-м как чёрт ладана боялись даже студенческих работ на эту тему. Как тут не вспомнить о том самом «предательстве элит», что погубило Российскую Империю.
Армен Гаспарян выделил и другую проблему – недостаточность работы с массовым потребителем, с обычным человеком. Мало толковых книг (вспомним о важности научпопа), зато прилавки завалены ширпотребом, конспирологией. А от себя добавим – и произведениями иноагентов.
Безусловно важны и успехи на фронте. Жизнеспособность любой идеологии (неонацизм для Украины, патриотизм для России) напрямую связана с ее достижениями в виде разбитого врага, освобожденных территорий и т.п.
Прав Андрей Петров:
Физическое устранение самых ярых носителей неонацистской идеологии (представителей националистических и карательных батальонов Украины) так же значимо, как и работа с широкими массами населения. Тем более, что после окончания боевых действий необходимо минимизировать возможность неонацистского реванша – а ярые неонацисты, если выживут, смогут сеять зерна раздора и далее.
Все методики украинской (фактически – западной) пропаганды не новы. Они созданы (на что обратил внимание Александр Кибовский) «по прямой кальке материалов Третьего Рейха». Идеология нацизма продемонстрировала удивительную живучесть – чего стоит хотя бы парадоксальный «нацистский интернационал» в рядах ВСУ. Потому бороться необходимо на самых различных уровнях: за умы каждого россиянина, каждого украинца, жителей западных и незападных стран. В своей работе нужно дойти до каждого.
Как тут не вспомнить блистательный монолог Леонида Броневого в роли Мюллера из «Семнадцати мгновений весны»?
Цивилизационный вызов для России состоит не только в том, чтобы на полях сражений одержать победу над неонацизмом. Уже была в истории страны Мировая война – Первая – когда успехи на фронте оказались полностью нивелированы идеологическим провалом в тылу, в сознании и элит, и более широких народных масс.
Но для этого необходимы оценить – способна ли наша интеллигенция (научная, творческая) сгенерировать подобный ответ. Речь не о «чистке «пятой колонны», но о том, что сейчас все еще в некоторых кругах остается рукопожатным покаятельно-брезгливое отношение и к СВО, и к самой России. В пресловутых «московских гостиных» весьма влиятельные в кругах и науки, и креативных индустрий люди открыто высказывают пораженческие настроения. Прозападная расположенность не вытесняется в их сознании патриотизмом. Ну а интересы бизнеса и инерционность сознания приводят к тому, что на поле просветительства и популяризаторства (особенно в социально-гуманитарных науках) продолжают главенствовать люди сомнительной политической лояльности. В том числе, иноагенты, открыто высказывающиеся против нашей страны.
Очень важный и нетривиальный вопрос поднял Армен Гаспарян. Если не брать высокие «грифы» того же РИО – есть серьезная проблема с осмыслением феномена украинского неонацизма:
Современные российские издательства отказываются публиковать исследования профессиональных академических историков по проблематике коллаборационизма, нацистских военных преступлений, Бандеровщины.
Опасаются издатели неадекватного применения 114-ФЗ О противодействии экстремистской деятельности.
Проблема на самом деле намного шире и напрямую затрагивает высшее образование. Некоторые недалекие вузовские управленцы еще в 2014-м как чёрт ладана боялись даже студенческих работ на эту тему. Как тут не вспомнить о том самом «предательстве элит», что погубило Российскую Империю.
Армен Гаспарян выделил и другую проблему – недостаточность работы с массовым потребителем, с обычным человеком. Мало толковых книг (вспомним о важности научпопа), зато прилавки завалены ширпотребом, конспирологией. А от себя добавим – и произведениями иноагентов.
Безусловно важны и успехи на фронте. Жизнеспособность любой идеологии (неонацизм для Украины, патриотизм для России) напрямую связана с ее достижениями в виде разбитого врага, освобожденных территорий и т.п.
Прав Андрей Петров:
Самое лучшее средство от враждебной идеологии – это наша победа.
Физическое устранение самых ярых носителей неонацистской идеологии (представителей националистических и карательных батальонов Украины) так же значимо, как и работа с широкими массами населения. Тем более, что после окончания боевых действий необходимо минимизировать возможность неонацистского реванша – а ярые неонацисты, если выживут, смогут сеять зерна раздора и далее.
Все методики украинской (фактически – западной) пропаганды не новы. Они созданы (на что обратил внимание Александр Кибовский) «по прямой кальке материалов Третьего Рейха». Идеология нацизма продемонстрировала удивительную живучесть – чего стоит хотя бы парадоксальный «нацистский интернационал» в рядах ВСУ. Потому бороться необходимо на самых различных уровнях: за умы каждого россиянина, каждого украинца, жителей западных и незападных стран. В своей работе нужно дойти до каждого.
Как тут не вспомнить блистательный монолог Леонида Броневого в роли Мюллера из «Семнадцати мгновений весны»?
Тем, кому сейчас десять мы не нужны. Ни мы, ни наши идеи. Они нам не простят голода и бомбежек. А вот те, которые сейчас еще ничего не смыслят, они будут говорить о нас, как о легенде. А легенду надо подкармливать.
Надо создавать тех сказочников, которые переложат наши слова на иной лад. Тот, которым будет жить человечество через 20 лет.
Цивилизационный вызов для России состоит не только в том, чтобы на полях сражений одержать победу над неонацизмом. Уже была в истории страны Мировая война – Первая – когда успехи на фронте оказались полностью нивелированы идеологическим провалом в тылу, в сознании и элит, и более широких народных масс.
Но для этого необходимы оценить – способна ли наша интеллигенция (научная, творческая) сгенерировать подобный ответ. Речь не о «чистке «пятой колонны», но о том, что сейчас все еще в некоторых кругах остается рукопожатным покаятельно-брезгливое отношение и к СВО, и к самой России. В пресловутых «московских гостиных» весьма влиятельные в кругах и науки, и креативных индустрий люди открыто высказывают пораженческие настроения. Прозападная расположенность не вытесняется в их сознании патриотизмом. Ну а интересы бизнеса и инерционность сознания приводят к тому, что на поле просветительства и популяризаторства (особенно в социально-гуманитарных науках) продолжают главенствовать люди сомнительной политической лояльности. В том числе, иноагенты, открыто высказывающиеся против нашей страны.
Проектирование цифрового будущего науки и образования
На площадке Ростелекома прошла конференция «Цифровизация высшего образования: государство, бизнес, наука». Уже второй раз в этом году конференция проводится Министерством науки и высшего образования РФ совместно с корпорацией ПАО «Ростелеком».
Конференция уже традиционно является точкой сборки главных трендов в цифровизации сферы науки и образования. Это мероприятие – важнейшая коммуникационная площадка для ректоров и проректоров вузов, цифровых партнёров и коллег из профильных министерств, позволяющая «сверить часы» и сформировать план дальнейшей работы.
Открыла конференцию пленарная сессия «Проектирование будущего. Вместе» с участием ведущих экспертов в сфере IT, руководителей вузов и представителей профильных министерств.
Модератором дискуссии выступил Евгений Сжёнов, научный руководитель Экспертно-аналитического центра НОП.
На площадке Ростелекома прошла конференция «Цифровизация высшего образования: государство, бизнес, наука». Уже второй раз в этом году конференция проводится Министерством науки и высшего образования РФ совместно с корпорацией ПАО «Ростелеком».
Конференция уже традиционно является точкой сборки главных трендов в цифровизации сферы науки и образования. Это мероприятие – важнейшая коммуникационная площадка для ректоров и проректоров вузов, цифровых партнёров и коллег из профильных министерств, позволяющая «сверить часы» и сформировать план дальнейшей работы.
Открыла конференцию пленарная сессия «Проектирование будущего. Вместе» с участием ведущих экспертов в сфере IT, руководителей вузов и представителей профильных министерств.
Модератором дискуссии выступил Евгений Сжёнов, научный руководитель Экспертно-аналитического центра НОП.
Проектирование цифрового будущего науки и образования: цитаты (1/2)
Михаил Осеевский, президент ПАО «Ростелеком»:
Дарья Кирьянова, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации:
Олег Качанов, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
Евгений Сжёнов, научный руководитель Экспертно-аналитического центра НОП:
Вячеслав Аленьков, заместитель председателя Правительства Сахалинской области:
Михаил Осеевский, президент ПАО «Ростелеком»:
Наша работа направлена на то, чтобы студенты выходили из университетов, полностью соответствуя вызовам сегодняшнего дня. За последние полгода наше сотрудничество с университетами сильно возросло, мы видим большой рост цифровых кафедр, рост спроса на те направления, которые предложили развивать именно мы, например, – инженеры DevOps.
В этом ключе мы плотно работаем с Министерством науки и высшего образования РФ в сфере создания структурного подхода к трансформации университетов. Особенно важно, что платформа «ГосТех» сегодня стала реальностью. Ростелеком – исполнитель платформы. Над ней круглосуточно работают 1000 наших специалистов. Этот новый уровень цифровизации страны затронет и систему образования. Поэтому мы особенно заинтересованы в развитии сотрудничества с вузами и профильными министерствами.
Дарья Кирьянова, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации:
Думаю, сегодня принцип цифровой трансформации вузов – это компетентностный подход. Мы планируем продолжить фундаментальные исследования и трансформировать разработки, которые идут в стенах вуза, но при этом основываемся на потребности самого гражданина. Все это будет существовать в виде отдельного цифрового пространства на основе ИИ и Больших данных, которое будет сформировано к 2030 году.
Сейчас мы достигли только 45% от того, что мы хотели бы получить в итоге в сфере цифровой трансформации образования. Главное – сейчас у нас есть время и ресурсы, чтобы достичь всех наших планов. В этом контексте основной ресурс – люди. Даже при наличии лучших программных продуктов и технологий, без людей невозможно ничего сделать.
Олег Качанов, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
Сегодня большинство организаций живет в своеобразной цифровой феодальной ситуации – каждый создает свои информационные системы под свои цели и задачи. В этой ситуации клиентские пути каждого пользователя разорваны и постоянно меняются. К примеру, молодой человек хочет поступить в вуз. В школе у него один клиентский путь, в системе сдачи ЕГЭ – другой, при подаче документов в вуз – третий. Нам хотелось бы, чтобы все сферы были максимально удобны для граждан. Как раз это и может позволить сделать система «Гостех». Мы смотрим на отрасль образования в целом, выстраивая для каждого гражданина единый, удобный и простой клиентский путь.
Евгений Сжёнов, научный руководитель Экспертно-аналитического центра НОП:
Ростелеком давно перерос статус лидера интернет сферы России. Развитие корпорации в этом направлении тесно пересекается с задачами вузов по цифровизации. Сегодня у нас отличная возможность из первых уст узнать, как на будущий год будет формироваться единое цифровое пространство в науке и высшем образовании с участием вузов и наших технологических партнеров.
Наша конференция – это уже устоявшаяся традиция: собираться с ректорским сообществом и нашими коллегами из министерств, которые двигают цифровую трансформацию во всей системе науки и образования. Мы встречаемся на площадке Ростелекома, что вполне соответствует актуальным тенденциям Министерства науки и высшего образования РФ в сфере трансформации всей системы высшего образования.
Вячеслав Аленьков, заместитель председателя Правительства Сахалинской области:
Невозможно сделать вуз лидером цифровой трансформации, если он не является лидером в своем регионе. Мы активно делаем цифровые проекты с нашими вузами. Для нас особенно важна оптимизация процессов. Мы специально перенесли наш процессный офис на уровень Сахалинского вуза. Сегодня у нас трансформации компетенций идут от вуза. Вуз сам понимает, куда движется развитие сферы, и дает нужное ТЗ школам и колледжам. Именно так и встраивается непрерывный процесс обучение.
Telegram
Ростелеком
Этот канал — о наших продуктах и сервисах, выгодных акциях и новостях из мира технологий. Присоединяйтесь ❤️
Регистрация в перечне РКН: https://www.gosuslugi.ru/snet/67a5b4ae1b17b35b6c19f2d0
Регистрация в перечне РКН: https://www.gosuslugi.ru/snet/67a5b4ae1b17b35b6c19f2d0
Проектирование цифрового будущего науки и образования: цитаты (2/2)
Дмитрий Ливанов, ректор Московского физико-технического института:
Дауд Мамий, ректор Адыгейского государственного университета:
Владимир Шевченко, ректор МИФИ:
Дмитрий Ливанов, ректор Московского физико-технического института:
Перед тем, как говорить о будущем, надо понять, где мы сейчас находимся. Та система высшего образования, которая сейчас существует, была создана в 30-е годы XX века. В то время были созданы 3 сотни небольших учебных заведений под конкретные задачи. Все это почти без изменений дошло до нас. Эта система решала задачи того времени – быстрое технологическое развитие в ключевых отраслях страны. Но к середине 40-х годов наша политическая и научная элита поняла, что при такой системе нельзя создавать новые технологии и осуществлять технологическое лидерство. В наше время перенос такой системы прошел через много вызовов и сложностей. В этой ситуации началась цифровизация и автоматизации системы образования. Это и привело к появлению цифрового хаоса – громоздкая система с множеством паразитических элементов. Сегодня перед нами стоит задача фактически с нуля выстроить новые отрасли экономики на основе собственных технологических решений.
Дауд Мамий, ректор Адыгейского государственного университета:
Основной фокус в нашем вузе делается на математическое образование. Мы умеем работать с математическими талантами, выявлять и развивать их. Когда мы все перешли в новую реальность, которую создала нам пандемия, мы столкнулись с проблемой – большое количество проектов, которые активно проводились в очном формате. Этот вызов дал нам новую точку роста: мы не отменили ни один проект, мы создали новые подходы с использованием цифровых инструментов, которые позволили реализовать нам все проекты без потери качества.
Владимир Шевченко, ректор МИФИ:
Фундаментальный акт в любом образовательном процессе – живое общение между тем, кто учит и тем, кого учат. Сегодня с развитием цифровых технологий эта история неизбежно становится не нужна. Человек может освоить определенный набор навыков и компетенций, не общаясь с живым человеком, а разговаривая с цифровым ассистентом.
Эта тенденция имеет очень важное значение. Мне кажется, что для вуза очень важно сохранить традицию реального общения, нужно найти правильный баланс между цифровизацией и сохранением традиций.
Сегодня нужно готовить пул людей, которые не только могут пользоваться технологиями цифровизации, но и понимать как они устроены, что делать, если эта машинка сломается. Именно эта задача – крайне важный фактор, который определит наш цифровой суверенитет в будущем.
Telegram
МФТИ — Физтех
Новости Физтеха.
По всем вопросам: press@phystech.edu
Регистрация в перечне РКН: https://www.gosuslugi.ru/snet/67d0dad325b58f3d79f0539a
По всем вопросам: press@phystech.edu
Регистрация в перечне РКН: https://www.gosuslugi.ru/snet/67d0dad325b58f3d79f0539a