НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
ГУУ на страже социального государства

В Государственном университете управления исследуют политические тенденции современной России и разрабатывают рекомендации для органов государственной власти.

Проекты ГУУ в сфере общественно-политических наук в августе этого года получили поддержку по итогам отбора, проведенного ЭИСИ, Минобрнауки России и РАН.

Под руководством директора НИИ государственной политики и управления отраслевой экономикой, доктора политических наук, доцента Олега Судоргина проводится исследование, цель которого – изучить механизмы формирования и закрепления в сознании молодежи образа справедливого социального государства в контексте обеспечения ключевых конституционных прав и свобод.

Проект поможет создать условия для формирования в сознании молодежи четкой модели справедливого государства, что требует выработки новых политико-социальных алгоритмов.

Итогом проекта стала разработанная интегральная концепция, позволяющая установить корреляции межу характером мер социальной и молодежной политики и их социальными эффектами в области закрепления в сознании молодежи образа справедливого государства. В основе – комплексный подход, который дает возможность оценить степень эффективности действующих мер по реализации конституционных прав и свобод и характере их воздействия на молодежную группу.

Участник научного коллектива проекта, председатель СМУ ГУУ Анна Сотникова специально для НОП:

Важно, что руководство такими исследованиями осуществляют ученые, имеющие опыт выполнения крупных проектов, а участвовать в коллективе могут и молодые исследователи. Это возможность решать по-настоящему значимые и интересные задачи, мотивация развиваться в науке. Мы разработали мониторинговые методики для оценки молодежного отношения к конституционным гарантиям граждан, в том числе в связке «государство – молодежь», и их реализации, личного опыта взаимодействия молодежи с государственными институтами. Результаты успешной апробации позволяют нам представить их в качестве рекомендации региональным органам власти и органам местного самоуправления.


Второй проект направлен на изучение концепта российской идентичности в документах стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне.

На основе анализа трактовок российской идентичности в федеральных документах стратегического планирования разработаны предложения по уточнению и согласованию содержания концепта с учетом актуального научного и общественно-политического дискурса. Результаты проекта предназначены для использования при разработке «нового поколения» документов стратегического планирования в сферах государственных национальной и миграционной политик.

Руководитель проекта, доктор политических наук, профессор, профессор кафедры государственного управления и политических технологий, Владимир Волох рассказал НОП о том, что включают в себя рекомендации для органов власти:

Разработанные рекомендации включают в том числе предложения о:
- конкретном определении понятий русской культурной доминанты и единого культурного (цивилизационного) кода для устранения в толковании этих понятий неуместной для официального документа «метафизики» и содержательной связки с понятием «традиционные российские духовно-нравственные ценности»;
- записи государствообразующей роли русского народа и разъяснения этого положения, поскольку в новой редакции Конституции РФ в ст. 68 п. 1 русский язык назван языком государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов РФ;
- укреплении и воспроизводстве российской национальной идентичности на основе русской культурной доминанты и традиционных российских духовно-нравственных ценностей, определения их одним из основных принципов государственной миграционной политики РФ.
«Я думаю, что наша сегодняшняя власть, в лице своих политиков, серьёзно изучает историю. Серьёзнее, чем мы с вами. У нас есть и Историческое общество, которое возглавляет руководитель российской разведки, и Военно-историческое общество, которое возглавляет помощник Президента. Я уверен, что многие политики изучают историю именно из соображений, о которых говорил в том числе Ключевский – он говорил, что когда мы идем по дороге и спотыкнулись, мы оборачиваемся, чтобы посмотреть обо что мы спотыкнулись, и это тоже история, это акт исторического познания. Мы посмотрели на то, что нас сбило с ног. Я не хочу сказать, что это будет панацея. В одну и ту же реку вступить невозможно, но в одну и ту же лужу сесть запросто можно. Поэтому знание истории является важнейшим делом государства». Митрополит Тихон (Шевкунов)
Надзор и развитие – калькуляторы и ЕГЭ

Рособрнадзор @rosobrnadzor_official является одним из трех ключевых ведомств по реализации государственной образовательной политики – вместе с Минпросвещения и Минобрнауки.

Помимо контроля и надзора Служба отвечает за слаженное функционирование всей научно-образовательной системы страны. В исследовательском секторе, конечно, ее полномочия не столь велики – здесь доминирует экспертное мнение РАН по вопросам НИОКР и Минобрнауки по оргуправленческим.

За последние годы именно Служба парировала самые одиозные политизированные и спекулятивные предложения. Впрочем, и по смысловым решениям Рособрнадзор не перетягивает на себя одеяло решений и инициатив – многое зависит от экспертного сообщества.

Анзор Музаев – руководитель Рособрнадзора – в интервью ТАСС @tass_agency и РИА Новости @rian_ru подвел итоги года и рассказал о планах по ключевым векторам работы.

Единый госэкзамен на сегодня является работающим механизмом, гарантирующим более равные возможности для всех школьников страны и всерьез купирующим коррупциогенность работы приемных комиссий вузов. Он эффективно объединяет в себе выпускной школьный и вступительный университетский экзамены. Проведение его объективно, утечек нет, форма и содержание заданий постоянно улучшаются. Да и вменяемых альтернатив не существует.

Он резюмировал позицию Рособрнадзора (а по сути – это консенсус государства по теме ЕГЭ):

Сейчас экзамен самодостаточен, те шкалы, которые есть, то содержание, которое есть, — оно абсолютно удовлетворяет высшие учебные заведения. Новая модель высшего образования поменяет подходы, но никак ЕГЭ не влияет на это.


Выстроена единая система проверки знаний, которая нацелена, в том числе, на снижение роли репититорства:

Логика проведения наших оценочных процедур сейчас выстраивается в последние годы, что ВПР, ОГЭ и ЕГЭ все-таки – это плавный переход из одной процедуры в другую.

Анзор Музаев мягко напомнил – фундаментальное образование дается в 1-9 классах. Именно тогда закладывается обязательная база по всем предметам, что и проверяется в ходе ВПР.

Согласно ст. 43 Конституции РФ обязательным является основное общее образование (1-9 кл.). Впрочем, п.5 ст. 66 ФЗ «Об образовании» именует «среднее общее образование» (т.е. с 10-11 кл.) «обязательным уровнем образования», что в некотором смысле противоречит Конституции. Аналогично это накладывает ненужные ограничения на систему СПО, которая помимо профессиональной подготовки (при поступлении после 9 кл.) вынуждена «тянуть» общеобразовательные предметы. Их перечень вполне можно было бы ограничить по аналогии с высшим образованием.

Сейчас не планируется вводить третий обязательный ЕГЭ – в дополнение к математике (базовой либо профильной) и русскому языку. Это всерьез увеличит организационные издержки, да и обострит проблему выбора этого самого дополнительного предмета. Также пока лишь изучаются перспективы ЕГЭ по арабскому как иностранному.

Анзор Музаев, говоря о перспективах четырех ЕГЭ на инженерные направления (профильная математика, информатика, физика и русский по системе зачет/незачет по сниженному порогу), подчеркнул, что пороговые значения Рособрнадзора (для получения тройки и аттестата) и так невысоки. А далее вузы и их учредители могут договариваться.

Возможности пересдать ЕГЭ, по мнению Анзора Музаева, должны быть, но в ограниченном по срокам и количеству попыток виде.

Бюрократическую нагрузку на педагогов СПО и вузов планируется снижать по образцу школьных учителей – формировать исчерпывающий перечень документов.

Новые регионы активно интегрируются в образовательное пространство, льготы у них есть, работа продолжается. Учебный процесс идет по российским стандартам.

Прореагировал руководитель Рособрнадзора и на «калькуляторный кейс». Он подчеркнул – окончательное решение не принято, но подобрать ответы на калькуляторе невозможно. Справочные материалы и так присутствуют при проведении экзамена, без отсутствия знаний и логики калькулятор не поможет. А про использование на ЕГЭ речи вообще не идет.

#НОПитоги2023

Подробнее: у ТАСС и РИА Новости.
Женщина-ректор года

В декабре, на пороге самого волшебного и долгожданного праздника, принято подводить итоги, делать памятные подарки и строить планы на будущее.

Традиционно одной из авторитетных региональных площадок признания независимым экспертным сообществом существенного личного и профессионального вклада женщин-лидеров в развитие деловой и общественной среды Нижегородской области является премия «Женщина года», учрежденная и впервые реализованная в Нижнем Новгороде в 2018 году.

Победителем в категории «Образование и культура» сезона-2023 стала ректор Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова @LinguisticsUniversityNN, профессор Жанна Никонова.

Ею получена награда за существенный вклад в развитие образовательного ландшафта региона. В 2023 году лауреат вошла в состав Экспертного совета по образованию и молодежной политике при заместителе председателя Государственной Думы Российской Федерации Борисе Чернышове, Общественного Совета при Главном Управлении МВД России по Нижегородской области, была избрана зампредом Общественной палаты города Нижнего Новгорода, выступила научным руководителем пилотного проекта Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Летний институт для преподавателей и исследователей», первого в Российской Федерации хаба Молодежной платформы стран ШОС «SCOLAR Network» и Центра когнитивной обороны, первого в регионе хаба африканистики.

Обеспечила запуск в Университете Добролюбова регионального центра перевода сведений для апостилирования документов об образовании. Приняла участие в статусе спикера в федеральном Марафоне «Знание.Первые». Является действующим председателем Президиума Российского союза германистов, наставником федеральных проектов «Женская лига» и «Моя наставница», сооснователем Консорциума лингвистических университетов Российской Федерации и Республики Беларусь.

Ректор НГЛУ профессор Жанна Никонова специально для НОП:

Честь — стать частью истории одного из главных региональных событий в сфере женского лидерства. Эта высокая награда — результат каждодневной кропотливой и вовлеченной работы моей команды, которая делает невозможное возможным и трудится с исключительной самоотдачей на благо Нижегородской области и России. Мой главный секрет успеха — любовь. К Родине, к избранному делу, к окружающим людям. Миссия женщины — созидать, дарить уют и тепло, создавать прекрасное, трансформировать вызовы в окна возможностей и идти вперед с несгибаемой верой в лучшее. Глубоко признательна учредителям премии за оказанное доверие и благодарю всех, кто поддерживает меня на профессиональном пути!
Промышленность – технологии, кадры, оборонка

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров в интервью РИА Новости рассказал о ситуации с промпроизводством и ключевыми направлениями развития. Кадры и технологии находятся в фокусе внимания – наравне с выполнением гособоронзаказа:

Предприятия работают ритмично: выполнение гособоронзаказа сейчас находится на уровне не менее 98 %. Это рекордный, наивысший показатель исполнения гособоронзаказа (ГОЗ) за всю новейшую историю России. При этом фактический его объем по сравнению с прошлым годом увеличен более, чем в два раза.

Угрозы
Доходит уже не только до шпионажа, я думаю, вы обратили внимание в средствах массовой информации сообщалось, что ФСБ предотвратила покушение на одного из руководителей предприятий ОПК. Поэтому это активная живая охота не только за перспективными разработками, данными и параметрами наших образцов вооружения, но на наших специалистов, которые особо ценны.


Авиация
Кроме Ил-96-400, у нас ведется научно-исследовательская работа по абсолютно новому широкофюзеляжному дальнемагистральному самолету следующего поколения, который должен быть создан уже за горизонтом 2030 года.


Переориентация
Денис Мантуров, отвечая на вопрос о поездах для ВСМ, выразил общую формулу работы:

Уже набранные компетенции позволяют говорить о том, что мы должны справиться с этой задачей. Если чего-то будет не хватать, мы сможем воспользоваться кооперационными связями с нашими восточными партнерами.


Глобальные цели перед промышленностью на 2024 год от профильного министра:

1. Сохранить положительную тенденцию по объемам производства. Для этого нужно заниматься вопросами автоматизации, разработки новых образцов конкурентной промышленной продукции, завоевывать ниши на внутреннем рынке и дальше выходить на внешние границы. Конечно, это роботизация: без нее нам будет сложно справляться с сегодняшними вызовами…


2. …один из них — обеспечение кадрами. С нашими коллегами из Минобрнауки и Минпросвещения будем продолжать работу по этой части, в том числе поддержку техникумов, колледжей, обеспечивающих предприятия обрабатывающей промышленности специалистами, в которых мы остро нуждаемся.

3. Это и проекты по повышению нашего технологического суверенитета, поставленные президентом задачи по малотоннажной химии. То, что сегодня нужно на межотраслевом уровне, начиная от химической промышленности, заканчивая фармацевтикой и биотехнологиями. Кроме того, это проекты по авиации и судостроению. Задач достаточно, их, конечно, больше чем три, будем с ними справляться.


#НОПитоги2023

Подробнее.
Премьер-министр Михаил Мишустин выделил свыше 1,2 миллиарда рублей на программу образовательных кредитов по ставке 3% годовых. За счет этого финансирования просубсидируют более 135,5 тысяч льготных займов для студентов колледжей и вузов.

В 2020 году по поручению президента правительство снизило ставку по образовательным кредитам с господдержкой до 3%. Взять его можно с 14 лет для получения среднего профессионального и высшего образования.

Весь срок обучения и еще девять месяцев после разрешено выплачивать только проценты по кредиту, а остальное нужно вернуть в течение 15 лет. Разрешено закрыть кредит досрочно и без комиссии.

@rgrunews
Общества палата – образованию поручения

Президент Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам встречи с членами Общественной палаты @oprf_official. Тогда, 3 ноября 2023 г., в ходе беседы было затронуто много образовательно-воспитательно-просветительских сюжетов.

В новых регионах будут развивать добровольческие (волонтерские) центры – создадут в Херсонской и Запорожской областях, поддержат работу в ДНР и ЛНР. Займутся этим Правительство и Администрация Президента, оказывая содействие Всероссийскому студенческому корпусу спасателей @vsksrscor.

В Донецке создадут креативный кластер с центром развития креативных индустрий, киностудией, школой и колледжем. Предложения представят Правительство, исполнительные органы ДНР и Общественная палата.

Донецкая народная республика с Общественной палатой подготовит предложения о создании на территории региона образовательно-продюссерского центра для работы с лидерами общественного мнения.

Госдуме при участии ОП и представителей профессионального сообщества поручено доработать и в ускоренном порядке рассмотреть проект ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации».

Среди важных инициатив – начало разработки документа стратегического планирования в сфере демографической безопасности, а также разработка предложений о совершенствовании ПДД.

Властям исторических регионов совместно с ОП поручено мониторить защиту прав граждан в процессе интеграции четырех субъектов в российские системы.

Минпросвещения совместно с Минобрнауки, Общественной палатой и Фондом гуманитарных проектов подготовят предложение о создании в мелитопольском парке «Россия – моя история» научно-образовательного центра им. Н.Я. Данилевского.

Минпросвещения с Минобрнауки и Росмолодежью займутся созданием образовательной среды – через вопросы строительства и капремонта школ и корпусов. К работе привлекут обучающихся и педагогов.

Три ведомства окажут поддержку Общественной палате, «России – стране возможностей» и Российскому обществу «Знание» в проведении на «Сенеже», «Тавриде», «Машуке» и других площадках образовательных, просветительских и акселерационных программ. В фокусе их будут подходы к созданию современных образовательных пространств в школах, вузах и системе СПО. Проведут программы для школьников и студентов, учителей и преподавателей, а также управленцев. Заодно популяризируют знания о дизайне школьной среды.

Современные подходы будут использованы при капремонте школ и обустройстве образовательного процесса.

Первоклассники и получатели первого паспорта получат просветительские материалы с научными фактами о России. Работой займутся Минпросвещения и Общественная палата в рамках реализации федпроекта «Я – гражданин России».

Помимо новых регионов прямое поручение получила Москва – помочь религиозным организациям создать межрелигиозный духовно-просветительский центр в Коммунарке. А Санкт-Петербург (вместе с побратимом Мариуполем) и общественной палатой займется созданием и функционированием музея А.А. Жданова в Мариуполе.

К сожалению, напрямую не прописана идея о проведении крупных гуманитарных форумов (конгрессов, конференций), прозвучавшая на встрече. Впрочем, это явно дело недалекого будущего.

Основное укрепление идет у Дениса Пушилина (ДНР), поскольку именно регион становится точкой интеграции новых пространств и драйвером общественной политики. Как и по итогам встречи с общественниками, в рамках перечня отражено ощутимое укрепление позиций Сергея Кравцова (министра просвещения).
Минпросвещения находится во главе многих процессов, включая активное участие в реализации исторической политики. По итогу перечень стал одним из самых «заряженных» просветительскими и воспитательными сюжетами. Также в выигрыше Минобрнауки и Росмолодежь, РСВ и Знание. И конечно, сама Общественная палата, которая по полной интегрируется в образовательно-воспитательную политику.

Подробнее: перечень поручений и пост Тг-канала ОП.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
❗️Объявляем конкурс!

🤔 С чем у вас ассоциируется наша промышленность? С большими заводами, гремящими станками и молотками? Или с современными крутыми технологиями?

👨🏻 Предлагаем вам придумать персонажа, который стал бы талисманом российской промышленности: кто он, как выглядит, какие у него особенности.

🎨 Каждый желающий может нарисовать персонажа от руки, на планшете или с помощью нейросети и придумать ему небольшую историю. Работы принимаются в виде отдельных иллюстраций или одной большой картинки-презентации.

💌 Присылайте изображения до 28 декабря. Чем больше подробностей — тем выше шанс на победу! Отправляйте свои идеи сюда или в комментарии.

🏭 28 декабря вместе с Агентством стратегических инициатив мы выберем победителя. Его ждёт трёхдневное индустриальное путешествие по Челябинской области (Магнитогорск, Златоуст и Челябинск), где он познакомится с промышленностью региона.

🎉 Победитель научится мастерству златоустовских оружейников и побывает на уникальном Магнитогорском металлургическом комбинате, на котором удалось создать увлекательный туристический маршрут. Вообразите, речь о чёрной металлургии с огромными цехами, доменными печами и льющимся металлом, температурами выше 1000℃. Всё это можно увидеть самому и даже сфотографировать, нен подвергая себя никаким рискам. Двоё других призёров получат от нас памятные подарки.

🇷🇺 Маскотов-победителей можно будет увидеть в наших соцсетях и в павильоне «Сделано нами» на ВДНХ — следите за новостями!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Вернадский собирает СНО

На прошлой неделе прошла II Всероссийская конференция руководителей СНО «Вернадский». В рамках конференции лидеры Обществ акцентировали внимание на вопросах осмысления деятельности СНО как субъекта. Напомним, своего рода неформальная, но институционализация СНО и укрепление СНО как самостоятельной единицы в университетской среде началось в 2021 году. За практически 2 года накоплен существенный опыт функционирования студенческих объединений. Изучение этого опыта и лучших практик дает системное осмысление деятельности СНО как воронки для привлечения студентов в науку и позволяет нащупать зоны роста для дальнейшего развития СНО как структурной единицы. В совокупности все это отвечает задачам плана Десятилетия науки и технологий.

Изучение истории СНО

Практика показывает, что СНО в вузах имеют разную историю возникновения: некоторые выстроены на взаимодействии с преподавателем, некоторые — появляются как разнарядка руководства университета. Председатель СНО исторического факультета МГУ Стефания Ситнер отметила интерес к опыту разных СНО:

«Хотелось бы провести исследование и составить сборник о СНО разных вузов. Иначе говоря, собрать нарративы. Обратиться к истории СНО хотелось бы с точки зрения забытого пула практик и СНО в рамках отечественной истории науки. Перед нами стоит задача собрать историю СНО и сохранить то, что есть».

В числе актуальных задач исследования роли СНО выделены также:

- Анализ того, кто из бывших членов СНО в последствии самореализовался в науке;
- Сравнительный анализ деятельности СНО и СКБ;
- Анализ советских корней у действующих СНО.

Диана Колесниченко из РГГУ привела пример кружка по источниковедению на базе кафедры Шмидта в Историко-архивном институте (ныне — структурное подразделение РГГУ). Кружок начал работать уже в 1950 году, по формату работы преимущественно был сосредоточен на подготовке научных докладов участников.

Социология СНО

Деятельность СНО в цифрах — отдельная совокупность исследований. Председатель НСО социологического факультета МГУ Николай Баранов рассказал о проекте «Исследуй СНО» в рамках консорциума «Вернадский». Не все смысловые линии студенческой науки можно измерить в цифрах, однако изучение мотивации членов СНО и статистический срез работы СНО — еще одно измерение эффективности обществ и зона роста с точки зрения дальнейшего развития.

Уже сейчас анализ помогает выявить проблемы в работе СНО, среди них:

- Отсутствие мотивации для участия в СНО;
- Сохранение преемственности деятельности СНО;
- Отсутствие системы поддержки преподавателей в рамках поддержки СНО;
- Поддержка публикационной активность студентов в рамках деятельности СНО;
- Информационное сопровождение деятельности СНО силами его членов.

Цифровизация СНО

Руководитель СНО МВК МГУ Роман Дьяченко и заместитель председателя СНО факультета почвоведения МГУ Иван Козлов рассказали о роли цифровых инструментов в деятельности СНО. Соединение различных платформ МГУ дает интерфейс для работы ученых.

Если говорить о привлечении молодежи в сферу исследований и разработок, то в работе с цифровым поколением может быть полезна лидогенерация с акцентом на научные интересы пользователей. В условиях работы с большими данными это может лечь в основу при формировании индивидуальных траекторий.

Образ результата в части цифровизации работы СНО — удобная платформа для работы студентов в цифровой среде, современная организация работы, планирование задач, автоматизация сложных процессов и обработки данных.