НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
РАН в Совбезе

Президент Российской академии наук Геннадий Красников указом Президента введен в состав Совета Безопасности РФ.

Это лишний раз подчеркивает, что наука является одним и системообразующих элементов для обеспечения суверенитета и безопасности страны.

Напомним, что в состав Совбеза также входит Дмитрий Медведев – а он является зампредседателя Совета при Президенте по науке и образованию, а также председателем его Президиума. Сергей Нарышкин как глава СВР также является председателем Российского исторического общества.

Текст Указа.
Forwarded from ТАСС
⚖️ Суд приговорил главу Института госслужбы и управления РАНХиГС Игоря Барцица к пяти годам условно по делу о растрате, передает наш корреспондент.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Минпросвещения – школы, кадры, интеграция

Президент России Владимир Путин провел встречу с министром просвещения Сергеем Кравцовым.

Глава Минпросвещения в открытой части доложил о ключевых направлениях работы.

Здания
Программа капитального ремонта и строительства новых школ проходит без задержек. Ежегодно капремонт проходит в полутора тысячах школ. Сергей Кравцов обещал в срок выполнить поручение главы государства о ремонте 7300 школ.

Учеба
В России ликвидирована третья смена – об этом доложил министр просвещения. Есть к чему стремиться:

На сегодняшний день порядка 15 процентов – вторая смена.


Оборудование и среда
До конца 2024 года 1300 школ оснастят новым оборудованием. Созданы 17 тысяч «Точек роста», 360 «Кванториумов». Одновременно с этим сформированы методические рекомендации и направлены в регионы. К работе на новой инфраструктуре привлекут не только старшеклассников, но и более младших школьников.

Кадры
Президент Владимир Путин особо выделил – сокращается количество учителей, особенно по математике, физике и информатике.

Сергей Кравцов предложил немного подождать. Он рапортовал, что педагогические направления подготовки стали вторыми по популярности в нынешнем году.

Напомним: на них много бюджетных мест, но при этом растет и конкурс, и средний балл ЕГЭ. Логика «не поступил в мед – иди в пед» осталась в прошлом.

К работе в школах привлекаются студенты, начиная с 4 курса, а профориентация ведется через педагогические классы в школах (их уже 5 тыс.).

В целом же по стране выстроена и работает единая система профориентации. С другой стороны, развернута комплексная модель повышения квалификации педагогов. Открыта программа «За горизонтами предмета». Также, напомним, активно развивается «Машук», который как раз нацелен на вопросы образования и просвещения. Со своей стороны, активно помогает Сириус, который отвечает и за систему поиска и поддержки талантливых школьников, и за повышение квалификации педагогов.

Весь этот комплекс мер был развернут не вчера, но и не искомые 4-6 лет назад, потому первые волны педагогов новой формации только-только начинают приходить в школы.

Также министр просвещения напомнил: введены доплаты за классное руководство, а в школах и учреждениях СПО по всей стране теперь есть советники директора по воспитательной работе.

Четыре исторических региона
Отдельно Сергей Кравцов остановится на векторах работы на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей:
1. Работа со старшеклассниками – «воспитательно-просветительская реабилитация» (термин наш – НОП).
2. Работа с учителями и педагогами – методическая поддержка и обмен опытом.
3. Развитие инфраструктуры.

Там, где еще идут боевые действия, школьники занимаются дистанционно через ГИС «Моя школа», во всех школах обеспечено горячее питание, охрана силами Росгвардии, библиотеки получили более 1,3 млн экземпляров книг, школы ремонтируют и строят, поставлен автобусы. Также организуются университетские смены (старшеклассники сочетают профориентацию и туризм для «открытия для себя России), а также запущена программа «школ-побратимов». Это аналог того, что реализовано среди университетов. Сроки сжатые – министр сообщил президенту, что в течение двух лет планируется осуществить максимальную интеграцию в российскую систему образования. Причем новые (исторические) регионы уже включены в нацпроект «Образование».

Итог
Для Сергея Кравцова встреча с главой государства является крайне важной. И само Минпросвещения, и лично министр получили большой объем задач общегосударственного значения (что получило отражение в перечнях поручений президента).

Одновременно глава государства проводит «смотр правительственных сил» в свете неизбежной перезагрузки кабинета министров в связи с президентскими выборами. Также идут консультации относительно будущего молодежной политики (ныне рассредоточенной по Минобрнауки, Минпросвещению, Росмолодежи, «России – стране возможностей», Движению первых и т.п.) и положению СПО (которое все более тяготеет не к школьно-просветительскому, а к экономическому и научно-технологическому блоку).

Подробнее.
Лидерское братство

Победитель окружного финала пятого конкурса «Лидеры России» в ДФО Илья Купряшкин назначен проректором по научной и инновационной деятельности Тихоокеанского государственного университета.

В управленческую команду ТОГУ его пригласил ректор Юрий Марфин, победитель четвертого сезона флагманского проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей».

С 2022 года проректором по стратегическому развитию и кадровой политике университета работает еще один победитель «Лидеров России» Алдар Чирнинов.

Итого сразу 3 Лидера находятся в управленческом составе ТОГУ.

Илья Купряшкин займется развитием существующих научных школ ТОГУ и формированием новых перспективных направлений.

«Еще одна важная задача – повышать информированность населения о научных достижениях и разработках ученых университета. Об успешных ученых, изобретателях и разработчиках должны знать не меньше, чем о спортсменах или артистах.

Также в числе приоритетов – усиление системной связи с предприятиями реального сектора экономики и более активное вовлечение студентов в научную и инновационную деятельность. Университет – это не просто образовательная организация, а научный и экспертный центр. Важно применять знания наших специалистов для решения актуальных прикладных задач Дальнего Востока и России и вовлекать в это студентов. Такой подход позволит повысить их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда в дальнейшем. Наука и инновации должны, есть и будут неотъемлемой частью процесса подготовки кадров в нашем университете»,

– отметил Илья Купряшкин.

https://rsv.ru/news/1/6363/
Forwarded from Социоцентр
🌐 #Приоритет2030: В ГУАП открылось новое образовательное пространство

Новое образовательное пространство появилось на кафедре управления в технических системах Института киберфизических систем ГУАП. Здесь студенты работают с методами искусственного интеллекта, оптимальными, адаптивными, самонастраивающимися и самообучающимися системами.

🗣 Ученые вуза реализуют проекты по созданию новых типов электромеханических и электроэнергетических комплексов с использованием наукоемких технологий и интеллектуальных систем управления. Это направление является одним из ключевых в программе развития университета до 2030 года. Результаты исследований уже нашли применение в подводных исследовательских комплексах, на самолетах ИЛ-86, ИЛ-96, АН-77, ТУ-204, ТУ-334.

ГУАП развивает научно-образовательную среду в рамках участия в программе «Приоритет-2030». Программа Минобрнауки России «Приоритет-2030» реализуется в рамках нацпроекта «Наука и университеты».
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Объявлен дополнительный грантовый конкурс для научно-образовательных центров мирового уровня

📍 Регистрация на проводимый #Минобрнауки конкурс продлится до 29 февраля.
📍 Подать заявку можно через систему «Электронный бюджет».
📍 Подведение итогов отбора состоится не позднее 1 июля 2024 года.
📍 Суммы грантов для победителей будут определены в 2024 году Советом научно-образовательных центров мирового уровня под председательством вице-премьера Дмитрия Чернышенко.

Сегодня в работу НОЦ вовлечено 157 университетов, 142 научные организации и 383 компании реального сектора экономики.

В настоящее время в рамках нацпроекта «Наука и университеты» финансируются 15 центров, работающих в векторе «наука — университеты — бизнес» с высокотехнологичными предприятиями. Среди них 9 межрегиональных, это значит, они решают задачи сразу нескольких субъектов.

➡️ Читать подробнее
Приборы-2024

Подведены итоги отбора на предоставление в 2024 году грантов для обновления приборной базы в рамках нацпроекта «Наука и университеты».

Принято решение предоставить гранты 195 ведущим организациям, а 4 отказать. Базовый минимальный размер, как и ранее, составляет 10 млн руб. Три организации получат даже меньше этого порогового значения.

Больше всего средств будет выделено МГУ – 405,5 млн руб., по 324,4 млн получат ФИАН и Курчатовский институт. Еще 4 организации – по 243 млн. Далее основная масса вузов и НИИ распадается на четыре группы: 162,2 – 81,1 – 40,5 – 10 млн руб.

Подобное ранжирование с группировкой получателей грантов стало уже традиционным и применяется практически во всех программных мероприятиях.

Всего на обновление приборной базы в 2024 году целевым образом выделят почти 11,3 млрд руб. Среди получателей не только подведы Минобрнауки (вузы и научные институты РАН), но также НИИ, подведомственные Минздраву, Минсельхозу, Роспотребнадзору, ФМБА, Росгидромету.

Важно отметить, что среди получателей есть представители общественных и гуманитарных наук. Хотя, подавляющая масса получателей грантов представляют собой бюджетоемкие области физики, химии, материаловедения, биологии, медицины, генетики и т.п.

Подробнее: https://minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=77438
«Не заливать дефициты» (1/1): допы и зарплаты

Газета научного сообщества «Поиск» публикует материал за авторством Надежды Волчковой о семинарах Минобрнауки для административно-управленческого персонала и финансово-экономического блока подведомственных организаций.

Допы
Одна из основных форм поддержки научно-образовательного сектора – это дополнительные средства на доведение зарплат научных сотрудников и преподавателей до 200% от среднерегиональных. Эти средства распределяются под самый конец календарного года и в организациях их называют «допы».

Размер сверхнормативной поддержки в Минобрнауки считают достаточно серьезным. В 2023 году объем госзадания вузам по сравнению с ранее запланированным был увеличен на 28,4 миллиарда рублей, а научным институтам – на 5,1 миллиарда. Средства на выполнение «зарплатного» указа составили 6,5 и 7,7 миллиарда соответственно. Всего дополнительное финансирование получили 168 вузов и 309 исследовательских организаций.


Приоритеты
Минобрнауки выстраивает следующую иерархию задач для руководства университетов и научных институтов:
1. Средние зарплаты (200% от региона).
2. Поддержка молодых ученых.

Факторы при распределении допов:
1. Дефицит зарплатных средств по региону.
2. Эффективность работы (включая публикационную и объем привлекаемой внебюджетки).
3. Доля молодых ученых среди сотрудников.

Министерство (как и директоры НИИ с ректорами вузов) поставлены в достаточно двоякую ситуацию. С одной стороны, зарплаты вычисляются в среднем по региону. С другой, существуют разрезы конкретного вуза и персонально каждого сотрудника.

В Министерстве стремятся избежать «казуса Проскуриной», когда по отчетам всё сходится, а в конкретном случае ученый получает значительно меньше.

Вообще добиться выполнения зарплатного показателя можно двумя путями. Первый – средняя температура по больнице. Именно так поначалу и реализовывали «майские указы». Однако сейчас Минобрнауки четко сообщает: недопустимо добиваться формального выполнения через масштабное премирование ограниченного круга сотрудников.

Второй – в разрезе каждого сотрудника персонально. Если каждый будет получать искомые 200% - указы будут выполнены. Но здесь есть нюанс. Заключается он в той планке, что определяется за базовую. В вузах это скорее профессор – доктор наук, чем доцент – кандидат.

Образуется разрыв – ученый или преподаватель уже выпал их когорты молодых ученых, но при этом еще не дорос до высоких должностей и званий. Как раз на это и нацелены предложения о «продлении молодости», которые расширяют возрастные рамки для молодых докторов наук.

Еще один фактор – это разница зарплат по регионам. Что представляется научно-образовательному сообществу несправедливым – объем и качество работы то же, но буквально в соседних городах (но разных регионах) зарплата может отличаться весьма значительно. Решения у данной проблемы пока не предвидится. Ввести федеральный оклад – не хватит средств на всех, «отнять у богатых и отдать бедным» - вызовет обоснованное противодействие.

Парадоксально, но одновременно с изъянами в зарплатной системе. Замминистра Андрей Омельчук отметил, что в минувшем году бюджет вернулся большой объем неизрасходованных средств.

В настоящий момент отменено ранжирование научных институтов на три группы, однако само по себе сравнение организаций является важным. Как раз по публикациям и доли молодых в лидерах химики. На последнем месте – общественные и гуманитарные науки. Результаты прогнозируемые.

Министерство подчеркивает – что дополнительные средства не должны просто направляться на то, чтобы «заливать дефициты». При распределении поддержки внимание обращается на стимулирование развития, чтобы вузы и НИИ могли расширять возможности по привлечению внебюджетных ресурсов.

Подробнее.
«Не заливать дефициты» (2/2): госзадание и управленцы

В 2024 году изменится порядок формирования и финансирования тем госзаданий. Их проекты будут приниматься одновременно с проектом закона о федеральном бюджете на очередную трехлетку.

В формировании детализированного плана Программы фундаментальных научных исследований произойдут изменения. От «заявительного» принципа (подаем на финансирование то, что можем и хотим) осуществлен переход к «приоритетному». Российская академия наук формирует наборы задач, исходя из нужд и самой науки, и государства, и экономики. А уж затем – в их рамках вузы и НИИ определят, что они могут дать стране и в каком измерении.

Отдельным вопросом становится оценка управленческого состава вузов и научных институтов. В 2023 году Минобрнауки России запустило цикл мероприятий по независимой оценке уровня профессиональных компетенций работающих в этой сфере сотрудников.

Тестировали руководителей финансово-экономического блока. Оценку прошли представители 222 вузов (488 человек) и 395 НИИ (703 сотрудника). Уклонились от тестов всего 17 работников.

Наибольшую компетентность продемонстрировали главные бухгалтеры: большинство из них набрало баллы выше средних. Замдиректора институтов (проректоры вузов) и руководители структурных подразделений в массе от средних показателей отстали.

Причем для научных институтов с этого года введена проверка качества финансового менеджмента по аналогии с той, что уже давно проходит в вузах.

Лидерами среди вузов стали РУДН, УрФУ, Воронежский и Ульяновский госуниверситеты, МАИ, Южно-российский политех (ЮРГПУ(НПИ) им. М.И. Платова), Ярославский технический университет.

Баллы за профессиональные компетенции пока не вызывают большой тревоги, подвел общий итог Андрей Омельчук. Он подчеркнул, что, если в 2023 году основной акцент был сделан на проверке знания нормативной базы, то в следующем цикле будут оцениваться управленческие компетенции.


Министерство направило в организации предварительный анализ ситуации по этим критериям за 2022 год. Результаты за 2023-й уже будут участвовать в официальном рейтинге. По его итогам НИИ разделят на три группы: с высоким, удовлетворительным, неудовлетворительным качеством финансового менеджмента.


Система финансирования науки и высшего образования, тем не менее, сохраняет в себе ряд недостатков. Основной из них можно свести к «эффекту Матфея». Крупные и мощные организации в своем развитии требуют все больше ресурсов. А необходимы эти средства, в первую очередь, отстающим. Если же снизить объемы поддержки лидеров – то они потеряют интерес в крупных программных мероприятиях, а значит – могут выпасть из оргуправленческого контура.

Следующее измерение – это кадры. Научно-образовательный блок АП и Правительства проводит политику формирования кадровых резервов, а также поиска и поддержки управленческих талантов (вспомним трек «Наука» «Лидеров России»). Важно также оценить текущие компетенции тех, кто находится у административно-финансового руля университетов и НИИ. Здесь, правда, можно столкнуться со знаменитой «цеховой солидарностью», когда инерционность и даже клановость во многих организациях оказываются важнее профессиональных качеств.

Не добавляет оптимизма и сохраняющиеся затруднения при осуществлении закупок в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. Хотя здесь суверенизация научно-технологического пространства позволила облегчить процедуры.

Есть и другие позитивные сдвиги – РАН окончательно влилась в симфонию с государством, а потому ведется командная работа. В тех же НИИ теперь менее заметны конфликты по линии директор + министерство vs научный руководитель + РАН.
Центр ядерного развития в Обнинске

12 января в павильоне «Атом» на ВДНХ состоялась презентация проекта «Обнинск.ТЕХ» - международного центра подготовки кадров в сфере атомных и смежных технологий, который должен появиться в Обнинске. НИЯУ МИФИ выступит одним из партнеров реализации проекта.

Россия является одним из мировых лидеров в сфере атомных и смежных технологий, в том числе в сфере технологического экспорта.

Росатом, как один из лидеров атомных технологий в нашей стране, на мировом рынке предлагает не просто продукты, но и их технологическую оболочку. Фактически мы не просто продаем какой-то продукт, а продаем часть технологического суверенитета тем странам, у которых есть на это спрос. Идея международного центра заключается в том, чтобы такая активность внутри нашей страны была централизованно позиционирована с точки зрения бренда, и того места, где эти технологии создаются. Студенты (и иностранцы, и граждане России), работающие в таких проектах, благодаря Центру смогут регулярно встречаться, обмениваться опытом, знакомиться друг с другом, устанавливать горизонтальные связи.

Ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко специально для НОП подчеркну, что вуз старается участвовать в процессах мировых изменений:

Нам очень важно активно в них участвовать, максимально широко выстраивая наше международное научное и образовательное сотрудничество, прежде всего, в тех направлениях, где нам есть что предложить нашим странам-партнерам.  

Центр «Обнинск.ТЕХ», будет играть в ядерном и смежном образовании в перспективе ту же роль, которую в физике частиц играет ЦЕРН, а в физике сложных систем играет институт в Санта-Фе.


Проект концепции будущего международного центра презентовал генеральный директор архитектурного бюро «МезонПро» Илья Машков. Территория будущего центра должна выполнять целый ряд функций – образовательную, жилую, медицинскую, общественную, спортивную, научную и выставочную.

При этом территория центра будет состоять из трех зон: жилой (собственно кампуса), общественной, где будут располагаться музеи и выставки, и которая будет открыта для посещения жителей города, и научно-исследовательской. Территория центра будет «зеленой» и находиться в непосредственной близости к лесопарковой зоне.

Первым шагом к реализации данного проекта должна стать достройка учебного блока площадью 5 тыс. кв. м., что может быть реализовано уже в 2024-2026 годах.

Присутствовавшие на презентации представители региональных и городских властей заверили, что они сделают все для развития инфраструктуры города, чтобы он смог достойно принять иностранных гостей. Для региона это особенно важно, ведь на территории Калужской области много высокотехнологичных предприятий, нуждающихся в квалифицированных специалистах.
Цифровое правосудие в МИРЭА

В РТУ МИРЭА завершилась II ежегодная национальная научно-практическая конференция «Цифровизация правосудия: проблемы и перспективы», организованная Институтом кибербезопасности и цифровых технологий совместно с Московским городским судом.

Процесс цифровизации неразрывно связан с развитием искусственного интеллекта, ставший уже неотъемлемой частью научных споров в области права. Конференция объединила на одной площадке представителей органов госвласти, студентов вузов Москвы, молодых ученных и действующих сотрудников для решения актуальных задач цифровизации правосудия и разработки перспективных направлений междисциплинарных исследований.

Программа конференции состояла из секций и мероприятий-сателлитов. Темами для обсуждения стали:

🟢Проблемы и перспективы информационной безопасности правосудия;
🟢Цифровизация судебной деятельности и органов охраны правопорядка;
🟢Концепции и технологии машиночитаемого права;

Участникам также удалось определить векторные направления междисциплинарных исследований, провести презентацию результатов научных исследований в области цифровой трансформации права и цифровизации правосудия учебно-научного центра «Этика искусственного интеллекта в судебной деятельности».

Ректор РТУ МИРЭА Станислав Кудж специально для НОП:

Конференция позволила обсудить широкий круг вопросов, связанных с цифровизацией судебной деятельности и информационной безопасностью. Проведение таких мероприятий способствует обмену опытом и знаниями между специалистами из различных областей, а также позволяет определить векторные направления для будущих междисциплинарных исследований. Мы благодарим всех участников за активное участие и надеемся, что проведение подобных мероприятий станет доброй традицией в нашем университете.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM