НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Итоги первой пятилетки

Президентская платформа «Россия — страна возможностей» подвела итоги своих первых 5 лет, итоги 2023 года и рассказала о планах на 2024 год.

5 лет АНО РСВ в цифрах:
- 20 млн участников конкурсов;
- Более 1 500 партнеров;
- 64 000 победителей конкурсов;
- Сообщество выпускников;
- Возрастной ценз участников — от 5 до 108 лет;
- Средний возраст участников — 35 лет.

Россияне, которые верят в возможности самореализации в России (данные ВЦИОМ):
2017 год — 37%;
2023 год — 80%.

«Мы всегда смотрим на тенденции, тренды, запросы молодежи, анализируя их, запускаем новые проекты и модернизируем действующие. В 2023 году стартовали: «Профразвитие», «Кардо», «Это у нас семейное», «Премия РСВ»,

— отметил первый заместитель генеральной директора АНО РСВ Алексей Агафонов.

АНО РСВ в новых новых регионах:
- Проект «Спасибо, братцы» для демобилизованных с фронта;
- Проект «Пишем будущее» для школьников и студентов;
- Открыты представительства АНО РСВ в ДНР и ЛНР.

«Мы провели первую экспедицию вокруг Азовского моря, совместно с РДДМ открыли экспозицию «Первые в России — стране возможностей» на выставке «Россия», многие победители конкурсов АНО РСВ проводят авторские экскурсии по павильону»,

— добавил Алексей Агафонов.

Лидеры России:
Заместитель генерального директора АНО РСВ Оксана Ачкасова рассказала, что суперфинал конкурса пройдет в Манеже с 22 по 25 февраля. Из нового — была изменена система оценки участников, в настоящее время применяется система оценки управленческих ролей. Всего в этом году 302 финалиста вместо 300.

Мастерская управления «Сенеж»:
Первый проректор Сенежа Сергей Бочаров рассказал, что кампус ожидает открытие нового корпуса «Агора», активно развивается проект «Цифровой Сенеж», работает Мастерская эффективности, которая учит оптимизировать процессы.

Центры компетенций:
Система оценки управленческих компетенций, заложенная в конкурсе «Лидеры России», легла в основу проекта центров компетенций. Центры развернуты на базе более 200 вузов, за время реализации проекта выборка составила более 700 тысяч человек. Паспорта РСВ с компетенциями позволяют студентам и выпускникам предъявлять их будущему работодателю.

«Работодатели все чаще говорят, что выпускники вузов не соответствуют их чаяниям и ожиданиям. Проект о том, что мы диагностируем компетенции у студентов»,

— поделился заместитель генерального директора АНО РСВ Дмитрий Гужеля.

Работа с сообществами:
Где-то между сырниками Дмитрий Гужеля поделился с НОП результатами работы с сообществами, которую выстраивает АНО РСВ. В регионах уже сформировался пул проектов по актуальным тематикам. Главный секрет успеха в том, что работа строится вокруг активистов из числа участников конкурсов платформы. То есть акцент делается не обязательно на победителях и финалистах, а на тех, кто выступает с инициативой и мотивирован ее развивать. Так, для Архангельской области наиболее востребованным оказались экологические проекты, для Самарской — проекты для нужд СВО и т.д. Для многих такая работа сообщества уже стала возможностью карьерного социального лифта.

Кадровое агентство:
Заместитель генерального директора Алексей Первенцев рассказал о работе кадрового агентства. Первое направление — кадровое агентство, второе — карьерное консультирование.
«Рынок соискателя на данный момент. Ключевая стратегия любого работодателя сейчас — удерживать. Это генерит определенные сложности для работодателя»,

— прокомментировал Алексей Первенцев.

Топ-3 запроса карьерного консультирования:
- Как найти работу после 45 и нужен ли я кому-то;
- Конфликтные ситуации с руководителями или сотрудниками;
- Я уперся в карьерный потолок, как мне сделать следующий шаг.

Кадровое агентство проводит исследование рынка труда, результаты исследования будут представлены в начале марта.
Алексей Агафонов, первый заместитель генерального директора президентской платформы «Россия — страна возможностей» по итогам пресс-завтрака для «Научно-образовательной политики» и «НОП - Молодежь и Система»:

«Заявочная кампания премии РСВ бьет рекордные цифры. У нас более 33 тысяч заявок. Около тысячи заявок от тех, кого номинировали. И это тоже интересный факт. Мы увидели истории из абсолютно разных сфер.

И заявки очень разные. То есть мы видим, что многие подавали свою историю — как они по карьере развивались и добились успеха. Многие подавали свои некоммерческие социальные проекты.

По количеству участников у нас лидирует традиционно Москва и Санкт-Петербург. Но заявки действительно со всех регионов России. Много заявок из новых регионов. И там тоже разные истории — и военкоры, и те, кто реализует проекты по поддержке военных, есть те, кто помогает и создает компании на территории новых регионов.

Сейчас ждем оценки заявок. Сейчас формируется экспертный совет. Я думаю, что в ближайшее время уже начнется оценка».
Дмитрий Гужеля, заместитель генерального директора президентской платформы «Россия — страна возможностей» по итогам пресс-завтрака для «Научно-образовательной политики»:

«Сегодня мы работаем более, чем с 200 вузами. Наша цель на 2024 год — охватить все федеральные вузы России. Это касается не только тех, которые находятся в подчинении у Минобра, но и также в подчинении Минсельхоза, Минздрава и так далее. Кроме того, хотим видеть в числе наших партнеров СПО. Стоит отметить, что успешность нашего взаимодействия с ними будет зависеть, от того насколько мы сможем своими продуктами закрыть их потребности, поэтому в этой части будем рады дискуссиям и предложениям.

В работе с университетами у нас сразу несколько задач. Одна из них — это активно реализуемый на сегодня «Центр компетенций» для студентов. Подобная историю мы «прокачиваем» и с профессорского-преподавательским составом. Например, у нас реализуется несколько программ в Мастерской управления «Сенеж», на образовательном форуме «Машук». Таким образом, сейчас мы будем трансформировать «Центр компетенций» в «Центр возможностей», доступного не только для студентов, но и для широкого круга населения.

Сейчас нас больше воспринимают как центр по организации проектов, мероприятий, но помимо этого у нас отличный блок методологической направленности, и на это мы будем делать упор, в том числе».
Forwarded from Журавлиные Vести (Денис Журавлев)
Великой державе – великую науку

День российской науки и 300-летний юбилей РАН вызывают большое количество инфоповодов. Ученые, эксперты, аналитики, ЛПР – все высказываются относительно будущего отечественных исследований и изысканий.

Один из примеров – статья-рассуждение Андрея Летарова в МК.

Главная идея:

Статус великой державы, на который мы претендуем, в качестве непременного атрибута требует наличия у нас великой науки, то есть такой, которая охватывает своей компетентностью весь спектр проблем, разрабатываемых в мире. Мы не можем cконцентрировать все ресурсы на нескольких административно назначенных «прорывных» направлениях, махнуть рукой на промежутки между этими «опорными пунктами» и делегировать целиком какие-то области условным США или Китаю. Так может поступить небольшая страна, являющаяся частью западной цивилизации; но Россию такое решение поставит в зависимое положение, связанное с утратой научной субъектности, даже если на коротких отрезках времени приведет к успеху. Пусть сегодня какими-то вопросами у нас заняты лишь несколько специалистов. Но принципиально важно, чтобы их небольшой вклад в мировую копилку знаний всегда был качественным, поскольку имитация науки, ее профанация, симуляция результатов не только попусту тратят выделяемые на исследования ресурсы, но противоречат базовым ценностям науки и подтачивают ее способность быть источником общественного блага.



Осознание Россией себя как страны-цивилизации и великой державы требует для реализации этой цивилизационной самости содержательного наполнения данного статуса, для чего нам необходима именно своя наука, вписанная именно в наш цивилизационный ландшафт.


Автор пишет о том, что касательно науки обязательно необходимо зафиксировать важность самого процесса познания (что характерно для фундаментальных и поисковых исследований), а не только факта получения знания.

Действительно, сейчас слишком большой акцент сделан на технологизацию науки – полные инновационные циклы пытаются запускать со стадии получения фундаментальных знаний.

Нельзя не согласиться и с тем, что часто гражданам (добавим сюда еще депутатов, да и сотрудников профильных ведомств и даже многим академикам) непонятна суть научных изысканий.

Но здесь как раз и заключается фундаментальное значение науки в качестве основы и суверенитета, и безопасности страны. А отсюда простой вывод – часть бюджета на науку должна быть «закрытой».

И еще один шаг – до мегаобществ по модели Михаила Ковальчука. Как раз «общество Курчатова» и должно работать в данном пространстве по заказу государства одновременно с реализацией самых амбициозных проектов.

Де-факто эта модель уже давно функционирует – ведь Курчатник идет в бюджете отдельной строкой. Остается трезво определить – что важнее: прозрачность распределения средств или конечный результат (пусть и не имеющий очевидного практического применения).

Андрей Летаров подчеркивает принципиальную важность балансов: «острых» и фундаментальных тем; приоритезации и развития широкого фронта науки, полноты инновационного тема и «притягивания за уши»; выхода на технологии – получения знания – процесса познания.

Подробнее.
Инженеры для суверенитета

Премьер-министр Михаил Мишустин дал поручения по итогам стратегической сессии по развитию вузов, обеспечивающих подготовку инженерных кадров для обеспечения технологического суверенитета

В крупнейших российских университетах должны появиться свои программы развития, учитывающие потребности рынка труда, а также взаимоувязанные со стратегическими инициативами, мегапроектами, госпрограммами и национальными проектами. Методические рекомендации по разработке таких программ до 1 марта 2024 года представит Минобрнауки.

Ведомству предстоит обеспечить проведение отдельной серии стратегических сессий по вопросам кадрового и научно-технологического обеспечения реализации крупных проектов технологического суверенитета (мегапроектов) с рассмотрением в рамках таких сессий стратегий развития вузов, участвующих в этих проектах.

Министерство должно представить предложения по организации межвузовской координации при планировании и реализации образовательных и исследовательских программ, а также научно-технологических разработок для достижения целевых показателей крупных проектов технологического суверенитета.

Минобрнауки необходимо проработать вопрос создания нового образовательного стандарта по инженерной специальности «Фундаментальная инженерия» и провести форум по теме кадрового и научно-технологического обеспечения крупных мегапроектов с привлечением крупнейших профильных российских вузов.

Представленную в рамках стратегической сессии в Координационном центре стратегию развития МГТУ им. Н.Э. Баумана принято решение поддержать. Минобрнауки поручено обеспечить разработку и включение в стратегию совместных международных исследовательских программ по направлениям междисциплинарных кластеров и научно-технических центров, определённых в рамках указанной стратегии. Для каждого такого направления будет назначен научно-технический руководитель – главный конструктор.

До 1 августа 2024 года в Правительство должна быть представлена «дорожная карта» по реализации стратегических инициатив МГТУ им. Н.Э.Баумана до 2030 года, форма ежегодного мониторинга и отчёта об их реализации.

Подробнее.
Какие меры необходимы, чтобы ребятам было интересно жить и работать на своей малой родине?

Этот вопрос стал главным на дискуссии «Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся на сельских территориях страны: вызовы, тренды и решения», организованной Университетам Вернадского совместно с НОП на площадке выставки «Россия».

Государство делает очень многое для того, чтобы вся большая Россия – в каждом ее уголке, была для ребят страной возможностей. Сельские территории сегодня – это точки роста, где реализуются высокотехнологичные сельскохозяйственные проекты, и происходит быстрое развитие.

Именно на развитие территорий направлены многие инициативы национального проекта «Образование», в рамках которого в сельских школах открываются «Точки роста». В колледжах реализуется проект «Профессионалитет».

Политика Министерств, Росмолодежи, Движения Первых, других ведомств и организаций – вся государственная политика направлена на то, чтобы создать на селе условия для молодежи. У ребят есть все возможности для участия в различных проектах и грантовых конкурсах.

Это, конечно, вызов, на который мы должны отвечать вместе. Успех приходит, когда органы государственной власти, система образования на всех уровнях и работодатели действуют в единстве. Там, где это взаимодействие выстроено, ребята видят свой карьерный путь, у них «горят» глаза и все получается.
Рост в каждом уголке страны: о поддержке молодежи в образовании

Молодежь сегодня стремится получать качественное образование и быть уверенной, что на момент получения диплома - их знания и скиллы будут востребованы работодателями. Но многие из сельских абитуриентов хотят уехать с малой Родины, думая, что в столичных городах интереснее и престижнее работать. На дискуссии «Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся на сельских территориях страны: вызовы, тренды и решения», организованной командой «Научно-образовательной политики» совместно с Университетом Вернадского на площадке выставки «Россия», - вопрос поддержки интереса работы и проживания на своей малой родине стал ключевым.

Модераторами дискуссии выступили Евгений Сженов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», и Елена Певцова, ректор РГУНХ им. В.И. Вернадского.

Ольга Петрова, Заместитель министра науки и высшего образования РФ, о работе Минобрнауки в сфере развития сельских территорий:
В рамках Нацпроекта «Образование» создаются «Точки роста» именно в сельских школах, где развиваются агроклассы, разные проекты, демонстрирующие переход от школы к вузу, от вуза к работодателю. Здесь школьники уже начинают решать сложные для аграриев задачи, но всегда могут заручиться грантовой поддержкой от государства, «Движения Первых» и других организаций.

Это история про небольшие города, где коренные жители, молодые люди хотят преобразить свою родную землю. Благодаря этому они могут выстраивать множество инициатив и проектов, создающих комфортную среду для развития!


Дмитрий Гужеля, Заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей», подчеркнул изменение образовательных программ, направлений деятельности. Одним из таковых стало формирование управленческих кадров и специалистов для сельских территорий. Не только агробизнес и агрокадры, а именно управленцы. Президентская платформа «Россия – страна возможностей» помогает оценить рабочей молодежи их надпрофессиональные компетенции, которые позволяют войти в выбранную профессию. Проект «Центр компетенций» дает возможность не только оценить свои навыки, но и развить то, что хорошо прокачено или требует бОльшего внимания. Это один из востребованных проектов «РСВ», помогающий ответить на вопрос «Кто вы?».

И.о. вице-президента РАО Виктор Басюк в рамках своего доклада представил инновационные педагогические технологии формирования профессиональных предпочтений обучающихся на сельских территориях, направления развития сети агроклассов как механизма профориентации молодежи на сельских территориях.

Как признаются сами представители сельских школ – им не хватает именно знаний у преподавателей, педагогов. Исходя из этого Владимир Зернов, ректор Российского нового университета, предложил Елене Певцовой масштабировать проект «Код будущего» в сёла.

Как сделать учебу при помощи индивидуальных планов обучения для каждого студента комфортнее отметила Ирина Гордина, директор Всероссийской ИОТ-конференции:

Сейчас организовать индивидуальные планы образования можно во многих вузах нашей страны. Актуальность этого инструмента заключается в подстраивании индивидуального обучения под новые вызовы выбранной профессии. Студенты могут сами выбрать узкопрофильные дополнительные предметы (их количество доходит до 25% от всех предметов рабочего плана). Это сделано, чтобы за первые 2 года студенты определились - нравится ли им выбранная специальность или нет.

Сейчас будет уделяться большое внимание адаптивному образованию. Для этого было необходимо решить вопрос платформ, цифры (студентов много, места, где их собрать, мало). И сейчас все больше будут учитываться интересы людей, решивших связать свою жизнь с образованием.


По итогам Панельной дискуссии, Университет Вернадского представил идею о создании отраслевого совета проректоров по воспитательной работе вузов аграрного профиля, инициатива получила одобрение и поддержку со стороны заместителя министра науки и высшего образования Ольги Петровой.