Андрей Сушенцов, декан факультета международных отношений МГИМО МИД России, программный директор Валдайского клуба, член Совета по внешней и оборонной политике, на Всемирном фестивале молодежи 2024 специально для «Научно-образовательной политики»:
Российский опыт развития в условиях внешнего давления очень интересен ученым из иностранных государств. Они понимают, что самостоятельное технологическое развитие в условиях внешних ограничений может быть успешным. В сфере внешней политики опыт России привлекает те страны мирового большинства, которые формируют собственную эпистемологию знания в международных отношениях, вырабатывают собственный опыт и не полагаются на те лекала, которые им предлагает Запад. Наша страна раньше многих стала говорить о многополярности как о ключевом мировом процессе, опираясь на собственный опыт, понимание своих интересов, целей, ресурсов в международной среде. Наша страна осознала высокую значимость суверенитета, равенства государств, взаимного невмешательства и уважения интересов как единственной платформы для взаимодействия.
Самостоятельное технологическое развитие и национальный опыт нашей внешней политики делают Россию крайне привлекательной для государств мирового большинства. Это выражается в конкретных цифрах: постоянный рост количества иностранных студентов, причем не иссяк поток даже из недружественных стран. Мы видим импульс к образовательным обменам магистратами и аспирантами - это положительная тенденция, способствующая формированию исследователей нового поколения. Увеличивается количество двойных образовательных программ на уровне магистратуры со странами Ближнего Востока, Латинской Америки, Азии.
Развиваются совместные исследовательские программы. Мы изучаем в МГИМО опыт подготовки дипломатов в разных странах мира и привлекаем к этой работе экспертов из изучаемых стран, анализируем рабочие учебные планы образовательных учреждений. Обращаем внимание на то, что во многих странах Запада подготовка дипломатов стала похожа на подготовку обычных госслужащих, бюрократов, там нет акцента на историю, международные отношения, регионоведение, иностранные языки, но есть много о протоколе, документообороте, проектном управлении, коммуникациях. Это выхолащивает способность к эмпатии (поставить себя на место противника или союзника) и резко ослабляет понимание происходящего, интересов партнера, делает тебя резким, категоричным. Это приводит к кризису дипломатии на Западе.
Атомное ядро МИФИ в гуманитарных молекулах ДНК
В рамках проекта «ДНК России» на площадке НИЯУ МИФИ @mephi_of проходит научно-практическая конференция «Актуализация социально-гуманитарных дисциплин. Государственные отраслевые политики». В университетах уже преподается разработанный в рамках проекта курс «Основы российской государственности», но теперь опорно-методические центры получили задания на разработку более специализированных учебно-методических комплексов. В частности, НИЯУ МИФИ должен подготовить учебный курс «Государственные отраслевые политики», и конференция является первым подходом к решению задачи.
Ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко для НОП:
Вопрос об отраслевых политиках неразрывно связан с проблемой технологического суверенитета и развитием критических технологий. Вузовская система должна более системно отвечать на вызовы, которые стоят перед страной, университеты должны играть более активную роль в определении государственных отраслевых политик, не только готовить кадры, но и быть производителями смыслов.
Научный руководитель проекта «ДНК России», проректор РАНХиГС и зав. кафедрой №95 НИЯУ МИФИ Андрей Полосин:
Научный руководитель «ДНК России» поблагодарил НИЯУ МИФИ за то, что университет взял на себя одну из самых важных задач в рамках проекта. На этом этапе предстоит постановка задачи по разработке учебно-методического комплекса «Государственные отраслевые политики» и определению структуры будущего учебного курса, для чего нужно создание нескольких контуров экспертов. В структуре должны присутствовать такие темы, как исторический контекст, нормативно-правовая база, системный анализ стоящих перед страной вызовов, выявление барьеров и драйверов развития, а также анализ мировых научно-технических трендов.
В рамках проекта «ДНК России» на площадке НИЯУ МИФИ @mephi_of проходит научно-практическая конференция «Актуализация социально-гуманитарных дисциплин. Государственные отраслевые политики». В университетах уже преподается разработанный в рамках проекта курс «Основы российской государственности», но теперь опорно-методические центры получили задания на разработку более специализированных учебно-методических комплексов. В частности, НИЯУ МИФИ должен подготовить учебный курс «Государственные отраслевые политики», и конференция является первым подходом к решению задачи.
Ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко для НОП:
Наша работа в рамках проекта «ДНК России» – часть процесса осмысления того, какое место должны занять социально-гуманитарные дисциплины в современном образовании. Ситуация в этой сфере пока оставляет желать лучшего: вузы не уделяют достаточного внимания развитию преподавания гуманитарных дисциплин, в этой области велика еще роль наследия советского времени.
Качество преподавания любой гуманитарной дисциплины в российском вузе часто зависит от того, найдется ли харизматичный преподаватель, вокруг которого возникнет «позитивное поле». Кроме того, количество часов, отводящихся под гуманитарные предметы в российских технических вузах, часто меньше, чем в зарубежных. Нам еще только предстоит определить нишу, объем и формат преподавания социогуманитарных дисциплин в рамках инженерного образования – тут нам предстоит перейти «от бортничества к пчеловодству».
Вопрос об отраслевых политиках неразрывно связан с проблемой технологического суверенитета и развитием критических технологий. Вузовская система должна более системно отвечать на вызовы, которые стоят перед страной, университеты должны играть более активную роль в определении государственных отраслевых политик, не только готовить кадры, но и быть производителями смыслов.
Научный руководитель проекта «ДНК России», проректор РАНХиГС и зав. кафедрой №95 НИЯУ МИФИ Андрей Полосин:
Важнейшая задача «ДНК России» – как раз выстроить систему отношений внутри профессорско-преподавательского сообщества. В настоящее время мы нуждаемся в высочайшем уровне экспертизы, поскольку нужна концептуализация системы государственных политик, более того – предстоит пересмотр всей системы социально-гуманитарного образования, и этот пересмотр совпадает по времени с обновлением важнейших государственных стратегических документов, предстоящем в 2024-2025 гг.
Научный руководитель «ДНК России» поблагодарил НИЯУ МИФИ за то, что университет взял на себя одну из самых важных задач в рамках проекта. На этом этапе предстоит постановка задачи по разработке учебно-методического комплекса «Государственные отраслевые политики» и определению структуры будущего учебного курса, для чего нужно создание нескольких контуров экспертов. В структуре должны присутствовать такие темы, как исторический контекст, нормативно-правовая база, системный анализ стоящих перед страной вызовов, выявление барьеров и драйверов развития, а также анализ мировых научно-технических трендов.
Малая юридическая столица России
На этой неделе в Сибирском федеральном университете @SibFUofficial прошли три ключевых мероприятия в сфере юриспруденции и гражданского права.
Ключевым событием стала презентация научно-популярной книги доктора юридических наук, правоведа, председателя комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, заслуженного юриста Российской Федерации Павла Крашенинникова «Апокалипсис. История государства и права Советской России 1917-1922». Другими важными мероприятиями стали: выездное заседание Совета при Президенте РФ, конференция «Диалоги о частном праве в Красноярске: связь публичного и частного права».
Александр Усс, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, президент Сибирского федерального университета, специально для НОП:
Сегодня в стенах Сибирского федерального университета проходит сразу три знаковых события – выездное заседание Совета при Президенте Российской Федерации, презентация новой книги Павла Крашенинникова, посвящённая, в первую очередь, вопросам истории российского государства и права. Кроме того, начинающие и опытные правоведы примут участие в научно-практической конференции «Диалоги о частном праве в Красноярске: связь публичного и частного права». Хочу отметить тот факт, что одним из почётных гостей и спикеров сегодня станет сенатор РФ от Красноярского края Андрей Клишас – мы гордимся, что именно сибиряк внёс свой вклад в работу над новой редакцией Конституции Российской Федерации.
В рамках повестки выездного заседания Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства участниками встречи обсуждался ряд законопроектов, например, законопроект, определяющий статус участников Специальной военной операции и членов их семей.
На этой неделе в Сибирском федеральном университете @SibFUofficial прошли три ключевых мероприятия в сфере юриспруденции и гражданского права.
Ключевым событием стала презентация научно-популярной книги доктора юридических наук, правоведа, председателя комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, заслуженного юриста Российской Федерации Павла Крашенинникова «Апокалипсис. История государства и права Советской России 1917-1922». Другими важными мероприятиями стали: выездное заседание Совета при Президенте РФ, конференция «Диалоги о частном праве в Красноярске: связь публичного и частного права».
Александр Усс, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, президент Сибирского федерального университета, специально для НОП:
Сегодня в стенах Сибирского федерального университета проходит сразу три знаковых события – выездное заседание Совета при Президенте Российской Федерации, презентация новой книги Павла Крашенинникова, посвящённая, в первую очередь, вопросам истории российского государства и права. Кроме того, начинающие и опытные правоведы примут участие в научно-практической конференции «Диалоги о частном праве в Красноярске: связь публичного и частного права». Хочу отметить тот факт, что одним из почётных гостей и спикеров сегодня станет сенатор РФ от Красноярского края Андрей Клишас – мы гордимся, что именно сибиряк внёс свой вклад в работу над новой редакцией Конституции Российской Федерации.
В рамках повестки выездного заседания Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства участниками встречи обсуждался ряд законопроектов, например, законопроект, определяющий статус участников Специальной военной операции и членов их семей.
В Общественной Палате России при участии её руководства прошло заседание Общественного совета при Минобрнауки РФ под председательством академика РАН Александра Чубарьяна.
Открывая заседание, секретарь Общественной палаты РФ Лидия Михеева отметила, что по эффективности работы Общественный совет при Минобрнауки России входит в топ-5 среди всех советов при ФОИВ.
Основным вопросом повестки стал доклад Главы Минобрнауки РФ Валерия Фалькова "Об итогах деятельности Министерства за последние 20 лет и о задачах до 2030 года".
Резюме доклада — за последние годы сфера науки и высшего образования стремительно развивается, что стало основанием проведения Года науки и технологий в России в 2021г. Успешное проведение мероприятий Года, в свою очередь, легло в основу учреждения Десятилетия науки и технологий в нацпроектном горизонте 2030 года. Валерий Фальков в течение всего доклада акцентировал внимание на том, что все намеченные ранее задачи Министерством выполнены в полном объёме, что высоко оценено руководством страны и нашло отражение в Послании президента России в части намеченного развития всех ключевых проектов Минобрнауки, включая "Приоритет 2030", "Передовые инженерные школы", программу развития вузовских кампусов и платформу университетского технологического предпринимательства.
Запись трансляции доступна в ВК-канале Общественной Палаты
Открывая заседание, секретарь Общественной палаты РФ Лидия Михеева отметила, что по эффективности работы Общественный совет при Минобрнауки России входит в топ-5 среди всех советов при ФОИВ.
Основным вопросом повестки стал доклад Главы Минобрнауки РФ Валерия Фалькова "Об итогах деятельности Министерства за последние 20 лет и о задачах до 2030 года".
Резюме доклада — за последние годы сфера науки и высшего образования стремительно развивается, что стало основанием проведения Года науки и технологий в России в 2021г. Успешное проведение мероприятий Года, в свою очередь, легло в основу учреждения Десятилетия науки и технологий в нацпроектном горизонте 2030 года. Валерий Фальков в течение всего доклада акцентировал внимание на том, что все намеченные ранее задачи Министерством выполнены в полном объёме, что высоко оценено руководством страны и нашло отражение в Послании президента России в части намеченного развития всех ключевых проектов Минобрнауки, включая "Приоритет 2030", "Передовые инженерные школы", программу развития вузовских кампусов и платформу университетского технологического предпринимательства.
Запись трансляции доступна в ВК-канале Общественной Палаты
Промышленная революция XXI века: цифровое образование в действии
В Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения @new_guap в рамках программы «Приоритет 2030» открыли образовательную фабрику по цифровым технологиям в промышленности. Площадка реализована на базе лаборатории новых производственных технологий Инженерной школы ГУАП совместно с АО «Обуховский завод».
АО «Обуховский завод» является крупнейшей производственной площадкой концерна ВКО «Алмаз-Антей» в Санкт-Петербурге, градообразующим предприятием города и давним партнером ГУАП. Открытие совместной образовательной фабрики стало продолжением и новым этапом взаимовыгодного сотрудничества.
Директор Инженерной школы ГУАП Сергей Солёный для НОП:
Благодаря работе образовательной фабрики студенты с 3-го курса смогут погрузиться в реальные задачи производства. Таким образом, формируется бесшовный переход от обучения к производству. Сейчас вузы чувствуют активную поддержку различных компаний, их заинтересованность не только в кадрах, но и в формировании образовательной политики.
Основные цели и задачи работы образовательной фабрики – это разработка и внедрение промышленных цифровых процессов в производство с учетом задач обеспечения технологической независимости в области машиностроения. Благодаря новой форме сотрудничества будут разрабатываться новые образовательные программы по тем направлениям, которые требуются заводу, проводиться научные исследования в тесной кооперации с предприятием. Также предусмотрены обновление инженерной подготовки и создание привлекательной среды для талантливой молодежи.
В Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения @new_guap в рамках программы «Приоритет 2030» открыли образовательную фабрику по цифровым технологиям в промышленности. Площадка реализована на базе лаборатории новых производственных технологий Инженерной школы ГУАП совместно с АО «Обуховский завод».
АО «Обуховский завод» является крупнейшей производственной площадкой концерна ВКО «Алмаз-Антей» в Санкт-Петербурге, градообразующим предприятием города и давним партнером ГУАП. Открытие совместной образовательной фабрики стало продолжением и новым этапом взаимовыгодного сотрудничества.
Директор Инженерной школы ГУАП Сергей Солёный для НОП:
Сотрудничество с АО «Обуховским заводом», который, является одним из ведущих предприятий промышленного комплекса страны, началось несколько лет назад. Предприятие стало технологическим партнером в рамках работы нашей лаборатории Инженерной школы ГУАП. Это позволило заниматься разработкой и внедрением цифровых технологий в производство, а также исследовать системы управления технологическими процессами на предприятиях. Открытие совместно с АО «Обуховский завод» образовательной фабрики по цифровым технологиям в промышленности позволяет ГУАП выйти на новый уровень партнерства с предприятием и решать масштабные совместные задачи. Среди них – разработка новых образовательных программ, в том числе сетевых и корпоративных; проведение научных исследований в тесной кооперации с предприятием; реализация научных проектов, встроенных в образовательные программы, для решения задач машиностроения; обновление содержания инженерной подготовки, проведение практик и стажировок совместно с АО «Обуховский завод», подготовка инженеров для предприятия-партнера.
Благодаря работе образовательной фабрики студенты с 3-го курса смогут погрузиться в реальные задачи производства. Таким образом, формируется бесшовный переход от обучения к производству. Сейчас вузы чувствуют активную поддержку различных компаний, их заинтересованность не только в кадрах, но и в формировании образовательной политики.
Основные цели и задачи работы образовательной фабрики – это разработка и внедрение промышленных цифровых процессов в производство с учетом задач обеспечения технологической независимости в области машиностроения. Благодаря новой форме сотрудничества будут разрабатываться новые образовательные программы по тем направлениям, которые требуются заводу, проводиться научные исследования в тесной кооперации с предприятием. Также предусмотрены обновление инженерной подготовки и создание привлекательной среды для талантливой молодежи.
Киселева Наталия, Заместитель Губернатора Томской области по образованию, молодежной политике и цифровому развитию, специально для НОП о вовлечении талантливой молодежи в научную деятельность.
В рамках Всероссийского женского форума «Женщины: сохраняем традиции – развиваем Россию», организованного Советом Федерации РФ, прошла Стратсессия «Роль женщин в достижении целей Десятилетия науки и технологий в РФ»
Вузы проводят много мероприятий для школьников (научно-практические конференции, учебные дни в университетах, университетские каникулы, мастер-классы в технопарках и лабораториях, олимпиады, встречи с учеными). Событий много в целом, а системы для ребенка нет. Вовлекли, а дальше что?
В школах большой акцент на проектную, а не исследовательскую деятельность. Иногда эти проекты сводятся к формальности, к реферату.
Позабылись некогда популярные ученические научные общества в школах. А они могли бы стать системообразующей основой вовлечения подростков в науку.
Тем более, что в ряде школ есть успешные практики научных обществ. Их можно создавать и при вузах, как комплексная программа допобразования. Главное, последовательность и программа, а не набор отдельных событий.
Кто вовлекает подростков в научную и исследовательскую деятельность?
Преподаватели вуза? Редко. Школьные учителя и даже воспитатели детских садов!
А это и дополнительная нагрузка у итак загруженных учителей. Учителям некогда анализировать направления развития современной науки, сложно придумывать темы для исследований учеников.
Редкие увлеченные учителя, скорее исключение.
Вот здесь бы и помогла содержательная стыковка вуза и школы. Тренинги для учителей в рамках повышения квалификации на базе вузов (учителя проходят ПК каждые три года), тематические подборки направлений возможных исследований для школьников для разных возрастов, научное сопровождение.
Мы про вовлечение в науку говорим в связке «школа-вуз». Упускаем колледжи!
А прикладная наука, исследования в колледжах развиваются очень активно!
Вовлечение в науку в колледже становится основанием для продолжения образования в вузе!
В рамках Всероссийского женского форума «Женщины: сохраняем традиции – развиваем Россию», организованного Советом Федерации РФ, прошла Стратсессия «Роль женщин в достижении целей Десятилетия науки и технологий в РФ»
Вузы проводят много мероприятий для школьников (научно-практические конференции, учебные дни в университетах, университетские каникулы, мастер-классы в технопарках и лабораториях, олимпиады, встречи с учеными). Событий много в целом, а системы для ребенка нет. Вовлекли, а дальше что?
В школах большой акцент на проектную, а не исследовательскую деятельность. Иногда эти проекты сводятся к формальности, к реферату.
Позабылись некогда популярные ученические научные общества в школах. А они могли бы стать системообразующей основой вовлечения подростков в науку.
Тем более, что в ряде школ есть успешные практики научных обществ. Их можно создавать и при вузах, как комплексная программа допобразования. Главное, последовательность и программа, а не набор отдельных событий.
Кто вовлекает подростков в научную и исследовательскую деятельность?
Преподаватели вуза? Редко. Школьные учителя и даже воспитатели детских садов!
А это и дополнительная нагрузка у итак загруженных учителей. Учителям некогда анализировать направления развития современной науки, сложно придумывать темы для исследований учеников.
Редкие увлеченные учителя, скорее исключение.
Вот здесь бы и помогла содержательная стыковка вуза и школы. Тренинги для учителей в рамках повышения квалификации на базе вузов (учителя проходят ПК каждые три года), тематические подборки направлений возможных исследований для школьников для разных возрастов, научное сопровождение.
Мы про вовлечение в науку говорим в связке «школа-вуз». Упускаем колледжи!
А прикладная наука, исследования в колледжах развиваются очень активно!
Вовлечение в науку в колледже становится основанием для продолжения образования в вузе!
Telegram
Наталия Киселева 📚
Сегодня в Комитете по социальной политике Законодательной Думы Томской области одобрен законопроект, согласно которому в области будет формироваться единый кадровый резерв руководителей образовательных учреждений и муниципальных органов управления образования.…
Forwarded from Социоцентр
#поздравляем!
…Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК) с Днем работников геодезии и картографии!
🗺 Более двухсот лет один из старейших вузов страны готовит востребованных профессионалов, которых на Руси по праву называли глазами государства. Благодаря их труду мы сегодня с легкостью открываем карту и прокладываем маршрут самой сложной поездки.
👣 Кстати, наш админ и все любители русской словесности могут гордиться тем, что известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков был первым ректором МИИГАиК (в то время — директором межевого института).
Традицию отмечать профессиональный праздник в первый месяц весны подарил геодезистам и картографам Петр I. В марте 1720 года он подписал указ, положивший начало картографической съемке в России. А 15 марта 1919 года Совет народных комиссаров РСФСР учредил декрет «Об учреждении Высшего геодезического управления» (ВГУ) при Научно-техническом отделе Высшего совета народного хозяйства РСФСР.
📍 Сегодня мы с радостью адресуем слова поздравления всем вузам, где готовят геодезистов и картографов! И предлагаем в комментариях к посту присоединиться к нам.
…Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК) с Днем работников геодезии и картографии!
Традицию отмечать профессиональный праздник в первый месяц весны подарил геодезистам и картографам Петр I. В марте 1720 года он подписал указ, положивший начало картографической съемке в России. А 15 марта 1919 года Совет народных комиссаров РСФСР учредил декрет «Об учреждении Высшего геодезического управления» (ВГУ) при Научно-техническом отделе Высшего совета народного хозяйства РСФСР.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
В завершающий день фестиваля в зале СПбПУ @polytech_petra прошел открытый диалог «Женщины-лидеры: путь к успеху». В нем приняли участие заместитель Министра науки и высшего образования России Ольга Петрова, министр молодежи Нигерии Джамила Ибрагим, научный сотрудник Организации атомной энергетики Ирана Махди Изадпана, эксперт в управлении персоналом высокотехнологичных компаний, советник «Уралхим» Александра Глазкова, директор российско-австрийского Форума общественности «Сочинский диалог», советник руководителя фонда «Талант и успех» по международной деятельности Мария Матвеева, проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета Министерства здравоохранения РФ Юлия Ильинова, советник ректора Тюменского государственного университета Таисия Погодаева. Встречу модерировала профессор Петербургского Политеха, директор НОЦ ИТ и бизнес-анализа «Газпром нефть» Ирина Рудская.
Участницы дискуссии обсудили роль женщины-лидера в современном мире. Сейчас в сферах государственного, муниципального, научного, корпоративного, бизнес-управления растет количество женщин-руководителей. В условиях глобальных изменений в мире именно женщинам приходится прилагать все усилия для создания благоприятной, стимулирующей среды внутри компаний и организаций, отвечать за творческую атмосферу и развивать партнерские отношения.
При этом женщине важно не забывать и про свою семью и детей. Участницы дискуссии поделились собственными вдохновляющими примерами совмещения успешной карьеры и личной жизни.
Как отметила заместитель Министра науки и высшего образования России Ольга Петрова @OlgaPetrovaNN, в России женщина может свободно самореализовываться в любой интересующей ее сфере:
Очень важно, что они открыты и готовы вести за собой других. Благодаря этому и возник масштабный проект «Женщины: Школа наставничества», который вот уже третий год реализует Минобрнауки. Проект предполагает помощь студенткам, которым, возможно, чуть не хватает уверенности в своих силах на профессиональном пути. В проекте участвуют уже сотни девушек по всей стране. Появляются новые направления и треки – «Креативные индустрии», «Бизнес-трек», «Образование и инновации», «Моя наставница». Подключаются партнеры из реального сектора.
Министр молодежи Нигерии Джамила Ибрагим отметила, что профессиональный рост возможен только при условии успешной личной жизни, а также хорошего физического и психического здоровья. Это становится фундаментом, с помощью которого женщина развивает свою карьеру на пользу общества.
Ирина Рудская, профессор Петербургского Политеха, директор НОЦ ИТ и бизнес-анализа «Газпром нефть»:
Благодаря уму, красоте, невероятной энергетике наших спикеров открытый диалог вызвал неподдельный интерес у зрителей. Со сцены я видела горящие глаза слушательниц, это невероятно. Уверена в силе и солидарности женского сообщества, участницы которого всегда поддерживают друг друга, всегда могут найти компромисс и с честью решить любую трудность. Гости открытого диалога на своем примере показывают, как женщина может успешно реализоваться на самом высоком уровне. Убеждена, что это важная мотивация для молодых участниц Всемирного фестиваля молодежи.