НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
В лектории Общества «Знание»продолжают говорить о том, как создавать будущее 😎

«Будущее наступило уже сейчас», — считает Андрей Полосин, проректор РАНХиГС, доктор политических наук, кандидат психологических наук.


Будущее наступило уже сейчас. Это раз. Если ты хочешь куда-то идти, то все-таки пусть ложные иметь представления, но надо знать, куда ты идешь. Это два. Для того, чтобы куда-то идти должен быть кто-то, кто ведет. Это третье.


Этими рассуждениями Андрей Полосин поделился на сессии «Захват будущего: фантастика, прогностика, космос». Мероприятие организовано совместно с «Мастерской новых медиа».
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
— Почему мы стали меньше мечтать и задумываться о будущем?

⚪️Поделился Евгений Сжёнов, член Общественного совета при Минобрнауки России на сессии выставки-форума «Россия», организованной Мастерской новых медиа и «Знание».

🙂Трансляция здесь
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
12 апреля – знаковый день для всего человечества. В эту дату 1961-го года Юрий Гагарин совершил первый полет человека в космос. Это стало квинтэссенцией многолетнего космического мегапроекта СССР, но также и ступенью для новых свершений.

Именно после Второй мировой волны сформировалась триада сопряженных локомотивов научно-технологического развития страны – оборонка, атом, космос. «Советский» задел позволил им пережить смутное время 90-х и с новыми силами двигать науку и технологии уже в XXI веке.

Уже в 2020-е годы космос начал набирать новые обороты развития. Не обошлось без неудач, но государство понимает все риски, не снижая поддержки.

Премьер-министр Михаил Мишустин в поздравлении подчеркнул:

Российская ракетно-космическая отрасль играет важную роль в обеспечении национальной безопасности, способствует росту социально-экономического и оборонного потенциала страны. Несмотря на современные вызовы, решает поставленные Президентом задачи по развитию программы пилотируемых полётов, созданию орбитальных многоспутниковых группировок, разработке и внедрению инновационных технологий, цифровых инструментов. И сегодня одним из стратегических направлений является подготовка квалифицированных инженерных кадров в тесном взаимодействии вузов и производственных предприятий.


Академическое звучание в поздравления внес президент РАН Геннадий Красников

Для многих наших исследователей День космонавтики — ещё и профессиональный праздник. Над задачами в области покорения Космоса сегодня активно работают сотрудники академических институтов, члены Российской академии наук. Уверен, что их труд ляжет в основу новых, прорывных достижений в изучении Вселенной.


К празднику состоялся запуск ракеты Ангара-А5 с космодрома Восточный. Уже видны контуры новой российской орбитальной станции. С нетерпением россияне ждут и полет Луны-26.

Россия – великая космическая держава, а во многих областях – признанный мировой лидер. Так было, так есть и так будет всегда.
В российском научно-технологическом секторе 12 апреля двойной праздник. В 1943 году была создана знаменитая Лаборатория №2, в 1961-м состоялся первый полет человека в космос.

Атомный и Космический мегапроекты Советского Союза развивались параллельно, при этом обогащая друг друга и двигая вперед научно-технологическое развитие страны. Так происходит и сегодня.

Как свидетельство – недавнее поручение Президента России:

При участии Госкорпорации «Роскосмос» и Госкорпорации «Росатом» принять решения о выделении начиная с 2024 года из федерального бюджета бюджетных ассигнований в объеме, необходимом для реализации мероприятий, предусмотренных федеральным проектом «Развитие космической ядерной энергетики России», обратив особое внимание на реализацию мероприятий по развитию имеющегося научно-технического задела в сфере космической ядерной энергетики.


В наши дни Курчатовский институт @kurchatovnrcki, отмечающий сегодня свой 81 год работы на благо России – это главная научная организация страны. Спектр ее интересов огромен: ядерная физика, термояд, микробиология, генетика, НБИКС-конвергентные и природоподобные технологии, сельское хозяйство, включая виноградарство и виноделие и даже археология.

Совсем недавно состоялось знаменательное событие – Курчатник вернулся под научно-методическое руководство Российской академии наук. Теперь НИЦ и РАН играют единую симфонию развития. Это тем более важно, что сейчас стоит задача обеспечения научно-технологического суверенитета и безопасности в данной сфере.

Курчатовский институт работает на всех уровнях образования – от Курчатовских классов и смен в детских лагерях до подготовки уникальных специалистов высшей квалификации.

НИЦ является головной научной организацией в программе РТТН («нацпроект «Атом»), а также в трех Федеральных научно-технических программах развития: сельского хозяйства, генетических технологий, синхротронных и нейтронных исследований. Курчатовский институт координирует всю программу мегасайенс России.

Президент НИЦ Михаил Ковальчук с неизбывной энергией продолжает двигать научно-технологический фронтир: нано – НБИКС и конвергентные – природоподобные технологии.

Поздравляем курчатовцев с 81-м днем рождения! И присоединяемся к словам Анатолия Александрова:

Я не преувеличиваю, когда говорю о великом прошлом нашего института. Живите общим делом, которое создавало наш Курчатовский институт: в нем наше будущее.
Трудоустройство молодежи: проблемы и возможности | #ВЦИОМ_Экспертиза

Индустрия 4.0 практически в режиме онлайн делает устаревшими реалии не только вчерашнего, но — нередко — и сегодняшнего дня. Это касается в том числе университетских образовательных программ. Пишутся они не за один день, а устареть могут, как говорится, «еще до того, как на них успеют высохнуть чернила». Если так, то что же тогда в нынешних реалиях означает понятие «дипломированный молодой специалист»? Подробнее – в комментарии Алексея Верижникова, директора ВЦИОМ-Консалтинг.
⚡️Системный подход и отсутствие суетливости

В заголовке — два отличительных признака производственной системы 21-го века, которые обеспечивают ее функциональную устойчивость. Системность ведения любого хозяйства основана на доступности ресурсов окружающего пространства и независимости от внешних угроз. Отсутствие «суетливости» хозяина базируется на его уверенности в собственных силах и игнорировании различных зазывающих лозунгов, типа «догнать и перегнать» конкурентов.

Пример реализации этих двух базовых принципов монопольного хозяйства — производственная система «Синтез-Ока». Технический комплекс этой системы устойчиво функционирует более 80 лет за счет возобновляемых источников исходного сырья (природный газ и атмосферный азот), постоянного увеличения числа полезных потребителей продукции и «мозаичного» технологического процесса, способного к постоянному совершенствованию показателя рациональности. Здесь нет линейной зависимости операций. Получается последовательно-параллельная структура технологического процесса с обратными связями и сенсорными точками мониторинга критически важных параметров. Отсутствие негативных последствий от эксплуатации такой химической технологии подтверждается результатами исследований состояния окружающего природно-климатического ландшафта Черноречья.

Слабо верится, но в России это первая безотходная технология среди всех химических: потери в окружающую среду исходных и конечных продуктов отсутствуют, а на десять тысяч тонн готового продукта получается всего десять кубометров воды, загрязненной аминами. Причем методы регенерации таких «грязных» вод разработаны в России и реализованы даже на предприятиях «Росатома».

Анализируя эту монопольную хозяйственную систему, эксперты увидели еще два важных условия для обеспечения ее устойчивости и успешности.

🔵Первым является собственная научная школа, превращающая производственную систему «Синтез-Ока» в большой технический университет, где и персонал, и руководители — это ученые, реализующие на практике свои «хозяйственные» идеи.

🔵Второе непременное условие для успешности реализации научных идей и технических решений — отказ от западной системы обеспечения устойчивости за счет «банковских кредитов» и переход к созданию инвестструктур с большим интеллектуальным потенциалом. Действенность таких умных инвесторов как, например, «инвестиционное товарищество» «Роснано-Синтез», подтверждена проектом «Монамин». Его реализация началась с научной идеи и выбора рациональных технических решений и завершилась созданием устойчивого производственного комплекса.

⚡️ Мы были уверены, что русская методология проектирования производственных систем 21-го века в России заработает вновь. И мы рады, что это происходит.

#ОНаукеиТехнологиях

➡️ Подписаться на канал
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Как обеспечить быстрые победы в сельских поселениях страны? 
 
Сегодня на селе и в малых городах проживают почти 58 млн. человек. Есть мнение, высказанное в нашумевшем исследовании Сбера, что в ближайшие годы ожидается мощный скачок урбанизации, молодежь уедет в крупные города, и о селе можно забыть! Так ли это? Как быстро решить назревшие проблемы? Об этом, и не только говорили на Форуме педагогической общественности, инициированном Российским государственным университетом народного хозяйства имени В.И.Вернадского @rgunhru
 
И.о. вице-президента РАО, академик Виктор Басюк в диалоге с НОП заметил, что решение многих вопросов надо начинать с Учителя, он – главный и уважаемый центр, который воспитывает детей. Нехватку учителей можно обеспечить в том числе и за счет переподготовки кадров, занятых в АПК. Такие курсы можно организовать на базе Университета Вернадского, который готовит управленцев для сельских территорий и малых городов. Все успехи села напрямую коррелируют со школой, мотивирующей детей получать хорошее образование и возвращаться на малую Родину.
 
Маргарита Скворцова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России, рассказала НОП о работе профильного федерального проекта:
Федеральный проект направлен на адресную подготовку кадров по ключевым отраслям экономики. В рамках проекта происходит тесная кооперация бизнеса и образовательных организаций СПО. Работодатели участвуют в формировании образовательных программ, инфраструктуры кластера, студенты получают именно тот набор профессиональных навыков, который необходим для конкурентоспособности и востребованности на рынке труда. Всего на территории Российской Федерации «Профессионалитетом» охвачены 79 регионов, около тысячи предприятий в 24 отраслях, приоритетных для развития экономики страны.

 
Антон Актуганов, советник председателя РДДМ «Движение первых», для НОП:
Выступил на Форуме педагогической общественности, организованном Университетом Вернадского, с докладом «Роль Движения первых в усилении потенциала развития воспитательной системы в СПО». В рамках дискуссии озвучил механизмы повышения уровня экспертности специалистов, занимающихся воспитательной работой в ПОО, механику обучения пула экспертов для РДДМ, результаты реализации в 2023 году проекта «Будет толк» и о новых возможностях участия в конкурсе первичных отделений «Движения первых». Также были обозначены возможности участия образовательных организаций в проведении регионального этапа Всероссийского конкурса по практическому освоению социальных навыков «Команда первых», развития сети первичных отделений «Движения первых» в профессиональных образовательных организациях. Готовы к всестороннему сотрудничеству, направленному на включение молодёжи в ключевые государственные социальные инициативы.

 
Заместитель министра образования Московской области Сергей Куколев подчеркнул, что сегодня регионы нуждаются в профессионалах, от которых зависит успешное развитие территорий. В рамках мероприятия также были представлены новые образовательные программы, направленные на покрытие профессиональных дефицитов территорий.
 
Елена Певцова, ректор Университета Вернадского, для НОП:
Сегодня нам необходимо решить масштабные задачи, связанные с кадровым обеспечением территорий страны. Уверена, что только в диалоге власти, общества, бизнеса, научной общественности можно добиться успешного и эффективного выполнения этой цели.
Антон Алексеев, генеральный директор аэрокосмической компании «Новый космос», член комитета правительственной дорожной карты «Перспективные космические системы и сервисы» ко Дню космонавтики для «Научно-образовательной политики»:

День космонавтики символизирует одно из самых значимых достижений человечества — первый полёт человека в космос. Он напоминает нам о мужестве, решимости и неугасимом стремлении к познанию, которые являются движущими силами прогресса в аэрокосмической отрасли.

Сегодня, как и полвека назад, аэрокосмические проекты остаются на переднем крае научных исследований и технологических инноваций, открывая новые горизонты для всего человечества. Их важность трудно переоценить, поскольку именно благодаря этим проектам мы расширяем границы возможного, изучаем Землю и космос, а также разрабатываем новые технологии, которые находят применение в самых разных сферах нашей жизни.

Говоря о текущих вызовах и возможностях - важно отметить особое внимание Президента нашей страны к вопросам космоса и частных инициатив. Так, даны поручения о запуске системной программы студенческих малых спутников для вузов страны, ведется работа о законе о ДЗЗ, формируются условия для появления форвардных контрактов и ГЧП по обьектам в сфере космоса, планируется новый национальный проект по космосу и многое другое.

Уверен, что ближайшие годы станут расцветом для новой отрасли частной космонавтики.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
🎉📢 Поздравление министра просвещения Сергея Кравцова с Днем космонавтики
 
Дорогие друзья!

Сегодня мы отмечаем знаменательный для нашей страны праздник – День космонавтики. 12 апреля 1961 года – особенная дата для России. Она символизирует упорство, трудолюбие, тягу к знаниям и стремление быть первыми.

В этот день я поздравляю в первую очередь людей, которые связали свою профессиональную деятельность с космической отраслью. Они вносят серьезный вклад в развитие российской научной и технической мысли, не боятся быть первопроходцами в своей сфере и продвигать нашу страну вперед. Успехи наших предшественников дополняются достижениями современных астрофизиков и исследователей космической сферы.

В марте этого года мы отмечали 90-летие со дня рождения Юрия Алексеевича Гагарина. Миллионы ребят вдохновляются его личностью и примером ученых, военных летчиков, конструкторов, исследователей, инженеров и техников, сделавших первый полет человека в космос возможным.

Естественно-научные специальности в России снова становятся популярными. Работа «Точек роста», «Кванториумов», «IT-кубов», инженерных и космических классов – все это позволяет ребятам реализовывать свои способности в интересующих их направлениях и воплощать в жизнь свое стремление покорять космос.

Желаю нашей стране продолжать успешно развиваться, а ребятам хорошо учиться, ответственно относиться к выбору профессии. Не бойтесь мечтать и смело осуществляйте задуманное.

Будущее рождается сегодня!
 
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Кипящий МИФИ
Медицинское только в медицинском?

В политическом и научно-образовательном пространстве продолжается дискуссия о медицинском образовании. Она не может пройти мимо нашего университета, потому что в МИФИ в Москве и филиалах реализуются программы, как высшего образования, так и средне-специального образования в области медицины.

В части контроля и качества согласны с коллегами, что требования задаются профильными ФУМО, а качество и процесс контролирует Рособрнадзор. Но дополним коллег - у медиков предусмотрен большой объем практики в реальных больницах, где они демонстрируют свои знания и умения в реальных условиях, а в профессию их вводят реальные профессионалы. То есть нельзя получить теоретическое медицинское образование без практики.

А теперь к теме реализации медицинских специальностей в немедицинских университетах. Считаем, что это единственный путь хоть как-то бороться с дефицитом медицинского персонала на местах. И причина банальна - не во всех субъектах Российской Федерации, не говоря уже о крупных городах (200-300 тыс. населения), есть профильные медицинские университеты или их филиалы. При этом достаточно наивно полагать, что люди, которые уехали из небольших городов в города-милионники учиться медицине массово вернутся к себе на малую Родину, чтобы работать там медицинским работником. А значит, единственно массовое решение - готовить специалистов, как можно ближе к будущему месту реальной работы. И хорошо, если рядом есть медицинский университет, но если его нет, то спасением является медицинский факультет хорошего регионального университета.

И тут можем привести примеры нашего университета:
1) Медицинский факультет в ИАТЭ НИЯУ МИФИ (г. Обнинск) - образован в 2008 году для подготовки врачей для Калужской области. Из Москвы специалисты в Калужскую область просто не ехали, а открытие медфакультета в ИАТЭ на практике решает проблему кадрового обеспечения региона.
2) СПО по сестринскому делу в филиалах НИЯУ МИФИ ВИТИ (2023 год) - Волгодонск, ДИТИ (2016 год) - Димитровград, СФТИ (2022 год) - Снежинск - это не придумка нашего университета, а реакция на запрос региональной власти и нашего ключевого индустриального партнера Госкорпорации "Росатом". Иной возможности обеспечить кадры на местах просто нет.
3) Лечебное дело в Москве в МИФИ - уже 4 года программа реализуется для иностранцев и в ближайший год планируется лицензирование для обучения российских студентов. Создание медицинского факультета в рамках ИФИБ НИЯУ МИФИ является важной часть программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030", потому что наш опыт показал, что только наличие реальных медиков в университете позволяет внедрять передовые научные разработки в реальную медицинскую практику.

Мы уверены, что таких примеров много и в других городах, регионах, университетах. Поэтому стоит поддерживать такие инициативы вне зависимости от ведомственной принадлежности университета.
Минобрнауки России рекомендует вузам установить меры поддержки студентов, пострадавших при чрезвычайных ситуациях

Соответствующее письмо направлено в подведомственные Министерству университеты.

Так, на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» рекомендуется обеспечить нуждающихся в помощи. В частности, среди предложенных мер:

📍 материальная поддержка;
📍 предоставление жилых помещений в общежитиях в первоочередном порядке;
📍 снижение размера платы или освобождение от платы за пользование жилым помещением;
📍 оказание иных мер поддержки на усмотрение организации.

Получить помощь могут студенты, которые проживают в районах ЧС или приехали из них.

Кроме того, студент очной бюджетной формы обучения, получающий государственную социальную помощь (в том числе в связи с чрезвычайной ситуацией), может претендовать на государственную социальную стипендию.

Напомним, в Минобрнауки действует Горячая линия по обеспечению правовой и социальной защиты обучающихся – 8 800 222-55-71.
Провели встречу с Валерием Николаевичем Фальковым, министром науки и высшего образования. Обсудили текущие проекты, которые вместе с партией «Новые люди» и я лично реализуем совместно с министерством. Подвели промежуточные итоги, достигнутые в рамках работы проектного офиса по развитию молодежного предпринимательства и практики «Стартап как диплом», а также обсудили работу по профилактике психосоциального благополучия в университетской среде.
В очередной раз поблагодарила министра и его команду за оперативную связь по всем вопросам, часто в режиме звонков и СМС, за качественную работу заместителей и департаментов.

Дальше больше, как говорится!
🇷🇺 Владимир Путин утвердил новый состав научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации.

Соответствующий указ и новый состав опубликованы на официальном портале правовой информации.

Научный совет создан для обеспечения деятельности Совета безопасности путем проведения научно-методологического и экспертно-аналитического анализа.

👨‍🏫👨‍🏫 Подписаться
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Пережаренное масло убивает клетки мозга и даже влияет на потомство 🙄

Всем известно, что повторное использование масла для жарки плохая идея, не говоря уже о масле во фритюре, которое в сомнительном общепите могут не менять долгое время...

Ученые провели исследование, чтобы понять, как это влияет на организм в перспективе (все очень плохо), а мы рассказали об этом в новом материале 👈

Вы знаете, с кем поделиться!

#медицина_СЖ
Высшая лига для лучших учителей

Сегодня ведущие вузы страны – это точка развития для лучших умов со всей России. Такие университеты по праву являются локомотивами развития науки и образования всей страны, так как обладают для этого необходимой инфраструктурой и сообществом лучших ученых. Поэтому такие вузы заинтересованы в развитии самых лучших студентов и ученых из всех уголков страны, которые полностью уверены в выборе своей сферы и готовы посвятить себя науке и стране. Формат олимпиады уже очень давно зарекомендовал себя как эффективный инструмент по выявлению не только лучших студентов, но и учителей.  
НИЯУ МИФИ @mephi_of при поддержке Российской академии наук, НИЦ «Курчатовский институт», ГК «Росатом» и Объединенного института ядерных исследований (Дубна) запускает первую Всероссийскую олимпиаду для учителей физики «Лига лучших». Регистрация на олимпиаду для учителей физики «Лига лучших» открыта до 27 апреля 2024 года. Цель олимпиады – выявление и поддержка лучших учителей физики, а также развитие взаимодействия РАН, ведущих вузов, лидеров индустрии и учительского сообщества, направленного на улучшение качества преподавания физики в школе, повышение значимости профессии учителя, стимулирование интереса молодежи к получению профессии учителя физики.

Владимир Шевченко, ректор НИЯУ МИФИ, специально для НОП:
Цель олимпиады – поддержка лучших учителей физики наших школ, развитие взаимодействия РАН, НИЦ «Курчатовский институт», ведущих вузов, лидеров индустрии и учительского сообщества, улучшение качества преподавания физики в школе, повышение значимости профессии учителя. Почему это важно? Дело в том, что за последние 5 лет в России вдвое снизилось количество школьников, сдающих физику на ЕГЭ. А потребность в квалифицированных инженерах-физиках, наоборот, выросла. Учитель – тот человек, который может заразить ребят своей любовью к физике или навсегда отбить интерес к этому предмету. Именно от учителя физики зависит, выберет ли школьник для поступления технический университет, станет ли инженером-исследователем, способным разгадывать тайны мироздания и изобретать новые технологии.


Олимпиада пройдет в два этапа: отборочный тур пройдет в дистанционном формате до 28 апреля, заключительный тур пройдет очно в Москве 22 июня, а победители будут выбраны 23 июня. Участников финального тура ждут два конкурсных мероприятия: индивидуальная теоретическая олимпиада по физике и командная разработка олимпиадной задачи на предложенную оргкомитетом тему.

Победители олимпиады получат знак «Лига лучших», денежные призы от организаторов и новые возможности. Кроме того, членов «Лиги лучших» будут приглашать в качестве экспертов, обладающих уникальными компетенциями, на различные мероприятия. Они смогут общаться с единомышленниками на мастер-классах, семинарах и научных конференциях.