НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Каждый ребенок талантлив! И наша задача состоит в том, чтобы поддерживать его интерес. «Искра таланта» должна разгореться, превращаясь в большие возможности для роста.

Эта мысль объединила участников межрегионального семинара «Работа с одаренными детьми как инструмент развития человеческого капитала и кадровой политики региона», который проходит в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. Встреча организована при поддержке экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» в преддверии ПМЭФ, модератором выступил Евгений Сженов.

Благодарю всех коллег, вместе с которыми мы решаем задачи выявления и развития талантов наших детей. Для системы образования и воспитания – это большой вызов, который требует выстраивания индивидуальной работы с каждый ребенком.

И, конечно, это вызов для региональных правительств, которые должны тесно сотрудничать и с образовательными организациями, и с работодателями, чтобы уже на этапе учебы знакомить детей с возможностями карьерного роста, привлекать их на местные предприятия. Благо, многие компании это понимают. Например, Сбер активно формирует свой кадровый резерв из школьников и студентов по итогам Национальной технологической олимпиады по программированию.

Развивать таланты непросто. Для этого требуются соответствующая квалификация, специфические подходы, хороший опыт и, что очень важно, слаженное взаимодействие всех включенных сторон. Только действуя вместе, мы добьемся успеха! 🙌
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1
ПМЭФ в центре научно-технологического диалога (1/2)

В Санкт-Петербурге стартовал Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). В этом году главной темой форума станет «Основа многополярности — формирование новых центров роста». ПМЭФ – одна из ведущих мировых площадок для обсуждения актуальных проблем глобальной экономики и выработки решений, направленных на расширение сотрудничества. Миссия Форума – быть практическим инструментом для развития бизнеса через взаимовыгодный диалог России с международным сообществом.

На полях ПМЭФ прошла сессия «Научно-техническое сотрудничество и переподготовка кадров», открывающая конференцию «Вода дороже золота». Участники сессии обсудили использование водных ресурсов, международное сотрудничество в этой области.

Степан Калмыков, вице-президент РАН, председатель научного совета Российской академии наук по глобальным экологическим проблемам, выступил модератором секции, задав тон дискуссии:
Я думаю, что мы все понимаем, что без золота мы сможем прожить, хотя оно используется во многих областях, а без воды мы не сможем прожить. Задач, связанных с наукой, очень много: недропользование, технологически и технические задачи, связанные с подготовкой и очисткой воды и потом переработкой загрязнённых вод. Важнейшее направление – умное сельское хозяйство: так как экономия ресурсов один из путей решения обеспечения качественной воды.
ПМЭФ в центре научно-технологического диалога (2/2)

Елена Поздина, и.о. директора, заместитель директора Уральского филиала Российского научно-исследовательского института комплексного использования и охраны водных ресурсов, рассказала реализуемых программах вуза по переподготовке кадров, а также вокруг, какими качествами должен обладать специалист:
Решение проблемы наличия и подготовки высококвалифицированных кадров становится очень необходимым и актуальным направление любого учреждения и компании. Сюда входит три направления: повышение навыков и квалифицированных знаний на практические решения, обучение системному мышлению, умение решать реальные задачи с управлением в сфере использования водных ресурсов и развитие аналитического мышления для осуществления должностных функций.


Максим Залывский, руководитель проектного офиса Российско-Африканского сетевого университета, поделился тем, как работает Российско-Африканский сетевой университет:
Питерский Политех является координатором деятельности Российско-Африканского сетевого университета. Санкт-Петербург в России становится локомотивом российско-африканского образовательного сотрудничества. РАФУ может объединить все усилия вузов, представить более цельный образ российского образования и помочь установить прямые контакты с африканскими партнерами через единое окно. РАФУ это про связь стран, экспорт бизнеса и образовательного потенциала.


Дана Коломыцева, заместитель генерального директора, директор по кадровой политике и корпоративным коммуникациям ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», подчеркнула важность подготовки персонала внутри компании:
Мы, как работодатель, давно осознали, что наличие образования — это важная составляющая работы с персоналом. У нас непрерывное образование, ведется непрерывная аналитика того, кого надо учить и почему. Мы разработали достаточно большое количество программ. Сегодня у нас 27 соглашений с вузами, с которыми мы работаем. За 3 года 254 работника получили разного уровня образования. Образование и осознанность персонала сейчас очень высоки. Люди, которые работают на предприятии, понимают, что нет возможности развития как в горизонтали, так и в вертикали. Без образования нет возможности развития.


Елена Гогина, заведующая кафедрой строительства систем и сооружений водоснабжения и водоотведения Российского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе, руководитель секции «Научные исследования и образовательные технологии в области водоснабжения и водоотведения», подчеркнула, каким должно быть образование у студентов водной отрасли:
Сегодня у нас формация следующая: мы готовим специалистов, чтобы он был хорошим спецом на рынке. Мы готовим их не для создания продукта, а чтобы он мог широко себя применить в рамках тех рынков, которые уже созданы, либо те рынки, которые сегодня создаются. Формат подготовки специалистов сегодня должен трансформировать систему инженерного образования и полученных компетенций. Компетенции, которые нужны на промышленных предприятиях, в обязательном случае должны войти в обязательные компетенции, которые дает университет студенту.

Исса Того, доцент Высшей школы гидротехнического и энергетического строительства СПбПУ, подчеркнул практикоориентированность полученных знаний студентов Мали:
Важно учить российским технологиям наших студентов, но, чтобы эти знания были применимы к нашей стране. В ближайшее время африканские страны могут развиваться в своем русле для себя.


Сейду Камиссоко, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Мали в РФ, рассказал о будущих направлениях работы:
Нам не хватает специалистов в водной области, поэтому нужны соглашения, меморандумы о сотрудничестве с Россией. Нужно подготовить кадры, дать возможность специалистам улучшить свое образование и компетенции, чтоб наш персонал мог проходить стажировки и готовить кадры для области. Россия теперь самый большой стратегический партер нашей страны. Мы подписали почти 12 соглашений и меморандумов о сотрудничестве.
⚡️Степан Калмыков, вице-президент РАН, председатель научного совета Российской академии наук по глобальным экологическим проблемам, на ПМЭФ специально для НОП:

У нас состоялась очень интересная секция, которая была посвящена в большей степени образовательным, чуть меньшей степени научным вопросам, связанным с качеством воды, с водоподготовкой, с обеспечением населения водой, и прежде всего со взаимодействием России и Африки, то есть то, какие образовательные программы, дополнительное образование, магистерские и аспирантские программы могут предложить российские университеты для наших африканских коллег, для которых это вопрос выживания страны с большим населением, с большими проблемами, связанными с обеспечением водой, большими засушливыми территориями, пустынями, загрязнением окружающей среды. Это для Африки действительно вопрос выживания. И Россия, основываясь на том научном и образовательном опыте, который еще наши предки в Советском Союзе заложили, мы хотим сейчас новое дыхание вложить в эти инициативы.

Говоря о перспективе научно-технологического сотрудничества, здесь можно назвать много направлений. Во-первых, это эксплуатация недр и разведка воды, добыча воды, водоочистка. Это очень научно-концентрированная область. Это очистка сточных вод, которые в конечном итоге попадают опять же в реки, а реками пользуется население. А также умное сельское хозяйство. Ведь дело в том, что можно идти по пути увеличения количества воды, а второй путь, и параллельный на самом деле путь, оптимизация использования качественной воды, в том числе и сельских хозяйств. Капельный полив, например, чуть ли не в разы может уменьшить потребление воды, когда вода используется эффективно. Поэтому умное сельское хозяйство — это еще одно научное направление, по которому, я думаю, точно у нас будет хорошие результаты с Африкой.
Дни открытых дверей — возможность «заглянуть» в разные сферы

Вышел третий выпуск цикла передач «Наука. Знание. Россия» от ЭИСИ и Российского общества «Знание», посвященных развитию образования в России и Дням открытых дверей российских вузов на Международной выставке-форуме «Россия», организованных совместно с Министерством науки и высшего образования.

В этом выпуске ведущая — член Экспертного клуба «Дигория», один из авторов телеграм-канала «Научно-образовательная политика» — Марта Лесюк обсудила с ректором Херсонского технического университета (ХТУ), кандидатом технических наук Галиной Райко и проректором ХТУ по образовательной работе Дмитрием Поспеловым тенденции развития высшего образования и современные вызовы, стоящие перед российским образованием в мире.

Галина Райко подчеркнула, что вузовское образование сегодня стало включать в себя гораздо больше функций:
Кроме образования и науки, у университета есть третья миссия – патриотическая, воспитательная, культурно-нравственная. Информационное воздействие на детей и старшее поколение было очень серьезным. Поэтому университет сегодня играет большую роль в формировании целостной личности.


О современных трендах в образовании рассказал Дмитрий Поспелов:
Сейчас нельзя говорить: «В чистом виде техническая специальность, естественно научная, гуманитарная». Все это идет в симбиозе, особенно если мы говорим про будущие специальности, будущие технологии. Например, разрабатывать искусственный интеллект, не используя знания социологии, психологии, невозможно.


🏔 Платформа «Дигория»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Возможности – молодежи: платформы и форматы

Будущий нацпроект «Молодежь и дети» предполагает окончательное формирование и интеграцию двух платформ.

Первая – «Движение первых». Председатель Правления движения Григорий Гуров зафиксировал:

Для нас важно представить движение как платформу возможностей для реализации мечты детей, наставников, педагогов, родителей.


Вторая – более широкая по охвату – Росмолодежь. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко на встрече с главой ФАДМ Ксение Разуваевой отметил:

Президент России Владимир Путин в новом указе о национальных целях развития обозначил важность реализации потенциала каждого человека и раскрытия его талантов. Одной из ключевых мер по достижению этой цели станет запуск нового нацпроекта “Молодёжь и дети„ – он призван объединить все механизмы поддержки, которые сегодня предоставляются государством для молодого поколения. Росмолодёжь в этой работе должна стать той платформой, на базе которой будут генерироваться предложения и идеи в сфере молодёжной политики.


Согласно недавним поручениям президента формируется многосоставная внешняя молодежная политика – ключевым ее оператором как раз станут обе платформы: Движения первых и Росмолодежи.

В этом случае Движение первых отвечает за детей и несовершеннолетних подростков, Росмолодежь в своей фестивальной и конкурсной работе распространяет платформенное пространство на студентов и всех входящих в возрастную группу молодежи. Президентская платформа «Россия – страна возможностей» расширяет масштаб в сторону отраслевых и управленческих конкурсов.

Естественно, в этой работе большую роль также играет «Сириус» как важнейший оператор работы с талантами.

Нацпроект «Молодежь и дети» интегрирует форматы поддержки детей и молодежи в рамках всех доступных программ, проектов и механизмов.

В итоге сформируется единое пространство возможностей для самореализации и развития детей и молодежи, выявления и поддержки талантов, развития профессиональных и управленческих навыков – фактически для возрастов от раннего детства до зрелости.
Молодежная политика ГУУ: наука

В соответствии со Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации создание возможностей для выявления и воспитания талантливой молодежи, построения успешной карьеры в области науки, технологий и технологического предпринимательства – одна из основных задач в достижении цели научно-технологического развития государства, которая поставлена Президентом.

Вовлечение молодежи в науку является приоритетным вектором развития Государственного университета управления @GUUmsk. Сегодня в ГУУ реализуется целый комплекс проектов, ориентированных на создание условий для реализации исследовательского потенциала.

Молодежная лаборатория

Директор Центра управления инжиниринговыми проектами ГУУ, канд. техн. наук Владимир Филатов, рассказал НОП о вовлечении молодых ученых в научные проекты вуза:
За год работы Центра мы сформировали портфолио значимых проектов, в работе над которыми непосредственное участие принимают молодые ученые. Это и проекты, выполненные для крупных индустриальных компаний («Трансмашхолдинг», «МИКОНТ», «Меркатор Калуга»), и фундаментальные научные исследования. Коллектив Центра реализует второй этап проекта в рамках государственного задания Минобрнауки России по тематике практического внедрения автономных беспилотных систем, робототехнических комплексов и инфраструктурных сетей связи. Совместно с высокотехнологичными компаниями – ГК «Беспилотные системы», АО «Навигатор», АО «Радар-ГА», ООО «КЛЕВЕР – мы разрабатываем сценарии функционирования беспилотных систем в различных географических и природно-климатических условиях, используя алгоритмы искусственного интеллекта. Более 40% членов научного коллектива – исследователи в возрасте до 39 лет.

Сейчас ведутся работы по открытию на базе ГУУ Сетевого студенческого конструкторского бюро, к которому будут привлечены студенты ведущих вузов-соисполнителей. Проект поддержал наш индустриальный партнер «ТМХ Инжиниринг». Студенты консорциума вузов будут задействованы в разработке конструкторской документации для машиностроительных предприятий АО «Трансмашхолдинг». Разработку планируется осуществлять с использованием отечественного ПО по принципу «виртуального конструкторского бюро». Привлечение интеллектуального ресурса молодых инженеров консорциума позволит компании увеличить темпы разработки и постановки на серийное производство новых видов железнодорожной техники. Студенты, в свою очередь, будут трудоустроены в научных коллективах университетов, получат реальный производственный опыт и возможность дальнейшего трудоустройства в один из ведущих производственных холдингов России.


На базе Центра управления инжиниринговыми проектами ГУУ действует молодежная лаборатория «Разработка научных, методологических и практических основ реверсивного инжиниринга для решения комплексных задач импортозамещения в агропромышленном комплексе Российской Федерации», созданная в рамках национального проекта «Наука и университеты».

В молодежной лаборатории ГУУ молодые ученые решают задачи по исследованию актуальных проблем реверс-инжиниринга в агропромышленном комплексе Российской Федерации, разрабатывают и апробируют научные и методологические основы управления технологическими процессами реверсивного инжиниринга, изготавливают опытные образцы импортозамещенных компонентов сельскохозяйственной техники.
Работа с молодёжью и детьми: разговор «на земле» 1/2

Накануне ПМЭФ в Санкт Петербурге состоялся Круглый стол
«Работа с одаренными детьми как инструмент развития человеческого капитала и кадровой политики региона».
 
Мероприятие прошло на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, организаторами выступили Академия Талантов и «Научно–образовательная политика».

Григорий Гуров, председатель правления Общероссийского общественного движения детей и молодежи «Движение Первых»:

Каждый ребенок талантлив по-своему, и государственная задача состоит в том, чтобы сделать так, чтобы маленький человек нашел свое место, был счастлив и полезен стране, экономике. И главное, чтобы он сам реализовался.

Российская молодежная политика прошла тот этап, когда были просто эмоции, отвлечение внимания от многих проблем. Были задействованы горы энергии молодых людей, лишь бы она не ушла в негатив. Сейчас мы находимся на том историческом этапе, когда все полезное переходит в логику последовательных действий на благо сообщества, коллектива, государства и осознание своей роли в развитии государства.
 

Наталья Кравченко, директор по стратегическому развитию Ассоциации участников технологических кружков – Кружкового движения национальной технологической инициативы (НТИ), председатель Комиссии по просвещению и воспитанию Общественной палаты РФ:

Заниматься нужно всеми детьми. Чтобы мы не выбирали, как было раньше, два фокуса – сложные и талантливые дети. Мы перешли от понимания, что для работы нам нужны только самые лучшие, к тому, что все дети талантливы и каждый ребенок талантлив. Просто нужно найти компетентных специалистов с ними работать, и сейчас государство уделяет данному поиску огромное внимание.

Сейчас и государственные корпорации, и университеты стали «нырять» глубже и работать системно с более младшим детским возрастом. Это позволяет благодаря сквозным активностям, олимпиадам, НТО выстроить системно работу с детьми и молодежью, обеспечить первое исследовательское касание, так называемое «влюбление» в науку и взаимодействие с наставниками. Только так мы сможем подготовить кадры для поддержки технологического суверенитета страны.


Ольга Петрова, заместитель министра науки и высшего образования РФ:

Я бы обратила внимание на цель, которую сформулировал наш президент в своем указе: развитие потенциала каждого человека и его талантов, воспитание патриотически ответственной личности. Это то, что сквозной нитью проходит через все наши инициативы и является основой нацпроекта «Молодежь и дети».

Талантливые студенты появляются из талантливых абитуриентов. И иногда мы должны чуть-чуть помочь школьнику включить талант, зажечь эту искорку и правильно смаршрутизировать ребенка. Спасибо той работе, которую сейчас ведут «Движение Первых» и Курчатовские классы - они делают акцент на развитии специфики таланта ребенка. Огромная благодарность Образовательному центру «Сириус», разработавшему схему взаимодействия с вузами, за проведение предметных олимпиад.


Самое важное, на мой взгляд, «Сириус» формирует у детей небоязнь принимать участие в олимпиадах, небоязнь пробовать что-то новое и двигаться вперед.
Работа с молодёжью и детьми: разговор «на земле» 2/2

Евгений Сженов, научный руководитель экспертно-аналитического центра Научно-образовательная политика, член Общественного совета при Минобрнауки РФ:

В последнее время мы наблюдаем заметную перезагрузку работы с детьми и молодежью - содержательную, смысловую, кадровую, инфраструктурную. Это происходит и на уровне нацпроектов - появился новый нацпроект «Молодежь и дети» - и на региональном уровне. Действуют много государственных команд, которые активно взаимодействуют, и помогают, как пазлы, собирать, развивать и поддерживать успехи детей. Мне кажется, что важная цель дальнейшей работы – максимальная синхронизация задач и деятельности этих команд. Чтобы коллеги не решали одинаковые параллельные задачи и тем более не шли в разные стороны, а сверили часы и определили место образовательных организаций в процессе взаимодействия с молодежью.
 
Академия талантов и Питерский Политех - те места, где можно о задачах образования и работе с молодежью услышать из первых уст: как их видят преподаватели, методисты, педагоги. Это те люди, кто работают с молодежью, и те, кто реализует молодежную политику «на земле».

Алексей Пономаренко, заместитель генерального директора АНО «Корпоративная академия Росатома»:

Для Росатома важны несколько слоев. Во-первых, сама по себе школа.
Во-вторых, контекст, в который эта школа вписана – моногород или крупный региональный центр, или город федерального значения. Это разные условия, разные форматы. И совершенно разные возможности.
Необходимо эти параметры соизмерять и, скорее, делать не столько фокус на детей, а помогать им встраиваться в экосистему, которая вокруг них формируется. Только тогда и достигается определенная синергия наших действий.


Антон Сериков, заместитель генерального директора Российского общества «Знание», генеральный директор Центра знаний «Машук»:

Наш девиз – «Учим тех, кто учит». Мы много сегодня говорили о наставниках, о важности подготовки компетентных кадров, ведь наставник – это тот самый якорь в образовательном процессе, от которого зависит многое, если не все. Современные педагоги должны уметь использовать новейшие и эффективные подходы в учебном процессе взаимодействия с одаренными детьми и обладать новыми компетенциями, чтобы успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся требованиям образовательной среды.
От идеи до реализации (1/2)

Ядром многих ключевых изменений в жизни государства и общества являются идеи конкретных людей. «Сильные идеи для нового времени» — форум, направленный на выявление и поддержку реализации общественно-значимых инициатив граждан, которые внесут значимый вклад в укрепление суверенитета России и достижение национальных целей развития страны до 2030 года.

За 4 года в Форуме поучаствовало больше полумиллиона человек, которые подали более 88 тыс. идей. Множество решений прошло путь от идеи до эффективно работающего бизнеса, который вносит свой вклад в достижение целей развития страны. Сегодня инструменты и подтвердившие эффективность механизмы Форума могут представлять интерес для других государств, которые работают над поиском инновационных решений для развития экономики.

На площадке ПМЭФ прошла сессия «Сильные идеи для нового времени», в рамках которой участники обсудили площадку форума и возможности, которая она дает предпринимателям.

Алексей Бобровский, экономический обозреватель, задал тон дискуссии:
Говорить об отборе идей не просто нужно, а архиважно. Есть специальная площадка, которая посвящена отбору сильных идей нового времени. Это не просто цифровая, но и форум. ВЭБ.РФ, Росконгресс, АСИ являются драйверами, генераторами сильных идей нашего времени. Они могут масштабировать этот опыт и на международную арену.


Дмитрий Песков, специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, генеральный директор АНО «Платформа НТИ», директор направления «Молодые профессионалы» АИС, рассказал важность идей для сегодняшнего времени:
Последние 20 лет мы живем в эпоху денег, но мы забыли, что в истории есть не менее сильная вещь – это идея. Если идея сильная, то она сама по себе привлекает деньги, меняет жизнь поколений, стран, человечества. Неважно какая идея, важно правильно уметь ее готовить. Сейчас у нас есть очень сильная информационная технология, которая позволяет качественно отбираться десятки тысяч идей и обеспечивать их последующую экспертизу.
От идеи до реализации (2/2)

Павел Фролов, основатель компании АО «РОББО», поделился своими впечатлениями о Форуме и своим проектом:
Главная ценность, которую мы получили, – это работа с экспертами, которые помогли сформулировать наш продукт, составить дорожную карту на 20 лет вперед. РОББО — это недетская робототехника – это суверенная открытая платформа образовательной робототехники, задача который помочь любой стране или региону выйти на уровень технологической независимости. Чтобы достичь реального технологического суверенитета нужно изменять, модернизировать систему образования с помощью современных технологий, использовать открытые технологии.


Игорь Дроздов, заместитель председателя ВЭБ.РФ, отметил, что сегодня важно поддерживать развитие человеческого потенциала:
Сила идей не в идее, а в вере тех людей, которые эти идеи предлагают. Те, эксперты, которые оценивают идеи покупают веру. Конкурс идей – это не про идеи, это про людей, гораздо важнее человеческий капитал. Без человеческого капитала нет будущего ни у одной страны. Форум Идей — это прекрасный инструмент для того, чтобы максимально эффективным образом использовать этот потенциал на благо страны и общества.


Тамер Саид Ахмед Аль Шанфари, генеральный менеджер по инвестиционному климату министерства торговли, промышленности и продвижения инвестиций Омана, подчеркнул важность масштабирования российских компаний в восточном регион:
Мы поддерживаем открытость и мир в своем регионе. Много компаний, которые приходят в наш регион именно, потому что наш регион нуждается в таких современных технологиях, особенно тех, которые сокращают вероятность разлива. Технологии мониторинга всех аспектов нефтяной отрасли дают безграничные возможности. Эта технология дает много ценности нашей экономике, нашему бизнесу. Мы очень рады работать с российскими компаниями, которые нам это предлагают.


Валид Фаргал, директор Фонда по привлечению инвестиций (AIM Congress Foundation), рассказал, какими должны быть идеи:
Идея лежит за каждой целью, за каждой новой инициативой. Мы в нашем фонде берем тех, кто ищет новое, мы делаем все, чтобы им помочь, чтобы предприниматели эти идеи довели до реальных продуктов. Должны быть идеи, которые повлияют на экономику и жизнь общества.