НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
СтудРоссия

VI Общероссийский форум «Россия студенческая» завершился в Москве. Форум стал образовательной и дискуссионной площадкой для 800 студентов из 70 регионов России. Основными темой обсуждения стала стратегическая роль органов студенческого самоуправления и студенческих объединений в реализации Национальных проектов России, связи внеучебной деятельности с будущим профессиональным треком студентов.

В рамках церемонии закрытия Общероссийского форума «Россия студенческая» состоялась пленарная сессия на тему «Студенческое самоуправление как механизм со управления академической средой».

Открыл пленарное заседание Министр науки и высшего образования Российской Федерации Михаил Котюков: «Для университета самым важным и самым главным является студент. И большое внимание должно быть уделено тому, что будет делать студент после университета. А зачем вы учитесь? Чему должны научиться? Какие навыки освоить? И в этом контексте мы обсуждаем с ректорским сообществом вопросы реализации нацпроектов. В нацпроекте "Наука" в центре внимания - учёный, в национальном проекте "Образование" - в центре тот, кто приходит получать образование. Для высшего образования это, конечно, вы. И если университет по-настоящему ориентируется на подготовку конкурентоспособных выпускников, то, конечно, он будет во многом опираться на систему студенческого самоуправления. Я помню, мы обсуждали этот вопрос год назад, примерно в таком же формате. И мы договаривались, что органы студенческого самоуправления станут частью управленческих структур наших университетов. Так вот за год в этом направлении уже многое сделано».

На форуме министр принял участие во встрече со студентами, в ходе которой одна из участниц попросила главу Минобрнауки ограничить доступность высшего образования в стране. По ее мнению, с каждым годом в университет приходит все больше абитуриентов, и создается все больше «не специалистов, а людей, которые хотят получить диплом».

«Есть иллюзия, что все идут в университет. Это не совсем так. Возможно, в отдельных городах это более ярко, но в целом по стране у нас доступность бакалавриата для выпускников 11-х классов - 55%. Это соотношение мы будем выдерживать и дальше, - сказал министр. - Но требования по минимальным баллам, с которыми в университет можно будет поступить, с каждым годом будут повышаться».

Он добавил, что в вузы не стоит брать ребят, у которых нет достаточного уровня подготовки, «и доучивать их тому, чему их не научили в школах». Министр также высказал мнение, что мотивацией идти в вуз должен быть не диплом, а интерес к тем образовательным программам, которые там преподаются.

Важную роль в формировании системы студенческого самоуправления отметил в ходе дискуссии заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Владислав Даванков: «Система студенческого самоуправления безусловно важна, но мы как платформа «Россия — страна возможностей» считаем, что потенциал нашего сотрудничества со студенчеством ещё не до конца реализован. Большая часть наших проектов направленна на возможность для самореализации именно студентов. Наша платформа открыта к студенческим инициативам с точки зрения реализации проектов, новых конкурсов. Президентская платформа объединяет уже 22 проекта. В большинстве из них могут участвовать студенты. Это крупнейшая в нашей стране студенческая олимпиада «Я – профессионал», фестиваль «Российская студенческая весна», всероссийский конкурс «Мастера гостеприимства», конкурс «Цифровой прорыв», соревнования по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс», всероссийский молодежный кубок по менеджменту «Управляй!», Российская национальная премия «Студент года», конкурс «Моя страна – моя Россия», международный инженерный чемпионат «CASE-IN», наш совместный с ОНФ проект «Профстажировки 2.0» и многие другие. Каждый год все больше студентов участвуют в этих проектах. Так на третий сезон олимпиады «Я –профессионал» было подано 675 239 заявок - на 30% больше, чем в прошлом году».
Это означает технологизацию и деполитизацию работы «Единой России», которая встраивается в систему как один из обеспечительных механизмов трансфера (наравне с формированием нового управленческого класса).

Соперничество за лидерство в самой ЕР продолжается, но ее место в системе становится все очевиднее.

Дмитрий Медведев (как и в случае с Алексеем Кудриным) пошёл на определенный размен. В данном случае - принятие общих правил игры ради увеличения полномочий в рамках конкретики управленческих решений.

https://news.1rj.ru/str/russica2/21322
Послезавтра, 26 ноября, в рамках вип-дня форума "ПроеКТОриЯ 2019" (организует Минпросвещения, команда заместителя министра Ирины Потехиной) модерирую Ректорский час.

Как и год назад, "ПроеКТОриЯ" проходит в ярославской Арене 2000, и уже традиционно Большой открытый урок снова проведёт Владимир Путин.

Мы с организаторами договорились в этом году разговор участников Форума и ректоров ведущих университетов построить в формате "без галстуков" и максимально доверительно.

Ведь "ПроеКТОриЯ" - это главное мероприятие в России про профориентацию, и для десятков тысяч выпускников школ открытые уроки и сам Форум давно стали ориентиром для профессионального развития, в том числе - при выборе университета.

А поговорить будет с кем - в этом году в Ректорском часе на сцене и в зале с нами:

Ярослав Кузьминов (НИУ ВШЭ)
Владимир Миклушевский (Московский Политех)
Андрей Рудской (Политех Петра, СпБ)
Виктор Гришин (РЭУ им. Плеханова)
Алевтина Черникова (МИСиС)
Михаил Стриханов (НИЯУ «МИФИ»)
Максим Румянцев (СФУ)
Александр Просеков (КемГУ)
Александр Климов (РУТ)
Анатолий Николаев (СВФУ)
Владимир Нечаев (СевГУ)
Сергей Ерохин (МТУСИ).

Готовя вопросы для этой встречи, я "сверил часы" с Министром Михаилом Котюковым, поэтому ректоры и участники Форума могут быть уверены - поговорим о самых актуальных вопросах, которые сегодня есть в системе высшего образования.

С командой Минпросвещения мы также договорились на полях форума записать с рядом ректоров блиц-интервью, поэтому откровенный разговор получится действительно полноценным.

Откроет Ректорский час приветственным словом Татьяна Голикова, Заместитель председателя Правительства РФ.
Forwarded from Мейстер
Умерла Людмила Алексеевна Вербицкая, бывший ректор СПбГУ, позже его президент. Главный специалист по русскому языку. Рак. Похороны в среду. Скорбим.
В Тюмени завершилась стратегическая сессия Западно-Сибирского НОЦ. В течение четырех дней (20 - 24 ноября) эксперты работали над программой научно-образовательного центра. По итогам губернатор Моор отметил, что некоторые мероприятия программы НОЦ уже реализуются на практике.

— Начал работу Центр комплексного развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий.

— Уже направлены серьезные ресурсы областного бюджета на поддержку создания лабораторного комплекса по биобезопасности – это одно из ключевых направлений НОЦ.

— В ближайшее время правительство Тюменской области запустит открытый конкурс региональных мегагрантов на реализацию проектов ведущих ученых.
Как готовить учителей?

В Минобрнауки России состоялось первое заседание Совета по развитию педагогического образования под председательством Министра науки и высшего образования РФ Михаила Котюкова.

В мероприятии приняли участие заместитель Министра науки и высшего образования РФ Марина Боровская, заместитель Министра просвещения РФ Виктор Басюк, Президент Российской академии образования Юрий Зинченко, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Екатерина Бабелюк, ректоры ведущих российских вузов и эксперты в области высшего образования.

Создание совета по развитию педагогического образования было инициировано Министерством науки и высшего образования РФ и Министерством просвещения РФ - об этом сообщил Михаил Котюков. Министр отметил, что перед Советом стоят важные задачи, связанные с вопросами координации межвузовского взаимодействия, определения основных принципов государственной политики в сфере гуманитарного и педагогического образования и развития научных исследований в области педагогики. «Важен ответ на вопрос, какой должна быть продолжительность подготовки педагога, и какими знаниями и навыками он должен обладать, завершая свое обучение», - подчеркнул Михаил Котюков.

Также Министр добавил, что в настоящее время Минобрнауки России ведет работу по совершенствованию методики распределения контрольных цифр приема в высшие учебные заведения.

«Нам необходимо учитывать непростую демографическую ситуацию, которая ожидает нас в ближайшем будущем. Мы должны быстрее воспроизводить педагогические кадры, при этом предоставляя им возможности для непрерывного профессионального роста. Педагогическое образование должно быть самым лучшим в стране, чтобы в него шли самые талантливые ребята, потому что понимали – они создают будущее. Какие дополнительные мотивации нужно придумать, чтобы привлечь молодежь? Этот вопрос мы снова будем обсуждать с регионами», - заключил Михаил Котюков.

Президент Российской академии образования Юрий Зинченко представил доклад на тему «Педагогическое образование и Стратегия научно-технологического развития РФ». Он отметил, что «в такой многонациональной и поликонфессиональной стране как Россия нужно учитывать зарубежный опыт, адаптировать лучшие зарубежные практики, но, в то же время, многие задачи придется решать самостоятельно. В том числе вопросы психологической подготовки педагогов, формирования новых компетенций в цифровом образовании, технологиях дистанционного образования и многих других».

О практикоориентированности федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям бакалавриата рассказала председатель Федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования по педагогическим наукам Елена Казакова. «Сегодня преподавать в школе может как выпускник бакалавриата, так и выпускник магистратуры. При этом система непрерывного педагогического образования является инструментом, который позволяет, при необходимости, получать дополнительные знания. У нас должны быть инструменты быстрого выхода преподавателей на рынок труда, но при этом в регионах необходимо создавать возможности и условия для получения преподавателями дополнительного образования и повышения квалификации», - отметила Елена Казакова.

В ходе мероприятия обсуждались вопросы развития методических ресурсов в сфере педагогического образования и перспективы создания цифровой онлайн-платформы, которая будет интегрирована в систему общей образовательной среды.

Также участники заседания обсудили преимущества целевой подготовки педагогических кадров. Система целевой подготовки направлена на решение кадровых вопросов в социально-значимых отраслях российской экономики, она позволяет регионам определять потребность в квалифицированных кадрах и строить перспективные планы социально-экономического развития.

Источник: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2204
И взлетим, и поплаваем

Затраты на строительство и покупку воздушных судов, которые необходимы для проведения научных исследований, следует предусмотреть в проектах господдержки науки, в частности, в национальном проекте «Наука». Такое мнение высказал в воскресенье журналистам президент Российской академии наук Александр Сергеев в ходе осмотра томских НИИ.

«Очень интересный вопрос обсуждался насчет самолета для науки. Действительно, есть суда, которые являются научными судами. Более того, они не просто есть, они строятся новые… [но] такого ресурса у научных учреждений и университетов нет. Такой вопрос обязательно надо поставить [перед правительством РФ] и дальше уже смотреть, где это должно появиться, в нацпроекте «Наука» или в каких-то других проектах», - сказал Александр Сергеев.

Как рассказал ему в ходе посещения томского Института оптики атмосферы им. В.Е. Зуева Сибирского отделения РАН директор НИИ Игорь Пташник, институт нуждается в замене самолета для изучения климата в Сибири. В настоящее время это единственный в РФ воздушный борт, который используется для научных исследований.

Научный авиапарк – это интересное направление, которое действительно несколько потерялось среди инициатив нацпроекта «Наука». Сейчас институты и университеты самостоятельно (на свои средства, деньги грантов и т.п.) конструируют и запускают зонды, дроны и летательные аппараты. Но научный самолет – это инструмент кардинально иного уровня.

Более-менее понятная логика, в которой будут модернизироваться и строиться новый научно-исследовательские морские суда. А вот с воздушным флотом ситуация на самом деле более печальная и неопределенная.

Создание концепции, производство оборудования, строительство самого самолета, подготовка специалистов – все это даст серьезный импульс для целого ряда сопредельных областей науки и экономики. Предполагаемое импортозамещение позволит дополнительно загрузить отечественных самолетостроителей и производителей оборудования.

Конечно, научные самолеты – продукт скорее штучный, нежели серийный. Но и в этом формате возможно отработать новые приемы конструирования. И это, уже не говоря о конкретной пользе для науки, которую принесет эксплуатация летающих лабораторий.

Мы согласны с президентом РАН Александром Сергеевым – самолеты нужны для научно-технологического прорыва, поэтому их необходимо строить, оснащать и использовать в исследованиях.

В этом направление вполне может активизироваться Ростех и Сергей Чемезов – это его вотчина и прекрасная возможность еще больше закрепиться в технологической части прорыва.

Подробнее: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/glava-ran-stroitelstvo-naucnyh-vozdusnyh-sudov-sleduet-vklucit-v-nacproekt-nauka
Цифровой бассейн

Научно-образовательные центры продолжают нарабатывать платформенный функционал по формированию точек сопряжения различных направлений государственных инициативы, в частности – нацпроектов, а также инструментом формирования межрегиональных взаимодействий и многофакторной научно-технологической связанности страны.

15 ноября 2019 года в Аналитическом центре при Правительстве РФ состоялось экспертное обсуждение федерального проекта комплексного управления водными ресурсами «Цифровой Обь-Иртышский бассейн», инициированного учеными Кемеровской области в рамках программы деятельности научно-образовательного центра «Кузбасс» (базовая площадка – Кемеровский государственный университет). В совещании принял участие проректор по перспективным проектам СПбПУ, руководитель Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» Алексей Боровков. В проекте «Цифровой Обь-Иртышский бассейн» Центр НТИ СПбПУ отвечает за реализацию технологической части.

Участниками дискуссии стали: руководители Координационного совета по реализации проекта, научно-технологические координаторы, представители инициативной и экспертной группы проекта, а также представители заинтересованных федеральных органов власти.

Основная цель проекта «Оздоровление Обь-Иртышского бассейна, включая реки Обь, Иртыш, Томь, Миасс, Тобол, Тура» (сокращенное наименование – «Цифровой Обь-Иртышский бассейн») – сохранение и экологическая реабилитация уникальных водных объектов, входящих в Обь-Иртышский бассейн за счет построения основанной на данных (Data-Driven) системы комплексного управления водными ресурсами речного бассейна.

Проект предполагает создание первого в мире цифрового двойника речного бассейна как семейства взаимоувязанных прогнозных информационных, имитационных и математических моделей.

В настоящее время проект поддержан 8 приобскими регионами: Кемеровская область – Кузбасс, Томская область, Челябинская область, Свердловская область, Курганская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО. В перспективе предполагается участие в проекте всех 14 приобских регионов.

Планируется, что пилотной площадкой для реализации инициативы станет Кузбасс, где будет реализована первая часть проекта – «Цифровая Томь». В регионе будут созданы первые цифровые посты гидромониторинга, чтобы в режиме онлайн отслеживать параметры качества воды, определять уровень техногенной нагрузки, планировать мероприятия по сохранению и эффективному использованию водных ресурсов. В перспективе опыт Кузбасса может быть тиражирован на все приобские регионы.

Для создания эффективных инструментов государственного управления водными ресурсами планируется использовать передовые производственные технологии. Они позволят перейти от системы дискретного наблюдения за отдельными показателями к созданию комплексной системы управления всем спектром ресурсов речного бассейна.

Руководитель рабочей группы по цифровизации государственного управления АНО «Цифровая экономика» Олег Фомичев отметил, что проект согласуется с задачами федпроекта «Цифровое государственное управление» и реформы контрольно-надзорной деятельности, поэтому обоснованно рассматривается вариант включения мероприятий по его реализации в состав мероприятий федерального проекта.

В работе НОЦ «Кузбасс» и КемГУ видно, как сопрягаются различные форматы и направления работы: пересекаются нацпроекты «Наука» и «Цифровая экономика» - друг с другом и Национальной технологической инициативой, углубляются связи между регионами (в том числе – в перспективе между НОЦами), реализуется межведомственное взаимодействие.

Кемеровская область благодаря усилиям Кемеровского госуниверситета, НОЦ «Кузбасс» и региональных властей становится одним из центров разработки и практического внедрения цифровых технологий для мониторинга, оценки и управления ресурсами, предприятиями и процессами. Это позволяет заложить основы для качественного перехода в цифровую эпоху, что является одним из стратегических приоритетов развития КемГУ и НОЦ «Кузбасс».

Подробнее: http://fea.ru/news/7127
Клещевое лидерство

Существуют несколько научных направлений, в которых Россия является одним из лидеров мировых исследований (а то и опережает всех остальных). Помимо традиционных ядерных технологий и физики, есть более узкая, но важная тематика – это клещи. Те самые, что составляют важную часть экосистемы, но при этом могут служить переносчиками крайне опасных для животных и человека заболеваний.

Одним из мировых центров акарологии (науки и о клещах) является институт экологической и сельскохозяйственной биологии (X-BIO) Тюменского государственного университета. В настоящее время его ученые ведут исследования на трех континентах.

Вопросы биологической безопасности находятся в приоритетах Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня, созданного Тюменской областью, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами. Его базовой площадкой является ТюмГУ. Данное направление работ особенно важно для реализации не только нацпроекта «Наука» , но и «Экология» , а также - двух Федеральных научно-технических программ: развития сельского хозяйства и развития генетических технологий.

Этот НОЦ был в числе напрямую поименнованных президентом России Владимиром Путиным в прошлом послании Федеральному Собранию. На его площадке (как и в рамках других четырех пилотных центров) отрабатываются различные модели реализации данного мероприятия нацпроекта «Наука».

Тюменский госуниверситет по полной использует заслуженно признанные возможности. Исследования биологии почв, проводимые учеными ТюмГУ, стали основой для позиционирования университета как глобального лидера в предметной области наук о растениях и животных по версии журнала «U.S. News & World Report» в 2019 году. ТюмГУ занимает 25-е место в мире по числу научных коллабораций в данной предметной области.

Подробнее: https://www.utmn.ru/presse/novosti/nauka-segodnya/824134/
Мегасвязанность страны

В очередном выпуске «Картины мира» с Михаилом Ковальчуком речь шла о меганауке.

Разговор с Николаем Тюриным (директором ГНЦ Институт физики высоких энергий Курчатовского института) строился преимущественно вокруг истории синхротронных и нейтронных исследований, а также ядерной физики.

Естественно, Михаил Ковальчук вывел этот сюжет на более глобальный уровень – он подчеркнул важность Федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований (там главную роль как раз играет Курчатовский институт) и мероприятий нацпроекта «Наука» по формирования сети установок класса megascience (курирует процесс опять же Курчатник). Эти два стратегических процессах тесно увязаны друг с другом. Аналогичным образом сопряжена еще одна ФНТП под руководством Курчатовского института – Программа развития генетических технологий – с созданием геномных центров мирового уровня в рамках нацпроекта «Наука».

Мегаустановки являются точками сосредоточения технологий, компетенций и кадров – как в период строительства, так и при использовании в качестве инструмента научных исследований. Именно они являются наиболее ярким практическим выражением двуединого характера прорыва – научного и технологического.

При этом особенно важна роль (что и отметил Михаил Ковальчук) равномерности развития потенциала страны и ее связанности (научно-исследовательской, технологической).

За это отвечает распределение мегаустановок по территории страны в рамках кластеров:
Московский: первый блок - Курчатовский институт и его модернизируемый синхротрон, а также синхротрон ИССИ-4 в Протвино, второ - коллайдер NICA в Дубне; плюс к обоим проектам – научно-технологический потенциал Москвы и области в виде наукоградов со специализацией институтов по ядерным и генетическим технологиям
Санкт-Петербурский (реактор ПИК в Гатчине);
Сибирский (институты Новосибирского Академгородка, комплексный план развития «Академгородок 2.0» и создаваемый синхротрон СКИФ);
Дальневосточный.

О последнем стоит сказать подробнее. Флагманом в данных вопросах является Дальневосточный федеральный университет, под руководством которого создается уникальная научно-исследовательская и технологически-инновационная система на острове Русский. Эта ведущая роль ДВФУ в качестве локомотива развития и важного хаба научно-образовательно-технологической дипломатии полностью разделяется и поддерживается «группой прорыва». В частности, Михаил Ковальчук несколько раз в ходе программы отмечал важность дальневосточного вектора и ведущую роль ДВФУ в ней.

Именно на острове Русский в дополнение к образовательному, цифровому и инжиниринговому направлению будет реализован проект строительства синхротрона РИФ. Он будет сфокусирован на нужды микроэлектроники, а конструирование планируется с опорой на имеющиеся заделы и сохраненные элементы от иных проектов, что позволит сократить срок ввода в эксплуатацию, не теряя в качестве создаваемого инструмента.

В целом программа меганауки позволит России подтвердить лидерские позиции в нейтронных исследованиях, а также подтвердить свое нахождение в передовом мировом научном эшелоне по ядерной физике, реакторным и лазерным технологиям.

Указанные точки роста (четыре кластера) сформированы благодаря имеющемуся потенциалу научных и образовательных организаций, но при этом они сами начинают притягивать иные формы поддержки (создание научных и научно-образовательных центров мирового уровня, новых лабораторий, получение различных грантов и т.п.). Это позволяет обеспечить синергию различных форм поддержки, а также создать несколько центров прорыва, которые смогут генерировать результаты мирового уровня, а также в реальности обеспечить научно-образовательную и научно-технологическую связанность территории страны.

Подробнее: запись нового выпуска «Картины мира» на сайте телеканала «Культура» и на YouTube.
С 1 по 4 декабря в Сочи пройдет рабочий интенсив «Зимний остров» для 1500 специалистов российских компаний, ориентированных на экспорт отечественных цифровых и образовательных технологий и продуктов.

Работа организована в рамках 3 треков – кадрового, экспортного, экосистемного – которые распадаются на 21 стрим (направление работы экспертных групп).

Экспертно-аналитический центр и канал «Научно-образовательная политика» принимает непосредственное участие в организации стрима «Система непрерывного образования 2.0», в рамках которого также пройдет семинар-совещание с участием директоров трёх департаментов Минобрнауки РФ.

Наши эксперты расскажут читателям НОП о самых интересных дискуссиях и решениях Зимнего острова.

FAQ по Зимнему острову.
Наука и религия: не конфликт, но синтез

Предлагаем внимаю читателей выдержки из интервью главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды «Российской газете».

На занятиях мы говорим со студентами о трех способах познания мира - научном, религиозном, художественном - разбираемся, чем они отличаются и как создают для человека целостную картину мира. Что неизменно: религия, наука, искусство - всегда вызывают интерес. Даже в форме несогласия.

Одна из самых интересных для меня задач - показать, что нет [наука, искусство и религия не конфликтуют между собой]. Объясняю студентам, что живучее представление об их конфликте всего лишь стереотип. Иногда основанный на смешных и беспомощных вещах.

Как ученик Юрия Вяземского, я считаю, что наука, искусство и религия сегодня три самостоятельных способа познания мира. Наука познает окружающую среду. Искусство - самопознание в художественной форме. А религия, как считал Алексей Федорович Лосев, самореализация личности в вечности. Не в быту, семье, профессии, а в вечности. Но религия – это общепринятое место в современных гуманитарных науках - есть главный культурообразующий феномен. Все равно, говорим ли мы о православной культуре славян, о конфуцианской или даосской культуре китайцев, о протестантской культуре немцев или американцев.

Задача уловления в сети [религии и веры], понимаемая, конечно, исключительно в евангельском смысле, перед нами стоит. Я прихожу к студентам и пытаюсь изо всех сил научить их профессии. Тормошу более 130 человек (спасибо технике) через «Телеграмм-канал», скидываю им ссылки, обсуждаю, советую что-то посмотреть, почитать того же Лосева. Отправляю длинное видео с пометкой «только для умных, остальным просьба не беспокоиться». Я так «ловлю» их в сети науки и профессии. И учусь вместе с ними, отвечая на их вопросы и возражения. А то, куда Церковь пытается поймать, намного важнее.

Для понимания действительных отношений науки и религии надо помнить, что современная наука возникла во многом благодаря христианству. Понятно, что ее появление не было целью христианской религии, но именно христианская демифологизация космоса, богословско-философский тезис о том, что мир не имеет божественной природы, но есть творение, - создал мировоззренческие условия для современного научного поиска.

Образ ученого в виде Базарова, режущего лягушек, в античном языческом мире был невозможен. Нельзя исследовать (тем более скальпелем) то, что сакрально. Потому что какой-нибудь демон лягушки даст тебе в ухо.

Мы с вами кратко обсудили не содержащую по сути никакой борьбы религиозного и научного историю Галилео Галилея. Ну какой в ней конфликт веры и науки? Недюжинного ума человек, позицию которого по демаркации религии и науки как способов познания мира католики почему-то восприняли как вызов.

Мне все время приходится проводить со студентами ликбез по историям с «мучениками от науки». Разбираем, почему Джордано Бруно не был ученым - даже по меркам своего времени, а Галилей, знавший его труды, никогда их не цитировал, пока не поймем, что его сожгли за антично-магические учения, а не за науку. Это никак не оправдывает тех, кто его сжег, но сожгли его за ересь. А перед этим 8 лет держали в казематах инквизиции, как считают некоторые исследователи, в надежде переубедить.

Текст интервью: https://rg.ru/2019/11/24/vladimir-legojda-vera-ne-mozhet-byt-v-razryve-s-kulturoj.html