Общественно-гуманитарные рейтинги
Round University Ranking (RUR) представило ежегодные предметные рейтинги лучших вузов мира по общественным и гуманитарным наукам. В контексте гуманитаризации российской политики, а также объективных трудностей с внедрением в мировое научно-исследовательское пространство по этим областям, итоги представляют особенный интерес.
Мы не раз отмечали, что методология RUR и практика (часто возмездная) ранжирования являются достаточно спорными, однако соотношение вузов России между собой и приблизительные позиции в мировой «табели о рангах» все же можно выявить.
Топ-10 лучших российских вузов по гуманитарным наукам
МГУ имени М. В. Ломоносова — 98 место
Томский государственный университет — 151 место
Санкт-Петербургский государственный университет — 178 место
Университет ИТМО — 258 место
Российский государственный гуманитарный университет — 281 место
Белгородский государственный университет — 308
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова — 355 место
Российский университет дружбы народов — 364 место
Уральский (Приволжский) федеральный университет — 385 место
Новосибирский государственный университет — 398 место
Топ-10 лучших российских вузов по социальным наукам (в т.ч., право и международные отношения)
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова — 158 место
Санкт-Петербургский государственный университет — 255 место
Российская экономическая школа — 259 место
Томский государственный университет — 267 место
Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского — 346 место
Университет ИТМО — 399 место
Российский университет дружбы народов — 431 место
Тверской государственный университет — 438 место
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» — 484 место
Новосибирский государственный университет — 485 место
Round University Ranking (RUR) представило ежегодные предметные рейтинги лучших вузов мира по общественным и гуманитарным наукам. В контексте гуманитаризации российской политики, а также объективных трудностей с внедрением в мировое научно-исследовательское пространство по этим областям, итоги представляют особенный интерес.
Мы не раз отмечали, что методология RUR и практика (часто возмездная) ранжирования являются достаточно спорными, однако соотношение вузов России между собой и приблизительные позиции в мировой «табели о рангах» все же можно выявить.
Топ-10 лучших российских вузов по гуманитарным наукам
МГУ имени М. В. Ломоносова — 98 место
Томский государственный университет — 151 место
Санкт-Петербургский государственный университет — 178 место
Университет ИТМО — 258 место
Российский государственный гуманитарный университет — 281 место
Белгородский государственный университет — 308
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова — 355 место
Российский университет дружбы народов — 364 место
Уральский (Приволжский) федеральный университет — 385 место
Новосибирский государственный университет — 398 место
Топ-10 лучших российских вузов по социальным наукам (в т.ч., право и международные отношения)
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова — 158 место
Санкт-Петербургский государственный университет — 255 место
Российская экономическая школа — 259 место
Томский государственный университет — 267 место
Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского — 346 место
Университет ИТМО — 399 место
Российский университет дружбы народов — 431 место
Тверской государственный университет — 438 место
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» — 484 место
Новосибирский государственный университет — 485 место
Вупромэкспо-2019: Стратегическая сессия по разработке программ развития университетов.
Тренды правозащиты
Вчера (10 декабря) состоялось заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека под председательством президента России Владимира Путина.
Коллеги из «Темника» отметили важный тренд – деполитизацию правозащиты. Действительно, вектор государственных усилий сейчас направлен таким образом, чтобы переключить вопросы прав человека из политической сферы полностью в социальную.
Именно поэтому всё большую поддержку получают «человеческие» инициативы (паллиативная помощь, вопросы обеспечения лекарствами, события вокруг 75-летия победы и т.п.), но в «политических» аспектах гайки закручиваются.
Здесь есть прямая связь с приданием политической системе большей гибкости – если раньше условная «стрелка правозащиты» была практически неподвижна в одной позиции, то теперь допускаются колебания. Сравнительно мягкий итог «московского дела» относительно «болотного» лишний раз это подтверждает, однако в целом – в рамках чуть большей свободы действий послабления и поддержку получили те направления, в которых государство заинтересовано («новая социалка»), многие же вопросы, связанные с политикой или госбезопасностью оказались под более мощным прессом, а приговоры стали суровее.
Второй аспект – патриотизм участия. Председатель СПЧ Валерий Фадеев в своем выступлении целиком и полностью интегрировал Совет в проводимую архитекторами внутренней политики работу по построению нового общества и «нового россиянина». Он отметил «бум добровольчества», а также обозначил важность перехода от общественного «контроля к участию».
Государство в социальных вопросах (а правозащита все больше относится именно к ним) ориентируется на восприятие инициатив гражданского общества «с мест», «из низов», разделения ответственности с волонтерами и некоммерческими НКО по неполитическим вопросам в рамках «новой социалки», а также отборе и тиражировании лучших местных и региональных практик, селекции и поддержки новых лидеров.
Проактивная позиция – разделение ответственности – активное использование возможностей в рамках социальных лифтов: это важные требования к Гражданину нового типа. И именно под такую модель будет постепенно подверстываться работа СПЧ.
Третий аспект – секьюритизация правозащиты. Владимир Путин акцентирует внимание на превентивном характере правоприменения многих норм – в этом он видит важный смысл определения границ дозволенного. Во многих смыслах он выступает за выявление той грани, где права отдельного лица могут угрожать правам (в первую очередь – на безопасность) других граждан, общества и государства.
А четвертый тренд правозащиты произошел совсем не в Кремле. Он касается научно-технологического прорыва. Заместитель главы фонда «Иннопрактика» Наталья Попова, как сообщает, например, The Insider, стала общественным омбудсменом по защите высокотехнологичных компаний. Это весьма значимое увеличение политического веса для Екатерины Тихоновой и Виктора Садовничего, которому нужно наглядно продемонстрировать верность решения президента Владимира Путина сохранить его на посту ректора МГУ.
Итог: правозащита деполитизируется, «социализируется», секьюритизируется, технологизируется.
Вчера (10 декабря) состоялось заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека под председательством президента России Владимира Путина.
Коллеги из «Темника» отметили важный тренд – деполитизацию правозащиты. Действительно, вектор государственных усилий сейчас направлен таким образом, чтобы переключить вопросы прав человека из политической сферы полностью в социальную.
Именно поэтому всё большую поддержку получают «человеческие» инициативы (паллиативная помощь, вопросы обеспечения лекарствами, события вокруг 75-летия победы и т.п.), но в «политических» аспектах гайки закручиваются.
Здесь есть прямая связь с приданием политической системе большей гибкости – если раньше условная «стрелка правозащиты» была практически неподвижна в одной позиции, то теперь допускаются колебания. Сравнительно мягкий итог «московского дела» относительно «болотного» лишний раз это подтверждает, однако в целом – в рамках чуть большей свободы действий послабления и поддержку получили те направления, в которых государство заинтересовано («новая социалка»), многие же вопросы, связанные с политикой или госбезопасностью оказались под более мощным прессом, а приговоры стали суровее.
Второй аспект – патриотизм участия. Председатель СПЧ Валерий Фадеев в своем выступлении целиком и полностью интегрировал Совет в проводимую архитекторами внутренней политики работу по построению нового общества и «нового россиянина». Он отметил «бум добровольчества», а также обозначил важность перехода от общественного «контроля к участию».
Государство в социальных вопросах (а правозащита все больше относится именно к ним) ориентируется на восприятие инициатив гражданского общества «с мест», «из низов», разделения ответственности с волонтерами и некоммерческими НКО по неполитическим вопросам в рамках «новой социалки», а также отборе и тиражировании лучших местных и региональных практик, селекции и поддержки новых лидеров.
Проактивная позиция – разделение ответственности – активное использование возможностей в рамках социальных лифтов: это важные требования к Гражданину нового типа. И именно под такую модель будет постепенно подверстываться работа СПЧ.
Третий аспект – секьюритизация правозащиты. Владимир Путин акцентирует внимание на превентивном характере правоприменения многих норм – в этом он видит важный смысл определения границ дозволенного. Во многих смыслах он выступает за выявление той грани, где права отдельного лица могут угрожать правам (в первую очередь – на безопасность) других граждан, общества и государства.
А четвертый тренд правозащиты произошел совсем не в Кремле. Он касается научно-технологического прорыва. Заместитель главы фонда «Иннопрактика» Наталья Попова, как сообщает, например, The Insider, стала общественным омбудсменом по защите высокотехнологичных компаний. Это весьма значимое увеличение политического веса для Екатерины Тихоновой и Виктора Садовничего, которому нужно наглядно продемонстрировать верность решения президента Владимира Путина сохранить его на посту ректора МГУ.
Итог: правозащита деполитизируется, «социализируется», секьюритизируется, технологизируется.
Из жизни научно-образовательных центров мирового уровня: «КУЗБАСС» и Западно-сибирский межрегиональный НОЦ принимают гостей на стендах, на стенде центра Белгородской области тоже принимают.
@szhenov специально для @scienpolicy
Только что на ВУЗПРОМЭКСПО завершилась панельная дискуссия, в рамках которой мы отлично поговорили о СМИ, социальных сетях, Телеграме, работе пресс-служб университетов и умении вузов оперировать информационными проводами.
В беседе приняли участие:
Райфа Биткова, помощник Министра науки и высшего образования, руководитель пресс-службы Минобрнауки РФ,
Сергей Коляда
Руководитель Пресс-службы АНО «Россия -страна возможностей»,
Переверзева Ольга, руководитель пресс-службы олимпиады «Я - профессионал»,
Шатунов Сергей, пресс-секретарь ректора РАНХиГС,
Ольга Кармацкая, директор департамента ТАСС по маркетингу,
Ульяна Триска, компания «Медиалогия»,
Максим Киселев, профессор Сколтеха,
Ирина Гордина-Невмержицкая (экс-директор Информбюро 20.35),
Николай Подорванюк, главный редактор Индикатор.Ру,
Коллеги из ТАСС
Шаг за шагом зовём пресс-службы вузов в новый формат коммуникаций - с активной работы в соцсетях, отсутствием страха перед Telegram, эксклюзивными инфоповодами и оперативной реакцией в их отработке.
Только что на ВУЗПРОМЭКСПО завершилась панельная дискуссия, в рамках которой мы отлично поговорили о СМИ, социальных сетях, Телеграме, работе пресс-служб университетов и умении вузов оперировать информационными проводами.
В беседе приняли участие:
Райфа Биткова, помощник Министра науки и высшего образования, руководитель пресс-службы Минобрнауки РФ,
Сергей Коляда
Руководитель Пресс-службы АНО «Россия -страна возможностей»,
Переверзева Ольга, руководитель пресс-службы олимпиады «Я - профессионал»,
Шатунов Сергей, пресс-секретарь ректора РАНХиГС,
Ольга Кармацкая, директор департамента ТАСС по маркетингу,
Ульяна Триска, компания «Медиалогия»,
Максим Киселев, профессор Сколтеха,
Ирина Гордина-Невмержицкая (экс-директор Информбюро 20.35),
Николай Подорванюк, главный редактор Индикатор.Ру,
Коллеги из ТАСС
Шаг за шагом зовём пресс-службы вузов в новый формат коммуникаций - с активной работы в соцсетях, отсутствием страха перед Telegram, эксклюзивными инфоповодами и оперативной реакцией в их отработке.
#словоРАН – предвыборный спецвыпуск журнала «В мире науки»
Александр Лутовинов (председатель координационного совета профессоров РАН)
В 2015 г. было введено звание «профессор РАН», формально почетное. [В 253-ФЗ] совершенно четко прописано, что может делать академия и что не может. В том числе указано, что ее члены — это академики и члены-корреспонденты, больше никто. РАН, говоря формально, не может вводить новые позиции — ассоциированных членов, академических профессоров и т.д., а может только присваивать почетные звания. И это звание — «профессор РАН» — тоже почетное, но дается именно за научные заслуги. Критерием служит научный уровень: у соискателя должны быть возраст до 50 лет, докторская степень, результаты мирового уровня, желание и возможность участвовать в развитии академии наук и научно- технологического сектора России.
Появление звания профессора РАН стало одним из звеньев цепи форсированного омоложения академии — чтобы как-то ее реформировать, придать ей новый импульс.
Все, что профессора РАН делают именно в этом статусе, связано с общественной деятельностью и делается на добровольной основе, энтузиазме и безвозмездно.
Кандидатуры выдвигаются учеными советами институтов или членами РАН. Дальше проводится голосование на собраниях отделений. Далеко не все проходят, на вторых выборах конкурс был семь-восемь человек на место.
Средний возраст сейчас — примерно 44 года. Самому молодому профессору — 32 года. Сейчас у нас в корпусе 606 человек. В 2015 г. в первый призыв, было выбрано 493 человека, год спустя, на следующих выборах в основной состав академии, 101 профессор РАН стал членом-корреспондентом РАН. Более 50 профессоров РАН руководят научными и научно-образовательными учреждениями. Примерно половина работают в организациях Москвы и Московской области, около 15% приходится на Сибирское отделение РАН.
Руководящий орган — координационный совет, в который входят 44 человека. Есть председатель совета, которого назначает президиум РАН, заместитель председателя и ученый секретарь. В координационный совет входят представители отделений и руководители рабочих групп. У нас 14 рабочих групп по разным направлениям, которые занимаются научной аспирантурой, взаимодействием с органами власти, экспертизой, прогнозированием, другими ключевыми направлениями, представленными в задачах РАН. Например, профессора РАН активно работали над стратегией научно-технологического развития России и планом ее реализации, продолжают участвовать в создании нового закона о науке, входят в различные экспертные советы и рабочие группы при органах исполнительной и законодательной власти. Если говорить об организации внутренней работы, то наше сообщество, по сути, сетевое, есть информационный сайт, через который члены сообщества общаются между собой или в рабочих группах.
Профессора имеют право участвовать в работе своих отделений. Хотя у нас формально нет понятия совещательного голоса, тем не менее к профессорам прислушиваются. Что касается больших общих собраний членов РАН, профессоров на них тоже приглашают. Что же касается заседаний президиума РАН, то председателя координационного совета профессоров РАН на него приглашают регулярно.
Я на заседания президиума хожу постоянно, время от времени удается высказаться по какому-то вопросу, выступить с сообщением или в обсуждении, дискуссии. То есть мы можем доносить свое мнение до академии, а РАН, в свою очередь, ставит нам задачи и регулярно просит у нас отчет о проведенной работе.
Статус профессоров РАН определен постановлением президиума РАН. Сейчас мы активно работаем над тем, чтобы внести изменения в устав РАН или даже в 253-й закон, чтобы звание «профессор РАН» из почетного превратилось в официальное. За прошедшие несколько лет профессора стали играть в жизни РАН достаточно заметную роль. Во многих отделениях они тянут на себе большую часть отведенной академии наук экспертной работы. Президент РАН неоднократно говорил, что именно профессоров нужно привлекать к такой работе, потому что нас много, мы активно работаем и можем помогать своим отделениям.
Александр Лутовинов (председатель координационного совета профессоров РАН)
В 2015 г. было введено звание «профессор РАН», формально почетное. [В 253-ФЗ] совершенно четко прописано, что может делать академия и что не может. В том числе указано, что ее члены — это академики и члены-корреспонденты, больше никто. РАН, говоря формально, не может вводить новые позиции — ассоциированных членов, академических профессоров и т.д., а может только присваивать почетные звания. И это звание — «профессор РАН» — тоже почетное, но дается именно за научные заслуги. Критерием служит научный уровень: у соискателя должны быть возраст до 50 лет, докторская степень, результаты мирового уровня, желание и возможность участвовать в развитии академии наук и научно- технологического сектора России.
Появление звания профессора РАН стало одним из звеньев цепи форсированного омоложения академии — чтобы как-то ее реформировать, придать ей новый импульс.
Все, что профессора РАН делают именно в этом статусе, связано с общественной деятельностью и делается на добровольной основе, энтузиазме и безвозмездно.
Кандидатуры выдвигаются учеными советами институтов или членами РАН. Дальше проводится голосование на собраниях отделений. Далеко не все проходят, на вторых выборах конкурс был семь-восемь человек на место.
Средний возраст сейчас — примерно 44 года. Самому молодому профессору — 32 года. Сейчас у нас в корпусе 606 человек. В 2015 г. в первый призыв, было выбрано 493 человека, год спустя, на следующих выборах в основной состав академии, 101 профессор РАН стал членом-корреспондентом РАН. Более 50 профессоров РАН руководят научными и научно-образовательными учреждениями. Примерно половина работают в организациях Москвы и Московской области, около 15% приходится на Сибирское отделение РАН.
Руководящий орган — координационный совет, в который входят 44 человека. Есть председатель совета, которого назначает президиум РАН, заместитель председателя и ученый секретарь. В координационный совет входят представители отделений и руководители рабочих групп. У нас 14 рабочих групп по разным направлениям, которые занимаются научной аспирантурой, взаимодействием с органами власти, экспертизой, прогнозированием, другими ключевыми направлениями, представленными в задачах РАН. Например, профессора РАН активно работали над стратегией научно-технологического развития России и планом ее реализации, продолжают участвовать в создании нового закона о науке, входят в различные экспертные советы и рабочие группы при органах исполнительной и законодательной власти. Если говорить об организации внутренней работы, то наше сообщество, по сути, сетевое, есть информационный сайт, через который члены сообщества общаются между собой или в рабочих группах.
Профессора имеют право участвовать в работе своих отделений. Хотя у нас формально нет понятия совещательного голоса, тем не менее к профессорам прислушиваются. Что касается больших общих собраний членов РАН, профессоров на них тоже приглашают. Что же касается заседаний президиума РАН, то председателя координационного совета профессоров РАН на него приглашают регулярно.
Я на заседания президиума хожу постоянно, время от времени удается высказаться по какому-то вопросу, выступить с сообщением или в обсуждении, дискуссии. То есть мы можем доносить свое мнение до академии, а РАН, в свою очередь, ставит нам задачи и регулярно просит у нас отчет о проведенной работе.
Статус профессоров РАН определен постановлением президиума РАН. Сейчас мы активно работаем над тем, чтобы внести изменения в устав РАН или даже в 253-й закон, чтобы звание «профессор РАН» из почетного превратилось в официальное. За прошедшие несколько лет профессора стали играть в жизни РАН достаточно заметную роль. Во многих отделениях они тянут на себе большую часть отведенной академии наук экспертной работы. Президент РАН неоднократно говорил, что именно профессоров нужно привлекать к такой работе, потому что нас много, мы активно работаем и можем помогать своим отделениям.