5-100: на пути в новый этап
Под Новый год стоит еще раз взглянуть на успехи участников проекта 5-100, а также на его будущее. Этой цели служит интервью заместителя председателя Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Андрея Волкова «Российской газете». Приведем ключевые тезисы.
Правительство решило, что в проекте теперь будет 30 вузов. Если нынешние участники захотят снова включиться, то должны будут на равных условиях пройти конкурс. Обсуждаем и вариант «скамейки запасных». Это вузы, у которых не будет прямой господдержки, но которые станут ближайшими кандидатами на «замену», если кто-то из участников вылетит.
[Запланирован бюджет в размере] примерно 10 миллиардов рублей в год. Но обсуждается вопрос об увеличении этой суммы.
В институциональном рейтинге оценка ведется по всем параметрам университета. Но выйти в топ в предметном не менее круто.
Выработать модель развития вузов на несколько лет вперед до сих пор довольно непросто. Кроме того, большинство наших вузов-участников исторически «монопрофильные». Поэтому и отвечать на широкую мировую повестку довольно сложно. Например, серьезные трудности для медицинских вузов. Во всем мире медвузы, их исследовательские лаборатории и клиники – это единый организм. У нас – нет.
Главное [в рамках нового этапа развития проекта] – выработать ясную перспективу и определить четкие приоритеты. Начинается новый этап, когда вузы должны активизироваться в области инноваций и развития технологий. Гораздо больше внимания будем уделять международному аспекту образования, экспорту – это совпадает с целями нацпроекта. А также серьезному «апгрейду» учебных планов: они больше не имеют права быть формальными и стандартными. Призываем вузы сделать учебный процесс трудным, но и очень интересным. Без этого не двинуться вперед.
Ключевой идеей в проекте 5-100 было и останется повышение качества образования и роли вузов в общественно-экономическом развитии страны. В этой связи планируется выделить две группы в рамках новой тридцатки – первый эшелон получит более амбициозные и серьезные цели в рамках конкуренции с ведущими мировыми научно-образовательными центрами. Второй – будет ориентирован на получение исследовательских и образовательных результатов международного уровня в масштабах страны и усиленно работать на отдельных направлениях.
Перезагрузка 5-100 будет произведена в тесной увязке с мероприятиями нацпроектов «Образование» и «Наука», а также нацпрограммы «Цифровая экономика». Участникам предстоит параллельно с реализацией базовых программ развернуть эффективные механизмы (пере)подготовки различных категорий граждан (от пенсионеров до чиновников), в том числе цифровым навыкам в рамках создания системы непрерывного образования.
Не меньшее значение будет иметь готовность вуза интегрировать все имеющиеся формы поддержки – в первую очередь, научные и научно-образовательные центры мирового уровня, а также новые лаборатории – в единую программу повышения конкурентоспособности.
Уже сейчас разворачивается серьезная борьба за то, чтобы с 2021 года получить (или сохранить) место в новом издании проекта 5-100. Умение грамотно «упаковывать, презентовать и продавать» свои успехи, в первую очередь, в информационном пространстве будет одним из ключевых факторов успеха.
В то же время, хотим обратить внимание уже самого Андрея Евгеньевича и его команды: за ходом диалога с вузами-кандидатами на вхождение в 5-100 (как и за «прокачкой» участников проекта и команд НОЦев мирового уровня) наблюдает значительная часть акторов – и многие из них не из команд вице-премьера Татьяны Голиковой и министра Михаила Котюкова.
Так, наши источники в Администрации Президента, Аппарате Правительства, в губернаторском и ректорском корпусах отмечают, что пришло время «прокачать» и некоторых визионеров из самой МШУ «Сколково» по ряду направлений. В частности, в вопросах фокусировки задач макрорегионов и их сопряжения с задачами нацпроектов.
Интервью Андрея Волкова: https://rg.ru/2019/12/16/andrej-volkov-v-novom-godu-30-vuzov-vkliuchat-v-programmu-gospodderzhki.html
Под Новый год стоит еще раз взглянуть на успехи участников проекта 5-100, а также на его будущее. Этой цели служит интервью заместителя председателя Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Андрея Волкова «Российской газете». Приведем ключевые тезисы.
Правительство решило, что в проекте теперь будет 30 вузов. Если нынешние участники захотят снова включиться, то должны будут на равных условиях пройти конкурс. Обсуждаем и вариант «скамейки запасных». Это вузы, у которых не будет прямой господдержки, но которые станут ближайшими кандидатами на «замену», если кто-то из участников вылетит.
[Запланирован бюджет в размере] примерно 10 миллиардов рублей в год. Но обсуждается вопрос об увеличении этой суммы.
В институциональном рейтинге оценка ведется по всем параметрам университета. Но выйти в топ в предметном не менее круто.
Выработать модель развития вузов на несколько лет вперед до сих пор довольно непросто. Кроме того, большинство наших вузов-участников исторически «монопрофильные». Поэтому и отвечать на широкую мировую повестку довольно сложно. Например, серьезные трудности для медицинских вузов. Во всем мире медвузы, их исследовательские лаборатории и клиники – это единый организм. У нас – нет.
Главное [в рамках нового этапа развития проекта] – выработать ясную перспективу и определить четкие приоритеты. Начинается новый этап, когда вузы должны активизироваться в области инноваций и развития технологий. Гораздо больше внимания будем уделять международному аспекту образования, экспорту – это совпадает с целями нацпроекта. А также серьезному «апгрейду» учебных планов: они больше не имеют права быть формальными и стандартными. Призываем вузы сделать учебный процесс трудным, но и очень интересным. Без этого не двинуться вперед.
Ключевой идеей в проекте 5-100 было и останется повышение качества образования и роли вузов в общественно-экономическом развитии страны. В этой связи планируется выделить две группы в рамках новой тридцатки – первый эшелон получит более амбициозные и серьезные цели в рамках конкуренции с ведущими мировыми научно-образовательными центрами. Второй – будет ориентирован на получение исследовательских и образовательных результатов международного уровня в масштабах страны и усиленно работать на отдельных направлениях.
Перезагрузка 5-100 будет произведена в тесной увязке с мероприятиями нацпроектов «Образование» и «Наука», а также нацпрограммы «Цифровая экономика». Участникам предстоит параллельно с реализацией базовых программ развернуть эффективные механизмы (пере)подготовки различных категорий граждан (от пенсионеров до чиновников), в том числе цифровым навыкам в рамках создания системы непрерывного образования.
Не меньшее значение будет иметь готовность вуза интегрировать все имеющиеся формы поддержки – в первую очередь, научные и научно-образовательные центры мирового уровня, а также новые лаборатории – в единую программу повышения конкурентоспособности.
Уже сейчас разворачивается серьезная борьба за то, чтобы с 2021 года получить (или сохранить) место в новом издании проекта 5-100. Умение грамотно «упаковывать, презентовать и продавать» свои успехи, в первую очередь, в информационном пространстве будет одним из ключевых факторов успеха.
В то же время, хотим обратить внимание уже самого Андрея Евгеньевича и его команды: за ходом диалога с вузами-кандидатами на вхождение в 5-100 (как и за «прокачкой» участников проекта и команд НОЦев мирового уровня) наблюдает значительная часть акторов – и многие из них не из команд вице-премьера Татьяны Голиковой и министра Михаила Котюкова.
Так, наши источники в Администрации Президента, Аппарате Правительства, в губернаторском и ректорском корпусах отмечают, что пришло время «прокачать» и некоторых визионеров из самой МШУ «Сколково» по ряду направлений. В частности, в вопросах фокусировки задач макрорегионов и их сопряжения с задачами нацпроектов.
Интервью Андрея Волкова: https://rg.ru/2019/12/16/andrej-volkov-v-novom-godu-30-vuzov-vkliuchat-v-programmu-gospodderzhki.html
Forwarded from НОП. Научно-образовательная политика
Победительница Олимпиады НТИ.junior, 6-классница Катя из Жуковского занимается шахматами и в рамках проекта разработала чат-бота! Мы с главой пресс-службы АНО "Россия страна возможностей" Сережей Колядой в приятном шоке от подрастающего поколения.
Екатерина Тихонова действительно, всё глубже встраивается в процессы, связанные с научно-технологическим прорывом, однако не только и не столько по вектору поддержки высокотехнологичных отраслей.
Они, безусловно, важны – в том числе, в рамках поиска новых моделей развития для высокотехнологичных компаний в самой России. Однако, это не сам процесс, а лишь его проявления.
Владимир Путин предпочитает, чтобы обе дочери держались подальше от политики, находя науку, технологии и инновации достойным местом приложения их талантов (а еще – лучшей из платформ для стратегических успехов политики Будущего).
В этом смысле Екатерина Тихонова укрепляет свои позиции не только как переговорщика и гаранта – ее «Иннопрактика» и персона сама по себе становятся фактором создания платформы для обозначения и согласования интересов всех ключевых групп: будь то научно-образовательное, инновационно-технологическое или цифровое развитие, но и как центра формирования новых смыслов для прорыва.
Переназначение Виктора Садовничего ректором МГУ необходимо рассматривать вместе с этим усилением Екатерины Тихоновой: тут есть и от классики наставничества «учитель - ученику». Именно ей может быть поручено формирование консенсуса в ректорской среде ведущих вузов. Это должно обеспечить повышенный контроль за очень беспокойной студенческой средой в период «Большого трансфера».
В вопросах поиска и поддержки талантливой молодежи роль Елены Шмелевой и «Сириуса» видится более значимой – именно в Сочи создается комплексная научно-образовательно-технологическая экосистема, в том числе – университет «Сириус» и инновационный научно-технологический центр (технологическая долина).
Позиции условно выделяемого «женского кабинета» в этой сфере упрочняются, однако – не стоит забывать, что вторым крупным игроком на поле является Российский научный фонд, патронируемый помощником президента Андреем Фурсенко.
Да, в высших эшелонах есть консенсус относительно магистральных направлений развития науки, технологий и кадровой работы с талантливой молодежью по исследовательским векторам. Однако, говорить о доминирующем положении Екатерины Тихоновой или Елены Шмелевой несколько преждевременно. Единство позиций не отрицает множественности участников.
https://news.1rj.ru/str/russica2/21829
Они, безусловно, важны – в том числе, в рамках поиска новых моделей развития для высокотехнологичных компаний в самой России. Однако, это не сам процесс, а лишь его проявления.
Владимир Путин предпочитает, чтобы обе дочери держались подальше от политики, находя науку, технологии и инновации достойным местом приложения их талантов (а еще – лучшей из платформ для стратегических успехов политики Будущего).
В этом смысле Екатерина Тихонова укрепляет свои позиции не только как переговорщика и гаранта – ее «Иннопрактика» и персона сама по себе становятся фактором создания платформы для обозначения и согласования интересов всех ключевых групп: будь то научно-образовательное, инновационно-технологическое или цифровое развитие, но и как центра формирования новых смыслов для прорыва.
Переназначение Виктора Садовничего ректором МГУ необходимо рассматривать вместе с этим усилением Екатерины Тихоновой: тут есть и от классики наставничества «учитель - ученику». Именно ей может быть поручено формирование консенсуса в ректорской среде ведущих вузов. Это должно обеспечить повышенный контроль за очень беспокойной студенческой средой в период «Большого трансфера».
В вопросах поиска и поддержки талантливой молодежи роль Елены Шмелевой и «Сириуса» видится более значимой – именно в Сочи создается комплексная научно-образовательно-технологическая экосистема, в том числе – университет «Сириус» и инновационный научно-технологический центр (технологическая долина).
Позиции условно выделяемого «женского кабинета» в этой сфере упрочняются, однако – не стоит забывать, что вторым крупным игроком на поле является Российский научный фонд, патронируемый помощником президента Андреем Фурсенко.
Да, в высших эшелонах есть консенсус относительно магистральных направлений развития науки, технологий и кадровой работы с талантливой молодежью по исследовательским векторам. Однако, говорить о доминирующем положении Екатерины Тихоновой или Елены Шмелевой несколько преждевременно. Единство позиций не отрицает множественности участников.
https://news.1rj.ru/str/russica2/21829
Telegram
НЕЗЫГАРЬ
Говорят, что Екатерина Тихонова готова активно встроиться в поддержку высокотехнологичных компаний.
На прошлой неделе, заместитель главы фонда «Иннопрактика» Наталья Попова (супруга Кирилла Дмитриева) анонсирована общественным омбудсменом в сфере защиты…
На прошлой неделе, заместитель главы фонда «Иннопрактика» Наталья Попова (супруга Кирилла Дмитриева) анонсирована общественным омбудсменом в сфере защиты…
Юниорские кружки и будущее технологии
Итоги первой Олимпиады Кружкового движения Национальной технологической инициативы (НТИ).Junior, которая является одним из проектов президентской платформы «Россия — страна возможностей» подвели сегодня, 17 декабря. Победителями стала 61 команда – 221 участник.
Олимпиада Кружкового движения НТИ.Junior в 2019-2020 учебном году впервые проводилась Кружковым движением НТИ в партнерстве с АНО «Россия — страна возможностей», «Платформой НТИ» и «Российской венчурной компанией».
«Всего заявки на участие в соревнованиях подали 22 838 школьников из 84 регионов России (13 864 мальчика – 60,7% и 8 974 девочки – 39,3%). Наибольшую активность на этапе заявок проявили Московская (6 378 участников), Нижегородская (2 289) и Новосибирская области (2 112), – рассказал на пресс-конференции заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Владислав Даванков. – В первом туре школьники выполняли задания онлайн. По итогам заочного тура в финал вышли 1200 участников. В тройке лидеров по количеству финалистов оказались: Московская область (83), Новосибирская область (63) и Санкт-Петербург (53). Победителями стала 61 команда – 221 участник».
Школьники-финалисты состязались по пяти направлениям. В треке «Технологии для человека» командам предстояло при помощи датчиков считать параметры человека и на основе полученных данных запрограммировать робота. Участники направления «Технологии для виртуального мира» создавали «виртуальную личность» с индивидуальными особенностями — полом, возрастом, словарем, биографией, внешними данными и т.д.
В финале по «Технологиям для космоса» команды должны были осуществить сборку контейнера полезной нагрузки спутника-кубсата и запрограммировать электронику для поддержания жизни «биовещества». Авторы заданий по «Технологиям для среды обитания» предложили школьникам разработать «умный пешеходный переход», управляющий транспортным потоком, а в треке «Технологии для мира роботов» — сконструировать устройство автоматического захвата для перемещения грузов с помощью дрона.
Как сообщил лидер рабочей группы Кружковое движение НТИ Дмитрий Земцов, победители-семиклассники смогут попасть в финал Олимпиады Кружкового движения НТИ для 8-11 классов, пройдя всего один отборочный этап – победа в ней дает 100 баллов ЕГЭ по одному из предметов. Все победители юниорского трека также получат приглашения на форум «Россия – страна возможностей», который пройдет в 2020 году, и образовательные мероприятия Кружкового движения.
«Олимпиада Кружкового движения НТИ проходит пятый год, но мы впервые решили провести соревнования среди учеников 5-7 классов и попали в точку. Темпы развития новых технологий ставят очень высокую планку требований к специалистам будущего, поэтому необходимо выявлять талантливых молодых людей и начинать работу с ними уже в средних классах школы. Сейчас можно с уверенностью сказать, что проект стартовал успешно: школьники и их родители проявили огромный интерес к новой олимпиаде, финалисты показали блестящие результаты, поэтому Олимпиада Кружкового движения НТИ.Junior будет проводиться и дальше», – заявил лидер рабочей группы Кружковое движение НТИ Дмитрий Земцов.
«В 2020 году мы планируем увеличить количество площадок, но важно не просто проводить финалы в разных городах, а формировать региональные экосистемы подготовки будущих технологических лидеров», – отметил президент Ассоциации участников технологических кружков Алексей Федосеев.
Олимпиада кружкового движения НТИ.Junior становится одним из важнейших механизмов поиска и поддержки талантливых детей, которые хотят развиваться по научно-инженерному вектору. В этом смысле она интегрируется в более широкие механизмы привлечения молодых специалистов в научную и инженерную деятельность, которая проводится и по вектору «Сириуса», и в рамках нацпроектов «Образование» и «Наука».
Итоги первой Олимпиады Кружкового движения Национальной технологической инициативы (НТИ).Junior, которая является одним из проектов президентской платформы «Россия — страна возможностей» подвели сегодня, 17 декабря. Победителями стала 61 команда – 221 участник.
Олимпиада Кружкового движения НТИ.Junior в 2019-2020 учебном году впервые проводилась Кружковым движением НТИ в партнерстве с АНО «Россия — страна возможностей», «Платформой НТИ» и «Российской венчурной компанией».
«Всего заявки на участие в соревнованиях подали 22 838 школьников из 84 регионов России (13 864 мальчика – 60,7% и 8 974 девочки – 39,3%). Наибольшую активность на этапе заявок проявили Московская (6 378 участников), Нижегородская (2 289) и Новосибирская области (2 112), – рассказал на пресс-конференции заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Владислав Даванков. – В первом туре школьники выполняли задания онлайн. По итогам заочного тура в финал вышли 1200 участников. В тройке лидеров по количеству финалистов оказались: Московская область (83), Новосибирская область (63) и Санкт-Петербург (53). Победителями стала 61 команда – 221 участник».
Школьники-финалисты состязались по пяти направлениям. В треке «Технологии для человека» командам предстояло при помощи датчиков считать параметры человека и на основе полученных данных запрограммировать робота. Участники направления «Технологии для виртуального мира» создавали «виртуальную личность» с индивидуальными особенностями — полом, возрастом, словарем, биографией, внешними данными и т.д.
В финале по «Технологиям для космоса» команды должны были осуществить сборку контейнера полезной нагрузки спутника-кубсата и запрограммировать электронику для поддержания жизни «биовещества». Авторы заданий по «Технологиям для среды обитания» предложили школьникам разработать «умный пешеходный переход», управляющий транспортным потоком, а в треке «Технологии для мира роботов» — сконструировать устройство автоматического захвата для перемещения грузов с помощью дрона.
Как сообщил лидер рабочей группы Кружковое движение НТИ Дмитрий Земцов, победители-семиклассники смогут попасть в финал Олимпиады Кружкового движения НТИ для 8-11 классов, пройдя всего один отборочный этап – победа в ней дает 100 баллов ЕГЭ по одному из предметов. Все победители юниорского трека также получат приглашения на форум «Россия – страна возможностей», который пройдет в 2020 году, и образовательные мероприятия Кружкового движения.
«Олимпиада Кружкового движения НТИ проходит пятый год, но мы впервые решили провести соревнования среди учеников 5-7 классов и попали в точку. Темпы развития новых технологий ставят очень высокую планку требований к специалистам будущего, поэтому необходимо выявлять талантливых молодых людей и начинать работу с ними уже в средних классах школы. Сейчас можно с уверенностью сказать, что проект стартовал успешно: школьники и их родители проявили огромный интерес к новой олимпиаде, финалисты показали блестящие результаты, поэтому Олимпиада Кружкового движения НТИ.Junior будет проводиться и дальше», – заявил лидер рабочей группы Кружковое движение НТИ Дмитрий Земцов.
«В 2020 году мы планируем увеличить количество площадок, но важно не просто проводить финалы в разных городах, а формировать региональные экосистемы подготовки будущих технологических лидеров», – отметил президент Ассоциации участников технологических кружков Алексей Федосеев.
Олимпиада кружкового движения НТИ.Junior становится одним из важнейших механизмов поиска и поддержки талантливых детей, которые хотят развиваться по научно-инженерному вектору. В этом смысле она интегрируется в более широкие механизмы привлечения молодых специалистов в научную и инженерную деятельность, которая проводится и по вектору «Сириуса», и в рамках нацпроектов «Образование» и «Наука».
Росцифрсотрудничество
16 декабря в МИА «Россия сегодня» прошел мультимедийный круглый стол на тему: «Россия для мира: цифровизация русскоговорящего населения за рубежом» по итогам реализации грантовой и проектной программы Россотрудничества «Цифровая экономика» в рамках реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» в 2019 году. С этой целью был также проведен видеомост Москва – Бишкек – Казань – Минск
Руководитель Россотрудничества Элеонора Митрофанова в своем выступлении подвела итоги развития цифровых взаимосвязей за 2019 год. Россия является единственной страной, которая реализует на зарубежных рынках и для иностранной аудитории программы наподобие федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».
Основная сквозная цель программы: поддержка русскоязычной среды в информационной, образовательной и гуманитарной сферах; повышение уровня цифровой грамотности соотечественников; формирование осознанного цифрового поведения; повышение интереса к программированию и высокотехнологичным направлениям учебы. Еще одной целью является формирование заинтересованности в изучении российской культуры и русского языка, основанных на профессиональных увлечениях в области цифровой экономики. Таким образом, происходит формирование международных и транснациональных связей.
В целом наблюдается тенденция к смещению акцентов с культурологических аспектов взаимодействия на профессиональные.
Приоритетное направление – Евразия и страны СНГ, при этом проекты реализуются также в странах Центральной и Восточной Европы, Азии и Латинской Америки. Всего 40 очных мероприятий в 20 государствах, в т.ч. по 3-4 мероприятия в каждой из стран СНГ. Большая часть материалов, разработанных и представленных в рамках проектов, находится в открытом доступе и пользуются спросом у зарубежной аудитории.
Расширение точек присутствия Российской Федерации в других странах достигается так же за счет создания выносных подразделений вузов и совместных образовательных программ, что обеспечивает взаимодействие, в т.ч. в рамках цифровой экономики. Элеонора Митрофанова отметила важность усиления работы российских центров науки и культуры в странах в соответствии с местным запросом систем образования и экономики.
Для развития цифровых знаний и продвижения русского языка с 2020 г. также начнется реализация программы «Русское образование и русский язык за рубежом». Она обеспечит ныне присутствующую не в полном объеме координацию действий всех игроков на этом направлении.
Заместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов привел количественные показатели: было отобрано 27 финалистов из 37 стран. Объем финансирования на период 2019-2021гг. составит около 650 млн. руб. По странам, где не были представлены «цифровые гранты», были реализованы иные проекты на этот период – всего в 32 государствах на 670 млн. руб.
Результат по количеству участников составил 31 205 человек, что превзошло целевые значения. Павел Шевцов отметил, что это дает основания для позитивного восприятия России и позиционирования ее как цифровой державы.
В диалоге были задействованы участники различных проектов из Белоруссии и Киргизии. Председатель Российского общества «Знание» Любовь Духанина подробно рассказала об проекте по повышению компьютерной грамотности для учителей школ Белоруссии. С освещением других инициатив выступили представители Иннополиса Татарстана, МГТУ им. Баумана и других вузов.
В 2020 г. намечено проведение digital-олимпиад и педагогических мероприятий. Отдельно выделяется проект по цифровизации совместно с музеями, который включает в себя применение VR и AR технологий для создания цифровых выставок как средства распространения культуры. Одним из перспективных направлений развития с 2020 г. также было представлено развитие активностей на африканском континенте.
Подводя итоги, можно отметить, что цифровая сила России имеет обширную географию применения и положительные тенденции распространения. Прогнозы экспертов обещают дальнейшее позитивное развитие политики в данной сфере.
16 декабря в МИА «Россия сегодня» прошел мультимедийный круглый стол на тему: «Россия для мира: цифровизация русскоговорящего населения за рубежом» по итогам реализации грантовой и проектной программы Россотрудничества «Цифровая экономика» в рамках реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» в 2019 году. С этой целью был также проведен видеомост Москва – Бишкек – Казань – Минск
Руководитель Россотрудничества Элеонора Митрофанова в своем выступлении подвела итоги развития цифровых взаимосвязей за 2019 год. Россия является единственной страной, которая реализует на зарубежных рынках и для иностранной аудитории программы наподобие федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».
Основная сквозная цель программы: поддержка русскоязычной среды в информационной, образовательной и гуманитарной сферах; повышение уровня цифровой грамотности соотечественников; формирование осознанного цифрового поведения; повышение интереса к программированию и высокотехнологичным направлениям учебы. Еще одной целью является формирование заинтересованности в изучении российской культуры и русского языка, основанных на профессиональных увлечениях в области цифровой экономики. Таким образом, происходит формирование международных и транснациональных связей.
В целом наблюдается тенденция к смещению акцентов с культурологических аспектов взаимодействия на профессиональные.
Приоритетное направление – Евразия и страны СНГ, при этом проекты реализуются также в странах Центральной и Восточной Европы, Азии и Латинской Америки. Всего 40 очных мероприятий в 20 государствах, в т.ч. по 3-4 мероприятия в каждой из стран СНГ. Большая часть материалов, разработанных и представленных в рамках проектов, находится в открытом доступе и пользуются спросом у зарубежной аудитории.
Расширение точек присутствия Российской Федерации в других странах достигается так же за счет создания выносных подразделений вузов и совместных образовательных программ, что обеспечивает взаимодействие, в т.ч. в рамках цифровой экономики. Элеонора Митрофанова отметила важность усиления работы российских центров науки и культуры в странах в соответствии с местным запросом систем образования и экономики.
Для развития цифровых знаний и продвижения русского языка с 2020 г. также начнется реализация программы «Русское образование и русский язык за рубежом». Она обеспечит ныне присутствующую не в полном объеме координацию действий всех игроков на этом направлении.
Заместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов привел количественные показатели: было отобрано 27 финалистов из 37 стран. Объем финансирования на период 2019-2021гг. составит около 650 млн. руб. По странам, где не были представлены «цифровые гранты», были реализованы иные проекты на этот период – всего в 32 государствах на 670 млн. руб.
Результат по количеству участников составил 31 205 человек, что превзошло целевые значения. Павел Шевцов отметил, что это дает основания для позитивного восприятия России и позиционирования ее как цифровой державы.
В диалоге были задействованы участники различных проектов из Белоруссии и Киргизии. Председатель Российского общества «Знание» Любовь Духанина подробно рассказала об проекте по повышению компьютерной грамотности для учителей школ Белоруссии. С освещением других инициатив выступили представители Иннополиса Татарстана, МГТУ им. Баумана и других вузов.
В 2020 г. намечено проведение digital-олимпиад и педагогических мероприятий. Отдельно выделяется проект по цифровизации совместно с музеями, который включает в себя применение VR и AR технологий для создания цифровых выставок как средства распространения культуры. Одним из перспективных направлений развития с 2020 г. также было представлено развитие активностей на африканском континенте.
Подводя итоги, можно отметить, что цифровая сила России имеет обширную географию применения и положительные тенденции распространения. Прогнозы экспертов обещают дальнейшее позитивное развитие политики в данной сфере.