НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Пресс-конференция: краткие научно-образовательные итоги

Пересмотра нацпроектов не будет, персональную ответственность можно усилить и детализировать – заявил Владимир Путин. Следовательно, кардинальных изменений в «Науке», «Образовании» и «Цифровой экономике» можно не ждать. При этом не снята ответственность Правительства и Минобрнауки за более детальные трансформации, перетасовки средств и дробных показателей.

Президент поддержал вектор на секьюритизацию Интернета, а с ней и всех цифровых вопросов. В повестку дня входит «цифровая безопасность».

Два столпа цифрового прорыва – искусственный интеллект и беспилотники.

Среди высокотехнологичных компаний удостоились персонального упоминания Сбербанк, Яндекс и Камаз.

Университетам обозначен четкий курс на интеграцию науки-образования-высокотехнологичного бизнеса.

Екатерина Тихонова получила карт-бланш в укреплении своих позиций как переговорщика и гаранта в договоренностях элитных групп по вопросам науки, образования и высоких технологий. Также подчеркнута ее роль в вопросах поиска и поддержки талантов. Подтвержден стратегический союз Тихонова-Шмелева (Иннопрактика-Сириус) по вектору талантов, который имеет полную поддержку со стороны президента.
Пресс-конференция: политические итоги

1. Трансфер будет предусматривать регулярную сменяемость лиц на посту президента.

2. «Парламентский вектор» с увеличением полномочий Госдумы поставлен на паузу. Володин теряет очки.

3. Путин после 2024 года не уйдет из власти, но президентом точно не будет.

4. «Белорусский вектор» с Союзным государством и единым президентом отклонен.

5. Избран вектор «депрезидентизации». Конфигурация политической системы по итогам «Большого трансфера» будет связана с ослаблением полномочий президента.

6. Вопросы безопасности (армия, спецслужбы и все аспекты иных областей, связаны с этим) – поле личного внимания и контроля Путина, отказываться от них он не будет. В новой системе власти этот функционал останется закреплен за ним.

7. Вырисовывается конфигурация из «внешнеполитического и силового наставника», «социального президента», «технического (технократического) премьера».

8. Курс Сергея Кириенко на молодежь, таланты и внеполитическую самореализацию граждан полностью поддержан президентом.

9. Путин четко продемонстрировал – нельзя прикрываться ни его именем, ни его инициативами. Каждый несет ответственность за свои действия и обязанности. Излишне ретивых чиновников и губернаторов будут карать и за саботаж, и за использование персоны президента для личных целей.
«Наука», коллегия и дискуссии

Сегодня, 19 декабря, в Министерстве науки и высшего образования РФ состоялась итоговая коллегия о ходе реализации национального проекта «Наука».

Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков начал обсуждение с информации о том, что сегодня им был подписан приказ о расширении состава Коллегии, а обсуждение итогов следующего квартала будет проходить в более многочисленном составе. Министр особо подчеркнул, что в настоящий момент не хватает финансирования для реализации проектов.

Однако, параллельно с разбором проблем и очерчиванием перспектив министр не забыл поздравить с днём рождения Директора Департамента контрольно-ревизионной деятельности и аудита Андрея Петрова, отметив его высокую квалификацию и опыт.

Далее слово было передано директору департамента проектной деятельности Министерства науки и высшего образования РФ Андрею Зарубину, который в своём выступлении рассказал об итогах реализации национального проекта «Наука» и его масштабах. Во всей полноте, конечно, эти сведения будут представлены в итоговом отчете Минобрнауки, когда и будет смысл говорить о них детальнее. В конце своего выступления Андрей рассказал о привлекательности российского образования и за рубежом. Подводя итоги, Андрей Зарубин отметил, что национальный проект «Наука» имел отличный старт.

В формате телемоста состоялся разговор со студентом Тюменского государственного университета из Йемена. Это лишний раз подчеркивает гуманитарный характер российской научно-образовательной силы, хорошие позиции Минобрнауки по международным вопросам, важность экспорта высшего образования, а также – успехи ТюмГУ по вектору интернационализации научно-образовательного процесса.

Андрей Зарубин подчеркнул, что работа министерств должна проходить быстрее, необходимо держать руку на пульсе и оперативно реагировать на внешние вызовы. По его мнению, нацпроект резко пойдёт вверх в 2020 г. – в этом состоит управленческий вызов. Также требуется особое внимание уделить глубокой и последовательной реализации всех мероприятий, а также «упаковке», презентации и продвижению результатов.

Его слова прокомментировал Михаил Котюков, подчеркнув, что не все так хорошо в настоящее время, поэтому для достижения целей никому нельзя расслабляться. Редакция НОП полностью поддерживает министра в этой его оценке – «Наука» хорошо выглядит на фоне ряда откровенно провалившихся на старте нацпроектов, но при этом и в ее реализации уже хватает моментов, требующих доработки и коррекции.

Одной из таких проблемных точек является необходимость укрепление координации взаимодействия ФОИВов, региональных властей, бизнеса, университетов и научных институтов.

Заместитель начальника Управления Президента РФ по научно-образовательной политике Елена Нечаева высказала мнение относительно причин, снижающих эффективность нацпроекта «Наука» на текущем этапе. Она озвучила в общем-то никем не скрываемые и общие для всех национальных проектов проблемы. Задачи перед Минобрнауки для исправления ситуации также понятны и в целом – универсальны для всех ФОИВов, выступающих ответственными исполнителями по достижению национальных целей развития.

Министр заверил Елену Нечаеву, что министерство знает о существующих проблемах и активно работает над их устранением.

В целом в выступлении и комментариях Елены Нечаевой прослеживалось беспокойство (в первую очередь – Андрея Фурсенко) за свой участок работы, поскольку спрос за нацпроекты со стороны президента тем строже, чем выше руководитель в иерархии. Аналогичные послания по своим каналам получают сейчас все ответственные за нацпроекты ФОИВы и губернаторские команды. Так что можем констатировать что взаимодействие команды Минобрнауки с профильным Управлением Администрации Президента и следовательно – самим Андреем Фурсенко, проходит в рабочем режиме.

Вместе с тем, тот факт, что замечания по линии АП прозвучали в «открытой» (для прессы) части Коллегии, говорит о следующем:
1. так и было задумано;
2. учитывать замечания команде Минобрнауки стоит так же – публично, чтобы общественность смогла оценить эффективность работы.
Нижегородский «Кванториум»-бросок в Сербию

Нижегородская область совершила гуманитарную экспедицию в Европу, активно используя «мягкую (образовательную) силу» в Сербии.

Ключевым форматом стал вояж 2 мобильных детских технопарков «Кванториум», которые с 17 по 20 декабря 2019 года проезжают по следующим городам Республики Сербия: Нови-Сад, Рума, Щабац, Алексинац и Белград. Данный визит позволит более 800 школьников Сербии погрузиться в мир современных профессий и перспективных исследований, своими руками попробовать инновационные технологии.

С современными технологиями сербских школьников знакомят нижегородские преподаватели, которые прошли обучение в федеральном государственном автономном учреждении «Фонд новых форм развития образования» в рамках реализации Национального проекта «Образование».

Мобильные комплексы стартовали 17 декабря в гимназии имени Йована Йовановича Змая в городе Нови-Сад. Завершится визит нижегородской делегации 20 декабря в Русской школе при Посольстве Российской Федерации в Республике Сербии с участием Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Республике Сербия Александра Аркадьевича Боцан-Харченко с супругой, министра инноваций и технологического развития Республики Сербия Ненада Поповича и руководства НИС-Газпромнефть.

Также в рамках визита прошла официальная встреча министра образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Сергея Васильевича Злобина в министерстве образования, науки и технологического развития с заместителем министра по международному сотрудничеству и европейской интеграции Виктором Недовичем, заместителем министра по высшему образованию Бояном Тубичем и заместителем министра по науки Мариной Сокович. На встрече прошло обсуждение многовекторного соглашения, касающегося, как организации совместных Цифровых Кампусов в рамках реализации нацпрограммы «Цифровая экономика», где будут участвовать сербские и нижегородские дети, так и конкретных соглашений в рамках Научно-образовательного центра Мирового уровня Нижегородской области «Техноплатформа-2035». Достигнута предварительная договоренность о формировании международной исследовательской группы молодых ученых по направлениям «Искусственный интеллект» и «Экология больших рек».
#словоРАН – Научно-координационный совет Академии Наук по проблемам прогнозирования и стратегического планирования в РФ

Владимир Иванов:
Мы должны понимать, как развивается мир, и как нам войти в эту динамику. Идет формирование нового мирового уклада. Мы наблюдаем каскад кризисов. Происходит техническая революция (новые технологии жизнеобеспечения) и трансформируется среда обитания человека (крупные техногенные катастрофы).

На основе фундаментальных знаний вырабатывается государственная политика, стратегия развития государства, создаются технологии и формируется экономика в целом.

Если бизнес настроен на стратегическое развитие, он должен вкладываться в науку.

Три глобальные вызовы 21 века: гуманитарно-технологическая революция; трансформация среды обитания человека: биология, технология, культуры; смена парадигмы социально-экономического развития от «человек для экономики» к «экономика для человека».

Новый вектор развития России: повышение качества жизни, технологическое развитие, прежде всего ликвидация технического отставания, развитие территорий, обеспечение обороны и безопасности.

Роберт Нигматулин:
Мы тратим из бюджета на культуру, науку, здравоохранение и образование менее 10%. В то время, как в Европе 20%.

В России нет экономических условий для преодоления технологического отставания от Запада.

Елена Ленчук:
Научно-технологический фактор имеет решающие значение в обеспечении экономического роста.

Видеозапись и синопсис заседания: https://scientificrussia.ru/articles/seminar-po-problemam-prognozirovaniya-i-strategicheskogo-planirovaniya
НОЦ «Кузбасс»: инфраструктура для отраслевой экономики

Сегодня Кемеровскую область с официальным визитом посетил начальник управления делами Федерального агентства по недропользованию Асламбек Гермаханов.

Поводом стала презентация недропользователям и журналистам Академии резерва геологических кадров. В проект, инициированный Кемеровским госуниверситетом, недропользователи СФО инвестировали 24 млн руб. Академия – своего рода инновационный образовательный проект многоуровневой системы профессиональной подготовки геологических кадров, разработанный в соответствии с парадигмой Life Long Learning (непрерывного образования) и принципами проектного и практико-ориентированного обучения, сформатированного на основании запросов работодателей.

Академия создана в рамках сотрудничества между Федеральным агентством по недропользованию, ассоциацией «Научно-технический центр инновационного недропользования», а также кафедрой геологии и географии КемГУ.

В планах – разработка программ углубленной подготовки обучающихся, создание сетевых программ подготовки геологов с ведущими профильными университетами РФ, разработка учебно-методических материалов и программ дистанционного обучения с учетом развития дополнительных компетенций по заказу предприятий и организаций.
Дилеммы научного лидера

В рамках VI Конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес», организаторами которого выступили МГУ и компания «Иннопрактика», состоялся круглый стол, посвященный научным лидерам. Участники (представители почти всех мощных сил научной политики) обсуждали и компетентностную, и ролевую модели. Глубокий и системный анализ хода дискуссий представлен у Екатерины Мищенко в статье на Индикаторе. Мы же остановимся на некоторых наиболее принципиальных моментах.

Игорь Курчатов 2.0
Именно отец советской атомной бомбы и Лаборатории № 2, в дальнейшем ставшей институтом, носящим его имя, стал основной ролевой моделью идеального научного лидера, по мнению участников дискуссии.

И здесь стоит отметить, что Курчатов был не только гениальным физиком, но и умелым политиком. Он знал, как найти подход к власть предержащим, при этом тонко чувствуя грань возможного. Следовательно, ни в какой «башне из слоновой кости» научный лидер сидеть не должен – чистый исследователь сможет стать ведущим ученым, но никак не лидером.

Индивидуалист или коллективист?
По определению лидер не может существовать один, но современная наука такова, что неизбежно становится все более коллективной. Многие исследования не по силам не то что отдельному ученому – отдельному государству. Именно поэтому научные лидеры должны уделять внимание и управленческим навыкам, и тимбилдингу, и умелому делегированию полномочий.

Вдохновлять или объяснять?
В своей работе такой человек должен стать своего рода оксюмороном – сочетать несочетаемое: вдохновлять учеников, поддерживать общий уровень исследований, совершать открытия, при этом взаимодействовать с чиновниками и бизнесом (то есть говорить и мыслить сразу на нескольких языках). Только лидер способен выдержать такую «шизофрению».

Творец или продавец?
Здесь требуется находить баланс между собственно исследованиями и их «продажей» - то есть «упаковкой», презентацией «покупателям» из бизнеса, а также адаптацией под нужды заказчика. В этом проявляется не столько творческая, сколько ремесленная часть труда научного лидера – приходится искать компромисс между прибылью и интересом. Но такова современная наука.

Белый халат или белый воротничок?
Выбор между наукой и административной работой всегда сделать нелегко. Романтика и драйв исследований (а также – преподавательского труда) часто перевешивают безусловные бонусы от административки. Однако, в какой-то момент у каждого успешного ученого (тем более – с лидерским потенциалом) неизбежно встанет дилемма: призвание или потребность. Еще более сложен этот выбор и тем, что не всегда талант в профессии означает способность к эффективной управленческой работе. Впрочем, если приходится сделать выбор – настоящий научный лидер, обладающий способностями чиновника или руководителя, должен понимать, что он может помочь очень многим своим коллегам по цеху. Хотя, безусловно – нужно стремиться к тому, чтобы сочетать исследовательскую работу и административную. А для университетских преподавателей и профессоров этот выбор еще сложнее – поскольку многие действительно горят своим делом, а из «административки, преподавания, науки» часто получается выбрать только два пункта.

Администратор или пассионарий?
Екатерина Мищенко согласна с позицией участников дискуссии: «Все-таки научный лидер должен оставаться «апостолом» своей науки и «пассионарием», а не только администратором, а для этого надо стараться продолжать совмещать научную деятельность с новыми обязанностями». Увы, зачастую нет варианта «и-и», а выбор сводится к гамлетовскому «быть или не быть». И так «оксюморон научного лидера» превращается в героя песни Оксимирона:

В каземате прозябает только пассионарий,
Избавляя избирателя от самотерзаний.

Так и научный лидер может «заткнуть собой» административную амбразуру, работая во благо страны и своих коллег, но эта жертва не будет оценена по достоинству.

Подробнее: https://indicator.ru/humanitarian-science/administrator-ili-apostol.htm
Упоминания «Науки»

Компания «Медиалогия» подготовила медиарейтинг по упоминаемости регионов РФ в контексте «майского указа» президента Владимира Путина.

Есть весьма очевидные пересечения с успехами регионов в контексте нацпроекта «Наука», особенно – с научно-образовательными центрами мирового уровня.

2 место – Приморский край – Дальневосточный федеральный университет как центр создания комплексной инфраструктуры науки, образования, инжиниринга и технологий в рамках экосистемы острова Русский. Широкий масштаб работ, в том числе – по цифровому вектору, а в перспективе – строительство сихротрона РИФ по программе синхротронных и нейтронных исследований (блок мегасайенс).

3 место – Тюменская область – Западно-Сибирский межрегиональный научно-образовательный центр мирового уровня (плюс ХМАО и ЯНАО) с базовой площадкой в Тюменском государственном университете. Модельный НОЦ в первой волне по вектору интеграции нескольких регионов.

4 место – Татарстан – один из цифровых лидеров страны с мощным научно-образовательно-технологическим блоком во главе с Иннополисом, а также серьезным потенциалом других университетов, в том числе – Казанским федеральным и КНИТУ-КАИ.

6 место – Свердловская область – Екатеринбург и Уральский федеральный университет являются одними из претендентов на получение НОЦ мирового уровня во вторую-третью волну.

8 место – Нижегородская область – один из регионов первой волны научно-образовательных центров. На базе Университета Лобачевского (ННГУ) успешно развернут НОЦ «Техноплатформа-2035». Уникальные компетенции Нижнего Новгорода и области, в том числе – по вектору атомных и лазерных технологий – еще больше добавляют очков в копилку центра.

11 место – Башкортостан – Глава Республики Радий Хабиров недавно публично озвучил факт наличия поддержки со стороны президента Владимира Путина в развертывании своего нацпроектного НОЦ мирового уровня.

13 место – Республика Саха (Якутия) – один из претендентов на НОЦ по арктической проблематике, при этом в силу уникальности компетенций научно-образовательного комплекса республики во главе с Северо-Восточным федеральным университетом обоснованно претендует на восточно-арктический центр, тем более, что тот планируется межрегиональным: вместе с Чукотским автономным округом, Магаданской областью и Камчатским краем.

14 место – Новосибирск – который имеет собственную программу развития «Академгородок 2.0» и именно здесь будет сооружен синхротрон СКИФ. Традиционно сильна связь науки-образования-промышленности. Однако, у руководства региона и Сибирского отделения РАН достаточно проколов в организационной части.

16 место – Крым – один из достаточно очевидных претендентов на НОЦ мирового уровня, хотя страдающий (вероятно – пока) от недостатка синхронизации между властями республики и города Севастополь. Тем не менее, есть понимание специализации центра (археология, сельское хозяйство, морские исследования), хотя пока медийные успехи не столь очевидны.

19 место – Пермский край – дом еще одного НОЦ первой волны, про которого, что достаточно удивительно, весьма мало информации. Власти региона явно упускают серьезные возможности в медийном плане.

Весь рейтинг: https://www.mlg.ru/ratings/research/7077/
О трудовой правозащите педагогов

В Министерстве науки и высшего образования РФ 19 декабря прошел круглый стол на тему: «Совершенствование мер юридической ответственности в сфере обеспечения прав педагогических работников».

Со вступительной речью выступила заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Марина Боровская, которая приветствовала аудиторию от имени министра науки и высшего образования РФ Михаила Котюкова. Объявив тему обсуждения, Марина Боровская передала слово Ирине Рукавишниковой, члену Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

Ирина Рукавишникова уверенно задала тон дискуссии, выделив 3 ключевые проблемы в сфере профессионального образования:
1. Разработка профессиональных стандартов педагогических работников;
2. Разработка модели эффективных контрактов;
3. Практика заключения срочных трудовых договоров с преподавателями на срок менее 1 года.

Марина Боровская ответила, что министерство знает о существующих проблемах и ведет активную работу по устранению имеющихся недочетов. Кроме того, подчеркнула, что важно при этом сохранить автономию и независимость ВУЗов при стимулировании активной поддержки нововведений со стороны профессорско-преподавательского состава.

Директор Департамента координации деятельности организаций высшего образования Министерства науки и высшего образования РФ Екатерина Бабелюк выступила с презентацией о проделанной работе в части реализации эффективных контрактов и закрепления трудовых отношений между ВУЗами и преподавателями. Были представленные статистические данные по заданной тематике, а также планируемые мероприятия для совершенствования показателей.

В докладе Директора Департамента экономической политики Андрея Омельчука были представлены данные относительно структуры заработной платны преподавателей. Отмечена позитивная тенденция к приближению соотношения окладной и премиальной части в пропорциях 70/30. Андрей Омельчук сказал о тесной и скоординированной работе в данном вопросе с профсоюзами. Он также отметил интенсивный рост заработной платы профессорско-преподавательского состава. В планах сказано об отражении «картины» по заработной плате ВУЗам в январе/феврале 2020г.

По завершении обеих презентаций слово вязала Ирина Рукавишникова. В своем комментарии она отметила, что информация Совета Федерации и Министерства науки и высшего образования в этом вопросе несколько расходятся в части структуры заработной платы и данных относительно срочных трудовых договоров. В проработке данных вопросов Ирина Рукавишникова высказала мнение о необходимости установления конечных сроков.

Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Александр Башкин отметил проблему смены критериев и высказался относительно необходимости установления четких правил.

Как представитель университетского сообщества проректор СПбГУ Владимир Еремеев прокомментировал практику применения краткосрочных контрактов и ее преимущества. Он также сказал, что мотивация для дальнейшего продолжения работы молодых кадров во много зависит от научных руководителей.

Обсуждение затронуло такую больную тему как совершенствование профессиональных стандартов, в ходе дискуссии были выявлены разные мнения относительно данного вопроса. Марина Боровская отметила необходимость разработки единого документа для корректной работы деятельности.

В завершение встречи Ирина Рукавишникова сказала о необходимости выработки более обязательных решений, нежели рекомендации в связи с важностью данных вопросов. Она заверила Министерство в содействии и поддержке со стороны Совета Федерации. Также предложила ввести систему рейтингования ректоров, цель которой в том, чтобы каждый нес персональную ответственность, не перекладывая ее на решения ученого совета. Принятие мер было обозначено высокой степенью важности, поэтому были достигнуты устные договоренности провести повторное собрание ранее сентября 2020 г.