Заметим, мы еще 10 дней назад прогнозировали возможную чехарду с серией подач Правительством в отставку. Особенно пугающей неопределенность становится при условии досрочных выборов в Госдуму. Впрочем, есть решение, которое позволит «перезагрузить» кабинет министров еще только один раз.
Проводится «общероссийское голосование» по поправкам в Конституцию, который конечно же поддержит население.
Формальных поводов распустить Госдуму много. Самый простой и банальный: после внесения поправок в Конституцию – вотум недоверия Правительству Мишустина на основании того, что оно формировалось по старым механизмам. Как раз будет три месяца, чтобы в целом доработать весеннюю сессию. Затем второй вотум и президент Думу распускает. Назначается досрочное голосование – на 13 сентября.
А с другой стороны, можно при общероссийском голосовании вставить соответствующий пункт. Но это уже изыски в духе «Да-Да-Нет-Да».
Правительство Мишустина продолжает работать до момента избрания нового созыва Госдумы, а затем уходит в отставку и формируется уже в соответствие с поправками в Конституцию нижней палатой парламента.
Итого, за 9 месяцев политическая система будет полностью перезагружена – новое Правительство (а то и два), новый Госсовет, новая Госдума. Хотя, при таком раскладе все согласования по Правительству уже прошли и даже в случае ухода кабмина в отставку, затем Государственная дума переутвердит всех (или почти всех).
И заодно перезагрузится состав самой Государственной думы – ведь обновить его архитекторы партийно-политический системы планируют очень серьезно.
https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/7427
Проводится «общероссийское голосование» по поправкам в Конституцию, который конечно же поддержит население.
Формальных поводов распустить Госдуму много. Самый простой и банальный: после внесения поправок в Конституцию – вотум недоверия Правительству Мишустина на основании того, что оно формировалось по старым механизмам. Как раз будет три месяца, чтобы в целом доработать весеннюю сессию. Затем второй вотум и президент Думу распускает. Назначается досрочное голосование – на 13 сентября.
А с другой стороны, можно при общероссийском голосовании вставить соответствующий пункт. Но это уже изыски в духе «Да-Да-Нет-Да».
Правительство Мишустина продолжает работать до момента избрания нового созыва Госдумы, а затем уходит в отставку и формируется уже в соответствие с поправками в Конституцию нижней палатой парламента.
Итого, за 9 месяцев политическая система будет полностью перезагружена – новое Правительство (а то и два), новый Госсовет, новая Госдума. Хотя, при таком раскладе все согласования по Правительству уже прошли и даже в случае ухода кабмина в отставку, затем Государственная дума переутвердит всех (или почти всех).
И заодно перезагрузится состав самой Государственной думы – ведь обновить его архитекторы партийно-политический системы планируют очень серьезно.
https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/7427
Telegram
Научно-образовательная политика
Конституционный трансфер: хронология, выборы и чехарда
Формат политических трансформаций, который анонсировал и начал воплощать президент Владимир Путин, включает в себя не только системные решения, но и чисто технические механизмы их воплощения. На структурном…
Формат политических трансформаций, который анонсировал и начал воплощать президент Владимир Путин, включает в себя не только системные решения, но и чисто технические механизмы их воплощения. На структурном…
Вероника Васильевна, помнится, в ТИУ есть прекрасный зал человек на 200. Самое время планировать на раннюю весну выездной семинар-совещание с повесткой Минобрнауки/АСИ для Тюменской матрёшки.
https://news.1rj.ru/str/tyumen_science/1437
https://news.1rj.ru/str/tyumen_science/1437
Telegram
НОП Тюмень Ханты Ямал
Наша редакция поздравляет Веронику Ефремову (ректор ТИУ), которая возглавила совет ректоров вузов Тюменской области. Кандидатуру нового председателя поддержал министр науки и высшего образования России Валерий Фальков, который возглавлял ТюмГУ и совет ректоров…
Тетраэдр Цивилева
Впервые за всю историю существования Кузбасса регион посетил президент Российской академии наук. В ходе панельной дискуссии на площадке Кемеровского госуниверситета «Роль научно-образовательных центров мирового уровня в реализации государственных стратегий научно-технологического и пространственного развития России», модератором которой выступил ректор КемГУ, член-корреспондент РАН Александр Просеков, были обозначены реперные точки развития НОЦ «Кузбасс».
По словам президента РАН Александра Сергеева, эффективность развития научно-образовательного центра зависит от связки науки, образования, промышленности и власти.
Данную систему по аналогии с «треугольником Лаврентьева» президент РАН предложил обозначить «тетраэдром Цивилева» и транслировать опыт Кузбасса на федеральном уровне. Также он отметил, что современная наука должна стать производительной силой экономики. Для этого необходимо продвижение фундаментальных знаний, результатов поисковых исследований в реальный сектор экономики.
Впервые за всю историю существования Кузбасса регион посетил президент Российской академии наук. В ходе панельной дискуссии на площадке Кемеровского госуниверситета «Роль научно-образовательных центров мирового уровня в реализации государственных стратегий научно-технологического и пространственного развития России», модератором которой выступил ректор КемГУ, член-корреспондент РАН Александр Просеков, были обозначены реперные точки развития НОЦ «Кузбасс».
По словам президента РАН Александра Сергеева, эффективность развития научно-образовательного центра зависит от связки науки, образования, промышленности и власти.
Данную систему по аналогии с «треугольником Лаврентьева» президент РАН предложил обозначить «тетраэдром Цивилева» и транслировать опыт Кузбасса на федеральном уровне. Также он отметил, что современная наука должна стать производительной силой экономики. Для этого необходимо продвижение фундаментальных знаний, результатов поисковых исследований в реальный сектор экономики.
Дрейф научно-образовательной политики
На первом после Нового года Президиуме РАН председатель Дальневосточного отделения РАН Валентин Сергиенко отметил очень серьезное явление:
«Происходит «дрейф институтов». Возросшее влияние Минобрнауки на академические институты значительно сильнее там, где руководство научных учреждений представлено специалистами недостаточно высокого уровня».
С одной стороны, очередной укол в сторону кадровой политики Министерства науки и высшего образования из крайне проблемного в научном плане Дальнего Востока – вещь в целом ожидаемая. Многие в РАН не упустят возможность пройтись по квалификациям и возрасту директоров. Впрочем, если поизучать биографии главных критиков – выяснится, что при схожей подготовке им в свое время не доверяли ничего крупнее лаборатории. Но дело не в зависти, а в очень важном понятии «дрейфа».
Поэтому опустим сейчас укол в сторону кадровых назначений и постараемся понять: кто, куда, почему и зачем дрейфует.
Институты во главе с директорами дрейфуют в сторону Минобрнауки хотя бы потому, что именно Министерство является их учредителем. Оно выделяет деньги, оно же за них и спрашивает. Сейчас директорские посты становятся в большей степени управленческими, нежели чисто научными – тем более, что постепенно происходит обновление руководящего состава. И «дореформенные времена» постепенно становятся легендой, цепляться за которую не очень продуктивно.
И автоматически так получается, что в сторону Минобрнауки означает вдаль от РАН и ее региональных отделений. С ними, кстати, тоже все достаточно интересно. Сибирское отделение РАН очень давно и поступательно пытается набрать политического веса и отношения «головной» Академии с ее региональными «сестрами» далеко не столь безоблачны – а идиллическими они не были вообще никогда.
Дрейфуют Уральское отделение на запад, а Дальневосточное еще дальше на восток – подпираемые как раз Сибирским. Отметим, федеральным округам скоро будет 20 лет, а совпадений между хотя бы тремя региональными отделениями и соответствующими округами становится все меньше. Впрочем, логика выделения у тех также далека от идеала.
Есть надежда на Стратегию пространственного развития и ее макрорегионы – но пока что это экзерсисы над контурными картами.
Академия, как ни странно, также дрейфует в сторону власти. Только «головная» РАН делает это в направлении Минобрнауки, а региональные чаще всего к наиболее сильным губернаторам либо полпредам.
Тем же директорам региональных научных институтов намного проще выстраивать отношения с Минобрнауки напрямую или с ее территориальными управлениями. Ведь иначе неизбежно возникает еще один этап согласования – региональное отделение РАН. Причем, организации «головного» подчинения могут рассчитывать на то, что Академия и Министерство более-менее на равных смогут поговорить друг с другом и решить проблемы. Прослойка из региональных отделений однозначно процесс усложняет.
Научные институты средней руки (которые не дотянули до «ведущего» статуса и сомневаются над достижимостью статуса) всерьез подумывают объединиться друг с другом, а лучше даже с каким-нибудь университетом, у которого регалий побольше.
Ведь, в сущности, наука и образование должны идти рядом, так логичнее, чтобы и вузы, и НИИ тесно взаимодействовали с профильным Министерством – оно же одно на двоих.
Да и отвертеться от интеграции не получится – сама логика научного процесса ведет к междисциплинарности, когда ученым для реализации проекта могут потребоваться отнюдь не собственные коллеги, а представители совсем других направлений.
Отсюда мы делаем вывод. Дрейф – это правильно, важно и нужно, дрейф – это самонастройка управленческой системы, дрейфуют все. Только надо уметь извлекать пользу даже когда дрейфуют в сторону от тебя.
На первом после Нового года Президиуме РАН председатель Дальневосточного отделения РАН Валентин Сергиенко отметил очень серьезное явление:
«Происходит «дрейф институтов». Возросшее влияние Минобрнауки на академические институты значительно сильнее там, где руководство научных учреждений представлено специалистами недостаточно высокого уровня».
С одной стороны, очередной укол в сторону кадровой политики Министерства науки и высшего образования из крайне проблемного в научном плане Дальнего Востока – вещь в целом ожидаемая. Многие в РАН не упустят возможность пройтись по квалификациям и возрасту директоров. Впрочем, если поизучать биографии главных критиков – выяснится, что при схожей подготовке им в свое время не доверяли ничего крупнее лаборатории. Но дело не в зависти, а в очень важном понятии «дрейфа».
Поэтому опустим сейчас укол в сторону кадровых назначений и постараемся понять: кто, куда, почему и зачем дрейфует.
Институты во главе с директорами дрейфуют в сторону Минобрнауки хотя бы потому, что именно Министерство является их учредителем. Оно выделяет деньги, оно же за них и спрашивает. Сейчас директорские посты становятся в большей степени управленческими, нежели чисто научными – тем более, что постепенно происходит обновление руководящего состава. И «дореформенные времена» постепенно становятся легендой, цепляться за которую не очень продуктивно.
И автоматически так получается, что в сторону Минобрнауки означает вдаль от РАН и ее региональных отделений. С ними, кстати, тоже все достаточно интересно. Сибирское отделение РАН очень давно и поступательно пытается набрать политического веса и отношения «головной» Академии с ее региональными «сестрами» далеко не столь безоблачны – а идиллическими они не были вообще никогда.
Дрейфуют Уральское отделение на запад, а Дальневосточное еще дальше на восток – подпираемые как раз Сибирским. Отметим, федеральным округам скоро будет 20 лет, а совпадений между хотя бы тремя региональными отделениями и соответствующими округами становится все меньше. Впрочем, логика выделения у тех также далека от идеала.
Есть надежда на Стратегию пространственного развития и ее макрорегионы – но пока что это экзерсисы над контурными картами.
Академия, как ни странно, также дрейфует в сторону власти. Только «головная» РАН делает это в направлении Минобрнауки, а региональные чаще всего к наиболее сильным губернаторам либо полпредам.
Тем же директорам региональных научных институтов намного проще выстраивать отношения с Минобрнауки напрямую или с ее территориальными управлениями. Ведь иначе неизбежно возникает еще один этап согласования – региональное отделение РАН. Причем, организации «головного» подчинения могут рассчитывать на то, что Академия и Министерство более-менее на равных смогут поговорить друг с другом и решить проблемы. Прослойка из региональных отделений однозначно процесс усложняет.
Научные институты средней руки (которые не дотянули до «ведущего» статуса и сомневаются над достижимостью статуса) всерьез подумывают объединиться друг с другом, а лучше даже с каким-нибудь университетом, у которого регалий побольше.
Ведь, в сущности, наука и образование должны идти рядом, так логичнее, чтобы и вузы, и НИИ тесно взаимодействовали с профильным Министерством – оно же одно на двоих.
Да и отвертеться от интеграции не получится – сама логика научного процесса ведет к междисциплинарности, когда ученым для реализации проекта могут потребоваться отнюдь не собственные коллеги, а представители совсем других направлений.
Отсюда мы делаем вывод. Дрейф – это правильно, важно и нужно, дрейф – это самонастройка управленческой системы, дрейфуют все. Только надо уметь извлекать пользу даже когда дрейфуют в сторону от тебя.
Forwarded from Давыдов.Индекс
Министерская повестка 21-27 января 2020 года
1. Марат Хуснуллин. Предложил реализовать программу реновации на территории всей страны, начав с крупных городов.
2. Евгений Зиничев. Назвал неэтичным поведение главы Чувашии Михаила Игнатьева, вынудившего пожарного прыгать за ключами от новой техники.
3. Ольга Любимова. Пообещала объяснить удаление своих старых постов в Livejournal.
4. Юрий Трутнев. Поручил разработать в Дальневосточном федеральном округе меры безопасности от коронавируса.
5. Максим Решетников. Заявил, что для быстрого экономического роста России необходимо поддержать развивающиеся регионы.
6. Андрей Белоусов. Обратил внимание руководства Минтранса на вопросы цифровизации и безопасности отрасли.
7. Антон Котяков. Сообщил, что все проекты документов по изменениям в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда будут подготовлены в срок около полутора недель.
8. Михаил Мурашко. Пообещал подготовить к апрелю план новой системы оплаты труда для сотрудников сферы здравоохранения.
9. Евгений Дитрих. Поручил регионам провести до 1 марта торги и заключить контракты по объемам дорожных работ текущего года в рамках нацпроектов.
10. Виктория Абрамченко. Указала на необходимость «мозгового штурма» в сфере реформы мусорной отрасли.
11. Дмитрий Патрушев. Назвал приоритетами Минсельхоза продовольственную безопасность, наращивание экспорта продукции АПК, развитие сельских территорий, поддержку малых форм хозяйствования и сельхозкооперации, модернизацию АПК, развитие аграрной науки и образования.
12. Денис Мантуров. Поручил разработать меры для снятия административных барьеров для участников вводящейся системы маркировки товаров.
13. Максут Шадаев. Призвал перевести отчетность бизнеса в электронный вид.
14. Валерий Фальков. Заявил, что его опыт по созданию Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра будет направлен на то, чтобы запустить деятельность первых 5 НОЦ в рамках нацпроекта «Наука» и организовать создание не менее 15 последующих.
15. Татьяна Голикова. Призвала Минобрнауки и РАН отказаться от конкуренции.
16. Дмитрий Чернышенко. В связи с переходом в правительство на 28 января было назначено заседание совета директоров Континентальной хоккейной лиги для избрания нового президента.
17. Сергей Шойгу. Пообещал сделать Армейские международные игры более зрелищными.
18. Олег Матыцин. Заявил, студенческие спортивные соревнования должны проходить каждый день.
19. Сергей Кравцов. Призвал родителей не ругать детей из-за оценок, отметив, что это верный способ убить их мотивацию к учебе.
20. Александр Козлов. Поздравил жителей ДФО с Новым годом по восточному календарю.
Подготовлено фондом «Петербургская политика» совместно с «Давыдов.Индекс»
1. Марат Хуснуллин. Предложил реализовать программу реновации на территории всей страны, начав с крупных городов.
2. Евгений Зиничев. Назвал неэтичным поведение главы Чувашии Михаила Игнатьева, вынудившего пожарного прыгать за ключами от новой техники.
3. Ольга Любимова. Пообещала объяснить удаление своих старых постов в Livejournal.
4. Юрий Трутнев. Поручил разработать в Дальневосточном федеральном округе меры безопасности от коронавируса.
5. Максим Решетников. Заявил, что для быстрого экономического роста России необходимо поддержать развивающиеся регионы.
6. Андрей Белоусов. Обратил внимание руководства Минтранса на вопросы цифровизации и безопасности отрасли.
7. Антон Котяков. Сообщил, что все проекты документов по изменениям в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда будут подготовлены в срок около полутора недель.
8. Михаил Мурашко. Пообещал подготовить к апрелю план новой системы оплаты труда для сотрудников сферы здравоохранения.
9. Евгений Дитрих. Поручил регионам провести до 1 марта торги и заключить контракты по объемам дорожных работ текущего года в рамках нацпроектов.
10. Виктория Абрамченко. Указала на необходимость «мозгового штурма» в сфере реформы мусорной отрасли.
11. Дмитрий Патрушев. Назвал приоритетами Минсельхоза продовольственную безопасность, наращивание экспорта продукции АПК, развитие сельских территорий, поддержку малых форм хозяйствования и сельхозкооперации, модернизацию АПК, развитие аграрной науки и образования.
12. Денис Мантуров. Поручил разработать меры для снятия административных барьеров для участников вводящейся системы маркировки товаров.
13. Максут Шадаев. Призвал перевести отчетность бизнеса в электронный вид.
14. Валерий Фальков. Заявил, что его опыт по созданию Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра будет направлен на то, чтобы запустить деятельность первых 5 НОЦ в рамках нацпроекта «Наука» и организовать создание не менее 15 последующих.
15. Татьяна Голикова. Призвала Минобрнауки и РАН отказаться от конкуренции.
16. Дмитрий Чернышенко. В связи с переходом в правительство на 28 января было назначено заседание совета директоров Континентальной хоккейной лиги для избрания нового президента.
17. Сергей Шойгу. Пообещал сделать Армейские международные игры более зрелищными.
18. Олег Матыцин. Заявил, студенческие спортивные соревнования должны проходить каждый день.
19. Сергей Кравцов. Призвал родителей не ругать детей из-за оценок, отметив, что это верный способ убить их мотивацию к учебе.
20. Александр Козлов. Поздравил жителей ДФО с Новым годом по восточному календарю.
Подготовлено фондом «Петербургская политика» совместно с «Давыдов.Индекс»
На «Сириус» в один конец (1/2)
Сегодня завершается основная двухдневная часть IV Всероссийской конференции «Путь к успеху: стратегия сопровождения молодых талантов», проводимой на базе «Сириуса».
Уже приезжал президент Путин и побеседовал со студентами, их наставниками и педагогами. На идеи, звучащие в ходе таких встреч, стоит обращать особой внимание – они имеют тенденцию всплывать на заседаниях Совета по науке и образованию при Президенте, а затем очень споро преобразовываться в реальные поручения.
Прошла молодежная секция, где сами студенты (в основном талантливые, ведь для них и создан «Сириус») представляют видение того, как нам обустроить образование, обучение и развитие страны.
И конечно завершилась региональная секция, которая была призвана не только поделиться лучшими практиками, но и сверить управленческие часы – ведь теперь, с федпроектом «Успех каждого ребенка» «Сириус» действительно становится частью федеральной сети, отвечая за поиск и поддержку талантов.
Чтобы не мучиться дилеммами нравственного выбора, кто талантлив, а кто нет – региональные «Сириусы» и их сочинский федеральный центр работают в хорошем смысле в конвейерном режиме, стремясь пропустить сквозь себя как можно больше школьников (а затем и студентов).
Остаются еще некоторые управленческие коллизии – кто главнее «Сириус» или Минпросвещения, но в целом хорошо, что есть и то, и другое. В конце концов лучше иметь и Кванториумы, и региональные «Сириусы», а еще «базовые школы РАН», СУНЦ и кучу всего иного. Таланты требуют множественности подходов, а сама природа талантливости – широких возможностей для раскрытия.
Но именно сейчас, в 2020 году, в первый год работы нацпроектов в полную мощь, на пороге политических трансформаций – стоит начинать делать пометки на полях форумов и конференций.
«Сириус» – это уникальная сквозная экосистема. В ней реализуется профориентация, базовая школьная подготовка, допобразование, высшее образование (через научно-технологический университет), дальнейшая работа по научно-исследовательским и инновационно-технологическим векторам (через ИНТЦ), (пере)подготовка педагогов. Это, уже не говоря о спорте и искусстве, но и без этих важных компонентов в России сейчас нет ни одного научно-образовательного учреждения подобной мощности. С большим отрывом за «Сириусом» следует МГУ.
«Сириус» не тиражируем, потому что федеральный центр такого формата нужен только один. Что возможно делать – распространять модель по работе с талантливыми детьми для профориентации, дополнительного обучения и профилизации.
«Сириус» неизбежно становится федеральной структурой, при этом достаточно закрытой к внешним влияниям. Как откровенно инновационная площадка он неприкасаем для формалистских проверок. И в этом состоит его сила.
«Сириус» формирует разрыв между потоками талантов и реальностью, ликвидировать которой – задача научно-образовательных властей (в первую очередь, Минпросвещения и Минобрнауки).
«Сириус» в силу персонального состава учредителей и кураторов (Владимир Путин, Андрей Фурсенко, Елена Шмелева и пр.), а также их союзников (Михаил Ковальчук всегда выражает солидаризацию с идеями фонда) находится вне политики – он представляет собой «переговорную площадку», некую «святую землю», на которой запрещены элитные политические разборки. В этом же смысле он предоставляет «право на убежище» – индульгенции подобного рода будут все больше в цене.
Отсюда же опасности, стоящие перед «Сириусом»:
1. Замкнуться в себе и оторваться от реальности.
2. Стать самоценным элитно-аристократическим институтом: «таланты для талантов».
3. От политической нейтральности перейти к стерильности.
4. Потерять политическую значимость, проистекающую из внеполитического статуса вследствие смены команд высших администраторов образования, просвещения и науки.
Сайт конференции: https://siriusconf.ru/
Сегодня завершается основная двухдневная часть IV Всероссийской конференции «Путь к успеху: стратегия сопровождения молодых талантов», проводимой на базе «Сириуса».
Уже приезжал президент Путин и побеседовал со студентами, их наставниками и педагогами. На идеи, звучащие в ходе таких встреч, стоит обращать особой внимание – они имеют тенденцию всплывать на заседаниях Совета по науке и образованию при Президенте, а затем очень споро преобразовываться в реальные поручения.
Прошла молодежная секция, где сами студенты (в основном талантливые, ведь для них и создан «Сириус») представляют видение того, как нам обустроить образование, обучение и развитие страны.
И конечно завершилась региональная секция, которая была призвана не только поделиться лучшими практиками, но и сверить управленческие часы – ведь теперь, с федпроектом «Успех каждого ребенка» «Сириус» действительно становится частью федеральной сети, отвечая за поиск и поддержку талантов.
Чтобы не мучиться дилеммами нравственного выбора, кто талантлив, а кто нет – региональные «Сириусы» и их сочинский федеральный центр работают в хорошем смысле в конвейерном режиме, стремясь пропустить сквозь себя как можно больше школьников (а затем и студентов).
Остаются еще некоторые управленческие коллизии – кто главнее «Сириус» или Минпросвещения, но в целом хорошо, что есть и то, и другое. В конце концов лучше иметь и Кванториумы, и региональные «Сириусы», а еще «базовые школы РАН», СУНЦ и кучу всего иного. Таланты требуют множественности подходов, а сама природа талантливости – широких возможностей для раскрытия.
Но именно сейчас, в 2020 году, в первый год работы нацпроектов в полную мощь, на пороге политических трансформаций – стоит начинать делать пометки на полях форумов и конференций.
«Сириус» – это уникальная сквозная экосистема. В ней реализуется профориентация, базовая школьная подготовка, допобразование, высшее образование (через научно-технологический университет), дальнейшая работа по научно-исследовательским и инновационно-технологическим векторам (через ИНТЦ), (пере)подготовка педагогов. Это, уже не говоря о спорте и искусстве, но и без этих важных компонентов в России сейчас нет ни одного научно-образовательного учреждения подобной мощности. С большим отрывом за «Сириусом» следует МГУ.
«Сириус» не тиражируем, потому что федеральный центр такого формата нужен только один. Что возможно делать – распространять модель по работе с талантливыми детьми для профориентации, дополнительного обучения и профилизации.
«Сириус» неизбежно становится федеральной структурой, при этом достаточно закрытой к внешним влияниям. Как откровенно инновационная площадка он неприкасаем для формалистских проверок. И в этом состоит его сила.
«Сириус» формирует разрыв между потоками талантов и реальностью, ликвидировать которой – задача научно-образовательных властей (в первую очередь, Минпросвещения и Минобрнауки).
«Сириус» в силу персонального состава учредителей и кураторов (Владимир Путин, Андрей Фурсенко, Елена Шмелева и пр.), а также их союзников (Михаил Ковальчук всегда выражает солидаризацию с идеями фонда) находится вне политики – он представляет собой «переговорную площадку», некую «святую землю», на которой запрещены элитные политические разборки. В этом же смысле он предоставляет «право на убежище» – индульгенции подобного рода будут все больше в цене.
Отсюда же опасности, стоящие перед «Сириусом»:
1. Замкнуться в себе и оторваться от реальности.
2. Стать самоценным элитно-аристократическим институтом: «таланты для талантов».
3. От политической нейтральности перейти к стерильности.
4. Потерять политическую значимость, проистекающую из внеполитического статуса вследствие смены команд высших администраторов образования, просвещения и науки.
Сайт конференции: https://siriusconf.ru/
На «Сириус» в один конец (2/2)
Хотя есть и более позитивные сценарии – у Елены Шмелевой и команды вполне может получиться «изменить мир» и сделать наше образование максимально приближенному к тому, где находят и развивают таланты каждого ребенка.
Но увы, для этого обязательно необходимо прийти в публичную политику, чего Елена Шмелева пока не очень хочет (или для чего еще просто не настал час).
Много говорится о том, что нацпроекты являются теми ускорителями, которые должны буквально вынести россиян в новое качество жизни. Нацпроектам «Наука» и «Образование» традиционно уделяется повышенное внимание: первый позволяет совершить научно-технологический прорыв и служит инновационной базой для других национальных проектов, а второй отвечает за наработку (сугубо в позитивном смысле) человеческого капитала.
И если мы видим некую прекрасную Россию будущего, в которую перенесемся 1 января 2025 года, то в ней должны присутствовать не только дороги и школы, врачи и синхротроны – но и реально работающая идеология (методология) воспитания «россиян 2.0».
Именно такой системой в идеале должен являться «Сириус». Правда внутри его идея поражена вирусом элитарности, но пока что архитекторы более-менее с ней справляются.
Елену Шмелеву всегда отличает смелость замысла – но при этом и умение держать слово. Стоит бегло взглянуть на задачи конференции. Это практически все нацпроекты, Стратегии научно-технологического и пространственного развития РФ, госпрограммы НТР и развития образования. А еще кадровая база для НОЦ, технологический трансфер и культура инноваций, формирование городской среды и муниципальных пространств через развитие «Сириуса» и его аналогов.
Последнее обстоятельство не менее интересно. Ремуниципализация неизбежно и города получат больше полномочий. И для многих из них градообразующими постепенно становятся конгломераты новых институций прорыва: НОЦ, научные центры мирового уровня, единые кампусы, установки megascience, федеральные и «опорные» университеты (в их нацпроектном перезагруженном качестве), региональные «Сириусы» и т.п.
Следовательно, головной «Сириус» и его руководители (да и региональне тоже) должны будут брать на себя все больше и больше функций собственно социальных, а не только образовательных или просветительских.
Не менее важно, что под «россиянина 2.0» должна быть готова «Россия 2.0» – иначе многочисленные таланты либо разъедутся, либо не будут использовать и десятой доли своих талантов, удовлетворившись не прорывами, а постепенным и не очень спешным развитием страны.
Собственно говоря, это и есть переход в постиндустриальную эру, которую должна совершить Россия форсированными темпами за несколько лет. Не только в мир цифры (на всех киловатт не хватит), сколько в мир идей и знаний.
«Сириус» как раз формирует те модели, по которым можно будет обучить «россиянина 2.0», сконструировать пространство для его жизни и возможности для непрерывного самосовершенствования. Воплощать все это в жизнь как раз придется Андрею Фурсенко, Татьяне Голиковой, Елене Шмелевой, Марине Раковой, Валерию Фалькову, Сергею Кравцова (которого очень ждали и на конференционной части, но зато он присутствовал на встрече президента и студентов) и многим другим.
Столь амбициозные задачи, стоящие перед «Сириусом» – это вынужденная мера. Можно сказать он прост обречено на то, чтобы служить той точкой опоры, об которой должна перевернуться Россия в новое историческое качество. В этом и есть смысл орбиты «Сириуса», на которую должна выйти наша страна.
И следить за этими процессами на самом деле не менее интересно и важно, чем за перипетиями дележа полномочий многочисленных советов и органов государственно-публичной власти.
Хотя есть и более позитивные сценарии – у Елены Шмелевой и команды вполне может получиться «изменить мир» и сделать наше образование максимально приближенному к тому, где находят и развивают таланты каждого ребенка.
Но увы, для этого обязательно необходимо прийти в публичную политику, чего Елена Шмелева пока не очень хочет (или для чего еще просто не настал час).
Много говорится о том, что нацпроекты являются теми ускорителями, которые должны буквально вынести россиян в новое качество жизни. Нацпроектам «Наука» и «Образование» традиционно уделяется повышенное внимание: первый позволяет совершить научно-технологический прорыв и служит инновационной базой для других национальных проектов, а второй отвечает за наработку (сугубо в позитивном смысле) человеческого капитала.
И если мы видим некую прекрасную Россию будущего, в которую перенесемся 1 января 2025 года, то в ней должны присутствовать не только дороги и школы, врачи и синхротроны – но и реально работающая идеология (методология) воспитания «россиян 2.0».
Именно такой системой в идеале должен являться «Сириус». Правда внутри его идея поражена вирусом элитарности, но пока что архитекторы более-менее с ней справляются.
Елену Шмелеву всегда отличает смелость замысла – но при этом и умение держать слово. Стоит бегло взглянуть на задачи конференции. Это практически все нацпроекты, Стратегии научно-технологического и пространственного развития РФ, госпрограммы НТР и развития образования. А еще кадровая база для НОЦ, технологический трансфер и культура инноваций, формирование городской среды и муниципальных пространств через развитие «Сириуса» и его аналогов.
Последнее обстоятельство не менее интересно. Ремуниципализация неизбежно и города получат больше полномочий. И для многих из них градообразующими постепенно становятся конгломераты новых институций прорыва: НОЦ, научные центры мирового уровня, единые кампусы, установки megascience, федеральные и «опорные» университеты (в их нацпроектном перезагруженном качестве), региональные «Сириусы» и т.п.
Следовательно, головной «Сириус» и его руководители (да и региональне тоже) должны будут брать на себя все больше и больше функций собственно социальных, а не только образовательных или просветительских.
Не менее важно, что под «россиянина 2.0» должна быть готова «Россия 2.0» – иначе многочисленные таланты либо разъедутся, либо не будут использовать и десятой доли своих талантов, удовлетворившись не прорывами, а постепенным и не очень спешным развитием страны.
Собственно говоря, это и есть переход в постиндустриальную эру, которую должна совершить Россия форсированными темпами за несколько лет. Не только в мир цифры (на всех киловатт не хватит), сколько в мир идей и знаний.
«Сириус» как раз формирует те модели, по которым можно будет обучить «россиянина 2.0», сконструировать пространство для его жизни и возможности для непрерывного самосовершенствования. Воплощать все это в жизнь как раз придется Андрею Фурсенко, Татьяне Голиковой, Елене Шмелевой, Марине Раковой, Валерию Фалькову, Сергею Кравцова (которого очень ждали и на конференционной части, но зато он присутствовал на встрече президента и студентов) и многим другим.
Столь амбициозные задачи, стоящие перед «Сириусом» – это вынужденная мера. Можно сказать он прост обречено на то, чтобы служить той точкой опоры, об которой должна перевернуться Россия в новое историческое качество. В этом и есть смысл орбиты «Сириуса», на которую должна выйти наша страна.
И следить за этими процессами на самом деле не менее интересно и важно, чем за перипетиями дележа полномочий многочисленных советов и органов государственно-публичной власти.
Таланты: выявить, поддержать, сохранить
Второй день конференции «Путь к успеху», проходящей в «Сириусе», начался с обсуждения на пленарном заседании вопросов не только как выявить и поддержать одарённых детей, но и как сохранить их потенциал для страны и экономики.
Свой опыт представил и бизнес. Выступления представителей корпоративных «Сибура» и «Газпромнефти», проектов АНО «Россия – страна возможностей» (Владислав Даванков) при великолепной модерации Елены Шмелевой развернули глубокую и содержательную дискуссию.
Тема продолжилась в рамках круглого стола «Центры притяжения и удержания талантов в регионах», где свои программы в рамках НОЦ и ИНТЦ представили региональные министры Свердловской (Юрий Биктуганов) и Новосибирской (Алексей Васильев) областей, а также ректоры ВУЗов - участников проектов НОЦ в Белгороде (Сергей Глаголев, БГТУ) и Тюменской области + ХМАО + ЯНАО (Вероника Ефремова, ТИУ).
Завершился круглый стол выступлением министра образования и науки Нижегородской области Сергея Злобина с презентацией результататов успешного формирования научно-технологической экосистемы «Образование–Наука–Трансфер технологий–Бизнес» (НОЦ «Техноплатформа 2035»)
Второй день конференции «Путь к успеху», проходящей в «Сириусе», начался с обсуждения на пленарном заседании вопросов не только как выявить и поддержать одарённых детей, но и как сохранить их потенциал для страны и экономики.
Свой опыт представил и бизнес. Выступления представителей корпоративных «Сибура» и «Газпромнефти», проектов АНО «Россия – страна возможностей» (Владислав Даванков) при великолепной модерации Елены Шмелевой развернули глубокую и содержательную дискуссию.
Тема продолжилась в рамках круглого стола «Центры притяжения и удержания талантов в регионах», где свои программы в рамках НОЦ и ИНТЦ представили региональные министры Свердловской (Юрий Биктуганов) и Новосибирской (Алексей Васильев) областей, а также ректоры ВУЗов - участников проектов НОЦ в Белгороде (Сергей Глаголев, БГТУ) и Тюменской области + ХМАО + ЯНАО (Вероника Ефремова, ТИУ).
Завершился круглый стол выступлением министра образования и науки Нижегородской области Сергея Злобина с презентацией результататов успешного формирования научно-технологической экосистемы «Образование–Наука–Трансфер технологий–Бизнес» (НОЦ «Техноплатформа 2035»)
Наукометрия: новое поколение (1/3)
В январе (14-го числа) Минобрнауки разослало руководителям подведомственных научных организаций письмо «О корректировке государственного задания с учетом методики расчета комплексного балла публикационной результативности».
Документ этот по меньшей мере революционный, но обо всем по порядку.
Ключевым понятием становится комплексный балл публикационной результативности (КБПР), то есть от штучного счета (максимум с некоторыми коэффициентами) идет переход к полноценному фракционному счету – с разделением вклада авторов и организаций в научный результат и качества журналов (их квартильности). Также учитываются различия для статей, опубликованных в изданиях, которые индексируются в разных базах данных.
На данный момент КБПР распространяется только на научные организации и лишь для госзадания, а для вузов работа над методикой продолжается.
И отдельно стоит отметить, что данная Методика была согласована Российской академией наук.
Постараемся кратко и емко описать нововведения.
Источниками для показателей служат данные публикационного отчета за 2018 год, данные информсистемы управления НИР Минобрнауки, данные Web of Science.
Для каждой организации выбираются фундаментальные темы исследования – то есть те из классификатора ОЭСР, которым уделяется более половины рабочих часов. Остальным присваивается статус междисциплинарных.
КБПР высчитывается для всех направлений науки, представленных в организации.
Расчет КБПР рассчитывается на каждую комбинацию публикации и автора, указанных в публикационном отчете Организации.
Важные коэффициенты:
Аффилиация – статья учитывается только в том случае, если аффилиация в принципе указана, причем в том долевом соотношении, сколько таковых указано. Этот прием нацелен на борьбу с множественными, в том числе покупными и договорными аффилиациями.
Следовательно, работа над грамотным указанием аффилиации становится еще более важной, впрочем, она ведется уже не первый год, причем базы данных полностью открыты для всех корректировок.
Соавторы – общий балл делится на количество соавторов. Напомним, каждая комбинация статьи-автора учитывается отдельной строкой, поэтому потерь здесь не будет.
Качество журнала – основной акцент сделан на журналы Web of Science Core Collection. Коэфициенты (зачитывается максимальный из всех возможных):
Q1 = 19,7
Q2 = 7,3
Q3 = 2,7
Q4 = 1
Q = 1 (издания, входящие в WoS CC, но не имеющие импакт-фактора и, следовательно, квартиля – в частности, это журналы из индексов ESCI и AHCI, то есть амбициозные новички и чисто гуманитарные издания).
S = 1 (те публикации, что индексированы только в Scopus)
R = 0,75 (публикации, индексируемые только в Russian Science Citation Index (русская полка Web of Science)
V = 0,5 (журналы из перечня ВАК, нигде не индексируемые)
B = 1 (монографии зарегистрированные в Российской книжной палате).
В Методике отмечается, что в перспективе для монографий введут дополнительные коэффициенты в зависимости от объема и научной составляющей (новизна, актуальность и т.д).
Источник публикации: https://www.facebook.com/groups/scientometrics/permalink/2906181446070196/
В январе (14-го числа) Минобрнауки разослало руководителям подведомственных научных организаций письмо «О корректировке государственного задания с учетом методики расчета комплексного балла публикационной результативности».
Документ этот по меньшей мере революционный, но обо всем по порядку.
Ключевым понятием становится комплексный балл публикационной результативности (КБПР), то есть от штучного счета (максимум с некоторыми коэффициентами) идет переход к полноценному фракционному счету – с разделением вклада авторов и организаций в научный результат и качества журналов (их квартильности). Также учитываются различия для статей, опубликованных в изданиях, которые индексируются в разных базах данных.
На данный момент КБПР распространяется только на научные организации и лишь для госзадания, а для вузов работа над методикой продолжается.
И отдельно стоит отметить, что данная Методика была согласована Российской академией наук.
Постараемся кратко и емко описать нововведения.
Источниками для показателей служат данные публикационного отчета за 2018 год, данные информсистемы управления НИР Минобрнауки, данные Web of Science.
Для каждой организации выбираются фундаментальные темы исследования – то есть те из классификатора ОЭСР, которым уделяется более половины рабочих часов. Остальным присваивается статус междисциплинарных.
КБПР высчитывается для всех направлений науки, представленных в организации.
Расчет КБПР рассчитывается на каждую комбинацию публикации и автора, указанных в публикационном отчете Организации.
Важные коэффициенты:
Аффилиация – статья учитывается только в том случае, если аффилиация в принципе указана, причем в том долевом соотношении, сколько таковых указано. Этот прием нацелен на борьбу с множественными, в том числе покупными и договорными аффилиациями.
Следовательно, работа над грамотным указанием аффилиации становится еще более важной, впрочем, она ведется уже не первый год, причем базы данных полностью открыты для всех корректировок.
Соавторы – общий балл делится на количество соавторов. Напомним, каждая комбинация статьи-автора учитывается отдельной строкой, поэтому потерь здесь не будет.
Качество журнала – основной акцент сделан на журналы Web of Science Core Collection. Коэфициенты (зачитывается максимальный из всех возможных):
Q1 = 19,7
Q2 = 7,3
Q3 = 2,7
Q4 = 1
Q = 1 (издания, входящие в WoS CC, но не имеющие импакт-фактора и, следовательно, квартиля – в частности, это журналы из индексов ESCI и AHCI, то есть амбициозные новички и чисто гуманитарные издания).
S = 1 (те публикации, что индексированы только в Scopus)
R = 0,75 (публикации, индексируемые только в Russian Science Citation Index (русская полка Web of Science)
V = 0,5 (журналы из перечня ВАК, нигде не индексируемые)
B = 1 (монографии зарегистрированные в Российской книжной палате).
В Методике отмечается, что в перспективе для монографий введут дополнительные коэффициенты в зависимости от объема и научной составляющей (новизна, актуальность и т.д).
Источник публикации: https://www.facebook.com/groups/scientometrics/permalink/2906181446070196/
Наукометрия: новое поколение (2/3)
Вроде бы присутствует ущемление гуманитариев – в самом профильным для них индексе WoS CC нет квартилей, Скопус ценится не выше, а уж про RSCI и ВАК говорить не стоит. С другой стороны, у гуманитариев есть важное преимущество – они как правило пишут статьи в одиночку или небольшими группами, что всерьез повышает их ценность. Также есть надежда на скорое введение дополнительных коэффициентов по монографиям.
Методика четко демонстрирует дрейф от перечня ВАК через RSCI к Скопусу и WoS. Пока что Перечень ВАК остается для защит и получения ученых званий, но далее он явно уступит свое место RSCI и иным более знаковым индексам. Также стоит ожидать, что рано или поздно, особенно для защит по докладу (по совокупности публикаций) КБПР станут играть очень важную роль.
Далее КБПР по отчету организации сравнивается с КБПР по данных самого Web of Science. Если по отчету выходит меньше 90%, чем по WoS – то присваивается значение по WoS с коэффициентом 0,9.
Если от 0,9 до 1,1 (в целом совпадает) – то за базовый принимается тот, что рассчитан по WoS.
Если же по отчету больше в 1,1 раза (или еще значительнее) – считается по WoS с коэффициентом 1,1.
Вот эта вся сложная арифметика нужна для того, чтобы блокировать возможные выбросы, а также дать некий переходный период для организаций – в плане работы с аффилиациями и т.п.
Естественно, итоговый КБПР складывается из оного по WoS и такового не по WoS (Scopus, ВАК и т.п.).
Далее идет выделение КБПР именно по госзаданию, причем с точки зрения финансирования откидываются только гранты РНФ и РФФИ. Здесь, конечно, есть некоторая слабость модели – в частности, выпадают те же мегагранты, хотя они и не вносят столь существенного изменения параметров.
В итоге получаются данные, позволяющие наконец-то от 2018 года перейти в 2020-й. В частности, вводятся коэффициенты:
KP1 – общий обязательный рост на 10%.
KP2 – корректирующий коэффициент для приводимости сумм госзадания.
А затем немного математики (предлагаем читателям поглядеть формулы самостоятельно) и мы получаем коэффициент KP3, который отражает общую публикационную производительность Организации в 2018 году по отношению к усредненной общей публикационной результативности организации. А говоря проще – переранжирование научных институтов на три группы: организации-лидеры, организации среднего уровня, догоняющие организации. Заодно с определением того, на каком уровне эффективности находится организация и какой сценарий развития ей необходимо использовать.
Подчеркнем – это чисто технический момент, который должен определить объемы роста публикационной активности, основываясь на точных расчетах. В итоге, требования к лидерам не столь и велики – более того в ряде случаев вводится коэффициент на замедление роста (в тех случаях, когда для увеличения количества публикаций необходимо привлечения дополнительных исследований). В общем случае, если КБПР такой организации превышает усредненное более чем на 50%, то перед ней ставится задача 10% роста, а если же при этом будет превзойден показатель KP3 = 1,5, то вообще ограничивается на отметке 6,7%.
Организации среднего уровня в сумме должны продемонстрировать рост примерно от 10 до 20%.
Отстающие должны форсированно демонстрировать рост – не только на общие 10%, но и отыгрывая отставание ежегодно на 20%.
Есть еще пара частных случаев, но это уже действительно детали.
Вроде бы присутствует ущемление гуманитариев – в самом профильным для них индексе WoS CC нет квартилей, Скопус ценится не выше, а уж про RSCI и ВАК говорить не стоит. С другой стороны, у гуманитариев есть важное преимущество – они как правило пишут статьи в одиночку или небольшими группами, что всерьез повышает их ценность. Также есть надежда на скорое введение дополнительных коэффициентов по монографиям.
Методика четко демонстрирует дрейф от перечня ВАК через RSCI к Скопусу и WoS. Пока что Перечень ВАК остается для защит и получения ученых званий, но далее он явно уступит свое место RSCI и иным более знаковым индексам. Также стоит ожидать, что рано или поздно, особенно для защит по докладу (по совокупности публикаций) КБПР станут играть очень важную роль.
Далее КБПР по отчету организации сравнивается с КБПР по данных самого Web of Science. Если по отчету выходит меньше 90%, чем по WoS – то присваивается значение по WoS с коэффициентом 0,9.
Если от 0,9 до 1,1 (в целом совпадает) – то за базовый принимается тот, что рассчитан по WoS.
Если же по отчету больше в 1,1 раза (или еще значительнее) – считается по WoS с коэффициентом 1,1.
Вот эта вся сложная арифметика нужна для того, чтобы блокировать возможные выбросы, а также дать некий переходный период для организаций – в плане работы с аффилиациями и т.п.
Естественно, итоговый КБПР складывается из оного по WoS и такового не по WoS (Scopus, ВАК и т.п.).
Далее идет выделение КБПР именно по госзаданию, причем с точки зрения финансирования откидываются только гранты РНФ и РФФИ. Здесь, конечно, есть некоторая слабость модели – в частности, выпадают те же мегагранты, хотя они и не вносят столь существенного изменения параметров.
В итоге получаются данные, позволяющие наконец-то от 2018 года перейти в 2020-й. В частности, вводятся коэффициенты:
KP1 – общий обязательный рост на 10%.
KP2 – корректирующий коэффициент для приводимости сумм госзадания.
А затем немного математики (предлагаем читателям поглядеть формулы самостоятельно) и мы получаем коэффициент KP3, который отражает общую публикационную производительность Организации в 2018 году по отношению к усредненной общей публикационной результативности организации. А говоря проще – переранжирование научных институтов на три группы: организации-лидеры, организации среднего уровня, догоняющие организации. Заодно с определением того, на каком уровне эффективности находится организация и какой сценарий развития ей необходимо использовать.
Подчеркнем – это чисто технический момент, который должен определить объемы роста публикационной активности, основываясь на точных расчетах. В итоге, требования к лидерам не столь и велики – более того в ряде случаев вводится коэффициент на замедление роста (в тех случаях, когда для увеличения количества публикаций необходимо привлечения дополнительных исследований). В общем случае, если КБПР такой организации превышает усредненное более чем на 50%, то перед ней ставится задача 10% роста, а если же при этом будет превзойден показатель KP3 = 1,5, то вообще ограничивается на отметке 6,7%.
Организации среднего уровня в сумме должны продемонстрировать рост примерно от 10 до 20%.
Отстающие должны форсированно демонстрировать рост – не только на общие 10%, но и отыгрывая отставание ежегодно на 20%.
Есть еще пара частных случаев, но это уже действительно детали.
Наукометрия: новое поколение (3/3)
Подведем итоги.
Новая Методика касается научных организаций из числа подведов Минобрнауки, которые получают средства по государственному заданию на проведения фундаментальных и поисковых исследований.
Основная цель – обеспечить повышение качества публикаций при сохранении темпов роста их количества.
Главный плюс – она будет работать, причем в ней есть потенциал к развитию.
Достоинства системы очевидны – учитывается всё в долях (соавторы, количество аффилиаций у каждого и т.п.). Никто не будет забыт и ничто не будет забыто. А за отсутствие аффилиации или за ее неправильное указание теперь начнут строжайше карать. Впрочем, давно пора.
Заодно будет сильно снижено влияние ученых, имеющих многочисленные аффилиации, а следовательно – источники финансирования. В какой-то момент такого нахлебника, если он не пожелает поставить аффилиацию с российским научным институтом, из оного просто уволят, поскольку за те же деньги можно будет получить больше КБПР от других исследователей.
Самое важное – появляется возможность выстраивать баланс между уровнем журнала – количеством соавторов – количеством аффилиаций, то есть наконец-то можно будет напрямую измерить статью из Nature в статьях из журнала Перечня ВАК.
Salami slicing также должен постепенно уходить в прошлое при учете того, что нарезка бы уходила в бросовые журналы, а «цельный кусок» в более приличные.
И остается один вопрос – будут ли как-то учитываться журналы хотя бы не из перечня ВАК (входящие исключительно в РИНЦ). Если нет – то, пожалуй, это будет самый серьезный урон по журнальному бизнесу. В котором окончательно воцарится журнальный дарвинизм – кто не пробьется быстро в списки, погибнет в неравной схватке.
Методика, конечно, не лишена недостатков. Во-первых, многие коэффициенты умозрительны как и формулы (хотя спорить можно до посинения). Во-вторых, снижается смысл печататься в больших коллаборациях (скорее все же – только и исключительно в больших коллаборациях).
Самый главный минус Методики в том, что она сложна для понимания. Основной массе ученых придется принять на веру, что вот эта публикация весит 1,4, а вот та 0,06.
Также обязательно появятся мудрецы, которые освоят формулы и будут давать рекомендации, как и куда лучше подаваться. Впрочем, на больших массивах всё это будет нивелироваться.
Стоит отметить, что никак не регламентирован вопрос о приоритетности аффилиаций – каждая имеет равный вес.
Призываем коллег, если у вас есть соображения и сутевые замечания – пишите нам на почту или в бота. Будем разбираться вместе.
Подведем итоги.
Новая Методика касается научных организаций из числа подведов Минобрнауки, которые получают средства по государственному заданию на проведения фундаментальных и поисковых исследований.
Основная цель – обеспечить повышение качества публикаций при сохранении темпов роста их количества.
Главный плюс – она будет работать, причем в ней есть потенциал к развитию.
Достоинства системы очевидны – учитывается всё в долях (соавторы, количество аффилиаций у каждого и т.п.). Никто не будет забыт и ничто не будет забыто. А за отсутствие аффилиации или за ее неправильное указание теперь начнут строжайше карать. Впрочем, давно пора.
Заодно будет сильно снижено влияние ученых, имеющих многочисленные аффилиации, а следовательно – источники финансирования. В какой-то момент такого нахлебника, если он не пожелает поставить аффилиацию с российским научным институтом, из оного просто уволят, поскольку за те же деньги можно будет получить больше КБПР от других исследователей.
Самое важное – появляется возможность выстраивать баланс между уровнем журнала – количеством соавторов – количеством аффилиаций, то есть наконец-то можно будет напрямую измерить статью из Nature в статьях из журнала Перечня ВАК.
Salami slicing также должен постепенно уходить в прошлое при учете того, что нарезка бы уходила в бросовые журналы, а «цельный кусок» в более приличные.
И остается один вопрос – будут ли как-то учитываться журналы хотя бы не из перечня ВАК (входящие исключительно в РИНЦ). Если нет – то, пожалуй, это будет самый серьезный урон по журнальному бизнесу. В котором окончательно воцарится журнальный дарвинизм – кто не пробьется быстро в списки, погибнет в неравной схватке.
Методика, конечно, не лишена недостатков. Во-первых, многие коэффициенты умозрительны как и формулы (хотя спорить можно до посинения). Во-вторых, снижается смысл печататься в больших коллаборациях (скорее все же – только и исключительно в больших коллаборациях).
Самый главный минус Методики в том, что она сложна для понимания. Основной массе ученых придется принять на веру, что вот эта публикация весит 1,4, а вот та 0,06.
Также обязательно появятся мудрецы, которые освоят формулы и будут давать рекомендации, как и куда лучше подаваться. Впрочем, на больших массивах всё это будет нивелироваться.
Стоит отметить, что никак не регламентирован вопрос о приоритетности аффилиаций – каждая имеет равный вес.
Призываем коллег, если у вас есть соображения и сутевые замечания – пишите нам на почту или в бота. Будем разбираться вместе.