НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
ГУУ – второй век цифровой

Сегодня 101 год со дня основания Государственного университета управления. Это очень серьезная дата.

ГУУ дает своим выпускникам старт в профессию, вооруженными лидерскими и управленческими компетенциями. На государственном уровне сейчас действует президентская команда, в которой выпускники ГУУ решают проблемы сегодняшнего дня: Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев, заместитель Министра финансов Илья Торосов, губернаторы Андрей Никитин и Василий Голубев, руководители федеральных агентств и корпораций: корпоративный директор АСИ Елена Мякотникова, руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин, Заместитель Председателя Правления ПАО «Газпром» Фамил Садыгов и плеяда федеральных и региональных руководителей.

Во второе свое столетие университет вошел в непривычных для традиционного вуза условия.

«Университет, будучи ориентированным ранее на традиционные формы обучения, развернулся стремительно в сторону активного внедрения дистанционных и проектных форм обучения, взяв курс на цифровизацию, внедрение цифровых технологий. Изменились и принципы деятельности, возникли новые вызовы и задачи. При этом открылись и новые возможности», – сообщил специально для НОП ректор ГУУ Иван Лобанов.

В период самоизоляции и перехода на дистанционный формат обучения образовательные проекты в ГУУ не застопорились, а активизировались в новых формах.

Университет внедряет проектную деятельность, активно развивает обучение новым компетенциям, готовя будущих управленцев цифровой экономики. Спрос на дистанционные курсы ДПО ГУУ вырос в 4 раза только за апрель этого года.

ГУУ использует собственные цифровые платформы, на которых проходят трансляции онлайн-конференций, круглых столов и семинаров, имеется возможность удаленного доступа к научной библиотеке ГУУ.

Активно развивается киберспорт, студенты организовывают свои киберспортивные мероприятия, а также участвуют в различных турнирах. Запустился проект «Цифровые волонтеры», который включает в себя международные онлайн-курсы, вебинары, информацию о стажировках и грантах.

Разработки молодых ученых Проектно-учебной лаборатории «Цифровая экономика и высокие технологии», онлайн лаборатории «#ГУУ.Code» занимают призовые места в различных номинациях. Научная работа студентов и молодых учёных поддерживается научными школами ГУУ, имеющими богатую историю, а сегодня функционирующими в коллаборации с зарубежными исследовательскими коллективами и РАН.

Вместе со стремительно меняющимся миром, меняется и стратегия университета, которая ориентирована на реализацию актуальных инноваций. ГУУ уверено входит в новую управленческо-цифровую реальность. Желаем коллективу Государственного университета управления дальнейших успехов!
Корпоративное образование в эпоху пандемии (1/2)

29 апреля на панельной дискуссии ММСО «Будущее, которое уже наступило» руководители корпоративного обучения крупнейших российских компаний обсудили, как дистант повлиял на обучение.

Ректор Корпоративного университета Сбербанка Валерия Заболотная:
Мы очутились в новом смешанном мире. Но это будущее угрожало наступить давно. Начинается эра, когда учиться приходится всю жизнь и уже в процессе выполнения задачи, в том числе. Каждый человек уникален и ценен, поэтому есть основополагающие принципы, которые корпоративный университет стремится развивать и раскрывать, для этого применяется разнообразие форм и методов.

В постоянном процессе получения компетенций сотрудников учат учиться. Традиционная система образования формирует ведомую личность, которой говорят, что и когда учить. Познавательный интерес сужается до состояния «что я выучил» в традиционном формате. Обучение должно стимулировать необходимость продолжать все время учиться.

Акцент при обучении в корпоративном университете Сбербанка делается на когнитивных навыках, которые включают в себя системное, креативное и критическое мышление, принятие решений. Это привычки мышления – как мы думаем и умеем отличить причинно-следственную связь от корреляции и т.д. То есть привычки, применяемые при освоении новых задач. В фокусе также находятся эмоциональные навыки: управление собой, эмоциональный интеллект, принятие себя и других. Это позволяет быстро перестроиться и переключиться на решение новых задач. И третье – цифровые навыки: большие данные и искусственный интеллект, разработка продуктов и дизайн-мышление, информационная безопасность. Последний пункт является сегодня приоритетом для банка. Трансформация в цифровую среду требует много разработчиков. Одновременно надо понимать, что это серьезный ресурс в мире. Ускорение процесса перехода на более высокий уровень инженеров происходит через геймификацию.

Стоит обратить особое внимание на текущих руководителей, которые принимают решения, и те инновации, которые есть в цифровом мире. Они должны быть digital native. Однако некая конфронтация между академическими и корпоративными университетами сохраняется. Академические вузы все еще воспринимают корпоративные университеты как недостаточно квалифицированные.

Руководитель корпоративного университета ООО «Сибур» Наталья Ямщикова:
Это время объединения и время партнерств. Пандемия форсировала перестройку модели организации труда. Это внесло изменения в работу университета, сейчас есть 2 ключевые задачи:
1. Поддержать операционную эффективность и бизнес в организации труда, то есть жизнь в логике спринта, а не марафона; проявить, вызов в том, чтобы перенести в цифру навыки оффлайна.
2. Крупные компании живут как часть экосистемы, для этого важно сохранять партнерство с университетами и школами. Партнерство проявляется именно в трудные времена.

Сибур собрал весь накопленный экспертный опыт и сделал пакетные партнерские образовательные предложения для поддержки учащихся. Сейчас формат инвестиций не монетарный, а сутевой. Ценность в том, что эксперты дают знания и сами учатся в процессе. Многое зависит от намерений, от открытости партнеров, гибкости и скорости перестройки. Кроме того, была запущена программа для учителей по переходу в онлайн и освоению новых методик. При этом сейчас надо понять, как измерить эффекты от новых форматов. Важно подчеркнуть, что программа для учителей помогает в реализации нацпроекта «Учитель будущего».

Источник: https://mief2020.mmco-expo.ru/program/budushchee-kotoroe-uzhe-nastupilo
Корпоративное образование в эпоху пандемии (2/2)

Директор Корпоративного университета МТС Оксана Фетисова:
МТС – большая структура, где нельзя выделить главенствующую категорию специалистов. Первая ошибка – думать, что онлайн-обучение это онлайн-курсы или вебинары. Записанные курсы смотрят не так активно. Проблема в том, что люди не умеют учиться, нужен высокий уровень само организованности и собранности. Сейчас программа обучения конструируется так: в одну единицу контента укладывается текст, задание, видео-курс, все собирается воедино и завершается вещами, адресующими к рефлексии и материалам. Теперь учебный план оказывается на виду.

Вторая ошибка – удалить все задания, оставить только обучающие ролики. Последнее, что надо делать – убирать практические задания. Ряд возможностей дают AR и VR.

Третья ошибка – недооценивать значимость коммуникации, особенно в части обязательного обучения. Коммуникации много не бывает. Надо всегда использовать несколько каналов связи.

Четвертая ошибка – не исследовать целевую аудиторию. Делать программы-универсалы для всех неэффективно. Важно понимать, с кем работать и на какие модули надо разбивать программу, в зависимости от фокусной группы.

Пятая ошибка – «Быть цифровым дурнем» – важно не забывать про значимость технической экспертизы того, кто ведет программу или онлайн-тренинг, нужно знать особенность применяемых цифровых решений.

Заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Александр Збарский:
В будущем, в котором мы живем сейчас, важна роль оффлайна, но надо ценить радость от онлайна. Сейчас входим в новую сферу деятельности – University Relations – то, как транслируются запросы в образовательную систему. Эта среда позволяет направлять большое количество человек на целевое обучение. Проблема в том, кому дать направление. Выстроена система прогнозирования и планирования, выстроена система отбора и тестирования тех, кто направляется на обучение. Производится оценка ментальных особенностей и склонности к точным наукам. Для целевиков в дополнение к образовательному треку предполагается дополнительное профильное обучение, исходя из конкретных корпоративных потребностей. Появляется траектория развития от студента к работнику.

Важно обеспечить равенство знаний преподавателей, руководителей и специалистов, а также включать молодых преподавателей в молодежную политику компании. Один из ключевых моментов – обновление материально-технической базы. Создан регламент оснащения каждой программы. Используется сетевая форма образовательных программ и заключение соответствующих договоров. Не стоит забывать о международной кооперации. Все продукты вуза включаются в экспортный портфель. Важный блок – участие компании в управлении университетскими комплексами. Разрабатывается совместная стратегия развития комплексов. Для реализации всех планов был создан соответствующий центр компетенций. Синергия должна случиться за счет «микса» трех точек зрения.

Наблюдать за отношением бизнеса к образованию было особенно интересно. Если раньше мы видели «одностороннее сотрудничество» корпораций с академическими вузами, где бизнес выступал как заказчик конкретных навыков и компетенций. В ходе дискуссии стало понятно, что такое отношение «размывается». Корпорации сегодня тоже знают о нацпроектах и заинтересованы во встраивании своих программ в общую канву образования. Есть четкая тенденция к систематизации и консолидации образования в единую общую систему. Корпоративным университетам не хватает признания качества своих образовательных программ, а академическим университетам не достает гибкости и ухода от консерватизма. Корпорации в обучении часто делают акцент на софт-скиллс, забывая о том, что это надстройка над хард-скиллс. Из выступлений экспертов очевидно, что такое отношение меняется. И как знать, может быть, в скором времени мы увидим наименования корпоративных университетов в списке тех, кто активно вовлечен в создание научно-образовательной архитектуры национального масштаба, ведь каждой из сторон есть, чему поучиться друг у друга.
Советы-координаторы

Приказом Министра науки и высшего образования РФ образованы координационные советы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по следующим областям образования: «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Здравоохранение и медицинские науки», «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки», «Искусство и культура», «Математические и естественные науки», «Науки об обществе», «Образование и педагогические науки», «Гуманитарные науки» и «Оборона и безопасность государства. Военные науки», а также утверждены составы и положения о координационных советах.

В состав координационных советов вошли представители федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования, представители Минобрнауки России и других органов государственной власти, вузов и научных организаций, работодателей и других заинтересованных структур.

Эксперты будут готовить рекомендации по повышению качества и развитию системы высшего образования.

Координационные советы являются совещательными органами Минобрнауки России и созданы для координации деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования (ФУМО), действующих в соответствующих областях образования. Свои предложения по вопросам развития соответствующих областей образования эксперты будут направлять в Министерство.

На координационные советы возложены полномочия разрабатывать предложения по вопросам обеспечения качества организационного и научно-методического обеспечения высшего и дополнительного профессионального образования, анализировать перспективы развития соответствующих областей образования, формировать предложения о структуре и содержании федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и примерных основных образовательных программ, о целесообразности внесения изменений в перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования по соответствующим областям образования, готовить рекомендации о программах повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и тематиках научно-исследовательских и проектных работ. Решения координационных советов носят рекомендательный характер.

Источник: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/press-center/index.php
список Приказ ВУЗы ворд.docx
150.1 KB
Росмолодежь подвела итоги Всероссийского конкурса молодежных проектов среди физических лиц и вузов.

Победило 177 вузов с 377 проектами.

Общая сумма грантовой поддержки - 900 млн рублей.

Редакция НОП обнаружила в составе победителей большое количество достойных университетов и немало наших хороших друзей.

В то же время ряд победителей (особенно из числа негосударственных образовательных организаций) вызывает большие сомнения.

Часть из победивших проектов, по нашей информации, уже реализованы, а некоторые представляют собой массовые мероприятия форумного характера, очевидно «заточенные» под живой, а не дистанционный формат проведения.

Будем рады ошибиться, но в условиях спада в экономике на вузах-победителях лежит особая ответственность: мероприятия в рамках данных грантов могут существенно укрепить их имидж.

Или растоптать его.

Будем наблюдать за ходом работ.
Рассуждая о митрополите Тихоне (Шевкунове), всегда надо держать в уме то, что он закончил сценарный факультет. И медийка для него - что монастырь родной.

Это не рядовой деятель РПЦ, это очень современно мыслящий медиа-менеджер.

Не исключаем, что свой архив он сам слил. Поскольку пока что из экспонированного следует, что он один из самых адекватных и прогрессивно мыслящих иерархов Церкви.

https://news.1rj.ru/str/russicatop/10979
Forwarded from ТПУ
Партнеры по Большому Томскому университету создают общую платформу онлайн-обучения и готовятся к приемной кампании

Томский консорциум научных и научно-образовательных организаций утвердил план работы по проекту «Большой Томский университет».

План представили заместитель председателя совета консорциума, врио ректора Томского политехнического университета Виктор Дёмин и директор по развитию проекта Лилия Кирьянова.

Он включает блоки по направлениям «образование», «общая инфраструктура», «научные проекты», «позиционирование», «город-университет», «кадры», «экспорт образования».

План рассчитан на период до 1 июля и будет корректироваться в зависимости от ситуации, в том числе изменения эпидемиологической обстановки.

В блоке «Образование» планируется разработать межуниверситетскую систему повышения квалификации преподавателей, запустить междисциплинарные образовательные программы и модули для магистрантов и аспирантов.

Еще один партнерский проект – создание единой платформы дистанционного обучения. Для этого сформирован каталог образовательных онлайн-ресурсов университетов Томска, доступ к которым вузы предоставят друг другу бесплатно.

«На общей платформе онлайн-курсы будут доступны студентам всех томских университетов. Курсы, которые сейчас реализованы в системе LSM Moodle, готовы для массового использования, регламент и процедуру мы сейчас обсуждаем», – отметил ректор ТПУ Виктор Дёмин.

По блоку «общая инфраструктура» в план включены внедрение единой системы идентификации студентов и сотрудников на территориях кампусов, единых читательских билетов и доступа к ресурсам библиотек, общего пользования социальными, культурными и спортивными объектами.

В блок «научные проекты» вошли разработка совместных программ исследований, проведение школ для молодых ученых, создание центра биомедицины и биотехнологий.

Партнеры будут вместе заниматься продвижением возможностей Большого Томского университета в России и за рубежом, развитием Томска как города-университета, привлечением специалистов и иностранных студентов.

https://news.tpu.ru/news/2020/04/30/36163/

@tomskuni
Очень важно для всех участников "Большого университета" и формируемого НОЦ в Томске - играть в одной команде.

Учитывая мощный потенциал томского научно-образовательного кластера, непродуманные действия одного из участников могут ослаблять весь проект.

НОП ранее неоднократно обращал внимание на перегибы, имеющие место быть в PR-сопровождении успехов отдельных коллег-томичей.

Более того, мы об этом неоднократно разговаривали с координаторами PR по линии Минобрнауки.

Не поленимся и повторим:
неуместно, когда профильное для области РИА ТОМСК при "подсветке" Большого университета откровенно играет в одни ворота отдельного университета.

Нелогично, когда в СМИ и соцсетях выходит новость из жизни Большого университета с позиционированием пресс-службы одного из участников.

Некомандно, когда несколько ректоров, играющих в одной связке, не могут сесть и договорится о единых правилах - в конце концов, вы же плывёте в одной лодке.

Знаем, что новый директор по развитию проекта "Большой томский университет" Лилия Кирьянова видит путь его стратегического развития и укреплений позиций.

Важно не сбиваться с пути - в одной команде с коллегами.

https://news.1rj.ru/str/tomskpolit/3413
Друзья, мы редко "балуем" вас подборками, но к "1 мая" и накопившейся от длительной самоизоляции усталости, позволим себе порекомендовать Вам каналы для изучения и к размышлению:

@NeSocSeti - НеСоциальная Сеть (Тро Барбаросса)
@sbagdasarov - Семён Багдасаров, уникальная личность
@SolovievLive - Владимир Соловьёв, и этим всё сказано
@RitaEbzeeva - Москва на передовой борьбы с коронавирусом
@glavmedia - главные новости со всего мира
@bbbreaking - оперативно и без "воды"
@aviadispet4er - авиация, от гражданской до военной
@savanichi - интересный и всесторонний канал
@fighter_bomber - ОТОШШШЕЛ, это про его подписчиков
@wargonzo, @epoddubny и @Sladkov_plus - они там, где "жарко", хэдлайнеры российской военной журналистики
@sputniklive - лучший канал о странах ближнего зарубежья
@grey_zone - "музыканты" Банистана, наемники Телеграма
@valentinbogdanov - Валентин Богданов работает в тылу вероятного противника
@scienpolicy - аналитические сводки по ситуации в мире
@sheptoon - знает кто кого и как в кулуарах украинской власти
@godeye_ru - "запрещённые" из Украины, нужный канал
@QAnons_Channel_Germany - коллеги из Германии, рекомендуем

Несколько интересных агрегаторов:
@blickradio и @volgosluh
@vibornyk - политтехнологии и выборы
@informburo_sfd - информационный агрегатор
@truth_aggregator - только правда и ничего, кроме правды

@karaulny - "Караульный", последний в списке, но не по значению! Отдельный респект.

Работаем дальше!
"Военный обозреватель"
Мир после COVID-19: рефлексия по высшей школе (1/2)

@szhenov для @scienpolicy 1/2

В The Wall Street Journal вчера вышла статься о том, как коронавирус меняет ландшафт высшего образования в США, подталкивая колледжи и университеты к критической точке, заставляя их делать «трудные выборы» в стратегии развития.

Некоторые колледжи говорят, что занятия в больших лекционных классах на долгое время могут остаться в прошлом. Матчи вузовских спортивных команд тоже еще долго не возобновятся и нет никакого ощущения, когда колледжи вновь получат прибыль от спорта (а это важная строка в бюджетах колледжей).

Опрос 515 руководителей колледжей и университетов США показал – каждый источник финансирования находится под сомнением. Почти все руководители сталкиваются с нехваткой платы за обучение из-за непредсказуемых показателей зачисления и снижения объёма пожертвований вследствие падения рынков. В то время как государственные учреждения подстраиваются под резкое сокращение бюджета, многие семьи задаются вопросом – стоит ли платить за частную школу, если учащимся придется «посещать» занятия онлайн, из дома.

Чтобы справиться с кассовым разрывом, колледжи и университеты сокращают расходы, замораживают зарплаты сотрудников и останавливают планы строительства кампусов.

«Мировой порядок изменился», – говорит Сундар Кумарасами, вице-президент по приёму студентов в Северо-Восточном Университете США, где 18% студентов являются иностранными и, возможно, не смогут или не захотят поехать в США осенью.

«Когда мы строили модели развития, у нас не было переменной под названием вирус».

Роберт Земски, профессор Высшей школы образования Пенсильванского университета (автор книги «Стресс-тест колледжа») прогнозирует закрытие 1/5 частных гуманитарных колледжей страны уже в 2020 году (200 из 1000).

По данным Американского совета по образованию (American Council on Education), этой осенью вузы должны ожидать снижения числа учащихся на 15% и снижения доходов от обучения, проживания, питания и других услуг на 45 миллиардов долларов.

Принстонский университет, один из самых богатых в США, с фондом, оцениваемым в 26 миллиардов долларов, объявил о замораживании заработной платы и найма нового персонала. Принстон сокращает все несущественные расходы и не возобновляет трудовые соглашения с некоторыми преподавателями-контрактниками.

«Экономические условия были коренным образом изменены в течение нескольких недель, и университеты по всей стране вынуждены пересматривать каждый аспект своей деятельности. В ближайшие недели и месяцы нам придется сделать несколько трудных выборов», – говорит проректор Принстона Дебби Прентис.

Многие вузы уже сейчас рассматривают возможность остаться полностью онлайн осенью или сократить число студентов в кампусе.

Общая обеспокоенность вузов – студенты бросают учебу, потому что они больше не могут позволить себе обучение.

https://www.wsj.com/articles/coronavirus-pushes-colleges-to-the-breaking-point-forcing-hard-choices-about-education-11588256157
Мир после COVID-19: рефлексия по высшей школе (2/2)

@szhenov для @scienpolicy 2/2

На этом фоне сценарии посткоронавирусного образования будущего от экспертов Всемирного экономического форума выглядят довольно реалистично.

Так, один из прогнозов экспертов подразумевает популяризацию концепции «обучения в любом месте и в любое время» – цифрового образования в различных форматах. Традиционное индивидуальное обучение в аудитории будет дополнено новыми методами обучения – от прямых трансляций до «образовательных воздействий» и использования виртуальной реальности. Обучение может стать привычкой, которая интегрируется в повседневную рутину, то есть истинный образ жизни.

Согласно второму прогнозу, во многих странах станет актуальным трендом формирование учебных консорциумов и коалиций, включая правительства, издателей, специалистов в области образования,вузы, поставщиков технологий и операторов телекоммуникационных сетей.

В третьем прогнозе говорится о расширении в будущем цифровой пропасти, обусловленной зависимостью качества обучения от уровня и качества цифрового доступа: сегодня в сети находится только 60% населения земли.

Авторы канала @RF2035 (среди которых, по моей информации, и спецпредставитель Президента РФ Дмитрий Песков), довольно скептично оценили прогноз экспертов, назвав его простым, очевидным и частично «близким к 0» по реалистичности.

На мой взгляд, простота и очевидность предложенных сценариев-вызовов не говорит о нереалистичности прогнозов.

Действительно, тут нет новизны формулировок, но и такого контекста мир еще не видел: коронавирус сделал ключевой повесткой высшей школы те аспекты, которые ранее были вторичными и перспективными – потому и вузы в целом с большим трудом осмысливают своё будущее в эпоху «новой нормальности».

https://www.weforum.org/agenda/2020/03/3-ways-coronavirus-is-reshaping-education-and-what-changes-might-be-here-to-stay/
Кейс похороненного многими Ким Чен Ына (включая главредов популярных СМИ, получивших вести аж из Китая прямо вчера) служит хорошим напоминанием того, что настоящая жизнь - она всё же в offline.

И если ты давно не был на публике или в паблике - это не значит что ты умер.
Впечатлившись заболеванием Министра Якушева и прочитав публикации в отдельных СМИ, многие горячие головы бросились рассуждать "кто же заразил министра?" Верный ответ - никто.

Валерий Фальков в полном здравии работает в штатном режиме в самоизоляции.
И мы не предполагаем, а знаем.

https://iz.ru/1006971/2020-05-02/ministr-nauki-i-vysshego-obrazovaniia-falkov-ushel-na-samoizoliatciiu
Наши друзья из Лаборатории "Развитие университетов" Института образования НИУ ВШЭ запустили новый еженедельный дайджест "COVID-19: Пандемия и высшее образование", в котором освещают актуальные новости и практики, применяемые университетами во время COVID-19.
Обзор российских практик выходит каждый понедельник, в то время как дайджест, посвященный мировому опыту - каждую пятницу.

https://uni.hse.ru/covid19
ДВФУ продолжает выполнять функции социального лифта для чиновников в образовании.

Михаил Сивцев, Директор департамента среднего профессионального образования и развития профессиональных компетенций ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» назначен Министром образования Якутии.

Надеемся, что выпускник РАНХиГС хорошо помнит и о первом высшем, полученном в СВФУ имени М. К. Аммосова - тут у Михаила Сивцева есть масса возможностей для поддержки alma mater.
Данное заявление доцент ВолГУ сделал не сейчас, а два года назад - именно тогда экс-ректор университета Василий Тараканов озаботился проблемой возросшей критики со стороны общественности в свой адрес.

Кафедра информационной безопасности ВолГУ была создана тогда именно для отбивания информатак на ректора.

Судя по всему, кафедра с задачами справилась так себе, потому что уже в начале 2020 года в университете появился новый руководитель Алла Калинина, имеющая вес в волгоградских бизнес-кругах.

https://news.1rj.ru/str/doxajournal/3675
Алексей Александрович!

И проект Сбербанка хороший, и Александр Григорьевич Асмолов человек заслуженный, в нашей сфере известный и уважаемый (в том числе нами).

Но в целом ваш "первый публичный рейтинг российских экспертов в сфере образования" столь же далёк от фактической расстановки экспертных позиций в образовании, сколько Александр Григорьевич от первого места в рейтинге.

Мы не стали это писать в момент публикации рейтинга в феврале (так как часть из Вашего списка действительно авторитетные эксперты, наши добрые друзья, коллеги или авторы НОП).

Но раз Вы решили чуть педалировать эту историю, не смогли остаться в стороне.

Согласно методике ЦПК, эксперты из рейтинга "выделяются в отдельную влиятельную группу акторов, которые дают квалифицированные оценки действиям властей, формируют особую повестку, а также сильно влияют на мнение целевых аудиторий".

Положа руку на сердце, "влиятельная группа акторов" в рейтинге ЦПК составляет с натяжкой 10 человек.

Основная масса списка, это либо "сбитые летчики", действительно имевшие вес в далёком прошлом (более 3х лет назад), либо конъюнктурщики, не вхожие никуда, но очень стремящиеся в рейтинги, панельные дискуссии и разного рода вебинары в качестве спикеров (в том числе на коммерческих условиях).

В частности, мы уже больше года отказываем четверти из вашего списка топ-экспертов: коллеги настойчиво просят опубликовать коммерческие статьи об их величии, помочь включить их в число участников разного рода дискуссий с чиновниками и ректорами вузов или банально просят ввести их в тот или иной круг общения.

На наш взгляд, Вам бы чуть адаптировать критерии оценки.
При необходимости всегда готовы помочь.

https://news.1rj.ru/str/Chesnakov/1503
А тем временем, многие региональные коллективы и университеты "в поте лица" готовят свои заявки на создание и развитие научных центров мирового уровня, которые будут работать по траекториям приоритетных направлений Стратегии научно-технологического развития.

http://www.xn--l1abtk.xn--p1ai/news/prodlen-srok-podachi-zayavok/
Синтез, а не дилемма

Коллега «Кремлевский безБашенник» задал тон обсуждению двух магистральных векторов развития взаимоотношений власти и активной части общества, которые условно можно обозначить, как пассионарно-индивидуалистский и мобилизационно-коллективистский.

Такие дилеммы имеют долгую историческую подоплеку, и, по сути, имеют фундамент в споре западников и славянофилов, а корни можно искать хоть в петровских реформах.

Тем не менее, мы склонны поспорить по поводу того, что невозможна попытка создания синтетической модели, которая бы включала проявления обоих вариантов отношений государства и гражданского общества.

Несложно увидеть, что политическая система, конструируемая Сергеем Кириенко и его союзниками, пытается взять лучшее от обоих вариантов – а наиболее яркое выражение эта попытка находит в теме волонтерства.

Недавняя встреча президента Владимира Путина с добровольцами показала, что в этом пространстве органичным образом уживается коллективизм («Все вместе против коронавируса») и индивидуализм (добровольный и проактивный характер волонтерства).

В этом смысле работа ведется уже не столько на «поколения 90-х», воспитанных как раз в духе политической многовекторности и эксплуатационно-потребленческой морали. Акцент делается на более молодых – на «поколения Путина», которые в значительной степени лишены многих наследственных болезней Советского союза.

Волонтерство – это явный пример создания управляемого низового общественного движения, grass-rout movement, которое было бы настроено одновременно и индивидуалистически (каждый сам принимает решение, в чем помочь и помогать ли вообще), и коллективистски (причем вполне отчетливо с применением идеи «малых шагов»).

Благодаря активному развитию добровольчества власть получила прослойку активных и лояльных молодых (кстати, не только – вспомним о волонтерах «серебряного возраста») людей, которые разделяют базовые артикулируемые ценности «трансферной России» – акцент на качество жизни, человекосбережение и развитие человеческого капитала.

Национальная идея – важнейший компонент идеологии государства, но не менее значимо «низовое настроение». Разница между коллективизмом и индивидуализмом проходит не между первомайскими демонстрациями и культом персонального потребления, а скорее по тонкой грани посреди двух базовых идеологем: «вместе – мы сила» и «это не мои проблемы».

Российское гражданское общество, сформированное в основном из представителей перестроечной эпохи или «лихих 90-х», активно растворяется в различных формах социальной активности более молодых поколений.

Коронавирус – это приговор российской оппозиции (что парламентской, что внесистемной). Ни яркие эскапады КПРФ и ЛДПР, ни очередные «громкие расследования» Навального по степени воздействия не сравнятся с простой и ставшей распространенной картиной – как молодые добровольцы привозят продукты и лекарства пенсионерам, а еду – врачам.

Кремль смог четко увязать общую социальную ориентированность государства с конкретикой волонтерства. Это добавляет ему очков в предстоящем голосовании по поправкам в Конституцию. Разделенная ответственность в «новой социалке» означает усиление гражданственности сознания достаточно широкой группы населения – причем как волонтеров, так и получателей помощи.

По сути, в этом и есть «новый общественный договор» – государство однозначно берет на себя заботу о самых незащищенных категориях граждан, создавая не только новые механизмы выделения финансовой помощи, но и условия для запуска замкнутого цикла взаимопомощи внутри российского общества.

Это проявляется и на уровне риторики – каждый должен в ситуации эпидемии проявить ответственность, но при этом справиться с бедой можно лишь совместными усилиями. Через траектории добровольчества развивается синтез индивиудалистской и коллективисткой этики (последняя – частично даже в осовремененных общинных установках), а социальные лифты и профессиональные конкурсы также дают пространство для реализации идеологии self-made (wo)man.

https://news.1rj.ru/str/kremlebezBashennik/13528
ДПО в вузах «здесь и сейчас»: опережающий отклик на вызовы социально-экономической напряжённости в эпоху коронавируса (1/5)

В качестве первоочередной меры по преодолению социально-экономической напряженности в обществе и особенно - на рынке труда - система высшего образования может предложить серьезное увеличение масштабов программ дополнительного образования для взрослых.

Как показал опыт реализации федерального проекта «Новые возможности для каждого» в 2019 году, вузы – приоритетный партнер для взрослого населения. Они оказались способны менее чем за месяц вовлечь почти 150 тысяч граждан из почти 50-ти субъектов Российской Федерации в обновление навыков.

Используя собственные средства и сочетая в составе образовательных продуктов оффлайн и онлайн компоненты, университеты обеспечивали приемлемую стоимость востребованных программ: от 5 до 10 тысяч рублей за одного человека.

Наши источники в МШУ «Сколково» и Проектом офисе проекта 5-100 сообщают, что у коллег существует мнение: нацпроектное развитие системы обновления навыков взрослых в университетах рекомендуется предусмотреть по сценарию его включения в показатели топовых (5-100) или опорных вузов.

Знаем, что похожий сценарий реализации ФП «Новые возможности для каждого» (не сейчас, но на 2021 год) рассматривается и нашими уважаемыми коллегами - ответственными исполнителями в Минобрнауки.

Позволим себе подискутировать с коллегами – мы убеждены что инструмент развития внутривузовских систем ДПО в рамках нацпроекта «Образование» обязательно нужно сохранить для всей системы высшего образования в целом, а не только для приоритетного круга вузов.

И обязательно – в качестве мероприятий самостоятельного федпроекта, а не присоединённого к укрупнённым показателям оценки университетов.

Реализация данного механизма подтверждается опытом систем высшего образования европейских стран и государств-членов ОЭСР и достигается за счет ряда объективно работающих стимулов:

– Развитие сегмента программ дополнительного профессионального образования способно принести существенный доход широкому спектру российских вузов особенно в условиях снижения их проектного финансирования. В России емкость внебюджетного рынка программ дополнительного образования взрослых оценивается почти в 125 млрд рублей (с уровнем участия вузов в этом рынке от 5 до 25% в зависимости от региона). Более того, университеты смогут расширить свое присутствие на этом рынке вследствие вынужденного снижения объемов образовательных программ со стороны корпоративного сегмента образования и их аутсорсинга.

– Увеличивающийся спрос запустит в университетах процесс «распаковки» основных профессиональных образовательных программ с выделением самостоятельных востребованных модулей («микростепеней») – наиболее подготовленных ранее в ходе реализации научно-технических проектов и налаженного взаимодействия с реальным сектором экономики в регионах, в том числе с использованием вновь созданной высокотехнологической базы для образовательного процесса взрослых.