Кофебрейк на семиотику – Telegram
Кофебрейк на семиотику
526 subscribers
28 photos
5 videos
6 files
41 links
Профессор Школы коммуникаций НИУ ВШЭ Людмила Запорожцева о семиотике рекламы и брендинге www.semiogeek.com/rus

Сюда выкладываю книги, исследования и кейсы из моей практики
Download Telegram
Приветствую всех! Меня зовут Людмила Запорожцева, я Ph.D. в области семиотики, профессор НИУ ВШЭ, а это мой канал о семиотике в рекламе, брендинге и об актуальных кодах культуры. Сюда выкладываю актуальную литературу #чтопочитать , лекции #чтопослушать , современные исследования и кейсы о семиотике в рекламе из своей практики. Welcome! ☕️🍰
👍5🔥3
7 декабря в Москве в Арарат Парк Хайятт состоялся зимний филиал главной конференции пиарщиков #balticweekend под названием #bwinter. ❄️

Из главного наблюдения: в коммуникациях и пиаре замечен сильный тренд на восток, кажется, пришло время даже не учить, а уже знать китайский всем нам. Грядущий 2024 год дракона жирно намекает! 🐉

Из кейсов: завораживающий проект первой соцсети для людей с синдромом дауна Мой сайт, помогающей таким людям социализироваться и научиться взаимодействовать в социальных сетях.

Еще один проект от ИРИ «Как все», про людей с ограниченными физическими возможностями, которые смогли вопреки всему воплотить свои мечты и состояться в жизни. Удивительная 31 история, которые рекомендую пересматривать, когда совсем опускаются руки: улыбающиеся, счастливые люди вопреки дцп, генетическим болезням, люди, живущие полноценной жизнью и умеющие вдохновить весь мир! Среди известных уже вам: Юлия Самойлова, участница Евровидения.

Ну и из забавного, услышала, что в русскоязычном дискурсе вместо ESG повестки обсуждают ЭКГ 🤔 (и это не электрокардиограмма, а экология-кадры-государство), а еще говорят про антропоцентричность. Просто представила, как на встрече совета директоров крупного металлургического комбината встает гендир и говорит: «А об антропоцентричности нашего комбината доложит начальник транспортного цеха»

Но кстати про инновационные производства тоже есть наблюдения. Исколнительный директор компании ЭФКО Сергей Иванов (занимаются пищевыми технологиями и выращиванием мяса в пробирке) рассказал, что они в компании корпоративно изучают философию и культурологию, чтобы лучше понимать смыслы окружающего мира. Это не может не вдохновлять!
🔥3👍1
Судя по #bwinter в индустрии рекламы опять модно стало говорить про смыслы: «бизнес со смыслом», «маркетинг со смыслом», ESG повестка и т.д. В целом Ф.Котлер о важности смыслов в маркетинге писал во всех своих книгах, а особенно в «Маркетинг 3.0». Тем не менее индустрия на практике открывает для себя это знание, при этом говоря о смыслах, практики часто забывают о главном: важности контекста. Смыслы в культуре очень подвижны, уязвимы и зависимы от контекста, в котором они разрабатываются и живут. Меняется контекст - меняются смыслы. Часто на противоположные. Потому что живем мы в эпоху метамодерна, где все колеблется, как на нити маятника. Так что уже невозможно делать «бизнес со смыслом», остается делать только «бизнес со смыслом внутри конкретно определенного контекста». Но об этом в другой раз.
👍4🔥2
Самокат выкатил новогодний ролик, в котором очень точно использовал культурный код, развенчивающий миф о чуде: нам показывают, что за волшебством в нашей жизни стоят реальные люди и мы сами. Вдохновляющая машинерия чуда и попадание в яблочко в контексте современной культуры. 🏆
7
1996_Lotman_Yu_M_Vnutri_myslyaschikh_mirov_Chelovek_text_semiosfera.pdf
24.8 MB
#чтопочитать о семиотике для начала:
1. D.Chandler “Semiotics for beginners”
2. P.Cobley and L.Jansz “Introducing Semiotics”
3. Ч.У.Моррис «Основания теории знаков»
4. Ю.Лотман «Семиосфера»
7
Который год бренд Боржоми играет на идее воскрешения населения после саморазрушительного празднования 31 декабря.

Новый год у нас в культуре особый праздник, в центре которого очень сильный фокус внимания на символической смерти/хтоническом перерождении. И для тех, кто не успел за одну ночь, существует магический коридор: «С первого и по тринадцатое с песнями, шутками, танцами-е».

Но здесь хотелось бы отметить, что судя по нашему недавнему исследованию, этот культурный код утрачивает актуальность. Постепенно набирает силу целый спектр кодов сознательного выбора и осознанного празднования в том числе Нового года. Но Боржоми об этом пока не знает и выезжает вот уже много лет на одной и той же рекламе по инерции.

Ну и вдогонку еще один пример этого пока еще сильного кода культуры от м-видео «Поможем вам включиться» под иронично бессмертную музыку Чайковского.

#новыйгод #культурныйкод
🔥8
В новом мультфильме Х.Миядзаки «Мальчик и птица» (как и во всех его фильмах) очень наглядно продемонстрированы особенности универсального мифологического мышления. Если еще не смотрели и планируете, обратите внимание на инверсию и взаимозаменяемость смыслов (мужское/женское, живое/мертвое, рождение/смерть, старик/ребенок). Миядзаки искусно использует такие оппозиции, выстраивая свои сюжеты, из-за чего сложно отличить: это авторское кино или экранизация народной сказки/легенды.

Раскрытие сюжета через бинарные оппозиции в том числе можно использовать и для создания современной мифологии брендов. Поэтому для развития умения различать бинарные оппозиции достаточно полезно анализировать в том числе фильмы Миядзаки.
3
#чтопочитать про бинарные оппозиции:

1. Базовый труд на эту тему, объясняющий, как так сложилось, что у человека появилась потребность делить все на два 😉 Вяч.Иванов «Чет и нечет: Асимметрия мозга и знаковых систем»

2. К.Леви-Стросс «Мифологики: Сырое и приготовленное» - чуть более сложный текст на примере эмпирического материала реальной мифологии индейцев Бороро.

3. А еще предлагаю #чтопосмотреть лекцию на Дмитрия Баранова «Дом наизнанку» на материале нашего отечественного фольклора. Он рассказывает про Бабу-Ягу, почему в избушке на курьих ножках нет «ни окон, ни дверей», почему «нельзя сидеть на пороге» и т.д. И все это про мифологическое мышление и бинарные оппозиции.

На этой лекции я была лично, она вас потрясет, я гарантирую 😀💫
3💔2
Вы замечали, что чем ближе Новый год, тем интенсивнее все его ждут? И хотя ожидание присутствует в нашей жизни и в других ситуациях, но с Новым годом в российской культуре связано особенно мучительное томление.

Дело в том, что НГ - праздник перерождения, обновления. Он приобрел статус переходного, инициационного. А ритуалу инициации/трансформации всегда предшествует тщательная подготовка. Поэтому культура бережно сохраняет тексты, описывающие подготовку к Новому году, для механизма культуры это точно важнее самой праздничной ночи. (Так же, как и все сказки оканчиваются словами «И жили они долго и счастливо» без подробностей).

Мы видим в фильмах и рекламе, как герои отчаянно стараются завершить дела, выбросить старое, украсить дом 🎄 , приготовить особенную еду, подобрать специальную одежду 👗 , наконец, некоторые даже ходят в баню (в «Иронии судьбы» воспроизведен старинный обычай ритуального очищения, предшествующий инициации), чтобы символически переродиться под бой курантов и начать год с чистого листа.
🍾52
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
…но что случится, если Новый год не наступит, а человек застрянет в моменте ожидания? Можно ли зафиксировать фигуру ожидания саму по себе?

Этими вопросами задался современный художник В.Абих и провел арт-исследование, в котором один из сюжетов назывался «Ожидание Нового года». Это был эксперимент по конструированию опыта интенсивного ожидания. Представьте себе комнату, куда входил один зритель и оставался наедине с зацикленным видео курантов, в котором подготовительный перезвон не завершался финальным боем. И это могло длиться бесконечно. Посетители этой инсталляции практически сходили с ума от мучительно-длящегося подготовительного перезвона, за которым не следовал момент, «когда часы двенадцать бьют», то есть Новый год все никак не наставал (проверьте свои ощущения от видео выше 😉).

О чем нам говорит этот арт-объект? О том, что в ожидании важного события время ощущается интенсивнее и мучительнее.

Поэтому помните, что в подготовке к празднику важно не застрять, чтобы подготовка не превратилась в пытку💫
🎄52
#чтопочитать про маркетинговую семиотику: рекомендую две книги канадской коллеги в области семиотики Лауры Освальд, в которых она рассказывает о своих кейсах.

1. Oswald L. Marketing Semiotics (2012)

2. Oswald L. Creating Value: Theory and Practice of Marketing Semiotics (2015)
🙏52
Что такое культурный код?

Это понятие сейчас всюду используют и в коммуникациях, и в бизнесе, и в политике.

М. Эпштейн в книге «Первопонятия» определяет его , как
систему знаков и понятий, определяющих наше бытие в культуре.


Сам термин «код» семиотический и встречается в разных моделях, описывающих процесс коммуникации. Например, Р.Якобсон код понимает как предпосылку к понимаю между двумя участниками коммуникации (скажем, если вы с другим человеком разработали секретных язык жестов, известный вам двоим, вам доступен общий код для коммуникации, не зная который другие люди не поймут, о чем вы говорите).

Таким образом, простыми словами, код - это ключ к понимаю информации, которую сообщают друг другу. А культурный код - это ключ к понимаю культуры.

#культурныйкод
👌32🗿1
Культурные коды описывают представления о существующих в культуре понятиях. Например, одной из универсалий культуры является дом.

Дом 🏠 нужен каждому человеку ( так же как и укрытие нужно каждому живому существу). Человек старался соорудить себе жилище на протяжении всей истории. Однако очевидно, что дом в эпоху неолита, в эпоху Средневековья и сегодня отличаются. Что уж там говорить, если представление о доме существенно трансформировалось на наших глазах в самой новейшей истории, а именно во время и после пандемии 2019-2020.

Об этом и других кодах дома в современной культуре я рассказывала в презентации для телекомпании HGTV «Дом вчера, сегодня, завтра», для которой мы в Школе коммуникаций проводили культурно-семиотическое исследование в конце 2021 года.

С тех пор мало что изменилось, поэтому исследование остается актуальным и по сей день.

По ссылке можете послушать результаты наших поисков комфортного дома для современного жителя большого города. 🏠

#кодкультуры #дом
❤‍🔥3👍21
Кто должен готовить дома?

Можно ли отдать закупку продуктов и приготовление помощницам/помощникам? Испокон веков этим занималась женщина, даже если она работала. Она была хранительница очага в прямом и переносном смысле.

Сегодня в больших городах с развитой системой доставки продуктов и готовой еды для многих этот вопрос даже не возникает, что находит отражение и в культуре.

Любопытно при этом сравнивать, как в фильмах, рекламе показано отношение к вопросу приготовления еды в разные десятилетия. Это то что мы и называем кодами культуры. 💫

Давайте сравним двух героинь: одну из американского рождественского фильма "Чудо на 34-й улице" (1994) , а другую из современной российской рекламы пельменей "Сибирская коллекция" (2021).

Обе героини состоявшиеся успешные женщины: одна из Нью-Йорка начала 90-х, вторая из российского города-миллионника начала 20-х.

Первая героиня работает PR-директором в самом известном ТЦ Нью-Йорка и воспитывает сама шестилетнюю дочь. Приглашая в День благодарения друга семьи на ужин, она заказывает еду в ресторане, представляя ему, будто она сама готовила весь день. Дочь ее выдает и сообщает гостю, что еда-де из ресторана, как и десерт. (Девочка носитель более прогрессивных взглядов, развивающего кода культуры: не видит ничего зазорного в том, что работающая весь день мама заказала еду). Но героиня одергивает дочь и произносит вслух: "Нет, я сама готовила весь день", хотя все втроем знают, что она провела весь день в офисе. Заметно, как героине стыдно признать, что готовила не она сама.

Героиня современного сюжета просто заявляет: "Я не люблю готовить. И не буду!". Ей даже оправдываться не нужно. Имеет право.

Фильм кстати очень рекомендую! 🎄

#кодкультуры #кодженственности
4🔥1